Статья о феноменальной личности святителя Луки Крымского и о чудесах, совершенных по молитвам святого.
О святителе Луке рассказывать невозможно.
Потому что он — целая вселенная. Человек планетарного масштаба. Великий, гениальный врач — теоретик и практик хирургии. Христианский мыслитель, успешно пытавшийся примирить научное знание с религиозным миропониманием. Христианский антрополог безбожного века в стране победившего атеизма. Личность могучей воли, гениальной многосторонней одаренности. Автор нескольких неустаревающих книг — от «Очерков гнойной хирургии», до сих пор остающихся непревзойденным пособием для врачей и одновременно почти поэмой, до трактата «Дух, душа, тело». Его воспоминания много раз переизданы с заглавием-цитатой: «Я полюбил страдание…» Человек пылкой души, бескомпромиссный, не сломленный ссылками и пытками — и любвеобильный до нежности, отдававший всего себя людям. Впрочем, это уже о святости…
Как эту вселенную втиснуть в малую заметку или даже большую статью? О каждой черте этой многогранной личности сохранились сотни свидетельств — документов и живых воспоминаний, ведь до сих пор еще живы люди, видевшие и слышавшие святого.
Где-то отмечено, что из всех новомучеников и исповедников XX века святитель Лука явил себя наибольшим количеством чудотворений. По числу зафиксированных исцелений он по меньшей мере приближается к великим чтимым святым врачам, а в современном православном сознании уже и затмевает их.
Он был великим хирургом еще при земной жизни. В ссылках, за Полярным кругом, в нечеловеческих условиях, когда не было инструментов, он мог провести успешную операцию кухонным ножом, осколком стекла, использовал волосы больного как шовный материал. А в нормальных условиях клиники операции его отличались непревзойденным совершенством. Когда другие врачи опускали руки, он совершал чудеса.
Отказывался оперировать, если из операционной уберут иконы, вслух молился перед операцией, поставил непременным условием издания «Очерков гнойной хирургии» епископский титул автора на обложке (совершенно немыслимое дело!). С благоговением говорит об этой книге главврач Ташкентской больницы, мусульманин: «Уникальный врач и уникальная книга… Она еще 500 лет будет актуальна. Это и высокая наука и простота! Всё, что надо, я здесь беру. Это, знаете, как Евангелие, как Коран хирургической науки. Святой Лука перед операцией молился, просил Бога о помощи. Он эту традицию нам оставил. Скальпель в руки не берем, если молитву не совершим. И неважно, что у нас другая вера, другой язык. Небо у нас одно и земля одна».
Великим врачом остаётся он и в вечной жизни. Замечательно, что обилие потрясающих врачебных чудес святитель Лука сперва явил в Греции. Вот одно из таких «классических» чудес, засвидетельствованное деятельным почитателем святителя Луки —архимандритом, а ныне митрополитом Арголидским Нектарием (Антонопулосом).
В Афинах тяжело заболел мальчик. Настолько тяжело, что афинские врачи вынуждены были направить его в один из лучших медицинских центров Германии, оборудованный по последнему слову техники. Сопровождал мальчика и отец Нектарий. После сложнейшей многочасовой операции выходят хирурги и заявляют: «Непонятно, зачем Вы привезли ребёнка в наш центр, если у вас самих есть такой замечательный специалист!» – «Какой специалист?» – удивился отец Нектарий. – «Ну, тот, что подсказывал нам, давал ценные указания, руководил операцией. Профессионал высочайшего уровня! Можно сказать, что благодаря ему операция прошла блестяще…Такой – в медицинском халате старого образца, сейчас уже таких нет, с седой бородой… да он вот только что перед нами из операционной вышел, как же вы его не заметили?»
Изумлённый отец Нектарий попросил показать ему журнал регистрации. Напротив фамилии мальчика стояли фамилии хирургов, делавших ему операцию и последней в ряду была запись, сделанная от руки по-русски: «Архиепископ Лука».
Это не единственная история с появлением святителя Луки в операционной и даже с подписью в журнале. У меня некоторое время была легкая недоуменная ревность: но почему же наш великий врач-исповедник больше является и помогает грекам, чем нам в России? Ответ был на поверхности: греки сами тогда, в первые годы нового века, уже успели проникнуться пылкой любовью к святителю Луке, о котором узнали из книг и публикаций архимандрита Нектария. А у нас в России в ту пору этот огонь любви еще не успел распространиться, он лишь постепенно разгорался. Святые приходят к нам в ответ на движение наших сердец, на призыв, пусть даже этот призыв не сумел сложиться в «правильную» молитву…
Симферопольский священник Дмитрий Шишкин так сказал об этом: «Поистине от детской, непосредственной веры греков происходит и повсеместное почитание святителя Луки в благословенной Элладе. И как же эта вера контрастирует с нашим изумительным равнодушием и холодностью, когда множество людей, живущих в Симферополе, и понятия не имеют о том, кто такой архиепископ Лука. Может этим отчасти объясняется такое обилие чудес, совершаемых Святителем в Греции и относительное «затишье» у нас, на его земной родине!»
Но, к счастью, знание о святителе Луке, его почитание, любовь к нему распространились наконец и в нашем Отечестве. Сейчас его знают, наверное, все, — и он всё больше являет нам свою помощь.
Мне известен не один случай благодатной помощи святителя Луки людям, которых я лично знаю, — но это, можно сказать, «обыкновенные чудеса», каких тысячи. Расскажу лучше о двух особенно поразивших меня твёрдо удостоверенных чудесах.
При Свято-Троицком монастыре Симферополя, где покоятся мощи святителя Луки, есть и его музей. Два стенда в этом музее отражают удивительную историю, произошедшую в 2001 году с школьником из Североморска Назаром Стадниченко. Подросток учился в музыкальной школе, хотел стать профессиональным пианистом, связать жизнь с музыкой. В то лето он гостил у бабушки в Феодосии. Выходил гулять с друзьями, тяжелая дверь захлопнулась и полностью размозжила ему два пальца, так что оставалось только ампутировать фаланги и зашить обрубки. Первая мысль мальчика после ампутации была: «А как я буду играть на фортепиано?» Мать свозила Назара в Симферополь к мощам святителя Луки, прикладывала к перевязанной руке иконочку, чтобы уменьшить его страдания, мазала пальцы освященным маслом. А сам он молился в простоте: «Святой Лука, я не знаю, что ты там будешь делать, но я хочу играть на фортепиано, и все!».
И… пальцы начали расти. Примерно на третьей перевязке врач сказал матери: «Я не знаю, почему, но у него начинает расти кость, появляться ноготь. Я не могу понять, что это такое. Если бы ногтевая фаланга осталась, ноготь мог бы вырасти, но кость никак не может расти». Через три недели произошло полное восстановление! Всё это можно ясно разглядеть на рентгеновских снимках, помещенных в музее.
О чуде, произошедшем в его семье, рассказал почивший в декабре 2020 г. тюменский писатель и философ Мирослав Бакулин. У его пятилетней дочери Вари обнаружили злокачественную опухоль мозга. После неудачной операции состояние ребенка ухудшилось, ее выписывали домой умирать и лишь по мольбам родителей оставили на ночь в нейрохирургическом отделении больницы.
«И вот стою я у больничного корпуса, шесть часов вечера. Думаю о близкой смерти дочери. Вдруг из корпуса выходит человек в белом халате… Бородка, круглые очки, белая шапочка. Подходит ко мне стремительно и, взяв за руку, спрашивает:
– Это ваша дочь Варвара Бакулина лежит в реанимации?
– Да моя. Но нас завтра утром выпишут домой умирать.
– Поезжайте немедленно в Москву, в клинику имени Блохина. Вас там выходят. Там хорошо детей выхаживают.
– Хорошо, – говорю. – Как клиника называется? Имени Блохина?
И стал ручкой на ладони писать. Пока писал, он куда-то ушел. А я ничего не понимаю… Думаю, дай догоню, переспрошу поподробнее. Побежал его искать по корпусу, зашел в ординаторскую, всех опросил. Никто такого не знает. «Да и, – говорят, – откуда у нас здесь бородатые врачи? Это же нейрохирургия!»
Включив все связи и знакомства, девочку сумели в эту же ночь транспортировать из Тюмени в Москву, там ее тут же отправили на операцию. «Бог даровал нам еще полтора года жизни. Девочку выписали из центра без единого метастаза».
И вот некоторое время спустя Мирослав, помогая своему другу-священнику оформлять диплом для семинарии, посвященный больничному храму во имя святителя Луки, рассматривал прижизненные фотографии. «Одна из них повергла меня в состояние шока: на фотографии был тот самый доктор, который, крепко взяв меня за руку, посоветовал срочно ехать в Москву в клинику имени Н.Н. Блохина. Тот же белый халат, та же бородка, то же лицо, те же очки. Я оторопел, я ужаснулся: как близко к нам стоят святые! И когда я потом в интернете прочитал заметку об одном из множества чудес святителя Луки, уже и не удивлялся… Раньше я молчал о нашей истории, а теперь решил ее рассказать. Думается, молитва святителю кому-то поможет даже и в отчаянной ситуации».
Комментировать