Взятка

***

Взя́тка — неза­кон­ное воз­на­граж­де­ние, предо­став­ля­е­мое лицу или группе лиц за испол­не­ние либо неис­пол­не­ние им (ими) своих долж­ност­ных или закон­ных обя­зан­но­стей.

Взя­точ­ни­че­ство (имеем в виду взи­ма­ние взяток) может рас­смат­ри­ваться как раз­но­вид­ность стра­сти среб­ро­лю­бия.

В совре­мен­ном граж­дан­ском обще­стве отно­ше­ние к взятке бывает неод­но­знач­ным. В ряде слу­чаев взятка может и не рас­смат­ри­ваться обы­ва­те­лем как нечто из ряда вон выхо­дя­щее, интер­пре­ти­ро­ваться как доста­точно без­обид­ное сред­ство для ула­жи­ва­ния опре­де­лен­ных вопро­сов, не явля­ю­щихся кор­руп­ци­он­ными: как своего рода плата, при­зна­тель­ность, бла­го­дар­ность за ока­зан­ную услугу.

Ещё недавно более или менее нор­маль­ным счи­та­лось «рас­пла­чи­ваться на месте» инспек­тору за нару­ше­ние правил дород­ного дви­же­ния. Сего­дня такое «полу-невин­ное» взя­точ­ни­че­ство встре­ча­ется в сфере дошколь­ного и сред­него обра­зо­ва­ния, бес­плат­ного здра­во­охра­не­ния, в отно­ше­ниях насе­ле­ния с пред­ста­ви­те­лями ЖКХ.

Гораздо более резкое отно­ше­ние в обще­стве к взятке встре­ча­ется в слу­чаях, когда взятки сопря­жены с круп­ной кор­руп­ци­он­ной игрой. Как пра­вило, они не вызы­вают широ­кого сочув­ствия.

Как соот­но­сятся между собой взятка и хри­сти­ан­ство? Мздо­им­ство, взя­точ­ни­че­ство, в хри­сти­ан­ско-нрав­ствен­ной лите­ра­туре опре­де­ля­ется как  грех. Иногда этот грех отме­ча­ется среди тяжких, особо пагуб­ных. И дело здесь не только в нару­ше­нии закона (Божьего или граж­дан­ского).

В лице взя­точ­ника страсть к мздо­им­ству нередко соеди­ня­ется с дру­гими стра­стями, такими как любо­с­тя­жа­ние, коры­сто­лю­бие, Жад­ность. Под вли­я­нием этих стра­стей нажива, мате­ри­аль­ное бла­го­со­сто­я­ние, богат­ство ста­но­вятся для греш­ника идолом, богом, куми­ром. Это служит ему сетью, отвра­щает от Еди­ного и Истин­ного Бога: «не можете слу­жить Богу и мам­моне» (Лк.16:13).

Одним из наи­бо­лее ярких при­ме­ров пре­да­тель­ства Бога за взятку служит Иуда. Как известно, сумма взятки, цена пре­да­тель­ства соста­вила для него трид­цать среб­рен­ни­ков (Мф.26:14–16) — цену раба.

Сле­дует пом­нить: не только взя­точ­ник, но и тот, кто пред­ла­гает, даёт взятку может под­пасть под Суд Божьей Правды: как иску­си­тель и совра­ти­тель. Конечно, встре­ча­ются и особые ситу­а­ции, когда от взятки зави­сит здо­ро­вье или даже жизнь чело­века; при этом взятка не просто пред­ла­га­ется — её тре­буют, вымо­гают. В данном случае взят­ко­да­тель всё равно полу­чает оценку Суда Божьей Правды. Какой именно ока­зы­ва­ется эта оценка, зави­сит от част­ных усло­вий и обсто­я­тельств.

Книга Деяний святых апо­сто­лов содер­жит опи­са­ние случая под­тал­ки­ва­ния к взятке самого апо­стола Павла. Этот случай связан с нахож­де­нием его под стра­жей за про­по­ведь о Христе. В роли мздо­имца высту­пил мест­ный пра­ви­тель, Феликс (Деян.24:25–26).

Встре­ча­ются ли взятки в цер­ков­ной жизни? Встре­ча­ются. В Книге Деяний святых апо­сто­лов опи­сана попытка запо­лу­чить дар Свя­того Духа за деньги (Деян.8:18–20). Взятка была пред­ло­жена апо­сто­лам Симо­ном Волх­вом. Петр, в ответ, при­гро­зил дерз­кому взят­ко­да­телю суро­выми Божьими карами.

Между тем, впо­след­ствии прак­тика тор­го­вать бла­го­да­тью) за деньги встре­тила в Церкви сто­рон­ни­ков. В част­но­сти, за деньги совер­ша­лись руко­по­ло­же­ния в свя­щен­ство, назна­че­ния на при­вле­ка­тель­ные долж­но­сти. Явле­ние полу­чило назва­ние «симо­ния». В про­ти­во­дей­ствие этому явле­нию Цер­ко­вью были уста­нов­лены каноны, согласно кото­рым, напри­мер, свя­щен­но­слу­жи­тели, тор­гу­ю­щие бла­го­да­тью, должны под­ле­жать извер­же­нию из свя­щен­ства.

***

См. также: ЛЮБО­С­ТЯ­ЖА­НИЕ, ЛИХО­ИМ­СТВО, КОРЫСТЬ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки