Ростовщичество

Литература по теме

Ростовщи́чество — деятельность, связанная с предоставлением займов с целью получения прибыли.

Каково было отношение к ростовщичеству во времена Ветхого Завета?

В ветхозаветный период закон запрещал иудеям одалживать деньги в рост нуждавшимся братьям. Однако, устанавливая это требование, Бог не говорил, что его действие распространяется на любые случаи займов, на все времена. Речь вообще не шла о запрете на ростовщичество как таковое.

Скажем, в Книге «Левит» данный запрет обусловлен бедностью заёмщика и видами добрососедства: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою» (Лев.25:36).

А в Книге «Второзаконие» прямо прописано то обстоятельство, при котором ростовщичество не запрещено: «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор.23:19-20).

Тем не менее, этот род деятельности среди Израиля не слишком приветствовался. Так, в Книге пророка Иезекииля между аспектами праведной жизни перечислена и непричастность к ростовщичеству: «в рост не отдает и лихвы не берет» (Иез.18:8).

Негативное отношение к ростовщичеству было вызвано не столько характером этого делания, сколько сопутствовавшими ему злоупотреблениями: прямыми нарушениями наложенных Богом ограничений, жадностью заимодавцев, притеснениями должников. Порицалась и сложившаяся было традиция подменять надежду на Бога надеждой на прибыль: «ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» (Иез.22:12).

Разумеется, при таком отношении к Богу и ближнему невозможно было вписаться в число добросовестных исполнителей главных Божественных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).

Каково отношение к ростовщичеству в Новом Завете?

В Новом Завете требования о любви, милосердии, сострадании к ближнему звучат отчетливее и сильнее, чем в Ветхом. И эти Евангельские нормы должны лежать в основе нравственной жизни каждого христианина.

Христос не раз прибегал к примерам из области коммерческих отношений для объяснения высших Евангельских истин. А в одной из Своих притч Он прямо говорит о ростовщичестве. В этом сюжете рабы, выгодно распорядившиеся серебром, вверенным им господином, и приумножившие через это его состояние, названы добрыми и верными (Мф.25:21-23). Другой же раб, не использовавший серебро и вернувший его без избытка, был обличён: «лукавый раб и ленивый! …надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф.25:27).

Конечно же, в этой притче ростовщичество является лишь иллюстрацией. В отношении сребролюбия Господь выражался определённо: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).

Церковные каноны о ростовщичестве

Церковное право накладывает канонические прещения за занятие ростовщичеством только на клириков — 44 Апостольское правило, 17 правило I Вселенского собора, 10 правило VI Вселенского собора, 4 правило Лаодикийского собора, 5 правило Карфагенского собора.

В общем виде этот запрет звучит так: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (44 Апостольское правило). В этом правиле перечисляются только три степени священства, но уже 17 правило I Вселенского собора расширяет круг лиц, которым запрещено ростовщичество, до всех «причисленных к клиру». Причем согласно 138 правилу Номоканона при Большом Требнике ростовщичество запрещается также и монахам: «Инок же, или инокиня лихву взимающе да отлучатся, и от Причастия да возбранятся, дондеже престанут».

5 правило Карфагенского собора гласит: «Страсть алчности, которая, вне всякого сомнения, является матерью всех пороков, должно сдерживать, так чтобы никто не пользовался чужим и ради прибытка не преступал определения отцов и чтобы никакому клирику никоим образом не было позволено от какой бы то ни было вещи получать рост… А о том, что совершенно ясно установило Божественное Писание, не нужно выносить решения, но скорее нужно этому следовать. Соответственно, то, что достойно порицания в мирянах, тем более должно осуждаться в клириках». Прп. Никодим Святогорец так поясняет смысл этого правила: «О том, что и Божественное Писание, и священные правила повелевают, ясно запрещая брать проценты как мирянам, так и клирикам, нам не должно выносить решения, но мы должны следовать этому. Ведь если Божественное Писание и правила осуждают и мирян за то, что они берут проценты, то тем более осуждают за это клириков».

Цитаты о ростовщичестве

«Хотя многие лихвы или процента грехом не считают, однако это есть или вымысел сребролюбивых сердец, которые совесть свою грызущую таким образом стараются утешить и страсть сребролюбия оставить не хотят; или признак того, что не внимают святому Божиему Слову, и знать о том не хотят; или того, что лихва вошла в обычай, который так ослепляет душевные очи, что человек греха своего и от того пагубы своей не видит. Но кто как хочет, так пусть и рассуждает, однако многие и несомненные доводы показывают, что лихва или процент есть дело беззаконное и грех тяжкий… Иной отзывается: Я‑де с богатых беру. Правда: не равно с убогих и богатых лихву брать, как неравный грех – богатого и бедного обижать. Грешно богатого обнажать, но бесчеловечно – нищего, который и без обнажения гол. Так и о лихве разумей. Грех – с богатого лихву брать, но больший грех и бесчеловечие – с нищего, которому и даром помогать должно».
святитель Тихон Задонский

«По Божественному Писанию, к числу возбраненных дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, через некое преобладание, хотя бы то было под видом договора».
6 правило свт. Григория Нисского

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки