свящ. Даниил Сысоев
Ислам. Православный взгляд

«Пас­тырь Добрый пола­гает жизнь свою…»114

Рож­де­ние, кре­ще­ние, дет­ство, школа

Свя­щен­ник о. Даниил (Даниил Алек­се­е­вич Сысоев) родился в Москве 12 января 1974 года в семье учи­те­лей — худож­ни­ков. Его роди­тели, Алек­сей Нико­ла­е­вич Сысоев и Анна Мид­ха­товна Ами­рова, кре­сти­лись уже после рож­де­ния Дани­ила, а для Дани­ила время кре­ще­ния было ото­дви­нуто и про­изо­шло только в 1977 году. При­чи­ной такой отсрочки ока­за­лась бабушка, заявив­шая, что не поз­во­лит кре­стить ребенка, и что в случае кре­ще­ния втайне она его забе­рет через пар­тий­ные органы. По тем вре­ме­нам это была серьез­ная угроза, и поэтому кре­ще­ние ребенка было отло­жено на неопре­де­лен­ное время.

Роди­тели долгое время ходили в храм без Дани­ила. Через три года слу­чи­лось так, что малыш сильно забо­лел. И одна веру­ю­щая жен­щина, узнав, что Даниил не крещен, пре­ду­пре­дила об ужас­ной участи для матери, кото­рая не кре­стила своего ребенка, и страш­ной тра­ге­дии, кото­рая ожи­дает некре­ще­ного мла­денца, если он отой­дет в мир иной. Эти слова ока­за­лись для матери Дани­ила реша­ю­щими, и она реши­лась кре­стить ребенка. 31 октября 1977 года Даниил удо­сто­ился Таин­ства Свя­того Кре­ще­ния в храме Живо­на­чаль­ной Троицы на Воро­бье­вых горах. Свя­щен­ни­ком, миро­по­ма­зав­шим ребенка, был о. Евге­ний.

Даниил всегда хотел стать свя­щен­ни­ком. Мама Дани­ила рас­ска­зы­вала о том, что он вместо игр очень любил про­по­ве­до­вать. Даниил с роди­те­лями были посто­ян­ными при­хо­жа­нами храма Св. Нико­лая Чудо­творца, что в Куз­нец­кой сло­боде, ходили также в малый Собор Дон­ского мона­стыря, храм Ризо­по­ло­же­ния на Шабо­ловке. Когда отец служил алтар­ни­ком в храме Усек­но­ве­ния Главы Иоанна Пред­течи в с. Афи­не­ево Мос­ков­ской обла­сти, Даниил помо­гал ему в алтаре и пел на кли­росе.

Даниил очень любил слу­шать жития святых и рисо­вать. Впро­чем, послед­нее неуди­ви­тельно, поскольку роди­тели его были худож­ни­ками. Он рисо­вал пре­крас­ные страны, где были горы, водо­пады, у под­но­жия гор — деревни. В дерев­нях он рисо­вал много (пять и более) храмов, крест­ные ходы, в лесах — много зверей. В его кар­ти­нах посто­янно при­сут­ство­вало небо, полное неве­ро­ят­ным свер­ка­нием.

Учеба Дани­илу дава­лась легко, он много читал. Школь­ные годы были отме­чены собы­тием, кото­рое потре­бо­вало от семи­лет­него маль­чика испо­ве­до­ва­ния веры. Как-то Даниил забо­лел, и учи­теля пришли его про­ве­дать. Мать впу­стила неожи­дан­ных гостей. И вдруг вместо слов при­вет­ствия они стали выра­жать недо­воль­ство, поскольку уви­дели «домаш­ний ико­но­стас». После этого в школе нача­лось офи­ци­аль­ное пере­вос­пи­та­ние маль­чика. Сна­чала к нему стали при­ме­нять методы убеж­де­ний, какие, по их мнению, должны дей­ство­вать «отрезв­ля­юще». Даниил муже­ственно пере­нес пуб­лич­ный позор, утвер­ждая перед клас­сом: «Да, я хожу в храм, верю в Бога и знаю молитвы». Вот так ему дано было еще в первом классе испо­ве­до­вать свою веру.

Обу­че­ние в Мос­ков­ской Духов­ной Семи­на­рии и Ака­де­мии

После окон­ча­ния школы в 1991 году Даниил посту­пил в Мос­ков­скую Духов­ную Семи­на­рию. Во время учебы о. Дани­илу было очень тяжело мате­ри­ально. Роди­тели не могли помо­гать день­гами. К сча­стью, он нашел способ — стал при­хо­дить на помощь неуспе­ва­ю­щим сту­ден­там. Ему же помо­гали его энцик­ло­пе­ди­че­ские знания. Он очень много читал. Ничто не могло ото­рвать его от бого­слов­ского позна­ния, кото­рое, как он считал, при­во­дит чело­века к Богу. Он извле­кал из недр биб­лио­теки книги, кото­рые, каза­лось, невоз­можно найти. Даниил много зани­мался пере­во­дами. Он был про­ник­нут горя­чим убеж­де­нием, что только Пра­во­сла­вие содер­жит спа­си­тель­ную истину. Учась в Семи­на­рии, Даниил нес послу­ша­ние певца и устав­щика сме­шан­ного хора Регент­ской школы.

19 декабря 1994 года Прео­свя­щен­ный Рости­слав (Девя­тов), еп. Мага­дан­ский и Чукот­ский совер­шил хиро­те­сию Дани­ила Сысо­ева во чтеца. В этом же году в сен­тябре Даниил Сысоев позна­ко­мился с Юлией Михай­лов­ной Бры­ки­ной. 22 января 1995 года они вен­ча­лись. Таин­ство Вен­ча­ния было совер­шено в гим­на­зи­че­ском храме ап. Иоанна Бого­слова свя­щен­ни­ком Дио­ни­сием Позд­ня­е­вым. В это время Даниил Сысоев учился в Семи­на­рии, вместе с женой снимал квар­тиру в Сер­ги­е­вом Посаде. После выпуска они пере­ехали в Москву. Вскоре у них роди­лась дочь Иустина.

13 мая 1995 года Даниил был руко­по­ло­жен Прео­свя­щен­ным Евге­нием епи­ско­пом Верей­ским в свя­щен­ный сан диа­кона. Диа­кон­ское слу­же­ние он про­хо­дил в Храме Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Гон­ча­рах (Бол­гар­ское подво­рье). Там про­слу­жил до января 2001 года, пока не был руко­по­ло­жен в свя­щен­ники. В этом же году 14 июня Даниил окон­чил Мос­ков­скую Духов­ную Семи­на­рию и посту­пил на Заоч­ный Сектор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии.

Послуж­ной список о. Дани­ила впе­чат­ляет своими мас­шта­бами и раз­но­сто­рон­но­стью. Отец Даниил служил в храме ап. Петра и Павла в Ясе­нево (Москва), был сек­ре­та­рем Мис­си­о­нер­ско-про­све­ти­тель­ского центра «Шестод­невъ», сотруд­ни­ком центра реа­би­ли­та­ции жертв тота­ли­тар­ных куль­тов и псев­до­ре­ли­ги­оз­ных дви­же­ний во имя св. прав. Иоанна Крон­штадт­ского. Буду­щий иерей — автор книги «Лето­пись начала» (М., 1999), редак­тор сбор­ника «Шестод­нев против эво­лю­ции» (М., 2000) и аль­ма­наха «Боже­ствен­ное Откро­ве­ние и совре­мен­ная наука». Он опуб­ли­ко­вал более десятка статей кре­а­ци­он­ной и про­ти­во­сек­тант­ской направ­лен­но­сти.

С сен­тября 1995 года о. Даниил пре­по­да­вал Закон Божий в стар­ших клас­сах Пра­во­слав­ной Клас­си­че­ской Гим­на­зии «Ясе­нево», а начи­ная с авгу­ста 1996 года, по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха, вел мис­си­о­нер­ские биб­лей­ские беседы с людьми, постра­дав­шими от дея­тель­но­сти сект и оккуль­ти­стов на Кру­тиц­ком Пат­ри­ар­шем Подво­рье. С 1997 года о. Даниил про­во­дил по чет­вер­гам регу­ляр­ные вечер­ние Биб­лей­ские беседы (чтение Библии с тол­ко­ва­нием) на Кру­тиц­ком подво­рье.

24 мая 2000 года за актив­ную педа­го­ги­че­скую дея­тель­ность о. Даниил Сысоев награж­ден бла­го­дар­ствен­ной гра­мо­той Отдела рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния и кате­хи­за­ции.

Свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние

В январе 2001 года Даниил Сысоев руко­по­ло­жен в сан свя­щен­ника и назна­чен кли­ри­ком храма Петра и Павла в Ясе­неве, при насто­я­теле игу­мене Мел­хи­се­деке (Артю­хине). В этом же году роди­лась его вторая дочь — Доро­фея.

Года с 2004 по 2009‑й отме­чены посто­ян­ными поезд­ками и пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­стью: о. Даниил пре­по­да­вал в Пере­р­вин­ской Пра­во­слав­ной Духов­ной Семи­на­рии при Николо-Пере­р­вин­ском мона­стыре сна­чала литур­гику, а потом мис­сио­ло­гию, совер­шил мно­же­ство поез­док (без мис­си­о­нер­ской группы) по разным епар­хиям России и по зару­беж­ным стра­нам (напри­мер, в 2007 и 2008 годах две поездки в Маке­до­нию).

Отец Даниил при­гла­шался мусуль­ман­ской сто­ро­ной на два откры­тых дис­пута по темам «Библия или Коран явля­ются откро­ве­нием Бога?» (декабрь 2006 года) и «Пред­став­ле­ние о Боге» (фев­раль 2007 года).

Батюшка регу­лярно участ­во­вал в раз­лич­ных теле- и радио­пе­ре­да­чах.

С 2006 года о. Даниил по чет­вер­гам про­во­дил регу­ляр­ные вечер­ние Биб­лей­ские беседы (чтение Библии с тол­ко­ва­нием) в храме апо­стола Фомы на Кан­те­ми­ров­ской. Читал сна­чала главу из Вет­хого Завета и рас­тол­ко­вы­вал прак­ти­че­ски каждый стих, опи­ра­ясь на тол­ко­ва­ния свт. Ионна Зла­ту­ост­ого и других святых отцов. Затем чита­лась глава или часть главы из Нового Завета, и вновь тол­ко­ва­ния о. Дани­ила.

В 2007 году иерей Даниил Сысоев воз­гла­вил поездку мис­си­о­нер­ской группы по кря­шен­ским селе­ниям Татар­стана. Под мис­си­о­нер­ской дея­тель­но­стью отец Даниил под­ра­зу­ме­вал в первую оче­редь про­по­вед­ни­че­ское слово о Христе. На каждом Бого­слу­же­нии он обя­за­тельно про­из­но­сил про­по­ведь, гово­рил Слово на молебне, на пани­хиде и вообще при всяком случае.

В 2008 году была орга­ни­зо­вана летняя поездка мис­си­о­нер­ской группы в Рес­пуб­лику Кир­ги­зия, в кото­рой о. Даниил принял актив­ное уча­стие: провел несколько бесед как в мест­ных пра­во­слав­ных при­хо­дах, так и с мест­ными жите­лями, и совер­шил несколько кре­ще­ний мест­ных жите­лей. Часть мис­си­о­нер­ской группы совер­шила поездку в мусуль­ман­ский регион — в районе города Ош. Уже в 2009 году состо­я­лась новая поездка мис­си­о­нер­ской группы в город Заинск — адми­ни­стра­тив­ный центр Заин­ского района Татар­стана. В том же году Даниил Сысоев мно­го­кратно сооб­щал о неод­но­крат­ных угро­зах в его адрес за его выска­зы­ва­ния об исламе.

День муче­ни­че­ской кон­чины за Христа

Утром о. Даниил служил литур­гию в храме апо­стола Фомы на Кан­те­ми­ров­ской, при­ча­стился. Затем кре­стил мла­денца и при­со­еди­нил к Пра­во­слав­ной Церкви чело­века, отсту­пив­шего от пра­во­слав­ной веры в оккуль­тизм. Через несколько часов о. Даниил начал вести биб­лей­ские беседы, после кото­рых бесе­до­вал допоздна со всеми жела­ю­щими. Когда в храме почти никого не оста­лось, пошел испо­ве­до­вать свое духов­ное чадо. В это время ворвался убийца, одетый в маску, кото­рый стал стре­лять и кри­чать: «Где Сысоев?». Отец Даниил бес­страшно вышел из алтаря ему навстречу и был смер­тельно ранен. Через несколько часов, не при­ходя в созна­ние, о. Даниил скон­чался. Свя­щен­нику Дани­илу Сысо­еву было 35 лет, оста­лись без отца трое доче­рей.

Отец Даниил неод­но­кратно гово­рил о том, что полу­чал угрозы со сто­роны мусуль­ман. Однако про­по­ведь Христа для него была важнее всего. Он был убит во время испол­не­ния свя­щен­ни­че­ского слу­же­ния, отойдя от испо­веди, в епи­тра­хили и с кре­стом.

В ночь на пят­ницу 20 ноября 2009 года в оси­ро­тев­шем храме прошла пани­хида, на кото­рой при­сут­ство­вали друзья и родные Дани­ила Сысо­ева, мис­си­о­нер­ская школа, а также мест­ные жители.

В поне­дель­ник Москва про­сти­лась с ново­пре­став­лен­ным о. Дани­и­лом. Отпе­ва­ние прошло в храме Петра и Павла в Ясе­неве, где служил отец погиб­шего. Воз­гла­вил службу архи­епи­скоп Арсе­ний (Епи­фа­нов). Про­ститься со свя­щен­ни­ком пришли сотни пра­во­слав­ных.

В самом храме собра­лись около ста свя­щен­но­слу­жи­те­лей из мос­ков­ского духо­вен­ства. Все в белых одеж­дах, с зажжен­ными све­чами в руках. Среди белых ряс выде­ля­лись лишь род­ствен­ники погиб­шего, одетые в траур. По окон­ча­нии отпе­ва­ния Пат­ри­арх Кирилл совер­шил у гроба почив­шего заупо­кой­ную литию и сказал Пер­во­свя­ти­тель­ское Слово. После трех часов молитв тра­ур­ная про­цес­сия дви­ну­лась в сто­рону Кун­цев­ского клад­бища.

Отец Даниил похо­ро­нен на тер­ри­то­рии храма Спаса Неру­ко­твор­ного Образа на Сетуни на Кун­цев­ском клад­бище в Москве. Соро­ко­вой день со дня смерти иерея Дани­ила Сысо­ева при­шелся на его име­нины — день памяти про­рока Дани­ила 30 (17 по ст. ст.) декабря.

Пас­тыр­ский духов­ный подвиг

Даниил Сысоев помо­гал людям открыть и понять Истину. Его мечтой была про­по­ведь Христа среди всех наро­дов мира. О. Даниил высту­пал как мис­си­о­нер и про­по­вед­ник среди ино­вер­цев. Сам батюшка в интер­вью гово­рил: «В нашем храме мы покре­стили более 80 мусуль­ман. Среди них татары, узбеки, чеченцы и даге­станцы». Он откры­вал путь нрав­ствен­ного и духов­ного совер­шен­ство­ва­ния в усло­виях совре­мен­ной жизни и при­зы­вал при­дер­жи­ваться апо­столь­ского прин­ципа: «Если воз­можно с вашей сто­роны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:18).

Отец Даниил знал и любил Бога, любил всем серд­цем, всею своею душою, и любовь его была истин­ной, жерт­вен­ной. Он был при­вер­жен­цем ура­но­по­ли­тизма (этот термин ввел о. Даниил). Ура­но­по­ли­тизм (от греч. Uranos — небо, polis — город) — учение, утвер­жда­ю­щее гла­вен­ство Боже­ствен­ных зако­нов над зем­ными. При­вер­женцы ура­но­по­ли­тизма утвер­ждают, что глав­ным род­ством явля­ется род­ство не по крови или стране про­ис­хож­де­ния, а род­ство во Христе, и что в смерт­ном мире хри­сти­ане — стран­ники и при­шельцы, а их родина на небе.

Отец Даниил принял муче­ни­че­скую смерть за Христа. Для каж­дого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина неотъ­ем­ле­мой частью духов­ной жизни явля­ется жизнь во Христе. И это благое дело имеет в лице о. Дани­ила помощ­ника и молит­вен­ника. Ведь для пра­во­слав­ных он жив и молится за всех заблуд­ших.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки