Евангельские кружки — развивать нельзя закрыть — Андрей Десницкий

Евангельские кружки — развивать нельзя закрыть — Андрей Десницкий


Нужны ли Еван­гель­ские кружки? Почему они появи­лись в Рос­сии совсем недавно? Раз­мыш­ляет Андрей Дес­ниц­кий.

Евангельские кружки — развивать нельзя закрыть

Странно, что изу­че­ние Еван­ге­лия людям кажется опас­ным явле­нием. Может быть потому, что раньше они вообще ста­ра­лись не заду­мы­ваться осо­бенно над смыс­лом тек­стов, а тут им пред­ла­гают заду­маться, а это – все­гда труд и все­гда риск. Проще не думать.

Нужны ли Еван­гель­ские кружки? Почему они появи­лись в Рос­сии совсем недавно? Раз­мыш­ляет Андрей Десницкий.

Кружки, в кото­рых бы люди соби­ра­лись и сов­местно изу­чали Еван­ге­лие – может быть, это кому-то пока­жется непри­выч­ным, поскольку у нас отсут­ствует подоб­ная тра­ди­ция. А не сло­жи­лась она по вполне объ­ек­тив­ным при­чи­нам: еще сто лет назад боль­шин­ство насе­ле­ния писать и читать не умело. А подоб­ные кружки воз­можны лишь в обще­стве с почти 100% гра­мот­но­стью. Да и рус­ский пере­вод Биб­лии был напе­ча­тан только в 1870‑е годы. В итоге люди про­сто часто не пони­мали, что же зна­чит их вера.

У Нико­лая Лес­кова есть заме­ча­тель­ный рас­сказ «Одно­дум» — исто­рия чело­века, кото­рый про­чи­тал рус­ский пере­вод Биб­лии, про­никся напи­сан­ным и… и теперь окру­жа­ю­щие смот­рят на него как на без­вред­ного дурачка. Здра­вых резо­нов от него тре­бо­вать нельзя, но и вреда он никому не при­но­сит. Он не ворует, не обма­ны­вает, – ненор­маль­ный, в общем…

Вла­ди­мир Мар­цин­ков­ский запи­сал такой виден­ный им слу­чай: после рево­лю­ции 1917 года в поезде едет мат­рос и рас­ска­зы­вает, как он бур­жуев резал, как гра­бил. Дру­гой пас­са­жир его спра­ши­вает: «Как, ты же в цер­ковь ходил, Еван­ге­лие слы­шал». Тот отве­тил: «А нешто мы его читали? Мы только крышку Еван­ге­лия целовали»…

Или исто­рия про то, как соби­рали в храме деньги на новое напре­столь­ное Еван­ге­лие. Всей дерев­ней ски­ну­лись и, нако­нец, купили. Вот выно­сят его тор­же­ственно, свя­щен­ник воз­гла­шает: «От Луки свя­таго Еван­ге­лия чте­ние». И тут же крики от при­хо­жан: «Как от Луки, мы тоже деньги давали!»

И, если сто лет назад люди не умели читать и писать, то трид­цать лет назад они про­сто не могли достать Еван­ге­лие. Я помню, еще в сере­дине 80‑х, когда я при­шел к вере, Еван­ге­лие чаще можно было отыс­кать в руко­пис­ном виде, и то с боль­шим тру­дом. А уж соби­раться для его изу­че­ния было про­сто опасно: за рели­ги­оз­ную про­па­ганду гро­зила уго­лов­ная статья.

Именно поэтому изу­че­ние, осмыс­ле­ние Еван­ге­лия в груп­пах выгля­дит для нас как нечто новое, но новое не в том смысле, что оно вообще не при­суще хри­сти­ан­ству, пра­во­сла­вию, а про­сто в имев­шихся ранее рос­сий­ских исто­ри­че­ских усло­виях это было невозможно.

Сей­час, когда сло­вом «пра­во­сла­вие» назы­ва­ется все, что угодно и ино­гда даже вещи очень дале­кие от Еван­ге­лия, самое важ­ное для нас – зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием, кото­рое состав­ляет самую суть хри­сти­ан­ской веры. Если этого зна­ком­ства не будет, то место, кото­рое должно быть запол­нено зна­нием Еван­ге­лия, запол­нится дру­гими иде­ями, нередко даже про­ти­во­по­лож­ное еван­гель­ским смыслам.

Про­шли пер­вые 25 лет рели­ги­оз­ной сво­боды. Чет­верть века. Всё доступно, но отчего-то люди сами себя огра­ни­чи­вают, как раньше их огра­ни­чи­вали то негра­мот­ность, то отсут­ствие пере­вода, то ате­и­сти­че­ское правительство.

Самый прямой путь

Слы­шать Еван­ге­лие во время бого­слу­же­ния явно не доста­точно. Во-пер­вых, оно про­чи­ты­ва­ется там далеко не цели­ком, если взять круг вос­крес­ных и празд­нич­ных чте­ний. Даже не вся Нагор­ная про­по­ведь звучит.

Во-вто­рых, в кон­тек­сте бого­слу­же­ния под­чер­ки­ва­ются только отдель­ные сто­роны еван­гель­ского текста.

Текст Еван­ге­лия обра­щен к каж­дому из нас. Читать его можно дома само­сто­я­тельно, но если этим огра­ни­чи­ваться, здесь больше риск какой-то ошибки, непо­ни­ма­ния. Вообще это – книга Церкви и читать ее в Церкви – самое разум­ное, что можно сделать.

Когда люди, с одной сто­роны, участ­вуют в бого­слу­же­нии и вос­при­ни­мают еван­гель­ский текст там, а с дру­гой – читают его, собрав­шись вме­сте, молит­венно, ста­ра­ясь про­ник­нуть в его суть, они зна­ко­мятся с осно­вами своей веры самым пря­мым путем из всех возможных.

Конечно, есть риск что-то понять «не так». Но разве все пони­мают бого­слу­же­ние так, как сле­дует? Почему же никто не гово­рит: «Давайте я не буду ходить на бого­слу­же­ние, а вдруг я там что-нибудь не так пойму». Есть ведь мно­же­ство при­ме­ров не адек­ват­ного пони­ма­ния тек­стов бого­слу­же­ния: «яко кадило пред Тобою» пре­вра­ща­ется в «я — кро­ко­дила пред Тобою».

Только ведь подоб­ные казусы нас почему-то не пугают. Странно, что изу­че­ние Еван­ге­лия людям кажется опас­ным явле­нием. Может быть потому, что раньше они вообще ста­ра­лись не заду­мы­ваться осо­бенно над смыс­лом тек­стов, а тут им пред­ла­гают заду­маться, а это – все­гда труд и все­гда риск. Проще не думать.

Понятно, что из тек­ста можно выхва­тить любую фразу и сде­лать ее глав­ной, как это делают сек­танты. Вот, в Псал­тири при­сут­ствует, напри­мер, фраза — «нет Бога» («Ска­зал безу­мец в сердце своем: «нет Бога» — Пс. 13, 1). Так можно выхва­тить любые биб­лей­ские слова из кон­тек­ста, при­дать им любое свое пони­ма­ние и сде­лать из этого невер­ные выводы.
Но, как я ска­зал Еван­ге­лие – книга Церкви и читать ее надо в Церкви. При этом вовсе не обя­за­тельно, чтобы в группе еван­гель­ской был свя­щен­ник. Если он есть – хорошо, но ведь Цер­ковь – это не только свя­щен­ники, это мы все. Есть миряне, кото­рые имеют некий опыт в чте­нии Слова Божьего, в молит­вен­ном раз­мыш­ле­нии над ним.

Хри­стос посреди нас, когда мы соби­ра­емся во имя Его. Если мы Ему дове­ряем, дей­стви­тельно верим, что в Церкви дей­стви­тельно живет Свя­той Дух, зна­чит, мы можем каким-то обра­зом рас­счи­ты­вать, что Он не даст нам впасть в ересь, если даже мы что-то не пра­вильно про­чи­тали. Да, мы можем оши­биться, можем не пра­вильно что-то про­чи­тать, тогда есть, кому нас попра­вить. Сек­тант­ский дух рож­да­ется не от чте­ния тек­стов: много кто читает, но мало кто орга­ни­зо­вы­вает новые секты, – а от само­уве­рен­но­сти, от того, что чело­век про­воз­гла­шает свое пони­ма­ние един­ственно пра­виль­ным и счи­тает, что ему открыта истина и все должны слу­шать только то, что он скажет.

Начи­та­лись люди каких-то кни­жек и потом пошли, зако­па­лись в овраге в ожи­да­нии конца света. Разве из этого сле­дует, что, дабы избе­жать подоб­ного – читать вообще ничего не нужно? Давайте тогда забу­дем алфа­вит, будем сидеть в бла­жен­ном без­мыс­лии и бес­чув­ствии (как буд­ди­сты опи­сы­вают нир­вану). Тогда оши­бок ника­ких точно не совершим.
Только вот хри­сти­ан­ство не про это.

Страх ошибки

Вообще страх ошибки – с одной сто­роны оправ­дан, с дру­гой – бывает лука­вым. Ведь и Хри­стос вопло­тился и гово­рил с людьми на понят­ном им языке, а они его все равно не пони­мали. Даже апо­столы – до самого Вос­кре­се­ния не пони­мали, все что-то свое искали. Хри­стос гово­рит им о своем рас­пя­тии через корот­кое время, а они про то, кого поса­дить по пра­вую, кого по левую руку от Гос­пода. Он им гово­рит, что скоро умрет мучи­тель­ной смер­тью, а они ждут, что Он ста­нет царем и они около него — кем-то вроде пер­вых и вто­рых мини­стров… Это апо­столы ничего не пони­мают! Тем не менее, Гос­подь их не отверг, Он очень тер­пе­ливо, по-оте­че­ски с ними зани­мался, все объяснял.

Почему мы не думаем, что и с нами Он может так же зани­маться? Только нужно Ему дове­рять, ста­раться про­ник­нуть в Слово Божье по-насто­я­щему, стре­миться понять, что оно дей­стви­тельно зна­чит. А не то, что мы хотим, чтобы оно значило.

Нередко можно услы­шать, как люди начи­нают из хри­сти­ан­ства делать то, что им удобно. Кто-то оправ­ды­вает свои сла­бо­сти, кто-то – нахо­дит в Еван­ге­лии при­зыв к рос­кош­ной жизни, кто-то – пыта­ется обос­но­вать свои поли­ти­че­ские тео­рии. Выис­ки­вают в Еван­ге­лии то, чего там на самом деле нет.

Бывает трудно понять и при­нять то, что там напи­сано. Это совсем не лег­кое чте­ние, не то, что можно про­чи­тать за пять минут и пойти дальше. В тече­ние всей своей жизни чело­век ста­ра­ется как-то понять и при­ме­нить к тому, как он живет, про­чи­тан­ное в Еван­ге­лии, и нико­гда не дохо­дит до конца, нико­гда не может ска­зать: я всё выпол­нил, больше ничего не осталось.

Да, здесь можно оши­биться, но хри­сти­ан­ство учит, что наша ошибка – это не конец, не ката­строфа: ошибку все­гда можно испра­вить, все­гда есть место для пока­я­ния, для исправ­ле­ния, для научения.

Нет еди­ного при­ем­ле­мого вари­анта для сов­мест­ного изу­че­ния Еван­ге­лия. Все скла­ды­ва­ется в кон­крет­ной группе, исходя из обсто­я­тельств, в том числе – харак­те­ров людей, уровня обра­зо­ва­ния, склон­но­стей, инте­ре­сов тех, кто в эту группу вхо­дит. Здесь можно давать какие-то общие пред­ло­же­ния, но не алгоритм.

Есть у подоб­ных групп еще одна сто­рона. В наши дни люди в прин­ципе пере­стают читать. Они знают буквы, умеют скла­ды­вать их в слова, когда хотят про­честь реклам­ный лозунг или над­пись на упа­ковке, но отвыкли читать тек­сты. Про­чи­тать даже какой-то про­стой рас­сказ или газет­ную ста­тью им уже ста­но­вится трудно. В этом смысле чте­ние Еван­ге­лия – это еще и урок того, как в прин­ципе нужно читать текст, ста­раться про­ни­кать в его смысл. Делать то, что совре­мен­ный чело­век, осо­бенно моло­дой – отча­сти разучился.

16 апреля 2013 г.

Источ­ник: Интер­нет-изда­ние “Пра­во­сла­вие и мир”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки