Ростовщичество

См. раздел: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ

***

Ростовщи́чество — дея­тель­ность, свя­зан­ная с предо­став­ле­нием займов с целью полу­че­ния при­были.

***

Каково было отношение к ростовщичеству во времена Ветхого Завета?

В вет­хо­за­вет­ный период закон запре­щал иудеям одал­жи­вать деньги в рост нуж­дав­шимся бра­тьям. Однако, уста­нав­ли­вая это тре­бо­ва­ние, Бог не гово­рил, что его дей­ствие рас­про­стра­ня­ется на любые случаи займов, на все вре­мена. Речь вообще не шла о запрете на ростов­щи­че­ство как тако­вое.

Скажем, в Книге «Левит» данный запрет обу­слов­лен бед­но­стью заём­щика и видами доб­ро­со­сед­ства: «Если брат твой обед­неет и придет в упадок у тебя, то под­держи его, при­ше­лец ли он, или посе­ле­нец, чтоб он жил с тобою» (Лев.25:36).

А в Книге «Вто­ро­за­ко­ние» прямо про­пи­сано то обсто­я­тель­ство, при кото­ром ростов­щи­че­ство не запре­щено: «ино­земцу отда­вай в рост, а брату твоему не отда­вай в рост» (Втор.23:19–20).

Тем не менее, этот род дея­тель­но­сти среди Изра­иля не слиш­ком при­вет­ство­вался. Так, в Книге про­рока Иезе­ки­иля между аспек­тами пра­вед­ной жизни пере­чис­лена и непри­част­ность к ростов­щи­че­ству: «в рост не отдает и лихвы не берет» (Иез. 18:8).

Нега­тив­ное отно­ше­ние к ростов­щи­че­ству было вызвано не столько харак­те­ром этого дела­ния, сколько сопут­ство­вав­шими ему зло­упо­треб­ле­ни­ями: пря­мыми нару­ше­ни­ями нало­жен­ных Богом огра­ни­че­ний, жад­но­стью заи­мо­дав­цев, при­тес­не­ни­ями долж­ни­ков. Пори­ца­лась и сло­жив­ша­яся было тра­ди­ция под­ме­нять надежду на Бога надеж­дой на при­быль: «ты берешь рост и лихву и наси­лием вымо­га­ешь корысть у ближ­него твоего, а Меня забыл, гово­рит Гос­подь Бог» (Иез. 22:12).

Разу­ме­ется, при таком отно­ше­нии к Богу и ближ­нему невоз­можно было впи­саться в число доб­ро­со­вест­ных испол­ни­те­лей глав­ных Боже­ствен­ных запо­ве­дей: «воз­люби Гос­пода Бога твоего… и ближ­него твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Каково отношение к ростовщичеству в Новом Завете?

В Новом Завете тре­бо­ва­ния о любви, мило­сер­дии, состра­да­нии к ближ­нему звучат отчет­ли­вее и силь­нее, чем в Ветхом. И эти Еван­гель­ские нормы должны лежать в основе нрав­ствен­ной жизни каж­дого хри­сти­а­нина. Между тем, в сфере ростов­щи­че­ской дея­тель­но­сти нередко встре­ча­ются иску­ше­ния. И далеко не каждый заи­мо­да­вец готов Христа ради с ними бороться. Слу­ча­ется, что Еван­гель­ские пра­вила и вовсе вытес­ня­ются ком­мер­че­скими. Но всё же, это явля­ется исклю­че­нием, а не общим поряд­ком вещей. Ком­мер­че­ская дея­тель­ность Еван­ге­лием не запре­щена.

Более того, Хри­стос не раз при­бе­гал к при­ме­рам из обла­сти ком­мер­че­ских отно­ше­ний для объ­яс­не­ния высших Еван­гель­ских истин. А в одной из Своих притч Он прямо гово­рит о ростов­щи­че­стве. В этом сюжете рабы, выгодно рас­по­ря­див­ши­еся сереб­ром, вве­рен­ным им гос­по­ди­ном, и при­умно­жив­шие через это его состо­я­ние, названы доб­рыми и вер­ными (Мф.25:21–23). Другой же раб, не исполь­зо­вав­ший серебро и вер­нув­ший его без избытка, был обли­чён: «лука­вый раб и лени­вый! …над­ле­жало тебе отдать серебро мое тор­гу­ю­щим, и я, придя, полу­чил бы мое с при­бы­лью» (Мф. 25:27).

Кон­чено же, цель этой притчи заклю­ча­ется не в том, чтобы при­вить чело­веку страсть к ростов­щи­че­ству. В отно­ше­нии среб­ро­лю­бия Гос­подь выра­жался доста­точно резко: «не можете слу­жить Богу и мам­моне» (Мф. 6:24). Однако сам факт того, что Хри­стос упо­ми­нает о ростов­щи­че­стве без осуж­де­ния, харак­те­ри­зует его как допу­сти­мое.

Другое дело, что ростов­щи­че­ство ростов­щи­че­ству — рознь. Зло­упо­треб­ле­ния в этой обла­сти пре­се­ка­лись даже и в Ветхом Завете. Тем более к ним не должны при­сту­пать после­до­ва­тели Гос­пода Иисуса Христа.

Церковные каноны о ростовщичестве

Цер­ков­ное право накла­ды­вает кано­ни­че­ские пре­ще­ния за заня­тие ростов­щи­че­ством только на кли­ри­ков — 44 Апо­столь­ское пра­вило, 17 пра­вило I Все­лен­ского собора, 10 пра­вило VI Все­лен­ского собора, 4 пра­вило Лаоди­кий­ского собора, 5 пра­вило Кар­фа­ген­ского собора.

В общем виде этот запрет звучит так: «Епи­скоп, или пре­сви­тер, или диакон, лихвы тре­бу­ю­щий от долж­ни­ков, или да пре­ста­нет, или да будет извер­жен» (44 Апо­столь­ское пра­вило). В этом пра­виле пере­чис­ля­ются только три сте­пени свя­щен­ства, но уже 17 пра­вило I Все­лен­ского собора рас­ши­ряет круг лиц, кото­рым запре­щено ростов­щи­че­ство, до всех «при­чис­лен­ных к клиру». Причем согласно 138 пра­вилу Номо­ка­нона при Боль­шом Треб­нике ростов­щи­че­ство запре­ща­ется также и мона­хам: «Инок же, или ино­киня лихву взи­ма­юще да отлу­чатся, и от При­ча­стия да воз­бра­нятся, дон­деже пре­ста­нут».

5 пра­вило Кар­фа­ген­ского собора: «Подо­бает удер­жа­вати похоть любо­с­тя­жа­ния, кото­рую никто не усум­нится нарещи мате­рию всех зол: … никому из клира отнюдь да не будет поз­во­лено брати рост от какой бы то ни было вещи… Что уко­риз­ненно в миря­нах, то кольми паче достойно осуж­де­ния в при­над­ле­жа­щих к клиру».

***

См. также: БОГАТСТВО, БЕДНОСТЬ, МИЛОСТЫНЯ, МИЛОСЕРДИЕ, ДЕНЬГИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки