Диспенсационализм

Литература по теме

Диспенсационали́зм – неопротестантское учение о том, что история взаимоотношений Бога с человечеством проходит ряд этапов (диспенсаций), причем внутри каждой диспенсации набор условий спасения отличается. Диспенсация – это то же самое домостроительство спасения, которое объявляется не цельным, а дискретным.freepik modern city at night people floating upward into c 6752 1 – Диспенсационализм

Хотя количество диспенсаций у разных авторов отличается, однако у всех сохраняется важнейший признак, ради которого и появился диспенсационализм: сейчас идет диспенсация благодати (т.е. Нового Завета), раньше была диспенсация закона (т.е. Ветхого Завета), а впереди – диспенсация великой скорби, в которой евреи сами собой под влиянием чтения Библии станут христианами, а нынешние евангелики будут мгновенно и невидимо «восхищены» от ужасов правления антихриста. Поскольку это «восхищение Церкви» случится до великой скорби (англ. tribulation), другое название диспенсационализма – претрибулационизм. Или, точнее, диспенсационализм как богословский и экзегетический метод является фундаментом претрибулационизма как эсхатологического учения.

Великая скорбь представляется для диспенсационалистов совершенно невообразимой, хотя она и не помешает евреям уверовать во Христа. Став основной движущей силой в христианстве, евреи останутся таковыми и в диспенсации тысячелетнего царства, в которой снова будет действовать закон Моисеев. А евреи будут евангелизировать переживших Армагеддон, хотя в конце концов опять случится всеобщее восстание грешников против Христа, новое Второе пришествие и воскресение мертвых, еще один Страшный суд, и только потом вечность. Диспенсационалисты утверждают, что они основываются на исключительно буквальном толковании библейских пророчеств, хотя сами толкуют их по-разному.

Второй важный для диспенсационалистов экзегетический метод – противопоставление духовных обетований Церкви и земных благословений Израилю, причем последние якобы лишь ждут своего исполнения. Конечно, тем самым категорически отрицается полнота Церкви как единства всех верных под единым Главой Иисусом Христом. Нынешняя диспенсация благодати началась, видимо, в день Пятидесятницы (т.к. до нее в полноте действовал закон Моисеев), поэтому согласно диспенсационализму, строго говоря, Евангелие было обращено не к Церкви, а к иудеям.

Как видно, диспенсационализм добавляет к ошибкам милленаризма (т.е. хилиазма) новые, совершенно фантастические детали, сохраняя небиблейские и нецерковные идеи двух или нескольких Вторых пришествий (количество зависит от масштабов «поэтапных восхищений»), воскресений мертвых и судов. При этом многочисленные суды и воскресения будут ориентированы на разные категории людей – верующих и неверующих, христиан и иудеев, живших в те или иные времена.

Возникнув в середине XIX в. и став популярным в связи с двумя мировыми войнами, сегодня диспенсационализм – это ведущая эсхатологическая доктрина у евангеликов, баптистов, пятидесятников и харизматов, а также у некоторых классических протестантов. Он преподается примерно в 200 библейских институтах в США, а в России отражен в стандартных исповеданиях веры баптистов и пятидесятников начиная с вероучений ЕХБ 1985 и 1997 гг. Как правило, евангелики-фундаменталисты – всегда диспенсационалисты. На массовом уровне вера в скорое «восхищение» была особенно сильна в 1970-1980-х гг., когда при Рейгане богословы-диспенсационалисты были консультантами Пентагона, а на бамперах множества машин в США были приклеены надписи, предупреждающие об опасности, что этот водитель может быть внезапно восхищен.

Несмотря на обилие разных версий диспенсационализма, можно выделить два основных подхода.

1) Классический диспенсационализм предполагает, что «восхищение Церкви» случится внезапно и без всяких предшествующих признаков. Восхищены будут все верные сразу, а кто останется – это неверные, евреи и язычники, которые подвергнутся всем ужасам правления антихриста. Некоторые диспенсационалисты, впрочем, учат о поэтапном восхищении по мере готовности каждой очередной партии верующих. По мнению классических диспенсационалистов, это ведет к размыванию единства события восхищения и нарушении принципа спасения по вере.

2) В свою очередь, в многомиллионных книжных бестселлерах и в лидерах кинопроката пропагандируется популярный диспенсационализм. О масштабах распространения поп-диспенсационализма свидетельствуют, например, цикл из 16 романов «Left Behind» («Оставленные») общим тиражом более 65 млн. экз., а также книга «Покойная великая планета Земля» с общим тиражом 28 млн. экз., написанная Хэлом Линдси и переведенная на 54 языка. Эта концепция вводит различные признаки, по которым можно опознать скорое «восхищение». Эти признаки связаны с экономическим и политическим возвышением государства Израиль, а также с экономическим и политическим могуществом евреев вообще и иудеев в первую очередь. Большое значение придается также деятельности Гога и Магога (или Гога из земли Магог): им считался, конечно, СССР, который должен был напасть на Израиль. «Убедительным доказательством» такого отождествления были топонимы из Иез.38–39: Мешех (=Москва) и Фувал (=Тобольск), а также слово «рош» («начальник» из Иез.38:2 по Септуагинте) и представление, что потомки Иафета после потопа переселились за Черное и Каспийское моря. После распада СССР, несмотря на радикальное изменение политической обстановки, статус «Гога из земли Магог» ведущие богословы усвоили РФ, что стимулирует отрицательное отношение европейских и особенно американских политиков-фундаменталистов к РФ. На этом примере хорошо видна библейская аргументация эсхатологических построений диспенсационализма.

Диспенсационалисты обычно являются и христианскими сионистами, которые на всех уровнях стараются заботиться об интересах иудеев и государства Израиль, особенно содействуя помощи в репатриации туда евреев. Пик их могущества, по мнению христианских сионистов, приведет к появлению антихриста из числа евреев и к началу семилетия великой скорби, которая одновременно станет семидесятой седминой Даниила (Дан.9:27), поэтому они учат о разрыве семидесяти седмин. Но сами диспенсационалисты, конечно, немедленно будут восхищены на небо и избегнут земных проблем, которые выпадут на долю оставленных.

Таким образом, объективно диспенсационализм в практической плоскости работает на укрепление евреев и Израиля и на подготовку к приходу антихриста. В радикальных формах он предполагает даже отказ от проповеди евреям, потому что у них сохраняется особый путь спасения, который вскоре и будет реализован во время великой скорби. Еще один фантастический элемент диспенсационализма – представление, что при антихристе уверует во Христа безо всякой проповеди абсолютно «весь Израиль» (Рим.11:26).

Находясь на позициях фундаментализма, диспенсационалисты постоянно пребывают в полемике как между собой, так и с другими конкурирующими доктринами, в первую очередь с амилленаризмом и посттрибулационизмом (подробнее об этой полемике и о прочих эсхатологических учениях евангеликов см. в книге: Ложные пророчества о будущем в свете Христовой истины, гл. 3).

Комментировать

Загрузка формы комментариев...