прот. Дионисий Свечников
Девять советов для борьбы с грехом

1. Зрите в корень

Всякая про­блема имеет при­чины и след­ствия. Попа­дая на прием к врачу, паци­ент слышит вопрос: «Что вас бес­по­коит?», и за этим сле­дует подроб­ный опрос о симп­то­мах, если необ­хо­димо, назна­ча­ются ана­лизы и обсле­до­ва­ния. Всё это нужно для того, чтобы врач полу­чил полную кар­тину забо­ле­ва­ния и уста­но­вил его при­чину. Это необ­хо­димо для того, чтобы назна­ча­е­мое лече­ние было эффек­тив­ным. Гра­мот­ный врач нико­гда не огра­ни­чится лече­нием симп­то­ма­тики, но всегда найдет источ­ник забо­ле­ва­ния и поста­ра­ется устра­нить его. Если же только сни­мать симп­томы и при этом не лечить само забо­ле­ва­ние, то это будет крайне неэф­фек­тивно. Болезнь раз за разом будет обост­ряться, и каждый раз послед­ствия будут всё более слож­ными.

Так и в духов­ной жизни – не найдя пер­во­при­чину, можно сколь угодно долго раз­гре­бать завалы грехов, но так и не прийти к дея­тель­ному пока­я­нию. Напри­мер, такие грехи, как осуж­де­ние, зависть, нена­висть, раз­дра­же­ние, уныние и многие другие имеют в своей основе грех гор­дыни. Не борясь с гор­ды­ней, невоз­можно пере­стать осуж­дать людей. Каждый раз после испо­веди осуж­де­ние будет вновь и вновь воз­вра­щаться в раз­лич­ных формах, а кажу­ща­яся невоз­мож­ность избав­ле­ния от него может дове­сти до уныния. Поэтому нужно ана­ли­зи­ро­вать свою жизнь, и кри­те­рием такого ана­лиза всегда явля­ется Еван­ге­лие, запо­веди Божьи. Ана­ли­зи­руя ситу­а­ции, поступки, отно­ше­ния с дру­гими людьми, ищите то самое начало, откуда воз­никла про­блема, и именно его рас­смот­рите с пози­ции Еван­гель­ского учения. Если обрели пер­во­при­чи­ной грех, то это именно то, в чем надо каяться и с чем нужно бороться. Именно этот, началь­ный, грех «оброс» дру­гими гре­хами и стал в сово­куп­но­сти с ними некой непро­би­ва­е­мой стеной, он лежит в фун­да­менте. Раз­ру­шив фун­да­мент, будет легче раз­гре­бать «завалы» из других грехов.   

2. Пре­се­кайте в корне

Грех подо­бен неболь­шому снеж­ному кому, кото­рый ска­ты­вают с горы. Катясь по уклону, ком наби­рает ско­рость, соби­рает в себя всё больше и больше снега и в итоге пре­вра­ща­ется в снеж­ную лавину, кото­рую ничто не может оста­но­вить. Гораздо проще оста­но­вить ком из соб­ствен­ных грехов в самом начале пути, не дав ему набрать ско­рость, не дожи­да­ясь, пока он вырас­тет и, подобно лавине, начнет сме­тать всё на своем пути, пуская под откос всю жизнь.

Каждый навер­няка знает, как раз­ви­ва­ется грех осуж­де­ния. Сна­чала при­хо­дит помы­сел, потом он «обрас­тает» мыс­лями, а затем в раз­го­воре с кем-то он выра­жа­ется языком. И чем больше гово­ришь, осуж­дая кого-то, тем больше и глубже погру­жа­ешься в этот грех. Пере­мы­вать чужие кости – заня­тие, кото­рое многие не только не отме­тают от себя, но и любят. Такая любовь к осуж­де­нию и сплет­ням гово­рит лишь об одном – чело­век не боролся с гре­хов­ными мыс­лями с самого начала, не вос­при­нял их как нечто про­тив­ное Богу, а, приняв, сделал своими, холит их и лелеет. А уж повод для осуж­де­ния всегда най­дется, ведь «все вокруг плохие, а я не такой».

3. При­зы­вайте имя Божье

В деле борьбы с грехом чрез­вы­чайно важна молитва. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), – гово­рит Гос­подь. Если чело­век само­на­де­янно думает, что он спо­со­бен всё сде­лать сам, то неуди­ви­тельно, что его попытки не вен­чают успехи. Только с Божьей помо­щью можно успешно бороться с гре­хами, стра­стями и бесов­скими напад­ками. И этой помощи не полу­чить без живой и искрен­ней молитвы. Несо­мненно, Гос­подь и так знает все наши нужды и скорби. А если чело­век ленится про­сить у Бога помощи, то будет ли Он ему помо­гать? Мы вряд ли сможем с уве­рен­но­стью отве­тить на этот вопрос, только Бог знает ответ. Но Гос­подь Иисус Хри­стос учит нас: «истинно говорю вам: о чём ни попро­сите Отца во имя Моё, даст вам» (Ин.16:23). Итак, молиться о помощи Божьей в борьбе с грехом необ­хо­димо. Делать это надо с усер­дием, можно и своими сло­вами.

4. Регу­лярно при­бе­гайте к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния

Нет ничего более дей­ствен­ного в борьбе с грехом, чем испо­ведь и при­ча­стие. Испо­ведь – Таин­ство Пока­я­ния, в кото­ром искренне испо­ве­ду­ю­щий грехи свои при види­мом изъ­яв­ле­нии про­ще­ния от свя­щен­ника неви­димо раз­ре­ша­ется от грехов Самим Богом. Пока­я­ние – это не только осо­зна­ние своих грехов, но и исправ­ле­ние. В гре­че­ском ори­ги­нале пока­я­ние звучит как «мета­нойа», что дословно пере­во­дится как «исправ­ле­ние ума». Таким обра­зом, именно исправ­ле­ние ума, изме­не­ние отно­ше­ния к греху, сле­ду­ю­щие за его осо­зна­нием, лежат в основе пока­я­ния. И именно испо­ведь помо­гает очи­ститься от греха и начать исправ­ле­ние. И силы для такого исправ­ле­ния мы полу­чаем в Таин­стве Евха­ри­стии, при­ча­ща­ясь Тела и Крови Спа­си­теля. Сколько бы мы ни ста­ра­лись, без Бога в деле пока­я­ния не можем сде­лать ничего (Ин.15:5), и всё можем в укреп­ля­ю­щем Иисусе Христе (Фил.4:13).

5. Сосре­до­точь­тесь на про­блеме

Осо­зна­вая свою гре­хов­ность, порой хочется каким-то неве­ро­ят­ным уси­лием взять и побе­дить все стра­сти сразу. Но это невоз­можно. Даже если пытаться бороться одно­вре­менно с несколь­кими стра­стями, то духов­ных сил часто не хва­тает, полу­ча­ется рас­се­я­ние, и из-за этого вся духов­ная борьба сходит на нет. Гораздо пра­виль­ней будет быть после­до­ва­тель­ным и сосре­до­то­читься на посиль­ной ноше – борьбе с той или иной стра­стью. В этом отно­ше­нии очень удобны мно­го­днев­ные посты. К при­меру, в один из постов можно поста­вить задачу бороться с грехом чре­во­уго­дия. Это не озна­чает, что как только закон­чится пост, можно вдо­воль усла­диться этой стра­стью, бороться с чре­во­уго­дием порой при­хо­дится очень долго. Но усерд­ная духов­ная работа и сугу­бая молитва о помощи Божьей в борьбе со стра­стью хотя бы в тече­ние мно­го­днев­ного поста вряд ли прой­дут неза­метно. Таким обра­зом, после­до­ва­тель­ное сосре­до­то­че­ние на борьбе с кон­крет­ными гре­хами и стра­стями при­не­сет гораздо больше пользы, чем рас­се­я­ние сил на борьбу со всем сразу.

6. Сове­туй­тесь с духов­ни­ком

Одна голова хорошо, а две лучше – гласит народ­ная муд­рость. А если вторая голова еще и имеет боль­ший духов­ный опыт и больше духов­ных знаний, то грех этим не вос­поль­зо­ваться. Духов­ник – это свя­щен­ник, кото­рый помо­гает расти духовно, настав­ляет в вере и бла­го­че­стии, при­ни­мает испо­веди. Чем больше чело­век стре­мится быть ближе к Богу, тем силь­ней опол­ча­ется на него лука­вый. Бесов­ские козни могут быть изощ­рен­ными и хит­рыми, неза­мет­ными на первый взгляд. Но они, несо­мненно, ведут к совер­ше­нию тех или иных грехов. Обще­ние с опыт­ным духов­ни­ком помо­гает обна­жить козни лука­вого и не впа­дать в новые грехи. Хри­сти­а­нин – это воин, кото­рый обре­тает опыт в битвах с неви­ди­мым про­тив­ни­ком. Но как воину нужен опыт­ный коман­дир, так хри­сти­а­нину нужен настав­ник – духов­ник.

7. Изу­чайте опыт Церкви

У Церкви бога­тей­ший опыт духов­ной борьбы, огром­ное насле­дие тво­ре­ний святых отцов. Раздел пра­во­слав­ного бого­сло­вия, кото­рый изу­чает про­цесс воз­рож­де­ния, исце­ле­ния пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства в про­цессе осу­ществ­ле­ния хри­сти­ан­ского подвиж­ни­че­ства, име­ну­ется аске­ти­кой. Изу­че­ние этой науки даст воз­мож­ность изу­чить духов­ный опыт хри­сти­ан­ских подвиж­ни­ков (аске­тов), уже про­шед­ших более или менее дли­тель­ный путь духов­ного воз­рож­де­ния и пре­об­ра­же­ния. Этот живой опыт Церкви может и должен быть вос­тре­бо­ван всяким, жела­ю­щим вести актив­ную духов­ную жизнь, немыс­ли­мую без духов­ной брани, кото­рая «не против крови и плоти, но против начальств, против вла­стей, против миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, против духов злобы под­не­бес­ных» (Еф.6:12).

8. Моли­тесь святым, кото­рые пре­успели в борьбе с грехом

В Церкви есть древ­няя тра­ди­ция про­сить о помощи святых угод­ни­ков. Осо­бенно тех, кто пре­успел в борьбе с грехом и явля­ется добрым при­ме­ром для пра­во­слав­ных хри­стиан. Так, о помощи в борьбе с блуд­ной стра­стью, среди прочих, молятся прп. Марии Еги­пет­ской, кото­рая была блуд­ни­цей и стала вели­кой святой.

9. Не ждите быст­рых резуль­та­тов

Очень наивно пола­гать, что резуль­таты духов­ной борьбы не заста­вят себя долго ждать. Во-первых, это во многом борьба с самим собой, со своими стра­стями, кото­рые холили и леле­яли годами и даже деся­ти­ле­ти­ями. Это, пожа­луй, и есть глав­ный бастион, кото­рый нужно сокру­шить. Но кому же хочется долго и упорно бороться с самим собой и сокру­шать один за другим оплоты стра­стей? Во-вторых, стра­сти подо­гре­ва­ются лука­вым, а этот враг рода чело­ве­че­ского просто так не сда­ется. Чем больше чело­век про­яв­ляет усер­дия в духов­ной брани, тем злее ста­но­вятся нападки бесов, тем изощ­рен­ней ста­но­вятся их уловки. Но с Божьей помо­щью воз­можна победа и над собой, и над лука­вым. Дер­зайте!

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки