«Неин­те­рес­ный» Ветхий Завет

Юрий Мак­си­мов

К сожа­ле­нию, сего­дня в храмы при­хо­дит много людей, кото­рые либо вовсе нико­гда не откры­вали Еван­ге­лие, либо читали его поверх­ностно. Но если чтение Нового Завета все-таки осо­зна­ется боль­шин­ством хри­стиан как необ­хо­ди­мость – странно, если было бы по-дру­гому, то зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием Вет­хого Завета огра­ни­чи­ва­ется «Зако­ном Божиим» про­то­и­е­рея Сера­фима Сло­бод­ского. И это тем более печально, что Ветхий Завет – это не только ключ к пони­ма­нию Нового Завета, но и наша исто­рия, мета­и­сто­рия всего чело­ве­че­ства, книга о сотво­ре­нии мира, о вза­и­мо­от­но­ше­ниях чело­века и Бога до совер­ше­ния греха и после паде­ния, рас­сказ о чело­ве­че­ской душе и тра­ге­дии бого­остав­лен­но­сти. Она акту­альна во все вре­мена, и хотя бы раз в жизни ее нужно про­чи­тать каж­дому.

Святые отцы мно­га­жды гово­рили о той вели­кой пользе, кото­рую при­но­сит душе хри­сти­а­нина чтение Свя­щен­ного Писа­ния. Немало ярких слов об этом было ска­зано свя­ти­те­лем Иоан­ном Зла­то­устом: «Источ­ник света – слово Божие. Будучи испол­нено света и исто­чая свет, оно про­све­щает и оза­ряет души верных»[1], «Свя­щен­ное Писа­ние при­во­дит нас к Богу и отвер­зает путь Бого­по­зна­ния»[2], «Бла­го­даря чтению и слу­ша­нию Писа­ния жизнь наша более и более совер­шен­ству­ется»[3], «Кто живет и рас­суж­дает по соб­ствен­ному своему про­из­волу, тот обо­льщает себя. А кто научится раз­ре­шать сомне­ния с помо­щью Писа­ния, тот имеет своим учи­те­лем саму Истину»[4], «Из всех неду­гов, обре­ме­ня­ю­щих чело­ве­че­скую при­роду, нет ни одного – ни душев­ного, ни телес­ного, кото­рый не мог бы полу­чить исце­ле­ния из Писа­ния»[5].

То же гово­рили и другие святые. Доста­точно при­ве­сти слова свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого: «Свя­щен­ное Писа­ние бого­вдох­но­венно и полезно и напи­сано содей­ствием Свя­того Духа с тем наме­ре­нием, чтобы каждая ищущая спа­се­ния душа могла во всякое время выби­рать себе из него, как из общего хра­ни­лища лекарств, нужные для нее целеб­ные сред­ства»[6]; или слова бла­жен­ногоИеро­нима: «Скажи, пожа­луй­ста, любез­ный брат: жить среди Боже­ствен­ных Писа­ний, в них поучаться, ничего иного не знать и не искать,– не значит ли это уже здесь, на земле, быть оби­та­те­лем Цар­ства Небес­ного?»[7].

К этому при­зы­вает всех хри­стиан свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Ста­райся читать Боже­ствен­ное Писа­ние и посто­янно пре­бы­вать в святой молитве. Сколько раз будешь бла­го­даря им с Богом, столько раз освя­тятся твои тело, душа и дух»[8], «Ничто не может слу­жить пре­пят­ствием к чтению слова Божия. Не только дома, но и… совер­шая путе­ше­ствия или нахо­дясь в мно­го­люд­ном собра­нии и зани­ма­ясь делами, можно упраж­няться в этом чтении»[9], «Будем не просто читать Писа­ния, но изу­чать и нази­даться. Ведь (ничего) не напи­сано напрасно. Вели­кое зло не знать Писа­ния»[10].

О том, каково это зло, и сколь вели­кий вред нано­сят себе те, кто пре­не­бре­гает чте­нием Писа­ния, вели­кий свя­ти­тель также неод­но­кратно гово­рил: «Все мы, не радя­щие о чтении Писа­ний, терпим от этого вред и оску­де­ние. В самом деле, как мы при­ве­дем в бла­го­устрой­ство дела свои, если не знаем тех самых зако­нов, по кото­рым нужно при­во­дить их в бла­го­устрой­ство?»[11], «Подобно тому, как лишен­ные света не могут прямо идти, так и не видя­щие луча Боже­ствен­ного Писа­ния вынуж­дены гре­шить, так как ходят в самой глу­бо­кой тьме»[12].

Итак, ясно обо­зна­чена польза от чтения Слова Божия, столь же ясно пре­ду­пре­ждено о вреде от пре­не­бре­же­ния к чтению, нако­нец, не менее ясно выска­зан призыв обра­титься к пользе и избе­гать вреда. Но, несмотря на это, к сожа­ле­нию, среди воцер­ко­в­лен­ных хри­стиан, даже среди тех, кото­рым как будто нет нужды лишний раз объ­яс­нять о душе­по­лез­но­сти чтения Писа­ния, встре­ча­ется свое­об­раз­ная прак­тика – совер­шенно не читать Ветхий Завет. Под эту душе­па­губ­ную прак­тику под­во­дятся раз­ного рода объ­яс­не­ния и оправ­да­ния, иногда при­хо­дится слы­шать даже о свя­щен­ни­ках, кото­рые счи­тают, будто миря­нам нельзя читать Ветхий Завет.

Суще­ство­ва­ние подоб­ной прак­тики и оправ­ды­ва­ю­щих ее мнений – очень тре­вож­ный симп­том, поскольку пре­зре­ние к Вет­хому Завету – харак­тер­ная черта многих древ­них ере­ти­ков. Чтобы убе­диться в этом, доста­точно посмот­реть список ересей в трудах свя­ти­теля Епи­фа­ния Кипр­ского и пре­по­доб­ного Иоанна Дамас­кина: «Вален­ти­ни­ане: они отри­цают вос­кре­се­ние плоти, отвер­гают Ветхий Завет… Архон­тики… отри­цают вос­кре­се­ние плоти и отвер­гают Ветхий Завет. Кер­до­ни­ане: они про­ис­хо­дят от Кер­дона… он отвер­гает вос­кре­се­ние мерт­вых и Ветхий Завет. Мар­ки­о­ниты… [учат] о том, что Новый Завет чужд Вет­хого и Гово­рив­шего в нем… Севи­ри­ане… Подобно другим ере­ти­кам, отвер­гают вос­кре­се­ние плоти и Ветхий Завет… Мани­хеи… Ветхий Завет и гла­го­лав­шего в нем Бога хулят»[13].

«Как известно,– пишет свя­щен­но­му­че­ник Ила­рион (Тро­иц­кий),– начи­ная с поло­вины вто­рого века, Мар­кион и его после­до­ва­тели про­во­дили резкое раз­ли­чие между Ветхим и Новым Заве­том. Учили даже, что два Завета от разных богов ведут свое начало. Новый Завет, сле­до­ва­тельно, по их мнению, содер­жит в себе именно новое учение, прямо про­ти­во­по­лож­ное учению вет­хо­за­вет­ному, а потому его и отме­ня­ю­щее. Но Сам Хри­стос, и апо­столы, и Цер­ковь с самого начала при­зна­вали Вет­хо­за­вет­ное Писа­ние в каче­стве авто­ри­тета. Учение Мар­ки­она немед­ленно встре­тило себе над­ле­жа­щий отпор со сто­роны цер­ков­ных писа­те­лей. В поле­мике против Мар­ки­она бого­словы вто­рого века подробно рас­кры­вали, что Новый Завет Вет­хого не отме­няет; наобо­рот, весь Новый Завет уже пред­ска­зан в Ветхом»[14].

Вот что писал против мар­ки­о­ни­тов свя­щен­но­му­че­ник Ириней Лион­ский: «И закон Моисея и бла­го­дать Нового Завета, оба сооб­раз­ные с вре­ме­нами, даро­ваны для пользы чело­ве­че­ского рода Одним и Тем же Богом»[15], «Читайте вни­ма­тель­нее данное нам апо­сто­лами Еван­ге­лие и читайте вни­ма­тель­нее про­ро­ков, и вы най­дете, что вся дея­тель­ность, все учение и все стра­да­ние Гос­пода нашего пред­ска­зано ими. Если же у вас воз­ник­нет такая мысль и ска­жете: что же нового принес Гос­подь при­ше­ствием Своим? То знайте, что Он принес все новое тем, что… принес Себя Самого»[16], «При­зна­ю­щий Еди­ного Бога винов­ни­ком обоих Заве­тов и тща­тельно чита­ю­щий Писа­ния у пре­сви­те­ров цер­ков­ных есть истинно духов­ный ученик»[17].

О том же гово­рил и свя­ти­тель Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский: «Для чего Еван­ге­лие у Мар­ки­она и Мани­хея, отри­ца­ю­щих закон? Ветхим дока­зы­ва­ется новое, а новое сви­де­тель­ствует о ветхом. Посему отри­ца­ю­щие послед­нее испо­ве­дуют ли то, что оным дока­зы­ва­ется? Павел стал апо­сто­лом бла­го­ве­стия, “кото­рое Бог прежде обещал через про­ро­ков Своих, в святых писа­ниях” (Рим.1:2). Сам Гос­подь сказал: “иссле­дуйте Писа­ния, ибо… они сви­де­тель­ствуют о Мне” (Ин.5:39). Как же будут испо­ве­до­вать Гос­пода, не иссле­до­вав прежде Писа­ний о Нем?»[18].

Итак, всякий, кто пре­не­бре­гает Ветхим Заве­том, идет тем же путем, по кото­рому шли древ­ние ере­тики мар­ки­о­ниты, и такой чело­век должен как можно скорее сойти с этого пагуб­ного пути, если не хочет ока­заться там же, где ока­за­лись мар­ки­о­ниты и подоб­ные им.

* * *

И чем же думают оправ­ды­вать себя нынеш­ние отвер­га­тели Вет­хого Завета, не жела­ю­щие читать его? Неко­то­рые гово­рят, что оно уже, будто бы, стало ненуж­ным и бес­по­лез­ным после даро­ва­ния Нового Завета. Но такое заблуж­де­ние, во-первых, опро­вер­га­ется при­ве­ден­ными выше сло­вами святых отцов, осуж­дав­ших мар­ки­о­нит­ство, а во-вторых, пока­зы­вает свою неле­пость при эле­мен­тар­ном обра­ще­нии к реаль­ной жизни Церкви.

Ведь если бы Писа­ние Вет­хого Завета было бы бес­по­лез­ным для нас, разве Цер­ковь напол­нила бы им общие бого­слу­же­ния, что видно и в чтении псал­мов, и в паре­миях, и в биб­лей­ских песнях, и в кано­нах? Если бы Писа­ние Вет­хого Завета было бы бес­по­лез­ным для нас, разве Гос­подь Иисус Хри­стос и апо­столы цити­ро­вали бы его?

Напри­мер, только в одном Еван­ге­лии от Матфея мы видим две цитаты из книги Бытия, один­на­дцать про­ци­ти­ро­ван­ных стихов из книги Исход, три из книги Левит, восемь из Вто­ро­за­ко­ния, одну из книги Судей, шесть стихов из Псал­тыри, девять из книги про­рока Исайи, два из Иере­мии, три из Осии, один из Михея, два из Заха­рии и один из Мала­хии. Итого сорок девять цитат из две­на­дцати вет­хо­за­вет­ных книг.

Апо­стол же Павел в своих посла­ниях сем­на­дцать раз цити­рует книгу Бытия, девять раз книгу Исход, пять раз книгу Левит, четыре раза книгу Чисел, три­на­дцать раз – Вто­ро­за­ко­ние, один раз книгу Иисуса Навина, один раз вторую книгу Царств и два раза третью, один раз книгу Иова, сорок семь стихов из Псал­тыри, четыре стиха из книги Притч, два­дцать девять стихов из книги про­рока Исайи, восемь из Иере­мии, один из Иезе­ки­иля, три из Осии, один из Иоиля, четыре из Авва­кума, один из Аггея и два из Мала­хии. Итого у апо­стола Павла сто трид­цать шесть стихов из девят­на­дцати вет­хо­за­вет­ных книг. И это каса­ется только прямых цитат, если же учесть и кос­вен­ные отсылки на собы­тия Вет­хого Завета, то таких парал­ле­лей и пере­се­че­ний ока­жется на поря­док больше – и, не зная Вет­хого Завета, мы не сможем в долж­ной мере понять и Новый.

Даже открыв Новый Завет – первую главу пер­вого Еван­ге­лия, напи­сан­ного апо­сто­лом Мат­феем, состо­я­щую из родо­сло­вия Гос­пода Иисуса Христа,– мы не сможем ее понять, не читая Вет­хого Завета, для нас это будет «мерт­вый» и бес­смыс­лен­ный список имен, если мы не будем знать, кто такие Авраам или Давид, и как каж­дому из них были даны обе­то­ва­ния, что из их потом­ства по плоти родится Хри­стос, и почему именно им были даны такие обе­то­ва­ния. Да, соб­ственно, многие из тех, кто не знаком с Ветхим Заве­том, при чтении про­пус­кают эту главу с родо­сло­вием как «неин­те­рес­ную». Из этого хорошо видно, как пре­не­бре­же­ние к Вет­хому Завету неиз­бежно порож­дает и пре­не­бре­же­ние к Новому Завету.

Нако­нец, в‑третьих, ука­зан­ное мнение прямо про­ти­во­ре­чит тому, что гово­рит апо­стол Павел в посла­нии к Тимо­фею: «Ты из дет­ства знаешь Свя­щен­ные Писа­ния, кото­рые могут умуд­рить тебя во спа­се­ние верою во Христа Иисуса. Все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти, да будет совер­шен Божий чело­век, ко вся­кому доб­рому делу при­го­тов­лен» (Тим. 3:15–16). Итак, ясно ска­зано, что все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно, причем это ска­зано именно о Писа­нии Вет­хого Завета – ведь когда Тимо­фей был ребен­ком и уже «знал Свя­щен­ные Писа­ния», еще не были запи­саны ни Еван­ге­лия, ни другие ново­за­вет­ные книги.

Но, разу­ме­ется, после появ­ле­ния Нового Завета слова апо­стола нужно рас­про­стра­нять и на него, так как Свя­щен­ное Писа­ние едино. «С точки зрения Пра­во­слав­ной Церкви, Свя­щен­ное Писа­ние харак­те­ри­зу­ется совер­шен­ным един­ством, целост­но­стью и истин­но­стью. В том, что каса­ется его един­ства, Пра­во­слав­ное Пре­да­ние твердо при­дер­жи­ва­ется того взгляда, что Ветхий Завет – хри­сти­ан­ская книга в той же мере, что и Новый. Оба Завета состав­ляют единое сви­де­тель­ство о Боже­ствен­ном Логосе, Пре­веч­ном Слове, Кото­рое пришло в мир, чтобы осу­ще­ствить спа­се­ние детей Божиих (см.: Ин.1:12–13; 20, 31). Более того, сви­де­тель­ство и бого­вдох­но­вен­ность Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рые осно­вы­ва­ются на Нем, рас­смат­ри­ва­ются как суще­ству­ю­щие во вза­им­ном допол­не­нии или пол­ноте в той мере, в какой всякое место Свя­щен­ного Писа­ния отра­жает одну и ту же истину»[19].

Как же можно раз­ры­вать единое? Как можно гово­рить, что почи­та­ешь нечто, при этом выка­зы­вая пре­не­бре­же­ние к тому, что состав­ляет неотъ­ем­ле­мую и орга­нич­ную его часть? Это все равно что улы­баться чело­веку в лицо и пле­вать ему в спину. О каком почте­нии тут можно гово­рить? Ведь один и тот же Бог вдох­но­вил Ветхий и Новый Заветы, то и другое Писа­ние есть в равной сте­пени Слово Божие, то и другое – истина, то и другое душе­по­лезно.

* * *

Но неко­то­рые гово­рят, что будто бы чтение Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого Завета может при­ве­сти в пре­лесть. Здесь прежде всего сле­дует ска­зать, что дума­ю­щие так уже пре­бы­вают в пре­ле­сти. Ведь они отка­за­лись от слы­ша­ния Слова Божия, они отка­за­лись от бесе­до­ва­ния с небес­ным Отцом, от даро­ван­ной Им воз­мож­но­сти узнать истину и полу­чить руко­вод­ство в жизни и исце­ле­ние от неду­гов души – иначе говоря, сами сде­лали все то, что и пыта­ется сотво­рить диавол со всяким хри­сти­а­ни­ном.

Откуда же взяли они такое измыш­ле­ние? Явно, что не от Гос­пода Иисуса Христа, ска­зав­шего «иссле­дуйте Писа­ния», и не от апо­сто­лов, сви­де­тель­ство­вав­ших, что «все Писа­ние бого­дух­но­венно и полезно», и не от святых отцов, гово­рив­ших: «Все Боже­ствен­ное Писа­ние, Ветхое и Новое, ведет есте­ственно боль­шое чело­ве­че­ское есте­ство к Иисусу Христу, един­ствен­ному Врачу душ и телес наших»[20], «Посему “от вся­кого дерева рай­ского можешь вку­шать” – гово­рит Дух Божий, то есть вку­шайте от вся­кого Писа­ния Гос­подня»[21].

И, к тому же, непо­нятно, откуда эти люди, кото­рые под таким пред­ло­гом отка­зы­ва­ются читать Ветхий Завет, чер­пают уве­рен­ность, что не впадут в пре­лесть при чтении Нового Завета?

Святые отцы дей­стви­тельно пре­ду­пре­ждали о том, что есть духов­ная опас­ность, под­сте­ре­га­ю­щая чело­века, кото­рый недолж­ным обра­зом под­хо­дит к чтению Свя­щен­ного Писа­ния, но при этом они не делали ника­кого раз­ли­чия между Ветхим и Новым Заве­том, и из исто­рии известны при­меры, как люди спо­ты­ка­лись и на том, и на другом.

Да, если недолж­ным обра­зом отно­ситься к чтению Писа­ния, то дей­стви­тельно можно впасть в пре­лесть, не важно, читать ли Вто­ро­за­ко­ние или Еван­ге­лие от Матфея,– и в этом, конечно, будет вино­вато не Боже­ствен­ное Писа­ние, а наше недолж­ное отно­ше­ние к его изу­че­нию.

И напро­тив, если долж­ным обра­зом при­сту­пать к чтению свя­щен­ных книг, то мы не потер­пим ника­кого вреда, но, напро­тив, полу­чим пре­и­зобиль­ную пользу и от чтения Вет­хого Завета, и от чтения Нового Завета.

Что значит: недолж­ным обра­зом при­сту­пать к чтению Писа­ния? Вот как о том пишет бла­жен­ный Иеро­ним: «Только знание Писа­ний при­сва­и­вают себе все повсюду… И болт­ли­вая ста­руха, и сума­сброд­ный старик, и мно­го­ре­чи­вый софист, одним словом, все при­пи­сы­вают себе знание Писа­ний, тер­зают их и учат других прежде, чем бы самим научиться. Одни, приняв важный вид и гремя отбор­ными сло­вами… учат других тому, чего сами не пони­мают. Умал­чи­ваю о… [тех], кото­рые после изу­че­ния свет­ской лите­ра­туры, обра­ща­ясь к свя­щен­ным Писа­ниям и искус­ствен­ною речью пленяя слух народа, все, что ни гово­рят, счи­тают зако­ном Божиим и не спо­доб­ля­ются знать мысли про­ро­ков и апо­сто­лов, но к своим соб­ствен­ным мыслям при­ис­ки­вают несо­от­вет­ствен­ные тексты, как будто бы это было хоро­шее дело, а не самый пороч­ный род учения – иска­жать мысли Писа­ния и под­чи­нять оное своему про­из­волу, несмотря на явные про­ти­во­ре­чия… Свой­ственны детям и шар­ла­та­нам подоб­ные попытки учить тому, чего не знаешь»[22].

Итак, визит­ная кар­точка недолж­ного, пре­льщен­ного отно­ше­ния к чтению Писа­ния есть отсут­ствие сми­ре­ния и дерз­кая само­на­де­ян­ность. А что можно ска­зать о долж­ном отно­ше­нии к чтению словес Божиих? Нетрудно дога­даться, что его отли­чи­тель­ной чертой явля­ется, напро­тив, сми­ре­ние.

Прежде всего над­ле­жит пони­мать, что чтение Писа­ния не подобно чтению любой другой лите­ра­туры, но есть по сути духов­ное дела­ние, как о том писали святые отцы, слова кото­рых соста­вили вступ­ле­ние к насто­я­щей статье.

Поэтому, во-первых, всякое при­сту­па­ние к чтению Писа­ния над­ле­жит пред­ва­рять сми­рен­ной молит­вой, как сове­тует пре­по­доб­ный Ефрем Сирин: «Когда начи­на­ешь читать или слу­шать (Свя­щен­ное Писа­ние), помо­лись Богу так: “Гос­поди Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы мне услы­шать Твои слова и понять их, и испол­нить волю Твою”. Всегда так моли Бога, чтобы про­све­тил твой ум и открыл тебе силу Своих слов. Многие, пона­де­яв­шись на свой разум, под­верг­лись заблуж­де­нию»[23]. Итак, надобно молиться, и тогда, как обе­щает свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий, «видя наше рас­по­ло­же­ние к духов­ному знанию в чтении Слова Божия, Вла­дыка наш не пре­зрит нас, но подаст оза­ре­ние свыше и про­све­тит наш ум»[24].

Во-вторых, надобно пом­нить пре­ду­пре­жде­ние бла­жен­ного Иеро­нима, гово­рив­шего, что «в рас­суж­де­нии о Свя­щен­ных Писа­ниях нельзя идти без пред­ше­ствен­ника и путе­во­ди­теля»[25].

Что же это за путе­во­ди­тель? Яснее всего объ­яс­няет это свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Непре­менно нужно при чтении Писа­ния, чтение святых Отцов Восточ­ной Церкви. Вот что гово­рит святый апо­стол Петр о Свя­щен­ном Писа­нии: «Ника­кого про­ро­че­ства в Писа­нии нельзя раз­ре­шить самому собою.Ибо нико­гда про­ро­че­ство не было про­из­но­симо по воле чело­ве­че­ской, но изре­кали его святые Божии чело­веки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2Петр. 1, 20–21). Как же Вы хотите про­из­вольно пони­мать духов­ное слово, кото­рое и про­из­не­сено не про­из­вольно, а по вну­ше­нию Духа, и само запре­щает про­из­воль­ное тол­ко­ва­ние себя? Дух про­из­нес Свя­щен­ное Писа­ние, и только Дух может истол­ко­вать его… Тот же самый Дух Божий, кото­рый дей­ство­вал в про­ро­ках и апо­сто­лах,– дей­ство­вал в святых учи­те­лях и пас­ты­рях цер­ков­ных. Сви­де­тель этого дог­мата святый апо­стол: «Иных Бог поста­вил в Церкви, во-первых, апо­сто­лами, во-вторых, про­ро­ками, в‑третьих, учи­те­лями» (1Кор.12:28)… Поэтому вся­кому, жела­ю­щему стя­жать истин­ное позна­ние Свя­щен­наго Писа­ния, необ­хо­димо чтение святых Отцов»[26].

«Не дерзай сам истол­ко­вы­вать Еван­ге­лие и прочие книги Свя­щен­ного Писа­ния. Писа­ние про­из­не­сено свя­тыми про­ро­ками и апо­сто­лами, про­из­не­сено не про­из­вольно, но по вну­ше­нию Свя­того Духа. Как же не безумно истол­ко­вы­вать его про­из­вольно? Святой Дух, про­из­нес­ший чрез про­ро­ков и апо­сто­лов Слово Божие, истол­ко­вал его чрез святых отцов. И Слово Божие, и тол­ко­ва­ние его – дар Свя­того Духа. Только это одно истол­ко­ва­ние при­ни­мает Святая Пра­во­слав­ная Цер­ковь! Только это одно истол­ко­ва­ние при­ни­мают ее истин­ные чада!»[27].

Это пра­вило Цер­ковь выра­зила даже соборно, 19 пра­ви­лом VI Все­лен­ского Собора пред­пи­сы­вая тол­ко­вать Писа­ние только так, как тол­ко­вали его святые отцы. Это – про­ти­во­ядие и при­вивка от всякой погреш­но­сти и от любой пре­ле­сти при чтении Писа­ния, о кото­рых пре­ду­пре­ждает пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин: «Надо забот­ливо наблю­дать, чтобы ложное тол­ко­ва­ние Свя­щен­ного Писа­ния, под­де­лы­ва­ясь под чистое золото, не обма­нуло нас. Так, диавол ста­рался иску­сить и Гос­пода Спа­си­теля как про­стого чело­века, когда… гово­рил: “Анге­лам Своим запо­ве­дает о тебе – охра­нять тебя на всех путях твоих: на руках поне­сут тебя, да не пре­ткнешься о камень ногою твоею”»[28].

Слава Богу, на рус­ский язык пере­ве­дено доста­точно свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний на Писа­ние, и в послед­ние годы многие из них пере­из­даны, так что для вся­кого, зна­ю­щего рус­ский язык, нет ника­кой труд­но­сти при­сту­пить к чтению Писа­ния Вет­хого и Нового Завета, имея под рукой свя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния, и непре­станно све­ря­ясь с ними, следуя в пони­ма­ния слов откро­ве­ния за свя­тыми как за настав­ни­ками и путе­во­ди­те­лями.

Конечно, такой труд не сродни при­ня­тому ныне «про­гла­ты­ва­нию» книжек, и на чтение каждой книги Писа­ния таким обра­зом уйдет больше вре­мени, чем при само­на­де­ян­ном чтении, но зато оно убе­ре­жет от ошибок и при­не­сет несо­из­ме­римо больше пользы чита­ю­щему. По край­ней мере, если и не достает сил каждый стих све­рять со свя­то­оте­че­ским тол­ко­ва­нием, то хотя бы в труд­ных и недо­умен­ных местах над­ле­жит при­па­дать за сове­том к изъ­яс­не­нию, дан­ному свя­тыми отцами.

* * *

Есть и такие, кто, защи­щая свое пре­не­бре­же­ние к Слову Божи­ему, при­кры­ва­ются будто бы неким сми­ре­нием, говоря, что, мол, это лишь высо­ко­ду­хов­ные, мудрые и святые люди могут читать книги Вет­хого Завета, а я не таков, поэтому и не дерзаю его читать. Но это ника­кое не сми­ре­ние, а лже­сми­ре­ние, это все равно что ска­зать: я недо­ста­точно мудр, чтобы испол­нять запо­веди, поэтому буду пре­да­ваться греху. Читать Писа­ние есть такая же запо­ведь и потому обя­зан­ность каж­дого хри­сти­а­нина. Об этом доста­точно писал свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст, равно как и другие святые, напри­мер пре­по­доб­ный Нил Синай­ский: «Как из жела­ния под­дер­жать жизнь едим, пьем, гово­рим, слу­шаем, так и к чтению слов Божиих мы должны при­ле­питься серд­цем, не зная сыто­сти»[29].

К тому же чело­век, отка­зы­ва­ю­щийся по при­чине гре­хов­но­сти и отсут­ствия муд­ро­сти от чтения Писа­ния, тем самым лишает себя надеж­ного сред­ства стя­жать духов­ную муд­рость и побе­дить грех. Это все равно как если боль­ной чело­век станет гово­рить: «Я слиш­ком болен, чтобы при­ни­мать лекар­ства и другое лече­ние, вот когда выздо­ровлю, тогда и стану лечиться».

* * *

Нако­нец, среди пре­не­бре­га­ю­щих чте­нием Вет­хого Завета встре­ча­ются такие, кто честно гово­рит: мы не читаем его, потому что нам скучно при чтении Вет­хого Завета. Но это есть при­знак серьез­ного духов­ного недуга, о кото­ром пишет пре­по­доб­ный Ефрем Сирин: «Когда заме­тишь, что тебе скучно чтение Боже­ствен­ных Писа­ний и ты неохотно слу­ша­ешь духов­ные настав­ле­ния, знай, что душа твоя впала в тяжкую болезнь. Ибо это – начало зла, под­вер­жен­ные кото­рому пожали плод смерти»[30]. И пре­по­доб­ный авва Пал­ла­дий пре­ду­пре­ждал, что «начало бого­от­ступ­ни­че­ства есть пре­сы­ще­ние уче­нием, омер­зе­ние словом, – тем, чего жаждет душа бого­любца»[31].

Надобно пони­мать, что Свя­щен­ное Писа­ние – это не раз­вле­ка­тель­ное чтиво. И если лука­вый наве­вает на нас скуку, когда мы берем в руки Библию, или же наше соб­ствен­ное гре­хов­ное зара­же­ние души пре­пят­ствует лег­кому и сла­дост­ному чтению Писа­ния, нужно не под­да­ваться, а напро­тив, реши­тельно всту­пать в борьбу с этим неду­гом и тем больше понуж­дать себя к испол­не­нию этой запо­веди, как и других.

Вспом­ним слова пре­по­доб­ного Иоанна Дамас­кина: «Под­линно, неве­же­ство – вещь нена­деж­ная. И потому всего более мы сами себе вредим, когда пре­не­бре­гаем чте­нием Свя­щен­ных Книг и иссле­до­ва­нием их согласно слову Гос­пода. Но воин гово­рит: “Я воин и не нуж­да­юсь в чтении”, зем­ле­де­лец отго­ва­ри­ва­ется зем­ле­де­лием; сходно посту­пают и прочие, так что все мы ока­зы­ва­емся неис­пол­ня­ю­щими запо­ведь Гос­пода»[32].

Если станем испол­нять эту запо­ведь, если со сми­ре­нием будем отно­ситься к чтению Слова Божия как к духов­ному дела­нию, то Гос­подь не замед­лит послать нам помощь свыше, и, при­об­ре­тая добрый навык, мы мало помалу при­об­ре­тем боль­шую любовь ко вся­кому Боже­ствен­ному Писа­нию, настолько, что нам станет скучно читать прочие книги – как то известно про людей, достиг­ших духов­ной зре­ло­сти. И тогда для нас станет оче­вид­ной та истина, о кото­рой сви­де­тель­ствует свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: «Все бого­ду­хо­вен­ное писа­ние для чита­ю­щих есть закон, не только запо­ве­дями, но и исто­ри­че­скими повест­во­ва­ни­ями обу­ча­ю­щий веде­нию таин и чистому образу жизни»[33].

* * *

Эта статья начи­на­лась с цитат из слов свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, и закон­чить ее хоте­лось бы также сло­вами этого вели­кого свя­того: «Итак, будем вни­ма­тельно зани­маться чте­нием, не два только эти часа,– потому что для без­опас­но­сти нам недо­ста­точно одного про­стого слу­ша­ния,– но посто­янно; и при­шедши домой, каждый пусть возь­мет в руки Библию и вни­кает в смысл ска­зан­ного, если он хочет полу­чать посто­ян­ную и доста­точ­ную пользу от Писа­ния»[34]; «Не будем… пре­не­бре­гать чте­нием Писа­ния. Пони­маем ли содер­жа­ще­еся в нем или не пони­маем, будем как можно чаще обра­щаться к нему. Посто­ян­ное упраж­не­ние в чтении неиз­гла­димо запе­чат­ле­вает в памяти про­чи­тан­ное. И то, чего вчера мы не могли понять, мы вдруг пони­маем сего­дня, потому что чело­ве­ко­лю­би­вый Бог неви­димо про­све­щает наш ум»[35].


При­ме­ча­ния:

1. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. Т. 8, к. 2. О рев­но­сти и бла­го­че­стии, и о сле­по­рож­ден­ном. 1.
2. Там же. Т. 8, к. 1. Тол­ко­ва­ние на Еван­ге­лие от Иоанна. Беседа 59. 2.
3. Там же. Т. 5, к. 2. Тол­ко­ва­ние на псалмы. Собе­се­до­ва­ние на Пс.118. 1. 1.
4. Там же. Т. 6, к. 2. О шестом дне тво­ре­ния, о пер­во­здан­ных людях, о змие, о древе позна­ния, о жизни в раю и обще­нии Бога с Адамом. 1.
5. Там же. Т. 4, к. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 29. 1.
6. Цит. по: Свя­щен­ник Гри­го­рий Дья­ченко. Уроки и при­меры хри­сти­ан­ской веры. СПб., 1900. С. 48.
7. Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский. Письмо к Пав­лину. Об изу­че­нии Свя­щен­ного Писа­ния.
8. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. Т. 12, к. 1. О тер­пе­нии, кон­чине этого века и втором при­ше­ствии.
9. Там же. Т. 4, к. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 35. 2.
10. Там же. Т. 9, к. 1. Беседы на книгу Деяний Апо­столь­ских. Беседа 34. 5.
11. Там же. Т. 7, к. 2. Беседы на Матфея еван­ге­ли­ста. Беседа 47. 3.
12. Там же. Т. 9, к. 2. Беседы на посла­ние к Рим­ля­нам. Пре­ди­сло­вие. 1.
13. Тво­ре­ния пре­по­доб­ного Иоанна Дамас­кина. Т. 5. О ста ересях вкратце. 31, 40–42, 45, 66.
14. Архи­манд­рит Илла­рион. Свя­щен­ное Писа­ние и Цер­ковь.
15. Свя­ти­тель Ириней Лион­ский. Против ересей. Книга III. Глава 12. 11.
16. Там же. Книга IV. Глава 34. 1.
17. Там же. Глава 33. 1.
18. Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий. Тво­ре­ния. Т. 2. Окруж­ное посла­ние против ариан. 4.
19. Свя­щен­ник Иоанн Брек. Чтение Свя­щен­ного Писа­ния по учению Святых Отцов // Альфа и Омега. №2 (32). 2002. С. 48–63.
20. Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов. Слова. Слово 6. 3.
21. Святой Ириней Лион­ский. Против ересей. Книга V. Глава 20. 2.
22. Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский. Письмо к Пав­лину. Об изу­че­нии Свя­щен­ного Писа­ния.
23. Тво­ре­ния иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1912. Ч. III. С. 99.
24. Тво­ре­ния иже во святых отца нашего Васи­лия Вели­кого, Архи­епи­скопа Кеса­рии Кап­па­до­кий­ския. Сер­гиев Посад, 1901. Ч. IV. С. 376.
25. Бла­жен­ный Иеро­ним Стри­дон­ский. Письмо к Пав­лину. Об изу­че­нии Свя­щен­ного Писа­ния.
26. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Письма к миря­нам. 230. О свя­то­оте­че­ских тво­ре­ниях и св. Писа­нии.
27. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Аске­ти­че­ские опыты. Т. I. О чтении Еван­ге­лия.
28. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин. Десять собе­се­до­ва­ний отцов, 1.20.
29. Пре­по­доб­ный Нил Синай­ский. Тво­ре­ния пре­по­доб­ного отца нашего Нила, подвиж­ника Синай­ского. М., 1859. Ч. III. С. 15.
30. Тво­ре­ния иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. М., 1881. Ч. I. С. 522.
31. Древ­ний пате­рик или досто­па­мят­ные ска­за­ния о подвиж­ни­че­стве святых и бла­жен­ных отцов. Глава 10. О рас­су­ди­тель­но­сти. 92
32. Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин. О дра­ко­нах и при­ви­де­ниях.
33. Тво­ре­ния иже во святых отца нашего Гри­го­рия Нис­ского, епи­скопа. М., 1862. Ч. III. С. 3.
34. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Тво­ре­ния. Т. 3, к. 1. Беседы о над­пи­са­нии книги Деяний.
35. Там же. Т. 4, к. 1. Беседы на книгу Бытия. Беседа 35.2.

журнал «Пра­во­сла­вие и совре­мен­ность» №7 за 2008 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки