Кража

Литература по теме

Кра́жагрех, связанный с нарушением восьмой заповеди Божией; хищение, незаконное присваивание чужой собственности.

Грешит против этой заповеди, например, тот, кто ворует, грабит, вымогает, берёт взятки, удерживает плату работника; кто получает плату за работу, но не работает; кто берет чужое обманом, хитростью.

Особо тяжкими видами воровства являются святотатство и симония.

Греху кражи противостоят следующие добродетели: бескорыстие; верность; правосудие; милосердие к бедным.

Человек имеет право обладать вещами, необходимыми для его благополучия. Однако он не должен единолично пользоваться вещами сверх необходимого для него, поскольку это приравнивается святыми отцами к воровству. В связи с этим свт. Василий Великий говорит: «Если вы сознаете, что они (временные блага – прим. ред.) даны вам Богом, то неужто думаете, что Он, неравномерно распределив их, несправедлив? Для чего вы богаты, а другой – беден, как не для того, чтобы вам заслужить награду за доброе пользование, а ему – за смирение? Не съеденный вами хлеб – это пища голодного; хранящийся про запас плащ – это одежда нагого; изгнившие без дела сандалии – это обувь босого, хранящиеся в сундуке ценности – это деньги нищего. Это вы несправедливы в той мере, в какой могли бы помочь». Здесь следует делать поправку на то, что бытовые вещи в то время были дороже нынешних, что однако не отменяет по сути верную мысль святителя.

Библия о воровстве

«Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием» (Ис.61:8)

«Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том» (Притч.29:24).

«Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь; но оба они наследуют погибель» (Сир.20:25).

«Ни воры, ни лихоимцы… ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10).

«Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28).

Как следует понимать эпизод из Библии, где Бог повелел иудеям обобрать египтян (Исх.12:35-36)?

Господь является Хозяином всякой вещи, так что Он вправе давать что угодно тому, кому Он пожелает по Своему правосудию. Подобно тому, как человек может забрать вещь по постановлению суда, отнятие иудеями по наказу Господа добра у египтян, которые причиняли им беспричинное зло, не является воровством.

Является ли присвоение найденной на улице вещи или денег кражей?

Данный вопрос регулируется гражданским кодексом РФ (ст. 227, Находка). Чтобы поступить правильно, нужно соблюсти предписания этой статьи. По словам св. Августина, «коли ты, найдя вещь, не возвратил её владельцу, значит, ты её украл». Если вещь однозначно ничейная, то ее присвоение не является воровством.

Что необходимо сделать, чтобы принести покаяние в краже?

Особенность покаяния в этом грехе в том, что помимо сокрушения и исповеди в церкви, необходимо сполна возместить нанесенный ущерб. Священник Георгий Максимов объясняет: «В церковных книгах, где содержится последование исповеди, сказано: если окажется, что исповедующийся украл что-либо, то пусть вернет. И только после возвращения украденного человек получает прощение греха воровства. Так что если кто-то думал, будто в христианстве можно так, что наворовал, а затем сходил на исповедь и дальше себе живешь припеваючи, пользуясь ворованным, то это ошибка. Надо вернуть. Если ты силен – то явно, с признанием и раскаянием, если слаб, то тайно, но вернуть украденное необходимо. Иногда спрашивают: а что делать, если это невозможно? Например, человек, у которого мы украли, умер, или мы не знаем, где он теперь, или фирма, где мы воровали, уже не существует и так далее? В этом случае надо подсчитать стоимость украденного и отдать на милостыню. Не в Церковь, а нуждающимся. Украденное не должно оставаться частью нашей жизни». Можно добавить, что и родственники умершего, в собственность которых перешло явно украденное имущество (или приобретенное на украденные деньги) должны сполна возместить ущерб, избавившись от имущества (или суммы денег, которых оно приблизительно стоило на момент приобретения), в соответствии с вышеуказанными рекомендациями. Удержание чужого не принесет ничего, кроме бед и осуждения в посмертной жизни.

Цитаты о краже

«Похищенное чужое добро, как огонь, внесенный в дом, все прочее имение уничтожает, ибо где неправда, там и клятва Божия; где же клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Похищай и хватай, человек, похищай, как хочешь и что хочешь, однако же, знай, что все из рук твоих вытечет и твое собственное неправда как огонь потребит».
свт. Тихон Задонский

«Все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам по провидению Божию для помощи бедным; а потому, если не уделяем им от нашего избытка, то этим похищаем или скрываем их собственность и дар Божий».
Пространный христианский катихизис

«Укравшему, если сам покается и обвинит себя, да будет на 1 год запрещено только приобщение святынь; а если его уличат, то на 2 года. Время же будет для него разделено на припадание и стояние с верными, а после пусть его удостоят приобщения».
61-е правило свт. Василия Великого

«Не кради, чтобы Ведающий сокровенное (Дан.13:42) не воздал бы тебе отмщением многократным за пренебрежение к Нему. Ты же, напротив, от имения твоего тайно подавай нуждающимся, чтобы сторицей получить от Бога, видящего тайное, и жизнь вечную в будущем веке».
свт. Григорий Палама

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka