Богоотступничество

Аудио-версия статьи

***

Богоотсту́пничество — 1) отступ­ле­ние от истин­ной веры в Бога (пере­ход к испо­ве­да­нию ложной веры или к ате­изму); 2) край­нее ослаб­ле­ние истин­ной веры, обу­слов­ли­ва­ю­щее пре­не­бре­же­ние Божьим зако­ном (обна­ру­жи­ва­е­мое в рав­но­душ­ном отно­ше­нии к запо­ве­дям, суе­ве­риях и т. п.).

***

Явля­ется ли бого­от­ступ­ни­че­ство смерт­ным грехом?

Нередко к смерт­ным грехам отно­сят опре­де­лен­ные виды грехов, напри­мер, гор­дость, зависть, тще­сла­вие и т. д. В широ­ком же смысле смерт­ными гре­хами назы­ва­ются те, кото­рые влекут чело­века к духов­ной (а иногда и к физи­че­ской) смерти. Однако, нет такого греха, кото­рый бы пре­взо­шёл своей тяже­стью бес­ко­неч­ное мило­сер­дие Божье и не мог бы быть прощён даже в том случае, если бы чело­век искренне рас­ка­ялся в нём и при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати встал на путь Хри­стов.

Еще во вре­мена Вет­хого Завета Бог, при­зы­вая сынов Изра­иля обра­титься от зла к Добру, сви­де­тель­ство­вал через про­рока Исаию, что если даже грехи их будут, как баг­ря­ное, если даже будут они красны, словно пурпур, Он убелит их как снег и как во́лну, при усло­вии обра­ще­ния греш­ни­ков (Ис.1:18).

Во вре­мена уста­нов­ле­ния Нового Завета Гос­подь Иисус Хри­стос так гово­рил о воз­мож­но­сти про­ще­ния «вся­кого греха»: «всякий грех и хула про­стятся чело­ве­кам, а хула на Духа не про­стится чело­ве­кам» (Мф.12:31). При поверх­ност­ном вос­при­я­тии этого выска­зы­ва­ния может сло­житься впе­чат­ле­ние, будто бого­от­ступ­ни­че­ство, а осо­бенно воин­ствен­ный атеизм не под­ле­жит про­ще­нию в прин­ципе, поскольку оно может быть рас­це­нено как хула на Бога — хула на Отца и Сына и Свя­того Духа. Однако этот вывод не спра­вед­лив. Бого­от­суп­ник и атеист не лишены права рас­кяться и про­сить у Бога про­ще­ния. Гос­подь явля­ется Иску­пи­те­лем всех людей, и Цер­ковь Божья открыта для всех. Это значит, что бого­от­суп­ник не только может, но и при­зван избе­жать вечной поги­бели. Под хулой же на Духа, в отме­чен­ном выше кон­тек­сте, согласно суж­де­нию святых отцов Церкви, сле­дует пони­мать упор­ное про­тив­ле­ниегреш­ника бла­го­дати Свя­того Духа, упор­ное про­тив­ле­ние Истине. И это понятно: если духов­ное пре­об­ра­же­ние греш­ника воз­можно не иначе как при содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати, то упор­ное про­тив­ле­ние её очи­ща­ю­щему и пре­об­ра­жа­ю­щему дей­ствию чре­вато тем, что он оста­нется во грехе, а значит и чре­вато пагуб­ными послед­стви­ями.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки