Вкалывают роботы, а не человек!
2 Июн

Вкалывают роботы, а не человек!

Екатерина Дудник
(19 голосов4.5 из 5)

Тема «Церковь и искусственный интеллект» с каждым днём становится всё более актуальной. Передовые технологии прочно внедряются в жизнь современных людей. Но можно ли говорить, что они несут исключительную пользу для христианина, а не вред? Этот вопрос мы решили разобрать со священником Дмитрием Трибушным, настоятелем храма Рождества Божией Матери города Донецка.

Искусственный против природного

— Отец Дмитрий, что в целом значит искусственный интеллект с христианской точки зрения? Как нам правильно это понятие трактовать?

— С христианской точки зрения искусственный интеллект (ИИ) является вызовом христианству. Уже само понятие «искусственный» связано в нашем языке не только с искусностью, искусством и творчеством, но и с чем-то противоположным естественному, природному. То есть тому, что задумано и создано Самим Творцом. Искусственный означает не только искусно созданный, но и искушающий. В этом смысле ИИ является искушением.

— Можно ли считать эту новую область науки полезной и даже нужной для христианина? Если да, то в чём именно?

— При помощи ИИ мы не сможем лучше молиться или поститься. ИИ не поможет нам стяжать Святой Дух. Напротив, погружённость в цифровой мир препятствует духовной жизни.

Поможет ли нам ИИ в исследованиях, посвящённых христианской традиции (патрологии, библеистике, церковной истории), покажет время. Но не обманет ли? Можно ли контролировать процессы его деятельности? Достоверны ли его выводы?

В любом случае, даже если научная вовлечённость христианина в подобные исследования принесёт какие-то плоды, то не слишком ли дорогая цена за утрату чего-то более важного для души?

— А можно ли сказать, что при злоупотреблении искусственный интеллект принесёт вред? Например, когда машина будет делать всё за человека, а он со своей стороны станет полностью пользоваться этой возможностью. Ведь последствиями такой жизни могут стать и лень, и духовная деградация?

— Вы сами ответили на этот вопрос. Помните песню из «Приключений Электроника»? «Позабыты хлопоты, остановлен бег, вкалывают роботы, а не человек. До чего дошёл прогресс – труд физический исчез, да и умственный заменит механический процесс».

Труд умственный и физический неразрывно связаны друг с другом.

Человек есть существо трудящееся. Развитие ИИ ведёт к мутации человека. Он теряет то, что делает его человеком. При этом он становится ненужным, выносится за скобки. ИИ заостряет вопрос о проблеме занятости и трудоустройства, о перенаселённости планеты, о нужных и ненужных людях. Очевидно антихристианское основание этого явления.

Жажда комфорта как результат

— А на сознание человека искусственный интеллект может влиять? Как этого избежать?

— Я часто вспоминаю такую притчу.

Цзы-Гун возвращался домой из путешествия в Чу вместе со своими учениками. По пути увидел старика, который вскапывал огород и поливал его, лазая в колодец глиняным кувшином. Старик трудился неутомимо, сил тратил много, а работа у него шла медленно.

Цзы-Гуну стало жаль старого человека, и он обратился к нему с такими словами:

– Разве ты не знаешь, что существует механизм для полива? Это такое чудесное устройство, что за один день может полить сотню грядок! Много сил с ним тратить не нужно, а работа продвигается быстро. Не лучше ли тебе приобрести такую машину?

Крестьянин посмотрел на него и спросил:

– А что это за машина?

– Её делают из дерева, задняя часть у неё тяжёлая, а передняя лёгкая. Вода из неё бьёт, как из родника. Её называют водяным колесом.

Старик нахмурился и сказал с усмешкой:

– Мой учитель так говорил мне: «Тот, кто работает с машиной, сам всё делает как машина. У того, кто всё делает как машина, сердце тоже становится машиной. А когда сердце становится как машина, исчезают целомудрие и чистота. Если же нет целомудрия и чистоты, не будет и твёрдости духа. (Отрывок из главы «Небо и Земля» Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг. до н.э.) Перевод В.В. Малявина.)

Парадокс, но в диалоге машины с человеком не только машина уподобилась человеку, но и человек уподобился машине. Вдвойне печально то, что это коснулось церковной жизни.

Наши христиане также эмигрировали в цифровой мир. Отсюда налицо признаки машинизации мышления современного прихожанина. Зачастую он мыслит как машина – скоростью, комфортом. Жаждет быстрых результатов в духовной жизни. Ради того, чтобы было уютно, требует снятия аскетических подвигов: Петрова поста, дополнительного поста перед причащением, посещения вечерних богослужений…

В новой протестантизированной версии православие должно быть радостно и комфортно.

Машины призваны создавать комфорт. Церковь тоже превращают в машину комфорта.

Лишённые свободы и общения

— Я недавно услышала такую фразу, что искусственный интеллект способен даже лишить человека свободы. Как Вы относитесь к этой мысли?

— А разве свободен человек, изменивший своей природе и сохраняющий противоестественное состояние? Свободен ли тот, кто отлучён от живой жизни, отказался от божественного дара мыслить и трудиться, пусть и через пот, кровь и слёзы?

Священник Дмитрий Трибушный, настоятель храма Рождества Божией Матери города Донецка. Фото: сообщество «Духовная литературная гостиная»

К тому же ИИ – идеальная система контроля над личной жизнью человека, от здоровья до распределения финансов, что не скрывают апостолы дивного нового мира Клаус Шваб и Юваль Ной Харари. Последний, кстати, открыто проповедует антихристианские идеи.

— Имеется ли риск того, что искусственный интеллект в определённой мере может стать преградой для нормальных отношений между людьми?

— Почему может? Уже стал. Приведу только некоторые следствия цифровизации общения, выделенные известным православным богословом Жаном-Клодом Ларше: гиперкоммуникация — псевдоизбавление от одиночества, качественное обнищание межличностного общения, новый индивидуализм, всеобщий аутизм, безответственность в отношениях: оговор, клевета, харассмент. И это только часть последствий отказа от общения реального.

Печально видеть прихожан, которые даже в ожидании богослужения сидят в телефонах, игнорируя живой разговор с живым единомышленником.

По возможности отстраняться

— Но всё-таки наша современная жизнь невозможна без технического прогресса. Отец Дмитрий, как же нам правильно относиться к такому новшеству, как искусственный интеллект?

— По возможности отстраняться. Обратить внимание на то, сколько времени мы уделяем цифровым технологиям. Нужна смелость, чтобы вовремя признать свою зависимость. Путь к исцелению алкоголика или наркозависимого начинается с признания своего заболевания.

Жить так, чтобы ты использовал технологии, а не технологии использовали тебя. Меньше быть в виртуальном мире, и больше в реальном. Смотреть в небо, ходить по траве, не читать электронные книги вместо печатных. Не совершать молитвенное правило по телефону. Общаться в кафе, а не через «Телеграм». Не привлекать к себе внимание регулярным выкладыванием своих фотографий в соцсети и пустословными постами. Иметь живые бумажные деньги вместо электронных. Не цифровизироваться.

Четвёртой промышленной революции христианин должен противопоставить духовную христианскую контрреволюцию.

Комментировать

Загрузка формы комментариев...