Как устроить домашний иконостас

По бла­го­сло­ве­нию Епи­скопа Тих­вин­ского Кон­стан­тина

Алек­сеев Сергей Вла­ди­ми­ро­вич


В дому своем вся­кому хри­сти­а­нину …святыя и чест­ныя образы напи­сан­ныя на иконах по суще­ству ста­вити на стенах, устроив бла­го­лепно место со всяким укра­ше­нием и со све­тил­ники, в них же и свещи пред свя­тыми образы вжи­га­ются на всяком сла­во­сло­вии Божии… А к святым обра­зом каса­тися достой­ным в чисте сове­сти… А образы святым постав­ля­ются иже в начале по чину, свято почи­та­ети суть имяны преж речен­ными. В молит­вах и во бде­ниих, и в покло­нех и во всяком сла­во­сло­вии Божий всегда почи­тати их…

Инок Спи­ри­дон (Силь­вестр)

ДОМО­СТРОЙ

XVI в.


Ико­но­пи­сец, завер­шая икону, над­пи­сы­вает

имя Того, чей Лик явлен на икон­ной доске.

Про­ис­хо­дит соеди­не­ние слова и изоб­ра­же­ния,

имени и образа – рож­да­ется Икона.

Коли­че­ство и каче­ство – кате­го­рии разные. Наивно пола­гать, что чем больше Свя­щен­ных изоб­ра­же­ний в доме пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, тем бла­го­че­сти­вее его жизнь. Неси­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ное, зани­ма­ю­щее зна­чи­тель­ную часть жилого про­стран­ства собра­ние икон, репро­дук­ций, настен­ных цер­ков­ных кален­да­рей, зача­стую может ока­зать совер­шенно про­ти­во­по­лож­ное воз­дей­ствие на духов­ную жизнь чело­века.

Во-первых, необ­ду­ман­ное соби­ра­тель­ство может пре­вра­титься в пустое кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние, где о молит­вен­ном пред­на­зна­че­нии иконы нет и речи.

Во-вторых (и это глав­ное), в таком случае про­ис­хо­дит иска­же­ние поня­тия дома как жилища, как мате­ри­аль­ной основы пра­во­слав­ной семьи.

«Дом мой домом молитвы наре­чется» (Мф. 21:13) – это о храме, кото­рый создан для молитвы и совер­ше­ния Таинств.

Дом же явля­ется про­дол­же­нием храма, не более; дом – это прежде всего семей­ный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келей­ная; в доме суще­ствует Цер­ковь, но Цер­ковь малая, домаш­няя, семей­ная. Прин­цип иерар­хич­но­сти (то есть под­чи­нен­но­сти низ­шего выс­шему), отра­жа­ю­щий Небес­ную гар­мо­нию и упо­ря­до­чен­ность, при­сут­ствует и в жизни земной. Поэтому недо­пу­стимо сме­ше­ние онто­ло­ги­че­ски разных поня­тий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обя­за­тельно. В доста­точ­ном коли­че­стве, но в разум­ных пре­де­лах.

В про­шлом в каждой пра­во­слав­ной семье, и кре­стьян­ской, и город­ской, на самом видном месте жилища обя­за­тельно име­лась полочка с ико­нами, или целый домаш­ний ико­но­стас. Место, где раз­ме­ща­лись иконы назы­вали перед­ний угол, крас­ный угол, святой угол, бож­ница, киот или кивот.

Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина икона – это не только изоб­ра­же­ние Гос­пода Иисуса Христа, Божией Матери, святых и собы­тий из Свя­щен­ной и Цер­ков­ной исто­рии. Икона – изоб­ра­же­ние свя­щен­ное, то есть отде­лен­ное от реалий быта, не сме­ши­ва­ю­ще­еся с обы­ден­ной жизнью и пред­на­зна­чен­ное только для бого­об­ще­ния. Поэтому глав­ное пред­на­зна­че­ние иконы – молит­вен­ное. Икона – это окно из мира гор­него в наш мир – мир доль­ний; это откро­ве­ние Божие в линиях и крас­ках.

Таким обра­зом, икона – не просто семей­ная релик­вия, пере­да­ю­ща­яся из поко­ле­ния в поко­ле­ние, а свя­тыня; свя­тыня, кото­рая объ­еди­няет всех членов семьи во время сов­мест­ной молитвы, ибо сов­мест­ная молитва воз­можна только в том случае, когда про­щены друг другу вза­им­ные обиды и достиг­нуто полное еди­не­ние людей, пред­сто­я­щих перед иконой.

Конечно, в насто­я­щее время, когда место иконы в доме занял теле­ви­зор – свое­об­раз­ное окно в пест­рый мир чело­ве­че­ских стра­стей, во многом были уте­ряны и тра­ди­ции сов­мест­ной домаш­ней молитвы, и смысл семей­ной иконы, и осо­зна­ние своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, живу­щего в совре­мен­ной город­ской квар­тире, нередко воз­ни­кают вопросы: какие иконы необ­хо­димо иметь в доме? Как пра­вильно их раз­ме­стить? Можно ли исполь­зо­вать репро­дук­ции с икон? Что делать со ста­рыми, при­шед­шими в состо­я­ние вет­хо­сти ико­нами?

На какие-то из этих вопро­сов сле­дует дать только одно­знач­ный ответ; отве­чая на другие, можно обой­тись и без каких-либо стро­гих реко­мен­да­ций.

 

Итак, где раз­ме­стить иконы?

В сво­бод­ном и доступ­ном месте.

Лако­нич­ность такого ответа вызвана не отсут­ствием кано­ни­че­ских тре­бо­ва­ний, а реа­ли­ями жизни.

Конечно, иконы жела­тельно поме­щать на восточ­ной стене ком­наты, потому что восток как бого­слов­ское поня­тие имеет особое зна­че­ние в Пра­во­сла­вии.

И наса­дил Гос­подь Бог рай в Едеме на востоке, и поме­стил там чело­века, кото­рого создал (Быт. 2:8).

Огля­нись, Иеру­са­лим, на восток, и посмотри на радость, гря­ду­щую к тебе от Бога (Вар. 4:36).

И поднял меня дух, и привел меня к восточ­ным воро­там дома Гос­подня, кото­рые обра­щены к востоку (Иез. 11:1).

…ибо, как молния исхо­дит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­ше­ствие Сына Чело­ве­че­ского (Мф. 24:27).

Но как посту­пить, если дом сори­ен­ти­ро­ван так, что на востоке нахо­дятся окна или двери? В таком случае можно исполь­зо­вать южную, север­ную или запад­ную стены жилища.

Глав­ное, чтобы перед ико­нами было доста­точно сво­бод­ного про­стран­ства, и моля­щи­еся не чув­ство­вали бы тес­ноты при сов­мест­ной молитве. А для книг, необ­хо­ди­мых во время молитвы, удобно исполь­зо­вать склад­ной пере­нос­ной аналой.

Выби­рая место для домаш­него ико­но­стаса необ­хо­димо избе­гать близ­кого сосед­ства икон с теле­ви­зо­ром, маг­ни­то­фо­ном и другой быто­вой тех­ни­кой. Тех­ни­че­ские при­боры при­над­ле­жат нашему вре­мени, они сию­ми­нутны, их пред­на­зна­че­ние не соот­вет­ствует пред­на­зна­че­нию свя­щен­ных изоб­ра­же­ний и соеди­нять их вместе, по воз­мож­но­сти, не сле­дует.

Правда, здесь могут быть исклю­че­ния. Напри­мер, в редак­ци­он­ных отде­лах пра­во­слав­ных изда­тельств вполне допу­стимо сосед­ство иконы и ком­пью­тера. А если автор или сотруд­ник рабо­тает на дому, то икона, поме­щен­ная возле ком­пью­тера, служит под­твер­жде­нием того, что эта тех­ника исполь­зу­ется для рас­про­стра­не­ния Благой Вести, что этот, создан­ный руками людей инстру­мент служит про­вод­ни­ком Божией воли.

Нельзя допус­кать сме­ше­ния икон с пред­ме­тами деко­ра­тив­ного убран­ства свет­ского харак­тера: ста­ту­эт­ками, панно из раз­лич­ных мате­ри­а­лов и т. п.

Неуместно поме­щать икону на книж­ную полку по сосед­ству с кни­гами, содер­жа­ние кото­рых или не имеет ничего общего с пра­во­слав­ными исти­нами, или даже про­ти­во­по­ложно хри­сти­ан­ской про­по­веди любви и мило­сер­дия.

Совер­шенно недо­пу­стимо сосед­ство икон с пла­ка­тами или настен­ными кален­да­рями, на кото­рых напе­ча­таны фото­гра­фии куми­ров века нынеш­него – рок-музы­кан­тов, спортс­ме­нов или поли­ти­че­ских дея­те­лей. Это не только низ­во­дит зна­че­ние почи­та­ния свя­щен­ных изоб­ра­же­ний до непри­ем­ле­мого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идо­лами совре­мен­ного мира.

О том, как отра­жа­ется подоб­ное отно­ше­ние к свя­тыне на духов­ном состо­я­нии семьи пока­зы­вает пример из прак­тики свя­щен­ника Сергия Нико­ла­ева, автора бро­шюры «Иконы в нашем доме»:

«В про­шлом году при­гла­сили меня отслу­жить моле­бен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехо­рошо». Несмотря на то, что дом был освя­щен, в нем ощу­щался какой-то гнет. Обходя ком­наты со святой водой, я обра­тил вни­ма­ние на ком­нату юношей, сыно­вей хозя­ина, где на стене висел худо­же­ственно выпол­нен­ный плакат, посвя­щен­ный извест­ной рок-группе. Причем извест­ной своей сата­нин­ской направ­лен­но­стью.

После молебна, за чаем, я осто­рожно, зная о фана­тич­ной пре­дан­но­сти неко­то­рых моло­дых людей своим куми­рам, попы­тался объ­яс­нить, что «нехо­рошо» в доме вполне может про­ис­хо­дить даже от таких пла­ка­тов, что подоб­ные изоб­ра­же­ния как бы пыта­ются про­ти­во­сто­ять свя­тыне. Юноша молча встал и снял обсуж­да­е­мую кар­тину со стены. Выбор был сделан тут же» (Свя­щен­ник Сергий Нико­лаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7–8).

…воз­дайте Гос­поду славу имени Его. Возь­мите дар, идите пред лице Его, покло­ни­тесь Гос­поду в бла­го­ле­пии свя­тыни Его (1Пар. 16:29) – так гово­рится в Свя­щен­ном Писа­нии о долж­ном отно­ше­нии к свя­тыне, посвя­щен­ной Гос­поду.

Укра­ше­нием домаш­него ико­но­стаса могут быть живые цветы, а боль­шие, отдельно вися­щие иконы, часто, согласно тра­ди­ции, обрам­ляют поло­тен­цами.

Тра­ди­ция эта вос­хо­дит к древ­но­сти и имеет бого­слов­ское обос­но­ва­ние.

Согласно Пре­да­нию, при­жиз­нен­ное изоб­ра­же­ние Спа­си­теля воз­никло чудес­ным обра­зом для ока­за­ния помощи страж­ду­щему чело­веку: Хри­стос, умыв лицо, отерся чистым плат­ком (убру­сом), на кото­ром отоб­ра­зился Его Лик, и ото­слал этот плат боль­ному про­ка­зой мало­азий­скому царю Авгарю в город Едессу. Исце­лив­шийся пра­ви­тель и его под­дан­ные при­няли хри­сти­ан­ство, а Неру­ко­тво­рен­ный Образ был прибит на «доску негни­ющю» и поме­щен над город­скими вра­тами.

День, когда Цер­ковь вспо­ми­нает пере­не­се­ние в 944 году из Едессы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­тво­рен­ного Образа Спа­си­теля (29 авгу­ста по новому стилю), в народе раньше назы­вался «хол­що­вым» или «полот­ня­ным Спасом», а в неко­то­рых местах в этот празд­ник освя­щали домо­ткан­ные полотна и поло­тенца.

Поло­тенца эти были укра­шены бога­той вышив­кой и пред­на­зна­ча­лись именно для бож­ницы. Также иконы обрам­ляли поло­тен­цами, кото­рыми хозя­ева дома поль­зо­ва­лись во время водо­свят­ных молеб­нов и вен­ча­ния. Так, напри­мер, после водо­свят­ного молебна, когда свя­щен­ник обильно кропил моля­щихся святой водой, люди оти­рали лица осо­быми поло­тен­цами, кото­рые и поме­щали затем в крас­ный угол.

После празд­но­ва­ния Входа Гос­подня в Иеру­са­лим, возле икон поме­щают веточки освя­щен­ной в церкви вербы, кото­рые по тра­ди­ции хранят до сле­ду­ю­щего Верб­ного вос­кре­се­ния.

В День Святой Троицы или Пяти­де­сят­ницы при­нято укра­шать жилище и иконы веточ­ками березы, кото­рые сим­во­ли­зи­руют Цер­ковь про­цвет­шую, несу­щую бла­го­дат­ную силу Свя­того Духа.

Не должно быть между ико­нами картин или репро­дук­ций картин.

Кар­тина, даже если она имеет рели­ги­оз­ное содер­жа­ние, как, напри­мер «Явле­ние Христа народу» Алек­сандра Ива­нова или «Сикс­тин­ская мадонна» Рафа­эля – это не кано­ни­че­ская икона.

 

В чем же раз­ница между пра­во­слав­ной иконой и кар­ти­ной?

Кар­тина пред­став­ляет собой худо­же­ствен­ный образ, создан­ный твор­че­ской фан­та­зией худож­ника, кото­рый явля­ется свое­об­раз­ной формой пере­дачи соб­ствен­ного миро­ощу­ще­ния. Миро­ощу­ще­ние же, в свою оче­редь, зави­сит от объ­ек­тив­ных причин: кон­крет­ной исто­ри­че­ской ситу­а­ции, поли­ти­че­ской системы, гос­под­ству­ю­щих в обще­стве мораль­ных норм и жиз­нен­ных прин­ци­пов.

Икона, как мы уже упо­ми­нали, – это откро­ве­ние Божие, выска­зан­ное языком линий и красок. Откро­ве­ние, кото­рое дано и всей Церкви, и отдель­ному чело­веку. Миро­воз­зре­ние ико­но­писца – миро­воз­зре­ние Церкви. Икона – вне вре­мени, вне гос­под­ству­ю­щих вкусов, она – символ ино­бы­тия в нашем мире.

Кар­тине при­суща ярко выра­жен­ная инди­ви­ду­аль­ность автора, свое­об­раз­ная живо­пис­ная манера, спе­ци­фи­че­ские приемы ком­по­зи­ции, харак­тер­ное цве­то­вое реше­ние.

Автор­ство ико­но­писца наме­ренно скры­ва­ется, так как икона – тво­ре­ние собор­ное; ико­но­пи­са­ние – не само­вы­ра­же­ние, а слу­же­ние и аске­ти­че­ское дела­ние.

Кар­тина должна быть эмо­ци­о­нальна, так как искус­ство – форма позна­ния и отра­же­ния окру­жа­ю­щего мира через чув­ства; кар­тина при­над­ле­жит миру душев­ному.

Кисть ико­но­писца бес­страстна: личные эмоции не должны иметь места. В литур­ги­че­ской жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв пса­лом­щи­ком, лишена внеш­них эмоций. Сопе­ре­жи­ва­ние про­из­но­си­мым словам и вос­при­я­тие ико­но­гра­фи­че­ских сим­во­лов про­ис­хо­дят на духов­ном уровне.

Кар­тина – сред­ство для обще­ния с авто­ром, с его идеями и пере­жи­ва­ни­ями, кото­рые могут быть сугубо инди­ви­ду­аль­ными или выра­жать харак­тер­ные умо­на­стро­е­ния своего вре­мени.

Икона – сред­ство для обще­ния с Богом и свя­тыми Его.

Иногда среди икон в крас­ном углу можно встре­тить фото­гра­фии или репро­дук­ции фото­гра­фий свя­щен­ни­ков, стар­цев, людей пра­вед­ной, бого­угод­ной жизни. Допу­стимо ли это? Если строго сле­до­вать кано­ни­че­ским тре­бо­ва­ниям, то, конечно же, нет. Не сле­дует сме­ши­вать ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния святых и фото­порт­реты.

Икона воз­ве­щает нам о святом в его про­слав­лен­ном, пре­об­ра­жен­ном состо­я­нии, тогда как фото­гра­фия, пусть даже чело­века впо­след­ствии про­слав­лен­ного как свя­того, пока­зы­вает кон­крет­ный момент его земной жизни, отдель­ную сту­пень вос­хож­де­ния к горним высо­там духа.

Подоб­ные фото­гра­фии конечно нужны в доме, но раз­ме­щать их сле­дует в сто­роне от икон.

Раньше, наряду с молель­ными ико­нами – свя­щен­ными изоб­ра­же­ни­ями, в домах, осо­бенно кре­стьян­ских, име­лись и бла­го­че­сти­вые изоб­ра­же­ния: лито­гра­фии храмов, виды Святой земли, а также лубоч­ные кар­тинки, кото­рые в наив­ной, но яркой, образ­ной форме, повест­во­вали о пред­ме­тах серьез­ных.

В насто­я­щее время появи­лись раз­но­об­раз­ные настен­ные цер­ков­ные кален­дари с репро­дук­ци­ями икон. Отно­ситься к ним сле­дует как к удоб­ной для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина форме печат­ной про­дук­ции, так как в подоб­ных кален­да­рях содер­жатся необ­хо­ди­мые ука­за­ния по поводу празд­нич­ных и пост­ных дней.

А вот саму репро­дук­цию по окон­ча­нии года можно накле­ить на твер­дую основу, освя­тить в церкви по чину бла­го­сло­ве­ния иконы и поме­стить в домаш­ний ико­но­стас.

 

Какие иконы иметь дома?

Обя­за­тельно нужно иметь икону Спа­си­теля и икону Божией Матери.

Изоб­ра­же­ния Гос­пода Иисуса Христа как сви­де­тель­ства Бого­во­пло­ще­ния и Спа­се­ния рода чело­ве­че­ского и Бого­ро­дицы как самой совер­шен­ной из земных людей, удо­сто­ив­шейся пол­ного обо­же­ния и почи­та­е­мой как чест­ней­шую Херу­вим и слав­ней­шую без срав­не­ния Сера­фим (Хва­леб­ная песнь Пре­свя­той Бого­ро­дице) – необ­хо­димы для дома, где живут пра­во­слав­ные хри­сти­ане.

Из обра­зов Спа­си­теля, для домаш­ней молитвы обычно выби­рают пояс­ное изоб­ра­же­ние Гос­пода Все­дер­жи­теля.

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью этого ико­но­гра­фи­че­ского типа явля­ется изоб­ра­же­ние бла­го­слов­ля­ю­щей руки Гос­пода и рас­кры­той или закры­той книги.

Бого­слов­ское зна­че­ние этого образа в том, что Гос­подь пред­стает здесь как Про­мыс­ли­тель о мире, как Вер­ши­тель судеб этого мира, Пода­тель истины, к кото­рому с верой и надеж­дой устрем­лены взоры люд­ские. Поэтому изоб­ра­же­ниям Гос­пода Все­дер­жи­теля или, по-гре­че­ски, Пан­то­кра­тора всегда отво­дят зна­чи­тель­ное место и в рос­писи храма, и на пере­нос­ных иконах, и, конечно, в доме.

Из бого­ро­дич­ной ико­но­гра­фии чаще всего выби­рают иконы типа «Уми­ле­ние» и «Оди­гит­рия».

Ико­но­гра­фи­че­ский тип «Уми­ле­ние» или, по-гре­че­ски, Елеуса, вос­хо­дит, по пре­да­нию, к свя­тому апо­столу и еван­ге­ли­сту Луке. Именно он счи­та­ется авто­ром изоб­ра­же­ний, списки с кото­рых впо­след­ствии рас­про­стра­ни­лись по всему пра­во­слав­ному миру.

Харак­тер­ной осо­бен­но­стью этой ико­но­гра­фии явля­ется сопри­кос­но­ве­ние ликов Спа­си­теля и Бого­ро­дицы, кото­рое сим­во­ли­зи­рует соеди­нен­ность небес­ного и зем­ного, особые вза­и­мо­от­но­ше­ния Творца и Его тво­ре­ния, выра­жен­ные такой бес­ко­неч­ной любо­вью Созда­теля к людям, что Он отдает Сына Своего на закла­ние во искуп­ле­ние грехов чело­ве­че­ских. Из икон типа «Уми­ле­ние» наи­бо­лее рас­про­стра­нены:

  • Вла­ди­мир­ская икона Божией Матери,
  • Дон­ская икона Божией Матери,
  • икона «Взыг­ра­ние мла­денца»,
  • икона «Взыс­ка­ние погиб­ших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Иго­рев­ская икона Божией Матери,
  • Кас­пе­ров­ская икона Божией Матери,
  • Кор­сун­ская икона Божией Матери,
  • Поча­ев­ская икона Божией Матери,
  • Толг­ская икона Божией Матери,
  • Фео­до­ров­ская икона Божией Матери,
  • Яро­слав­ская икона Божией Матери.

 

«Оди­гит­рия» в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «Путе­во­ди­тель­ница». Путь истин­ный – путь ко Христу. На иконах типа «Оди­гит­рия» об этом сви­де­тель­ствует жест правой руки Бого­ро­дицы, кото­рая ука­зы­вает нам на Богом­ла­денца Христа. Среди чудо­твор­ных икон этого типа наи­бо­лее извест­ными явля­ются:

  • Вла­херн­ская икона Божией Матери,
  • Гру­зин­ская икона Божией Матери,
  • Ивер­ская икона Божией Матери,
  • икона «Тро­е­ру­чица»,
  • икона «Ско­ро­по­слуш­ница»,
  • Казан­ская икона Божией Матери,
  • Козель­щин­ская икона Божией Матери,
  • Смо­лен­ская икона Божией Матери,
  • Тих­вин­ская икона Божией Матери,
  • Чен­сто­хов­ская икона Божией Матери.

Конечно, если празд­нич­ными датами для семьи явля­ются дни чество­ва­ния каких-либо икон Спа­си­теля или Божией Матери, напри­мер Неру­ко­тво­рен­ного Образа Гос­пода Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Зна­ме­ние», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена кото­рых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет воз­мож­ность раз­ме­стить в доме боль­шее коли­че­ство икон, можно допол­нить свой ико­но­стас изоб­ра­же­ни­ями почи­та­е­мых мест­ных святых и, конечно, вели­ких святых земли Рос­сий­ской.

В тра­ди­циях рус­ского пра­во­сла­вия укре­пи­лось особое почи­та­ние свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца, иконы кото­рого име­ются почти в каждой пра­во­слав­ной семье. Сле­дует отме­тить, что наряду с ико­нами Спа­си­теля и Божией Матери образ Нико­лая Чудо­творца всегда зани­мал цен­траль­ное место в доме пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. В народе свя­ти­тель Нико­лай почи­та­ется как святой, наде­лен­ный особой бла­го­да­тию. Во многом это свя­зано с тем, что по цер­ков­ному уставу каждый чет­верг сед­мицы, наряду со свя­тыми апо­сто­лами, цер­ковь воз­но­сит молитвы и свя­ти­телю Нико­лаю, архи­епи­скопу Мир Ликий­ских, чудо­творцу.

Среди изоб­ра­же­ний святых про­ро­ков Божиих можно выде­лить Илию, среди апо­сто­лов – пер­во­вер­хов­ных Петра и Павла.

Из изоб­ра­же­ний муче­ни­ков за веру Хри­стову наи­бо­лее часто встре­ча­ются иконы свя­того вели­ко­му­че­ника Геор­гия Побе­до­носца, а также свя­того вели­ко­му­че­ника и цели­теля Пан­те­лей­мона.

Для пол­ноты и завер­шен­но­сти домаш­него ико­но­стаса жела­тельно иметь изоб­ра­же­ния святых Еван­ге­ли­стов, свя­того Иоанна Пред­течи, архан­ге­лов Гав­ри­ила и Миха­ила и иконы празд­ни­ков.

Выбор икон для дома всегда инди­ви­дуа­лен. И лучшим помощ­ни­ком здесь явля­ется свя­щен­ник – духов­ник семьи и именно к нему, или любому дру­гому свя­щен­но­слу­жи­телю стоит обра­титься за сове­том.

По поводу репро­дук­ций икон и цвет­ных фото­гра­фий с них можно ска­зать, что иногда разум­нее иметь хоро­шую репро­дук­цию, чем икону писа­ную, но пло­хого каче­ства.

Отно­ше­ние ико­но­писца к своему труду должно быть крайне тре­бо­ва­тель­ным. Как свя­щен­ник не имеет права совер­шать литур­гию без долж­ной под­го­товки, так и ико­но­пи­сец должен со всей пол­но­той ответ­ствен­но­сти под­хо­дить к своему слу­же­нию. К сожа­ле­нию, и в про­шлом, и сейчас нередко можно встре­тить вуль­гар­ные поделки, кото­рые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изоб­ра­же­ние не вызы­вает чув­ства внут­рен­него бла­го­го­ве­ния и ощу­ще­ния сопри­кос­но­ве­ния со свя­ты­ней, если оно сомни­тельно по бого­слов­скому содер­жа­нию и непро­фес­си­о­нально по тех­нике выпол­не­ния, то лучше воз­дер­жаться от такого при­об­ре­те­ния.

А репро­дук­ции кано­ни­че­ских икон, накле­ен­ные на твер­дую основу и освя­щен­ные в церкви, займут достой­ное место в домаш­нем ико­но­стасе.

 

Часто воз­ни­кает сугубо прак­ти­че­ский вопрос:

Как накле­ить бумаж­ную репро­дук­цию, не повре­див ее?

Здесь можно дать несколько полез­ных сове­тов.

Если репро­дук­ция выпол­нена на плот­ной бумаге или кар­тоне, то для накле­и­ва­ния ее на твер­дую основу – доску или мно­го­слой­ную фанеру – жела­тельно поль­зо­ваться клеем, кото­рый не содер­жит воду и, соот­вет­ственно, не дефор­ми­рует бумагу, напри­мер, клеем «Момент». Если репро­дук­ция на тонкой бумаге, то можно исполь­зо­вать клей ПВА, но в этом случае бумагу сле­дует смо­чить водой, подо­ждать, пока вода впи­та­ется, а бумага поте­ряет упру­гость, и только потом уже нано­сить клей.

При­жи­мать репро­дук­цию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запач­кать изоб­ра­же­ние.

После накле­и­ва­ния, репро­дук­цию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это сле­дует с осто­рож­но­стью, так как неко­то­рые лаки раз­ру­шают типо­граф­ские краски. Сле­дует учесть, что типо­граф­ские краски имеют свой­ство выцве­тать под актив­ным воз­дей­ствием прямых сол­неч­ных лучей, поэтому, сде­лан­ную вашими руками и освя­щен­ную в Церкви икону нужно обе­ре­гать от их воз­дей­ствия.

 

Как раз­ме­стить иконы, в какой после­до­ва­тель­но­сти?

Есть ли на этот счет стро­гие устав­ные тре­бо­ва­ния?

В церкви – да. Для домаш­ней же бож­ницы можно огра­ни­читься лишь неко­то­рыми основ­ными пра­ви­лами.

Напри­мер, если иконы раз­ве­шены бес­си­стемно, несим­мет­рично, без про­ду­ман­ной ком­по­зи­ции, то это вызы­вает посто­ян­ное чув­ство неудо­вле­тво­рен­но­сти их раз­ме­ще­нием, жела­нием все изме­нить, что очень часто отвле­кает от молитвы.

Также необ­хо­димо пом­нить и о прин­ципе иерар­хии: не поме­щать, к при­меру, икону мест­но­чти­мого свя­того над иконой Святой Троицы, Спа­си­теля, Божией Матери, апо­сто­лов.

Икона Спа­си­теля должна быть справа от пред­сто­я­щего, а Божией Матери – слева (как в клас­си­че­ском ико­но­стасе).

При под­боре икон сле­дите за тем, чтобы они были еди­но­об­разны по худо­же­ствен­ной манере испол­не­ния, ста­рай­тесь не допус­кать мно­го­об­ра­зия стилей.

 

Что делать, если в семье есть особо почи­та­е­мая, пере­да­ю­ща­яся по наслед­ству икона, но напи­сана она не вполне кано­ни­че­ски или имеет неко­то­рые потери кра­соч­ного слоя?

Если недо­статки изоб­ра­же­ния не имеют серьез­ных иска­же­ний образа Гос­пода, Божией Матери или свя­того, такую икону можно сде­лать цен­тром домаш­него ико­но­стаса или, если поз­во­ляет место, поме­стить на аналое под бож­ни­цей, потому что такой образ – свя­тыня для всех членов семьи.

Одним из пока­за­те­лей уровня духов­ного раз­ви­тия пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина служит его отно­ше­ние к свя­тыне.

 

Каким должно быть отно­ше­ние к свя­тыне?

Свя­тость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Гос­подь Саваоф! (Ис. 6:3) отра­жа­ется и в угод­ни­ках Божиих и в физи­че­ских пред­ме­тах. Поэтому почи­та­ние святых людей, свя­щен­ных пред­ме­тов и изоб­ра­же­ний, а также соб­ствен­ное стрем­ле­ние к под­лин­ному Бого­об­ще­нию и пре­об­ра­же­нию – явле­ния одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Гос­подь… (Лев. 20:26)

По тому, как отно­сятся члены семьи к иконе, перед кото­рой воз­но­сили молитвы ко Гос­поду их пра­де­душки и пра­ба­бушки, можно судить и о сте­пени воцер­ко­в­ле­ния людей, и о их бла­го­че­стии.

Почи­та­ние родо­вой иконы всегда было особым. После кре­ще­ния, мла­денца под­но­сили к иконе и свя­щен­ник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой роди­тели бла­го­слов­ляли детей на учебу, на даль­нюю поездку, на обще­ствен­ное слу­же­ние. Давая согла­сие на сва­дьбу, роди­тели также бла­го­слов­ляли ново­брач­ных иконой. И уход чело­века из жизни совер­шался под обра­зами.

Извест­ное выра­же­ние «разо­шелся, хоть святых выноси» – сви­де­тель­ство совест­ли­вого отно­ше­ния к иконам. Перед изоб­ра­же­ни­ями святых недо­пу­стимы ссоры, недо­стой­ное пове­де­ние или быто­вые скан­далы.

Но береж­ное и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к иконе у пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина не должно пере­рас­тать в недо­пу­сти­мые формы покло­не­ния. Вос­пи­ты­вать пра­виль­ное почи­та­ние свя­щен­ных изоб­ра­же­ний нужно с самого ран­него воз­раста. Всегда необ­хо­димо пом­нить о том, что икона это изоб­ра­же­ние, свя­щен­ное, но все же только изоб­ра­же­ние. И нельзя путать такие поня­тия как образ – само изоб­ра­же­ние, и пер­во­об­раз – того, кто изоб­ра­жен.

 

К чему может при­ве­сти иска­жен­ный, непра­во­слав­ный взгляд на почи­та­ние святых икон?

К иска­же­нию духов­ной жизни, как отдель­ного чело­века, так и к раз­ладу внутри Церкви. Пример тому – ересь ико­но­бор­цев, воз­ник­шая в VII веке.

Пово­дами для воз­ник­но­ве­ния этой ереси послу­жили серьез­ные бого­слов­ские споры о воз­мож­но­сти и пра­во­моч­но­сти изоб­ра­же­ния Вто­рого Лица Пре­свя­той Троицы – Бога Слова во плоти. Также пово­дом послу­жили поли­ти­че­ские инте­ресы неко­то­рых визан­тий­ских импе­ра­то­ров, стре­мив­шихся к союзу с силь­ными араб­скими госу­дар­ствами, и пытав­шихся упразд­нить ико­но­по­чи­та­ние в угоду мусуль­ма­нам – про­тив­ни­кам святых икон.

Но не только это. Одним из пово­дов для рас­про­стра­не­ния ереси послу­жили и крайне урод­ли­вые, гра­ни­ча­щие с идо­ло­по­клон­ством, формы почи­та­ния свя­щен­ных изоб­ра­же­ний, быто­вав­шие в цер­ков­ной жизни того вре­мени. Не чув­ствуя раз­ницы между обра­зом и пер­во­об­ра­зом, веру­ю­щие зача­стую почи­тали не изоб­ра­жен­ное на иконе лицо, а сам пред­мет – доску и краски, что явля­лось про­фа­на­цией ико­но­по­чи­та­ния и смы­ка­лось с самыми низ­кими видами язы­че­ства. Несо­мненно, это слу­жило соблаз­ном для мно­же­ства хри­стиан и при­во­дило к пагуб­ным послед­ствиям для их духов­ной жизни.

Потому и воз­никли в среде интел­лек­ту­аль­ной элиты того вре­мени тен­ден­ции к отказу от подоб­ных форм почи­та­ния свя­щен­ных изоб­ра­же­ний. Про­тив­ники такого ико­но­по­чи­та­ния пред­по­чи­тали вовсе отка­заться от него, чтобы сохра­нить чистоту Пра­во­сла­вия и «убе­речь» по их мнению, мало­све­ду­щую часть хри­стиан от пагубы язы­че­ства.

Конечно, подоб­ные воз­зре­ния про­тив­ни­ков иска­жен­ного ико­но­по­чи­та­ния таили в себе серьез­ную опас­ность: ста­ви­лась под сомне­ние сама истин­ность Бого­во­пло­ще­ния, так как само суще­ство­ва­ние иконы осно­вано на реаль­но­сти вопло­ще­ния Бога Слова.

Отцы VII Все­лен­ского собора, осу­див­шие ересь ико­но­бор­цев, учили: «…и чество­вати их (иконы) лобы­за­нием и почи­та­тель­ным покло­не­нием, не истин­ным, по вере нашей, бого­по­кло­не­нием, еже подо­бает еди­ному Боже­скому есте­ству, но почи­та­нием по тому образу, якоже изоб­ра­же­нию Чест­наго и Живо­тво­ря­щего Креста и свя­тому Еван­ге­лию и прочим свя­ты­ням, фимиа­мом и постав­ле­нием свещей честь воз­да­ется, яковый и у древ­них бла­го­чест­ный обычай был. Ибо честь, воз­да­ва­е­мая образу, пре­хо­дит к пер­во­об­раз­ному, и покло­ня­ю­щийся иконе, покла­ня­ется суще­ству изоб­ра­жен­наго на ней. Тако бо утвер­жда­ется учение святых отец наших, сиесть, пре­да­ние кафо­ли­че­ския церкве, от конец до конец земли при­яв­шия Еван­ге­лие» (Книга Правил святых Апо­стол, святых Собо­ров все­лен­ских и помест­ных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5–6 ).

Домаш­ний ико­но­стас жела­тельно увен­чать кре­стом; кресты также поме­щают на кося­ках дверей.

Крест – свя­тыня для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это символ спа­се­ния всего чело­ве­че­ства от вечной смерти. 73‑е Пра­вило Труль­ского собора, состо­яв­ше­гося в 691 году, сви­де­тель­ствует о зна­че­нии почи­та­ния изоб­ра­же­ний свя­того креста: «Поелику живо­тво­ря­щий крест пока­зал нам спа­се­ние, то над­ле­жит при­ла­гать всякое попе­че­ние о том, чтобы отдать долж­ное почте­ние тому, посред­ством чего мы спа­сены от древ­него паде­ния…» (Цит. по: Зэнд­лер Э. Гене­зис и бого­сло­вие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед ико­нами хорошо затеп­лить лам­падку, а в празд­ники и вос­кре­се­нья пусть она горит и в тече­ние дня.

В мно­го­ком­нат­ных город­ских квар­ти­рах ико­но­стас для общей семей­ной молитвы раз­ме­щают, как пра­вило, в боль­шей из комнат, в других же необ­хо­димо поме­стить хотя бы одну икону.

Если пра­во­слав­ная семья тра­пез­ни­чает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после тра­пезы. Разум­нее всего в кухне поме­стить икону Спа­си­теля, так как бла­го­дар­ствен­ная молитва после еды обра­щена к Нему: «Бла­го­да­рим Тебя, Христе, Боже наш…».

И послед­нее.

 

Что делать, если икона пришла в состо­я­ние негод­но­сти и не под­ле­жит рестав­ра­ции?

Такую икону, даже если она не освя­щена, ни в коем случае нельзя просто выбра­сы­вать: к свя­тыне, пусть даже поте­ряв­шей свой изна­чаль­ный вид, всегда нужно отно­ситься с бла­го­го­ве­нием.

Раньше с вет­хими ико­нами посту­пали сле­ду­ю­щим обра­зом: до какого-то опре­де­лен­ного состо­я­ния старую икону хра­нили в бож­нице позади других икон, а если краски с иконы совер­шенно сти­ра­лись от вре­мени, то ее пус­кали по тече­нию реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обвет­шав­шую икону необ­хо­димо отне­сти в цер­ковь, где ее сожгут в цер­ков­ной печи. Если такой воз­мож­но­сти нет, то икону сле­дует сжечь самому, а пепел зако­пать в месте, кото­рое не будет осквер­нено: напри­мер, на клад­бище или под дере­вом в саду.

Нужно пом­нить: если порча иконы про­изо­шла из-за небреж­ного ее хра­не­ния – это грех, кото­рый нужно испо­ве­до­вать.

Лики, смот­ря­щие на нас с икон, при­над­ле­жат веч­но­сти; глядя на них, воз­нося им молитву, испра­ши­вая их заступ­ни­че­ства, мы – жители мира доль­него – всегда должны пом­нить о нашем Творце и Спа­си­теле; о Его вечном при­зыве к пока­я­нию, к само­со­вер­шен­ство­ва­нию и обо­же­нию каждой души чело­ве­че­ской.

Гла­зами Своих святых взи­рает на нас Гос­подь с икон, сви­де­тель­ствуя, что все воз­можно для чело­века, ходя­щего путями Его.

 

При­ло­же­ние

Схема высо­кого ико­но­стаса

ikonostas

1 – Цар­ские врата (а – «Бла­го­ве­ще­ние», б, в, г, д – еван­ге­ли­сты);

2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спа­си­теля; 4 – икона Бого­ма­тери;

5 – север­ные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона мест­ного ряда;

8 – хра­мо­вая икона;

I – пра­о­те­че­ский ряд; II – про­ро­че­ский ряд; III – празд­нич­ный ряд;

IV – деи­сус­ный чин.

Ико­но­стас

Если алтарь – часть храма, где совер­ша­ется вели­чай­шее Таин­ство пре­су­ществ­ле­ния хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стову, срав­ни­вать с миром горним, то ико­но­стас, лики кото­рого смот­рят на моля­щихся, явля­ется образ­ным – в линиях и крас­ках – выра­же­нием этого мира. Высо­кий ико­но­стас, кото­рого не знала цер­ковь визан­тий­ская, окон­ча­тельно сфор­ми­ро­вав­шийся в рус­ской церкви к XVI веку, послу­жил не столько зри­мому отоб­ра­же­нию основ­ных собы­тий всей Свя­щен­ной исто­рии, сколько вопло­тил идею еди­не­ния двух миров – небес­ного и зем­ного, выра­зил стрем­ле­ние чело­века к Богу, и Бога к чело­веку.

Клас­си­че­ский рус­ский высо­кий ико­но­стас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-дру­гому, чинов.

Первый – пра­о­те­че­ский, рас­по­ла­га­ется под кре­стом, в самом верху. Это образ Церкви вет­хо­за­вет­ной, еще не полу­чив­шей Закон. Здесь изоб­ра­жены пра­отцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Вет­хо­за­вет­ная» – символ пред­веч­ного совета Святой Троицы о само­по­жерт­во­ва­нии Бога Слова во искуп­ле­ние гре­хо­па­де­ния чело­ве­че­ского. Икона «Госте­при­им­ство Авра­ама» (или «Явле­ние Авра­аму у дуба Мам­врий­ского»), кото­рая также поме­ща­ется в центре пра­о­те­че­ского ряда, имеет другой бого­слов­ский смысл – это дого­вор, заклю­чен­ный Богом с чело­ве­ком.

Второй ряд – про­ро­че­ский. Это Цер­ковь, уже полу­чив­шая Закон и через про­ро­ков воз­ве­ща­ю­щая о Бого­ро­дице, от кото­рой вопло­тится Хри­стос. Именно поэтому в центре этого ряда нахо­дится икона «Зна­ме­ние», изоб­ра­жа­ю­щая Божию Матерь с воз­де­тыми в моле­нии руками и с Богом­ла­ден­цем в лоне.

Третий – празд­нич­ный – ряд повест­вует о собы­тиях вре­мени ново­за­вет­ного: от Рож­де­ства Бого­ро­дицы до Кре­сто­воз­дви­же­ния.

Чет­вер­тый, деи­сус­ный (или по-дру­гому деи­сис­ный) чин – это моле­ние всей Церкви ко Христу; моле­ние, кото­рое про­ис­хо­дит сейчас и кото­рое завер­шится на Страш­ном суде. В центре – икона «Спас в силах», пред­став­ля­ю­щая Христа, как гроз­ного судию всего миро­зда­ния; слева и справа – изоб­ра­же­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы, свя­того Иоанна Пред­течи, архан­ге­лов, апо­сто­лов и святых.

В сле­ду­ю­щем, мест­ном ряду, рас­по­ло­жены иконы Спа­си­теля и Бого­ма­тери (по сто­ро­нам от Цар­ских врат), далее на Север­ных и Южных вратах – изоб­ра­же­ния архан­ге­лов или святых диа­ко­нов. Хра­мо­вая икона – икона празд­ника или свя­того, в честь кото­рого освя­щен храм, всегда нахо­дится справа от иконы Спа­си­теля (для сто­я­щего лицом к алтарю), сразу за Южными вра­тами. Над Цар­скими вра­тами поме­щают икону «Тайная вечеря», как символ таин­ства Евха­ри­стии, а на самих вратах – «Бла­го­ве­ще­ние» и изоб­ра­же­ния святых еван­ге­ли­стов. Иногда на Цар­ских вратах изоб­ра­жают иконы Васи­лия Вели­кого и Иоанна Зла­то­уста – созда­те­лей Боже­ствен­ной Литур­гии.

САТИСЪ

Санкт-Петер­бург

2000

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки