Огласительная беседа перед Крещением — Артем Шарафутдинов

Огласительная беседа перед Крещением — Артем Шарафутдинов


При­сту­пая к свя­тому кре­ще­нию, необ­хо­димо осо­знать цель этого таин­ства. Чего мы хотим от Бога?
Мы верим, что Бог любовь, но любовь не сле­пая, а муд­рая, свя­тая. Мы верим, что три Лич­но­сти Бога, т. е. Отец, Сын и Свя­той Дух соеди­ня­ются в любви в одну сущ­ность. Это и есть хри­сти­ан­ская Троица.

Оглав­ле­ние

Пример огласительной беседы

Творение мира.

При­сту­пая к свя­тому кре­ще­нию, необ­хо­димо осо­знать цель этого таин­ства. Чего мы хотим от Бога?

Мы верим, что Бог любовь, но любовь не сле­пая, а муд­рая, свя­тая. Мы верим, что три Лич­но­сти Бога, т. е. Отец, Сын и Свя­той Дух соеди­ня­ются в любви в одну сущ­ность. Это и есть хри­сти­ан­ская Тро­ица. На дан­ном этапе трудно понять идею Тро­ицы умом. Бог дей­стви­тельно Един, но можно быть еди­ным только с кем-то. Един­ство Бога пред­по­ла­гает, что Он не одинок.

Бог сотво­рил весь мир, кото­рый условно можно раз­де­лить на види­мый и неви­ди­мый. Неви­ди­мый мир – это мир анге­лов, кото­рые сотво­рены как слу­жеб­ные духи. Види­мый мир это мир чело­ве­че­ский. Бог сотво­рил мир от избытка своей любви. Бог был сво­бо­ден. Он был счаст­лив в любви и без мате­ри­аль­ного мира, но Он сотво­рил мир, стре­мясь при­об­щить его своей гар­мо­нии и любви.

Но как можно научить любви и гар­мо­нии камни и дере­вья? Свя­зу­ю­щим зве­ном, соеди­ня­ю­щим мир без­душ­ной мате­рии и мир духов­ный, стал чело­век, име­ю­щий две при­роды, духов­ную и мате­ри­аль­ную. Духов­ной при­ро­дой чело­век был спо­со­бен усва­и­вать свет и бла­го­уха­ние Боже­ствен­ной кра­соты. Посред­ством сво­его зем­ного тела он дол­жен был водво­рять в мате­ри­аль­ном мире ту гар­мо­нию, кото­рую он познал в Боге. Чело­век по уче­нию Свя­щен­ного Писа­ния сотво­рен по образу и подо­бию Божьему. Образ Божий в чело­веке заклю­ча­ется в непо­роч­но­сти его духов­ных сил: в уме, в чув­стве (в сердце) и в воле. Они даны чело­веку для того, чтобы он позна­вал выс­шее благо и вопло­щал его в своей жизни.

Выс­шим бла­гом миро­зда­ния явля­ется Все­свя­тая воля Творца. Подо­бие Божие состо­яло в воз­мож­но­сти воз­ве­де­ния сердца, ума и воли, в един­ство сход­ное с един­ством лиц Пре­свя­той Тро­ицы. Пер­вых людей звали Адам и Ева.

Грехопадение.

Ден­ница был сотво­рен Богом как ангел утрен­ней зари. Он воз­гор­дился, поже­лав иметь Боже­ствен­ную силу и поче­сти, кото­рых он не был достоин. Он увлек за собой часть анге­лов и повел про­тив Бога войну, пре­вра­тив­шись в сатану. Так в мире появи­лось зло.

Чело­век, как венец тво­ре­ния и люби­мое созда­ние Божие стал объ­ек­том осо­бого вни­ма­ния сатаны. Лестью и обма­ном ему уда­лось посе­лить в сердце Адама и Евы зерно недо­ве­рия сво­ему Творцу. Затем они отпали от Бога через нару­ше­ние запо­веди, кото­рая запре­щала вку­шать плоды от древа позна­ния добра и зла. На языке Свя­щен­ного Писа­ния это озна­чает, что они захо­тели стать само­быт­ными как Бог. То есть они захо­тели иметь всю пол­ноту жизни, но без Бога.

В резуль­тате грехопадения:

    • Чело­век поте­рял безгрешность.
    • Чело­век стал страдать.

Чело­век поте­рял бес­смер­тие и стал смертным.

Пред­ставьте себе пол­но­вод­ную реку, кото­рую пере­крыли пло­ти­ной. Сна­чала вода при­хо­дит в состо­я­ние покоя и пре­вра­ща­ется в озеро. Затем это озеро начи­нает гнить и пре­вра­ща­ется в болото.

При­бли­зи­тельно то же самое стало с чело­ве­че­ством, кото­рое поте­ряло связь с Богом. В резуль­тате гре­хо­па­де­ния само есте­ство чело­века изме­ни­лось, поте­ряв свою цельность.

Сердце сде­ла­лось бес­чув­ствен­ным, а ум при­ту­пился. Он ока­зался неспо­соб­ным к про­ник­но­ве­нию в суть вещей. Воля стала сла­бой настолько, что чело­век даже видя страш­ные послед­ствия своих дея­ний, не мог оста­но­виться и шел на грех как на убой. Так был иска­жен образ Божий в человеке.

Все душев­ные силы чело­века стали дей­ство­вать хао­ти­че­ски и пре­вра­ти­лись в стра­сти. Кстати в рус­ском языке слово «стра­да­ние» имеет эти­мо­ло­ги­че­ский смысл «дань страстям».

Отме­тим, что со вре­мен гре­хо­па­де­ния стра­да­ние чело­века коре­нится в самой его природе.

Это состо­я­ние внут­рен­него хаоса и раз­лада в чело­веке назы­ва­ется еще духов­ной смертью.

Чело­век без Бога мертв духовно. Он может есть, пить, ходить в кино, стро­ить планы на буду­щее и не знать, что он мертв. И даже если по мер­кам сред­него обы­ва­теля жизнь такого чело­века инте­ресна, тем не менее он не испы­ты­вает даже 0,001-ой доли той пол­ноты, кото­рую он имел бы в Боге. Логи­че­ским послед­ствием смерти духов­ной стала смерть физи­че­ская. Вна­чале сти­хия само­раз­ру­ше­ния затра­ги­вает только душу, затем она пере­хо­дит и на тело. Чело­век начи­нает болеть и, в конце кон­цов, умирает.

Спасение только во Христе.

На про­тя­же­нии веков огром­ное коли­че­ство людей пыта­лось спа­сти чело­ве­че­ство своим уче­нием. В луч­шем слу­чае эти про­роки и фило­софы могли немного облег­чить стра­да­ния людей. Но исце­лить саму при­роду чело­века, изба­вив его от греха и смерти, не могло ни одно уче­ние. Будду и Кон­фу­ция, Мухам­меда и Эпи­кура, Лао Цзы и Пла­тона объ­еди­нила одна все­об­щая могила чело­ве­че­ства. И хотя у всех у них было свое осо­бое уче­ние, но смерть все равно настигла и соеди­нила их с осталь­ным чело­ве­че­ством. Есть только один чело­век, над кото­рым смерть не имела вла­сти – Иисус Хри­стос. Кто же этот чело­век и как ему уда­лось побе­дить смерть?

Помните, вна­чале мы рас­ска­зали вам о том, что Бог есть любовь? И эта Божия любовь не оста­вила пад­шее чело­ве­че­ство в его горе. Бог решил Сам придти в мир, стать чело­ве­ком, раз­де­лить с людьми их горе и исце­лить чело­ве­че­скую при­роду. Одно из Лиц Свя­той Тро­ицы – Сын Божий ста­но­вится самым насто­я­щим чело­ве­ком, но не пере­стает быть Богом. Это собы­тие в хри­сти­ан­ском уче­нии назы­ва­ется таин­ством БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. Слу­чи­лось это в нуле­вом году нашей эры в городе Виф­леем. У одной бла­го­че­сти­вой еврей­ской девушки по имени Мария родился мла­де­нец от Свя­того Духа, и назвала она свое Дитя Иисусом.

В трид­цать лет Иисус вышел на про­по­ведь. Он про­по­ве­до­вал при­ше­ствие Небес­ного Цар­ствия и пока­я­ние в гре­хах. Надо ска­зать, что вся Его жизнь от начала до конца была испол­не­нием древ­них про­ро­честв, кото­рые были даны людям для того, чтобы они смогли отли­чить истин­ного Пома­зан­ника Божия (Хри­ста) от огром­ного мно­же­ства лже­про­ро­ков и лжехри­стов. И вот по этим про­ро­че­ствам люди поняли, что перед ними не про­сто оче­ред­ной про­по­вед­ник «обще­че­ло­ве­че­ских цен­но­стей». Перед ними Сам вопло­щен­ный Бог. Про­ро­че­ства ука­зы­вали, что Хри­стос дол­жен уме­реть мучи­тель­ной каз­нью и вос­крес­нуть из мерт­вых. Почему же он дол­жен умереть?

Вы нико­гда не заду­мы­ва­лись, почему в хри­сти­ан­ских стра­нах нет таких каз­ней за грехи, как, напри­мер, в госу­дар­ствах, живу­щих по нор­мам шари­ата? В мусуль­ман­ских стра­нах за воров­ство отру­бают руку, а за блуд поби­вают кам­нями. Почему же у нас этого нет? Неужели у нас нет этих грехов?

Нет, грехи-то у нас есть, но все наши грехи про­шлые и буду­щие берет на себя Хри­стос, кото­рый Сам был абсо­лютно без­гре­шен. А раз Он берет грехи, то и воз­мез­дие за них, самым страш­ным из кото­рых явля­ется смерть. Харак­тер жертвы Хри­ста, его все­це­лой само­от­дачи пока­зы­вает нам основ­ное каче­ство без­упреч­ной любви Хри­сто­вой – сми­ре­ние. Вот отли­чи­тель­ное каче­ство истин­ной любви от мно­же­ства обо­льсти­тель­ных кар­тин зем­ной похоти. Бог под­верг Себя страш­ному позору, поз­во­лил каз­нить себя самой отвра­ти­тель­ной каз­нью, чтоб раз­де­лить горе поги­ба­ю­щих, чтобы отпу­стить изму­чив­шихся на свободу.

Есть еще одна при­чина, по кото­рой он дол­жен был уме­реть. Выздо­ро­веть может только боль­ной. Он при­шел для того, чтоб побе­дить смерть, а это воз­можно только для того, кто сам смер­тен. Здесь уместно оста­но­виться и немного помол­чать. Нам пред­стоит рас­смот­ре­ние самой слож­ной для пони­ма­ния идеи хри­сти­ан­ства. Суть ее очень метко выра­зили свя­тые ран­ней Церкви: Бог стал Чело­ве­ком, чтобы чело­век стал богом (по благодати).

Что это значит?

Выше мы гово­рили, что про­блема греха состоит в раз­ру­ше­нии самой при­роды чело­века. И как трудно уго­во­рами лечить пуле­вые ране­ния, так же трудно каким – либо уче­нием выле­чить душу чело­века. Исце­ле­ние чело­ве­че­ства осу­ществ­ляет Бог не в биб­лио­теке, а в Самом Себе.

Для этого Он и ста­но­вится Чело­ве­ком. В каче­стве при­мера можно вспом­нить подвиг врача, кото­рый зара­жает себя какой-либо страш­ной болез­нью, чтобы найти сред­ство ее обезвредить.

Конечно это опас­ный экс­пе­ри­мент. Но если врач побеж­дал болезнь, то его кровь ста­но­ви­лась для чело­ве­че­ства насто­я­щим сокро­ви­щем. В крови такого чело­века обра­зо­вы­ва­лись анти­тела, про­ти­во­сто­я­щие болезни, и он ста­но­вился доно­ром тысяч боль­ных людей. Что-то подоб­ное сде­лал с чело­ве­че­ством Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Только лечил он не про­сто болезнь, а гре­хов­ную порчу и саму смерть. Бог- Сын берет чело­ве­че­скую при­роду, исце­ляет ее в Себе Самом, а затем воз­вра­щает ее людям обнов­лен­ной, очи­щен­ной и еди­ной. Но это про­ис­хо­дит не в пере­ли­ва­нии крови, а в таин­ствах Церкви.

У свя­того Кирилла Иеру­са­лим­ского есть уди­ви­тель­ный образ этого чуда исце­ле­ния чело­ве­че­ства от смерти. Свя­той Кирилл рисует перед нами образ гни­лого, бес­плод­ного дерева. Его бес­по­лезно поли­вать и удоб­рять, поскольку сам корень этого дерева гнилой.

А рядом пре­муд­рый садов­ник выра­щи­вает новое дерево. Это рас­те­ние чисто и совер­шенно, потому что корень чист. Далее веточки пад­шего дерева сре­за­ются, очи­ща­ются и при­ви­ва­ются к новому пре­крас­ному дереву. И вот эти веточки при­жи­ва­ются, покры­ва­ются листоч­ками и начи­нают обильно плодоносить.

Как это можно понять? Гни­лое дерево – это род чело­ве­че­ский. Его корни – наши пра­ро­ди­тели, Адам и Ева. Пре­муд­рый садов­ник – Бог Отец. Кор­нем нового дерева явля­ется Иисус Христос.

Он явля­ется нашим духов­ным пра­ро­ди­те­лем, и назы­ва­ется вто­рым Ада­мом. Новое чистое древо – новое чело­ве­че­ство, про­ис­шед­шее от Хри­ста. Это новое чело­ве­че­ство еще назы­вают Цер­ко­вью. Свя­тое Кре­ще­ние есть в этом образе именно чудо при­ви­тия вет­хих вет­вей к древу Церкви. Пита­ние же от него цели­тель­ными соками – есть сама жизнь в таин­ствах Церкви и прежде всего уча­стие в Св. Евхаристии.

Конечно это всего лишь образ. Он только при­бли­жает нас к пони­ма­нию тайны спа­се­ния. Мы должны пони­мать, что воз­вра­ще­ние чело­ве­че­ству исце­лен­ной при­роды про­ис­хо­дит так же таин­ственно, как само Бого­во­пло­ще­ние. Для этого явле­ния в лите­ра­туре древ­них хри­стиан есть спе­ци­аль­ный тер­мин: «ОБОЖЕНИЕ».

Как Бог вопло­ща­ется среди людей, рож­да­ясь от Пре­свя­той Девы, так же люди обо­жи­ва­ются в Боге, рож­да­ясь от Все­свя­того Бога.

Понять это умом трудно. Бог вопло­ща­ется, а люди обо­жи­ва­ются. И то и дру­гое чудо, пости­га­е­мое верой. Но где нам взять такую веру? Такая вера рож­да­ется и укреп­ля­ется в чело­веке, когда он начи­нает на прак­тике испол­нять уче­ние Хри­ста, изло­жен­ное в свя­щен­ном Писа­нии. Чем интен­сив­нее наша духов­ная жизнь в Церкви Хри­сто­вой, тем осно­ва­тель­нее наше зна­ние Бога и пути нашего лич­ного спа­се­ния. И наобо­рот: чем меньше чело­век сле­дует запо­ве­дям Еван­ге­лия, тем больше хам­ства, фор­ма­лизма и неве­же­ства в его «бого­сло­вии».

Практическая сторона христианской веры.

Крещение, покаяние и Церковь.

Испол­не­ние запо­ве­дей Еван­ге­лия при­во­дит чело­века к истин­ному зна­нию самого себя, своих немо­щей и стра­стей. Это позна­ние рож­дает в его душе чув­ство край­ней нужды в Искупителе.

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов гово­рит, что это чув­ство явля­ется самым нача­лом под­лин­ного обра­ще­ния чело­века ко Хри­сту. И наобо­рот, без виде­ния своей поги­бели, сво­его соб­ствен­ного бого­от­ступ­ни­че­ства нет спа­се­ния во Хри­сте. «Не осо­зна­ю­щий своей гре­хов­но­сти, сво­его паде­ния, своей поги­бели, не может при­нять Хри­ста, не может уве­ро­вать во Хри­ста, не может быть хри­сти­а­ни­ном. — пишет свя­ти­тель Игна­тий, — К чему Хри­стос для того чело­века, кто и сам разу­мен, доб­ро­де­те­лен, удо­вле­тво­рен собой, кто при­знает себя достой­ным всех наград зем­ных и небесных».

Из поуче­ния св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова можно сде­лать два заме­ча­тель­ных вывода: Без пони­ма­ния своей внут­рен­ней испор­чен­но­сти чело­век не может стать насто­я­щим христианином.

Виде­ние своей гре­хов­но­сти пред­ше­ствует вере во Христа.

При­ни­ма­ю­щему свя­тое кре­ще­ние взрос­лому чело­веку нужна вера во Хри­ста. Из слов свя­ти­теля мы поняли, что нельзя уве­ро­вать во Хри­ста тому, кто не имеет внут­рен­ней нужды в Иску­пи­теле, кто не имеет в своей душе глу­бо­кого и искрен­него пока­я­ния. Вот почему Сам Гос­подь начал свою про­по­ведь с при­зыва к пока­я­нию: «Покай­тесь и уве­руйте в евангелие».

В пере­воде с гре­че­ского пока­я­ние есть изме­не­ние ума, исправ­ле­ние основ жизни. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции это слово имеет два зна­че­ния: Пока­я­ние — обра­ще­ние. Это некое внут­рен­нее уси­лие, кото­рое пред­при­ни­мает чело­век для того, чтобы при­ми­риться с Богом. Когда чело­век по-насто­я­щему откры­вает любовь Бога, то готов оста­вить все что угодно и идти куда угодно ради Него. Он готов про­сить у Бога и людей про­ще­ния, он готов изме­нить всю свою жизнь и напол­нить ее духов­ным содер­жа­нием. Это и есть обра­ще­ние к Богу.

Пока­я­ние – исце­ле­ние. Это про­цесс исправ­ле­ния души, кото­рый может совер­шаться в тече­нии всей нашей жизни. Такое пока­я­ние явля­ется как бы про­дол­же­нием кре­ще­ния. Оно завер­шает усы­нов­ле­ние чело­века Богу, нача­тое в кре­ще­нии, изме­няет его ум, сердце и волю, вос­ста­нав­ли­вая в чело­веке иска­жен­ный образ Божий.

Схе­ма­ти­че­ски это можно изоб­ра­зить так:

Суд сове­сти

пока­я­ние-обра­ще­ние

кре­ще­ние

пока­я­ние- исцеление.

Отме­тим, что истин­ное пока­я­ние жаж­дет как можно ско­рее оста­вить грех, испра­виться. Если чело­век снова воз­вра­ща­ется к преж­нему греху, то это гово­рит о том, что он не покаялся.

Как уже было ска­зано выше – кре­ще­ние это вхож­де­ние чело­века в Цер­ковь, как в новое, обнов­лен­ное чело­ве­че­ство. Как веточка при­ви­ва­ется к вино­град­ной лозе, так и чело­век при­ви­ва­ется к Церкви посред­ством кре­ще­ния. И как через это при­ви­тие ветвь пита­ется от корня, так же через вступ­ле­ние в Цер­ковь хри­сти­а­нин духовно пита­ется от Хри­ста. Чело­век, живу­щий вне Церкви, не участ­ву­ю­щий в Цер­ков­ных таин­ствах отпа­дает от Церкви, словно он бес­плод­ная ветвь. Такая ветвь засы­хает и бро­са­ется в огонь. Пре­бы­вая вне Церкви, чело­век пре­бы­вает вне спасения.

Св. Павел назы­вает Цер­ковь Телом Хри­сто­вым. Гла­вой же этого тела явля­ется сам Хри­стос. В нем каж­дый хри­сти­а­нин – какой-то важ­ный орган. Кто-то «духов­ный глаз», кто-то «рука», кто-то «ухо». Ска­жите, что будет, если у вас палец отре­зать и выки­нуть? Пра­вильно, он загно­ится и погиб­нет. Так же и хри­сти­а­нин вне Церкви. Что же свя­зы­вает чело­века с Цер­ко­вью? Прежде всего, это тща­тель­ное испол­не­ние запо­ве­дей Еван­ге­лия. А как можно испол­нять эти запо­веди, если мы ни разу не про­чи­тали даже главы из Еван­ге­лия? К сожа­ле­нию, в насто­я­щее время един­ствен­ной свя­зью с Цер­ко­вью у нас оста­ются рож­де­ствен­ские колядки и пас­халь­ные куличи. Но разве Хри­стос ради этого уми­рал на Гол­гофе? Нет, он уми­рал для того, чтоб мы имели жизнь и имели ее с избыт­ком. Чело­век, участ­ву­ю­щий в цер­ков­ных таин­ствах и испол­ня­ю­щий запо­веди Еван­ге­лия не только насле­дует жизнь веч­ную, но и даже в этой жизни будет иметь милость и бла­го­сло­ве­ние Небес­ного Отца.

Невидимая брань.

«Не видел того глаз и не слы­шало того ухо, и не при­хо­дило то на сердце чело­века, что при­го­то­вил Бог для любя­щих Его». Гово­рит св. Апо­стол Павел. (1Кор. 2:9) Однако на этом пути веру­ю­щего чело­века к Богу суще­ствуют пре­пят­ствия, про­хож­де­ние кото­рых пре­вра­щает уси­лие хри­сти­а­нина в подвиг. Что это за препятствия?

Гре­хов­ная при­рода. Несмотря на то, что в кре­ще­нии гре­хов­ная при­рода умерщ­вля­ется, это вовсе не зна­чит, что она пол­но­стью исче­зает. Как остав­лен­ный в корне зуба умерщ­влен­ный нерв начи­нает гнить, так и гре­хов­ная при­рода, предо­став­лен­ная самой себе, начи­нает «раз­ла­гаться», отрав­ляя своим «труп­ным ядом» все, с чем она сопри­ка­са­ется. Внешне это выра­жа­ется в том, что преж­ние грехи (зависть, злоба, похоть и т. д.) могут про­сы­паться в нас и дей­ство­вать с новой силой. Испо­ведь, пока­я­ние и вни­ма­ние к себе успешно с этим справляются.

Дья­вол. Сатана – враг Бога и всех Его слу­жи­те­лей. Он зави­дует людям, потому что чем ближе они к Богу, тем счаст­ли­вее. Для него же сча­стье недо­ступно, потому что это свой­ство нельзя иметь вне Бога и Его любви. Сатана имеет власть над теми, кто не кается в своих гре­хах. Гос­подь учил, что сей дух изго­ня­ется постом и молитвой.

Мир. Сатана борется про­тив истин­ных хри­стиан посред­ством мира. По опре­де­ле­нию Свя­того Иоанна Бого­слова мир это похоть плоти, похоть очей и гор­дость житей­ская. То есть мир это злая система цен­но­стей, кото­рая, поз­во­ляет неве­ру­ю­щим людям суще­ство­вать без Бога. Тот же апо­стол Иоанн Бого­слов ска­зал, что кто любит мир, в том нет любви Отчей. Это зна­чит, что прин­ципы пад­шего мира про­ти­во­ре­чат запо­ве­дям Божьим, поэтому каж­дому из нас при­хо­дится выби­рать что-то одно. Слу­жить Богу и миру одно­вре­менно невозможно.

Часто люди сомне­ва­ю­щи­еся в истин­но­сти хри­сти­ан­ства спра­ши­вают: «Почему Бог нас иску­шает, посы­лая нам стра­да­ния?» На это надобно отве­тить, что Бог никого не иску­шает и Сам ничем не иску­ша­ется. Есть при­чины, по кото­рым Он поз­во­лят иску­ше­ниям встре­чаться на нашем пути: Пре­одо­ле­вая иску­ше­ния, мы утвер­жда­емся в добре и созна­тельно отвра­ща­емся от зла.

Видя послед­ствия гре­хов, мы начи­наем их осо­знанно избе­гать. В иску­ше­ниях, мы лучше познаем глу­бины нашей души. В стра­да­ниях мы соеди­ня­емся со Хри­стом узами самых близ­ких отно­ше­ний. Мы раз­де­ляем с Ним Его жизнь, мы счи­таем Его дело своим. Без тру­дов мы вос­при­ни­мали бы путь к Богу только как раз­вле­ка­тель­ное меро­при­я­тие, как тури­сти­че­скую поездку. И все свя­тыни Небес­ного Цар­ства, куп­лен­ные кро­вью Хри­ста были бы для нас не более чем релик­тами про­шлых эпох, деше­выми суве­ни­рами, кото­рые дарят на память ску­ча­ю­щим обы­ва­те­лям. Испы­та­ния и скорби пре­вра­щают нашу духов­ную жизнь в неви­ди­мую брань.

Вот как писал об этом св. Апо­стол Павел: «Брань не про­тив крови и плоти, но про­тив начальств, про­тив вла­стей, про­тив миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, про­тив духов злобы под­не­бес­ной. Для сего при­и­мите все­ору­жие Божие, дабы вы могли про­ти­во­стать в день злый и, все пре­одо­лев, усто­ять. Итак станьте, пре­по­я­сав чресла ваши исти­ною и облек­шись в броню пра­вед­но­сти, и обув ноги в готов­ность бла­го­вест­во­вать мир; а паче всего возь­мите щит веры, кото­рым воз­мо­жете уга­сить все рас­ка­лен­ные стрелы лука­вого; и шлем спа­се­ния возь­мите, и меч духов­ный, кото­рый есть Слово Божие. Вся­кою молит­вою и про­ше­нием моли­тесь во вся­кое время духом, и ста­рай­тесь о сем самом со вся­ким посто­ян­ством и моле­нием о всех свя­тых». Еф. 6: 16–18.

Мы здесь видим? Что это за духов­ное оружие?

1. Зна­ние своей веры. (Пояс истины). Тот, кто не знает истины, похож на вояку, кото­рый под­дер­жи­вает свои штаны руками.

2. Бла­го­че­сти­вая жизнь. (Броня пра­вед­но­сти). Это не только доб­рые дела, но и пра­вед­ные намерения.

3. Доб­рое сви­де­тель­ство ближ­ним. (Обувь бла­го­вест­во­ва­ния). Св. Иоанн Зла­то­уст гово­рит, чтоб мы убеж­дали ближ­них быть хри­сти­а­нами не сло­вами только, но своим лич­ным при­ме­ром. Это про­из­во­дит самое силь­ное впе­чат­ле­ние на людей.

4. Дове­рие Богу. (Щит веры). Бог все­гда помо­жет тому, кто Ему дове­рился. Только такой чело­век смо­жет усто­ять перед мно­го­чис­лен­ными соблаз­нами, кото­рые подобны огнен­ным стрелам.

5. Пока­я­ние. (Шлем спа­се­ния). Шлем закры­вает голову так же, как пока­я­ние защи­щает ум. Из всех доспе­хов шлем счи­та­ется наи­бо­лее цен­ным. Воин, кото­рый идет в бой без шлема, поги­бает в первую оче­редь. Тот, кто не имеет пока­я­ния, уже мертв, убит, так и не всту­пив в бой. Без пока­я­ния все осталь­ное не имеет значения.

6. Чте­ние свя­щен­ного Писа­ния. (Меч духов­ный). «Невоз­можно спа­стись без чте­ния слова Божия, с ним же спа­стись очень легко». Св. Иоанн зла­то­уст. Мы пора­жаем своих вра­гов мечем Слова Божьего. Но в руках неуме­лого бойца меч это все­гда бед­ствие. Слово Божие есть обра­ще­ние Бога к нам, а молитва есть обра­ще­ние нас к Богу.

7. Молитва. В духов­ной брани она явля­ется внут­рен­ней силой хри­сти­а­нина. Молитва это глав­ное бла­го­сло­ве­ние Божье. В молитве мы пере­стаем быть рабами, но по уче­нию св.Иоанна Зла­то­уста свя­щен­ни­ками и сынами Бога.

Крещение ребенка. Что нужно знать о крещении?

Что же дает чело­веку кре­ще­ние? Если отве­тить на этот вопрос, тогда каж­дый смо­жет вполне осо­знанно и аргу­мен­ти­ро­вано сде­лать выбор – надо кре­ститься именно ему, или не надо.

Во-пер­вых, в Кре­ще­нии чело­век очи­ща­ется от всех гре­хов, в том числе пер­во­род­ного греха, полу­ча­е­мого нами по наслед­ству, как гене­ти­че­ское забо­ле­ва­ние (назва­ние «пер­во­род­ный» ника­кого отно­ше­ния к родам не имеет). Об этом гово­рится в глав­ной хри­сти­ан­ской молитве, кото­рая назы­ва­ется «Сим­вол веры», и кото­рая обя­за­тельно чита­ется во время Кре­ще­ния: «испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов». При под­го­товке к Кре­ще­нию «Сим­вол веры» необ­хо­димо про­честь, понять и запом­нить, а если вдруг вы не согласны с каким-то из его пунк­тов – зна­чит кре­ститься еще рано.

Во-вто­рых, в Кре­ще­нии чело­век рож­да­ется в новую жизнь, жизнь духов­ную, в кото­рой у него появ­ля­ются совер­шенно дру­гие, недо­ступ­ные ранее воз­мож­но­сти: соеди­не­ние с Богом, полу­че­ние бла­го­дати, а в пер­спек­тиве – насле­до­ва­ние веч­ной жизни.

Когда лучше креститься?

Вопрос о том, когда же лучше чело­веку при­нять кре­ще­ние – раньше или позже – в раз­ные пери­оды исто­рии решался по-разному.

В пользу более позд­них кре­ще­ний (в зре­лом и даже пожи­лом воз­расте) гово­рит про­стая логика: в кре­щаль­ной купели чело­век очи­ща­ется от ВСЕХ своих гре­хов – и полу­чен­ного по наслед­ству пер­во­род­ного греха, и накоп­лен­ных само­сто­я­тельно в тече­ние всей жизни до кре­ще­ния. Зна­чит, чем позже покре­стился – тем меньше оши­бок успе­ешь совер­шить за остав­шийся период вре­мени, тем более пра­вед­ным пред­ста­нешь на послед­нем суде.

Однако в логике этой есть несколько серьез­ных изъ­я­нов. Во-пер­вых, не все­гда смерть при­хо­дит в ста­ро­сти и по зара­нее наме­чен­ному гра­фику, и рас­чет­ливо откла­ды­вая кре­ще­ние «на потом» надо пом­нить, что это «потом» может и не насту­пить. Во-вто­рых, кре­ще­ние дает чело­веку воз­мож­ность соеди­няться с Богом уже здесь, в этой жизни, в Таин­стве При­ча­стия, и, откла­ды­вая кре­ще­ние – лишаем себя этой возможности.

Мода на позд­ние кре­ще­ния воз­ни­кает пери­о­ди­че­ски, и каж­дый раз вызы­вает дис­кус­сию вокруг себя. В част­но­сти, свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский, в сочи­не­нии с гово­ря­щим назва­нием «Про­тив отла­га­ю­щих кре­ще­ние» писал так: «Обез­опась себя от непо­сто­ян­ства и неиз­вест­но­сти жизни. Не тор­гуйся с бла­го­да­тью, чтобы не лишиться дара».

Надо ли крестить младенцев?

Кре­ститься можно в любом воз­расте, начи­ная с момента рож­де­ния. Но вопрос о том, надо ли кре­стить мла­ден­цев, воз­ни­кает доста­точно регу­лярно. Какие аргу­менты чаще всего выдви­га­ются про­тив кре­ще­ния детей?

Аргу­мент №1: «сде­лать за ребенка выбор в пользу кре­ще­ния – это наси­лие; вырас­тет – сам раз­бе­рется». Вос­пи­та­ние детей неиз­бежно свя­зано с тем, что нам при­хо­дится делать за них выбор. Мы выби­раем своим детям книги и игрушки, кружки и спор­тив­ные сек­ции, школу и место житель­ства. Решаем надо ли ста­вить при­вивки и при­ни­мать анти­био­тики, вну­шаем ребенку что такое хорошо и что такое плохо – при­чем именно в том виде, в кото­ром сами это пони­маем. В любом слу­чае роди­тели стре­мятся вос­пи­тать детей в своей системе цен­но­стей – это к вопросу о сво­боде выбора детей. А кре­ще­ние – это не про­сто смена ста­туса в небес­ной кан­це­ля­рии, это в первую оче­редь при­об­ре­те­ние чело­ве­ком новых воз­мож­но­стей. И здесь мне хочется про­ци­ти­ро­вать фраг­мент одной из дис­кус­сий форума об умест­но­сти кре­ще­ния младенцев:

«Пони­ма­ете, это спор бес­смыс­лен­ный, потому что в корне его лежит вопрос о том, как роди­тели вос­при­ни­мают Бога. Если для них Бог — это самое цен­ное в жизни, смысл ее, истина и любовь, то мама с папой и помыс­лить не могут оста­вить сво­его малыша без этого Дара. Если же для роди­те­лей Бог — это лишь одна из форм позна­ния и обще­ния с миром, часть куль­туры и пр… то, конечно, они могут отло­жить Кре­ще­ние мла­денца холод­ной фор­му­ли­ров­кой: “Под­рас­тет — сам выберет”.

Тут пожа­луй доба­вить про­сто нечего.

Аргу­мент №2: «кре­стить ребенка не надо, потому что до семи лет он и так без­греш­ный». Дей­стви­тельно, дети до семи лет в пра­во­слав­ной тра­ди­ции счи­та­ются мла­ден­цами, не спо­соб­ными в пол­ной мере отве­чать за свои поступки, поэтому испо­ведь для них не обя­за­тельна. Однако же они не сво­бодны от пер­во­род­ного греха, как уже упо­ми­на­лось выше. И до кре­ще­ния лишены мно­гих воз­мож­но­стей – им нельзя при­ча­щаться, празд­но­вать День Ангела (кото­рого у них попро­сту нет), за них нельзя молиться в Церкви – только дома.

В любом слу­чае, выбор в таком вопросе оста­ется за роди­те­лями (именно за роди­те­лями, а не бабуш­ками-дедуш­ками и про­чими род­ствен­ни­ками, дру­зьями и сочувствующими).

Что для этого нужно

Кроме самого жела­ния кре­ститься потре­бу­ется выпол­не­ние неко­то­рых усло­вий и сопут­ству­ю­щие аксес­су­ары. Необ­хо­ди­мыми усло­ви­ями могут быть сле­ду­ю­щие: если кре­стится ребе­нок, то не обой­тись без крест­ных, а ещё, в неко­то­рых хра­мах с вас могут потре­бо­вать посе­ще­ния огла­си­тель­ных бесед. Из необ­хо­ди­мых аксес­су­а­ров назо­вем пожа­луй все, но их пол­ный пакет будет зави­сеть как от вашего жела­ния, так и от храма, где совер­ша­ется Крещение.

Итак, вам пона­до­бятся: кре­стик с при­спо­соб­ле­нием на кото­ром он будет дер­жаться на шее, цепочка или ниточка не имеет зна­че­ния. Если кре­стится малень­кий ребе­нок — имеет смысл ниточку взять шел­ко­вую или широ­кую атлас­ную лен­точку, чтобы они не наре­зали неж­ную кожу. Есть наблю­де­ния, что золо­тые и сереб­ря­ные цепочки также не при­чи­няют коже малыша непри­ят­ного раздражения.

Кре­стиль­ная рубашка — её можно при­об­ре­сти в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном храме, либо, если вы любите труд­но­сти, сшить самим, покрой про­стой, она напо­ми­нает ноч­ную рубашку с выши­тым кре­стом на спине. На самом деле, это не обя­за­тель­ный атри­бут кре­ще­ния, но он пре­дает совер­ша­е­мому собы­тию допол­ни­тель­ную утон­чен­ность и соот­вет­ствует тра­ди­ци­он­ной цер­ков­ной эсте­тике. Если кре­стиль­ную рубашку не при­об­ре­тать, надо запа­стись такой фор­мой одежды, кото­рая не сму­щала бы вас и окру­жа­ю­щих при сопри­кос­но­ве­нии с водой. Сей­час во мно­гих хра­мах есть купели для пол­ного погру­же­ния, соот­вет­ственно всё, во что будет одет кре­ща­е­мый, будет гаран­ти­ро­ванно мок­рым. Но даже там, где кре­ще­ние совер­ша­ется обли­ва­тель­ным спо­со­бом в малень­кой купели, как мини­мум по пояс вас также обо­льют водой.

Свечи — их можно при­об­ре­сти непо­сред­ственно в храме, где будет про­ис­хо­дить кре­ще­ние, они необ­хо­димы для уча­стия в крест­ном ходу, кото­рый имеет место быть в про­цессе этого бого­слу­же­ния. Стоит уточ­нить, сколько в храме, в кото­ром вы кре­сти­тесь, необ­хо­димо све­чей на одного кре­ща­е­мого и крест­ных, потому что часть из них отда­ется в алтарь в каче­стве пожертвования.

Поло­тенце — но тут сами пони­ма­ете, чем больше, тем лучше, если кто-то думает, что хва­тит малень­кого вафель­ного поло­тен­чика, тот будет очень зави­до­вать людям, не поле­нив­шимся взять насто­я­щие бан­ные поло­тенца, всё же дело мокрое.

Смен­ная одежда — если у вас её не ока­жется, то не только до конца кре­ще­ния, но и много после него вам при­дется испы­ты­вать ряд нелов­ко­стей и неудобств по поводу вашего внеш­него вида. Как пра­вило, в хра­мах преду­смот­рено место, где можно раз­дельно пере­одеться муж­чи­нам и жен­щи­нам, а для осо­бенно цело­муд­рен­ных и инди­ви­ду­аль­ное. Однако будет ешё лучше, если вы зара­нее поин­те­ре­су­е­тесь, есть ли в храме такое место и если вдруг его не ока­жется, а кре­ститься вы соби­ра­е­тесь именно там, то смо­жете зара­нее всё преду­смот­реть, кстати, обычно при­ни­мать кре­щаль­ный вид необ­хо­димо только перед самим кре­ще­нием, за исклю­че­нием ног, но об этом ниже. До самого момента кре­ще­ния и после него можно нахо­диться в повсе­днев­ной одежде.

Тапочки — они пона­до­бятся поскольку, поскольку нужны будут ваши разу­тые ноги. Как пра­вило, разуться вам пред­ло­жат ещё в начале бого­слу­же­ния, и чтобы не остаться боси­ком можете взять с собой тапочки. Самый иде­аль­ный вари­ант — сланцы.

Сви­де­тель­ство о кре­ще­нии, в неко­то­рых хра­мах его может не ока­заться в нали­чии, поэтому поин­те­ре­суй­тесь зара­нее, будет ли оно выдано. Сей­час они есть раз­ных видов: попроще и покра­си­вее, можно выбрать и при­об­ре­сти само­сто­я­тельно, а можно поло­житься на тот храм, где кре­ще­ние будет совер­шаться. В любом слу­чае надо про­сле­дить за тем, чтобы оно было пра­вильно запол­нено, пра­вильно постав­лена ФИО кре­ща­е­мых и крест­ных, дата совер­ше­ния кре­ще­ния, имя и фами­лия свя­щен­ника, назва­ние храма, ука­за­ние на небес­ного покро­ви­теля и день ангела.

Фото­ап­па­рат или видео­ка­мера, конечно по вашему усмот­ре­нию, но ведь кре­ще­ние совер­ша­ется только раз в жизни, почему бы его не запе­чат­леть. Опять же поин­те­ре­суй­тесь зара­нее – нет ли в дан­ном храме огра­ни­че­ний на фото- и видеосъемку.

Крестные

На самом деле, инсти­тут крест­ных в насто­я­щее время утра­тил своё преж­нее зна­че­ние. Очень редко можно встре­тить при­мер, чтобы крест­ные дей­стви­тельно участ­во­вали в вос­пи­та­нии своих крест­ни­ков. Более того, крест­ные очень часто про­сто живут очень далеко и физи­че­ски не могут испол­нять свои обя­зан­но­сти. Как же в иде­але? А в иде­але крест­ные несут пол­ную ответ­ствен­ность наравне с роди­те­лями до совер­шен­но­ле­тия сво­его чада за его пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние и обра­зо­ва­ние. Фак­ти­че­ски они и есть вто­рые роди­тели. Эта забота вклю­чает в себя целый ком­плекс меро­при­я­тий – от домаш­него вос­пи­та­ния, до сов­мест­ных цер­ков­ных служб и финан­си­ро­ва­ния соот­вет­ству­ю­щих нужд – напри­мер, при­об­ре­те­ния духов­ной лите­ра­туры, икон, кре­стиль­ного кре­стика, наконец.

Во время самого кре­ще­ния крест­ные отре­ка­ются за кре­ща­е­мого от сатаны и соеди­ня­ются со Хри­стом, под­твер­ждают вслух это жела­ние и вос­при­ни­мают свое чадо от купели. Одним сло­вом, сви­де­тель­ствуют перед всеми о соб­ствен­ной адек­ват­но­сти в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии сво­его крест­ника. Есте­ственно, что, согласно цер­ков­ному мне­нию, крест­ные и перед Богом несут ответ­ствен­ность за духов­ную и нрав­ствен­ную жизнь сво­его чада.

Это, конечно, идеал, но к нему надо стре­мится. Сле­до­ва­тельно, и крест­ных под­би­рать соот­вет­ственно. Цер­ков­ная прак­тика, впро­чем, остав­ляет воз­мож­ность крест­ному меньше рас­стра­и­ваться и рефлек­си­ро­вать по поводу не испол­не­ния им своих обя­зан­но­стей, если крест­ник или его роди­тели этого не желают. Здесь, семей­ный мир не может быть под­верг­нут испы­та­нию уси­ли­ями крест­ного, если семья к этому не готова. Но напо­ми­нать регу­лярно надо. Именно поэтому крест­ные обя­за­тельно впи­сы­ва­ются в сви­де­тель­ство о крещении.

Тра­ди­ци­онно маль­чику под­би­рают крест­ного, а девочке крест­ную, если нет воз­мож­но­сти иметь обоих сразу. Крест­ные не могут состо­ять между собой и кре­ща­е­мым в пря­мом род­стве, напри­мер муж и жена не могут быть крест­ными друг другу и одно­вре­менно у одного ребенка, к кото­рому их при­гла­сили. Дру­гие род­ствен­ники вполне могут подойти для этой роли.

При всей несе­рьез­но­сти испол­не­ния крест­ными своих обя­зан­но­стей, хотя бы с име­ни­нами и дру­гими лич­ными и цер­ков­ными празд­ни­ками, про­сто по чело­ве­че­ски, крест­ные должны поздрав­лять своих крест­ни­ков, не лишая их этого обще­ния. Ну и нако­нец, если у кре­ща­е­мого исче­зают роди­тели, крест­ные должны забо­титься о них, как о своих соб­ствен­ных детях, вплоть до того, что берут их к себе домой, хотя бы как Сириус Блэк взял Гарри Поттера.

Про огла­си­тель­ные беседы, или зачем нужны лек­ции перед крещением?

Сего­дня в боль­шин­стве хра­мов Ека­те­рин­бурга в рам­ках под­го­товки к Таин­ству Кре­ще­ния пред­ла­га­ется посе­ще­ние спе­ци­аль­ных заня­тий – огла­си­тель­ных бесед. Коли­че­ство и каче­ство их в каж­дом храме раз­ное, смысл же оди­на­ко­вый – объ­яс­нить кре­ща­е­мым основы той веры, кото­рую они соби­ра­ются при­нять, рас­ска­зать о пере­ме­нах, про­ис­хо­дя­щих в жизни после кре­ще­ния. То есть огла­си­тель­ные беседы должны спо­соб­ство­вать более осо­знан­ному и более серьез­ному под­ходу к Крещению.

Огла­ше­ние – то есть уст­ное настав­ле­ние в вере перед при­ня­тием кре­ще­ния – этот как раз то новое, кото­рое явля­ется хорошо забы­тым ста­рым. Тра­ди­ция огла­си­тель­ных бесед сфор­ми­ро­ва­лась в Церкви уже во вто­ром-тре­тьем веках от Рож­де­ства Хри­стова. Тогда огла­ше­ние дли­лось от сорока дней до трех лет. Созда­ва­лись даже спе­ци­аль­ные огла­си­тель­ные учи­лища, ста­но­вив­шие поис­тине цен­трами про­све­ще­ния. Напри­мер, в одном из наи­бо­лее извест­ных – алек­сан­дрий­ском огла­си­тель­ном учи­лище – пре­по­да­ва­лись не только бого­сло­вие и фило­со­фия, но еще этика, диа­лек­тика и даже физика.

До нас память о тра­ди­циях древ­ней Церкви дошла в бого­слу­же­нии и фольк­лоре. До сих пор глав­ная цер­ков­ная служба – Литур­гия (та самая, на кото­рую можно попасть, если прийти в храм вос­крес­ным утром) делится на две части. Пер­вая часть назы­ва­ется «литур­гия огла­шен­ных» — на ней при­сут­ствуют и некре­ще­ные, но гото­вя­щи­еся к кре­ще­нию, то есть огла­шен­ные. Молятся вме­сте со всеми, слу­шают чте­ние Свя­щен­ного Писа­ния и про­по­ведь. Закан­чи­ва­ется эта часть спе­ци­аль­ной молит­вой – именно об огла­шен­ных. Там есть слова, обра­ща­е­мые свя­щен­ни­ком к ним самим: «Помо­ли­теся, огла­шен­нии, Гос­по­деви», после кото­рых сами огла­шен­ные должны отве­тить «Гос­поди, поми­луй». И поскольку в древ­ней Церкви огла­шен­ных было много, и отве­чали они с энту­зи­аз­мом – воз­никла пого­ворка «вопить как огла­шен­ные». Впро­чем, сего­дня она не акту­альна, поскольку все молитвы поются цер­ков­ным хором. Вто­рая часть службы – «литур­гия вер­ных» — начи­на­ется сло­вами «огла­шен­ные, изы­дите». На вто­рой части литур­гии оста­ются только крещёные.

Сей­час во мно­гих хра­мах эта огла­си­тель­ных бесед частично вос­ста­нав­ли­ва­ется, правда, в очень раз­ных фор­мах. Где-то от крест­ных или взрос­лых кре­ща­е­мых тре­бу­ется посе­ще­ние только одной беседы, пред­ва­ря­ю­щей совер­ше­ние Таин­ства. А где-то тре­бу­ется посе­тить 12 или 16 заня­тий. Огла­си­тель­ные беседы поз­во­ляют полу­чить све­де­ния, что назы­ва­ется, из пер­вых уст, и в неко­то­ром роде явля­ются уни­каль­ной воз­мож­но­стью свое­об­раз­ного цер­ков­ного ликбеза.

В любом слу­чае, вам при­дется уточ­нить – есть ли в храме, кото­рый вы избрали для кре­ще­ния такие усло­вия его при­ня­тия, и готовы ли вы на него согла­ситься. Оста­ется все­гда еще один про­ве­рен­ные и тра­ди­ци­онно рус­ский спо­соб реше­ния всех про­блем – кре­ститься по зна­ком­ству. Тогда, как пра­вило, зна­ко­мый батюшка наде­ется на ваше домаш­нее само­об­ра­зо­ва­ние, и не будет мучить вас уто­ми­тель­ными повест­во­ва­ни­ями, если вы так оце­ни­ва­ете все, что слу­чи­лось от сотво­ре­ния мира и вплоть до собы­тий, как мини­мум 33 года от Рож­де­ства Хри­стова в Палестине.

Как происходит Крещение

Кре­ще­ние может совер­шаться как инди­ви­ду­ально, так и кол­лек­тивно, в зави­си­мо­сти от ваших поже­ла­ний. Опять же, необ­хо­димо этот вопрос решить нака­нуне. Есте­ственно, что инди­ви­ду­аль­ные кре­ще­ния все­гда будут пред­по­чти­тель­нее, но, к сожа­ле­нию, не так много людей знают о своем праве кре­ститься именно так, а не дожи­даться одного общего дня. Нужно всего лишь пере­го­во­рить со священником.

В начале кре­ще­ния свя­щен­ник объ­яс­нит, где кому встать: кре­ща­е­мым, крест­ным и сочув­ству­ю­щим, кото­рые при­шли попе­ре­жи­вать за близ­ких. Также, оче­видно, будут даны пояс­не­ния для тех, кто ведет фото- и видео­съемку. Кстати, луч­шая пози­ция – перед свя­щен­ни­ком и чуть сбоку, тогда можно выбрать наи­бо­лее удач­ный ракурс для основ­ных моментов.

Начи­на­ется кре­ще­ние с молитв имя­на­ре­че­ния, кото­рыми за кре­ща­е­мыми закреп­ля­ются их хри­сти­ан­ские имена. Также, с этого вре­мени, у чело­века появ­ля­ется его небес­ный покро­ви­тель и акти­ви­зи­ру­ется Ангел Хра­ни­тель. Ино­гда людей пере­име­но­вы­вают, если в свят­цах нет имени, кото­рым награ­дили чадо его роди­тели. Свя­щен­ник читает молитвы и сна­чала осе­няет каж­дого крест­ным зна­ме­нием, бла­го­слов­ляя при­шед­ших, а затем кла­дет руку ладо­нью им на голову, сим­во­ли­зи­руя цер­ков­ное покро­ви­тель­ство. При этом кре­ща­е­мым нужно будет громко сооб­щить свя­щен­нику свои имена, в даль­ней­шем батюшка их уже поти­хоньку запомнит.

После этого чита­ются четыре доста­точно длин­ные запре­ти­тель­ные молитвы, кото­рыми запре­ща­ется дей­ство­вать на кре­ща­е­мых силам сата­нин­ским, силам бесов­ским. Кто смот­рел запад­ные трил­леры и ужа­стики на тему экзор­цизма, может смело про­во­дить ана­ло­гии, так оно и есть. В пра­во­слав­ном после­до­ва­нии кре­ще­ния есть место для изгна­ния дья­вола. В знак этого свя­щен­ник обо­ра­чи­ва­ется к кре­ща­е­мым и дует трое­крат­ного и кре­сто­об­разно каж­дому в лицо, про­из­нося соот­вет­ству­ю­щие слова закли­на­ния. Если из вас не посы­па­лись черви или тара­каны — можете счи­тать, что обряд экзор­цизма вы про­шли успешно.

С этого момента насту­пает фаза актив­ного уча­стия кре­ща­е­мых и крест­ных в совер­ша­е­мом собы­тии. Все пово­ра­чи­ва­ются лицом на запад, как пра­вило, к выходу из храма и свя­щен­ник пре­ду­пре­ждает, что сей­час он будет зада­вать вопросы, на кото­рые сле­дует громко и четко, жела­тельно хором, отве­чать. Что отве­чать под­ска­зы­вает по ходу он сам, однако, если люди посе­щали огла­си­тель­ные беседы они и сами знают. Одно­вре­менно, в знак сво­боды от кан­да­лов сатаны все под­ни­мают обе руки вверх, пока­зы­вая, что на запя­стьях нет оков. Два раза свя­щен­ник трое­кратно спра­ши­вает о том, отре­ка­ются ли при­шед­шие от сатаны, на что они утвер­ди­тельно отве­чают уста­нов­лен­ными формулировками.

Самые актив­ные дей­ствия в этом собы­тии — это выпол­не­ние пред­ло­же­ния свя­щен­ника: «И дуни и плюни на него». В этот момент нужно дунуть и плю­нуть на пол. Дело в том, что жизнь хри­сти­а­нина начи­на­ется с оскорб­ле­ния, с плевка на врага спа­се­ния. Тем самым, чело­век гово­рит: ничего общего у нас с тобой, сатана, про­сто нет, я плюю на тебя — послед­нее про­ис­хо­дит буквально.

Сразу после отре­че­ния от дья­вола совер­ша­ется соеди­не­ние со Хри­стом. Все пово­ра­чи­ва­ются лицом на восток, как пра­вило, к алтарю, как и сто­яли, и вновь отве­чают на вопросы свя­щен­ника, но уже с опу­щен­ными руками. Свя­щен­ник спра­ши­вает несколько раз о серьез­но­сти наме­ре­ний при­шед­ших, и те, также в уста­нов­лен­ной форме отве­чают. На этом этапе хорошо, если кто-то из крест­ных ока­зы­ва­ется особо под­го­тов­лен­ным и может взять на себя чте­ние вслух Сим­вола Пра­во­слав­ной веры. Сим­во­лом веры назы­ва­ется набор основ­ных веро­учи­тель­ных истин, или дог­ма­тов, где коротко гово­рится о том, во что мы, хри­сти­ане верим. Если никто из при­шед­ших наизусть Сим­вол веры не знает, его может про­чи­тать сам свя­щен­ник, а осталь­ные будут про­бо­вать хоть что-то понять. В иде­але, каж­дый хри­сти­а­нин дол­жен не про­сто знать его наизусть, но еще иметь воз­мож­ность его про­ком­мен­ти­ро­вать, почему это именно так, а не иначе. Но, обычно, это и явля­ется пер­вых вашим зада­нием по само­об­ра­зо­ва­нию. Найти Сим­вол веры легко, он есть в любом Молит­во­слове или в книге, кото­рая про­сто необ­хо­дима каж­дому и кото­рая назы­ва­ется очень зна­комо: «Закон Божий».

После чте­ния Сим­вола веры в окон­ча­ние всех вопро­сов свя­щен­ник учит при­шед­ших, как пра­вильно кре­ститься и кла­няться, име­ется в виду – как осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием. Помимо того, что мы паль­чики скла­ды­ваем при кре­ще­нии опре­де­лен­ным обра­зом – боль­шой, ука­за­тель­ный и сред­ний вме­сте, сим­во­ли­зи­руя нашу веру в Тро­ицу, а два при­ги­баем к ладони — безы­мян­ный и мизи­нец, в знак того, что Хри­стос был и Богом и Чело­ве­ком, мы ими осе­няем себя так: на лоб, на живот, на пра­вое плечо и на левое, завер­шая крест­ное зна­ме­ние неболь­шим покло­ном. Мы тем самым при­зы­ваем освя­ще­ние Божие на все наши мысли, чув­ства и дей­ствия. А кре­стимся справа налево в честь бла­го­ра­зум­ного раз­бой­ника, кото­рый был рас­пят по пра­вую руку от Хри­ста, и не стал вме­сте со всеми на Него ругаться, а про­сто тихо попро­сил, чтобы Гос­подь о нем вспом­нил в Цар­стве Небесном.

Далее насту­пает само кре­ще­ние. Если это не было сде­лано зара­нее, то свя­щен­ник освя­щает воду для кре­ще­ния, но обычно, храм гото­вится к при­ему гостей и на это время уже не тратится.

Именно в этот момент и сле­дует пере­одеться, при­няв уже соб­ственно кре­щаль­ный вид. Перед самым погру­же­нием свя­щен­ник будет пома­зы­вать вас свя­тым мас­лом – елеем, кото­рое сим­во­ли­зи­рует Милость Божию. Он пома­жет лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Обычно, кре­стятся по стар­шин­ству, начи­ная с самых малень­ких, но это уже как решит свя­щен­ник. Не надо гово­рить, что нака­нуне вам стоит при­нять хоро­ший душ.

В воду вы будете погру­жаться три­жды, и если это свя­зано с ныря­ни­ями, рас­счи­тайте зара­нее, сколько вам потре­бу­ется кис­ло­рода. Ста­рай­тесь нырять, но не пла­вать, поскольку при боль­шой купели выло­вить вас сразу будет затруд­ни­тельно. Пока вас погру­жают или обли­вают, группа под­держки гото­вит боль­шое поло­тенце, а фото­ре­пор­теры не остав­ляют свои камеры в празд­но­сти. Сразу после кре­ще­ния сле­дует пере­одеться, но ноги еще должны остаться свободными.

Затем дело дохо­дит и до кре­сти­ков. Если вы при­об­ре­тали их в храме, их можно не освя­щать, но если это вещь из мага­зина, стоит попро­сить зара­нее, чтобы кре­стик вам освя­тили, сде­лать это могут здесь же, при крещении.

Батюшка сам наде­вает на всех кре­стики, кото­рые сле­дует сразу убрать за ворот, поскольку он не нару­ба­шеч­ный и не напла­тель­ный, а нательный.

Таинство Миропомазания

После этого совер­ша­ется Таин­ство Миро­по­ма­за­ния. Вас вновь будут мазать свя­тым мас­лом, но на этот раз это не елей, а свя­тое Миро. В этом Таин­стве чело­веку пода­ются бла­го­дат­ные Дары Свя­того Духа на веде­ние хри­сти­ан­ской жизни. И Таин­ство это настолько важ­ное, что оно также как и кре­ще­ние при­ни­ма­ется чело­ве­ком лишь одна­жды (вто­рой раз в жизни миро­по­ма­зы­ва­ются лишь при руко­по­ло­же­нии в епи­скопы и при вступ­ле­нии на цар­ский пре­стол, откуда и выра­же­ние «пома­зан­ный на цар­ство»). Свя­щен­ник будет пома­зы­вать лоб, грудь, губы, глаза, нос, уши, руки и ноги.

Свя­тое Ми́ро (от греч. μύρον «аро­мат­ное масло»)— спе­ци­ально при­го­тов­лен­ное и освя­щён­ное души­стое масло. В Пра­во­слав­ной Церкви Миро гото­вится на основе олив­ко­вого масла с добав­ле­нием белого вина и мно­же­ства аро­ма­ти­че­ских веществ (сюда вхо­дят алоэ, ладан, лепестки розы, фиал­ко­вый, пря­ный и кал­ган­ный корни, мускат­ное, розо­вое, лимон­ное и гвоз­дич­ное масло – всего около сорока ингри­ди­ен­тов). Оби­лие состав­ля­ю­щих сим­во­ли­зи­рует мно­го­раз­лич­ность хри­сти­ан­ских добродетелей.

Варится миро Пат­ри­ар­хом, на Страст­ной Сед­мице в Малом соборе Дон­ского мона­стыря (в Москве), где с этой целью устро­ена спе­ци­аль­ная печь. Освя­ща­ется в Вели­кий Чет­верг (послед­ний чет­верг перед Пас­хой) в пат­ри­ар­шем Бого­яв­лен­ском соборе в Ело­хове, и уже оттуда раз­во­зится епи­ско­пами по своим епар­хиям. Вот откуда суще­ствует в рус­ском языке пого­ворка «все одним миром мазаны».

Раньше в хра­мах кре­ще­ние совер­ша­лось доста­точно редко, потому что ждали выпуска огла­си­тель­ного учи­лища и устра­и­вали обще­при­ход­ской празд­ник. И празд­но­вали сле­ду­ю­щим обра­зом: совер­шали неболь­шой крест­ных ход, к какому-нибудь зна­ме­ни­тому месту, кото­рое нахо­ди­лось неда­леко от храма, либо шли вокруг самого храма и пели песни ново­кре­щен­ных, в кото­рых про­слав­ляли совер­шив­ше­еся собы­тие. И вот, вам тоже пред­ло­жат поучаст­во­вать в крест­ном ходу, кото­рый, как пра­вило, теперь совер­ша­ется вокруг купели, где про­изо­шло кре­ще­ние. Для этого пона­до­бятся при­го­тов­лен­ные зара­нее свечи по одной на каж­дого. Во время крест­ного хода, также, вам пред­ло­жат при­нять уча­стие в общем пении, и эту воз­мож­ность не стоит упус­кать. Осо­бенно если все фик­си­ру­ется на видеокамеру.

Далее чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние, и свя­щен­ник молится за крест­ных и крещаемых.

Сразу после Кре­ще­ния и Миро­по­ма­за­ния чело­век при­но­сит первую, по край­ней мере, в своей кре­ще­ной жизни, бла­го­дар­ную жертву Богу. И такой жерт­вой явля­ется не что иное, как его соб­ствен­ные волосы, то укра­ше­ние, кото­рое увен­чи­вает самую заме­ча­тель­ную часть нашего тела. При­чески при этом не стра­дают, батюшка три­жды вас под­стри­жет очень скромно и со вку­сом, в виде кре­стика на голове.

Завер­ша­ется кре­ще­ние молит­вами воцер­ко­в­ле­ния, при этом муж­чин вво­дят в алтарь – самое свя­тое место Храма, а жен­щи­нам их читают перед ико­ной Пре­свя­той Богородицы.

Что дальше?

А дальше вы сами уже хозя­ева того дара, кото­рый только что полу­чили. Опять же в иде­але, было бы неплохо серьезно отне­стись к про­изо­шед­шей пере­мене и начать соб­ствен­ную рели­ги­оз­ную жизнь. Узнать, что такое молитва, ста­раться посе­щать суб­бот­ние и вос­крес­ные бого­слу­же­ния в храме, испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться хотя бы раз в месяц и так далее, но об этом, подроб­нее и раз­вер­нуто, стоит гово­рить отдельно. В любом слу­чае, кре­ще­ние делает каж­дого Богу своим более, чем это было прежде. Кре­ще­ние – это рож­де­ние в себе нового чело­века. А каж­дый из нас пре­красно знает, что родить чело­века нелегко, но еще труд­нее его вырастить.

Символ веры

Верую во еди­наго Бога Отца, Все­дер­жи­теля, Творца небу и земли, види­мым же всем и невидимым.

И во еди­наго Гос­пода Иисуса Хри­ста, Сына Божия, Еди­но­род­наго, Иже от Отца рож­ден­наго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рож­денна, несо­тво­ренна, еди­но­сущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради чело­век и нашего ради спа­се­ния сшед­шаго с небес и вопло­тив­ша­гося от Духа Свята и Марии Девы, и воче­ло­веч­шася. Рас­пя­таго же за ны при Пон­тий­стем Пилате, и стра­давша, и погре­бенна. И вос­крес­шаго в тре­тий день по Писа­нием. И воз­шед­шаго на небеса, и седяща одес­ную Отца. И паки гря­ду­щаго со сла­вою судити живым и мерт­вым, Егоже Цар­ствию не будет конца.

И в Духа Свя­таго, Гос­пода, Живо­тво­ря­щаго, Иже от Отца исхо­дя­щаго, Иже со Отцем и Сыном спо­кла­ня­ема и ссла­вима, гла­го­лав­шаго пророки.

Во едину Свя­тую, Собор­ную и Апо­столь­скую Цер­ковь.

Испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых. И жизни буду­щаго века. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Рус­лан, 10.02.2021

    Много нового и инте­рес­ного узнал. Долго шёл к этому.

    Ответить »
  • Юлия, 10.06.2018

    Спа­сибо! Очень инте­рес­ная ста­тья! Очень легко чита­ется и вос­при­ни­ма­ется! Я нашла для себя очень много полез­ного! Я бла­го­дарна за Ваш труд!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки