Огла­ше­ние

См. раздел КАТЕ­ХИ­ЗА­ЦИЯ

***

Оглаше́ние (от греч. κατηχέω (кати­хео) — огла­шать, устно настав­лять) – 1) прак­тика настав­лять в вере гото­вя­щихся к при­ня­тию Кре­ще­ния (сино­ним — кате­хи­за­ция); 2) часть чино­по­сле­до­ва­ния Таин­ства Кре­ще­ния.

Огла­ше­ние, как заклю­чи­тель­ный акт при­го­тов­ле­ния ко Кре­ще­нию, бывшее прежде отдель­ным обря­дом, ныне непо­сред­ственно пред­ше­ствует Кре­ще­нию. Все сим­во­ли­че­ские свя­щен­но­дей­ствия этого обряда имеют глу­бо­кое дей­ствен­ное зна­че­ние. Самые суще­ствен­ные из них: закли­на­ние сатаны, отре­че­ние от него, после­ду­ю­щий обет соче­таться Христу и, нако­нец, испо­ве­да­ние пра­во­слав­ной веры.

Под огла­ше­нием или катеху­ме­на­том в древ­ней Церкви пони­ма­лось нази­да­ние в вере хри­стиан, жела­ю­щих при­нять Кре­ще­ние и участ­во­вать в Евха­ри­стии. Жизнь древ­ней Церкви среди гоне­ний тре­бо­вала особой ответ­ствен­но­сти к при­ня­тию новых членов. Именно поэтому Таин­ству Кре­ще­ния пред­ше­ство­вало «огла­ше­ние словом истины», часто слу­жа­щее не только при­го­тов­ле­нием к кре­ще­нию и уча­стию в евха­ри­стии, но и при­го­тов­ле­нием к подвигу муче­ни­че­ства и испо­вед­ни­че­ства среди язы­че­ского мира. Уча­стие в огла­ше­нии («при­ня­тие в катеху­ме­нат») делало чело­века хри­сти­а­ни­ном.

«Таин­ство Кре­ще­ния, по запо­веди Спа­си­теля (Мф.28:19), совер­ша­лось над всеми всту­па­ю­щими в Цер­ковь. Во вре­мена апо­столь­ские оно совер­ша­лось непо­сред­ственно после испо­ве­да­ния веры в Гос­пода Иисуса Христа уве­ро­вав­шими в Него и заяв­ле­ния жела­ния кре­ститься (Деян.1:41, 8:37–38), без про­дол­жи­тель­ного при­го­тов­ле­ния. Но во 2 и 3 веках, ввиду многих не искренно при­ни­мав­ших хри­сти­ан­ство и отпа­дав­ших от него во время гоне­ний, Цер­ковь при­знала неудоб­ным совер­шать кре­ще­ние вслед за изъ­яв­ле­нием жела­ния при­нять хри­сти­ан­ство, и поэтому уста­но­вила опре­де­лен­ный поря­док испы­та­ния и при­го­тов­ле­ния уве­ро­вав­ших ко вступ­ле­нию в обще­ство хри­стиан. Такое пред­ва­ри­тель­ное испы­та­ние в искрен­но­сти наме­ре­ния всту­пить в Цер­ковь и при­го­тов­ле­ние к Кре­ще­нию полу­чило назва­ние огла­ше­ния. Выра­зив­шие жела­ние кре­ститься из иудеев или языч­ни­ков прежде всего отде­ля­лись от язы­че­ского или иудей­ского обще­ства и при­со­еди­ня­лись к обще­ству хри­стиан, причем им дава­лись новые имена святых и бла­го­че­сти­вых мужей вет­хо­за­вет­ной и ново­за­вет­ной Церкви, или назва­ния хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лей; иногда отстав­ляли те же имена. Затем, начи­на­лось состо­я­ние огла­ше­ния, кото­рое про­дол­жа­лось от 40 дней до 3‑х лет, а иногда сокра­ща­лось до несколь­ких дней, вслед­ствие чрез­вы­чай­ных обсто­я­тельств, именно, во время гоне­ний, когда огла­ша­е­мые твер­дым испо­ве­да­нием веры дока­зы­вали уже свою готов­ность всту­пить в хри­сти­ан­ское обще­ство. Состо­я­ние огла­ше­ния со 2‑го и с 3‑го века раз­де­ля­лось на три сте­пени для про­хож­де­ния огла­шен­ными, почему они также раз­де­ля­лись на три класса. К пер­вому при­над­ле­жали слу­ша­ю­щие, ко вто­рому коле­но­пре­кло­нен­ные или огла­шен­ные в соб­ствен­ном смысле, и к тре­тьему – гото­вя­щи­еся к про­све­ще­нию (кре­ще­нию). Огла­шен­ные пер­вого класса допус­ка­лись только к слу­ша­нию св. Писа­ния, поуче­ний и молитв из при­твора, вто­рого – стояли вместе с вер­ными до вре­мени совер­ше­ния евха­ри­стии, после чего, став на колена и приняв бла­го­сло­ве­ние пред­сто­я­теля, выхо­дили из церкви; нако­нец, огла­шен­ные тре­тьего класса, всту­пав­шие в оное только на корот­кое время перед самым кре­ще­нием, постом и молит­вой при­го­тов­ля­лись к при­ня­тию кре­ще­ния и были науча­емы, как и что отве­чать при его совер­ше­нии. В тече­ние всего вре­мени огла­ше­ния их учили исти­нам хри­сти­ан­ской веры кто-либо из клира или бла­го­че­сти­вых мирян, по боль­шей части, те, кто обра­щал их в хри­сти­ан­ство. Обу­че­ние состо­яло в рас­кры­тии уве­ро­вав­шему всего домо­стро­и­тель­ства спа­се­ния рода чело­ве­че­ского в свете исто­рии Вет­хого и Нового Заве­тов».
Нико­лай Д. Таль­берг. Исто­рия Церкви. Часть 1.

«Вступ­ле­ние в хри­сти­ан­ство совер­ша­лось чрез два глав­ных акта – про­хож­де­ние катеху­ме­ната и при­нятие Таин­ства Кре­ще­ния. Катеху­ме­нат или огла­ше­ние – состоял из трех момен­тов: 1) засви­де­тель­ство­ва­ние, или заяв­ле­ние о своем жела­нии всту­пить в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь пред епи­ско­пом или заме­ща­ю­щим его пре­сви­те­ром или диа­ко­ном, – пре­иму­ще­ственно, пред таким лицом, кото­рое имеет своею зада­чею именно поуче­ние всту­па­ю­щих в Цер­ковь, в при­сут­ствии других лиц. Затем сле­дует поуче­ние основ­ным исти­нам хри­сти­ан­ским – дог­ма­ти­че­ским и нрав­ствен­ным. 2) Тор­же­ствен­ное посвя­ще­ние чрез o’bsignatio, т.е. крест­ного зна­ме­ния на лбу и груди, как знака Хри­сто­вых стра­да­ний, как пред­ва­ри­тель­ного запе­чат­ле­ния хри­сти­ан­ского состо­я­ния. Поэтому в Апо­столь­ских Поста­нов­ле­ниях (3.17) назы­ва­ется σφραγις. Кроме того, воз­ла­га­ются руки, при чтении молитвы (Ср. Евсе­вий. De Vita Const. IV, 61; Апо­столь­ские Настав­ле­ния VII, 39). На Востоке еще был акт отре­че­ния (7‑ое пра­вило Кон­стан­ти­но­поль­ского Собора 381 г.) с дуно­ве­нием в лицо, уши, как при кре­ще­нии, а на Западе, по край­ней мере в Африке, пред­ло­же­ние освя­щен­ной соли, по ана­ло­гии с после­ду­ю­щей Евха­ри­стией. 3) 3‑ий момент состоял в изъ­яс­не­нии смысла полу­чен­ных знаков и был ана­ло­ги­чен или парал­ле­лен мис­та­го­ги­че­скому настав­ле­нию при таин­стве кре­ще­ния.
Сле­до­ва­тельно катеху­ме­нат (о катеху­ме­нате см. Бла­жен­ный Авгу­стин “De rudibus catechizandis” и Кирилла Иеру­са­лим­ского), как пред­ва­ри­тель­ное на­учение отно­си­тельно сущ­но­сти хри­сти­ан­ского учения и пред­ва­ри­тель­ное посвя­ще­ние, как бы в неко­то­рое отра­же­ние хри­сти­ан­ского таин­ства – нала­гал обя­зан­но­сти и давал неко­то­рые цер­ков­ные права. Огла­шен­ный мог и должен был при­сут­ство­вать в церкви до Евха­ри­стии и под­чи­няться пока­ян­ной дис­ци­плине. Затем сле­до­вал полный прием в хри­сти­ан­скую общину чрез таин­ство кре­ще­ния. Если огла­ше­ние имело зна­че­ние χριστιανους ποιειν, то кре­ще­ние было заклю­чи­тель­ным актом вве­де­ния в хри­сти­ан­скую общину».
Михаил Эмма­ну­и­ло­вич Поснов. Исто­рия Хри­сти­ан­ской Церкви

***

См. КАТЕ­ХИ­ЗА­ЦИЯ, ОГЛА­ШЕН­НЫЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки