Ну давайте на примере: цель - созерцание, обожение. Средство на начальных этапах - покаяние, смирение, деятельная молитва, исполнение заповедей. Начнем сразу пытаться созерцать пренебрегая заповедями, покаянием и смирением - прямая дорога в прелесть. Да, Вы правы, небольшие фрагменты созерцания будут присутствовать и на начальных стадиях, это будет руководство Св. Духа, мы все это испытываем.
А теперь давайте почитаем, что пишет преподобный
Паисий (Величковский). Эти святой не относящийся к широко известным, но тем не менее, это величайший святой. Он возродил старчество на Руси. Ценность его книг в том, что он изначально писал по русски, что исключает неточность перевода, которая всегда присутствует при переводе с иностранных языков.
Обратите пожалуйста внимание, на его выводы. Что бы монахи, (а писано это для монахов), не делали, это все относится к молитве новоначальных - принадлежащих деланию. Он пишет
....весь монашеский подвиг...То-есть, вообще все!
.................. пусть будет известно, что по писанию святых и Богоносных отцов наших, есть две умные молитвы: одна новоначальных, принадлежащая деянию, а другая совершенных, принадлежащая видению; та – начало, а эта – конец, потому что деяние есть восхождение видения...............................................................
Предложив это, извещаю по мере худости моего немощного разума, в какой силе должно разуметь деяние и видение.
Пусть будет известно (говорю к подобным мне препростым), что весь монашеский подвиг, которым, при помощи Божией, понуждался бы кто-нибудь на любовь к ближнему и Богу, на кротость, смирение и терпение, и на все прочие Божии и святоотеческие заповеди, на совершенное душою и телом по Богу повиновение, на пост, бдение, слезы, поклоны и прочие утомления тела, на всеусердное совершение церковного и келейного правила, на умное тайное упражнение молитвы, на плач и размышление о смерти: !!!весь такой подвиг, пока еще ум управляется человеческим самовластием и произволением, с достоверностью называется деянием: но никак не видением.!!!
!!!!!Если же таковой умный подвиг молитвы и назывался бы где в писании святых отцов зрением: то это по обыкновенному наречию, потому что ум, как душевное око, называется зрением.!!!!!
Когда же кто Божиею помощью и вышесказанным подвигом, а более всего глубочайшим смирением очистит душу свою и сердце от всякой скверны страстей душевных и телесных: тогда благодать Божия, общая всех мать, взяв ум, ею очищенный, как малое дитя за руку, возводит, как по ступеням в вышесказанные духовные видения, открывая ему, по мере его очищения, неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны. И это воистину называется истинным духовным видением, которое и есть зрительная, или, по святому Исааку, чистая молитва, от которой – ужас и видение. Но войти в эти видения не может никто самовластно своим произвольным подвигом, если не посетит кого Бог, и благодатию Своею введет в них. Если же кто без света благодати дерзнет восходить на такие видения: тот, по святому Григорию Синаиту, пусть знает, что он воображает мечтания, а не видения, мечтая и мечтаясь мечтательным духом (Григ. Син. гл. 130).
Об умной или внутренней молитве
преподобный Паисий (Величковский)
Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания
Примечание.
Духовным видением, святой
Паисий (Величковский) называет то состояние, когда монах настолько очистился, что уже не руководствуется в своей жизни умом, в нашем его применении!!! Именно тем умом, без которого невозможна жизнь в миру!
Теперь несколько слов о том, что жить в миру, как монахи, не возможно. Монах - человек, корой ушел от мира в монастырь. А монастырь, это не отшельничество как таковое, э
то отсечение любой своей воли, через послушание духовному наставнику, в первую очередь.
Не живет в деревне, пусть даже в глухой, не заперся в своей комнате в единении от всех, не живет в лесу. Все эти ухищрения не дают полного отсечения своей воли!
А ушел в монастырь, получил разрешение от священноначалия и был подстрижен. Другого монашества не бывает, да были отшельники, но это отдельная тема беседы.
То-есть, то о чем пишет святой Паисий - о искоренении самовластия и произволения - невозможно в миру. А очищение ума, без искоренения самовластия и произволения не возможно.
Оно возможно частично, к чему нас и призывает Церковь, но полного отсечения, невозможно без монашеской жизни.
Обряд посвящения в монашество, при котором постригаемый дает Богу пожизненные обеты и к исполнению их получает дар содействующей Божественной благодати.
azbyka.ru
“... наставник, охранись от начинания греховнаго! Не замени для души, к тебе прибегшей, собою Бога”. Святитель Игнатий (Брянчанинов)[1] Не секрет, что для…
azbyka.ru