Причащение

Православный христианин
Уважаемые батюшки помогите разобраться в вопросе причастия, Иисус Христос говорит, придите и ядите сие есть тело мое, пейте сие есть кровь моя, изливаемая за вас во оставление грехов. Христос говорит кто ест тело и пьет кровь его тот , наследует царствие небесное и будет находится со Христом. С другой стороны, наша церковь говорит о возможности, причащения во осуждение Как такое возможно? Такое утверждение на мой взгляд противоречит словам Христа. Главное, по-моему, быть христианином и верить, в таинство причащения. Помогите разобраться в этом вопросе.

Храни Господь!
Притча о милосердном Отце.jpg
 
Православный христианин
Разобраться я вам не помогу потому что и мне этот вопрос до конца не ясен. Но хочу лишь заметить, что о причащении во осуждение говорит не только Церковь, но и ап. Павел.
 
Киев
Православный христианин
Я это понимаю так (пусть поправят меня более опытные или более понимающие). Считается, что во время таинств человеку подается безусловная благодать: т.е. в отличие от просто молитвы и церковных обрядов, когда благодать может прийти, а может и не прийти (как будет угодно Господу и по трудам человека), во время таинств благодать дается в любом случае. Т.е., например, во время Причастия человек в любом случае соединяется со Христом. Но если он подошел к причастию неготовым, то что произойдет - произойдет , условно говоря, контакт всего того самого светлого, что представляет собой Христос с неочищенной и неприбранной душой человека, с его нераскаянными страстьми, с бесами, условно говоря, которые имеют на человека свои права. А что общего между Христом и велиаром? Вот Христос и попаляет и беса и его вместилище. Или можно проще - если пытаешься хапнуть ценный подарок незаслуженно, грязными руками, то можешь вместо подарка получить оплеуху-вразумление.
 
Православный христианин
Уважаемый, мы ведь перед причащением исповедуемся и каемся
https://azbyka.ru/forum/threads/prichaschenie.22216/#post-351108
Вопрос:
В каком случае причащающийся может принять причастие в свое осуждение, и в чем оно может выражаться? Где есть указания на осуждение в Священном Писании?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Об этом говорит апостол Павел: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29). В комментарии к этому посланию святитель Иоанн Златоуст пишет: «Причина стольких благ, трапеза, источающая жизнь, становится осуждением? Не по своему естеству, говорит он, а по произволению приступающего. Как Его пришествие, доставившее нам те великие и неизреченные блага, послужило к большему осуждению не принявших Его, так и эти тайны становятся средством большего наказания для недостойно причащающихся» (Гомилия 28 на 1-е Послание к коринфянам). Из слов апостола Павла видно, что он считает недостойно причащающимся того, кто не рассуждает о Теле Господнем, то есть принимает без веры – как простой хлеб. По мнению святых отцов, недостойно причащаются имеющие злобу на ближнего и находящиеся во вражде, имеющие неисповеданные смертные грехи, зараженные еретическими учениями. Последствиями недостойного причастия бывают недуги, как духовные, так и телесные. «Ибо многие, которые недостойно причащаются, становятся немощны верою, слабы духом, то есть подвергаются недугам страстей, засыпают сном греха, от этого смертного усыпления никак не пробуждаются для спасительной заботливости» (Авва Феона; см.: Иоанн Кассиан Римлянин, преподобный. Писания. 22 собеседование).

Святой Макарий Александрийский рассказывал о бывшем ему страшном видении: «Братия приступили к принятию святых таин. Как только некоторые простирали руки, бесы, как бы предупредив священника, клали им на руки уголья, между тем как Тело Христово, преподаваемое священником, возносилось обратно к алтарю. Напротив, когда более достойные из причастников простирали руки к алтарю, злые духи отступали от них и с ужасом далеко убегали. Видел он также, что ангел Господень предстоял алтарю и вместе с рукою священника простирал свою руку к алтарю и участвовал в преподании святых таин. И с того времени почила на нем благодать Божия, открывавшая ему, как во время бдений, при чтении псалмов и молитв кто-нибудь из братии, по внушению злых духов, предавался помышлениям. И не укрывались от него ни недостатки, ни достоинства братий, приступающих к алтарю» (Руфин. Жизнь пустынных отцов. О Макарии Александрийском).

Необходимо строго следить за тем, чтобы не причащаться недостойно, но избегать другой крайности: отказываться от регулярного участия в этом великом таинстве под предлогом недостоинства. О таких говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Хотя мы знаем, что мы не без греха, однако ж не должны уклоняться от святого причастия… И кто чище будет духом, тот тем более видит себя нечистым, более находит причины к смирению, нежели к возношению… Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками, но еще более и более с жаждой надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верой, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше врачевства для наших ран. А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные. А лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми». Церковь предоставляет нашей христианской совести испытывать нашу готовность к причастию. Благословение на причастие дает священник, который принимает исповедь.

10 ноября 2009 г
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Уважаемый, мы ведь перед причащением исповедуемся и каемся
Мир Вам, Алексей!

Каемся, исповедуемся, да... но Вы же не хотите сказать, что при этом мы становимся достойными Господа?

Не могу сейчас вспомнить, от кого я слышал: во осуждение причащается как раз тот, кто почитает себя достойно подготовившимся к Причащению.

Храни Господь,
 
Православный христианин
Уважаемый, мы ведь перед причащением исповедуемся и каемся
В отличие от Иуды - да. Он же причастился, вынашивая в сердце злодейский замысел против Христа, будучи Его противником. А если мы искренне исповедуемся перед причастием, то это, конечно, другое дело.
Также, о.Олег Стеняев отвечал в следующих темах:
https://azbyka.ru/forum/threads/o-nedostojnom-prichaschenii.18478/#post-269628
https://azbyka.ru/forum/threads/o-prichaschenii-uma-evangeliju.18091/#post-264600
https://azbyka.ru/forum/threads/o-prichastii.14169/#post-196339

https://azbyka.ru/forum/threads/pasxalnaja-trapeza-iisusa-s-uchenikami.14908/#post-204036
https://azbyka.ru/forum/threads/prichastie.17119/#post-252551
https://azbyka.ru/forum/threads/reshenie-batjushki-epitimja.18663/#post-274335
https://azbyka.ru/forum/threads/javljaetsja-li-takoj-chelovek-chlenom-cerkvi.13240/#post-186426
https://azbyka.ru/forum/threads/duxovnoe-prichastie.12952/#post-183777
https://azbyka.ru/forum/threads/otshelniki-i-prichastie.17874/
https://azbyka.ru/forum/threads/neponjatnye-mesta-v-novom-zavete.12987/#post-183462
https://azbyka.ru/forum/threads/dni-prichaschenija.12849/#post-181801
https://azbyka.ru/forum/threads/ispoved-i-prichastie.12147/#post-173646
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
почему то никто не написал, повторюсь, что после исповеди и причастия, Святой Дух вытирает из хартий бесовских грехи, которые человек исповедовал?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
А если мы искренне исповедуемся перед причастием, то это, конечно, другое дело.

И насколько это другое дело? Разве между моментом произнесения слов: "Прощаю и разрешаю" и моментом подхода к Чаше мы не согрешаем? Раздражением, осуждением, блудным воззрением, рассеянной и невнимательной молитвой ...? Разве на исповеди мы в равной степени ненавидим все наши грехи, обо всех грехах одинаково рыдаем? Да и рыдаем ли вообще? Разве не осознаем мы, что наверняка уже к вечеру после Причастия на нас будет висеть гирлянда тех же грехов?
Так чем мы принципиально отличаемся от Иуды?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
И насколько это другое дело? Разве между моментом произнесения слов: "Прощаю и разрешаю" и моментом подхода к Чаше мы не согрешаем? Раздражением, осуждением, блудным воззрением...? Разве на исповеди мы в равной степени ненавидим все наши грехи, обо всех грехах одинаково рыдаем? Да и рыдаем ли вообще? Разве не осознаем мы, что наверняка уже к вечеру после Причастия на нас будет висеть гирлянда тех же грехов?
Так чем мы принципиально отличаемся от Иуды?
Как раз принципиально и отличаемся, сердечным расположением, покаянием.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. (Ин. 13:10-11)

Разве на исповеди мы в равной степени ненавидим все наши грехи, обо всех грехах одинаково рыдаем?
Не в равной, конечно, но здесь то дело не в степени, а куда ты стремишься.
Еще можно вспомнить и последующее малодушие учеников и отречение Петра, однако сейчас Господь говорит "вы чисты, но не все", разумея их чистыми, в отличие от Иуды.
Разве не осознаем мы, что наверняка уже к вечеру после Причастия на нас будет висеть гирлянда тех же грехов?
Когда исповедуешься, есть же сокрушение и желание исправляться, а дальше стараешься. Упал - поднялся, все это известно. Таинство исповеди от раза к разу, а покаяние как состояние души непрерывно.

Или, что называется, доказательство от противного. Иуда причастился в осуждение. Но если от него принципиально не отличаемся, значит, и мы каждый раз причащаемся в осуждение? Но это же не так.

Толк. на Ин. 13:10-11
И действительно, прочим Его ученикам и доставленное постоянство пребывания с Ним, и труд следования за Ним, и твердость в вере, и полнота любви ко Христу доставляют чистоту. А этому другому (предателю) и вина ненасытного сребролюбия, и слабость расположения ко Господу нашему Иисусу Христу внедряют неизгладимую скверну и доставляют нечистоту несравненного зловолия. Поэтому когда Христос говорит: Уже «вы чисти есте, но не все» – то Он делает хотя и сокровенное, но полезное предателю обличение.
(свт. Кирилл Александрийский)

Омытому нужно и пр.: простой буквальный смысл слов Господа таков, что кто омыт, тому более ничего не нужно, как только омыть ноги (к которым на дороге может пристать нечистота), потому что, как омытый, он чист всем телом, кроме ног. — Но дальнейшие слова — и вы чисты, но не все— показывают, что под простым буквальным смыслом изречения скрывается другой высший смысл, именно: кто из вас (апостолов) достиг уже нравственного очищения духа в общении со Мною, подобно очистившему тело своё омовением, тому нужно только очищение от неизбежных в жизни частных греховных пятен, как омовение одних только ног омытому; он вообще чист в своей нравственной личности, ему нужно не всецелое, но частное омовение — очищение. Это — частое покаяние пред Богом во грехах своих. — И вы чисты, продолжает Господь, делая применение только что высказанной общей истины к Своему малому обществу, и — вы чисты в том смысле, в каком говорил Я об омытом, вы стяжали себе в общении со Мною эту нравственную чистоту вообще (ср. Ин. 13:10), и вам нужно только частное очищение, как омытому — омовение только ног; но не все вы таковы, заключает Господь: есть один между вами, который из общения со Мною не вынес этой нравственной чистоты духа и остаётся нечистым. Так объясняет сам евангелист изречение: вы чисты, но не все, ибо, говорит, знал Он предателя Своего (ср. Ин. 6:64 и прим.).
(епископ Михаил (Лузин))


Господь, получив повод, обличает предателя, что он имеет нечистую мысль, нуждается в омовении от лукавства и перемене своего намерения. Вы, говорит, будучи омыты, не нуждаетесь еще в другом омовении, а один – нечист и нуждается в омовении. – Многие спрашивают: почему Господь сказал апостолам: "вы чисты", когда они еще не были освобождены от грехов, не получили Духа, так как грех еще царствовал, клятва еще сохраняла свою силу, ибо Агнец, вземлющий грех мира, не был еще заклан, Искупитель наш от проклятия не был еще повешен на древе? В каком же смысле апостолы были чисты? Можно сказать, что хотя они совершенно и не были освобождены от грехов, но они чисты чрез слово, которое проповедовал им Господь (Ин. 15:3), чисты, по крайней мере, в том отношении, что уже приняли Свет, уже освободились от иудейского заблуждения. Ибо слушай, как Исаия научает нас омываться: "омойтесь и очиститесь, удалите лукавствие от душ ваших" (Ис. 1:16). Посему и учеников Своих Господь справедливо называет омытыми и чистыми; ибо они пребывали со Христом со всяким незлобием и простотою.
(блж. Феофилакт Болгарский)

Иисус дает ясно понять, что это умывание ног означает прощение грехов, не только то, которое дается при крещении. В дополнение к нему и то, которым каждодневной милостью Его очищается каждодневная вина верующих, без которой в этой жизни жить невозможно. Наши ноги, которыми передвигаемся и прикасаемся к земле (а потому не можем держать их свободными от соприкосновения с грязью, что возможно с остальными членами тела), означают необходимость жить на земле, которая нас, праздных и несведущих, вовлекает все более день ото дня. Даже выдающиеся своим образом жизни люди отвлекаются от созерцания небес, которое столь мило для них, так что если говорим, что не имеем, греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). ... Кто очистился в крещенском источнике и получил прощение всех грехов, не имеет нужды очищаться вновь. Более того, он не может снова так же очиститься. Но ему нужно, чтобы каждодневные прегрешения его мирской жизни ежедневно омывались прощением Его Искупителя. Все тело его, вместе с делами, чисто, исключая, должно быть, то, что липнет к разуму его в силу необходимой заботы о жизни. Мы о ежедневном загрязнении и очищении от него ежедневно говорим в молитве: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12)
(св. Беда Достопочтенный)
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Как раз принципиально и отличаемся, сердечным расположением, покаянием.
Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. (Ин. 13:10-11)


Не в равной, конечно, но здесь то дело не в степени, а куда ты стремишься.
Еще можно вспомнить и последующее малодушие учеников и отречение Петра, однако сейчас Господь говорит "вы чисты, но не все", разумея их чистыми, в отличие от Иуды.

Когда исповедуешься, есть же сокрушение и желание исправляться, а дальше стараешься. Упал - поднялся, все это известно. Таинство исповеди от раза к разу, а покаяние как состояние души непрерывно.

Или, что называется, доказательство от противного. Иуда причастился в осуждение. Но если от него принципиально не отличаемся, значит, и мы каждый раз причащаемся в осуждение? Но это же не так.

Толк. на Ин. 13:10-11
И действительно, прочим Его ученикам и доставленное постоянство пребывания с Ним, и труд следования за Ним, и твердость в вере, и полнота любви ко Христу доставляют чистоту. А этому другому (предателю) и вина ненасытного сребролюбия, и слабость расположения ко Господу нашему Иисусу Христу внедряют неизгладимую скверну и доставляют нечистоту несравненного зловолия. Поэтому когда Христос говорит: Уже «вы чисти есте, но не все» – то Он делает хотя и сокровенное, но полезное предателю обличение.
(свт. Кирилл Александрийский)

Омытому нужно и пр.: простой буквальный смысл слов Господа таков, что кто омыт, тому более ничего не нужно, как только омыть ноги (к которым на дороге может пристать нечистота), потому что, как омытый, он чист всем телом, кроме ног. — Но дальнейшие слова — и вы чисты, но не все— показывают, что под простым буквальным смыслом изречения скрывается другой высший смысл, именно: кто из вас (апостолов) достиг уже нравственного очищения духа в общении со Мною, подобно очистившему тело своё омовением, тому нужно только очищение от неизбежных в жизни частных греховных пятен, как омовение одних только ног омытому; он вообще чист в своей нравственной личности, ему нужно не всецелое, но частное омовение — очищение. Это — частое покаяние пред Богом во грехах своих. — И вы чисты, продолжает Господь, делая применение только что высказанной общей истины к Своему малому обществу, и — вы чисты в том смысле, в каком говорил Я об омытом, вы стяжали себе в общении со Мною эту нравственную чистоту вообще (ср. Ин. 13:10), и вам нужно только частное очищение, как омытому — омовение только ног; но не все вы таковы, заключает Господь: есть один между вами, который из общения со Мною не вынес этой нравственной чистоты духа и остаётся нечистым. Так объясняет сам евангелист изречение: вы чисты, но не все, ибо, говорит, знал Он предателя Своего (ср. Ин. 6:64 и прим.).
(епископ Михаил (Лузин))


Господь, получив повод, обличает предателя, что он имеет нечистую мысль, нуждается в омовении от лукавства и перемене своего намерения. Вы, говорит, будучи омыты, не нуждаетесь еще в другом омовении, а один – нечист и нуждается в омовении. – Многие спрашивают: почему Господь сказал апостолам: "вы чисты", когда они еще не были освобождены от грехов, не получили Духа, так как грех еще царствовал, клятва еще сохраняла свою силу, ибо Агнец, вземлющий грех мира, не был еще заклан, Искупитель наш от проклятия не был еще повешен на древе? В каком же смысле апостолы были чисты? Можно сказать, что хотя они совершенно и не были освобождены от грехов, но они чисты чрез слово, которое проповедовал им Господь (Ин. 15:3), чисты, по крайней мере, в том отношении, что уже приняли Свет, уже освободились от иудейского заблуждения. Ибо слушай, как Исаия научает нас омываться: "омойтесь и очиститесь, удалите лукавствие от душ ваших" (Ис. 1:16). Посему и учеников Своих Господь справедливо называет омытыми и чистыми; ибо они пребывали со Христом со всяким незлобием и простотою.
(блж. Феофилакт Болгарский)

Иисус дает ясно понять, что это умывание ног означает прощение грехов, не только то, которое дается при крещении. В дополнение к нему и то, которым каждодневной милостью Его очищается каждодневная вина верующих, без которой в этой жизни жить невозможно. Наши ноги, которыми передвигаемся и прикасаемся к земле (а потому не можем держать их свободными от соприкосновения с грязью, что возможно с остальными членами тела), означают необходимость жить на земле, которая нас, праздных и несведущих, вовлекает все более день ото дня. Даже выдающиеся своим образом жизни люди отвлекаются от созерцания небес, которое столь мило для них, так что если говорим, что не имеем, греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1:8). ... Кто очистился в крещенском источнике и получил прощение всех грехов, не имеет нужды очищаться вновь. Более того, он не может снова так же очиститься. Но ему нужно, чтобы каждодневные прегрешения его мирской жизни ежедневно омывались прощением Его Искупителя. Все тело его, вместе с делами, чисто, исключая, должно быть, то, что липнет к разуму его в силу необходимой заботы о жизни. Мы о ежедневном загрязнении и очищении от него ежедневно говорим в молитве: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Мф. 6:12)
(св. Беда Достопочтенный)
Мир Вам, Максим!
Вы всё правильно говорите, и цитаты верные нашли. Но... давайте вспомним, о чём спросил автор темы? Он спросил о том, что такое Причащение во осуждение.
Так я об этом. К осуждению приводит (по-моему) уверенность в том, что причащаешься достойно. Даже Святые Отцы, молитвами которых и мы готовим себя к Таинству Причащения, не почитали себя достойными принятия Тела и Крови Христовых... и причащались, уповая на безконечное человеколюбие Господа!
И, безусловно, к осуждению может привести пренебрежительное отношение к Святым Тайнам: когда подходишь к Чаше без должного благоговения и без подготовки: имея злобу на кого-то, непрощенную обиду, не помолившись, как положено и т.д.

Что до того, что мы лучше или достойнее Иуды... как знать, возможно, причащаясь, он также испытывал сокрушение и желание исправиться. Но эти чувства боролись в них с желанием нажиться, то есть, покаяние его не было полным. Иоанном сказано: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин.13-27). То есть после причащения Иуда позволил мыслям о предательстве, о сребренниках овладеть его сердцем, и через эти мысли лукавый овладел им.
Так чем же мы лучше Иуды, если мы не ненавидим наши грехи настолько, чтобы навсегда отказаться от них, и после Причащения вновь грешим? Вы думаете, это из-за Иуды распяли Господа? Нет, его распяли за наши с Вами грехи!
доказательство от противного. Иуда причастился в осуждение. Но если от него принципиально не отличаемся, значит, и мы каждый раз причащаемся в осуждение? Но это же не так.
А Вы уверены, что это не так? Я - не уверен...

Храни Господь,
 
Православный христианин
Мир Вам, Максим!
Вы всё правильно говорите, и цитаты верные нашли. Но... давайте вспомним, о чём спросил автор темы? Он спросил о том, что такое Причащение во осуждение.
Так я об этом. К осуждению приводит (по-моему) уверенность в том, что причащаешься достойно. Даже Святые Отцы, молитвами которых и мы готовим себя к Таинству Причащения, не почитали себя достойными принятия Тела и Крови Христовых... и причащались, уповая на безконечное человеколюбие Господа!
И, безусловно, к осуждению может привести пренебрежительное отношение к Святым Тайнам: когда подходишь к Чаше без должного благоговения и без подготовки: имея злобу на кого-то, непрощенную обиду, не помолившись, как положено и т.д.

Что до того, что мы лучше или достойнее Иуды... как знать, возможно, причащаясь, он также испытывал сокрушение и желание исправиться. Но эти чувства боролись в них с желанием нажиться, то есть, покаяние его не было полным. Иоанном сказано: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин.13-27). То есть после причащения Иуда позволил мыслям о предательстве, о сребренниках овладеть его сердцем, и через эти мысли лукавый овладел им.
Так чем же мы лучше Иуды, если мы не ненавидим наши грехи настолько, чтобы навсегда отказаться от них, и после Причащения вновь грешим? Вы думаете, это из-за Иуды распяли Господа? Нет, его распяли за наши с Вами грехи!

А Вы уверены, что это не так? Я - не уверен...

Храни Господь,
Не отрицаю, что среди этого есть полезные мысли, но в целом все-таки думаю, что это слишком многослойный пирог получается, ясности не добавляет, а даже наоборот, важность покаяния куда-то замели. Вопрос, на который я отвечал: есть ли разница между причащением Иуды и кающегося христианина. А ваш ответ какой на этот вопрос? Есть разница или нет? Если до этого сказали, что принципиальной разницы нет, значит, считаете, что ее нет? Или она размыта? Да, сами мы пронизаны грехом, размытые. Но все-таки разница же есть, и Евангелие ее тоже обозначает "и вы чисты, но не все", и толкования эту разницу объясняют, она в сердечном расположении.
Если пойти философией, то у меня вот что получается, например,
Вы думаете, это из-за Иуды распяли Господа? Нет, его распяли за наши с Вами грехи!
Да, действительно, Спаситель умер за наши грехи; всё человечество от Адама поражено грехом, а грех есть отступление от Бога; уподобим ли теперь грешное человечество Иуде? Ну можно, если очень хочется. А что дальше? Вот все до одного пронизаны грехом и сравнены с Иудой, и тут вопрос: они теперь будут причащаться в осуждение как Иуда? Если быть грешными человеками просто обречены, значит ли, что и обречены причащаться в осуждение как Иуда? Ответ какой?

Да, всегда? Тогда вера наша тщетна, воцерковляться не надо, форум можно закрыть, все погибнут.

Не знаем? А тогда зачем мы этот многослойный пирог замесили, если сами находим его теперь несъедобным? И как можно веровать, вести церковную жизнь, когда сами так до сих пор и не знаем, Божий ли это путь. Идти в храм: делаю ли я дело Христово, или дело Ему противное, дело Иудино? Т.е. просто, выходит, авантюра, в сообществе авантюристов. Хотя церковная практика в том, что надо подготовиться, искренне исповедаться с намерением больше не грешить и стараться... Однако, если мы даже не знаем, способствует ли это нашему спасению, к добру ли это, или в осуждение? Надо причащаться так и вот так, но есть ли от этого разница - мы не знаем? Как причаститься не в осуждение, знаете? Если да, почему не говорите? А если нет, тогда зачем вы (церковь) нужны? А если сами не знаете, то зачем людям голову морочаете? Подготовиться, исповедоваться, так и так, причаститься - это что такое, зачем?

Нет, не всегда? Вот тогда вопрос: а когда это "не всегда"? Когда не в осуждение? Знает ли кто-то у нас, что нужно делать для того, чтобы не в осуждение? Если не знаем, значит, сообщество авантюристов-экспериментаторов. Можно причащаться и так, а можно и вот так, а можно и никак. Какое еще покаяние? А если мы все-таки знаем, что мы делаем, и знаем, для чего веруем и воцерковляемся и как готовиться к причастию, тогда зачем нам вот здесь в этом вопросе многослойный пирог, и тень на плетень?

Есть ли разница между причащением Иудиным на тайной вечере и причащением христианина, который исповедуется. Конечно, есть, иначе бы мы не вели церковную жизнь.
Что до того, что мы лучше или достойнее Иуды... как знать, возможно, причащаясь, он также испытывал сокрушение и желание исправиться. Но эти чувства боролись в них с желанием нажиться, то есть, покаяние его не было полным.
Боролись или нет, не знаю. Но Св.Писание ясно говорит "и вы чисты, но не все". Если вы не можете сами обозначить для нас границы борьбы и сердечного расположения, то и нет смысла затуманивать смысл. Церковь ясно обозначает, что должно быть сокрушение о грехах. Всё, это самое ясное указание, и оно для нас предпочтительно.
Считать ли себя более достойным причащения, нежели Иуда? По-хорошему, этот вопрос нам вообще не нужен, т.к. мы не можем сравнить свои и чужие личные достоинства, это не наше дело. Однако, если человек считает себя менее достойным причащения, чем Иуда, то это значит, что он просто витает где-то, а смысла не видит, тем более есть и свидетельства Св.Писания о разнице между Иудой и другими учениками. А достоин ли атеист? А достоин ли нераскаянный убийца? А вы достойнее ли их? А может ли нераскаянный убийца причащаться? Вот важный вопрос. Нет? А почему? Разве он менее достоен, чем вы? Почему вам можно, а ему нельзя? Какой ответ? Потому что надо каяться, так? Прекрасно. Значит, все-таки докопались до того, что есть еще и такое измерение для понятия "достоинства": кается или не кается. Так? Обязательно, это самый центр. Значит, вопрос то не в том, достойнее ли вы самого того или другого человека, Иуды или кого бы то ни было (это был бы очередной замес пирога). Вопрос в том, как мы подходим к самому причастию: как Иуда или как кающийся христианин, по любви ко Христу желая исполнять Его заповеди ("Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди", Ин. 14:15) или избегнуть геенны - не суть важно сейчас; в целом - кающийся. И вот здесь человек кающийся и есть "достойный" по сравнению с Иудой, в смысле = подходящий к чаше правильно, с покаянием, с богоугодным сердечным расположением, как раб Христов, как сын Отцовский. Еще раз обращаю внимание, что вот здесь говорится не о личном "достоинстве", не о нем. У нас был запутанный вопрос, поэтому мы расставили дополнительные акценты, чтобы его распутать. Итак, Иуда причастился со злодейским замыслом на Спасителя, и это "недостойно", неправильно, потому и в осуждение, что это не по-Божьи. А если ты грешник кающийся, то ты и призван Самим Богом к причастию. Самим Богом призван, во оставление грехов и в жизнь вечную. Это правильный подход к причастию, по-Божьи, это воля Самого Бога, чтобы ты именно так причащался. Если по-Божьи, в согласие с волей Его, это "достойно" или нет? Кто скажет, что согласное с Божией волей есть недостойное? Так нельзя сказать. Значит, "достойно" в смысле правильно, правильный подход к причастию. В этом конкретном смысле кающийся христиан приступает "достойнее" Иуды, т.к. правильно приступает.
Что же касается личных достоинств, то нам нет никакого смысла их сравнивать, мы их не знаем, мы их не сравниваем.
Или, если вопрос, кто вообще достоин причастия сам по себе, то никто.
Так что здесь можно три вопроса задать: 1. Кто достоин причастия? Никто. 2. Кто достойнее другого? Это нам не важно, мы не знаем. 3. Кто приступает правильно, а кто нет? Иуда приступает неправильно, а кающийся христианин приступает правильно. Вот собственно и всё.
С Богом
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
1. Кто достоин причастия? Никто.
Согласен
2. Кто достойнее другого? Это нам не важно, мы не знаем.
Тоже согласен, но... "Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз..."
Вы приводите в пример нераскаянного убийцу или атеиста, но кто сказал, что в глазах Божиих мы чище их? Они могут быть в неведении, они могут не знать Бога, а мы - знаем, и зная - грешим. Наши грехи, которые мы почитаем незначительными, могут быть весьма весомыми в глазах Господа...
Потому-то и в Каноне мы читаем: "блудницу и блуднаго, и Манассию и мытаря преидох, о Иисусе мой, страстьми, и разбойника, Иисусе, и ниневитяны." ("преидох" - это "превзошел")
То есть, неважно ранжирование недостойных по степени недостоинства. Важно осознание, ощущение своей собственной крайней греховности, несмотря на всё покаяние.
3. Кто приступает правильно, а кто нет? Иуда приступает неправильно, а кающийся христианин приступает правильно.
Что значит: "Кающийся приступает правильно"?
Во-первых, кто может про себя сказать: "Я возненавидел все свои грехи!"? Это сильное заявление... если любой из нас поговорит со своей совестью начистоту, окажется, что не все грехи стали так уж ненавистны, и что мы порой идем Причащаться, будучи уверены, что повторим их своей волей.
Во-вторых, правильно приступает, по-моему, тот, кто в полной мере понимает, что грешен, и слаб, и ничего не может со своими грехами поделать без Благодати, но приступает с трепетом, уповая на Человеколюбие и Милосердие Божие.
"Правильно" - это не в осуждение, если я Вас правильно понял...

Храни Господь,
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Тоже согласен, но... "Верую, Господи, и исповедую, яко ты еси воистину Христос, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз..."
Об этом я и говорил, что причастие кающегося христианина отличается от причастия Иуды, покаянием.
Вы приводите в пример нераскаянного убийцу или атеиста, но кто сказал, что в глазах Божиих мы чище их? Они могут быть в неведении, они могут не знать Бога, а мы - знаем, и зная - грешим. Наши грехи, которые мы почитаем незначительными, могут быть весьма весомыми в глазах Господа...
Никто не сказал. Т.к. вы упомянули, лучше ли мы или достойнее Иуды... то я и рассуждаю об этом.
А достоин ли атеист? А достоин ли нераскаянный убийца? А вы достойнее ли их? А может ли нераскаянный убийца причащаться? Вот важный вопрос. Нет? А почему? Разве он менее достоен, чем вы? Почему вам можно, а ему нельзя? Какой ответ? Потому что надо каяться, так? Прекрасно. Значит, все-таки докопались до того, что есть еще и такое измерение для понятия "достоинства": кается или не кается. Так? Обязательно, это самый центр. Значит, вопрос то не в том, достойнее ли вы самого того или другого человека, Иуды или кого бы то ни было (это был бы очередной замес пирога). Вопрос в том, как мы подходим к самому причастию: как Иуда или как кающийся христианин...
Олег, в неведении или нет, весомые грехи или нет, это еще дальше тень на плетень. Можно ли приступать к причастию без покаянного расположения? Нет, нельзя. Если даже мы считаем какие-то грехи не такими значительными, как они и есть - и что это меняет? В том и дело, что мы в данном случае сами находимся в неведении об их значительности, но на сколько мы ведам - на столько каемся. Если же люди не в церкви и не каятся (по любой причине) - можно им причащаться? Нет. Почему? Только потому, что надо каяться. Вот и всё.
Потому-то и в Последовании ко Святому Причащению мы читаем: "блудницу и блуднаго, и Манассию и мытаря преидох, о Иисусе мой, страстьми, и разбойника, Иисусе, и ниневитяны." ("преидох" - это "превзошел")
То есть, неважно ранжирование недостойных по степени недостоинства. Важно осознание, ощущение своей собственной крайней греховности, несмотря на всё покаяние.
Вопрос о степенях и достоинствах это не моя инициатива, а ваша, а я на это только отвечал. А вот это предложение мне просто непонятно, что оно значит: Важно осознание, ощущение своей собственной крайней греховности, несмотря на всё покаяние.
Важно крайнее покаяние несмотря на покаяние, или как понять?
а) важно именно крайнее ощущение, в отличие от среднего по интенсивности, или
б) "несмотря на покаяние" имеете в виду "несмотря на исповедь"?
Если а), то я не согласен. Всегда по-разному, плачь о грехах разнится по своей глубине, это мы уже выше говорили. А если крайнее, то на сколько крайнее?
Если б), то этот вопрос возник ниоткуда, т.к. я в своих сообщениях вроде бы везде дифференцировал покаяние (сердечное расположение) и исповедь (таинство).
Что значит: "Кающийся приступает правильно"?
Во-первых, кто может про себя сказать: "Я возненавидел все свои грехи!"? Это сильное заявление... если любой из нас поговорит со своей совестью начистоту, окажется, что не все грехи стали так уж ненавистны, и что мы порой идем Причащаться, будучи уверены, что повторим их своей волей.
Это значит, что приступает с сокрушением о грехах, с покаянным расположением. Иуда так не приступал.
Во-вторых, правильно приступает, по-моему, тот, кто в полной мере понимает, что грешен, и слаб, и ничего не может со своими грехами поделать без Благодати, но приступает с трепетом, уповая на Человеколюбие и Милосердие Божие.
Верно, но разве это отдельно от сокрушения о грехах? Особый вид покаяния? Или все-таки это вместе с сокрушением? Всё вместе.
"Правильно" - это не в осуждение, если я Вас правильно понял...
Правильно это с покаянным сердечным расположением, в отличие от Иуды. А "в осуждение" это более широкое понятие, я его не касался и не собираюсь. В осуждение может и по 1 Кор. 11:29, "не рассуждая о Теле Господнем", хотя Иуда здесь ни при чем. Однако, Иудино причастие тоже в осуждение, но по другой причине. Все кошки с усами, но не все усатые - кошки. Иудино причастие в осуждение, но не все, что в осуждение, это про Иуду.
 
Сверху