Соче́льник (навечерие) – день накануне праздника Рождества Христова (Рождественский сочельник) или Богоявления (Крещенский сочельник).
Происходит от слова «сочиво» – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса, по традиции блюдо, вкушаемое в этот день).
Это день строгого поста.
В сочельник служатся царские часы и совершается Литургия св. Василия Великого. Если сочельник придется в субботу или воскресение, то царские часы совершаются в пятницу, а в сочельник бывает Литургия св. Иоанна Златоуста. Литургия св. Василия Великого служится в сам день праздника.
Сколько у нас навечерий/сочельников и когда они празднуются?
Хотя в буквальном смысле слово «навечерие» означает канун или вчерашний день по отношению к празднику, в церковной традиции этот термин применяется только к двум праздникам: Рождеству Христову и Богоявлению. Кануны остальных праздников называются просто предпразднствами. Это различие обусловлено двумя причинами:
- Остальные праздники имеют один день предпразднства, потому привычный термин «предпразднство» одновременно обозначает канун праздника. Например, когда мы говорим «Предпразднство Преображения Господня, сразу понятно, что речь идет о 5 (18) августа. Однако у Рождества Христова и Богоявления несколько дней предпразднства, потому для обозначения дня непосредственно перед праздником нужен особый термин. Как раз таким термином является «навечерие».
- В навечерия Рождества Христова и Богоявления совершается богослужение по особому, уникальному чину (см. ниже). Потому термин «навечерие» может относиться не только к дню, но и к церковному богослужению этого дня.
Таким образом, в Православной Церкви два навечерия: 6 января (24 декабря по старому стилю) – навечерие Рождества Христова и 18 января (старый стиль – 5 января) – навечерие Богоявления.
Оба навечерия еще называются «сочельниками» по причине употребления «сочива» на вечерней трапезе. Правда, указание о вкушении сочива в Типиконе дается только для навечерия Рождества Христова и только для того более редкого варианта, когда навечерие случается в субботу или неделю. Однако это частное указание стало причиной того, что в обиходе оба дня (6 и 18 января) называются «сочельниками».
Еще раз следует отметить: уставное название обоих дней – «навечерия», «сочельниками» же они называются в быту и в литературе.
Древность поста в навечерия Рождества Христова и Богоявления.
В Древней Церкви в III веке праздновали совмещенный праздник Богоявления 6 января – соединение воспоминаний Рождества Христова и Крещения Господня. В связи с этим возник и крещенский сочельник 5 января как постный день, в который литургия совершалась после полудня и соответственно трапеза была только вечером. Таким образом, крещенский сочельник – древнейший однодневный пост.
Впоследствии в IV – VI вв. (в разных Поместных Церквах по-разному) произошло разделение праздников, и Рождество Христово было перенесено на 25 декабря. Потому появился еще и рождественский сочельник 24 декабря по аналогии с постом 5 января.
О богослужениях в сочельник.
Для обоих сочельников характерен особый устав богослужения; при этом правила Устава одинаковы для обоих праздников и единственным отличием является совершение в навечерие Богоявления великого освящения воды в конце литургии по заамвонной молитве.
Богослужение совершается по одному из двух вариантов в зависимости от дня, в который случится навечерие:
Вариант I. Сочельник в понедельник – пятницу (будний день). Службы: великие часы, изобразительны, вечерню с литургией святителя Василия Великого (в навечерие Богоявления добавляется великое освящение воды).
Вариант II. Сочельник в субботу или воскресенье: службы из предыдущего варианта распределяются по трем дням:
· великие часы и изобразительны переносятся на пятницу и в эту пятницу отменяется литургия;
· в само навечерие совершается литургия святителя Иоанна Златоуста и потом отдельно от нее великая вечерня (в навечерие Богоявления после великой вечерни добавляется великое освящение воды).
· в сам праздник служим литургию святителя Василия Великого (после нее – еще раз великое освящение воды, если это – праздник Богоявления).
Заметим, что по Уставу литургия в соединении в вечерней в 1-м варианте и великая вечерня после литургии во 2-м варианте должны совершаться после полудня, однако в нашей практике все указанные выше службы сочельника совершаются утром.
Интересный момент: в конкретном году или службы обоих праздников совершаются по варианту I, или службы одного праздника совершаются по варианту I, тогда как другого – по варианту II. Не бывает такого, чтобы по варианту II в конкретном году совершались службы в навечерия обоих праздников.
Навечерие как день строгого поста.
Многие знают, что сочельник (и Рождественский, и Крещенский) – день строгого поста. Однако в чем конкретно состоит пост сочельника? Для ответа на этот вопрос нужно различать пост в древнем понимании и в современном значении этого слова. В древности пост – полный отказ от пищи в течение дня до вечера; в таких случаях единственной трапезой был ужин (тогда как сейчас мы под «постом» понимаем только ограничение на вкушение пищи животного происхождения). Когда навечерие называется днем строгого поста, имеется в виду пост в первом, древнем понимании.
Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами.
В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» – то есть средняя степень поста. Таким образом, строгий пост сочельника предполагает не употребление в течение дня только «хлеба и воды» (как многие могут подумать, увидев выражение «строгий пост»), а наличие только одной трапезы с «вином и елеем».
В варианте II допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем.
В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера.
«До первой звезды». Многие церковные и не вполне воцерковленные люди знакомы с утверждением, что в сочельник нельзя есть до «первой звезды». На самом деле такая характеристика справедлива частично. Как отмечено выше, в случае сочельника в седмичный день единственная трапеза по Уставу – ужин, который полагается после вечерни в соединении с литургией святителя Василия Великого. Эта служба по Типикону начинается «в 7-м часу дня», то есть примерно в 13.00 по нашему времени; в таком случае закончится она около 17.00. Учитывая, что это – зимнее время, когда темнеет рано, вполне велика вероятность, что на небе в это время уже будут видны звезды. Таким образом, уставное время трапезы примерно совпадает с появлением условной «первой звезды». Однако важно понять, что сам факт появления «первой звезды» никогда не рассматривался Церковью как «индикатор» разрешения поста Сочельника!
О трапезе в сочельник.
Приведем указания Типикона о пище в сочельники.
Рождественский сочельник:
- в седмичный день: ужин – «ядим варение со елеем, рыбы же не ядим. Вино же пием, благодаряще Бога».
- в субботу или воскресенье: дневная трапеза – «снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало» (очень скромная, чисто символическая), ужин – «входим в трапезу и ядим совершенно: рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено, или кутию с медом: испиваем же и вина в славу Божию».
Крещенский сочельник:
- в седмичный день: только ужин, отдельных указаний нет, дается отсылка к навечерию Рождества Христова.
- в субботу или воскресенье: дневная трапеза – «по отпущении же литургии ядим укрухи, и пием по единой чаши вина», ужин – «совершенно же ядим по отпусте вечерни, со елеем».
Как видно, указание относительно «сочива» дается только в одном случае, более редком – ужин после великой вечерни Рождества Христова, когда она совершается в субботу или воскресенье. В остальных случаях говорится об обычной постной трапезе с «вином и елеем». Таким образом, необязательно есть только сочиво, можно приготовить и другие постные кушанья. При этом типикон предупреждает: «сыра же и яиц и рыб никакоже дерзнем коснутися».
В наше время многие электронные ресурсы говорят о традиции приготовления в сочельник 12 постных блюд. Подобная псевдотрадиция принципиально не соответствует церковному Уставу! Важно помнить, что особые правила насчет поста в этот день предполагают ограничения в количестве постной пищи, потому трапеза должна быть стандартной, не изобилующей постными яствами.
Традиции
Нет нужды говорить о гаданиях и прочих псевдонародных и нецерковных обычаях, которые практикуются невежественными людьми и связываются с сочельниками. Отметим только нормальные обычаи, которые можно считать приемлемыми для православных христиан.
- Уборка дома. Есть вполне нормальная традиция в сочельник убирать дом и готовить его к встрече праздника. В этом смысле «сочельник» можно уподобить Великому Четвергу, когда принято готовить храмы и дома к празднику Пасхи. Впрочем, необязательно генеральную уборку привязывать к сочельнику, можно ее сделать заблаговременно, учитывая, что в сочельник лучше прийти в храм и принять участие в богослужении (тем более что службы сочельника продолжительные и утомительные).
- Приготовление «сочива» или кутьи. Сочиво – размоченные в воде зерна пшеницы, ржи, овса; на практике многие варят кашу из цельных зерен указанных культур или из риса. Эту кашу сдабривают медом, добавляют орехи и изюм. Хотя буква Устава предписывает кушать сочиво только в случае навечерия Рождества Христова в субботу или неделю, в реальности его можно готовить во всех случаях. Впрочем, при желании необязательно есть именно кутью, можно приготовить другую постную еду, о чем скажем далее.
- Посещение своих крестных и угощение их кутьей. В Рождественский сочельник есть вполне достойный обычай: верующие угощают кутьей своих восприемников. Сама по себе традиция посетить крестную или крестного и поздравить его с наступающим праздником трогательна и красива, хотя в реальности такая возможность имеется нечасто.
***
архиепископ Аверкий (Таушев)
По народному обычаю, принятому у нас в России, пища не вкушается в Рождественский сочельник до звезды, а в Крещенский сочельник до освящения воды. Но если Богослужение совершается полностью всё, без всяких пропусков и в положенное по уставу время, то оно и кончается в Рождественский сочельник как раз приблизительно ко времени появления первой звезды на небе, а равным образом и освящение воды в Крещенский сочельник оканчивается ко времени наступления вечера, когда и вкушается пища. Ведь по уставу Божественная литургия, соединяемая с вечерней, после которой происходит «славление праздника» (пение тропаря и кондака праздника), в Рождественский сочельник должна начинаться «при часе 7-м дне», то есть по нашему – около 1 часу дня, а в Крещенский сочельник – «при часе 5 дне», то есть около 11 часов дня. В приходской практике это не всегда легко осуществимо, да и Богослужение совершается не всегда полностью, как положено, а потому и оканчивается оно значительно раньше наступления вечера.
Литература по теме
- Рождественский сочельник в Календаре
- Крещенский сочельник в Календаре
- Заметки в Сочельник о некоторых традициях В. Кутковой
- Как провести рождественский сочельник
- Когда оканчивать пост в Рождественский сочельник? архиеп. Аверкий (Таушев)
- Для чего в навечерие Рождества Христова учрежден сочельник? свт. Филарет (Дроздов)
Комментировать