прот. Дионисий Свечников, Наталья Ярасова
Лень в биологии, психологии и как греховная страсть

Про­то­и­е­рей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков,
руко­во­ди­тель моло­деж­ного отдела
Бакин­ско-Азер­бай­джан­ской епар­хии, и
Ната­лья Яра­сова, пси­хо­лог-кон­суль­тант
Мис­си­о­нер­ского отдела Туль­ской епар­хии.

Слово «лень» про­ис­хо­дит от латин­ского «lenus», что озна­чает – «мед­ли­тель­ный, вялый, мало­по­движ­ный».  

В общем виде лень и леность – это неспо­соб­ность или неже­ла­ние про­яв­лять актив­ность в каком-либо деле, без­дей­ствие, отказ от пре­одо­ле­ния труд­но­стей и непро­яв­ле­ние воли и упор­ства в дости­же­нии цели. 

  • Лень в био­ло­гии
  • Лень в пси­хо­ло­гии
  • Лень как гре­хов­ная страсть

Лень в био­ло­гии

Телес­ная часть чело­ве­че­ской сущ­но­сти под­чи­ня­ется био­ло­ги­че­ским зако­нам. У чело­века как у созда­ния, обла­да­ю­щего плотью, есть инстинкты. И одним из таких инстинк­тов, общим для раз­лич­ных живых существ, явля­ется стрем­ле­ние эко­но­мить энер­гию при удо­вле­тво­ре­нии своих потреб­но­стей, стрем­ле­ние полу­чить резуль­тат с мини­маль­ными уси­ли­ями.

Пове­де­ние, при кото­ром чело­век избе­гает излиш­ней, неце­ле­со­об­раз­ной актив­но­сти, бес­по­лез­ного труда и при этом удо­вле­тво­ряет свои потреб­но­сти, имеет адап­тив­ное зна­че­ние.

Эко­но­мия энер­гии будет разум­ной, целе­со­об­раз­ной, адап­тив­ной только в том случае, если затра­чен­ные усилия не только ока­зы­ва­ются доста­точ­ными для дости­же­ния цели, но и не ока­зы­ва­ются чрез­мер­ными, как гово­рится,  когда стре­ляют из пушки по воро­бьям.

Еще Ари­сто­тель в «Евде­мо­вой этике» соста­вил список чело­ве­че­ских качеств, отме­чая вред любого край­него про­яв­ле­ния – недо­статка или излишка – каж­дого из них. Напри­мер, недо­ста­ток скром­но­сти – это бес­стыд­ство, избы­ток скром­но­сти – застен­чи­вость. Недо­ста­ток муже­ства – робость или тру­сость, избы­ток – без­рас­суд­ство. Можно по ана­ло­гии рас­смат­ри­вать депрес­сию как край­нюю сте­пень грусти, гнев как избы­ток недо­воль­ства и т.д.

С этой точки зрения здо­ро­вым про­яв­ле­нием прин­ципа сохра­не­ния энер­гии в пове­де­нии чело­века явля­ется тру­до­лю­бие в соче­та­нии с уме­нием отды­хать при необ­хо­ди­мо­сти.

Избы­ток тру­до­лю­бия, чрез­мер­ное, навяз­чи­вое, некон­тро­ли­ру­е­мое стрем­ле­ние тру­диться назы­ва­ется тру­до­го­лиз­мом и явля­ется пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­стью (рас­строй­ством соци­аль­ной адап­та­ции). 

Недо­ста­ток тру­до­лю­бия, лень – это, напро­тив, слиш­ком силь­ное стрем­ле­ние избе­гать усилий, чрез­мер­ное, болез­нен­ное сле­до­ва­ние прин­ципу эко­но­мии энер­гии.

Нередко гово­рят, что лень – дви­га­тель про­гресса. Но про­грессу спо­соб­ствует не лень, а сам прин­цип сохра­не­ния энер­гии. Неже­ла­ние совер­шать лишние дей­ствия пра­виль­нее назы­вать раци­о­наль­но­стью, а не ленью. Откры­тия, совер­шен­ные якобы лени­выми людьми, в основе своей имели стрем­ле­ние опти­ми­зи­ро­вать соот­но­ше­ние затра­чен­ных усилий и полу­чен­ных резуль­та­тов. То есть стрем­ле­ние избе­жать избы­точ­ных, ненуж­ных усилий. Лень же – это стрем­ле­ние избе­гать любых усилий, вообще неже­ла­ние дей­ство­вать.

То есть непра­вильно назы­вать ленью любое стрем­ле­ние сбе­ре­гать энер­гию. О лени гово­рят, когда под­ра­зу­ме­вают нега­тив­ную форму пове­де­ния, свя­зан­ную с без­де­льем. Отча­сти склон­ность лениться можно объ­яс­нить физио­ло­гией, напри­мер, недо­стат­ком поощ­ря­ю­щего актив­ность «гор­мона радо­сти» – дофа­мина.

Однако стоит пом­нить вечный вопрос: «Что было раньше – курица или яйцо?»

Велик соблазн оправ­дать лень био­ло­ги­че­скими при­чи­нами, спи­сать всё на осо­бен­но­сти функ­ци­о­ни­ро­ва­ния орга­низма. Однако моз­го­вые про­цессы, сопро­вож­да­ю­щие лень, во многом вто­ричны, то есть, наобо­рот, – пове­де­ние чело­века влияет на гор­мо­наль­ный фон и работу нерв­ной системы.

Иссле­до­ва­ния пока­зали, что дофа­мин как гормон, опре­де­ля­ю­щий моти­ва­цию, выра­ба­ты­ва­ется при раз­мыш­ле­ниях о воз­мож­но­сти полу­че­ния удо­воль­ствия от работы, то есть именно в резуль­тате пред­вку­ше­ния награды. Более того, его коли­че­ство уве­ли­чи­ва­ется даже при вос­по­ми­на­ниях о при­ят­ном. То есть выра­ботке дофа­мина спо­соб­ствует пози­тив­ный, по субъ­ек­тив­ному мнению чело­века, опыт. Это могут быть не только реаль­ные при­ят­ные ощу­ще­ния – вкус­ная еда, физи­че­ское удо­воль­ствие, дости­же­ние постав­лен­ных целей, но и мысли об этих при­ят­ных ощу­ще­ниях.

Таким обра­зом, очень боль­шую роль при фор­ми­ро­ва­нии моти­ва­ции играют мыс­лен­ные уста­новки чело­века, его пред­став­ле­ния о нуж­но­сти и важ­но­сти дея­тель­но­сти. Если чело­век нена­ви­дит пред­сто­я­щую работу, полон нега­тива по отно­ше­нию к той или иной дея­тель­но­сти, то он словно сам бло­ки­рует выра­ботку дофа­мина, лишая себя воз­мож­но­сти полу­чить удо­воль­ствие от труда. И конечно, тогда при малей­шей воз­мож­но­сти он будет лениться.

Влияют на выра­ботку «гор­мона радо­сти» и разум­ное выстра­и­ва­ние соб­ствен­ной дея­тель­но­сти, и оценка резуль­та­тов труда. При­чи­ной лени, как само­за­щиты от избы­точ­ной нагрузки или же от бес­смыс­лен­ной работы, могут стать чрез­мер­ная выра­ботка дофа­мина из-за слиш­ком боль­шого коли­че­ства дел или же паде­ние уровня дофа­мина при отсут­ствии ожи­да­е­мого поощ­ре­ния.

А значит, баланс труда и отдыха, раци­о­наль­ное отно­ше­ние к тру­до­вым зада­чам и кор­рек­ция соб­ствен­ных ожи­да­ний от работы спо­собны поло­жи­тельно воз­дей­ство­вать на дофа­ми­но­вую систему поощ­ре­ния дея­тель­но­сти.

Влияют на коли­че­ство дофа­мина режим дня и пита­ния (обес­пе­чи­ва­ю­щие доста­точ­ное коли­че­ство ами­но­кис­лот для про­из­вод­ства дофа­мина и рецеп­то­ров для его ощу­ще­ния), нали­чие или отсут­ствие вред­ных при­вы­чек, искус­ственно сти­му­ли­ру­ю­щих выра­ботку дофа­мина и в резуль­тате раз­ру­ша­ю­щих всю дофа­ми­но­вую систему, – то есть вполне управ­ля­е­мые чело­ве­ком сто­роны его жизни.

Поэтому пра­во­мерно гово­рить о том, что лень имеет био­ло­ги­че­скую основу, явля­ясь гипер­тро­фи­ро­ван­ным инстинк­том сбе­ре­же­ния энер­гии. Однако при­чины лено­сти в боль­шин­стве слу­чаев кро­ются в пси­хо­ло­гии чело­века.

Таким обра­зом, лень из функ­ции физио­ло­ги­че­ской ста­но­вится пси­хо­ло­ги­че­ской. Ради сбе­ре­же­ния энер­гии в насто­я­щий момент у чело­века появ­ля­ется манера откла­ды­вать дела на потом, даже на неопре­де­лен­ный срок (про­кра­сти­ни­ро­вать), он при­вы­кает к имиджу без­от­вет­ствен­ного. То есть лень ста­но­вится при­выч­кой – вред­ной при­выч­кой – чело­века.

Лень в пси­хо­ло­гии

Если лень явля­ется сиг­на­лом об уста­ло­сти, то есть крат­ко­вре­менна и целе­со­об­разна, а после отдыха она «отклю­ча­ется» и чело­век полон сил, жаждет сози­да­тель­ной актив­но­сти, то такая лень счи­та­ется нор­маль­ным явле­нием пси­хи­че­ской жизни.

Леность же (склон­ность к лени как стиль жизни) озна­чает, что с чело­ве­ком что-то не в порядке.

Если у чело­века про­ис­хо­дит сбой в системе «потреб­ность – мотив – дей­ствие», если био­ло­ги­че­ски обу­слов­лен­ное стрем­ле­ние идти по пути наи­мень­шего сопро­тив­ле­ния ста­но­вится настолько гло­баль­ным, что чело­век уже не делает даже необ­хо­ди­мого, то такое пове­де­ние нега­тивно ска­зы­ва­ется на каче­стве жизни чело­века. И тогда его лень (леность, лени­вость) рас­смат­ри­ва­ется как пси­хо­ло­ги­че­ское рас­строй­ство моти­ва­ци­он­ной сферы.

Лень — это особое пси­хи­че­ское состо­я­ние, кото­рое может про­яв­ляться как:

  1. Отсут­ствие жела­ния делать что-либо, тре­бу­ю­щее воле­вого усилия. Неохота рабо­тать, отвра­ще­ние от труда, от дела, заня­тий.
  2. Отсут­ствие моти­ва­ции, инте­реса или жела­ния. Ощу­ще­ние внут­рен­него сопро­тив­ле­ния при попытке заста­вить себя сде­лать что-либо. Ощу­ще­ние скуки, бес­смыс­лен­но­сти.
  3. Состо­я­ние вяло­сти, сон­ли­во­сти, физи­че­ская и пси­хо­ло­ги­че­ская инер­ция, мало­по­движ­ность, без­де­я­тель­ность, апатия.
  4. Отсут­ствие или недо­ста­ток тру­до­лю­бия. Стрем­ле­ние чело­века отка­заться от пре­одо­ле­ния труд­но­стей. Очень низкий уро­вень потреб­но­сти в дости­же­нии.
  5. Наклон­ность к празд­но­сти, туне­яд­ству, без­де­лью. Пред­по­чте­ние сво­бод­ного вре­мени тру­до­вой дея­тель­но­сти. Может сов­ме­щаться со скукой, фан­та­зией. И глав­ное — пере­жи­ва­ние удо­воль­ствия от без­де­лья.

Стоит отли­чать лень от болез­нен­ной асте­нии, вызы­ва­ю­щей бес­си­лие и неже­ла­ние что-то делать. Иногда «вроде бы лень» явля­ется сиг­на­лом о нали­чии пси­хи­че­ского или сома­ти­че­ского забо­ле­ва­ния. Состо­я­ние вяло­сти, апатии, сон­ли­вость могут быть не «парт­не­рами» лени, а симп­то­мами раз­лич­ных болез­ней – от нехватки вита­ми­нов до нару­ше­ния обмена веществ и депрес­сии. Спра­виться с асте­нией можно в ходе общего лече­ния орга­низма. Такое состо­я­ние будет непра­вильно назы­вать ленью, оно обу­слов­лено физио­ло­гией и мало под­да­ется созна­тель­ному кон­тролю, в то время как лень — пре­иму­ще­ственно пси­хо­ло­ги­че­ское явле­ние.

Еще раз стоит напом­нить, что очень важно отли­чать леность от потреб­но­сти в отдыхе при силь­ной уста­ло­сти, когда лень лишь сигнал о необ­хо­ди­мо­сти вос­ста­нов­ле­ния энер­гии. Изне­мо­же­ние и упадок сил не всегда оче­видны. Порой кажется, что прямо сейчас не было оче­вид­ного повода устать, и значит, здесь и сейчас просто лень. Но при этом у чело­века мно­го­лет­няя уста­лость, ему просто необ­хо­димо оста­но­виться и взять паузу, чтобы вер­нуть свою пси­хи­че­скую целост­ность и обре­сти жиз­нен­ные силы.

В то же время нельзя увле­каться обос­но­ва­нием лени уста­ло­стью и болез­нями, оправ­ды­вая свою леность необ­хо­ди­мо­стью отдыха, так как чело­веку свой­ственно пере­оце­ни­вать тяжесть своих про­блем, жалеть себя. Для того чтобы понять, явля­ется лень реак­цией на стресс или это всё же при­вычка, сла­бо­воль­ное или эго­и­стич­ное под­чи­не­ние соблазну поле­ниться, нужны рас­су­доч­ность и трез­вая оценка ситу­а­ции и своего состо­я­ния. Порой не обой­тись без помощи врача, пси­хо­лога, свя­щен­ника.

Насто­я­щая леность часто свя­зана с нес­фор­ми­ро­ван­но­стью при­вычки к дис­ци­плине и труду – такая лень явля­ется как раз вред­ной при­выч­кой. Эта леность обычно «родом из дет­ства» и явля­ется стилем жизни чело­века.

В то же время лень может быть след­ствием и при­зна­ком лич­ност­ных про­блем: от неуве­рен­но­сти в себе до син­дрома «не своей жизни». Но и в этом случае, если чело­век ленится посто­янно, лень, леность явля­ется уже его при­выч­кой, каче­ством, чертой харак­тера.

А леность как лич­ност­ное каче­ство – сово­куп­ность потреб­но­стей, убеж­де­ний, пове­ден­че­ских моти­вов – может быть еще и харак­те­ри­сти­кой морально-нрав­ствен­ного облика чело­века.

Нередко люди испы­ты­вают вину за свою лень. В стрем­ле­нии пре­одо­леть соб­ствен­ную инерт­ность они могут нера­зумно рас­пре­де­лять свои силы и заго­нять себя в состо­я­ние исто­ще­ния. Но если одни лени­вые люди чув­ствуют себя вино­ва­тыми, другие полу­чают удо­воль­ствие от без­дей­ствия и нахо­дят оправ­да­ния своей лени.

При­чины и маски лени

Леность как нега­тив­ная при­вычка обычно кор­нями уходит в дет­ство, ее при­чи­нами явля­ются ошибки в вос­пи­та­нии.

В первую оче­редь, это нера­зум­ная любовь роди­те­лей – изне­жи­ва­ние ребенка, назой­ли­вая опека, обе­ре­га­ние его от усилий и уста­ло­сти. Однако лень может быть и ответ­ной реак­цией на грубые тре­бо­ва­ния роди­те­лей: чело­век с дет­ства сопро­тив­ля­ется работе, если выпол­ня­е­мое зада­ние не под­креп­ля­ется поло­жи­тель­ными эмо­ци­ями, вызы­вая лишь тяже­лые чув­ства. В то же время лень может быть уна­сле­до­ван­ной при­выч­кой в семье, где нор­маль­ным явля­ется рав­но­душ­ное или отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к труду. В резуль­тате некон­струк­тив­ного вос­пи­та­ния у чело­века изна­чально фор­ми­ру­ются недис­ци­пли­ни­ро­ван­ность и неор­га­ни­зо­ван­ность.

Но лень может появиться и у взрос­лого, ранее тру­до­лю­би­вого чело­века реак­цией на то, как скла­ды­ва­ется его жизнь.

Леность может быть свя­зана с жела­нием избе­жать неудобств, в том числе – с жела­нием избе­жать непри­ят­ной или скуч­ной работы, даже самой уста­ло­сти. Это – лень ради сохра­не­ния ком­форта. В то же время лень может быть след­ствием ощу­ще­ния без­на­деж­но­сти и обиды на людей, на мир, на жизнь в целом. Такая лень вполне может пере­ра­сти в депрес­сию.

Про­яв­ляться лень может не только как оче­вид­ное неже­ла­ние дей­ство­вать, но и как сдви­га­ние дел на потом. Такое явле­ние как про­кра­сти­на­ция – склон­ность откла­ды­вать на потом даже важные дела – вызы­вает мно­же­ство житей­ских про­блем и пере­жи­ва­ний.

Без­условно, у лени порой есть реаль­ные пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские пред­по­сылки: повы­шен­ная утом­ля­е­мость после болез­ней; исто­ще­ние орга­низма из-за пере­гру­зок; недо­ста­ток сил, асте­ния из-за гор­мо­наль­ных рас­стройств или других забо­ле­ва­ний; дли­тель­ный стресс. Но даже если изна­чально лень свя­зана с какими-то болез­нями и необ­хо­ди­мо­стью удер­жи­вать себя от пере­гру­зок, то при выздо­ров­ле­нии лень иногда оста­ется с чело­ве­ком.

Полу­ча­ется, что лень – хитрая при­вычка, она коварно пря­чется от созна­ния чело­века под раз­ными мас­ками, при­тво­ря­ясь то болез­нью, то уста­ло­стью, то чем-то еще.

Доктор био­ло­ги­че­ских наук Дмит­рий Жуков опи­сы­вает два вида масок лени:

1) лож­но­по­ло­жи­тель­ные – пове­де­ние, кото­рое часто при­ни­мают за лень, но ленью оно не явля­ется, так как имеет совсем другие био­ло­ги­че­ские меха­низмы;

2) лож­но­от­ри­ца­тель­ные – формы пове­де­ния, за кото­рыми трудно узнать лень, но кото­рые при этом осно­ваны как раз на потреб­но­сти мини­ми­зи­ро­вать расход энер­гии.

Напри­мер, за лень часто при­ни­мают отсут­ствие инте­реса к какой-либо работе (моти­ва­ци­он­ная маска) или же пове­де­ние, при кото­ром чело­век не делает что-то, что кажется важным другим людям. При этом такой чело­век либо зани­ма­ется вещами, не суля­щими ника­кой прак­ти­че­ской пользы (праг­ма­ти­че­ская маска лени), либо его актив­ность мало­за­метна посто­рон­нему наблю­да­телю (пси­хо­ло­ги­че­ский тип). Если смысл дея­тель­но­сти чело­века непо­ня­тен другим людям, его вполне могут счесть лени­вым, несмотря на высо­кую про­дук­тив­ность его «непо­нят­ной» работы.

А бывает наобо­рот – чело­век про­из­во­дит впе­чат­ле­ние актив­ного, обра­зо­ван­ного, ини­ци­а­тив­ного. Однако в основе его пове­де­ния лежит самая насто­я­щая лень. Напри­мер, сте­рео­ти­пия (интел­лек­ту­аль­ная лень) свя­зана с тем, что чело­веку не хочется тра­тить силы на пре­одо­ле­ние своего сте­рео­тип­ного мыш­ле­ния. Сте­рео­типы явля­ются резуль­та­том жиз­нен­ного и про­фес­си­о­наль­ного опыта, они явля­ются очень важ­ными осно­вами миро­воз­зре­ния. Чело­век со сфор­ми­ро­ван­ными сте­рео­ти­пами может быть даже энцик­ло­пе­ди­че­ски обра­зо­ван­ным, но… при этом неспо­соб­ным сомне­ваться в своих зна­ниях. Это свя­зано с тем, что пре­одо­ле­ние сте­рео­ти­пов или же готов­ность при­нять мно­же­ствен­ность отве­тов на вопрос вместо одного чет­кого ответа тре­буют боль­ших внут­рен­них усилий. И если чело­веку лень тра­тить энер­гию на изу­че­ние других взгля­дов на пред­мет, если ему доста­точно одно­знач­ных отве­тов на вопросы, то он ста­но­вится залож­ни­ком своих сте­рео­ти­пов и кате­го­рич­ного мыш­ле­ния. Интел­лек­ту­аль­ная лень фор­ми­рует упря­мый и неуступ­чи­вый харак­тер.

Есть еще псев­до­ин­тел­лек­ту­аль­ная маска лени – когда чело­век утвер­ждает, что хочет быть умным, и он реально хочет много знать, но при этом стре­мится полу­чить уже гото­вые знания, не тра­тить силы на обу­че­ние. Напри­мер, сту­денты счи­тают многие пред­меты в вузах «бес­по­лез­ными», ленятся изу­чать их, не пони­мая, что цель обра­зо­ва­ния – не полу­че­ние кон­крет­ных знаний, а раз­ви­тие ума.

Весьма рас­про­стра­нена сейчас маска лени, похо­жая на дет­ский син­дром гипе­р­ак­тив­но­сти и дефи­цита вни­ма­ния, свя­зан­ный с неспо­соб­но­стью кон­тро­ли­ро­вать своё пове­де­ние, кон­цен­три­ро­ваться, долго удер­жи­вать вни­ма­ние на чем-то. Но если у детей этот син­дром вызван осо­бен­но­стями работы мозга, то у взрос­лых в основе неспо­соб­но­сти кон­цен­три­ро­вать вни­ма­ние лежит самая насто­я­щая лень. Сосре­до­то­че­ние, осо­бенно дли­тель­ное, тре­бует боль­шого рас­хода энер­гии, а людям лень тра­тить силы на кон­цен­тра­цию вни­ма­ния. Именно эта лень лежит в основе совре­мен­ной про­блемы кли­по­вого вос­при­я­тия, кли­по­вого мыш­ле­ния.

Люди с опре­де­лен­ными лич­ност­ными свой­ствами в боль­шей сте­пени под­вер­жены риску стать лени­выми, пред­став­ляя собой «группу риска».

Во-первых, это пер­фек­ци­о­ни­сты, то есть те, кто стре­мится дово­дить всё до совер­шен­ства. Такие люди попа­дают в ловушку мыс­лен­ной уста­новки «надо сде­лать всё иде­ально (лучше всех) – или не делать вообще». Изна­чально осо­зна­вая, что сде­лать что-то иде­ально не полу­чится, пер­фек­ци­о­нист либо оття­ги­вает начало работы, либо просто-напро­сто отка­зы­ва­ется от дела вообще.

Во-вторых, лень может одо­леть чело­века с низкой само­оцен­кой, неуве­рен­ного в себе. Уста­новка «я не справ­люсь с этой рабо­той» при­во­дит к отсрочке или же вообще невы­пол­не­нию дела. При этом чело­век обычно выби­рает между двумя вооб­ра­жа­е­мыми резуль­та­тами «сде­лать и опо­зо­риться» и «не делать, чтобы не позо­риться».  Разу­ме­ется, он выби­рает второй вари­ант. Здесь стрем­ле­ние к дости­же­ниям напрочь пере­чер­ки­ва­ется жела­нием избе­жать неудачи, про­ис­хо­дит подав­ле­ние побуж­де­ния дей­ство­вать, и чело­век пред­по­чи­тает без­дей­ство­вать.

Оба эти типа людей могут про­яв­лять свой страх не достичь успеха (идеала) и опо­зо­риться затя­ги­ва­нием дел, отка­зом от дея­тель­но­сти, а иногда – без­воль­ным без­де­льем как обра­зом жизни.

Без­условно, если чело­век из-за внут­рен­них стра­хов избе­гает делать лишь какие-то кон­крет­ные дела, это не делает его одно­значно лени­вым. Может про­ис­хо­дить просто пере­рас­пре­де­ле­ние тру­до­вых задач. Чело­век при этом будет отка­зы­ваться от каких-то видов работы, но оста­нется весьма тру­до­лю­би­вым в тех обла­стях, где он уверен в себе.

Нужно отли­чать избе­га­ние слож­ных дел из страха неудачи и т.п. от нор­маль­ного тру­до­вого выбора чело­века. Есте­ствен­ное тру­до­лю­бие соче­та­ется с выбо­ром работы, соот­вет­ству­ю­щей боль­шей или мень­шей пред­рас­по­ло­жен­но­сти чело­века к каким-то делам, его спо­соб­но­стям, оно осно­вано на взве­ши­ва­нии реаль­ной необ­хо­ди­мо­сти и жела­ния тру­диться в опре­де­лен­ных обла­стях.

Однако если про­ис­хо­дит избе­га­ние именно слож­ных дел, причем, оно явля­ется не еди­нич­ным слу­чаем, а про­ис­хо­дит систе­ма­тично, то чело­век посте­пенно отка­зы­ва­ется вообще от пре­одо­ле­ния труд­но­стей, в том числе от пре­одо­ле­ния соб­ствен­ного внут­рен­него сопро­тив­ле­ния. Этот про­цесс словно захва­ты­вает всю пси­хику чело­века. Чув­ство непол­но­цен­но­сти из-за того, что работа кажется непо­силь­ной, посто­ян­ное избе­га­ние напря­же­ния, осо­зна­ние и ощу­ще­ние соб­ствен­ной неспо­соб­но­сти к воле­вым уси­лиям исто­щают душев­ные силы. И обес­си­лен­ному чело­веку ста­но­вится трудно делать даже то, что раньше было ему вполне по силам. Работа начи­нает его слиш­ком сильно утом­лять, и он стре­мится рабо­тать всё меньше или рабо­тает менее про­дук­тивно. А тру­до­лю­бию нужна посто­ян­ная прак­тика. Если же ее нет, лень ста­но­вится при­выч­ным пове­де­нием.

Для того чтобы пони­мать, как бороться с ленью, нужно пони­мать, что при­во­дит к этому состо­я­нию, помимо не при­ви­той с дет­ства само­дис­ци­плины и орга­ни­зо­ван­но­сти.

Склон­ность к лени может быть резуль­та­том сле­ду­ю­щих причин:

Инфор­ма­ци­он­ная пере­грузка 

Если на чело­века обру­ши­ва­ется слиш­ком боль­шое коли­че­ство инфор­ма­ции, осо­бенно в корот­кий срок, то он не успе­вает ее вос­при­ни­мать и пере­ра­ба­ты­вать. И тогда у него словно сра­ба­ты­вает внут­рен­ний предо­хра­ни­тель, застав­ляя его оста­но­виться. При этом чело­век начи­нает неосо­знанно лениться.

При­нуж­де­ние и несо­от­вет­ствие дея­тель­но­сти инте­ре­сам самого чело­века

Если дело навя­зано чело­веку, если его застав­ляют что-то делать, или же вынуж­дают его делать что-то не в то время, когда он сам пла­ни­ро­вал это сде­лать, он будет внут­ренне сопро­тив­ляться даже тому, что ему было бы инте­ресно при само­сто­я­тель­ном выборе труда и вре­мени работы.

То же самое про­ис­хо­дит, если чело­век зани­ма­ется чем-то, что ему не по душе. Так про­ис­хо­дит, напри­мер, при выборе про­фес­сии не по склон­но­сти, а по ука­за­ниям роди­те­лей. В таком случае чело­век часто инер­тен, ленив в отно­ше­нии вроде бы своего, но по сути – не своего дела.

Иногда из-за лич­ност­ных про­блем чело­век не нахо­дит, чем хочет зани­маться, и делает, что при­хо­дится, будучи лени­вым в труде.

И это харак­терно для любых ситу­а­ций, свя­зан­ных с бло­ки­ро­ва­нием про­цесса реа­ли­за­ции лич­но­сти и «син­дро­мом не своей жизни», при кото­ром суще­ствует ста­биль­ный повсе­днев­ный кон­фликт между «хочу» и «надо».

Недо­ста­ток поощ­ре­ния и «упав­шая» моти­ва­ция

Если чело­век не полу­чает поощ­ре­ния за свои труды (зар­плата, бла­го­дар­ность, осо­зна­ние цен­но­сти сде­лан­ного, удо­вле­тво­ре­ние от завер­ше­ния дела, осо­зна­ние важ­но­сти, смысла своего труда и т.п.), то у него падает жела­ние что-то делать. Еще хуже – когда его посто­янно кри­ти­куют и обес­це­ни­вают его заслуги, тем более – нака­зы­вают.

Одно­об­ра­зие жизни (моно­то­ния) или же, наобо­рот, кру­го­верть собы­тий (поли­то­ния)

Инте­ресно, что и давя­щая рутина, и пере­на­сы­щен­ность созна­ния яркими впе­чат­ле­ни­ями при­во­дят к одному и тому же резуль­тату: сни­же­нию рабо­то­спо­соб­но­сти, апатии, скуке. Нередко чело­век убе­гает от неспо­соб­но­сти спра­виться с обы­ден­но­стью или со стрес­сом в мир книг, ком­пью­тер­ных игр, сери­а­лов (в мир, кото­рый он может кон­тро­ли­ро­вать) или просто без­де­лья. А в отно­ше­нии полез­ных дел он банально ленится.

Ложные убеж­де­ния 

Лень может стать след­ствием иллю­зий, сте­рео­ти­пов по типу «народ­ной муд­ро­сти» или же роди­тель­ских уста­но­вок.

Напри­мер: «ты ничего не добьешься» (зачем тогда что-то делать?); «от нас ничего не зави­сит», «от судьбы не убе­жишь», «всё само собой решится» и т.п.

Недо­ста­ток умения ста­вить цели и пла­ни­ро­вать дея­тель­ность

Неже­ла­ние тру­диться может быть реак­цией уста­ло­сти в резуль­тате пере­груза по при­чине негра­мот­ного пла­ни­ро­ва­ния дел. Дела­ю­щий слиш­ком много дел чело­век, не спо­соб­ный пере­рас­пре­де­лять свои силы, не зна­ю­щий, за что схва­титься, вечно спе­ша­щий и при этом опаз­ды­ва­ю­щий, ленью неосо­знанно пыта­ется спа­стись от своей измо­тан­но­сти. А если учесть, что такой чело­век неиз­бежно допус­кает много про­ма­хов и ошибок, то и моти­ва­ция к труду у него не слиш­ком высока.

Лень как инфан­тиль­ность

Лень может быть след­ствием него­тов­но­сти и неспо­соб­но­сти чело­века взять на себя ответ­ствен­ность за свою жизнь, то есть резуль­та­том пси­хо­ло­ги­че­ской незре­ло­сти.

Физи­че­ская лень – гипо­ки­не­зия

Отсут­ствие физи­че­ских нагру­зок, мало­по­движ­ный образ жизни (гипо­ди­на­мия, гипо­ки­не­зия) авто­ма­ти­че­ски под­тя­ги­вают за собой и пси­хо­ло­ги­че­скую инерт­ность. Физи­че­ски лени­вый чело­век часто ленив вообще. Гипо­ки­не­зия – состо­я­ние, вообще опас­ное для здо­ро­вья чело­века.

«Син­дром Емели»

Пред­став­ле­ние о том, что можно добиться мно­гого, ничего не делая. Не нужны амби­ции, поста­новка целей, пла­ни­ро­ва­ние, вообще какие-то тело­дви­же­ния. Якобы, не поше­ве­лив паль­цем, можно полу­чить всё, что ты хочешь. Эта пози­ция довольно рас­про­стра­нена среди моло­дого поко­ле­ния, при­учен­ного думать, что им всё должно достаться просто так по праву рож­де­ния (мол, родился – значит, мне должны всё обес­пе­чить). Эта пози­ция под­креп­ля­ется обра­зами «емель» из жизни – тех, кто «хорошо устро­ился», бла­го­даря про­тек­ции родных или удач­ному браку, выиг­рал в лоте­рею и т.п. Также лени­вые «емели» оби­тают рядом с теми, кто за них всё делает (гипе­ро­пе­ка­ю­щие роди­тели, сверх­за­бот­ли­вые супруги и др.).

Ток­сич­ные (нега­тив­ные, раз­ру­ша­ю­щие) эмоции

Гнев, печаль, вина, тоска, обида, горе, зависть, страх, тре­вога часто пря­чутся под видом лени. Эти чув­ства ухуд­шают общее само­чув­ствие чело­века и лишают его жела­ния что-то делать. Пря­таться от своих чувств чело­век может в пустых делах, будучи мало­про­дук­тив­ным и лени­вым в чем-то дей­стви­тельно важном.

Депрес­сия

Это состо­я­ние, свя­зан­ное с нега­тив­ными эмо­ци­ями, стоит выде­лить отдельно из-за высо­ких рисков для здо­ро­вья и жизни. При депрес­сии у чело­века отсут­ствуют эмо­ци­о­наль­ные и физи­че­ские ресурсы порой для жизни вообще, не говоря уж о труде. И ему лень вообще всё. Причем, это такая унылая, отча­ян­ная лень. При­нуж­де­ние к труду вместо про­фес­си­о­наль­ного лече­ния и духов­ной помощи может закон­чится ката­стро­фой для чело­века, стра­да­ю­щего от забо­ле­ва­ния «депрес­сия». Однако важно диф­фе­рен­ци­ро­вать депрес­сию как болезнь от тех состо­я­ний, кото­рые люди сами себе диа­гно­сти­руют как депрес­сию, хотя их уныние имеет другие при­чины.

Внут­рен­ние пси­хи­че­ские про­цессы, свя­зан­ные с про­ра­бот­кой жиз­нен­ного опыта

Осо­зна­ние, струк­ту­ри­ро­ва­ние, при­ня­тие, инте­гра­ция раз­лич­ных внут­рен­них откры­тий и эмоций могут влиять на рабо­то­спо­соб­ность, так как на них тра­тится немало вни­ма­ния и жиз­нен­ных сил. Иногда такие про­цессы начи­на­ются само­про­из­вольно из-за каких-то собы­тий в жизни, нередко они сопро­вож­дают пси­хо­те­ра­пев­ти­че­скую работу. Внут­рен­няя работа при­во­дит к лени в плане житей­ских и рабо­чих дел. Хотя на самом деле пред­став­ляет собой скорее пере­рас­пре­де­ле­ние воле­вых и эмо­ци­о­наль­ных усилий, сме­ще­ние их фокуса из повсе­днев­ной жизни во внут­рен­ний, пси­хи­че­ский мир чело­века. То есть тут пра­виль­нее было бы гово­рить не о лени как тако­вой, а о лож­но­по­ло­жи­тель­ной маске лени (состо­я­нии, при­ни­ма­е­мом за лень, но ленью не явля­ю­щемся).

Такой же маской явля­ется под­рост­ко­вая лень.

В под­рост­ко­вом воз­расте на пере­стройку орга­низма тра­тятся огром­ные силы. Физи­че­ская и пси­хи­че­ская адап­та­ция к новому пери­оду жизни часто исто­щают под­ростка и при­во­дят к тому, что он начи­нает лениться. В этот период ста­вить одно­знач­ный диа­гноз, выно­сить моло­дому чело­веку при­го­вор «лени­вый» не сле­дует. Но очень важно при этом не допу­стить пово­рот к лени как стилю жизни. Взрос­ле­ние, раз­ви­тие орга­ни­зо­ван­но­сти и само­дис­ци­плины тре­бует посто­ян­ного совер­ше­ния воле­вых усилий и пре­одо­ле­ния своего «не хочу».

И одной из самых непро­стых для пре­одо­ле­ния явля­ется интел­лек­ту­аль­ная лень.

Это состо­я­ние, при кото­ром актив­ная интел­лек­ту­аль­ная пози­ция сме­ня­ется пас­сив­ным «скучно, неин­те­ресно». Этот вид лени при­во­дит к тому, что мир кажется одно­об­раз­ным и унылым, теря­ется смысл любой актив­но­сти, иногда и вообще смысл жизни. Один из деви­зов интел­лек­ту­аль­ных ленив­цев «всё тлен». Вос­при­я­тие мира ста­но­вится пас­сив­ным, некри­тич­ным, одно­об­раз­ным, неэмо­ци­о­наль­ным. Чело­веку лень даже просто раз­мыш­лять о чем-то. Причем, интел­лек­ту­аль­ная лень – это состо­я­ние, не свой­ствен­ное детям. Оно фор­ми­ру­ется именно у взрос­лых людей.

Часто это про­ис­хо­дит из-за опре­де­лен­ных усло­вий жизни – если чело­веку инфор­ма­ция предо­став­ля­ется в понят­ном виде, думать и учиться он не при­учен, на веру при­ни­мает, что такое хорошо и что такое плохо, на работе задачи рутинны, стан­дартны и одно­об­разны, важные реше­ния за него при­ни­мает кто-то другой.

Интел­лек­ту­аль­ная лень очень опасна для мозга вообще, так как для ума необ­хо­димы посто­ян­ные тре­ни­ровки. А при отсут­ствии или сла­бо­сти умствен­ной работы чело­век не только интел­лек­ту­ально дегра­ди­рует. Недо­ста­точ­ная актив­ность мозга ска­зы­ва­ется и на физио­ло­ги­че­ском состо­я­нии этого важ­ней­шего органа нерв­ной системы, ухуд­ша­ется моз­го­вое кро­во­об­ра­ще­ние и т.д. Более того, совре­мен­ные иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что депрес­сив­ные и тре­вож­ные рас­строй­ства тесно свя­заны с ней­ро­де­ге­не­ра­тив­ными забо­ле­ва­ни­ями, изме­не­ни­ями тканей мозга. То есть недо­ста­точ­ная интел­лек­ту­аль­ная актив­ность может при­ве­сти и к нару­ше­нию пси­хики.

Полу­ча­ется замкну­тый круг – чело­веку лень раз­ви­вать и под­дер­жи­вать свой мозг, мозг дегра­ди­рует, сни­жа­ются мыс­ли­тель­ные спо­соб­но­сти, чело­век теряет пони­ма­ние того, зачем вообще раз­ви­ваться, соот­вет­ственно, чело­век не видит необ­хо­ди­мо­сти делать воле­вые усилия и ленится раз­ви­вать свой интел­лект.

Интел­лек­ту­аль­ная лень – явле­ние, соци­ально обу­слов­лен­ное, но при этом она кор­нями уходит в духов­ную часть чело­ве­че­ской жизни. Именно духов­ная направ­лен­ность, миро­воз­зре­ние чело­века, его нрав­ствен­ные уста­новки спо­собны защи­тить чело­века от корё­жа­щего лич­ность воз­дей­ствия соци­аль­ной среды.

Послед­ствия лени

При­выч­ная лень сама по себе явля­ется источ­ни­ком удо­воль­ствия, тело не напря­га­ется, отды­хает, ему хорошо. Вдо­ба­вок лени­вый чело­век часто заме­щает важные дела раз­вле­че­ни­ями. Еще и поэтому пре­одо­леть жела­ние лениться очень непро­сто.

Но рас­слаб­лен­ность, ниче­го­не­де­ла­ние могут обой­тись без серьез­ных жиз­нен­ных про­блем только при усло­вии, что для суще­ство­ва­ния чело­веку тре­бу­ется мини­мум усилий, нет необ­хо­ди­мо­сти напря­гаться. Поэтому ленивы нередко те люди, у кото­рых есть тот, кто о них забо­тится хотя бы в плане одежды, пита­ния, жилья. Если же учесть, что ниче­го­не­де­ла­ние может быть просто резуль­та­том слабой моти­ва­ции, то нередки случаи, когда, лишив­шись под­держки, чело­век пере­стает лениться. Правда, сил на пере­стройку при­вы­чек тре­бу­ется очень много. И порой, увы, сло­жив­шийся лени­вый харак­тер ока­зы­ва­ется силь­нее воли и нужды. Чело­век не может заста­вить себя уха­жи­вать за собой и своим домом, начи­нает сабо­ти­ро­вать рабо­чие зада­ния или же вообще не может найти ста­биль­ную работу, чтобы финан­сово обес­пе­чи­вать себя.

Если послед­ствия лени чело­века нано­сят ущерб окру­жа­ю­щим, это создает угрозу меж­лич­ност­ных кон­флик­тов между лен­тяем и теми, кто стра­дает от его образа жизни. Начи­на­ются про­блемы в семье и в тру­до­вом кол­лек­тиве.

И, как ни пара­док­сально, даже это вот про­блем­ное лени­вое суще­ство­ва­ние кажется чело­веку при­ят­ным – во всяком случае, телес­ное удо­воль­ствие от лени пере­си­ли­вает дис­ком­форт от внеш­них про­блем. Неохота рано вста­вать, неохота идти на работу, неохота уби­раться в доме, зани­маться спор­том, уха­жи­вать за собой. При­ят­нее просто валяться в кро­вати, сидеть перед теле­ви­зо­ром или за ком­пью­те­ром. И чем больше про­блем воз­ни­кает в реаль­ной жизни, тем больше чело­век пря­чется от них в удо­воль­ствие лени­вых раз­вле­че­ний. ТВ-зави­си­мые и вообще гад­жето-зави­си­мые люди имеют серьез­ные про­блемы со спо­соб­но­стью совер­шать воле­вые усилия. Лень неза­метно пора­бо­щает их.

Эпикур сказал: «Удо­воль­ствие – это начало и конец счаст­ли­вой жизни».

Лени­вый чело­век посте­пенно дегра­ди­рует и вполне может ока­заться в тяже­лей­шей ситу­а­ции: нищета, бом­же­ва­ние, алко­го­лизм и другие зави­си­мо­сти.

Как спра­виться с ленью – советы пси­хо­ло­гов

Первое, что нужно сде­лать, – ото­дви­нуть на время в сто­рону свои стра­да­ния из-за лени. Обос­но­ван­ные пере­жи­ва­ния могут быть важным пси­хи­че­ским ресур­сом. Но всё же чрез­мер­ные эмоции затме­вают разум и мешают объ­ек­тив­ному ана­лизу про­блемы. Поэтому на время нужно отвлечься от эмоций, «вклю­чить» кри­ти­че­ское мыш­ле­ние и поста­раться пред­ста­вить свою лень в виде задачи, кото­рую можно решить. И для начала нужно по мак­си­муму иссле­до­вать усло­вия этой задачи.

Столк­нув­шись с ленью, меша­ю­щей жить, нужно сна­чала опре­де­лить, явля­ется она след­ствием лено­сти как свой­ства харак­тера, образа жизни или пред­став­ляет собой симп­том какой-то другой про­блемы.

В первую оче­редь нужно про­ве­рить пред­по­ло­же­ние, что лень – это сигнал о необ­хо­ди­мо­сти отдыха, то есть нужно просто отдох­нуть. Если отдых есть, а уста­лость не про­хо­дит, надо уде­лить вни­ма­ние пере­струк­ту­ри­ро­ва­нию своего жиз­нен­ного гра­фика. Режим дня и пита­ния, гра­мот­ное, разум­ное пла­ни­ро­ва­ние дел, тайм-менедж­мент – это сред­ства, кото­рые спо­собны облег­чить жизнь, но они тре­буют усилий для внед­ре­ния их в повсе­днев­ность. И они явля­ются своего рода пока­за­те­лем – дей­стви­тельно ли у чело­века уста­лость, а не леность или какая-то замас­ки­ро­ван­ная пси­хи­че­ская или физио­ло­ги­че­ская про­блема. При уста­ло­сти, после неболь­шого отдыха, изме­не­ние режима, даже не слиш­ком зна­чи­тель­ное для начала, вполне воз­можно. А как только немного высво­бо­дятся внут­рен­ние ресурсы, то чело­век и дальше сможет под­дер­жи­вать и уве­ли­чи­вать долю здо­ро­вого образа жизни.

Если же не хва­тает сил даже на малей­шие изме­не­ния, суля­щие пользу, то нужно понять, не явля­ется ли лень симп­то­мом каких-то про­блем со здо­ро­вьем. Про­ве­ря­ется это визи­том к врачам и меди­цин­ским обсле­до­ва­нием. Иногда «лень» выле­чи­ва­ется просто вита­мин­ным курсом или при­е­мом имму­но­мо­ду­ля­то­ров, иногда тре­бу­ется лече­ние забо­ле­ва­ний, вызы­ва­ю­щих асте­нию и вялость.

Но даже если врач поста­вил диа­гноз, кото­рый обос­но­вы­вает сла­бость и нехватку жиз­нен­ных сил, нельзя пол­но­стью спи­сы­вать неже­ла­ние тру­диться на болезнь. Любые забо­ле­ва­ния, даже, каза­лось бы, чисто физи­че­ские, всегда свя­заны с опре­де­лен­ным пси­хи­че­ским настроем чело­века. Уныние, вялость, асте­ния, апатия, выхо­дя­щие за пре­делы тела и про­ни­зы­ва­ю­щие душу чело­века, не только пре­пят­ствуют лече­нию, но и спо­собны изме­нить саму лич­ность чело­века, в том числе – сде­лать его лени­вым, оправ­ды­ва­ю­щимся своей болез­нью.

Вдо­ба­вок в жизни неиз­ме­ри­мое мно­же­ство при­ме­ров того, как инва­лиды – в тех обла­стях, кото­рые им посильны, – тру­дятся больше, чем вполне здо­ро­вые люди, и даже удив­ляют своими дости­же­ни­ями мир. Но для сохра­не­ния разум­ного тру­до­лю­бия в болезни надо суметь пере­си­лить свое ощу­ще­ние бес­си­лия. Мешает пре­одо­ле­нию болез­нен­ной лени всё тот же пер­фек­ци­о­низм – раз есть четкое пони­ма­ние, что мно­гого достичь не выйдет, как должно, как хоте­лось бы (или как мог раньше) работу выпол­нить не полу­чится, лучше и не начи­нать.

Пер­фек­ци­о­нист­ские наклон­но­сти как пред­по­сылки лени легко пре­одо­ле­ва­ются в ситу­а­ции отсут­ствия выбора при силь­ной нужде. Если чело­век хочет есть, а никто, кроме самого чело­века, не может сде­лать и подать ему еду, то он делает ее хоть как-то и ест, даже если болен. Речь идет именно о состо­я­нии, когда чело­век мог бы что-то сде­лать, но не может себя заста­вить делать это, а не о состо­я­нии болез­нен­ного бес­си­лия, когда чело­век от недуга, можно ска­зать, пара­ли­зо­ван – или на самом деле разбит пара­ли­чом.

Если же нет выра­жен­ной потреб­но­сти в том или ином деле, то пре­одо­леть леность слож­нее.

Если анализ лени выявил нали­чие каких-то сопут­ству­ю­щих пси­хо­ло­ги­че­ских причин, нужно про­ра­ба­ты­вать эти про­блемы, устра­няя или смяг­чая внут­ри­лич­ност­ные кон­фликты. Если лишить себя осно­ва­ния лениться, то побе­дить лень будет проще.

Однако при любой при­чине лено­сти для того, чтобы спра­виться с ленью, при­дется при­ло­жить усилия по изме­не­нию соб­ствен­ных мыс­лен­ных уста­но­вок и при­вы­чек, а глав­ное – выра­ба­ты­вать в себе навык совер­шать воле­вые усилия.

И надо пони­мать, что спра­виться с ленью без жела­ния ее пре­одо­леть фак­ти­че­ски невоз­можно. Если жела­ние лениться пере­ве­ши­вает стрем­ле­ние раз­вить тру­до­лю­бие, нужно выра­ба­ты­вать личные мотивы для изме­не­ния харак­тера и при­вы­чек. Для пово­рота жизни от лено­сти к здо­ро­вому умению рас­пре­де­лять силы в сози­да­тель­ном труде и духов­ной жизни необ­хо­дим внут­рен­ний порыв, жела­ние изме­ниться, потреб­ность в обнов­ле­нии и соб­ствен­ная ини­ци­а­тива.

При жела­нии вполне можно раз­вить в себе при­вычку к труду.

Помо­гут спра­виться с ленью раз­лич­ные пси­хо­ло­ги­че­ские приёмы.

Самые основ­ные дей­ствия, кото­рые надо пред­при­нять, – это регу­ля­ция режима дня и пита­ния.

Ложи­тесь спать вовремя и ста­рай­тесь высы­паться.

Сокра­тите потреб­ле­ние искус­ствен­ных сти­му­ля­то­ров дофа­мина, лома­ю­щих нор­маль­ный дофа­ми­но­вый цикл: алко­голь, куре­ние и т.п.

Вклю­чите в рацион про­дукты, необ­хо­ди­мые для выра­ботки дофа­мина, а также поста­рай­тесь вообще нор­ма­ли­зо­вать свое пита­ние – ешьте овощи, фрукты, упо­треб­ляйте меньше жаре­ного и т.п. Сле­дите за доста­точ­ным коли­че­ством вита­ми­нов и мик­ро­эле­мен­тов.

Зани­май­тесь спор­том: даже уме­рен­ные нагрузки по 5–10 минут в день повы­шают рабо­то­спо­соб­ность.

Больше вре­мени про­во­дите на свежем воз­духе и на солнце.

Вво­дите в свою жизнь пери­о­ди­че­ский, а лучше посто­ян­ный инфор­ма­ци­он­ный детокс: огра­ничьте поступ­ле­ние инфор­ма­ции, осо­бенно нега­тив­ной. Сокра­тите время пре­бы­ва­ния за теле­ви­зо­ром и в интер­нете. Если не полу­ча­ется спра­виться с соб­ствен­ной тягой к подоб­ному вре­мя­пре­про­вож­де­нию, изме­ните тип кон­тента: выби­райте более спо­кой­ные и добрые пере­дачи, читайте не соци­ально-поли­ти­че­ские ново­сти и ком­мен­та­рии, а позна­ва­тель­ные статьи, игно­ри­руя ком­мен­та­рии и дис­кус­сии. Про­смат­ри­вайте обыч­ные кар­тинки, а не демо­ти­ва­торы и т.п. В идеале – выби­райте инфор­ма­цию с духовно-полез­ным содер­жа­нием.

Огра­ничьте время пре­бы­ва­ния в соц­се­тях и скрол­линга новост­ной ленты. Дело не только в высво­бож­де­нии сво­бод­ного вре­мени, но и в защите мозга от «пере­грузки». Отсут­ствие избытка инфор­ма­ции, а также устра­не­ние или сокра­ще­ние коли­че­ства нега­тив­ной инфор­ма­ции сохра­няет эмо­ци­о­наль­ный ресурс и повы­шает про­дук­тив­ность.

Зай­ми­тесь тайм-менедж­мен­том и орга­ни­за­цией своего рабо­чего про­стран­ства.

Раци­о­нально выстра­и­вайте свой рабо­чий график – вовремя отды­хайте, тяже­лые долгие рабо­чие пери­оды раз­би­вайте неболь­шим отпус­ком. Рас­слаб­ляй­тесь в конце рабо­чего дня. Не устра­и­вайте регу­ляр­ных чрез­мерно актив­ных, выма­ты­ва­ю­щих меро­при­я­тий в выход­ные дни, чтобы они не полу­чи­лись тяже­лее рабо­чих. Осо­бенно важно не пре­вра­щать выход­ные в «пьяные паузы».

Поста­рай­тесь изу­чить свою рабо­то­спо­соб­ность и понять, когда у вас самые лени­вые, менее про­дук­тив­ные часы. На это время пла­ни­руйте самые про­стые дела.

Наве­дите поря­док на рабо­чем месте и вообще вокруг себя. Орга­ни­зуйте необ­хо­ди­мые для работы вещи так, чтобы вам было удобно и при­ятно тру­диться.

Учи­тесь про­сить помощи при необ­хо­ди­мо­сти, а не ждать, пока кто-то дога­да­ется, что вам тяжело. Это не только даст вам воз­мож­ность успешно спра­виться с делом, но и лишит вас повода раз­дра­жаться и испы­ты­вать нехо­ро­шие чув­ства в адрес «недо­гад­ли­вых» людей. Помните, что мысли читать никто не умеет (воз­можно, и слава Богу!). Помощь может быть нужна не только для выпол­не­ния какой-то кон­крет­ной работы, но и для повы­ше­ния моти­ва­ции – иногда про­стой раз­го­вор облег­чает эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, а в резуль­тате и работа дается легче.

Спра­виться с ленью и про­кра­сти­на­цией помо­гает так назы­ва­е­мое «пра­вило двух минут». «Если дело можно выпол­нить за две минуты, то его сле­дует выпол­нить именно сейчас».

Еще одно пра­вило – пра­вило пяти минут. Его суть в том, что надо решиться пора­бо­тать хотя бы 5 минут. С боль­шой веро­ят­но­стью за это время вы увле­че­тесь и про­ра­бо­та­ете дольше.

Если лень выпол­нять какую-то кон­крет­ную работу, то нужно решить – пла­ни­ру­ете ли вы вообще ее выпол­нять или отка­же­тесь от нее. Отка­зы­ваться надо сразу, но при этом пони­мать, кто другой возь­мет ее на себя и что слу­чится, если эту работу не делать совсем.

Пере­кла­ды­вать работу на дру­гого можно только с его согла­сия, для сохра­не­ния спра­вед­ли­во­сти можно поме­няться с ним делами или как-то иначе рас­пре­де­лить ответ­ствен­ность.

Непри­ят­ную работу можно раз­бить на этапы, поме­нять способ ее выпол­не­ния. А неко­то­рые не очень важные дела можно отло­жить – бывает так, что спустя совсем недол­гое время, они поте­ряют свою акту­аль­ность, и их не надо будет выпол­нять. Напри­мер, многие руко­во­дя­щие ука­за­ния на раз­лич­ных пред­при­я­тиях очень часто сле­дуют друг за другом, причем сле­ду­ю­щее вполне может отме­нить преды­ду­щее.

В любом случае при состав­ле­нии плана дей­ствий стоит быть реа­ли­стом – не нужно ста­вить гло­баль­ные цели, каждый рабо­чий этап должен быть выпол­ни­мым.

Одно­об­раз­ную работу, не тре­бу­ю­щую неустан­ного вни­ма­ния, вполне можно дове­сти до авто­ма­тизма, чтобы она не слиш­ком отпе­ча­ты­ва­лась в созна­нии и «не пере­гру­жала» пси­хику.

Лень часто явля­ется резуль­та­том отсут­ствия у чело­века лич­ностно зна­чи­мой цели.

Поста­рай­тесь понять, почему вы не хотите выпол­нять работу – воз­можно, она вам просто неин­те­ресна и не при­но­сит удо­воль­ствия. Поста­рай­тесь изме­нить свое отно­ше­ние к работе, напол­нив его личным смыс­лом.

Конеч­ные сти­мулы – смыл работы, зара­бо­ток, про­фес­си­о­наль­ное раз­ви­тие, даже просто ожи­да­ние окон­ча­ния непри­ят­ной работы при­но­сят чув­ство удо­вле­тво­ре­ния. А удо­вле­тво­ре­ние от сти­му­лов рас­про­стра­ня­ется и на саму работу, делая ее выпол­не­ние более при­ят­ным.

При­учайте себя осо­зна­вать, чув­ство­вать смысл каж­дого выпол­нен­ного дела, осо­бенно в момент его завер­ше­ния. Это при­но­сит чув­ство удо­вле­тво­ре­ния, выпол­няет роль той самой награды, кото­рая моти­ви­рует на даль­ней­шую дея­тель­ность. Можно при­ду­мать себе допол­ни­тель­ную разум­ную систему поощ­ре­ний.

Иногда пре­одо­леть лень помо­гает ощу­ще­ние сорев­но­ва­ния с кол­ле­гами или дру­гими людьми (даже если они об этом не знают). Но при выпол­не­нии такого совета пси­хо­ло­гов нужно не забы­вать о тще­сла­вии и гор­дыне. Сорев­но­ва­ние должно быть не с целью воз­вы­сится над дру­гими людьми, а чтобы каче­ственно выпол­нить работу, то есть сти­му­ли­ро­вать тру­диться про­дук­тивно и каче­ственно.

Ведите список дел (чек-лист), в кото­ром вы будете отме­чать сде­лан­ное за день, или состав­ляйте отдель­ный список выпол­нен­ных дел в конце дня или недели. Это повы­шает само­оценку, вдох­нов­ляет, моти­ви­рует.

Если вам нужно выпол­нять какое-то дело, кото­рое из-за лени посто­янно «усколь­зает» от вашего вни­ма­ния, можно напо­ми­нать себе о нем раз­ными спо­со­бами – от спе­ци­аль­ных при­ло­же­ний в теле­фоне до рас­клейки сти­ке­ров по местам, где вы будете посто­янно на них наты­каться.

Иногда реко­мен­дуют пси­хо­ло­ги­че­ски отстра­ниться от работы, пред­ста­вив себя в другом образе. Напри­мер, уби­раться, словно Золушка.

Это приемы, поз­во­ля­ю­щие выпол­нять работу, кото­рую лень делать, и в целом помо­га­ю­щие спра­виться с ленью.

Однако самым важным, клю­че­вым для борьбы с лено­стью явля­ется пре­одо­ле­ние интел­лек­ту­аль­ной лени.

Нельзя поз­во­лять своему мозгу лениться. Только выпол­не­ние слож­ных задач поз­во­ляет ему не оста­но­виться в раз­ви­тии или, еще хуже – дегра­ди­ро­вать. Это могут быть спе­ци­аль­ные интел­лек­ту­аль­ные игры и раз­ви­ва­ю­щие упраж­не­ния, кри­ти­че­ский анализ инфор­ма­ции, срав­не­ние разных точек зрения и т.п. Япон­ские ученые утвер­ждают, что даже еже­днев­ное раз­га­ды­ва­ние кросс­вор­дов судоку сти­му­ли­рует моз­го­вое кро­во­об­ра­ще­ние и поз­во­ляет сохра­нить (или улуч­шить) память.

Если у чело­века будет актив­ный, стре­мя­щийся к позна­нию ум, то он будет стре­миться к пре­одо­ле­нию самого себя, и в борьбе двух моти­вов «надо» и «хочу» ему будет зна­чи­тельно легче делать воле­вое усилие для победы «надо». И тогда лень пере­ста­нет мешать его нор­маль­ной, про­дук­тив­ной жизни.

Лень как гре­хов­ная страсть

Лень мешает спа­се­нию. Апо­стол Павел пишет: «Бла­го­да­тью вы спа­сены через веру, и это не от вас – Божий дар, не от дел, чтобы никто не хва­лился» (Еф.2:8-9). Не может чело­век оправ­даться перед Богом делами, если нет в нем веры. И, наобо­рот, по слову апо­стола Иакова, «вера без дел мертва» (Иак.2:26). Посему хри­сти­а­нин при­зван соче­тать в себе и веру, и дела, ведь мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять» (Еф.2:10). Хри­сти­ане не спа­са­ются делами, но они демон­стри­руют ими свою веру. А если хри­сти­а­нин станет празд­ным, тяже­лым на подъем для добрых дел, то это неми­ну­емо нало­жит отпе­ча­ток на его духов­ную жизнь, будет мешать испол­не­нию запо­ве­дей Божьих, и станет ощу­ти­мым пре­пят­ствием в деле спа­се­ния.

Лень явля­ется одной из причин уныния, а также и его про­яв­ле­нием. Неко­то­рые святые отцы отож­деств­ляют лень с уны­нием. Так, пре­по­доб­ный Амвро­сий Оптин­ский пишет, что «уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом осла­бе­ешь, и духом. Не хочется ни рабо­тать, ни молиться; в цер­ковь ходишь с небре­же­нием; и весь чело­век осла­бе­вает». Лень в делах духов­ных – это не уста­лость, от кото­рой изба­вишься, немного отдох­нув. Стоит «взять паузу» в отно­ше­ниях с Богом, как Его место тут же займет лука­вый, кото­рый начнет под­бра­сы­вать «дрова в огонь» – раз­лич­ные иску­ше­ния, кото­рые при­ве­дут к унынию, порой в тяже­лой форме. Поэтому святые отцы видят уныние, среди про­чего, след­ствием потери веры, резуль­та­том мало­ве­рия. Но начи­на­ется всё с баналь­ной лени. Лень молиться, лень ходить в храм, лень регу­лярно испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться. В резуль­тате в сердце, не запол­нен­ное бла­го­да­тью, входит, как к себе домой, лука­вый.

Раз­де­ляют сле­ду­ю­щие формы про­яв­ле­ния уныния в духов­ной жизни:

  • без­участ­ность, охла­жде­ние к молитве, порой даже сомне­ния в её дей­ствен­но­сти;
  • лень, ослаб­ле­ние духов­ной рев­но­сти, порой полное неже­ла­ние вести духов­ную борьбу со своими стра­стями и недо­стат­ками;
  • суета, мно­го­де­ла­ние, стрем­ле­ние зани­маться чем угодно – даже совер­шать внеш­ние добрые дела на пользу ближ­нему, но не совер­шен­ство­ваться в своей внут­рен­ней жизни. В целом – уход от внут­рен­ней духов­ной жизни в пользу внеш­него дела­ния, порой даже полез­ного.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) опре­де­ляет гре­хов­ную страсть уныния сле­ду­ю­щим обра­зом: «леность ко вся­кому доб­рому делу, в осо­бен­но­сти к молит­вен­ному… Небрежение…Праздность. Излиш­нее успо­ко­е­ние сном, лежа­нием и вся­кого рода негою. Пере­хож­де­ние с места на место… Нера­де­ние. Пле­не­ние. Лише­ние страха Божия. Оже­сто­че­ние. Нечув­ствие. Отча­я­ние». Список этот можно про­дол­жать, ука­зы­вая на раз­лич­ные про­яв­ле­ния греха уныния. Так, напри­мер, пре­бы­вая в унынии, чело­век всем и всеми недо­во­лен, ропщет на близ­ких и на Бога, всегда и во всём ищет вино­ва­тых, но не видит своей вины. Свя­ти­тель Инно­кен­тий Хер­сон­ский писал: «Уныние часто вызы­вает и сопро­вож­да­ется ропо­том, кото­рый про­яв­ля­ется в том, что чело­век пере­кла­ды­вает всю ответ­ствен­ность за свои стра­да­ния на других, а в конеч­ном итоге – на Бога. Себя же счи­тает без­винно стра­да­ю­щим, и все время жалу­ется, и ругает тех, кто, по его мнению, вино­ват в его стра­да­ниях, – а «вино­ва­тых» ста­но­вится все больше по мере того, как чело­век все глубже погря­зает в грехе ропота и озлоб­ля­ется. В ропоте про­яв­ля­ется духов­ный и пси­хо­ло­ги­че­ский инфан­ти­лизм: чело­век отка­зы­ва­ется при­ни­мать ответ­ствен­ность за свои поступки, отка­зы­ва­ется видеть, что про­ис­хо­дя­щее с ним – есте­ствен­ное след­ствие его дей­ствий, его выбора, его при­хоти. И вместо того чтобы при­знать оче­вид­ное, он начи­нает искать вино­ва­того, а край­ним, есте­ственно, ока­зы­ва­ется Самый Тер­пе­ли­вый».

Зача­стую именно с лени начи­на­ется поиск «винов­ных» – ленясь сде­лать какое-либо дело, чело­век ищет оправ­да­ния для себя, при­ду­мы­вает отго­ворки и не нахо­дит ничего луч­шего, чем обви­нить в своем без­дей­ствии других. У лени­вого всегда най­дется хотя бы какая-то при­чина, по кото­рой не надо делать то или иное дело. В итоге сте­пень недо­воль­ства нарас­тает, «винов­ных» ста­но­вится все больше, уныние пора­жает все силь­ней. Чем больше лени и небре­же­ния, чем быст­рей дойдет чело­век до уныния и погряз­нет в нем.

Методы борьбы с лено­стью и уны­нием могут быть как пси­хо­ло­ги­че­ские, так и духов­ные. Важ­ней­шим сред­ством пре­одо­ле­ния уныния явля­ется молитва. Лени­вому чело­веку сложно начать молиться, поэтому стоит понуж­дать себя к молитве, пользу при­не­сет даже молитва, совер­ша­е­мая через усилие, через «не хочу». Гос­подь Иисус Хри­стос про­ти­во­по­став­ляет молитву унынию – «должно всегда молиться и не уны­вать» (Лк.18:1). Апо­стол Павел при­зы­вает непре­станно молиться (1Фес.5:17). Лука­вый не терпит молитвы, искрен­ней и усерд­ной молит­вой раз­ру­ша­ются его козни и воца­ря­ется мир в душе моля­ще­гося. Как и любой другой грех, уныние тре­бует пока­я­ния на испо­веди. Нужно понуж­дать себя регу­лярно посе­щать храм для уча­стия в бого­слу­же­ниях и при­ча­ще­ния Святых Хри­сто­вых Тайн. И напо­сле­док хоте­лось бы при­ве­сти две крат­кие молитвы Гос­поду об избав­ле­нии от греха уныния.

Молитва из тво­ре­ний свт. Димит­рия Ростов­ского:

«Боже, Отче Гос­пода нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог вся­каго уте­ше­ния, уте­ша­ю­щий нас во всякой скорби нашей! Утеши каж­даго скор­бя­щаго, опе­ча­лен­наго, отча­ява­ю­ща­гося, обу­ре­ва­е­маго духом уныния. Ведь каждый чело­век создан руками Твоими, умуд­рен пре­муд­ро­стию, воз­ве­ли­чен дес­ни­цей Твоею, про­слав­лен бла­го­стию Твоею… Но вот посе­щены мы ныне Оте­че­ским Твоим нака­за­нием, крат­ко­вре­мен­ными скор­бями! – Ты состра­да­тельно нака­зы­ва­ешь тех, кого любишь, и милу­ешь щедро и при­зи­ра­ешь на их слезы! Итак, нака­зав, поми­луй и утоли печаль нашу; пре­ложи скорбь на весе­лие и радо­стию рас­твори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в сове­тах Вла­дыко, Непо­сти­жи­мый в судь­бах Гос­поди, и бла­го­сло­вен­ный в делах Твоих во веки, аминь».

Молитва об избав­ле­нии от уныния, св. Иоанна Крон­штадт­ского:

«Гос­подь – уни­что­же­ние уныния моего и ожив­ле­ние дерз­но­ве­ния моего. Все для меня Гос­подь. О, воис­тину Сый Вла­дыко, слава Тебе! Слава Тебе, Животе Отче, Животе Сыне, Животе Душе Святый – Про­стое Суще­ство – Боже, присно нас избав­ля­ю­щий от душев­ной смерти, стра­стями душе нашей при­чи­ня­е­мой. Слава Тебе, Трии­по­стас­ный Вла­дыко, яко от одного при­зы­ва­ния имени Твоего про­све­ща­еши мрач­ное лицо души и тела нашего и дар­ству­еши миром Твоим, пре­вос­хо­дя­щим всякое земное и чув­ствен­ное благо и всякое разу­ме­ние».

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки