Навечерие

Наве­че­рие – канун (пред­ше­ству­ю­щий день) празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния. Эти дни назы­ва­ются также сочель­ни­ками.

navecherie - Навечерие

Обычай совер­шать Наве­че­рие перед празд­ни­ком Рож­де­ства Хри­стова, несо­мненно, древ­ний. Это видно из того, что уже в IV веке было опре­де­лено, как над­ле­жит поститься нака­нуне Бого­яв­ле­ния (в Наве­че­рие), если оно слу­чится в день вос­крес­ный (Феофил Алек­сан­дрий­ский, прав. 1).

Зна­че­нию дня, как осо­бого пери­ода в под­го­товке к празд­нику, соот­вет­ствует особая стро­гость поста, преду­смат­ри­ва­е­мая мона­стыр­ским Уста­вом для рож­де­ствен­ского сочель­ника. Вку­ше­ние пищи раз­ре­ша­ется один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут про­петы тро­парь и кондак празд­нику. На тра­пезе пола­га­ется «сочиво обва­рено, или кутия с медом». Отсюда про­ис­хо­дит и самое назва­ние дня – «сочев­ник», или в про­сто­ре­чии «сочель­ник».

Почему наве­че­рие свя­зано именно с празд­ни­ками Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния?

До V века было при­нято вспо­ми­нать Рож­де­ство и Кре­ще­ние Сына Божия в один день — 6 января и назы­вался этот празд­ник Фео­фа­нией — Бого­яв­ле­нием, что гово­рило о вопло­ще­нии Христа в мир и о явле­нии Троицы при Кре­ще­нии в водах Иор­дан­ских. Пере­не­сено празд­не­ство Рож­де­ства Хри­стова на 25 декабря было уже в V веке. Так было поло­жено начало новому цер­ков­ному явле­нию — свят­кам, закан­чи­ва­ю­щимся наве­че­рием, или сочель­ни­ком.

Зачем пона­до­би­лось два назва­ния для одного и того же собы­тия?

Слово наве­че­рие озна­чает пред­две­рие цер­ков­ного тор­же­ства, а второе назва­ние — сочель­ник (или сочев­ник) свя­зано с тра­ди­цией в этот день варить пше­нич­ный взвар с медом и изюмом — сочиво.

Каковы осо­бен­но­сти бого­слу­же­ния в наве­че­рие?

Если наве­че­рие Рож­де­ства выпа­дет на сед­мич­ный день (кроме суб­боты и вос­кре­се­нья), то в этот день, утром, совер­ша­ются вели­кие (или цар­ские) Часы и вечерня с литур­гией свя­того Васи­лия Вели­кого.

Если наве­че­рие Рож­де­ства Гос­пода Иисуса Христа слу­чится в суб­боту или вос­кре­се­нье, тогда вели­кие часы пере­но­сятся на пят­ницу, и литур­гия в эту пят­ницу не совер­ша­ется, а вечерня в пят­ницу совер­ша­ется вече­ром в обыч­ное время. В самый день наве­че­рия, т.е. в суб­боту или вос­кре­се­нье, бывает литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста в свое время, после чего слу­жится вели­кая вечерня, отно­ся­ща­яся уже к самому празд­нику. Литур­гия св. Васи­лия Вели­кого пере­но­сится на день самого празд­ника.

В сед­мич­ные дни, кроме суб­боты и вос­кре­се­нья, служба наве­че­рия Бого­яв­ле­ния вклю­чает вели­кие часы, изоб­ра­зи­тельны, вечерню с литур­гией св. Васи­лия Вели­кого, а после литур­гии (после заам­вон­ной молитвы) совер­ша­ется освя­ще­ние воды.

Если сочель­ник выпа­дает на суб­боту или Неделю (вос­кре­се­нье), то вели­кие часы слу­жатся в пяток и литур­гии в этот пяток не бывает, литур­гия же св. Васи­лия Вели­кого пере­но­сится на день празд­ника. В самый же день сочель­ника литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста совер­ша­ется в свое время, а днем бывает вечерня и после нее водо­освя­ще­ние.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки