Потир

Поти́р (от др.-греч. ποτήρ, «чаша, кубок»; в латин­ском обряде — калеж, от лат. calix) – сосуд в виде глу­бо­кой чаши на ножке с широ­ким осно­ва­нием, исполь­зу­е­мый в бого­слу­же­нии многих хри­сти­ан­ских дено­ми­на­ций на литур­гии для совер­ше­ния Таин­ства Евха­ри­стии (При­ча­ще­ния).

Потир

Совре­мен­ные потиры изго­тав­ли­ва­ются из доро­гих мате­ри­а­лов – золота, серебра, бронзы, с исполь­зо­ва­нием инкру­сти­ро­ван­ного стекла и дра­го­цен­ных камней, а также на основе медно-оло­вян­ных спла­вов с исполь­зо­ва­нием дерева, кера­мики и стекла. Потир укра­ша­ется орна­мен­том рели­ги­оз­ного содер­жа­ния, чаще всего ико­но­гра­фи­че­ским опо­яс­ным изоб­ра­же­нием Христа и Пре­свя­той Бого­ро­дицы, а посе­ре­дине ножки иногда дела­ется деко­ра­тив­ный выступ – «яблоко», кото­рое делит ножку потира попо­лам.

potir 2 - Потир

Еван­гель­ским осно­ва­нием для исполь­зо­ва­ния спе­ци­аль­ной чаши для При­ча­стия на бого­слу­же­нии явля­ется отры­вок Мф.26:26: «И, взяв чашу и бла­го­да­рив, подал им и сказал: пейте из нее все».

Потир, как пра­вило, хра­нится в алтаре на жерт­вен­нике, или в спе­ци­аль­ном шкаф­чике (сейфе) для бого­слу­жеб­ных сосу­дов в алтаре или в риз­нице.

Исто­рия явле­ния

Мате­ри­алы

В Ранней Церкви чаши для при­ча­стия дела­лись из глины, дерева, в редких слу­чаях из метал­лов вплоть до III–IV веков, затем из стекла.

С III века воз­ни­кает тра­ди­ция исполь­зо­ва­ния стек­лян­ных сосу­дов для При­ча­стия. Так, папа Рим­ский Зефи­рин II (202–219) раз­ре­шает их исполь­зо­ва­ние. Однако, позже, на соборе в Реймсе, в 803 году, их исполь­зо­ва­ние запре­ща­ется, данный запрет был под­твер­жден папой Львом IV (847–856). Запрет был связан с хруп­ко­стью мате­ри­ала. Иссле­до­ва­тель М. В. Фар­ма­ков­ский утвер­ждал, что данные запреты регу­лярно нару­ша­лись1. III век также ста­но­вится вре­ме­нем появ­ле­ния сосуда для При­ча­стия на ножке и про­об­ра­зом совре­мен­ной чаши для При­ча­стия. Оте­че­ствен­ный иссле­до­ва­тель-исто­рик Ю. Л. Щапова обра­щала вни­ма­ние, что пиком попу­ляр­но­сти исполь­зо­ва­ния стек­лян­ных поти­ров являлся период с 400 по 615 года н. э. На основе архео­ло­ги­че­ских изыс­ка­ний Юлия Лео­ни­довна делала вывод о пери­о­ди­за­ции раз­ви­тия изго­тов­ле­ния поти­ров и ука­зы­вает, что попу­ляр­ность стек­лян­ных поти­ров для При­ча­стия дер­жа­лась вплоть до XI века2.

В более позд­нее время потиры начи­нают делаться исклю­чи­тельно из металла, в том числе и в силу проч­но­сти этого мате­ри­ала. В неко­то­рых слу­чаях для поти­ров изго­тав­ли­ва­лись крышки, напри­мер, в XVIII веке в России зафик­си­ро­вано изго­тов­ле­ние эма­ли­ро­ван­ных «покры­шек для поти­ров» в тех­нике ростов­ской рос­писи.

Типы

Ран­не­хри­сти­ан­ский потир не имел ножки, пред­став­ляя собой чашу в полном смысле слова. Веру­ю­щие при­ча­ща­лись из нее или делая глоток, или вса­сы­вая содер­жи­мое через спе­ци­аль­ные трубки (calamus или syphon), кото­рые дела­лись из дра­го­цен­ных метал­лов или меди / бронзы (стоит пом­нить, что в ранней Церкви хри­сти­ане при­ча­ща­лись Телом и Кровью Хри­сто­выми не так как это про­ис­хо­дит сейчас, хлеб пода­вался прямо в руку веру­ю­щему или на спе­ци­аль­ный ткан­ный плат.

Тра­ди­ция исполь­зо­ва­ния част­ных инди­ви­ду­аль­ных чаш для при­ча­ще­ния зафик­си­ро­вана во вре­мена жизни свт. Васи­лия Вели­кого (329–379). Есть мнение, что, скажем, в Алек­сан­дрии (Египет) миряне имели спе­ци­аль­ные чаши для При­ча­стия. Такие чащи назы­ва­лись κοινωνία (досл. соуча­стие, общ­ность) и пред­на­зна­ча­лись для при­ча­ще­ния дома, а также хра­не­ния Святых Даров. О суще­ство­ва­нии тра­ди­ции нали­чия спе­ци­аль­ных чаш для хра­не­ния Даров дома и при­ча­ще­ния в част­ном порядке сви­де­тель­ство­вали апо­ло­геты ран­него хри­сти­ан­ства – св. Иустин Муче­ник, Тер­тул­лиан. Святые Дары достав­ля­лись на дом к хри­сти­а­нам, кото­рые не могли при­сут­ство­вать на бого­слу­же­нии в храме, для этого чаша с Дарами обо­ра­чи­ва­лась в спе­ци­аль­ное поло­тенце (oraria) или раз­ме­ща­лась в спе­ци­аль­ной сумке на шее, и диакон достав­лял При­ча­стие для хри­стиан на дом.

Наравне с чашами (поти­рами) исполь­зо­ва­лись и иные сосуды для Евха­ри­стии. Так Древ­няя Цер­ковь знает пример исполь­зо­ва­ния евха­ри­сти­че­ского кув­шина – сосуда на широ­кой круг­лой ножке, но с узким гор­лыш­ком3. Другим сосу­дом для При­ча­стия, при­меры исполь­зо­ва­ния кото­рого можно встре­тить и в Древ­ней Руси, явля­ется кратир (др.-русск. кра­тырь, от ср.-греч. κρατήρ) – дву­руч­ная глу­бо­кая чаша с боль­шой гор­ло­ви­ной (на ножке или нет). Уже в ранней Церкви кра­тиры изго­тав­ли­ва­лись из металла, хотя язы­че­ская антич­ность знает исполь­зо­ва­ние кера­ми­че­ских кра­ти­ров. Их исполь­зо­вали наравне с поти­рами по крайне мере с IV века.

На про­тя­же­нии дол­гого вре­мени в Древ­ней Церкви хра­не­ние сосу­дов для Евха­ри­стии осу­ществ­ля­лось в спе­ци­аль­ном поме­ще­нии – ске­во­фи­ла­кии (досл. сосу­до­хра­ни­тель­нице). Она могла быть или отдельно сто­я­щим зда­нием, или прямо в алтаре. В послед­нем случае алтарь делился на несколько частей (как пра­вило, две) – справа от гор­него места (т. е. слева от сто­я­щих перед ико­но­ста­сом мирян) рас­по­ла­га­лась ске­во­фи­ла­кия сов­ме­щен­ная с жерт­вен­ни­ком. В неко­то­рых древ­них храмах, напри­мер, в хри­сти­ан­ском храме в Олим­пии 551 года (Пело­пон­нес), ске­во­фи­ла­кия была отде­лена от алтаря с пре­сто­лом непро­хо­ди­мой стеной. В более позд­нее время тра­ди­ция отде­ле­ния части алтаря под хра­не­ние сосу­дов и прочей бого­слу­жеб­ной утвари сохра­ни­лась, а доступ в сосу­до­хра­ни­тель­ницу и к жерт­вен­нику стал осу­ществ­ляться через внут­ре­ал­тар­ные про­ходы (в част­но­сти, именно так устроен алтарь и сосу­до­хра­ни­тель­ница в соборе Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы в Паф­ну­тьев-Боров­ском мона­стыре) XVI–XVII веков. На данный момент сосуды для Евха­ри­стии чаще всего хра­нятся в риз­нице (диа­кон­нике).

Что сим­во­ли­зи­рует потир?

Потир имеет мно­го­гран­ную сим­во­лику в хри­сти­ан­ской куль­туре. Он сим­во­ли­зи­рует ту самую первую чашу, с помо­щью кото­рой Спа­си­тель при­ча­щал апо­сто­лов на Тайной Вечере, а также чашу стра­да­ний Христа за грехи мира. Также потир сим­во­ли­зи­рует Прис­но­деву Марию, кото­рая родила в мир Спа­си­теля, Гос­пода Иисуса Христа.

Слу­же­ние на несколь­ких поти­рах

Совре­мен­ное пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние пред­по­ла­гает исполь­зо­ва­ние несколь­ких поти­ров для служб с боль­шим коли­че­ством веру­ю­щих и одного для служб с отно­си­тельно неболь­шим.

В конце XX века мас­со­вым стало частое при­ча­ще­ние веру­ю­щих на литур­гии (в то время как в конце XIX – начал XX века уча­стие в Таин­стве Евха­ри­стии было редким собы­тием – до одного-четы­рех раз в год, данная прак­тика нашла отра­же­ние в Кате­хи­зисе митр. Фила­рета (Дроз­дова). На про­тя­же­нии XX века уве­ли­чи­ва­лось как частот­ность при­ча­ще­ния при­хо­жа­нами, так и коли­че­ство собор­ных слу­же­ний, что в конеч­ном итоге при­вело к рас­про­стра­не­нию в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви прак­тики слу­же­ния литур­гии на несколь­ких поти­рах. Надо отме­тить, что совре­мен­ная прак­тика слу­же­ния с несколь­кими поти­рами отли­ча­ется от прак­тики Древ­ней Церкви. В насто­я­щее время освя­ти­тель­ная часть литур­гии про­ис­хо­дит с исполь­зо­ва­нием одного дис­коса и одной, но очень вме­сти­тель­ной (до 9 литров объема), чаши. Перед при­ча­стием Дары рас­пре­де­ля­ются по чашам мень­шего объёма и веру­ю­щие при­ча­ща­ются в разных частях храма. Древ­няя прак­тика заклю­ча­лась в исполь­зо­ва­нии не только разных поти­ров (а не одного боль­шого), но и несколь­ких дис­ко­сов. Данная литур­ги­че­ская прак­тика нашла отра­же­ние как бого­слу­жеб­ных текстах Визан­тии и Балкан, так и в настен­ной ико­но­гра­фии литур­гии.


При­ме­ча­ния:

1 Фар­ма­ков­ский М. В. Рим­ские стек­ло­ва­рен­ные печи // Изве­стия Инсти­тута архео­ло­ги­че­ской тех­но­ло­гии. Т. 1. Пг., 1921. С; 96–98.

2 Щапова Ю. Л. Стек­лян­ные потиры: архео­ло­ги­че­ский аспект исто­рии свя­щен­ных сосу­дов.

3 Алипий (Свет­лич­ный), архи­манд­рит. Литур­ги­че­ские пред­меты: исто­рия и сим­во­лизм.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки