PS. Следует отметить, что программа исследования по теме «говорящие обезьяны» еще в середине 70-х годов прошлого столетия была практически свёрнута в силу значительного ограничения ее финансирования, что в свою очередь свидетельствует о призрачности целей данного исследования.
Во-первых, исследования продолжаются и по сей день. Например, в питомнике для бонобо и горилл the Great Ape Trust в штате Айова, построенном в 2002 г. Питомник расположился на территории в 90 гектар. На территории так же расположен исследовательский центр по изучению когнитивных способностей приматов. Есть и другие исследовательские группы.
Во-вторых, вывод о "призрачности" данного направления науки абсолютно некорректен. Пик исследований, действительно пришёлся на 70-90 гг. и были получены убедительные результаты о способностях высших приматов к языковой деятельности! Установлено, что обезьяны:
1) могут произвольно выражать свои мысли, желания, намерения с помощью специальных жестов и слов-символов
2) могут пополнять свой "словарный" запас,
создавая новые жесты и символы, а так же
комбинируя имеющиеся (огурец = зелёный банан, маска = шляпа для глаз, лебедь = птица вода и т.д.) используют метафоры
3) способны
передавать свои языковые навыки собратьям и даже
обучать этому человека!! (это к вопросу о дрессировке
)
4) до определённой степени способны говорить о прошлом, ближайшем будущем и об отсутствующих, отдалённых предметах
5) используют "речь" без присутствия человека, так сказать, для себя (это к вопросу о дрессировке)
6) до определённой степени
понимают правила синтаксиса!! (различают действия: налить воду в кока-колу и налить кока-колу в воду) т.е. употребляют слова
в правильной последовательности исходя из контекста.
7) способны вести устойчивый
диалог
8) употребляют
местоимения
9) способны
придумывать названия предметам и
давать имена друг другу!! (это к вопросу об Адаме, давшем имена всем животным
)
и многое другое...
короче, всё то, что раньше считалось исключительно человеческими способностями в языковой сфере!!
Понятно, что у обезьян есть свой "потолок" в развитии и языковой коммуникации, они достигают уровня 2-3 летнего человеческого ребёнка!! И за 50 лет исследований этот "потолок" изучен. Отсюда и сокращение программ, так как основные открытия сделаны и какой смысл тратить большие деньги (а содержание обезьян и их обучение - очень долгий и трудоёмкий процесс) на то, что бы
в десятый раз получить те же данные!? Мы же не тратим миллионы долларов каждый год, что бы снова и снова летать на Луну, опускаться в Марианскую впадину, вычислять длину экватора Земли? Но повторю, исследования в этой области продолжаются, хотя и не в том объёме, но уточняются и открываются новые аспекты языковой деятельности обезьян и их когнитивных (мыслительных способностей)!
Еще один аргумент, что обезьяны бессловесные и неразумные животные.
https://cwetochki.ru/question-pochemu-zhivotnye-ne-mogut-ovladet-rechyu-chto-pokazali-eksperimenty-po-obucheniyu-rechi-obezyan.html
Вопрос:
Почему животные не могут овладеть речью? Что показали эксперименты по обучению речи обезьян?
Ответ:
Возможности животных в имитации речи. Известно, что некоторые животные могут с поразительной точностью имитировать звуки человеческой речи. Однако, имитируя речь, животные не способны придавать словам новые значения. Поэтому произносимые животными слова нельзя назвать речью. При этом лишь некоторые животные обладают речевым аппаратом, необходимым для имитации звуков человеческой речи. В экспериментах, однако, показано, что у большинства животных отсутствует инвариантное восприятие фонем, свойственное людям. Опыт общения людей с животными показывает, что большинство млекопитающих может научиться понимать значения многих слов и фраз. Но это понимание не представляет собой настоящего речевого общения. Животное никогда не сможет обучиться синтаксическим правилам языка, т.е., услышав новое предложение, оно не сможет провести его синтаксический анализ, выявить подлежащее и сказуемое, использовать его в другом контексте. Этой точке зрения казалось бы противоречат опыты по обучению человекообразных обезьян языку глухих. Так обезьяна — горилла по имени Коко овладела приблизительно 370 жестами-знаками. Однако следует подчеркнуть, что жесты-знаки, используемые человекообразными обезьянами, выполняют только коммуникативную функцию. Высшие понятийные формы речи обезьянам недоступны.
Вячеслав, а кто автор этого текста и на каких исследованиях или публикациях он строит свои выводы??
Я привёл Вам в пример лекции двух докторов биологических наук - Черниговской и Зориной. Последняя написала книгу о говорящих обезьяна, так как подробно изучала этот вопрос. В её книге есть ссылки на непосредственные исследования, проводившиеся Футсом, Севедж-Рамбо, Паттерсон и др. Все эти работы Вы можете так же прочитать. В лекции Зориной, ссылку на которую я Вам дал, довольно таки подробно описывается,что могут и чего не могут обезьяны.
И это во многом противоречит тому, что написал неизвестный автор, ссылку на текст которого дали Вы...
Дрессировка - закрепление команд для их исполнения с целью приобретения конкретным животным навыков, как правило, не естественных в повседневной деятельности этого животного.
Дети по человеческой природе обладают способностью мышления и речи, которые требуют естественного развития, как способность ползать, ходить и другое. Следовательно к ребёнку при развитии его природной способности речи нельзя применять термин «дрессировка».
В том-то и дело, что на "дрессуру" обучение обезьян языку
не похоже! В этом, действительно, долго обвиняли исследователей разные скептики, которые сами в таких исследованиях не участвовали. Что бы развеять все сомнения и проводили новые исследования
с чёткими методиками под жёстким контролем и с итоговый тестированием! Об этом же в лекции подробно рассказано Зоей Зориной...
В общем, Вы, конечно, вправе игнорировать все эти данные, но наука о когнитивных способностях обезьян их использует уже как факт! Обезьяны демонстрируют языковую деятельность, которая показывает их способность к довольно сложному для животного мышлению, открывает богатый внутренний мир с элементами разумной деятельности (и это уже установлено и в других многочисленных исследованиях, помимо языковых, см. обезьяны питомника Арнем)
Мой вывод: уже нельзя назвать высших обезьян бессловесными и не способными к психологическим страданиями. Пусть обезьяна и не страдает внутренне от осознания своей греховности, но стыд или горе, например, от потери близкого сородича испытывать способна!
Что люди мыслят мозгом! И что современная нейробиология хорошо объясняет все проявления "души" и "духовного опыта" человека (в том числе и опыты околосмертных "выходов" из тела), не прибегая к идее некой
нематериальной субстанции... В подробную дискуссию по этому вопросу в данной теме вступать не буду, а то это уже выйдет основательно
за рамки топика, и модераторы могут просто удалить сообщения...