Безмолвие

См. раздел МОНА­ШЕ­СТВО

***

Безмо́лвие – 1) особое бла­го­дат­ное духов­ное состо­я­ние хри­сти­а­нина, харак­те­ри­зу­е­мое высшей сте­пе­нью сосре­до­то­чен­но­сти на Боге и отре­шен­но­стью от «всего» мир­ского, сопро­вож­да­е­мое миром и покоем в душе; 2) мол­ча­ние.

Безмолвие

Без­мол­вие есть состо­я­ние ума, не тре­во­жи­мого помыс­лами, тишина сво­боды от стра­стей и отрады душев­ной, сто­я­ние сердца в Боге; бес­тре­вож­ное, свет­лое созер­ца­ние, веде­ние тайн Божиих: слово пре­муд­ро­сти из чистого ума, бездна разу­ме­ний Божиих, вос­хи­ще­ние ума, беседа Божия, неусы­па­е­мое око, умная молитва, бес­труд­ный покой в вели­ких трудах и нако­нец – еди­не­ние с Богом. пре­по­доб­ный Никита Стифат

Если для мона­хов истин­ным отцом-осно­ва­те­лем мона­ше­ства явля­ется преп. Анто­ний Вели­кий, то для исих­а­стов — это преп. Арсе­ний Вели­кий, кото­рый, поки­нув импе­ра­тор­ский дворец, стал отшель­ни­ком, услы­шав голос с неба, ска­зав­ший ему: «Арсе­ний, беги, молчи, без­молв­ствуй (ἡσύχαζε)». 

***

Может ли миря­нин под­ви­заться в без­мол­вии?

По мнению свт. Игна­тия Брян­ча­ни­нова, хри­сти­ане, живу­щие посреди мира, не должны касаться воз­вы­шен­ных ино­че­ских дела­ний (прежде отре­че­ния от мира), осо­бенно без­молв­ни­че­ских. О таких он гово­рит сло­вами Свя­щен­ного Писа­ния, должно «не вли­вать вина нова в мехи ветхи» (Мф.9:17), потому как вино новое рас­тор­гает мехи ветхие, само про­ли­ва­ется и уни­что­жает мехи, так и дела­ния ино­че­ские, когда за них возь­мутся миряне, сами про­па­дают и при­но­сят душев­ную пагубу дела­те­лям своим. Однако эти слова не озна­чают, что миря­нин в прин­ципе не спо­со­бен без­молв­ство­вать, не спо­со­бен хотя бы на крат­ко­сроч­ное, отно­си­тель­ное молит­вен­ное без­мол­вие.

Что должен делать без­молв­ству­ю­щий?

Без­молв­ству­ю­щему необ­хо­димы сле­ду­ю­щие дела­ния: посто­ян­ное пре­бы­ва­ние в страхе пред Гос­по­дом и недо­ве­рии к себе, непре­стан­ное устрем­ле­ние к Богу с молит­вой, с прось­бой о помощи и поми­ло­ва­нии, неупу­сти­тель­ная бди­тель­ность над серд­цем. Чело­век без­молв­ству­ю­щий должен хра­нить себя, чтобы не услы­шать ни одного непо­лез­ного слова, потому что это губит труд его. На это ука­зы­вал авва Исаия.

Гово­рится ли в Свя­щен­ном Писа­нии о без­мол­вии?

В Книге про­рока Амоса гово­рится: «Поэтому разум­ный без­молв­ствует в это время, ибо злое это время» (Ам.5:13). Во 2‑м посла­нии к фес­са­ло­ни­кий­цам апо­стол Павел пишет: «Но слышим, что неко­то­рые у вас посту­пают бес­чинно, ничего не делают, а суе­тятся. Тако­вых уве­ще­ваем и убеж­даем Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом, чтобы они, рабо­тая в без­мол­вии, ели свой хлеб» (2Фес.3:11–12).

Могут ли слу­чаться иску­ше­ния с без­молв­ству­ю­щим?

Начи­на­ю­щий без­молв­ство­вать может под­вер­гаться напад­кам бесов­ских сил, наво­дя­щих на душу тягость, лень, мало­ду­шие, мно­же­ство помыс­лов, а на тело болезни, сла­бость и лютое изне­мо­же­ние. Лука­вый застав­ляет без­молв­ника думать: я немо­щен и не могу совер­шать моего молит­вен­ного пра­вила. Но если без­молв­ник будет муже­ствен, сохра­нит упо­ва­ние на Бога и будет искать в Нем опоры, то все козни врага рас­сып­лются. Об этом пре­ду­пре­ждала амма Фео­дора.

Каково место молитвы в трудах без­мол­вия?

Глав­ное во всех трудах без­мол­вия… когда чело­век спо­до­бится непре­стан­ного пре­бы­ва­ния в молитве. Ибо если он достиг этого, он взошел на высоту всех доб­ро­де­те­лей и уже стал оби­те­лью Свя­того Духа. А если кто не принял несо­мненно этой бла­го­дати Уте­ши­теля, то не может сво­бодно совер­шать пре­бы­ва­ния в такой молитве, потому что, как ска­зано, когда все­лится в чело­века Дух, тогда он не пре­кра­тит молитвы, но сам Дух всегда молится в нем (Рим.8:26). На это ука­зы­вал прп. Исаак Сирин.

***

М. И. Хитров (Сер­гиев Посад, 1896):

Древ­ние подвиж­ники высоко ценили без­мол­вие. Оно слу­жило явным выра­же­нием того, что чело­век отвра­тил свои взоры от всего зем­ного, чув­ствен­ного. В «Лествице» гово­рится: «Есть без­мол­вие внеш­нее, когда кто, от всех отде­лив­шись, живет один; и есть без­мол­вие внут­рен­нее, когда кто в духе один с Богом пре­бы­вает не напря­женно, а сво­бодно, как сво­бодно грудь дышит и глаз видит. Они сов­местны, но пер­вому без послед­него нельзя быть. Посему, соб­ственно, без­молв­ник тот, кто суще­ство бес­те­лес­ное – душу свою – уси­ли­ва­ется удер­жи­вать в пре­де­лах телес­ного дома. Пусть келья без­молв­ника заклю­чает в себе тело его, а сие послед­нее имеет в себе хра­мину разума» (гл. 27).

«На без­мол­вие не потя­нет того, кто не вкусил еще сла­до­сти Божией, – гово­рит преосв. Феофан. – Сла­до­сти же сей не вкусит тот, кто не побе­дил еще стра­стей. Неду­гу­ю­щий душев­ной стра­стью и поку­ша­ю­щийся на без­мол­вие подо­бен тому, кто соско­чил с корабля в пучину и думает без­бедно достиг­нуть берега на доске.

Никто из тех, кото­рые под­вер­жены раз­дра­жи­тель­но­сти и воз­но­ше­нию, лице­ме­рию и памя­то­зло­бию, да не дерз­нет когда-либо уви­деть и след без­мол­вия без того, чтобы не впасть в исступ­ле­ние ума» (Путь ко спа­се­нию. 386).

«Истин­ный без­молв­ник, – гово­рит Иоанн Лествич­ник, – не желая лишиться сла­до­сти Божией, так уда­ля­ется от всех людей, без нена­ви­сти к ним, как усердно другие с ними сбли­жа­ются».

Вку­сив­ший сла­до­сти Божией стре­мится на без­мол­вие, чтобы нена­сытно насы­щаться Им без всяких препон и непре­станно порож­дать в себе огонь огнем, раче­ние раче­нием и вожде­ле­ние вожде­ле­нием. Посему, без­молв­ник есть земной образ ангела; на хартии вожде­ле­ния, руко­пи­са­нием тщания, осво­бо­дил он молитву свою от лено­сти и нера­де­ния… Без­молв­ник – тот, кто духо­движно вопиет: готово сердце мое, Боже! Без­молв­ник – тот, кто гово­рит: аз сплю, а сердце мое бдит.

«Таким обра­зом, – при­бав­ляет преосв. Феофан, – все заня­тие без­молв­ника – быть с единым Гос­по­дом, с Коим и бесе­дует он, как любимцы царя гово­рят ему на ухо…

Воз­лю­бив­шие бла­жен­ное без­мол­вие про­хо­дят дела­ния умных Сил и под­ра­жают образу их жизни. Не насы­тятся они во веки веков, вос­хва­ляя Творца: так и вос­шед­шие на небо без­мол­вия не насы­тятся, вос­пе­вая Созда­теля…

Только те, кои соче­та­лись с без­мол­вием для насла­жде­ния любо­вью Божией, для уто­ле­ния жажды этой любви, будучи вле­комы сла­до­стью ее, суть насто­я­щие без­молв­ники. Такие, если про­хо­дят без­мол­вие с разу­мом, скоро начи­нают вку­шать и плоды его, кои суть: ум невол­ну­е­мый, мысль очи­щен­ная, вос­хи­ще­ние ко Гос­поду, молитва нена­сыт­ная, стража неокра­да­е­мая, все­гдаш­ние слезы и проч.» (Путь ко спа­се­нию. 386–387.)

«Как рыбы, – гово­рит св. Анто­ний, – оста­ва­ясь долго на суше, уми­рают, так и монахи, нахо­дясь долго вне кельи или пре­бы­вая с мир­скими людьми, теряют любовь к без­мол­вию. Посему как рыба рвется в море, так и мы должны спе­шить в келью, дабы, оста­ва­ясь вне оной, не забыть о внут­рен­нем бдении. Уеди­не­ние осво­бож­дает от трех иску­ше­ний, от иску­ше­ния слуха, языка и взора». (Дост. сказ, о подв. отц. стр. 4.)

При­меры без­мол­вия мы можем видеть в жизни древ­них подвиж­ни­ков. Св. Мака­рий Еги­пет­ский еже­годно про­во­дил время Вели­кого поста в без­мол­вии. В Нит­рий­ской пустыни жил авва Ор, отвер­зав­ший уста только при край­ней необ­хо­ди­мо­сти. Отшель­ник Феона в тече­ние 30 лет, прп. Фео­до­сии – 25 лет, Иоанн Мол­чаль­ник – 37 лет пре­бы­вали в посто­ян­ном без­мол­вии. Чтобы облег­чить подвиг без­мол­вия, св. Пахо­мий ввел между ино­ками язык жестов, кото­рый отча­сти должен был заме­нять раз­го­вор.

Греко-рос­сий­ская пра­во­слав­ная Цер­ковь в послед­нее время воз­рас­тила затвор­ника и без­молв­ника в лице преосв. Фео­фана, более 20 лет про­вед­шего в без­мол­вии.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки