Хра­не­ние ума и сердца

***

Хране́ние ума́ и се́рдца — выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской прак­тике и лите­ра­туре, озна­ча­ю­щее: соблю­де­ние ума и сердца от сле­до­ва­ния гре­хов­ным мыслям (помыс­лам) и гре­хов­ным чув­ствен­ным ощу­ще­ниям, воз­ни­ка­ю­щим в сердце, а также предо­хра­не­ние ума и сердца от воз­ник­но­ве­ния в них гре­хов­ных помыс­лов и ощу­ще­ний соот­вет­ственно (см. также: трез­ве­ние).

Хра­не­ние ума и сердца от гре­хов­ных дей­ствий невоз­можно одними уси­ли­ями чело­века, поскольку само чело­ве­че­ское есте­ство зара­жено грехом. Хра­не­ние ума и сердца дости­жимо только с помо­щью Боже­ствен­ной бла­го­дати. Именно поэтому хра­не­ние ума и сердца нераз­рывно свя­зано с молит­вен­ным подви­гом.

В пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской прак­тике хра­не­ние ума и сердца заклю­ча­ется в соеди­не­нии ума и сердца (в «соче­та­нии ума и сердца», «пре­бы­ва­нии ума в сердце», «низ­ве­де­нии ума в сердце») в едином молит­вен­ном при­зы­ва­нии Иисуса Христа: «Собери ум свой в сердце и оттуда мыс­лен­ным воплем при­зы­вай на помощь Гос­пода Иисуса, говоря, «Гос­поди Иисусе Христе, поми­луй мя» (св. Гри­го­рий Синаит).

Хра­не­ние ума и сердца также названо умным (или умно-сер­деч­ным) дела­нием, поскольку нераз­рывно свя­зано с непре­стан­ной молит­вой Иису­со­вой. Плодом хра­не­ния ума и сердца явля­ется «очи­ще­ние есте­ства, и чистоте пода­ва­е­мая сверхъ­есте­ствен­ная бла­го­дать Свя­того Духа» (св. Нико­дим Свя­то­го­рец).

***

См. УМНОЕ ДЕЛА­НИЕ, БОРЬБА С ПОМЫС­ЛАМИ, ПОДВИЖ­НИ­ЧЕ­СТВО, УМ, СЕРДЦЕ, ИСИ­ХАЗМ, МОЛ­ЧА­НИЕ, ОЧИ­ЩЕ­НИЕ УМА

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки