Поли­е­лей

***

Полиеле́й (от греч. πολυέλεοσ (поли­е­леос) (от греч. πολύς — многий, и ἔλεος — милость) – многая милость, (в древ­них Уста­вах — мно­го­мило­сти­вое) – тор­же­ствен­ное пес­но­пе­ние утрени, состав­лен­ное из псал­мов 134-го («Хва­лите имя Гос­подне») и 135-го («Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви»). Это назва­ние свя­зано с частым повто­ре­нием при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

«По 17 гл. Типи­кона, в вос­кре­се­нья от отда­ния Воз­дви­же­ния, т. е. с 22 сен­тября, до пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова 20 декабря, и от отда­ния Бого­яв­ле­ния 14 января до Недели сырной вместо Непо­роч­ных поется поли­е­лей, т. е. 134 пс. «Хва­лите имя Гос­подне» и 135 пс. «Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви».

Осно­ва­ния для таких сроков:

  1. поли­е­лей, зани­мая более вре­мени, чем Непо­рочны, поется по пре­иму­ще­ству в осен­ние и зимние вос­кре­се­нья, когда ночи длин­нее и, сле­до­ва­тельно, бдение при­хо­дится начи­нать раньше и окан­чи­вать позже;
  2. поли­е­лей отме­ня­ется 20 декабря — 14 января от сте­че­ния в этот период вели­ких празд­ни­ков, име­ю­щих поли­е­лей более тор­же­ствен­ный, чем вос­крес­ный, отчего впе­чат­ле­ние послед­него ослаб­ля­лось бы;
  3. в Вели­кий пост поли­е­лей отме­ня­ется по скорб­но­сти этого пери­ода.

Псалмы 134 и 135 одно­родны по содер­жа­нию. Они при­гла­шают Изра­иля к про­слав­ле­нию Бога Творца (134, 6; 135,5—9) и Про­мыс­ли­теля (134, 7; 135, 25) за избра­ние Изра­иля в народ Божий и за все мило­сти, ока­зан­ные ему на про­тя­же­нии всей его исто­рии, осо­бенно за осво­бож­де­ние от еги­пет­ского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водво­ре­ние в земле обе­то­ван­ной (134, 10—12; 135, 17—20); эти мило­сти обя­зы­вают Изра­иля быть верным Богу и избе­гать язы­че­ства (134,15—18).

Одно­род­ность псал­мов дохо­дит по местам до бук­валь­ного сход­ства в выра­же­ниях (134,10—11 и 135,17—20). Оба псалма дышат самой вос­тор­жен­ной радо­стью, изли­ва­ю­щейся в неудер­жи­мом потоке бла­го­дар­но­сти; но второй псалом, раз­ви­вая мысли пер­вого, вос­тор­жен­нее и силь­нее его («хва­лите» и «испо­ве­дай­теся»; 134,5: «Гос­подь наш над всеми боги» и 135, 2—3: «Богу богов», «Гос­по­деви гос­по­дей»; 134, 3: «яко благ Гос­подь», 135: «яко в век милость Его»); осо­бен­ную тор­же­ствен­ность вто­рому псалму сооб­щает сопро­вож­де­ние каж­дого стиха его при­пе­вом «Яко в век милость Его», кото­рый повто­ря­ется, сле­до­ва­тельно, 26 раз и осо­бенно сильно звучит в 17—20 ст., где он раз­де­ляет на 4 части одно грам­ма­ти­че­ское пред­ло­же­ние («пора­зив­шему цари велия, яко в век милость Его; и убив­шему цари креп­кия, яко в век милость Его; Сиона, царя Амор­рей­ска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васан­ска, яко в век милость Его»). – По Симеону Солун­скому, поли­е­лей­ные псалмы – «песнь побед­ная и воз­ве­ща­ю­щая дивные дела Божии, осо­бенно же пере­ход душ наших из Египта греха и заблуж­де­ния к вере во Христа, осво­бож­де­ние наше от фара­она и егип­тян, т. е. диа­вола и демо­нов, осво­бож­де­ние Церкви от Дио­кле­ти­ана, Мак­си­мина и бого­от­ступ­ника и других нече­сти­вей­ших вла­сти­те­лей, как бы от Ама­лика, Сиона, Ога и им подоб­ных – и после иску­ше­ний и трудов все­ле­ние в обе­то­ван­ную землю и небес­ное насле­дие чрез Иисуса»».
Михаил Ска­бал­ла­но­вич. Тол­ко­вый Типи­кон

«Поли­е­лей, т. е. «мно­го­мило­сти­вый», есть тех­ни­че­ское вы­ражение нашего бого­слу­жеб­ного устава, при­ме­ня­е­мое к двум псал­мам (134—135), поемым на тор­же­ствен­ной празд­нич­ной утрени после кафисм и седаль­нов с их нази­да­тель­ными чте­ни­ями из свв. отцов и перед чте­нием празд­нич­ного или вос­крес­ного Еван­ге­лия. Назван он так потому, что гово­рит о тех вели­ких мило­стях, кото­рые Бог посы­лает в мно­го­труд­ной и бурной жизни Изра­иль­ского народа, в част­но­сти, во время исхода из Египта, во время стран­ство­ва­ния по пустыне и т. д.
В при­ход­ских церк­вах, в кото­рых устав не блю­дется, поли­е­лей поют на всякой вос­крес­ной утрени, причем обы­ва­тели назы­вают его «Хва­лите», что совер­шенно непра­вильно, так как под «хва­лит­ными» псал­мами пони­ма­ются псалмы на утрени после канона и перед сла­во­сло­вием. По уставу поли­е­лей поется, вместо «непо­роч­ных», только в извест­ные пери­оды года, а именно: от 22 сен­тября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. Термин «поли­е­лей» изве­стен Иеру­са­лим­скому кано­нарю VII в.»
Киприан Керн. Литур­гика. Гим­но­гра­фия и эор­то­ло­гия

***

Cм. ЛИТУР­ГИКА, ГИМ­НО­ГРА­ФИЯ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки