Кумранские рукописи

***

Кумра́нские ру́кописи — сово­куп­ность древ­них рели­ги­оз­ных ману­скрип­тов, обна­ру­жен­ных в районе Кумрана, состав­лен­ных в конце Вет­хого и начале Нового Заве­тов (по неко­то­рым осно­ва­ниям, это время дати­ру­ется пери­о­дом: III в. до н. э. — 68 г. н. э.).

***

С чего начинается история открытия и обнародования Кумранских рукописей?

В 1947 году два беду­ина, Омар и Мухам­мед Эд-Диб, пасшие скот в Иудей­ской пустыне, неда­леко от Мерт­вого моря, в районе Вади Кумран, наткну­лись на пещеру, внутри кото­рой, к своему удив­ле­нию, обна­ру­жили древ­ние свитки из кожи, обер­ну­тые льня­ной тканью. По объ­яс­не­нию самих беду­и­нов, они вышли на эту пещеру совер­шенно слу­чайно, зани­ма­ясь поис­ками про­пав­шей козы; по другой версии, кажу­щейся не менее прав­до­по­доб­ной, они целе­на­прав­ленно выис­ки­вали пред­меты ста­рины.

Не сумев оце­нить най­ден­ные руко­писи по досто­ин­ству, беду­ины попро­бо­вали было наре­зать из них кожа­ные ремни для сан­да­лий, и лишь непроч­ность изъ­еден­ного вре­ме­нем мате­ри­ала убе­дила их отка­заться от этой затеи и искать для находки более под­хо­дя­щего при­ме­не­ния. В резуль­тате, руко­писи были пред­ло­жены анти­квару, а затем сде­ла­лись досто­я­нием учёных.

По мере изу­че­ния руко­пи­сей стала понятна их под­лин­ная исто­ри­че­ская цен­ность. Вскоре на месте обна­ру­же­ния первых свит­ков появи­лись про­фес­си­о­наль­ные архео­логи. В рамках систе­ма­ти­че­ских рас­ко­пок 1951–56 гг., про­во­див­шихся в Иудей­ской пустыне, было обна­ру­жено мно­же­ство пись­мен­ных памят­ни­ков. Все они вкупе полу­чили наиме­но­ва­ние «руко­писи Мерт­вого моря», по месту обна­ру­же­ния. Иногда эти памят­ники условно клас­си­фи­ци­ру­ются, как Кумран­ские, но часто так обо­зна­ча­ются только те из них, кото­рые были най­дены непо­сред­ственно в районе Кумрана.

Что собой представляют Кумранские рукописи?

Среди Кумран­ских нахо­док было выяв­лено несколько хорошо сохра­нив­шихся свит­ков. Глав­ным же обра­зом находки явили собой массу раз­роз­нен­ных, иногда кро­хот­ных фраг­мен­тов, число кото­рых достигло при­мерно 25 000. Путем долгой и кро­пот­ли­вой работы ряд обрыв­ков уда­лось иден­ти­фи­ци­ро­вать по содер­жа­нию и объ­еди­нить в более или менее цель­ные тексты.

Как пока­зы­вает анализ, подав­ля­ю­щая часть тек­стов состав­лена на ара­мей­ском и древ­не­ев­рей­ском языках, и лишь незна­чи­тель­ная — на гре­че­ском. Среди памят­ни­ков были обна­ру­жены писа­ния биб­лей­ского, апо­кри­фи­че­ского и част­ного рели­ги­оз­ного содер­жа­ния.

Вообще же руко­писи Мерт­вого моря охва­ты­вают почти все Книги Вет­хого Завета, за редким исклю­че­нием. Инте­ресно отме­тить, что, напри­мер, Книга про­рока Исаии сохра­ни­лась прак­ти­че­ски в полном объеме, причём срав­не­ние древ­него текста этой Книги с совре­мен­ными спис­ками сви­де­тель­ствует об их вза­им­ном соот­вет­ствии.

По одной из теорий, руко­писи Кумрана изна­чально при­над­ле­жали оби­тав­шей в той мест­но­сти общине ессев — секте, извест­ной по антич­ным источ­ни­кам. Это была изо­ли­ро­ван­ная секта, в рамках кото­рой прак­ти­ко­ва­лось соблю­де­ние закона и стро­гий (вет­хо­за­вет­ный) аске­тизм. В пользу упо­мя­ну­того пред­по­ло­же­ния, помимо про­чего, скло­няют выводы из иссле­до­ва­ния и свое­об­раз­ной науч­ной интер­пре­та­ция най­ден­ных там древ­них раз­ва­лин. Пола­гают, что ессеи могли оби­тать в данной мест­но­сти вплоть до захвата её рим­скими вои­нами в 68 году.

Между тем суще­ствует и другая точка зрения, согласно кото­рой, по край­ней мере часть най­ден­ных доку­мен­тов имеют не сек­тант­ское, а иудей­ское про­ис­хож­де­ние.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки