Хранение ума и сердца

AAA
(22 голоса4.8 из 5)

 

Хране́ние ума́ и се́рдца — выражение, употребляемое в православной аскетической практике и литературе, означающее: соблюдение ума и сердца от следования греховным мыслям (помыслам) и греховным чувственным ощущениям, возникающим в сердце, а также предохранение ума и сердца от возникновения в них греховных помыслов и ощущений соответственно (см. также: трезвение).

Хранение ума и сердца от греховных действий невозможно одними усилиями человека, поскольку само человеческое естество заражено грехом. Хранение ума и сердца достижимо только с помощью Божественной благодати. Именно поэтому хранение ума и сердца неразрывно связано с молитвенным подвигом.

В православной аскетической практике хранение ума и сердца заключается в соединении ума и сердца (в «сочетании ума и сердца», «пребывании ума в сердце», «низведении ума в сердце») в едином молитвенном призывании Иисуса Христа: «Собери ум свой в сердце и оттуда мысленным воплем призывай на помощь Господа Иисуса, говоря, «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (св. Григорий Синаит).

Хранение ума и сердца также названо умным (или умно-сердечным) деланием, поскольку неразрывно связано с непрестанной молитвой Иисусовой. Плодом хранения ума и сердца является «очищение естества, и чистоте подаваемая сверхъестественная благодать Святого Духа» (св. Никодим Святогорец).

См. УМНОЕ ДЕЛАНИЕ, БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, УМ, СЕРДЦЕ, ИСИХАЗМ, МОЛЧАНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ УМА

Рейтинг@Mail.ru