Иисусова молитва. Практика и опыт.

Крещён в Православии
Недавно вечером почувствовал легкое недомогание, как от начинающейся простуды. Перед сном прочитал 90 псалом и спокойно уснул, никаких таблеток не принимаю вообще, утром встал здоров, как бык. Самовнушение или

"Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка" (Втор. 2:7)

"Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя" (Втор. 28:7)

"Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего" (Втор. 32:10)

"Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему…" (2 Пар. 16:9)

"Он даёт утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость." (Ис. 40:29)

"Когда же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое" (Нем. 1:9)

"Бог! – Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него" (Пс. 17:31)

"Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего?" (Пс. 17:32)

"Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего" (Пс.17:47)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Камень тоже лежит, и никаких состояний не испытывает. Под него даже вода не течет. Вот такой камень лежит на сердце у каждого человека (я говорю, прежде всего, о себе). И если его не разбить молотом покаянной молитвы, то вода Духа из под него не потечет. А если его много лет похлопывать, то он даже и не треснет. Притча:)
 
Православный христианин
Об особенностях этой молитвы много написано у игумена Харитона, бывшего настоятелем Валаамского монастыря.
Труд его достаточно известный в среде исихастов-практиков, материалы выложены на сайте. Там все описано и про страх перед прелестью, про другие особенности. Просто читайте.
 
Крещён в Православии
А на Афоне не говорят последнее слово - "грешного". .
Видимо,на Афоне не считают себя грешными?;)
Всякому, кто желает учиться молитве Иисусовой советую прочитать:

Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_...elajushhim-prokhodit-umnuju-iisusovu-molitvu/
up.gif
up.gif
up.gif
А особенно полезна вот эта цитата.

Вот ещё учение Игнатия (Брянчанинова), о пути спасения для всякого христианина:
Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние исступления. Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения.

Много было таких подвижников в Западной Церкви, с того времени как она впала в папизм, в котором богохульно приписываются человеку Божеские свойства, и воздается человеку поклонение, подобающее и приличествующее единому Богу; много эти подвижники написали книг из своего разгоряченного состояния, котором исступленное самообольщение представлялось им Божественною любовью, в котором расстроенное воображение рисовало для них множество видений, льстивших их самолюбию и гордости.

Сын Восточной Церкви! Уклонись от чтения таких книг, уклонись от последования наставлениям самообольщенных. Руководствуясь Евангелием и святыми отцами истинной Церкви, восходи со смирением к духовной высоте любви Божественной чрез посредство делания заповедей Христовых.
Твердо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святаго Духа, а человек только может приготовить себя чистотою и смирением к принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце, и тело.

Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования: их подает милосердый Бог в свое время, постоянным, терпеливым, смиренным исполнителям евангельских заповедей. Аминь.
Без опытного духовного руководства повредиться, через делание Исусовой молитвой можно элементарно. Опытного духовного руководства сейчас нет, поэтому лучше не летать в облаках, а пойти сделать какое-то доброе дело и посредством этого приблизиться к Богу. Доброделание часто приближает к Богу куда эффективнее, чем исихазм. Для примера вспомните житие основателя монашества прп. Павла Фивейского, которого Бог послал к двум замужним женщинам-селянкам учиться у них духовной жизни и добродетели.
Сам Игнатий наставника себе так и не обрел и исихастом практикующим не стал ,ибо был практикующим епископом. Брянчанинов человек был искренний и синодалами гонимый всю жизнь.
Я тоже сначала заморачивалась на теории и опасениях - как сидеть, как дышать, а не наступит ли прелесть? Слава Богу, Он послал двух монастырских людей, которые мне сказали не заморачиваться и просто начать молиться. Можно почитать книгу Ефрема Филофейского об Иосифе Исихасте, сейчас уже не помню, о чём он там пишет, может сейчас я бы не стала читать (т.к. монашеский опыт в миру иногда не годится совсем),
Почитал я немного Иосифа Исихаста = "Выражение монашеского опыта" = весьма сомнительный и опасный опыт! Очень много нашел вызывающих(вопиющих) моментов!
А причина сего в том,что он учился не у св.отцов,а у неких монахов,видящих видения перед смертью
adr.gif
=
И когда я это слышал, во мне еще сильнее разгорался огонь. И я спрашивал, как они едят, как молятся, что видели, что постигли, что видят, умирая.

Один видел Пресвятую, другой ангелов, когда отходила его душа. И ныне такое случается. Что перед смертью видят видения, чтобы Бог их забрал с миром.

И так как я слышал подобное, то бежал, когда они были при смерти с жаждой видеть, слышать, что они говорят.

И от этих святых я получил «чин» и «устав», как мне себя вести в своей жизни. Они меня наставили. От себя я не говорю ничего....
А потом, после того как поешь, спи до вечера. И не позволяй, чтобы тебя беспокоили до следующего утра, даже если загорится монастырь.
crazy.gif

( страница 20 )
 
Последнее редактирование:
На Афоне краткий вариант: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя".

Почитал я немного Иосифа Исихаста = "Выражение монашеского опыта" = весьма сомнительный и опасный опыт! Очень много нашел вызывающих(вопиющих) моментов!
А причина сего в том,что он учился не у св.отцов,а у неких монахов,видящих видения перед смертью

Ай, жалко Вы Синоду это не успели сказать! Ведь все Поместные Православные Церкви его прославили в лике преподобного, то есть святого, достигшего христианского совершенства в подвиге монашества. https://azbyka.ru/prepodobnyj
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Ведь все Поместные Православные Церкви его прославили в лике преподобного,
Несомненно! Но....У нас нет догмата, о "всё сказанное святым есть мнение Церкви".
И то, что он достиг христианского совершенства в подвиге монашества , не делает весь его опыт общеупотребимым и единственно правильным.
 
Несомненно! Но....У нас нет догмата, о "всё сказанное святым есть мнение Церкви".
И то, что он достиг христианского совершенства в подвиге монашества , не делает весь его опыт общеупотребимым и единственно правильным.
Верно подметили! :) Не единственно правильный. Единственный "правильный путь" мог быть, наверное, только у КПСС, а у христиан - у каждого - свой путь. Но раз его канонизировали именно за монашескую, молитвенную жизнь, значит его путь не посчитали неверным и ведущим к погибели. Пока что и он, и его ученики о. Ефрем Филофейский и о. Ефрем Катунакский и именно их путь очень уважаемы.
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
значит его путь не посчитали неверным и ведущим к погибели.
Не посчитали. Но это же не для всех , а именно для него. Это ЕГО путь, личный.
Равно как, например, были столпники. Да, святые. Но это же не повод всем лесть на столпы. Тут обратной связи нет.
 
Православный христианин
Юрий109
Антон Пакшин,
Мария свет Владимировна

Когда люди утверждают, что практика Иисусовой молитвы есть дело сугубо монашеское, понимают ли они, что известные святые советовали ее всем.
За примером далеко ходить не нужно: откройте общий молитвослов и прочитайте молитвенное правило преподобного Серафима Саровского.

1) Если следовать помыслу, что данная молитва вредна для большинства мирян, зачем помещать это правило в церковный молитвослов? Получается явное противоречие.

2) Когда вы рассуждаете о том, как легко повредиться через делание этой молитвы, вы задумываетесь о том, что можно повредиться через делание любой молитвы? Представьте человека переходящего оживленную дорогу и рассуждающего так: "машины Audi я буду избегать, слышал о них повреждаются сильно при столкновении, столкнуться же с Hyundai я не боюсь." Человек, не желающий делать Иисусову молитву, по различным причинам, должен избавиться от мистических предрассудков, этого бесовского ореола некой таинственности вокруг нее и просто молиться.

3) Делая молитву, нужно отдавать самому себе честный отчет в том, что когда вы произносите слова "Отче наш..." вы их произносите с тем же состоянием ума, с каким Иосиф Исихаст произносил "Господи Иисусе..." или нет? Есть ли у вас самого внимательная молитва? Это важнее, чем критиковать практический опыт подвижников исихазма с точки зрения полезности общеупотребления его для всех.

4) Ищите навыка внимательной молитвы для себя самого.
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Это молитвенное правило и то, что подразумевается под Иисусовой молитвой - две большие разницы.
Мы же не сами слова молитвы подразумеваем под этой монашеской практикой.
Конечно, по пути на работу этими словами молятся очень многие, и это замечательно.
Но вообще под ней подразумевается духовная практика исихазма, " умное делание ". И это практикуется в монастырях, и то не во всех.
 
Православный христианин
Суть умного делания - приобретение навыка внимательной молитвы, для последующего его развития и совершенствования.
Навык приобретается на любой молитве, если творить ее со вниманием. До уровня самодвижущейся сердечной молитвы можно развить молитву "Отче наш", "Богородице Дево...", "Упование мое Отец...", псалом. Просто именно Иисусову молитву стали использовать для этого чаще всего на практике и это вошло в обычай. Потом сложился неких ореол таинственной мистической особенности именно этой молитвы, по сравнению с другими.
Если начать со вниманием творить любую молитву, она начнет действовать в вашей жизни. И это благодатное действие вы примите за некую мистичность, которую потом начнете описывать другим людям в виде учения об особенной молитве.

Когда вы говорите духовная практика "умного делания", вы что подразумеваете? Я подразумеваю работу ума во время молитвы. Состояние рассеянной молитвы знакомо всем. Это когда ты произносишь только языком слова, а умом помышляешь о чем другом или вообще не помышляешь, а просто сухо произносишь слова. Ум либо не работает, либо работает не над тем.

Умное делание - это понуждение себя (насильственное) во время молитвы думать о словах молитвы, концентрируя максимально все внимание на них, не позволяя уму выключаться или переключаться на другое.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А вот самое главное, пожалуй, так это причины почему люди этим не занимаются. По-моему их 2: незнание того, как правильно делать и неумение себя заставить. О том, как правильно делать я узнал из книги "Начало молитвы. Беседы о внутренней жизни" Николая Новикова, а вот как решить проблему с самомотивацией я пока не знаю.
 
Мне, когда я жила в Иерусалиме и было легко начать её практиковать, была она дана (ну точно не могла я сама её достичь за несколько дней повторения (по прп. Иосифу)). Лучшего состояния и мира в сердце, глубокого спокойствия и радости я никогда не ощущала. Она продолжалась внутри меня совершенно всё время, при этом я продолжала и общаться с людьми и жить внешне, как обычно. В Питере вернуть мне её не удаётся, но то не забывается. Поэтому знаю, что и мирянам она доступна, и путь св. Иосифа хорош и употребляемый афонитами короткий вариант ("Господи, Иисусе Христе, помилуй мя") наиболее удобен.
Как я помню, умная молитва - это когда ум перемещается в сердце (не интеллект, а ум). Описать частично возможно, но не вижу смысла, потому что описания мы воспринимаем как раз интеллектом, а значит, только какую-то одну, внешнюю, часть, не то, что составляет самую суть опыта.
 
Православный христианин
Описываются случаи, когда многие подвижники занимаясь умным деланием, на какой то стадии оставляли его. Потом, помня о прошлых состояниях, использовали это как мотивацию для возвращения. Вам больше повезло чем мне, скажем. У вас был опыт, есть что вспомнить и мотивировать себя.
У меня опыта нет, поэтому ищу различные методики, как заставить себя этим заниматься.
 
Православный христианин
Всякому, кто желает учиться молитве Иисусовой советую прочитать:
преподобный Макарий Оптинский (Иванов)
Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_...elajushhim-prokhodit-umnuju-iisusovu-molitvu/
Умной становится любая молитва длительное время совершаемая со вниманием и усердием. А не только умная Иисусова молитва.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
В начале "Предостережения" прямым текстом сказано: " несвоевременное стремление к «высокой», «созерцательной» жизни чревато прелестью, умоисступлением, а нередко не только душевной, но и физической гибелью. "
Суть умного делания - приобретение навыка внимательной молитвы, для последующего его развития и совершенствования.
Это принцип ЛЮБОЙ молитвы. А "умное делание" - веками сложившаяся монашеская практика. Конечно, общего много.
Но есть и разница. Одно дело, например, пост мирянина, другое - пост монаха. Так и в молитве.
Не стоит мирянам изображать из себя монахов, не являясь таковыми. Нередко начинают и "фаворский" свет видеть. Прелесть это не шутки.
 
Православный христианин
Не стоит мирянам изображать из себя монахов, не являясь таковыми. Нередко начинают и "фаворский" свет видеть. Прелесть это не шутки.
Я не страдаю психическими болезнями, но мне было дано бесов созерцать проходящих сквозь стену прямо у себя в квартире среди белого дня. Буквально на несколько секунд явление было с полностью реальным с точки зрения понимания происходящего. Они смеялись и говорили, о атеист сидит, указывая на меня. Это произошло в тот момент жизни, когда я на полном серьезе стал сомневаться в Православии и нужности веры вообще. Я расценил это, как более чем четкое вразумление от Господа. С тех пор больше мысли о том "а надо ли молиться или может не надо вообще" голову не посещали. Я четко для себя понял, что надо ориентируясь на святых и опытных делателей молитвы строить и свою молитвенную жизнь.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Ай, жалко Вы Синоду это не успели сказать! Ведь все Поместные Православные Церкви его прославили в лике преподобного, то есть святого, достигшего христианского совершенства в подвиге монашества. https://azbyka.ru/prepodobnyj
Не все,а лишь Константинопольский Патриархат.Хотя, все наши человеческие канонизации весьма условны.Ещё не известно ,что о всех них ,скажет Бог?
Но лично я сомневаюсь,что он достиг какого то совершенства.Более того,считаю его поучения весьма вредными и опасными.
Человек, не желающий делать Иисусову молитву, по различным причинам, должен избавиться от мистических предрассудков, этого бесовского ореола некой таинственности вокруг нее и просто молиться.

3) Делая молитву, нужно отдавать самому себе честный отчет в том, что когда вы произносите слова "Отче наш..." вы их произносите с тем же состоянием ума, с каким Иосиф Исихаст произносил "Господи Иисусе..." или нет?
Так в том то и дело,что Иосиф Исихаст произносил "Господи Иисусе..." не просто так ,а с ожиданием благодати! =
"Ибо умная молитва совершается для того, чтобы пришла благодать ." стр.25 , " Итак, мужайся и укрепляйся о Господе, терпя все, что к тебе приходит, ожидая вместе с болью тишины и благодати Божией. " стр.33 " Итак, мечтай о благих надеждах и ожидай, когда придет весна и впереди у тебя будет лето. " стр.36.
Но святые отцы учат совершенно противоположному =
"... кто считает себя готовым к приятию благодати, кто считает себя достойным Бога, ожидает и просит Его таинственного пришествия, говорит, что он готов принять, услышать и увидеть Господа, тот обманывает себя, тот льстит себе: тот достиг высокого утеса гордости, с которого падение в мрачную пропасть пагубы.(Св. Исаак Сирин, Слово 55.)
"Те, в которых живет ожидание, стяжали гордыню и падение... Искание с ожиданием высоких Божиих даров отвергнуто Церковью Божией. Это – не признак любви к Богу, это – недуг души»
А то,что Иосиф Исихаст стяжал гордыню,падение и прелесть ,свидетельствуют множество его высказываний =
" Чтобы обратиться ко мне или меня позвать, он использовал всевозможные бранные слова и все соответствующие им эпитеты "," Обо всем об этом пусть подумает Бог, Который положил пределы и границы; пусть Он Сам ответит перед Собой, если сказал это неправильно... "o_O ," Пусть повелеваемое будет кривым, пусть будет каким угодно, как крест, — я сделаю это без рассуждения "," пока Я не возведу тебя на Фавор. "," Я убегаю ради Бога, а о людях не пекусь. "," Лица моего вы не увидите никогда. Я не причиню вам вреда своими словами. Всей душой постараюсь принести вам пользу. Если вы чего то не осилите, опущусь пониже. "," Но у меня не было страха, потому что во мне была такая ярость, что я готов был разорвать их своими зубами. .. Они готовы были броситься на нас, а я дышал против них огнем и яростью. "," Я увидел дверь, ведущую в подземелье, и вошел туда. И это был храм нашей Пресвятой Богородицы. "
crazy.gif
," с тех пор, как я стал монахом, сколько мне ни случалось болеть, совершенно не пекся о себе. И никому не позволял позаботиться о своем телесном здоровье, а всю свою надежду возлагал на Безмездного Врача. "," Блюди свою душеньку строго, помышляя о том, что хромые и увечные в эти блага не входят. "," Ибо сейчас, будучи в силу наследственности лукавыми, блудными и развращенными, мы устроены по образу лукавого. Такими он нас соделал — из крови и слизи. "
crazy.gif
Может Иосиф и устроен по образу лукавого,но Церковь учит,что человек создан по образу и подобию Божию!А чего только стоят его бесконечные видения ,исступления и блуждания по "райским кущам"?
confused.gif

А ведь если "слепой ведет слепого,то оба упадут в яму"!(Мф.15:14) И похоже,что в эту яму, вместе с Иосифом, угодило немало новообрядческих греков.Это и Иосиф Дионисиатис, с его «Наставник молитвы Иисусовой: Жизнеописание Старца Харалампия Дионисиатского» ,это и старец Порфирий Кавсокаливит = http://www.k-istine.ru/pseudoconfession/pseudoconfession-072.htm ,это и старец Парфений, это и Николай Планас ,это и Андрей (Конанос) и пр.
Не зря прп. Нестор писал = " «Греки лукавы суть» ( а тем более новообрядческие).
Это всё называется псевдоправославием!
 
Последнее редактирование:
Сверху