Мечты, меч­та­тель­ность

***

Мечты́ — с аске­ти­че­ской точки зрения — плод игры вооб­ра­же­ния или осо­бого рода воз­дей­ствия на душу демо­ни­че­ских сил. Меч­та­тель­ность — склон­ность к меч­та­ниям, к вооб­ра­же­нию; устрем­лен­ность к созер­ца­нию «духов­ных» обра­зов и картин.

***

Спо­соб­ствует ли меч­та­тель­ность пра­виль­ному осу­ществ­ле­нию духов­ной жизни?

Меч­та­тель­ность, как форма чрез­мер­ной рас­по­ло­жен­но­сти хри­сти­а­нина к вооб­ра­же­нию духов­ных обра­зов и картин, в целом не только не полезна для духов­ного пре­успе­я­ния, но и опасна. Ибо меч­та­ния могут спо­соб­ство­вать фор­ми­ро­ва­нию лож­ного отно­ше­ния хри­сти­а­нина как по отно­ше­нию к себе, так и по отно­ше­нию к своим ближ­ним, к пред­ста­ви­те­лям мира духов, нако­нец, к Самому Богу.

В своё время полу­чила раз­ви­тие так назы­ва­е­мая ересь мас­са­лиан, после­до­ва­тели кото­рой счи­тали, что при­зна­ком высо­кого уровня духов­но­сти чело­века явля­ется его спо­соб­ность к чув­ство­ва­нию духов­ного и созер­ца­ниям. Каким именно спо­со­бом они дости­гали спо­соб­но­сти чув­ственно ощу­щать и видеть «духов­ное», ска­зать сложно. Веро­ятно, часть такого рода виде­ний и ощу­ще­ний можно отне­сти к гал­лю­ци­на­циям, как след­ствию состо­я­ния, свя­зан­ного с нездо­ро­выми “молит­вен­ными” прак­ти­ками, а часть — к послед­ствиям демо­ни­че­ских воз­дей­ствий. Эти ере­тики пола­гали, что душа должна ощу­щать такое обще­ние с небес­ным жени­хом, какое испы­ты­вает жена при обще­нии с мужем, и ведь «ощу­щали» же. Также они верили, что «духов­ным» по плечу видеть бла­го­дать, грех внутри и вовне. Ясно, что такого рода меч­та­ния пагубно отра­жа­лись на адеп­тах.

Част­ных при­ме­ров, когда меч­та­тель­ность спо­соб­ство­вала укло­не­нию подвиж­ни­ков в раз­ного рода заблуж­де­ния, раз­рыву их отно­ше­ний с мона­ше­ской бра­тией, уходу из мона­стыря, отпа­де­нию от веры, от Бога, в аске­ти­че­ской лите­ра­туре немало. Со склон­но­стью хри­сти­а­нина к чрез­мер­ным меч­та­ниям (в обла­сти духов­ной жизни) нужно бороться. Сред­ствами борьбы могут слу­жить: пока­ян­ное настро­е­ние, молит­вен­ное дела­ние, послу­ша­ние, откро­ве­ние помыс­лов духовно опыт­ному настав­нику и сле­до­ва­ние его реко­мен­да­циям, уча­стие в Таин­ствах Церкви (прежде всего — в Таин­ствах Пока­я­ния и Евха­ри­стии).

***

В неко­то­ром жен­ском мона­стыре жила при игу­ме­нии ее пле­мян­ница, пре­крас­ная собою по наруж­но­сти и неуко­риз­нен­ного пове­де­ния. Все сестры любо­ва­лись и нази­да­лись ее анге­ло­вид­но­стию и необык­но­вен­ною скром­но­стью. Она скон­ча­лась. Ее похо­ро­нили тор­же­ственно, в твер­дой уве­рен­но­сти, что чистая душа ее вос­па­рила в рай­ские оби­тели. Огор­чен­ная раз­лу­кою с нею, игу­ме­ния пре­да­ва­лась непре­стан­ной молитве, уси­ли­вая эту молитву постом и бде­нием, и про­сила Гос­пода, чтоб Он открыл ей, какой небес­ной славы удо­сто­и­лась ее пле­мян­ница в лике бла­жен­ству­ю­щих дев­ствен­ниц? Одна­жды, когда игу­ме­нья, в келей­ной тишине пре­по­лов­ля­ю­щейся ночи, стояла на молитве, вне­запно рас­сту­пи­лась земля под ее ногами и кло­ко­чу­щая огнен­ная лава потекла пред взо­рами молив­шейся. Вне себя от испуга, она взгля­нула в открыв­шу­юся пред нею про­пасть — и видит среди адского пла­мени свою пле­мян­ницу. «Боже мой! — отча­янно вос­клик­нула она. — Тебя ли вижу я?» «Да», — со страш­ным стоном про­из­несла погиб­шая. — «За что же это? — с горе­стью и уча­стием спро­сила ста­рица. — Я наде­я­лась видеть тебя в рай­ской славе, в ликах ангель­ских, среди непо­роч­ных агниц Хри­сто­вых, а ты… За что это?» — «Горе мне ока­ян­ной! — про­сто­нала мучив­ша­яся. — Я сама виною вечной моей смерти в этом пла­мени, непре­станно пожи­ра­ю­щем, но не уни­что­жа­ю­щем меня. Ты хотела видеть меня — и Бог открыл тебе тайну моего поло­же­ния». — «За что же это?» — снова сквозь слезы спро­сила игу­ме­ния. — «За то, — отве­чала мучив­ша­яся, — что я в виду вашем каза­лась дев­ствен­ни­цею, непо­роч­ным анге­лом, а на самом деле была не то. Я не осквер­нила себя плот­ским грехом, но мои мысли, мои тайные жела­ния и пре­ступ­ные мечты свели меня в геенну. При непо­роч­но­сти моего деви­че­ского тела, я не умела сохра­нить в непо­роч­но­сти мою душу, мои мысли и дви­же­ния сер­деч­ные, и за это я пре­дана муке. По неосто­рож­но­сти моей я питала в себе чув­ство сер­деч­ной при­вя­зан­но­сти к одному юноше, услаж­да­лась в моих мыслях и мечтах пред­став­ле­нием его пре­крас­ного вида и соеди­не­нием с ним, и, пони­мая, что это грех, сове­сти­лась открыться в нем духов­нику при испо­веди. След­ствием пороч­ного услаж­де­ния нечи­стыми мыс­лями и меч­та­ни­ями было то, что по кон­чине моей святые Ангелы возг­ну­ша­лись мною и оста­вили меня в руках демо­нов. И вот теперь я горю в геен­ском пла­мени, вечно буду гореть и нико­гда, нико­гда не сгорю, нет конца муче­нию для отвер­жен­ных небом!» Сказав это, несчаст­ная засто­нала — засто­нала, заскре­же­тала зубами и, под­хва­чен­ная пыла­ю­щею лавою, скры­лась со всем виде­нием от взоров игу­ме­нии (Свя­то­горца письмо 16‑е). «Должно хра­нить душу и вся­че­ски ее блюсти, — гово­рит святый Мака­рий, — чтоб она не при­об­ща­лась сквер­ным и злым помыс­лам. Как тело, сово­куп­ля­ясь с другим телом, зара­жа­ется нечи­сто­тою, так и душа рас­тле­ва­ется, соче­та­ясь с сквер­ными и злыми помыс­лами и согла­су­ясь заодно с ними.
источ­ник: Слово о смерти. Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)

***

См. также: ФАН­ТА­ЗИЯ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки