Канон гимнографический

***

Кано́н (см.: Канон) гим­но­гра­фи­че­ский – пес­но­пе­ние, посвя­щен­ное осо­бому собы­тию или про­слав­ле­нию свя­того, состав­лен­ное по опре­де­лен­ным пра­ви­лам из несколь­ких песней (9‑ти, 8‑ми, 4‑х, 3‑х, 2‑х), свя­зан­ных по содер­жа­нию общей тема­ти­кой, состо­я­щих из ирмоса и тро­па­рей. Канон сопо­став­ляет вет­хо­за­вет­ные образы и про­ро­че­ства с соот­вет­ству­ю­щими собы­ти­ями Нового Завета.

kanon gimnograficheskij - Канон гимнографический

Песнь состоит из ирмоса и сле­ду­ю­щих за ним тро­па­рей.

В боль­шин­стве кано­нов 2‑я песнь отсут­ствует, т.к. по Типи­кону её поло­жено сти­хо­сло­вить только в Вели­ком Посту (не каждый день). Она при­сут­ствует только в кано­нах Пост­ной Триоди. Во всех других кано­нах (даже и пока­ян­ного содер­жа­ния) она отсут­ствует

Ирмос – рас­по­ла­га­ется в начале каждой песни, ука­зы­вает на вет­хо­за­вет­ные про­об­разы и явля­ется образ­цом (по содер­жа­нию, сти­хо­твор­ной форме, ритму) для осталь­ных тро­па­рей данной песни.

Тро­парь – крат­кая песнь, про­слав­ля­ю­щая дела Бога или Его святых. Послед­ний тро­парь каждой песни посвя­щён про­слав­ле­нию Бого­ро­дицы. Тро­ич­ный тро­парь про­слав­ляет Пре­свя­тую Троицу. Окон­ча­ния тро­па­рей каждой песни часто повто­ря­ются. Припев про­из­но­сится перед тро­па­рями, за исклю­че­нием начи­на­ю­щихся со Слава…

Седа­лен – крат­кое цер­ков­ное пес­но­пе­ние во время кото­рого моля­щи­еся сади­лись, для слу­ша­ния сле­ду­ю­щего за ним чтения Свя­щен­ного Писа­ния или Жития свя­того. Раньше это чтение сле­до­вало за 3‑ей песней.

Кондак – в про­шлом, гимн состо­я­щий из боль­шого числа строк – икосов. Создан прп. Рома­ном Слад­ко­пев­цем. Бук­вально озна­чает валик, на кото­рый накру­чи­вался свиток; это зна­че­ние пере­шло и на сам свиток. Нынеш­ний кондак и икос после 6‑й песни канона – всё, что оста­лось от древ­него кондака. Первым конда­ком был кондак Рож­де­ства Хри­стова – «Дева днесь Пре­су­ще­ствен­ного раж­дает…».

Песни Свя­щен­ного Писа­ния поло­жен­ные в основу ирмо­сов

1‑я. Бла­го­дар­ствен­ная песнь про­рока Моисея, после пере­хода евреев через Черм­ное (Крас­ное) море. Это собы­тие – основа вет­хо­за­вет­ной Пасхи и про­об­раз ново­за­вет­ной. Под цар­ством фара­она под­ра­зу­ме­ва­ется цар­ство диа­вола и греха, под Изра­и­лем – хри­сти­ане, кото­рых Гос­подь Своим вос­кре­се­нием пере­вёл от смерти к жизни (Исх. 14:21-15,21).

2‑я. Обычно отсут­ствует. Песнь эта побуж­дает к пока­я­нию и по своему настро­е­нию соот­вет­ствует дням Вели­кого поста, в кото­рые мы должны омы­вать душу сле­зами. Испол­ня­ется 2‑я песнь только в дни св. Четы­ре­де­сят­ницы, напри­мер, в Вели­ком пока­ян­ном каноне пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского — самом боль­шом из извест­ных кано­нов.

3‑я. Бла­го­дар­ствен­ная песнь св. Анны, матери про­рока Саму­ила. Св. Анна дала обет Гос­поду, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребе­нок. Песнь явля­ется её молит­вой, когда она отдала ребёнка слу­жить Богу при свя­щен­нике Илии. (1Цар.2:1-10). Сим­во­ли­зи­рует нашу бла­го­дар­ность Гос­поду, ибо без него мы бес­плодны, как бес­плодна была св. Анна.

4‑я. Про­ро­че­ская песнь-молитва про­рока Авва­кума (Авв.3:1-19), в кото­рой он вос­пе­вает вели­чие Гос­пода, Его спа­се­ние для нас.

5‑я. Молитва про­рока Исайи (Ис.26:9-19), про­ви­дев­шего при­ше­ствие Спа­си­теля и все­об­щее вос­кре­се­ние.

6‑я. Молитва про­рока Ионы из чрева кита (Иона 2:2-10). Мы выра­жаем бла­го­дар­ность Гос­поду за то, что Он спас нас, погряз­ших в грехах. Чрево кита – образ пре­ис­под­ней.

7 и 8‑я. Песнь трёх отро­ков, ввер­жен­ных в рас­ка­лён­ную печь за отказ покло­ниться идолу и чудесно спа­сён­ных (Дан.3:19, 26-56; 3:57-90). Печь – символ про­шед­шей, греш­ной жизни, за что евреи были отданы под власть языч­ни­ков.

9‑я. Песнь Бого­ма­тери при встрече со св. Ели­са­ве­тою: «Вели­чит душа моя Гос­пода…» (Лк.1:46-55). Молитва Заха­рии, пора­жён­ного немо­той и вновь обрет­шего дар речи «Бла­го­сло­вен Гос­подь Бог Изра­и­лев…» (Лк.1:68-79).

Каноны, как и ака­фи­сты – это всегда в ори­ги­нале сти­хо­твор­ные, поэ­ти­че­ские формы

Все каноны — поэ­ти­че­ские про­из­ве­де­ния. Но в разной сте­пени: есть отно­си­тельно про­стые (когда вся рифма обес­пе­чи­ва­ется чере­до­ва­нием удар­ных и без­удар­ных слогов), но есть и, так скажем, поэ­ти­че­ские в высшей сте­пени, когда форма соот­вет­ствует опре­де­лен­ному типу гре­че­ской поэзии — гекза­метру (2‑й канон на Рож­де­ство Хри­стово, Бого­яв­ле­ние, Пяти­де­сят­ницу).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки