Исповедовавшись и причастившись, можно уже не поститься. Можно расслабиться и отдохнуть. Ведь всё уже сделано, но так ли это? Того ли ждет от нас Господь после исповеди и причастия? Секреты духовной борьбы раскрывает иеромонах Евтихий.
Поговел
Однажды весной пришлось наблюдать такую картину. Молодой человек исповедовался и причастился. После службы в храме в трапезной устраивали обед. На него шли служители храма и некоторые из прихожан. Пошёл и этот парень. За столом он был оживлённым и не отказывал себе ни в чём, в том числе и в разговорах с соседями. Рядом сидели еще юноши, и они договорились вместе пойти в парк. Там как раз открылась какая-то выставка, и ожидался концерт. А за трапезой была и мама этого молодого человека. Она услышала их разговор и сказала сыну:
— Ты же сегодня причастился. Побудь дома, почитай книги.
— Ма, я целых три дня дома просидел, — недовольно ответил юноша. — Постился, читал, молился. Готовился к причастию. Устал, хватит! Дай отдохнуть!
Что тут скажешь? Подготовка к причастию — действительно труд. После принятия Таинства на душе легко и светло! Хочется веселиться, общаться. Всё же исполнено. Можно теперь и отдохнуть! До причастия надо поститься, читать правило, быть на службе. А после причастия никаких правил-то нет.
Многие интуитивно чувствуют, что хоть правил и нет, но надо побыть этот день с Господом, без суеты. И тем и ограничиваются. Некое такое «усвоение» причастия. Но так ли учат нас поступать святые отцы? Это ли весь плод истинного покаяния?
«Не уподобляйтесь тем, кои, кончая говение, как бы сбрасывают с себя какие невольнические узы и предаются снова всей беспечности и всей свободе невнимательной к себе жизни. Не конец видьте в сподоблении Святого Причастия, а начало трудов и подвигов. Так себя считайте, что вы то же, что расстроенная машина, ныне только окончательно исправленная. Настало время работы, а не конец её», — пишет святитель Феофан Затворник.
Всеоружие Божие
Перед причастием мы приносили покаяние в грехах. Если правильно готовились к исповеди, то определили и главную свою страсть, наклонность греховную, которая ежедневно, а может и ежечасно борет нас. Вот и надо приготовиться бороться с грехом, и в первую очередь с ней, с главной гидрой. Что для этого надо? Вооружиться против неё и приготовиться к битве.
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, всё преодолев, устоять (Еф.6:11-13), — пишет апостол Павел.
Первое наше оружие — это молитва. Надо просить Господа избавить от греховной страсти, дать сил противостоять ей, просить быть постоянно внимательным к себе, просить даровать истинное покаяние и обращение от греха. Какие для этого пригодны молитвы, где их взять? Сейчас много печатается полных молитвословов с молитвами на всякие нужды. Можно взять их в разделе «Молитвы об избавлении от страстей (покаянные)» Молитвослова на портале Азбука веры.
Можно также просить Бога своими словами. Прп. Иоанн Лествичник приводит образ молитвенного прошения, открытый одному монаху Ангелом. Первым делом надо поблагодарить Господа за множество благодеяний Его, дать Ему славу. Затем покаяться в своих грехах. Только потом уже осторожно приступать к Нему с прошением. И исполнение его возлагать со смирением на волю Божью, как Ему угодно. Например: «Благодарю Тебя Милостивого и Всеблагого Владыку нашего, что сподобил меня и сегодня принести покаяние и причаститься Святых Твоих Тайн! Прости меня за то, что я непрестанно согрешаю пред Тобою, наипаче высокоумием и гордостью. Прости меня грешнаго и помоги мне избавиться от них. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Да будет воля Твоя святая и на мне грешном». Такими или подобными словами можно молиться Господу.
Боевые посты
Кроме молитвы святые советуют разведать поле битвы и выставить «боевые посты».
Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения её, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить (Лк.14:28-30)? — учит Господь.
Что значит такой расчёт издержек? Надо проанализировать, когда и в каких случаях нас борет эта страсть. Подумать, как избежать этого, а также как противостоять, если избежать не удастся. Вот это и будет разведкой поля боя и выставлением боевых постов.
Однако и это ещё не все приготовления к битве. Сколько ни производи разведок и не копай окопов, обустраивая боевые позиции и посты, если не выставить в них часового, то наверняка нападение врага будет не замечено вовремя. Сможешь ли устоять, когда штурмовики его уже лезут в твои окопы? Вряд ли. Надо увидеть врага ещё на дальних подступах и ударить по нему из всех огневых средств. Вот тогда бой не будет проигран и есть надежда на победу. Что это значит для духовной войны? Наш часовой — это трезвение, постоянное внимание к своему внутреннему миру, к мыслям, чувствам, эмоциям, движениям воли и желаний. Святые отцы всё это называют помыслами. Это не просто мысль или зрительный образ, но и те чувства и желания, которые с ними связаны, которые порождаются ими.
Лучше всего трезвение соединяется с памятью Божьей, или внутренним поучением, или непрестанной умной молитвой. При таком умном делании подвижник как бы чувствует пронизывающий взгляд Божий сверху на его ум и сердце, которые соединяются в молитве к Нему. Но такое делание доступно только преуспевшим в Иисусовой молитве. Начинать же по возможности надо с частого молитвенного обращения к Богу одним только умом: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Это регулярное молитвенное воспоминание о Боге будет привлекать внимание к внутреннему миру и положит начало основополагающей христианской добродетели — трезвению. Ум должен стоять на страже сердца и отражать молитвой помыслы, которые пытаются в него проникнуть.
«Блюди своё сердце», — учил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Другими словами: наблюдай за своими чувствами, помыслами.
Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк.7:21-23), — говорил Господь.
Вот такой часовой нужен нашему внутреннему миру — трезвение, молитвенное внимание.
Как нужно бороться с грехами
Всё это только приготовления к сражению. Сам же бой начинается, когда приходит страстный греховный помысл. Как ему противостоять? Борьба эта хорошо описана у преподобного Никодима Святогорца в книге «Невидимая брань» в «Главе 13. О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной, и о деланиях, какие должна проходить воля, чтобы стяжать навык в добродетелях». Он пишет, что сначала надо воспротивиться греховному помыслу силой воли, как бы отринуть его. Для того, чтобы это было успешней, нужно с гневом обратиться против этого помысла.
«Восставь потому неприязнь против них, как против врагов, и разгневайся на них, по чувству самосохранения, пока можешь искренно сказать: неправду возненавидех и омерзих (Пс. 118, 163) или: совершенною ненавистию возненавидех их: во враги быша ми (Пс. 138, 22). Это сильный удар им, и они отодвинутся, но не исчезнут», — пишет святой.
Затем надо обратиться с молитвой к Богу, чтобы отогнать греховные мысли, которые враг пытается всеять в наш ум, а затем и в сердце. Так враг отойдёт. Но он ещё не побеждён и готов вновь напасть на нас. Чтобы «поразить его в главу», надо сделать что-то противоположное возникнувшей страсти. Не откладывая это на потом. Чем старательней мы будем возводить противоположную добродетель, тем безопаснее мы будем от падения. Вот такой образ борьбы со страстным помыслом советуют нам святые.
Однако греховные помыслы многократно борют нас и не всегда есть время и силы подобным образом реагировать. Часто, когда сила помысла не так велика, достаточно просто обратиться к Богу с молитвой. Например, пришёл за работой помысл самохваления: «Как хорошо и ловко у меня получается! Не то, что у других!» Поймав себя на нём, сразу мысленно обратимся к Богу: «Согрешил, Господи, самодовольством и превозношением. Прости меня грешного. Господи, даруй мне смирение, самоукорение и уважение к другим». Часто достаточно обличить греховную страсть и исповедать её Богу для того, чтобы она улеглась. Бесы очень боятся обличений и, будучи пойманы «на горячем», часто сразу бросаются убегать. Такую или подобную молитву можно произносить в уме, не отрываясь от дела.
Но иногда наоборот, даже разгневавшись на врага и призвав на помощь Бога, мы всё равно не можем отогнать навязчивые помыслы. Тогда надо оставить все дела и встать на молитву, желательно с земными поклонами. Когда в борьбу включается и тело, тогда бесу приходится уже несладко, и он в страхе бежит.
Вот так совершается мысленная война. Так побеждается греховная наклонность. Так искореняется страсть.
Наша цель — быть с Богом
Кроме того, святые отцы советуют для успешной борьбы с грехом почаще каяться и исповедоваться. Конечно, перечислять все греховные помыслы не нужно, да и невозможно в наших условиях. Но назвать главные греховные страсти, порождающие эти помыслы надо. Тогда они быстрее увянут и перестанут беспокоить. Если не подбрасывать дров или угля в огонь, он скоро угаснет. Так и страсть, если не питать её греховными помыслами, она увядает. А если поливать огонь водой, то он не возгорится вновь. Вода — это частое исповедание в церкви.
«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16), — пишет апостол Иаков.
“…Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся” (Ин.20:22-23), — так сказал Господь, давая Апостолам власть «вязать и решить» грехи людские.
Кроме такой мысленной брани для искоренения каждой конкретной страсти бывают хороши ещё свои особые оружия.
Для угашения блудной похоти надо немного больше поститься и меньше спать. Для искоренения гнева — больше молиться и делать земных поклонов. И в таком духе бороться против других страстей.
Человек не только духовен, как Ангелы, но и телесен. Потому ему хорошо для борьбы с грехом использовать и телесные упражнения — пост, бдения, поклоны, стояние на молитве. Важно только не чрезмерно увлекаться ими. Это только инструменты. Наша цель — быть с Богом. И помощи мы ждём, в первую очередь, от Бога, а не от постов и бдений.
Комментировать