Правосудие Божие

Правосу́дие Бо́жие (Пра́вда Бо́жия) – Боже­ствен­ное свой­ство, рас­кры­ва­ю­щее Бога как Судию и Мздо­воз­да­я­теля создан­ных Им разум­ных существ – людей и анге­лов.

«Правда Божия состав­ляет такое свой­ство в Боге, по кото­рому Он, любя Сам вер­ность нрав­ствен­ному закону, желает, чтобы разум­ные тво­ре­ния также испол­няли закон, а потому пред­пи­сы­вает им закон и за испол­не­ние его награж­дает, а за неис­пол­не­ние нака­зы­вает. Таким обра­зом правда Божия явля­ется в двух дей­ствиях и назы­ва­ется то прав­дою зако­но­да­тель­ною, то прав­дою мздо­воз­да­я­тель­ную».

***

архи­епи­скоп Фила­рет (Гуми­лев­ский)

Многие обо­льщают себя ложною надеж­дою на мило­сер­дие Божие. Иной грешит и не кается и только гово­рит одно: «Бог мило­стив, Бог мило­стив!» Что ска­зать тако­вому? Да, скажем, что Бог-то, под­линно, мило­стив, но Он вместе и пра­во­су­ден, и воз­дает каж­дому по делам его.

Святый Васи­лий Вели­кий учит: «Благ ли есть Бог? – спра­ши­вает он, и отве­чает, – да, благ, но и пра­во­су­ден. Пра­вед­ного Он награж­дает по заслу­гам его, а укло­ня­ю­щихся в раз­вра­ще­ние поста­вит Гос­подь с дела­ю­щими без­за­ко­ние. Мило­стив ли Бог? Да, мило­стив; но вместе Он есть Пра­вед­ный Судия, как и ска­зано: любит Гос­подь мило­стыню и суд… Так, милость у Него соеди­нена с пра­во­су­дием. Так, бывает иногда и хоро­шая погода, а бывают иногда и гром, и молния. Иногда сияет солнце, а иногда и тьма землю покры­вает. Гос­подь посы­лает и дождь, а иногда дождит на землю и огонь. Одно по бла­го­сти, а другое по пра­во­су­дию. Потому убо­имся и пра­во­су­дия Божия, чтобы не услы­хать нам гроз­ный глас: или о богат­стве бла­го­сти Его и чело­ве­ко­лю­бия нера­диши не ведый, яко бла­гость Божья на пока­я­ние тя ведет? По жесто­ко­сти же твоей и непо­ка­ян­ному сердцу, соби­равши себе гнев в день гнева и пра­вед­ного суда Божия. И неужели же можно спа­стись не испол­ня­ю­щим запо­ве­дей Гос­под­них? И неужели же можно остаться без нака­за­ния тому, кто пре­зи­рает пове­лен­ное?.. Нет, на суде Божием станет против нас и само слово Божие и скажет: обличу тя и пред­ставлю пред лицем твоим грехи твоя.

Итак, правда, что Гос­подь мило­стив; но, как видите, Он вместе с тем и пра­во­су­ден и воз­дает каж­дому по делам его. И потому пусть греш­ники и не обо­льщают себя без­на­ка­зан­но­сти и тщет­ною надеж­дою на мило­сер­дие Божие. Бог мило­стив только к каю­щимся и забо­тя­щимся о своем исправ­ле­нии. А не каю­щихся и бес­страш­ных гнев Его ожи­дает. И на суде Его они услы­шат:оты­дите от Мене, все дела­ю­щие без­за­ко­ние! Идите от Мене, про­кля­тии, во огнь вечный, уго­то­ван­ный дья­волу и агге­лом его. Аминь. («Пролог в поуче­ниях»).

Цитаты о пра­во­су­дии Божии

«Любовь всем зако­нам и доб­ро­де­те­лям не только Еван­гель­ским, но и чело­ве­че­ским – граж­дан­ским есть основа; сле­до­ва­тельно всякое дей­ствие, соглас­ное с зако­ном, согласно и с любо­вью, и всякая оценка дей­ствия, сооб­раз­ная с зако­ном или пра­во­суд­ная, сооб­разна и с любо­вью. Но любовь выше и шире закона. Есть дей­ствия любви, не опре­де­ля­е­мые зако­ном поло­жи­тель­ным, а они ни мало не про­ти­во­за­конны; но дей­ствия, опре­де­ля­е­мые зако­ном и не испол­ня­е­мые лицом под­за­кон­ным, суть без­за­конны и любви про­тивны, хотя бы они кло­ни­лись к благу кого-либо. Осо­бенно это имеет зна­че­ние в смысле юри­ди­че­ском. Если судья оправ­дает винов­ного против закона или награ­дит недо­стой­ного награды, то хотя и доброе, по-види­мому, окажет дело винов­ному и недо­стой­ному, но больше сде­лает зла, чем добра, нару­шив любовь к общему благу, власти и пра­ви­лам.
И осно­ва­нием и побуж­де­нием и целью пра­во­су­дия должна быть любовь. Не лучше ли всего решает этот спор­ный вопрос крест Хри­стов? Какая бес­ко­нечно вели­кая там любовь, а вместе какое бес­ко­нечно вели­кое пра­во­су­дие!»
свт. Феофан Затвор­ник

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки