Наречение имени

Нарече́ние и́мени – обряд, совершаемый на 8 день после рождения ребёнка, именуется в Требнике: «Молитва, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». В прежние времена младенцам имя нарекали задолго до дня Крещения ребенка. Теперь же наречение имени происходит обычно в день Крещения, перед чином оглашения.

В Ветхом Завете был закон, по которому в восьмой день полагалось обрезание младенца. В Новом Завете вместо этого обряда обрезания ставится наречение имени. Если в обрядах первого дня не произносится никакого имени, то теперь ребенок называется по имени и его имя соотносится со Святым Именем Божиим: «…и даждь, Господи, не отречену пребыти Имени Твоему Святому на нем…».

Обряд наречения имени может быть опущен лишь в том случае, когда младенцу угрожает смертная опасность и Крещение совершается по сокращенному чину.

Цитаты о наречении имени

«Обычай давать обращающимся в христианство новые имена становится известным не ранее, как с третьего века. Существовала ли он ранее этого времени, определенного сказать ничего нельзя, по всей вероятности, что нет. Главное основание для такого предположения заключается в том, что до половины III в. мы не имеем ни одного свидетельства, в котором бы говорилось о наречении нового имени и оставлении прежнего. По крайней мере, писания апостолов не представляют ни одного факта перемены имени при вступлении в христианское общество: все апостолы остались с теми же самими именами, какие имели они и прежде. Правда, апостол Павел при обращении в христианство получил новое имя, – вместо Савла – Павла, – но эта перемена стоить вне всякой связи с крещением. Писания мужей апостольских в свою очередь и за тем вся христианская литература II века также умалчивают об этом факте. Правда, историк Евсевий как бы указывает на факт перемены имени первенствующими христианами, когда говорить, что имена – Петр и Павел – были у них в большом употреблении; но это не подтверждается надписями катакомб. По крайней мере, в катакомбах Рима эти имена встречаются в немногих примерах – и Петр попадается реже, чем Павел, – а последнее имя существовало и у язычников. Даже в третьем веке этот обычай был, так сказать, в зачаточном состоянии.
Такая сравнительно поздняя практика наречения имени, при вступлении в христианское общество, нам кажется, объясняется тем фактом, что в начале в него вступали большею частью люди возрастные, которые имели уже имена и, без сомнения, их удерживали и при вступлении в христианство. Кроме того, христиане сохраняли имена, носимые ими до крещения может быть для того, чтобы во время преследований не обращать на себя внимание гонителей».
проф. А.И. Алмазов, литургист

«Пусть никто не спешит давать детям имена отца и матери, и деда, и прадеда, но называет их именами праведников, мучеников, епископов, апостолов. Пусть и это будет для них побуждением (к добродетели). Пусть один называется Петром, другой Иоанном, третий же – каким-нибудь другим именем одного из святых […] Когда-то было естественно, что детей называли по именам предков. Ибо это было утешением в их смерти, и ушедший как бы жил благодаря имени. Теперь же не так. Ибо видим, что праведники не так называли своих детей: Авраам родил Исаака, Иаков, Моисей получили имена не от предков, и никого из праведников не видим названным таким образом. Каким примером добродетели и увещеванием к ней является здесь имя!»
свт. Иоанн Златоуст

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки