Октоих

О.А. Кра­ше­нин­ни­кова

Оглав­ле­ние


Октоих (греч. Octoechos Осмо­глас­ник), одна из глав­ных бого­слу­жеб­ных книг Пра­во­слав­ной Церкви. Содер­жит изме­ня­е­мые пес­но­пе­ния для так назы­ва­е­мых подвиж­ных дней сед­мич­ного (недель­ного) круга. Бого­слу­жеб­ное после­до­ва­ние каж­дого сед­мич­ного дня вклю­чает в себя пес­но­пе­ния Вечерни, Пове­че­рия, Утрени и Литур­гии, а вос­крес­ных дней кроме того, еще пес­но­пе­ния малой Вечерни и Полу­нощ­ницы.

Все пес­но­пе­ния, содер­жа­щи­еся в после­до­ва­ниях одной сед­мицы, испол­ня­ются на один и тот же глас, по числу кото­рых (восемь) книга полу­чила свое назва­ние. После завер­ше­ния цикла из восьми недель пение Окто­иха начи­на­ется снова с пес­но­пе­ний пер­вого гласа. Цикл из восьми недель назы­ва­ется в Цер­ков­ном Уставе «стол­пом», их поется в тече­ние года шесть: 1) с первой недели Пет­рова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воз­дви­же­нии Креста Гос­подня, 4) в Рож­де­ствен­ский пост, 5) по Кре­ще­нии Гос­под­нем, 6) в Вели­кий пост. Пение Окто­иха в сед­мич­ные дни начи­на­ется с поне­дель­ника после Недели Всех Святых и окан­чи­ва­ется перед суб­бо­той Мясо­пуст­ной, в вос­крес­ные же дни оно начи­на­ется с пер­вого вос­кре­се­нья после Недели Всех Святых и про­дол­жа­ется до пятой недели Вели­кого поста вклю­чи­тельно. Не поется Октоих в дву­на­де­ся­тые празд­ники, а также их пред­празд­не­ства и попразд­не­ства, пада­ю­щие на сед­мич­ные дни.

С каждым сед­мич­ным днем в Окто­ихе свя­зано вос­по­ми­на­ние об опре­де­лен­ных ликах святых или свя­щен­ных собы­тиях: пес­но­пе­ния вос­крес­ного дня посвя­щены вос­по­ми­на­нию Вос­кре­се­ния Хри­стова, пес­но­пе­ния поне­дель­ника имеют пока­ян­ных харак­тер, а также вос­пе­вают святых анге­лов, пес­но­пе­ния втор­ника, также пока­ян­ного харак­тера, про­слав­ляют св. Иоанна Кре­сти­теля, пес­но­пе­ния среды и пят­ницы посвя­щены Кресту и Божией Матери, чет­верга апо­сто­лам и свя­ти­телю Нико­лаю, суб­боты всем святым и усоп­шим.

Исто­рия визан­тий­ского Окто­иха

В гре­че­ской литур­ги­че­ской книж­но­сти назва­ние «Октоих» закре­пи­лось за сбор­ни­ком, содер­жа­щим лишь вос­крес­ные после­до­ва­ния восьми гласов; книга, содер­жа­щая как вос­крес­ные, так и буд­нич­ные после­до­ва­ния, полу­чила у греков (а также болгар, сербов и грузин) назва­ние Парак­ли­тик.

В исто­рии фор­ми­ро­ва­ния визан­тий­ского Окто­иха можно выде­лить несколько основ­ных этапов: 1) в 5–7 вв. в Пале­стине были состав­лены отдель­ные тро­пари и пес­но­пе­ния буду­щего Осмо­глас­ника ано­ним­ными визан­тий­скими гим­но­гра­фами и про­ве­дено их пер­во­на­чаль­ное рас­пре­де­ле­ние по сед­мич­ным (недель­ным) циклам; 2) в оби­тели преп. Саввы Освя­щен­ного в Иеру­са­лиме в 8 в. состав­ле­ние Окто­иха Иоанна Дамас­кина; 3) в 9–11 вв. в Кон­стан­ти­но­поле Октоих Иоанна Дамас­кина был допол­нен пес­но­пе­ни­ями Иосифа Пес­но­певца († 883) и Фео­фана Начер­тан­ного († до 850) молеб­ного цикла, испол­няв­ши­мися в сед­мич­ные дни (Парак­ли­тик Иосифа), сте­пен­ными анти­фо­нами Фео­дора Сту­дита († 826), кано­нами св. Троице Мит­ро­фана Смирн­ского († 910), утрен­ними еван­гель­скими сти­хи­рами импе­ра­тора Льва VI Муд­рого (886–913), вос­крес­ными екса­по­сти­ла­ри­ями импе­ра­тора Кон­стан­тина VII Баг­ря­но­род­ного (913–959), сти­хи­рами Павла Аммо­рей­ского († 1054); 4) Визан­тия, 12 в. появ­ле­ние спис­ков Окто­иха Иеру­са­лим­ской редак­ции.

В древне­сла­вян­ской и древ­не­рус­ской книж­ной тра­ди­ции 13–14 вв. и позд­нее полу­чили рас­про­стра­не­ние несколько видов сокра­щен­ного Окто­иха: Избор­ный Октоих, Парак­ли­тик, Шестод­нев слу­жеб­ный и Бого­ро­дич­ник.

Избор­ный Октоих

Избор­ный Октоих содер­жал пре­иму­ще­ственно сти­хиры, седальны, бла­женны и другие пес­но­пе­ния, сгруп­пи­ро­ван­ные по музы­каль­ным жанрам, а внутри них по гласам. Рас­про­стра­нен­ная редак­ция Избор­ного Окто­иха вклю­чала также каноны Окто­иха в форме Шестод­нева. Избор­ный Октоих и Парак­ли­тик состав­ляли изна­чально части еди­ного бого­слу­жеб­ного сбор­ника, веду­щего свое про­ис­хож­де­ние от древ­не­ви­зан­тий­ского Тро­по­ло­гия. Пере­вод Избор­ного Окто­иха на сла­вян­ский язык был сделан, веро­ятно, во второй поло­вине 10 века в Бол­га­рии; на его основе несколько позд­нее была состав­лена древ­не­рус­ская редак­ция Окто­иха. В спис­ках Избор­ного Окто­иха 13–14 вв. древ­не­рус­ского извода лучше всего сохра­нился пер­во­на­чаль­ный сла­вян­ский пере­вод. Избор­ный Октоих на Руси выхо­дит из упо­треб­ле­ния в начале 15 в. после смены редак­ций основ­ных бого­слу­жеб­ных книг со Сту­дий­ской на Иеру­са­лим­скую.

Парак­ли­тик

Назва­ние Парак­ли­тика в древ­не­рус­ской руко­пис­ной тра­ди­ции полу­чил сбор­ник исполь­зу­е­мых на Утрене кано­нов Окто­иха, рас­по­ло­жен­ных по гласам, а внутри них по дням недели. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние этот вид Окто­иха имел на Руси до начала 15 в. Парак­ли­тик являлся допол­не­нием Избр­ного Окто­иха. В боль­шин­стве спис­ков древ­не­рус­ского Парак­ли­тика на сед­мич­ные дни пола­га­лось по одному утрен­нему канону: в поне­дель­ник анге­лам, во втор­ник Иоанну Пред­тече, в среду пресв. Бого­ро­дице или Кресту, чет­верг апо­сто­лам или (реже) ап. Петру, в пят­ницу Кресту, в суб­боту про­ро­кам и муче­ни­кам. Однако отдель­ные списки Парак­ли­тика содер­жали по два канона на каждый сед­мич­ный день.

Шестод­нев

Шестод­нев слу­жеб­ный явля­ется видом сокра­щен­ного Окто­иха и содер­жит избран­ные службы Осмо­глас­ника: вос­крес­ные 1–8 гласов и сед­мич­ные по одной из каж­дого гласа (в поне­дель­ник пер­вого гласа, во втор­ник вто­рого, в среду тре­тьего и т. д.). До начала 15 в. Шестод­нев слу­жеб­ный Сту­дий­ской редак­ции входил в состав сбор­ни­ков с Часо­сло­вом и празд­ни­ками, позд­нее (с начала 15 в.) Шестод­нев Иеру­са­лим­ской редак­ции выде­лился в отдель­ную книгу.

Бого­ро­дич­ник

В Бого­ро­дич­нике были собраны лишь молеб­ные каноны ко Пре­свя­той. Бого­ро­дице 1—8 гласов, испол­няв­ши­еся на Пове­че­рии. Списки Окто­иха этого типа крайне немно­го­чис­ленны. Со второй поло­вины 14 — начала 15 в. в сла­вян­ских стра­нах рас­про­стра­ня­ется тип пол­ного Окто­иха Иеру­са­лим­ской редак­ции, кото­рый и был впо­след­ствии поло­жен в основу печат­ного Окто­иха.


Лите­ра­тура:

  1. Фила­рет (Гуми­лев­ский). Исто­ри­че­ский обзор пес­но­пев­цев и пес­но­пе­ния гре­че­ской церкви. СПб., 1860. С. 190–216, 275–277; То же: Репринт. М., 1995.
  2. Hoeg C., Tillyard H. J. W., Wellesz E. The Hymns of the Octoechus transcribed by H. J. W. Tillyard. Copenhagen, 1940–1949. P. 1–2.
  3. Hannick Ch. Dimanche Office selon les huit tons. OKTWHXOS // La priere des Eglises de Rite Byzantine: 3. Chevetogne, 1972.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки