Похвала

(2 голоса: 5 из 5)

 

Похвала́ — 1) ярко выраженное одобрение кого-либо; 2) лестный отзыв; 3) форма благодарности, высказанная в отношении кого-либо; 4) позитивная (иногда — завышенная) оценка собственного достоинства, собственных действий.

Не противоречит ли похвала монашескому правилу почитать себя за ничто?

Рекомендацию братиям (духовным чадам) почитать себя за ничто давали лучшие подвижники времен расцвета Египетского и Сирийского монашества. Впоследствии это правило утвердилось и вошло в состав многих произведений Православной аскетической письменности.

В основе этого правила лежит учение о необходимости стяжания христианского смирения, без которого невозможно духовное совершенствование, богоуподобление, духовное единение с Богом и ближними: «Гордость ненавистна и Господу и людям преступна против обоих» (Сир. 10:7), «Бог гордым противится» (Иак. 4:6).

К сожалению, иногда это отеческое правило интерпретируется верующими в такой жёсткой форме, что желающий ему следовать готов осуждать едва ли не каждый свой шаг, каждую мысль и поступок, готов называть себя чуть ли не самым мерзким злодеем и беззаконником.

В ряде случаев люди, пребывая в таком расположении духа, негативно относятся и ко всякой похвале, искренне полагая, что она может сбить их столку, настроить на горделивый лад, разрушить внутренний смиренный настрой.

В действительности очень часто это бывает связано с ложным пониманием христианского смирения; см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение). При таком, неоправданно негативном отношении к собственной личности человек способен дойти до состояния уныния или отчаяния, что в свою очередь являет страшным грехом.

Умеренная, вовремя высказанная похвала никогда не оценивалась Церковью как преступление.

Сам Христос, когда было необходимо, хвалил учеников. Так, он похвалил апостола Петра, когда тот исповедовал Его Богом: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17).

Подражая Небесному Учителю, апостолы тоже хвалили учеников, причём иногда их похвала предназначалась даже и для широкого круга людей. Вот, например, как оценивал Павел деятельность коринфских христиан: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания…» (1Кор. 11:2).

К месту высказанная похвала способна ободрить человека, расположить его в правильном русле, подчеркнуть значимость его личных усилий в деле спасения, вдохновить на подвиги добра.

Другое дело, что похвала не должна носить характер лицемерия, лести. Известно, что понятию «лесть» близко понятие «обольщение». Существенная часть диавольских козней строится именно на обольщении людей. Следовательно, высказывая лесть, пусть даже она и завуалирована под похвалу, человек прибегает к обману, уподобляется диаволу, который есть «отец лжи» (Ин. 8:44).

Но как, воспринимая похвалу, не впасть в самообльщение? — Выслушивая даже и «заслуженную» похвалу, человек должен помнить, что всем, что в нём есть доброго и светлого, он обязан Создателю, и что ни одно доброе дело не совершается без Его помощи. В этом случае уместно воздать хвалу Богу, поблагодарить Его за оказанную благость и милость.

***

Преподобный Макарий Оптинский наставлял: «Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцов».

А.С. Пушкин: «Хвалу и клевету приемли равнодушно».

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru