Смех

Смех

1) одна из форм пси­хо­ло­ги­че­ского воз­буж­де­ния; ярко выра­жен­ное (внешне или внут­ренне) состо­я­ние весе­лья, шут­ли­во­сти, иронии;
2) форма осуж­де­ния;
3) форма празд­но­сло­вия.

Хри­сти­а­нину подо­бает четко раз­гра­ни­чи­вать виды радо­сти и отде­лять чистую радость от празд­ной, а иногда и вовсе пагуб­ной весе­ло­сти.

Почему смех сопо­став­ля­ется с грехом?

Смех, как и плач, может быть спро­во­ци­ро­ван мно­же­ством раз­лич­ных причин. Также как и плач он может иметь или гре­хов­ный, или нрав­ственно ней­траль­ный окрас.

При­меры гре­хов­ного смеха встре­ча­ются в Книгах Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов неод­но­кратно. Как пра­вило, там же ука­зы­ва­ется на при­чины, вызвав­шие смех.

Так, смех Сарры во время посе­ще­ния Авра­ама тремя Анге­лами (Быт.18:12) был вызван недо­ве­рием Божьему обе­то­ва­нию о рож­де­нии у неё дол­го­ждан­ного наслед­ника. Несмотря на то, что она имела для себя внут­рен­нее “оправ­да­ние” (ведь она была не только бес­плодна, но и стара), её смех вызвал укор со сто­роны Ангела и уязв­ле­ние сове­сти (Быт.18:13-15).

Смех иудеев над пору­ган­ным и Рас­пя­тым Хри­стом был связан с неве­рием Богу, внут­рен­ней злобой, высо­ко­ме­рием, зави­стью, нена­ви­стью ко Христу.

В повсе­днев­ной обще­ствен­ной жизни смех нередко гра­ни­чит с изде­ва­тель­ством одних людей над дру­гими, высме­и­ва­нием чело­ве­че­ских сла­бо­стей, недо­стат­ков. При этом сме­ю­щийся ставит себя выше того, над кем насме­ха­ется и кого уни­жает своими насмеш­ками. Очень часто подоб­ные изде­ва­тель­ства под­хва­ты­ва­ются окру­же­нием. В наи­бо­лее острых про­яв­ле­ниях насмешки обо­ра­чи­ва­ются трав­лей, нередко при­во­дят к тра­ге­диям. Такого рода смех име­ну­ется бес­чин­ством.

Биб­лей­ским при­ме­ром исполь­зо­ва­ния смеха (высме­и­ва­ния) ради изде­ва­тель­ства может слу­жить Голиаф, поно­сив­ший еврей­ский народ, а затем — вышед­шего против него Давида. Чем завер­ши­лась это про­ти­во­сто­я­ние, хорошо известно.

Доста­точно часто смех бывает обу­слов­лен стрем­ле­нием чело­века к весе­лью.

По боль­шому счёту весе­лье, как состо­я­ние осо­бого пси­хо­ло­ги­че­ского настро­е­ния, может быть вызвано и бого­угод­ным рас­по­ло­же­нием сердца, напри­мер радо­стью, свя­зан­ной с хри­сти­ан­ским тор­же­ством. Но бывает и по-дру­гому, когда чело­век ищет весе­лья в празд­но­сти, гре­хов­ных раз­вле­че­ниях и удо­воль­ствиях, что не только отвле­кает его от бла­го­че­сти­вых заня­тий, но и служит дурным при­ме­ром для окру­жа­ю­щих.

Можно ли утвер­ждать, что смех плох как тако­вой?

Вопреки рас­про­стра­нен­ному мнению, далеко не всегда смех оце­ни­ва­ется нега­тивно. 

В Свя­щен­ном Писа­нии поня­тие “смех” исполь­зу­ется как в отри­ца­тель­ном, так и в поло­жи­тель­ном ключе. С этой пози­ции гово­рится и о смехе пра­вед­ника (Иов.5:22), и о смехе со сто­роны Самого Бога (Прем.4:18).

В ряде слу­чаев смех может спо­соб­ство­вать избав­ле­нию чело­века от гне­ту­щего состо­я­ния: хандры, уныния, отча­я­ния.

Бывает, что смех побуж­дает чело­века к тому, чтобы взгля­нуть на себя со сто­роны. Именно с этой целью состав­лял свои басни Эзоп, обли­чая чело­ве­че­ские стра­сти и пороки.

Нельзя не отме­тить, что смех присущ даже без­греш­ным, невин­ным мла­ден­цам. Дет­ский смех нередко сим­во­ли­зи­рует радость. Более того, отсут­ствие смеха в жизни ребенка может слу­жить пока­за­те­лем нездо­ро­вья, серьез­ным пово­дом обра­титься к врачу.

В этой связи пони­маем: «сме­яться или не сме­яться?» есть неверно постав­лен­ный вопрос. Как тако­вой, смех нельзя под­ве­сти под одно­знач­ную нрав­ствен­ную кате­го­рию. Что каса­ется бого­слов­ской оценки смеха, здесь многое зави­сит от кон­крет­ных усло­вий и обсто­я­тельств. 

«Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуме­стен. Спо­соб­ность смеха внед­рена в нашу душу для того, чтобы душа иногда полу­чала облег­че­ние, а не для того, чтобы рас­слаб­ля­лась». (свт. Иоанн Зла­то­уст (т.12, ч.1, беседа 15)).

«Без­вре­мен­ный смех, напри­мер, иногда рож­да­ется от беса блуда; а иногда от тще­сла­вия, когда чело­век сам себя внут­ренне бес­стыдно хвалит; иногда же смех рож­да­ется и от насла­жде­ния (пищею)». (прп. Иоанн Лествич­ник (Лествица, Слово 26)).

Цитаты о смехе

«Сатира и вообще опасна соблаз­ном для вся­кого лите­ра­тора. Ведь так легко при­учить себя к иска­жён­ному воз­зре­нию на мир. Всё дело в мере. Можно поль­зо­ваться каким-то сред­ством в малых дозах, можно зло­упо­тре­бить слиш­ком — лекар­ство тогда пре­вра­ща­ется в яд. Это испы­тали многие сати­рики».
М.М. Дунаев

Об опас­ном смехе. «“Анек­до­ти­че­ский смех”, кото­рым сме­ются в кине­ма­то­гра­фах, теат­рах, на пируш­ках и вече­рин­ках, кото­рым легко осме­и­вают ближ­него, сме­ются над сла­бо­стями и над досто­ин­ством чело­ве­че­ским, над сове­стью его и над гре­хами, для уве­се­ле­ния и для забве­ния печали, без смысла, и тще­славно смеша других, все это — болезнь духа. Можно ска­зать даже точнее: это — симп­том болезни духа».
архи­епи­скоп Иоанн Шан­хай­ский

«Добрый смех – не грех».
архим. Павел (Груз­дев)

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки