Программа самокатехизации

Программа самокатехизации


Здрав­ствуйте! Если Вы при­шли на этот сайт, часто быва­ете на нем, чита­ете лите­ра­туру о Хри­сти­ан­стве, то, воз­можно, это потому, что Бог кос­нулся Вашего сердца и Вам хочется быть с Ним, жить с Ним и для Него, но пока Вы еще не зна­ете, как это пра­вильно делать. Однако самой вере научить нельзя, так же, как и нельзя научить любви.

ПАМЯТКА ДЛЯ ВОЦЕРКОВЛЯЮЩИХСЯ

Здрав­ствуйте! Если Вы при­шли на этот сайт, часто быва­ете на нем, чита­ете лите­ра­туру о Хри­сти­ан­стве, то, воз­можно, это потому, что Бог кос­нулся Вашего сердца и Вам хочется быть с Ним, жить с Ним и для Него, но пока Вы еще не зна­ете, как это пра­вильно делать. Однако самой вере научить нельзя, так же, как и нельзя научить любви. Чте­ние книг может умно­жить веру, кото­рая уже в зачатке в Вас име­ется, при­ба­вить Вам интел­лек­ту­аль­ных зна­ний о том, как пра­вильно стро­ить свои отно­ше­ния с Богом, но не при­ба­вить опыт­ного позна­ния Живого Бога, кото­рое при­об­ре­та­ется таин­ствен­ным (мисти­че­ским) обра­зом. Итак, если Вы уже счи­та­ете себя чело­ве­ком пра­во­слав­ным, веру­ю­щим и хотели бы в этом углуб­ляться, то эта стра­ница –– для Вас. Если это не так, то Вам лучше вер­нуться на глав­ную стра­ницу и пока про­сто выби­рать и изу­чать те мате­ри­алы, кото­рые Вас интересуют.

 

Из Свя­щен­ного Писа­ния, из опыта жизни хри­стиан мы знаем, что Бог собла­го­во­лил так, чтобы пол­нота жизни с Ним и в Нем у людей дости­га­лась неко­то­рым осо­бым спо­со­бом, кото­рый назы­ва­ется Цер­ковь. Не все, к сожа­ле­нию, пра­вильно пони­мают зна­че­ние этого слова. Оно имеет несколько зна­че­ний. Но сей­час речь идет о Церкви в смысле Тела Хри­стова (Кол. 1:24), в смысле мисти­че­ского, неви­ди­мого един­ства всех веру­ю­щих, пре­бы­ва­ю­щих в Духе Свя­том. Если я с Богом и в Боге, и ты с Богом и в Боге, то ты и я – вме­сте и не можем быть порознь. Про­цесс при­со­еди­не­ния чело­века к Церкви (через Таин­ство Кре­ще­ния), а зна­чит, и к Богу, или воз­вра­ще­ния в Цер­ковь (через Таин­ства Испо­веди и При­ча­стия), или углуб­ле­ния жизни в ней (если ранее цер­ков­ная жизнь шла фор­мально) назы­ва­ется воцер­ко­в­ле­нием. Этот про­цесс слож­ный, но для него как раз можно дать ряд «инструк­ций», сове­тов, извест­ных из опыта ранее воцер­ков­ляв­шихся людей, в том числе Свя­тых Отцов, и соста­вить некую «памятку».

Сей­час воцер­ков­ля­ю­щийся чело­век, обра­ща­ясь в Интер­нет, может найти вели­кое мно­же­ство важ­ных и инте­рес­ных мате­ри­а­лов о Боге и Церкви. Но чаще всего они пред­став­лены вне какого-то иерар­хи­че­ского порядка, и очень трудно бывает понять, с чего надо начи­нать чте­ние, в какой после­до­ва­тель­но­сти изу­чать те или иные вопросы, что среди пред­став­лен­ных тем самое глав­ное, а что ― вто­ро­сте­пен­ное. Для Церкви это осо­бенно важно, потому что, когда вто­ро­сте­пен­ные вещи выхо­дят для людей на перед­ний план, цер­ков­ная жизнь, то есть жизнь с Богом, иска­жа­ется и чело­век теряет бла­го­дат­ную связь с Ним, что все­гда при­во­дит к печаль­ным послед­ствиям. Поэтому по-хоро­шему воцер­ков­ля­ю­ще­муся чело­веку, чело­веку, кото­рый хочет стать пра­во­слав­ным, нужен курс, некая система обу­че­ния, пере­дачи опыта воцер­ко­в­ле­ния, посред­ством кото­рой опыт­ные члены Церкви, давно ста­ра­ю­щи­еся жить в Боге и с Богом, пере­да­вали бы, лично или через книги, свой опыт тем, кто только стре­мится к этому. В древ­но­сти так и было: суще­ство­вали так назы­ва­е­мые школы для огла­шен­ных, то есть людей, гото­вя­щихся ко Кре­ще­нию. В нашей стране в тече­ние дол­гого вре­мени такая воз­мож­ность отсут­ство­вала, что при­вело к чрез­вы­чай­ному рас­про­стра­не­нию рели­ги­оз­ной без­гра­мот­но­сти, око­ло­цер­ков­ных суе­ве­рий. В насто­я­щее время, слава Богу, инсти­тут кате­хи­за­ции, то есть систем­ного воцер­ко­в­ле­ния, начи­нает воз­рож­даться и раз­ви­ваться. При хра­мах и мона­сты­рях появ­ля­ются вос­крес­ные школы и кате­хи­зи­че­ские курсы для взрос­лых, созда­ются пра­во­слав­ные учеб­ные заве­де­ния. Конечно, Вам, как воцер­ков­ля­ю­ще­муся чело­веку, лучше всего было бы найти такие курсы в своем реги­оне и посту­пить на них. Нельзя научиться пла­вать или кататься на вело­си­педе по книж­кам. Нужно, чтобы рядом были опыт­ные помощ­ники, нужно начи­нать тре­ни­ро­ваться, реально дей­ство­вать, хоть и лень. Что уж гово­рить о такой слож­ней­шей науке, как обще­ние с Богом. Само­уч­кой в ней вряд ли пре­успе­ешь, даже все вели­кие свя­тые все­гда учи­лись у кого-то. Как и в любом чело­ве­че­ском деле, в любой науке, в жизни с Богом все зави­сит от двух момен­тов: таланта и при­ле­жа­ния. Если пер­вое дает Бог, то вто­рое пол­но­стью зави­сит от нас самих, а Гос­подь, как мы знаем из Еван­ге­лия, строго спро­сит даже с тех, кто полу­чил самый малень­кий дар (Мф. 25:14–30).

Однако, к сожа­ле­нию, не у всех есть воз­мож­ность найти кате­хи­зи­че­скую школу при храме и сразу начать учиться в ней. На такой слу­чай к нам при­хо­дят на помощь интер­нет-курсы кате­хи­за­ции. Слава Богу, сей­час они появ­ля­ются и, с раз­ви­тием совре­мен­ных интер­ак­тив­ных тех­но­ло­гий, предо­став­ляют пре­крас­ные воз­мож­но­сти для дистан­ци­он­ного обу­че­ния, кото­рое, в отли­чие от клас­си­че­ского заоч­ного, дает воз­мож­ность посто­ян­ного пло­до­твор­ного обще­ния воцер­ков­ля­ю­щихся христиан.

Одна из пер­вых таких дистан­ци­он­ных школ кате­хи­за­ции, «Пра­во­слав­ный Интер­нет-Курс» (azbyka.ru/pravkurs), тесно сотруд­ни­чает с пра­во­слав­ным пор­та­лом «Азбука веры» и регу­лярно про­во­дит набор на обу­че­ние. Для тех же, кто не успел посту­пить на этот курс, или по каким-либо при­чи­нам не видит это для себя воз­мож­ным, кате­хи­за­торы «Прав­курса» пред­ла­гают при­мер­ную про­грамму для само­сто­я­тель­ной кате­хи­за­ции. На этой стра­нице Вы можете видеть пере­чень из 16 тем, для каж­дой из кото­рых дана ссылка на соот­вет­ству­ю­щий раз­дел «Азбуки веры». Из всего мно­го­об­ра­зия нашей пра­во­слав­ной энцик­ло­пе­дии выбраны ― и даны в наи­бо­лее при­ем­ле­мом для усво­е­ния порядке ― лишь те темы, кото­рые наи­бо­лее необ­хо­димы для пра­виль­ного воцерковления.

Мы пред­ла­гаем Вам начать строго после­до­ва­тельно, по порядку, читать мате­ри­алы из этих раз­де­лов. Не обя­за­тельно все, какие в них содер­жатся, а хотя бы только те, кото­рые Вас наи­бо­лее заин­те­ре­суют. Пред­ла­гаем отво­дить на изу­че­ние каж­дой темы какое-то опре­де­лен­ное время, но не больше недели. Не беда, если не будете успе­вать про­чи­ты­вать все мате­ри­алы раз­де­лов, сей­час важ­нее полу­чить общее пред­став­ле­ние о цер­ков­ной жизни, а углу­биться мы все­гда смо­жем потом.

Однако счи­таем свои дол­гом пре­ду­пре­дить об опас­но­сти могу­щей воз­ник­нуть иллю­зии, что про­стого изу­че­ния пред­ло­жен­ных мате­ри­а­лов, даже всех, уже доста­точно для пол­но­цен­ной жизни с Богом, для воцер­ко­в­ле­ния. Конечно же, это не так. Во-пер­вых, то, что Вы чита­ете, весьма сложно и не все­гда может пра­вильно истол­ко­вы­ваться, для этого нужна помощь опыт­ных людей. Во-вто­рых, мало читать, надо дей­ство­вать. Вспом­ните при­мер про пла­ва­ние и вело­си­пед. Можно отлично знать всю рели­ги­оз­ную лите­ра­туру, знать наизусть Биб­лию, но при этом оста­ваться бес­ко­нечно далеко от Бога. Именно поэтому мы насто­я­тельно реко­мен­дуем, как только у Вас появится воз­мож­ность, все же запи­саться на кате­хи­зи­че­ские курсы, дистан­ци­он­ные, а лучше – реаль­ные. Не стес­няй­тесь, обой­дите близ­ле­жа­щие пра­во­слав­ные храмы и мона­стыри в своем городе, спро­сите, есть ли у них какие-либо курсы или беседы для воцерковляющихся.

Напо­сле­док при­во­дим для Вас спи­сок тех дел, кото­рые еже­дневно необ­хо­димо делать тому, кто стре­мится к Богу:

—  Бороться, со своей лено­стью, лож­ной скром­но­стью. При­нуж­дать себя к доб­рым и полез­ным делам и про­яв­лять жиз­нен­ную актив­ность. Из пред­ло­жен­ных мате­ри­а­лов Вы узна­ете, что чело­век – такое суще­ство, кото­рое, хотя и стре­мится к Богу, посто­янно чем-то тяго­тится, устает, ленится, хочет гре­шить. Про­тив­ле­ние этому часто вызы­вает боль, неудоб­ство, бес­по­кой­ство. Поэтому нам надо научиться посто­янно пре­одо­ле­вать себя ради выс­шего, научиться желез­ному тер­пе­нию и разум­ному само­от­вер­же­нию. Без них, как мы знаем, невоз­можно достичь успеха не только в рели­ги­оз­ной жизни, но и в спорте, и в искус­стве, и в науке. Нет вре­мени на Божии дела? Но это зна­чит, что есть время на дру­гие, что нечто дру­гое мы любим больше, чем Бога, и тем нару­шаем первую запо­ведь (Мф. 22:37) и обма­ны­ваем самих себя, говоря, что хотим быть с Богом.

—        Читать Свя­щен­ное Писа­ние, начи­ная с Еван­ге­лия – книги о Хри­сте. Свя­щен­ное Писа­ние – Биб­лия, Слово Божие. По боль­шей части, именно оттуда мы узнаем, чего хочет от нас Бог, каковы Его запо­веди, кото­рые должны выпол­няться неукос­ни­тельно, и о том, что глав­ная из них – любовь к Богу и ближ­ним (Мф. 22:37–39). Если мы будем читать эти свя­тые строки еже­дневно, хотя бы совсем поне­множку, но ста­ра­ясь вопло­щать их в жизни, то посте­пенно, с годами, будем все ближе и ближе к хри­сти­ан­скому иде­алу. Тем, кому трудно пове­рить в Бога, Свя­тые Отцы реко­мен­дуют попро­бо­вать при­нуж­дать себя жить по запо­ве­дям Божиим, и тогда чело­веку ясно откры­ва­ется Бог. «Бла­женны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

—  Читать Свя­щен­ное Пре­да­ние. Свя­щен­ное Пре­да­ние – это не одна какая-то книга, а тво­ре­ния всех Свя­тых Отцов, то есть людей, кото­рым уда­лось, с Божьей помо­щью, вопло­тить идеал хри­сти­ан­ской жизни и засви­де­тель­ство­вать это раз­лич­ными дарами Свя­того Духа: про­зор­ли­во­стью, чудо­тво­ре­ни­ями, про­ро­че­ствами и т.п. Если нам даже в таком про­стом, каза­лось бы, деле, как обу­че­ние гра­моте и счету, тре­бу­ется помощь учи­тель­ницы рус­ского языка или мате­ма­тики, а ино­гда и тет­радки более умных това­ри­щей, то было бы про­сто глупо пре­не­бре­гать запи­сями «стар­ших това­ри­щей» в един­ственно важ­ном в этой жизни деле, деле спа­се­ния соб­ствен­ной души. Опять же, читать их надо еже­дневно, хоть и поне­многу, ибо надо посто­янно «бодр­ство­вать, потому что не зна­ете, в кото­рый час Гос­подь ваш при­и­дет» (Мф. 24:42).

—        Молиться. Молитва – раз­го­вор с Богом, Кото­рого, мы, воз­можно, пока еще не очень хорошо знаем. Но Он знает нас лучше всех и слы­шит каж­дое обра­щен­ное к Нему слово, осо­бенно соеди­нен­ное с искрен­ним сер­деч­ным чув­ством. Именно к этому при­зы­вает всех (а не только свя­тых, мона­хов, свя­щен­ни­ков) апо­стол Павел: «Непре­станно моли­тесь» (1Фес. 5:17). Ибо как можно быть вме­сте с Богом, Кото­рого любишь, не обща­ясь с Ним? Но, как и в любом деле, мы начи­наем с малого, поэтому надо при­сту­пать к молитве хотя бы по тек­стам молит­во­сло­вов, хотя бы два раза в день, утром и вече­ром, и раз в неделю – соборно, в Храме.

—       При­сту­пать к Таин­ствам Цер­ков­ным (желать этого – еже­дневно, при­сту­пать же более или менее регу­лярно, по воз­мож­но­сти). Прежде всего – к При­ча­стию Свя­тых Плоти и Крови Хри­сто­вых, а пред­ва­ри­тельно – к Пока­я­нию. Таин­ства – это такие цер­ков­ные свя­щен­но­дей­ствия, в кото­рых наи­бо­лее глу­боко про­ис­хо­дит обще­ние и соеди­не­ние чело­века с Богом, осо­бенно же – в Таин­стве При­ча­стия. Поэтому Таин­ства все­гда были глав­ней­шей сто­ро­ной жизни Церкви, ибо невоз­можно любить Бога и не стре­миться к еди­не­нию с Ним. Конечно же, уча­стие в Таин­ствах под­ра­зу­ме­вает регу­ляр­ное посе­ще­ние обще­ствен­ных бого­слу­же­ний в храме, кото­рые мы должны учиться знать и любить, потому что Цер­ковь – един­ство всех в любви к Богу.

—       Совер­шать дела мило­сер­дия. Свя­той апо­стол Иаков гово­рит: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:20), под­чер­ки­вая то, о чем все­гда гово­рил Спа­си­тель. А апо­стол Павел обли­чает: «Если я имею дар про­ро­че­ства, и знаю все тайны, и имею вся­кое позна­ние и всю веру, так что могу и горы пере­став­лять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор. 13:2). Поэтому, если мы хотим быть хри­сти­а­нами, то мы обя­заны отры­вать себя от мони­то­ров, выле­зать из теп­лых ком­нат и идти к тем, кому плохо, больно, оди­ноко. В первую оче­редь – к своим род­ным и сосе­дям. Если у них все более или менее хорошо – то в боль­ницы, дома пре­ста­ре­лых и т.п., при­чем помо­гать не «вир­ту­ально» (день­гами или вещами), а лично – чтобы смот­реть им в глаза, общаться со страж­ду­щей душой. Сей­час, слава Богу, во мно­гих горо­дах нала­жи­ва­ется соци­аль­ное слу­же­ние, и почти при каж­дом соци­аль­ном учре­жде­нии есть группа доб­ро­воль­цев, кото­рые орга­ни­зо­ванно ходят помо­гать страж­ду­щим. Най­дите его – и при­со­еди­няй­тесь. Если же не так, то что Вам мешает пойти в бли­жай­ший храм (мона­стырь) и пред­ло­жить батюшке помощь? Только Ваша соб­ствен­ная леность. Обычно при каж­дом храме при­хо­жане зани­ма­ются какими-то делами мило­сер­дия и помо­гают кому-либо – боль­ным, или без­дом­ным, или самому храму. Если такого нет в одном храме – идите в дру­гой. Пред­ло­жите орга­ни­зо­вать что-либо подоб­ное, про­яв­ляйте инициативу.

 

ПРОГРАММА САМОКАТЕХИЗАЦИИ

 

1                  Смысл жизни. Счастье

—        О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

 

2                  Вера. Религия и наука. Чудеса. Религиозный опыт

—       О ВЕРЕ И НЕВЕРИИ

—       О БОГЕ

—       НАУКА И РЕЛИГИЯ

—       ЧТО ТАКОЕ ЧУДО?

—       НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ

 

3                  Что такое религия. История и сравнение религий. Отличие Православия

—        ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

—        К ОДНОМУ ЛИ БОГУ ВЕДУТ РЕЛИГИИ

—        ОТЛИЧИЯ между ХРИСТИАНСКИМИ КОНФЕССИЯМИ

 

4                  О Церкви и о Храме

—        ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ?

 

5                  Исторический путь Православия

—        ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

 

6                  Священное Писание и Священное Предание

—        ИИСУС ХРИСТОС – БОГ ЯВИЛСЯ ВО ПЛОТИ

—        СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

—        СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

 

7                  Иерархия христианских ценностей, каноны и догматы

—        СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА

—        МЕШАЮТ ЛИ ДОГМАТЫ СВОБОДЕ?

 

8                  Основы Православного вероучения. Символ Веры, Заповеди Божии

—        КАТЕХИЗИС

 

9                  Таинства Церкви. Крещение

—        ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА

—        ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

 

10             Священство и духовничество

—        ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

—        О ДУХОВНОМ ОТЦЕ

 

11             Христианская антропология. Дух, душа, тело

—        ЧЕЛОВЕК

 

12             Грех. Покаяние. Таинство Исповеди

—        Я ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК, КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ?

—        ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

 

13             Таинство Евхаристии

—        ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

—        ЛИТУРГИЯ – ГЛАВНАЯ СЛУЖБА ЦЕРКВИ

 

14             Таинство Брака. Семья, дети, здоровье. Таинство Соборования

—        ТАИНСТВО БРАКА

—        ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

—        ЛЮБОВЬ И СЕМЬЯ. ЗАЧЕМ ВЕРА ДЕТЯМ?

 

15             Жизнь христианина в современном мире. Миссия, служение

—        МИЛОСЕРДИЕ

—        ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

—        ИСКАЖЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА

—        КУЛЬТУРА

 

16              Духовная жизнь

—       ЧТО ТАКОЕ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ?

—       ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

—       ДУХОВНАЯ БОРЬБА

—       МИСТИКА

—       КАК СТАТЬ СВЯТЫМ?

—       МОНАШЕСТВО – ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

7 комментариев

  • Илья, 06.01.2017

    я про­сто засы­хал от жажды.….а теперь при­шел  и  пью Живое Слово.…..напиться не могу.…погрязший в гре­хах- полу­чил такое от Бога)..что может срав­ниться с подар­ком таким???.…..на земле точно- ни деньги ни слава ни блага зем­ные — ничто , по срав­не­нию с тем подар­ком , когда Гос­подь гово­рит- Сле­дуй за Мной.

    Ответить »
    • Вера Воронцова, 05.10.2017

      Зави­дую Вам, Илья, хочу то же испытать.

      Ответить »
    • Зоя, 02.04.2018

      Илья, мне зна­комо и близко то, что вы гово­рите!!! Ещё 5 лет назад я и Бог были в парал­лель­ных плос­ко­стях, а потом.… всё изме­ни­лось!!! Жизнь при­об­рела смысл и мне искренне жаль тех людей, кто не впу­стил к себе Бога.

      Ответить »
    • Аристарх, 22.01.2019

      Не под­ви­зайся без­рас­судно, подобно бур­ному потоку, чтобы не утекли сразу все твои силы, но с рев­но­стью и рас­суж­де­нием (тем более если ты рев­ност­ный от при­роды), чтобы враг не вызвал у тебя в душе тяже­сти оттого, что ты без­рас­судно будешь понуж­дать себя к подви­гам выше сил.

      пре­по­доб­ный Паи­сий Святогорец

      Ответить »
  • Артём., 20.06.2015

    Теперь мне оста­лось понять, что же такое “лож­ная скромность”.

    Ответить »
    • Антон, 20.08.2015

      Я думаю, име­лось в виду лож­ное сми­ре­ние. Можно внешне быть скром­ным, но внутри тако­вым не являться.

      Ответить »
      • Владимир, 01.08.2016

        За “лож­ной скром­но­стью” кро­ется боязнь действий,нерешительность,которую напус­кает на чело­века лукавый.Строит перед ним горы мни­мых страхов,препядствий и стеснений.В итоге чело­век “стес­ня­ется” делать благо.

        Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки