Для начинающих церковную жизнь

Для начинающих церковную жизнь


После Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небесное…

 
 
Что делать после Крещения?

— Прежде всего осо­знать, что после Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небес­ное и чело­веку дается право в эту дверь войти и при усло­вии испол­не­ния обя­зан­но­стей, кото­рыми явля­ются запо­веди Божии, насле­до­вать жизнь веч­ную. Ответ­ствен­ность озна­чает ответ или отчет о про­де­лан­ной работе по испол­не­нию обя­зан­но­стей, кото­рый каж­дый чело­век даст Богу на част­ном суде, то есть по окон­ча­нии зем­ной жизни и на все­об­щем Страш­ном суде, кото­рый будет после Вто­рого При­ше­ствия Хри­ста Спа­си­теля на землю. Путь ука­зан, дверь открыта, оста­ется только при­ло­жить уси­лия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.

Как быть, если чув­ству­ешь себя неуве­ренно при посе­ще­нии храма, боясь сде­лать что-то не так?

— Не надо этим сму­щаться. Неуве­рен­ность быстро прой­дет, если начать регу­лярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о пра­ви­лах пове­де­ния в храме можно при­об­ре­сти в цер­ков­ной лавке соот­вет­ству­ю­щую литературу.

Не сле­дует оби­жаться, если кто-то в храме не вполне кор­ректно сде­лал заме­ча­ние, напри­мер о том, что не той рукой и не так постав­лена свеча или что-то дру­гое сде­лано не верно. Надо поста­раться таких людей не осуж­дать, а ска­зать им: «Про­стите Хри­ста ради». Или отойти молча, помо­лив­шись: «Гос­поди! Про­сти мне грехи мои, как и я этому чело­веку прощаю!»

Что озна­чает слово «воцер­ко­в­лен­ный»?

— Воцер­ко­в­лен­ный хри­сти­а­нин — это тот, кто ясно пони­мает цель хри­сти­ан­ской жизни — спа­се­ние. Он сораз­ме­ряет свои мысли и поступки с Еван­ге­лием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, хра­ни­мым Цер­ко­вью. Для такого чело­века хри­сти­ан­ского — норма жизни, пост для него не про­сто огра­ни­че­ние в пищи и питии, но и время пока­я­ния о своих гре­хах, цер­ков­ные празд­ники — время тор­же­ства о собы­тиях, име­ю­щих пря­мое отно­ше­ние к Про­мыслу Божию о спа­се­нии чело­века, а глав­ное — к нему самому.

Воцер­ко­в­ле­ние чело­века прямо вли­яет на его слу­жеб­ные и лич­ные отно­ше­ния. Они ста­но­вятся ярче, глубже и ответ­ствен­нее. Нару­шая цер­ков­ные уста­нов­ле­ния, он пони­мает, что посту­пает не про­сто непра­вильно, но обед­няет и губит этим свою жизнь.  И при пер­вой же воз­мож­но­сти он при­бе­гает к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния, видя в них един­ственно воз­мож­ное лекар­ство для исце­ле­ния своей души. Нако­нец, воцер­ко­в­лен­ный чело­век — это тот, кто ощу­щает себя сыном Церкви, для кото­рого вся­кое отда­ле­ние от нее мучи­тельно и тра­гично. Нево­цер­ко­в­лен­ному чело­веку лишь пред­стоит обре­сти в себе такое сынов­ное чув­ство и понять, что вне Церкви нет спасения.

С чего начать воцерковление?

— Молитва, посе­ще­ние храма, регу­ляр­ное уча­стие в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния — явля­ются нача­лом и осно­вой цер­ков­ной жизни пра­во­слав­ного христианина.

Какие могут быть пре­пят­ствия на пути воцерковления?

— Пре­пят­стви­ями на пути воцер­ко­в­ле­ния могу слу­жить те соблазны и нестро­е­ния, кото­рые ино­гда встре­ча­ются в цер­ков­ной жизни. Эти соблазны и пороки бывают дей­стви­тель­ные, реаль­ные, но бывают и кажу­щи­еся, наду­ман­ные. Но в любом слу­чае для пра­виль­ного отно­ше­ния к ним необ­хо­димо все­гда пом­нить о том, что Цер­ковь по своей при­роде одно­вре­менно и небес­ная, и зем­ная. Небес­ное в Церкви — это дей­ству­ю­щий в ней Гос­подь, Его бла­го­дать, Его угод­ники  и бес­плот­ные ангель­ские силы. А зем­ное — люди. Поэтому и в церкви можно столк­нуться с чело­ве­че­скими недо­стат­ками, совер­шенно «зем­ными» инте­ре­сами, немо­щами людей. В этом слу­чае очень легко соблаз­ниться и разо­ча­ро­ваться. Но надо попы­таться это пра­вильно понять. Люди при­хо­дят в цер­ковь спа­саться, но при этом они не ста­но­вятся авто­ма­ти­че­ски свя­тыми. Они при­но­сят сюда свои болезни, стра­сти, свои гре­хов­ные навыки. Мно­гие с Божией помо­щью побеж­дают себя, свои худые наклон­но­сти, но на это ино­гда ухо­дят годы.

Необ­хо­димо познать себя самого, свою соб­ствен­ную немощь, чтобы никого не осуж­дать. Важно не судить Цер­ковь как бы со сто­роны, нужно жить в ней, ощу­щать себя ее неотъ­ем­ле­мой частью , счи­тать ее недо­статки сво­ими недостатками.

Также необ­хо­димо знать, что враг спа­се­ния все­гда стре­мится поссо­рить, раз­об­щить людей, вос­ста­но­вить их друг про­тив друга. И тут глав­ное его ору­жие — это ложь. Он пока­зы­вает то, чего реально нет, мел­кие про­махи пред­став­ляет страш­ными преступлениями.

Надо все­гда пом­нить, что очень мно­гое зави­сит от того, с каким помыс­лом, с каким внут­рен­ним устро­е­нием оце­ни­вает чело­век окру­жа­ю­щую его реаль­ность. Заме­ча­тельно рас­суж­дает о том, на сколько зави­сит оценка этой реаль­но­сти от «помысла», ста­рец Паи­сий Афон­ский: «Когда неко­то­рые гово­рили мне, что соблаз­ня­ются, видя в Церкви много непо­до­ба­ю­щего, я отве­чал им так: «Если спро­сить муху, есть ли здесь в окрест­но­стях цветы, то она отве­тит: «Насчет цве­тов не знаю. А вот кон­серв­ных банок, навоза, нечи­стот вон в той канаве пол­ным-полно». И муха нач­нет по порядку пере­чис­лять тебе все помойки, на кото­рых она побы­вала. А если спро­сить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрест­но­стях какие-нибудь нечи­стоты?», то она отве­тит: «Нечи­стоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много бла­го­ухан­ных цве­тов!». И пчела нач­нет пере­чис­лять тебе мно­же­ство раз­ных цве­тов — садо­вых и поле­вых. Видишь: муха знает только о помой­ках, а пчела — о том, что непо­да­леку рас­тет лилия, а чуть подальше рас­пу­ститься гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а дру­гие на муху. Те, кто похож на муху, в каж­дой ситу­а­ции выис­ки­вает что-то пло­хое, и зани­ма­ются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доб­рого. Те, кто похож на пчелу, нахо­дят доб­рое во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу испра­вится одна частичка Церкви. Если бы это все, есте­ственно, испра­ви­лась бы Церковь».

Чело­век, осуж­да­ю­щий чужие недо­статки и грехи, сам со вре­ме­нем при­хо­дит в пол­ное духов­ное рас­строй­ство и никому таким обра­зом помочь не может, а может только навредить.

И, напро­тив, хри­сти­а­нин, про­во­дя­щий вни­ма­тель­ную жизнь, рабо­та­ю­щий над собой, борю­щийся со сво­ими стра­стями, ста­но­вится доб­рым при­ме­ром и помощ­ни­ком для тех, кто нахо­дится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему при­зван каж­дый на своем месте, ста­ра­ясь, чтобы это было по  Богу) заклю­ча­ется самая реаль­ная польза, кото­рую может при­не­сти веру­ю­щий чело­век всей Церкви.

Как и с чего начать духов­ную жизнь?
— «Обра­тись к Гос­поду и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои пре­ткно­ве­ния. Воз­вра­тись ко Все­выш­нему, и отвра­тись от неправды, и сильно воз­не­на­видь мер­зость» (Сир. 17:21–23).

Духов­ная жизнь — это внут­рен­няя жизнь. Надо больше вни­мать внут­рен­нему состо­я­нию души, состо­я­нию сове­сти, стре­миться жить по запо­ве­дям Божиим, посто­янно сле­дить за мыс­лями, чув­ствами, никого не осуж­дать, ни на кого не раз­дра­жаться и всех прощать.

Для жела­ю­щего начать духов­ную жизнь необходимо:

1) Обра­титься с молит­вой к Богу, прося Его даро­вать чистую, глу­бо­кую веру, без кото­рой нет спа­се­ния души.

2) При­об­ре­сти Свя­щен­ное Писа­ние и про­чи­тать Новый Завет. При­чем, про­чи­тав его пер­вый раз пол­но­стью, вновь открыть сна­чала и каж­дый день читать по одной или две главы, не торо­пясь, вни­ма­тельно, раз­мыш­ляя над про­чи­тан­ным, ста­ра­ясь вник­нуть в смысл зало­жен­ного в тек­сте Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Хорошо и полезно при этом читать Тол­ко­ва­ния на Новый Завет (напри­мер, блаж. Фео­фи­лакта Бол­гар­ского).

Можно начи­нать зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием с про­чте­ния Дет­ской Биб­лии, в кото­рой про­стым доступ­ным язы­ком изло­жена вся исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­века, кратко и ясно опи­саны зем­ная жизнь Гос­пода Иисуса Хри­ста и Его уче­ние о Цар­ствии Божием.

Жела­тельно также при­об­ре­сти и про­чи­тать «Закон Божий», состав­лен­ный про­то­и­е­реем Сера­фи­мом Сло­бод­ским, книгу, в кото­рой объ­яс­ня­ются основы веро­уче­ния, запо­веди Божии, основ­ные молитвы, пра­вила пове­де­ния в храме.

3) Начать чте­ние свя­то­оте­че­ских книг, состав­ля­ю­щих сокро­вищ­ницу духов­ных знаний.

Под­бор свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры для чте­ния есть дело сугубо инди­ви­ду­аль­ное, совер­ша­е­мое по бла­го­сло­ве­нию духов­ного настав­ника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епи­скоп Фео­фан Затвор­ник, свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. Из совре­мен­ных авто­ров — книги архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина). И, конечно, душе­по­лезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обу­че­ние молитве, необ­хо­димо при­об­ре­сти «Пра­во­слав­ный молит­во­слов» — сбор­ник молитв, состав­лен­ных свя­тыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвя­тив­шими слу­же­нию Богу и настолько очи­стив­шими свои души, что Гос­подь сотво­рил их сосу­дами Бла­го­дати, про­вод­ни­ками Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Можно ска­зать, что Сам Дух Божий про­дик­то­вал свя­тым отцам тек­сты молитв, кото­рые Цер­ковь впо­след­ствии вклю­чила в сбор­ник для все­об­щего употребления.

5) Соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью пост­ные дни и все мно­го­днев­ные посты.

6) Регу­лярно участ­во­вать в таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной явля­ется частота При­ча­ще­ния один раз в три недели. Воз­можно это делать и чаще, испро­сив бла­го­сло­ве­ния у священника.

7) Необ­хо­димо молить Бога о даро­ва­нии духов­ного руко­во­ди­теля — свя­щен­ника, кото­рому можно было бы дове­рить свою душу для духов­ного руководства.

Чего надо осте­ре­гаться, чтобы не повре­дить своей душе?
— Не сле­дует всту­пать в пре­ния и слу­шать сек­тан­тов, убеж­да­ю­щих, что их вера — самая правильная.

Прежде, чем войти в незна­ко­мый храм, надо узнать, не «слу­жат» ли в нем раскольники.

Не сле­дует ходить для молитвы и к «ино­слав­ным» (т.е. не пра­во­слав­ным христианам).

Нельзя общаться с пред­ста­ви­те­лями оккуль­тизма, «Белого брат­ства», «Бого­ро­дич­ного цен­тра», мор­мо­нами, восточ­ными и псев­до­во­сточ­ными криш­на­и­тами, рери­хов­цами, экс­тра­сен­сами, кол­ду­нами и «баб­ками», мно­го­чис­лен­ными «пра­во­слав­ными цели­те­лями». Обще­ние с ними нано­сит силь­ный вред не только духов­ному, но и телес­ному здоровью.

Не нужно слу­шать людей, рас­про­стра­ня­ю­щих раз­лич­ные суе­ве­рия. Не стоит брать ни у кого само­дель­ных, пере­пи­сан­ных от руки или отпе­ча­тан­ных на машинке молитв и закли­на­ний, хоть даю­щий и будет убеж­дать: «Это очень силь­ная молитва!» Если же что-то подоб­ное уже взято, надо подойти к свя­щен­нику и пока­зать ему, свя­щен­ник ска­жет, как с этим поступить.

Со всеми про­бле­мами сле­дует обра­щаться к духов­нику или к слу­жа­щему в храме свя­щен­нику. Не надо оби­жаться на свя­щен­ника, если пока­жется, что он ока­зал недо­ста­точно вни­ма­ния, важно пом­нить о том, что есть и дру­гие люди, кото­рые также нуж­да­ются в пас­тыре. Надо ста­раться вни­ма­тельно слу­шать про­по­веди свя­щен­ни­ков, читать пра­во­слав­ную духов­ную лите­ра­туру, в кото­рой можно найти ответы на все каса­ю­щи­еся духов­ной жизни вопросы.

Не сле­дует увле­каться поли­ти­че­скими стра­стями — народ имеет таких пра­ви­те­лей, каких заслу­жи­вает по сво­ему духов­ному состо­я­нию; изме­нять нужно, прежде всего, свою соб­ствен­ную гре­хов­ную жизнь, улуч­шит каж­дый себя — улуч­шится и окру­жа­ю­щий мир.

Важно пом­нить, что у чело­века нет ничего дороже соб­ствен­ной души, не стоит увле­каться без­удерж­ной пого­ней за мир­скими цен­но­стями, отни­ма­ю­щими силы и время, опу­сто­ша­ю­щими и уби­ва­ю­щими душу.

Нужно бла­го­да­рить Бога за все посы­ла­е­мое: радо­сти и скорби, здо­ро­вье и болезни, богат­ство и нужду, так как все при­хо­дя­щее от Него есть благо; и даже скор­бями, подобно горь­кому лекар­ству Гос­подь исце­ляет гре­хов­ные язвы чело­ве­че­ских душ.

Встав на путь хри­сти­ан­ской жизни, надо не мало­ду­ше­ство­вать, не суе­титься, «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) — все необ­хо­ди­мое даст Гос­подь в свое время.

Во всех своих поступ­ках и сло­вах надо руко­вод­ство­ваться глав­ной запо­ве­дью любви к Богу и ближним.

Можно ли хри­сти­а­нину пить вино?
— «Вино полезно для жизни чело­века, если будешь пить его уме­ренно. Что за жизнь без вина? Оно сотво­рено на весе­лие людям. Отрада сердцу и уте­ше­ние душе — вино, уме­ренно упо­треб­ля­е­мое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раз­дра­же­нии и ссоре. Излиш­нее упо­треб­ле­ние вина уве­ли­чи­вает ярость нера­зум­ного до пре­ткно­ве­ния, ума­ляя кре­пость его и при­чи­няя раны. На пиру за вином не упре­кай ближ­него и не уни­жай его во время его весе­лья: не говори ему оскор­би­тель­ных слов и не обре­ме­няй его тре­бо­ва­ни­ями» (Сир. 31:31–37). «И не упи­вай­тесь вином, от кото­рого бывает рас­пут­ство» (Еф. 5:18).

Почему куре­ние — грех?
— Куре­ние потому при­зна­ется за грех, что эта при­вычка, име­ну­е­мая даже в свет­ском обще­стве вред­ной, пора­бо­щает себе волю чело­века, застав­ляет вновь и вновь искать сво­его удо­вле­тво­ре­ния, в общем, имеет все при­знаки гре­хов­ной стра­сти. А страсть, как известно, достав­ляет душе чело­века только новые муки, лишает ее сво­боды. Ино­гда куриль­щики гово­рят, что сига­рета помо­гает им внут­ренне успо­ко­иться и сосре­до­то­читься. Однако известно, что нико­тин дей­ствует раз­ру­ша­юще на мозг и нерв­ную систему. А иллю­зия успо­ко­е­ния воз­ни­кает потому, что нико­тин ока­зы­вает еще и тор­мо­зя­щее воз­дей­ствие на рецеп­торы голов­ного мозга. Гре­хов­ным явля­ется все, чем чело­век нано­сит вред сво­ему здо­ро­вью. Здо­ро­вье — дар Божий.

Чем опасна нецен­зур­ная брань?
— Слово играет боль­шую роль в жизни чело­века, кото­рый, в отли­чие от всех осталь­ных живых существ назван суще­ством сло­вес­ным. Слово есть вопло­щен­ная мысль и выра­же­ние чувств чело­века. У каж­дого чело­ве­че­ского слова есть свой дух, сокро­вен­ное содер­жа­ние, кото­рое вли­яет на душу чело­века в зави­си­мо­сти от того, какое это слово. Слова молитв обла­го­ра­жи­вают и при­бли­жают душу к Богу, а гряз­ные и нечи­стые слова при­бли­жают душу к тем неви­ди­мым суще­ствам, кото­рые сами нечи­сты. Известно, что одер­жи­мость нечи­стыми духами ино­гда про­яв­ля­ется в виде жут­кого сквер­но­сло­вия. И потому тот, кто при­учает себя про­из­но­сить сквер­ные слова, невольно скло­няет самого себя к одер­жи­мо­сти. Дей­стви­тельно, не одер­жи­мость ли тот слу­чай, когда матер­шин­ники уже про­сто не могут гово­рить без сквер­ных слов, и если вынуж­дены в опре­де­лен­ных усло­виях долго сдер­жи­вать себя, то чув­ствуют внут­рен­нее побуж­де­ние к мату, как будто внутри кто-то тре­бует про­из­не­сти злое слово. Так что погу­бить свою бес­смерт­ную душу можно про­стой при­выч­кой про­из­но­сить нечи­стые слова. «Ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­ди­шъся» (Мф. 12:37).

Нака­жет ли Бог тех, кто смот­рит телевизор?
— Цер­ковь не запре­щает смот­реть теле­ви­зор, она пре­ду­пре­ждает, как опасно быть зави­си­мым от теле­ви­зора. Даже не говоря о пере­да­чах, раз­ру­ша­ю­щих созна­ние и души детей и взрос­лых. Надо уметь выби­рать, что полезно, а что вредно и губи­тельно для души. Есть немало и хоро­ших пере­дач, в том числе пра­во­слав­ных, но немало в дру­гих пере­да­чах и откро­вен­ного раз­вра­ще­ния, наси­лия, нена­ви­сти к чело­веку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною» (1 Кор. 6:12).

Могут ли пра­во­слав­ные хри­сти­ане содер­жать в своем освя­щен­ном жилище собаку?
— Мне­ние о недо­пу­сти­мо­сти нахож­де­ния собак в квар­ти­рах и иных поме­ще­ниях, где есть иконы и дру­гие свя­тыни явля­ется суе­ве­рием. Собака, равно как и иные не опас­ные для людей живот­ные, могут жить в жилище хри­стиан. При этом необ­хо­димо пред­при­ни­мать меры предо­сто­рож­но­сти, чтобы домаш­ние питомцы не имели доступа к свя­ты­ням (ико­нам, свя­тым кни­гам, анти­дору, свя­той воде и т.д.).

В чем раз­ница между рели­гией и наукой?
— Рели­гия и наука — две раз­ные и оди­на­ково закон­ные обла­сти чело­ве­че­ской жизни. Они могут вхо­дить в сопри­кос­но­ве­ние, но про­ти­во­ре­чить друг другу они не могут. Рели­гия дви­жет науку в том смысле, что она про­буж­дает и поощ­ряет дух иссле­до­ва­ния. Сама Биб­лия учит: «Сердце разум­ного ищет зна­ния, уста же глу­пых пита­ются глу­по­стью» (Притч. 15:14). «Послу­шает муд­рый — и умно­жит позна­ния, и разум­ный най­дет муд­рые советы» (Притч. 1:5).

Обе — рели­гия и есте­ствен­ная наука — тре­буют для сво­его обос­но­ва­ния веры в Бога, только для рели­гии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мыш­ле­ния. Для рели­гии Он явля­ется фун­да­мен­том, для науки — вен­цом раз­ра­ботки миро­со­зер­ца­ния. Чело­век нуж­да­ется в есте­ствен­ных нау­ках для позна­ния, а в рели­гии — для дей­ство­ва­ния (пове­де­ния).

Для чего чело­век живет на земле?
— Зем­ная жизнь дана чело­веку для под­го­товки к жизни веч­ной. Под­лин­ный смысл жизни может заклю­чаться лишь в том, что не исче­зает со смер­тью чело­века, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бес­смерт­ной души — в ее доб­ро­де­тель­ных каче­ствах, с кото­рыми она пой­дет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред суди­лище Хри­стово, чтобы каж­дому полу­чить соот­вет­ственно тому, что он делал, живя в теле, доб­рое или худое» (2 Кор. 5:10). Душа бес­смертна, и насла­ждаться при­об­ре­тен­ным даром бла­го­дати смо­жет вечно. «Бла­го­да­тию вы спа­сены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился. Ибо мы — Его тво­ре­ние — созданы во Хри­сте Иисусе на доб­рые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять» (Еф. 2:8–10). Однако, чтобы душа смогла насла­ждаться не только здесь, на земле, необ­хо­димо ее про­све­щать, вос­пи­ты­вать, обу­чать, чтобы духовно воз­рас­тать и совер­шен­ство­ваться, чтобы она смогла вме­стить ту радость, кото­рую Гос­подь преду­го­то­вил всем любя­щим Его.

Именно в поиске добра и тво­ре­нии его, посте­пен­ном, но неуклон­ном взра­щи­ва­нии в душе всей пол­ноты любви, на кото­рую она по своей при­роде спо­собна, в посту­па­тель­ном про­дви­же­нии души на пути к Богу — в этом обре­та­ется един­ствен­ный истин­ный, непре­хо­дя­щий смысл жизни чело­века. Цель жизни — под­ра­жа­ние Хри­сту, стя­жа­ние Духа Свя­того, посто­ян­ное бого­об­ще­ние, позна­ние и испол­не­ние воли Божией, то есть в бого­упо­доб­ле­нии. Цель жизни дости­жима при усло­вии вопло­ще­ния глав­ного смысла ее, кото­рый заклю­ча­ется в непре­стан­ном воз­рас­та­нии в любви к Богу и людям: «Воз­люби Гос­пода Бога Тво­его…, и ближ­него тво­его, как самого себя» (Мк. 12:30–31). При­мер все­со­вер­шен­ной жерт­вен­ной любви дал Сам Спа­си­тель, пойдя на крест­ные стра­да­ния ради спа­се­ния всех людей (см. Ин. 13:15). «Подобны будьте мне, как я Хри­сту» (1 Кор. 4:16).

Если нет стрем­ле­ния к этому, то жизнь, с хри­сти­ан­ской точки зре­ния, бес­цельна, бес­смыс­ленна и пуста. Но чтобы стя­жать Духа Свя­того, надо очи­стить сердце от стра­стей и, прежде всего, от гор­дыни — матери всех поро­ков и грехов.

Всю зем­ную жизнь чело­век дол­жен посвя­тить заботе о своей бес­смерт­ной душе, кото­рая будет жить вечно, а не о теле и не о при­об­ре­те­нии зем­ных вре­мен­ных благ. «Какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит?» (Мк. 8:36).

Источ­ник: Пра­во­слав­ная газета, Екатеринбург.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Любовь, 03.12.2018

    Спа­сибо за разъ­яс­не­ния. Гос­поди, помилуй.

    Ответить »
  • Андрей, 08.04.2018

    Спа­сибо

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки