Имя

***

И́мя — 1) сло­вес­ная форма, обо­зна­ча­ю­щая (отоб­ра­жа­ю­щая) ту или иную осо­бен­ность Бога, Его бытия, сущ­ност­ных или лич­ност­ных свойств, отно­ше­ния к тво­ре­нию; 2) инди­ви­ду­ально-личное назва­ние разумно-сво­бод­ного тво­ре­ния, ангела, чело­века, пад­шего духа.

***

В чём заключается внутренний смысл человеческого имени?

В отли­чие от нашего вре­мени, когда имена для мла­ден­цев нередко выби­ра­ются из сло­жив­ше­гося и усто­яв­ше­гося перечня по прин­ципу «нра­вится либо не нра­вится», имена первых людей несли особую смыс­ло­вую нагрузку, служа крат­кой, свое­об­раз­ной харак­те­ри­сти­кой или самого чело­века, или обсто­я­тельств его про­ис­хож­де­ния и жизни.

Так, имя Адам эти­мо­ло­ги­че­ски свя­зан­ное со зна­че­нием «крас­ный», озна­ме­но­вало образ сотво­ре­ния пер­вого чело­века из праха зем­ного (Быт.2:7). Имя пер­вого сына Адама и Евы, «Каин», сопря­жено с выра­же­нием, про­из­не­сен­ным его мате­рью в вязи с его рож­де­нием: «При­об­рела я чело­века от Гос­пода» (Быт.4:1). А имя «Ева», что значит «Жизнь», сви­де­тель­ствует, что именно она стала мате­рью и пра­ма­те­рью всех рож­ден­ных людей (Быт.3:20).

С тече­нием вре­мени в мире рас­про­стра­ни­лась тра­ди­ция назы­вать детей име­нами пред­ков или членов семей. Осо­бенно часто такая тра­ди­ция встре­ча­лась в цар­ских дина­стиях. В этом случае имя пра­ви­теля могло сопро­вож­даться допол­ни­тель­ным обо­зна­че­нием «Второй», «Третий», «Чет­вер­тый» и т. д. Нередко имена вновь родив­шихся людей вос­про­из­во­дили имена про­сла­вив­шихся исто­ри­че­ских лиц или мифо­ло­ги­че­ских героев.

Тем не менее, прак­тика отоб­ра­жать через имя особые све­де­ния (о носи­теле имени) суще­ство­вала на всём про­тя­же­нии Вет­хого Завета, и суще­ствует поныне.

Так, Гос­подь назван Иису­сом (Спа­си­те­лем) в силу того, что Его земная роль заклю­ча­лась в спа­се­нии людей, и Он — дей­стви­тельно Спа­си­тель. Симон назван Петром (Камнем) по твер­до­сти веры и харак­тера (Мф.16:18).

Впо­след­ствии среди хри­стиан уко­ре­нился обычай назы­вать мла­ден­цев име­нами святых, опре­де­ля­е­мых по свят­цам. В этом случае под­ра­зу­ме­ва­лось и под­ра­зу­ме­ва­ется, что роди­тели вру­чают ребенка под особую опеку этому свя­тому.

Влияет ли имя на судьбу?

Учение о фатуме или судьбе совер­шенно чуждо учению о Боже­ствен­ном Про­мысле и учению о сво­боде чело­ве­че­ского про­из­во­ле­ния. В этом отно­ше­нии имя как тако­вое не имеет ничего общего с язы­че­скими кон­цеп­ци­ями о судьбе.

Так, с одной сто­роны, имя «Иуда» отме­чено пра­вед­но­стью Иуды, брата Гос­подня, и геро­из­мом Иуды Мак­ка­вея, но с другой сто­роны, гнус­ным пре­да­тель­ством Иуды Иска­ри­ота. Имя «Симон» про­слав­лено апо­сто­лом Петром, тогда как Симо­ном звался и извест­ный волхв и обман­щик: Симон-Волхв.

Другое дело, когда роди­тели, именуя ребенка в честь того или иного свя­того, вос­пи­ты­вают его, ставя свя­того в пример; регу­лярно молятся этому свя­тому, испра­ши­вают бла­го­дат­ной помощи для своего чада. В этом случае связь имени с жизнью его обла­да­теля без­условно про­явится, но про­явится не фатально, а в соот­вет­ствии с его вос­пи­та­нием и само­вос­пи­та­нием, сооб­разно тому, насколько он сам воз­же­лает соот­вет­ство­вать тому свя­тому, имя кото­рого носит; нако­нец, насколько его жизнь будет согла­со­вана с жизнью Христа.

***

См. также БОЖЕСТВЕННЫЕ ИМЕНА, ИМЕНИНЫ, НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки