Похвала

***

Похвала́ — 1) ярко выра­жен­ное одоб­ре­ние кого-либо; 2) лест­ный отзыв; 3) форма бла­го­дар­но­сти, выска­зан­ная в отно­ше­нии кого-либо; 4) пози­тив­ная (иногда — завы­шен­ная) оценка соб­ствен­ного досто­ин­ства, соб­ствен­ных дей­ствий.

Не противоречит ли похвала монашескому правилу почитать себя за ничто?

Реко­мен­да­цию бра­тиям (духов­ным чадам) почи­тать себя за ничто давали лучшие подвиж­ники времен рас­цвета Еги­пет­ского и Сирий­ского мона­ше­ства. Впо­след­ствии это пра­вило утвер­ди­лось и вошло в состав многих про­из­ве­де­ний Пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской пись­мен­но­сти.

В основе этого пра­вила лежит учение о необ­хо­ди­мо­сти стя­жа­ния хри­сти­ан­ского сми­ре­ния, без кото­рого невоз­можно духов­ное совер­шен­ство­ва­ние, бого­упо­доб­ле­ние, духов­ное еди­не­ние с Богом и ближ­ними: «Гор­дость нена­вистна и Гос­поду и людям пре­ступна против обоих» (Сир. 10:7), «Бог гордым про­ти­вится» (Иак. 4:6).

К сожа­ле­нию, иногда это оте­че­ское пра­вило интер­пре­ти­ру­ется веру­ю­щими в такой жёст­кой форме, что жела­ю­щий ему сле­до­вать готов осуж­дать едва ли не каждый свой шаг, каждую мысль и посту­пок, готов назы­вать себя чуть ли не самым мерз­ким зло­деем и без­за­кон­ни­ком.

В ряде слу­чаев люди, пре­бы­вая в таком рас­по­ло­же­нии духа, нега­тивно отно­сятся и ко всякой похвале, искренне пола­гая, что она может сбить их столку, настро­ить на гор­де­ли­вый лад, раз­ру­шить внут­рен­ний сми­рен­ный настрой.

В дей­стви­тель­но­сти очень часто это бывает свя­зано с ложным пони­ма­нием хри­сти­ан­ского сми­ре­ния; см. подроб­нее: Хри­сти­ан­ское и псевдо-хри­сти­ан­ское сми­ре­ние). При таком, неоправ­данно нега­тив­ном отно­ше­нии к соб­ствен­ной лич­но­сти чело­век спо­со­бен дойти до состо­я­ния уныния или отча­я­ния, что в свою оче­редь являет страш­ным грехом.

Уме­рен­ная, вовремя выска­зан­ная похвала нико­гда не оце­ни­ва­лась Цер­ко­вью как пре­ступ­ле­ние.

Сам Хри­стос, когда было необ­хо­димо, хвалил уче­ни­ков. Так, он похва­лил апо­стола Петра, когда тот испо­ве­до­вал Его Богом: «блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небе­сах» (Мф. 16:17).

Под­ра­жая Небес­ному Учи­телю, апо­столы тоже хва­лили уче­ни­ков, причём иногда их похвала пред­на­зна­ча­лась даже и для широ­кого круга людей. Вот, напри­мер, как оце­ни­вал Павел дея­тель­ность коринф­ских хри­стиан: «хвалю вас, братия, что вы все мое помните и дер­жите пре­да­ния…» (1Кор. 11:2).

К месту выска­зан­ная похвала спо­собна обод­рить чело­века, рас­по­ло­жить его в пра­виль­ном русле, под­черк­нуть зна­чи­мость его личных усилий в деле спа­се­ния, вдох­но­вить на подвиги добра.

Другое дело, что похвала не должна носить харак­тер лице­ме­рия, лести. Известно, что поня­тию «лесть» близко поня­тие «обо­льще­ние». Суще­ствен­ная часть диа­воль­ских козней стро­ится именно на обо­льще­нии людей. Сле­до­ва­тельно, выска­зы­вая лесть, пусть даже она и заву­а­ли­ро­вана под похвалу, чело­век при­бе­гает к обману, упо­доб­ля­ется диа­волу, кото­рый есть «отец лжи» (Ин. 8:44).

Но как, вос­при­ни­мая похвалу, не впасть в само­обльще­ние? — Выслу­ши­вая даже и «заслу­жен­ную» похвалу, чело­век должен пом­нить, что всем, что в нём есть доб­рого и свет­лого, он обязан Созда­телю, и что ни одно доброе дело не совер­ша­ется без Его помощи. В этом случае уместно воз­дать хвалу Богу, побла­го­да­рить Его за ока­зан­ную бла­гость и милость.

***

Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский настав­лял: «Сколько же вредна слава чело­ве­че­ская! Хоть бы и точно чело­век имел что-либо достой­ное похвалы, но когда услаж­да­ется шумом слов оных, то уже лиша­ется буду­щей славы, по учению святых отцов».

***

Мит­ро­по­лит Киев­ский и всея Укра­ины Онуф­рий: «Если чело­век что-то сде­лает доброе и придут к нему люди или соб­ствен­ные помыслы начнут его хва­лить, то он должен вспом­нить иеру­са­лим­ского осла. Одежды бро­сали под ноги не Гос­поду, а ослу. Но осел эту честь не принял для себя – он не прыгал, не кричал от тще­сла­вия, а сми­ренно испол­нял свой долг. Так и мы, совер­шая какое-то доброе дело, должны вспом­нить, что мы явля­емся ору­дием Гос­пода. Поэтому, если мы будем воз­но­ситься этим и при­сва­и­вать себе Божье, то будем хуже иеру­са­лим­ского осла, кото­рый смог разо­браться, что ему при­над­ле­жит, а что нет», – отме­тил Бла­жен­ней­ший Вла­дыка.

***

А.С. Пушкин: «Хвалу и кле­вету при­емли рав­но­душно».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки