Как под влиянием времени видоизменялось привычное для нас сегодня Правило ко Святому Причащению, откуда берет оно свое начало — разбираемся вместе с нашим автором Анной Самсоновой.
Однажды, произнося свою очередную проповедь перед ночной пасхальной службой (было это около 392 года) святитель Иоанн Златоуст обратился к своим слушателям с таким наставлением: «Поскольку и мы в нынешний вечер увидим Того, Кто был пригвожден на Кресте — как Агнца, закалаемого и приносимого в жертву, — то приступим, умоляю вас, со страхом, с великим почтением и благоговением. Разве вам неизвестно, как стояли Ангелы при гробе, в котором не было Его Тела, при гробе пустом? — Поскольку тот полностью принял в себя Владычнее Тело, то они воздают самому месту великую честь. Ангелы, превосходящие наше естество, с таким почтением и благоговением стояли при гробе, — а мы, намереваясь приступить не к гробу пустому, но к самой трапезе, содержащей Агнца, приступим с шумом и распрями?! Какое еще оправдание может нам быть после этого?» Как видим, на заре христианства святые тоже обращали внимание на особое благоговение перед принятием Тела и Крови Христовых.
И для каждого христианина, и для всей Церкви подготовка к принятию Святых Христовых Тайн очень важна, поскольку кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1Кор.11:27).

В целом молитвенная подготовка мирян к Причащению в Русской Православной Церкви литургически особо стала выделяться с XI века. В XIV веке она уже превратилась в отдельное правило, которое постепенно оформилось в Последование ко Святому Причащению. А с XVI по XVII века правило, наконец, закрепилось в виде чина.
Предпосылки
Здесь интересно рассмотреть, как же и почему стало формироваться Последование ко Святому Причащению. На этот счет существуют разные мнения. Так, одни приводят пример, что когда-то, в IV–VI веках, при одном богослужении паства, ожидая причастия, устроила толчею, для преодоления которой стали читать молитвы. По мнению других, формирование Последования ко Святому Причащению шло в рамках монашеской практики. Так, монахи-келлиоты посещали общее богослужение только один раз в неделю или удалялись в затвор с праздника Крещения Господня до Светлого Христова Воскресения, а всё остальное время молились, совершая суточный круг богослужения в своих кельях. Приходя на службу в храм, иноки получали на неделю запасные Дары, которыми они приобщались в течение недели, совершая в келье так называемую обедницу, то есть чин изобразительных. Известно, что уже тогда в нём были такие молитвословия, как Символ веры, молитва Господня «Отче наш…», «Един свят…». Считается, что именно эту службу пел преподобный Зосима перед причащением преподобной Марии Египетской на берегу Иордана. Есть также предположение, что подобная традиция существовала и ранее, поскольку заготовление запасных Святых Даров, которые умирающим и больным разносили диаконы, совершалось с древности.
Заимствования
Возможно, что молитвы ко Причащению появились в результате заимствования из практики Греческой Церкви, а также в связи с переводом на церковнославянский язык в XI веке в Киево-Печерской лавре Студийского устава и целого ряда богослужебных книг, которые впоследствии широко использовались в Русской Православной Церкви.
Однозначно мы можем говорить лишь о том, что в древнейших Служебниках правило еще не сформировано, идет лишь его становление. А вот уже в XV веке происходит рождение полноценного Последования ко Святому Причащению.

Известно, что с XV века началась унификация богослужений, которая продолжилась в XVI веке. В этот период после реформ митрополитов Алексия и Киприана в Русской Церкви получает распространение новая редакция Иерусалимского устава. Когда этот устав стал практически повсеместным, структура Последования ко Причащению становится более регламентированной: в него входят предварительные молитвы (так называемое обычное начало), псалмы, тропари, псалом 50, канон, молитвы, молитвы при приближении к чаше. Интересно, что тогда же в последовании появляется чтение Писания.
Тексты из Нового Завета помещались в конец как некая прибавка к чину и были неизменяемыми (в отличие от текстов Писания в чине изобразительных). В эти чтения входил рассказ о Тайной вечере, апостольские поучения о необходимости достойной подготовки к Таинству и слова Христа о Себе как о Хлебе Жизни и о необходимости принятия этого Хлеба.

В русских дониконовских изданиях молитв было намного больше, чем сейчас (хотя и там приведены далеко не все известные по рукописям тексты): 18 молитв — до Причащения, и 10 — после. Если раньше монашествующие могли их легко, даже по памяти, прочитать прямо во время богослужения перед Святым Причащением, то увеличившийся объем не позволял этого сделать без ущерба для участия в общей молитве. В результате возник порядок, когда Последование ко Святому Причащению совершается заранее, до литургии, а его заключительная часть, то есть благодарственные молитвы, — после неё.
Постепенно в Последовании начинают выделять три части: канон, псалмы и молитвы. При этом идет формирование двух практик. Согласно одной практике, канон читается накануне вечером в составе повечерия, псалмы и молитвы — утром перед литургией, а благодарственные молитвы — после литургии. Согласно другой практике, канон, псалмы и молитвы читаются вместе, накануне.
Наряду со Служебником, который является богослужебной книгой, предназначенной для священника и диакона, распространение получает Канонник. Это книга для домашней (келейной) молитвы, включающая в себя каноны с добавлениями некоторых молитв, служб суточного круга и других молитвословий. Сюда же стало входить и «Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причащению».
Первое известное московское издание Канонника — это издание 1636 года, включавшее последования к Причащению и по Причащении.
Богослужебные реформы
С середины XVII века идут богослужебные реформы, происходит перепечатывание богослужебных книг. Печатное дело дает возможность зафиксировать чины в книгах и распространять их по церквям и монастырям.
В Каноннике, изданном по благословению патриарха Иосифа в 1651 году, в Последование включены зачала из Апостола и Евангелия, а канон ко Причащению иной — творение святого Симеона Нового Богослова. Позднее структура последования стала схожей со структурой других служб суточного круга, прежде всего часов и утрени, а к середине XVII века она была зафиксирована в печатных книгах. Объем последования постоянно увеличивался, постепенно присоединялись как новые элементы (корпус молитв, Священное Писание), так и целые структурные единицы (канон, корпус тропарей и т. д.), практически не теряя других своих частей и элементов.
Таким образом, изначально возникнув из монашеской личной молитвенной практики, Последование стало обязательным элементом духовной жизни всех верующих, желающих причаститься. Сегодня в подготовку к Причастию входят покаянный канон ко Господу Иисусу Христу, молебный канон ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу-хранителю. Также читается Последование ко Святому Причащению, в которое входят канон ко Причащению и молитвы. Все они содержатся в Каноннике и обычном православном Молитвослове. Главным и в более ранние века, и сегодня остается одно: готовясь к Причастию, мы должны очистить свои тело (с помощью поста) и душу (с помощью молитв). Чтобы, по слову святителя Иоанна Златоуста, приступить к чаше «с великим почтением и благоговением».
Комментировать