Многоглаголание

***

Многоглагола́ние — 1) чрез­мер­ная, необос­но­ван­ная и неоправ­дан­ная избы­точ­ность слов и выра­же­ний при изло­же­нии какой-либо мысли, идеи, кон­цеп­ции, рас­сказа, повест­во­ва­ния; мно­го­сло­вие; 2) бого­слов­ское поня­тие, име­ю­щее нега­тив­ный отте­нок, сбли­жа­ю­ще­еся по смыслу с поня­ти­ями: «празд­но­сло­вие», «пусто­сло­вие».

***

Почему многоглаголание сопоставляется с празднословием?

Празд­но­сло­вие есть форма беседы, «про­по­веди», раз­го­вора, бес­смыс­лен­ного и бес­цель­ного в отно­ше­нии нрав­ствен­ной пользы. В аске­ти­че­ской лите­ра­туре празд­но­сло­вие нередко отож­деств­ля­ется со грехом.

Почему? Ведь, каза­лось бы, хочет чело­век пого­во­рить, ну пусть пого­во­рит?

Спо­соб­но­стью общаться при помощи слов чело­век прин­ци­пи­ально отли­ча­ется от живот­ных. Именно поэтому все они вкупе, в отли­чие от чело­века, име­ну­ются бес­сло­вес­ными суще­ствами, тогда как чело­век — сло­вес­ным суще­ством.

Умение выра­жать мысли при помощи слова высве­чи­вает в чело­веке Боже­ствен­ный образ. Дар слова — Боже­ствен­ный дар. Стало быть, регу­лярно осу­ществ­ля­е­мые бес­смыс­лен­ные раз­го­воры могут рас­смат­ри­ваться как пре­не­бре­же­ние этим Боже­ствен­ным даром.

Не секрет, что у неко­то­рых людей время, рас­хо­ду­е­мое на бес­по­лез­ную бол­товню (в том числе, по слу­жеб­ному теле­фону), может отни­мать еже­дневно по несколько часов. Причём, часто такой чело­век бывает не в состо­я­нии выкро­ить даже и несколько сво­бод­ных минут для чтения душе­спа­си­тель­ной лите­ра­туры, молитвы, посе­ще­ния храма, нако­нец, для вос­пи­та­ния детей.

Нередко пустые, бес­со­дер­жа­тель­ные беседы (беседы ради беседы) служат пово­дом и пита­тель­ной почвой для созда­ния и рас­про­стра­не­ния слухов, спле­тен и кле­веты. При таком поло­же­нии вещей грех празд­но­сло­вия соеди­ня­ется с грехом зло­сло­вия и лже­сви­де­тель­ства.

Даже, каза­лось бы, столь воз­вы­шен­ные темы, как темы, свя­зан­ные с затра­ги­ва­нием бого­слов­ских вопро­сов, в устах пусто­слова могут быть осуж­дены судом Правды Божьей, как грех упо­треб­ле­ния имени Божьего всуе. Если же в про­цессе гово­ре­ния будут иска­жены истины о Боге или его святых, ему будет вменен грех бого­хуль­ства или свя­то­тат­ства.

Имея в виду ту опас­ность, кото­рая таится в при­вычке к мно­го­гла­го­ла­нию, Божьи подвиж­ники пре­ду­пре­ждали, что мно­го­гла­го­ла­ние может слу­жить чело­веку сетью, соблаз­ном и пре­ты­ка­нием. Иногда, пре­ду­пре­ждали они, ока­зав­шись в сооб­ще­стве, где ведутся празд­ные раз­го­воры, бывает бла­го­ра­зум­нее — просто мол­чать или вовсе уйти.

Сам Гос­подь, вра­зум­ляя дей­стви­тель­ных и потен­ци­аль­ных после­до­ва­те­лей, гово­рил отно­си­тельно празд­но­сло­вия: «Говорю же вам, что за всякое празд­ное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­дишься» (Мф.12:36–37).

***

Три золо­тых пра­вила языка:
— Думай, что гово­ришь.
— Не говори того, чего не дума­ешь.
— Не всё, что дума­ешь, говори.
про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки