Кинония

Кино́ния — (от греч. κοινωνία (кино­ниа) — сооб­ще­ство; общ­ность; соуча­стие, сопри­част­ность, связь, общее дело; пожерт­во­ва­ние, сбор средств с целью помощи (в том числе денеж­ный сбор)) — бого­слов­ский термин, ука­зы­ва­ю­щий на тес­ней­шую общ­ность и/или обще­ние веру­ю­щих с Богом, анге­лами и друг с другом; в особом смысле упо­треб­ля­ется при обо­зна­че­нии евха­ри­сти­че­ского един­ства.

***

Чем Церковь, как общность (кинониа), отличается от любых других (земных) общностей?

Как и любые общ­но­сти, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие нали­чие опре­де­лен­ного внут­рен­него един­ства, Цер­ковь также харак­те­ри­зу­ется един­ством всех её членов. Однако в отли­чие любых других земных обра­зо­ва­ний Цер­ковь — един­ствен­ное, чьё един­ство упо­доб­лено тому выс­шему, абсо­лют­ному един­ству, кото­рое усмат­ри­ва­ется между Лицами Пре­свя­той Троицы: Отцом и Сыном и Святым Духом (Ин. 17:20–21).

Един­ство членов Церкви обна­ру­жи­ва­ется не только на есте­ствен­ном, но и на сверхъ­есте­ствен­ном уровне. В этом отно­ше­нии Цер­ковь пред­став­ляет собой не просто Собра­ние веру­ю­щих, а единый бого-чело­ве­че­ский орга­низм, Тело Хри­стово: «так мы, многие, состав­ляем одно тело во Христе, а порознь один для дру­гого члены» (Рим. 12:5).

Под­черк­нем, что такого рода един­ство суще­ствует лишь в Истин­ной — Пра­во­слав­ной Церкви, осно­ван­ной Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом (Мф. 16:18). Его (такого един­ства) не найти в про­те­стант­ских общи­нах, осно­ван­ных людьми — пер­во­на­чаль­ными лиде­рами и учи­те­лями этих общин. Пола­гаем, что в отно­ше­нии именно таких учи­те­лей осо­бенно акту­ально предо­сте­ре­же­ние: «А вы не назы­вай­тесь учи­те­лями, ибо один у вас учи­тель — Хри­стос» (Мф. 23:8) (см.: подроб­нее: Нужен ли пра­во­слав­ному эку­ме­низм?).

Общ­ность, един­ство Церкви про­яв­ля­ется, в част­но­сти, в сле­ду­ю­щем:

  • Цер­ковь имеет Еди­ного, Пас­тыря, еди­ного Главу — Гос­пода Иисуса Христа (Ин. 10:16);
  • Цер­ковь постро­ена на едином апо­столь­ском осно­ва­нии;
  • Цер­ковь имеет единое веро­уче­ние, зафик­си­ро­ван­ное в Свя­щен­ном Пре­да­нии (2Фес. 2:15);
  • по отно­ше­нию к фун­да­мен­таль­ным вопро­сам веры все истинно веру­ю­щие имеют между собой совер­шен­ное еди­но­мыс­лие (Рим.15:5–6);
  • все члены Церкви объ­еди­нены общей целью (выра­жа­е­мой в бла­го­дат­ном еди­не­нии с Богом и ближ­ними, духовно-нрав­ствен­ном пре­об­ра­же­нии, стя­жа­нии вечной бла­жен­ной жизни);
  • Цер­ковь имеет единые Таин­ства (среди всех Таинств осо­бенно выде­ля­ется Евха­ри­стия; един­ство веру­ю­щих нередко обо­зна­ча­ется в бого­сло­вии как евха­ри­сти­че­ское един­ство: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все при­ча­ща­емся от одного хлеба» (1Кор. 10:17));
  • Цер­ковь освя­ща­ется единой (объ­еди­ня­ю­щей всех членов Церкви) Боже­ствен­ной бла­го­да­тью;
  • Цер­ковь имеет единые, общие для всех свя­тыни;
  • Мно­же­ствен­ность Помест­ных Церк­вей не нару­шает внут­рен­него един­ства между чле­нами Единой Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки