Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения

Именем Окто­иха, или Ось­мо­глас­ника, обо­зна­ча­ется бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая в себе после­до­ва­ние с изме­ня­е­мыми молит­во­сло­ви­ями для каж­дого дня сед­мич­ного круга. Она раз­де­лена на 8 глав. Отсюда и сама книга полу­чила свое наиме­но­ва­ние. В тече­ние одной сед­мицы, т.е. начи­ная с вос­кре­се­нья и кончая суб­бо­той, все пес­но­пе­ния поются на 1‑й глас, в сле­ду­ю­щую сед­мицу на 2‑й, затем на 3‑й и т.д. Когда про­поют все 8 гласов, начи­нают снова с 1‑го гласа. Такой поря­док соблю­да­ется в тече­ние всего года. Каждый глас Окто­иха отли­ча­ется своим особым харак­те­ром пения. Пер­вому гласу свой­ственна особая про­стота, вместе с тем он важен и вели­че­ствен, спо­со­бен настра­и­вать душу к воз­вы­шен­ным чув­ство­ва­ниям; 2‑й глас нежный, тро­га­тель­ный, сла­дост­ный, рас­по­ла­га­ю­щий уже к уми­ле­нию и состра­да­нию. 3‑й глас плав­ный, тихий, спо­кой­ный, твер­дый, спо­соб­ный укро­щать стра­сти. 4‑й глас быст­рый, тор­же­ствен­ный, вос­хи­ти­тель­ный, воз­буж­да­ю­щий к радо­сти и весе­лию. 5‑й глас томный, унылый, но вместе с тем тор­же­ственно рас­тво­рен­ный радост­ными надеж­дами, 6‑й глас печаль­ный, спо­соб­ный рас­по­ло­жить душу к пока­я­нию, при­ве­сти к духов­ному покою. 7‑й глас муже­ствен­ный, вно­ся­щий бод­рость, муже­ство, упо­ва­ние. 8‑й глас печаль­ный и в неко­то­рых местах пла­чев­ный, выра­жа­ю­щий глу­бо­кую скорбь души.

Пение Окто­иха в сед­мич­ные дни начи­на­ется с поне­дель­ника после Недели (вос­кре­се­нья) Всех святых и окан­чи­ва­ется перед суб­бо­той Недели мясо­пуст­ной. В неделю же (вос­кре­се­ние) пение Окто­иха начи­на­ется с вос­крес­ного дня, сле­ду­ю­щего за Неде­лей Всех святых, и про­дол­жа­ется по 5‑ю неделю Вели­кого поста (вклю­чи­тельно). В сед­мич­ные дни Октоих не поется:

  1. в дни пред­празд­неств и попразд­неств;
  2. в празд­ники, начи­ная с празд­ни­ков со знаком +;
  3. в сед­мич­ные дни Вели­кого поста (кроме Тро­ич­ных песен, седаль­нов и све­тиль­нов;
  4. во время пения Цвет­ной Триоди, т.е. с пер­вого дня Пасхи до отда­ния Пяти­де­сят­ницы.

Первым соста­ви­те­лем Окто­иха счи­та­ется св. Иоанн Дамас­кин, но ему при­над­ле­жат только вос­крес­ные службы. Впо­след­ствии же вос­крес­ные службы были допол­нены про­из­ве­де­ни­ями разных пес­но­твор­цев, как напри­мер: Ана­то­лия, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского; Мит­ро­фана, еп. Смирн­ского; импе­ра­то­ров Льва Муд­рого и Кон­стан­тина Пор­фи­ро­род­ного; Иосифа Пес­но­писца; Фео­фана Начер­тан­ного и др.

В Гре­че­ской Церкви древ­ний Октоих содер­жал только службы вос­крес­ные, а все прочие пес­но­пе­ния, кото­рые входят в состав нашего Окто­иха, состав­ляли у греков особую книгу, извест­ную у них под именем Парак­ли­тика. Гре­че­ский Октоих был пере­ве­ден на сла­вян­ский язык свв. рав­ноап­о­столь­ными Кирил­лом и Мефо­дием и пер­во­на­чально упо­треб­лялся в Рус­ской Церкви.

Рас­пре­де­ле­ние пес­но­пе­ний в Окто­ихе в сед­мич­ные дни

Октоих состоит из 2‑х частей: 1‑я содер­жит 1–4 гласы, 2‑я содер­жит 5–8 гласы. Каждая часть Окто­иха начи­на­ется с глав: чин малой вечерни; чин вели­кой вечерни; о святом имущем бдение, аще при­лу­чится в неделю; о святом имущем поли­е­лей, аще при­лу­чится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы нахо­дятся также в Типи­коне.

В 1‑й части перед суб­бот­ней служ­бой 1‑го гласа и 2‑й части 5‑го гласа печа­та­ются главы о службе суб­бот­ней, а также пес­но­пе­ния пани­хиды.

В вос­крес­ной службе, кото­рой откры­ва­ется каждый глас, молит­во­сло­вия малой и вели­кой вечерни, а также пове­че­рия имеют над­пи­са­ние «в суб­боту вечера». Все после­ду­ю­щие (сед­мич­ные) дни откры­ва­ются пес­но­пе­ни­ями утрени («на утрени седальны…»), хотя пес­но­пе­ния вечерни пред­ше­ству­ю­щего дня по содер­жа­нию состав­ляют единое целое с пес­но­пе­ни­ями утрени после­ду­ю­щего дня; напри­мер, пес­но­пе­ния «во втор­ник вечера» про­слав­ляют Крест Хри­стов, как и пес­но­пе­ния в среду на утрени.

Таким обра­зом, в сед­мич­ные дни пес­но­пе­ния рас­по­ла­га­ются в Окто­ихе, соот­вет­ственно служ­бам суточ­ного круга, в сле­ду­ю­щем порядке:

1. Утреня

Начи­на­ется с седаль­нов; по 1‑м сти­хо­сло­вии, по 2‑м сти­хо­сло­вии, по 3‑м сти­хо­сло­вии. Эти седальны чита­ются после кафизм. На утрени обычно чита­ются две кафизмы, но есть такие пери­оды года, когда по Уставу поло­жено читать три кафизмы (см. Устав о Псал­тири), поэтому в Окто­ихе нахо­дятся седальны после трех кафизм.

Каноны Окто­иха в сед­мич­ные дни. На все­днев­ной утрени нахо­дятся два канона.

Дни Каноны При­певы к тро­па­рям канона
Поне­дель­ник

1‑й уми­ли­тель­ный

2‑й бес­плот­ным

«Поми­луй мя Боже, поми­луй мя»

“Святии архан­гелы и ангели, молите Бога о нас”.

Втор­ник

1‑й пока­ян­ный

2‑й св. Иоанну

«Поми­луй мя Боже, поми­луй мя»

“Святый вели­кий Иоанне Пред­тече Гос­по­день, моли Бога о нас”.

Среда

1‑й Кресту

2‑й Бого­ро­дице

«Слава Гос­поди, Кресту Твоему чест­ному»

“Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас”

Чет­верг

1‑й святым апо­сто­лам

2‑й свт. Нико­лаю

«Святии апо­столи молите Бога о нас»

“Свя­ти­телю отче Нико­лае моли Бога о нас”

Пят­ница

1‑й Кресту

2‑й Бого­ро­дице

см. Среда
Суб­бота

1‑й всем святым

2‑й мерт­вен­ный

«Вси святии молите Бога о нас»

к 1‑му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Изра­и­лев».

ко 2‑му тр.: «Упокой Гос­поди души усоп­ших раб Твоих».

Вторые каноны в Окто­ихе назы­ва­ются словом «ин» т.е. «другой».

Сти­хиры на сти­ховне: на утрени 1‑я сти­хира без стиха

2-я сти­хира со стихом: «Испол­ни­хомся заутра…» 3‑я сти­хира со стихом: «И буди свет­лость…», «Слава, и ныне», Бого­ро­ди­чен.

2. Литур­гия

Печа­та­ются тро­пари на «бла­женны». Они поются или чита­ются со сти­хами из 3‑го анти­фона «Во Цар­ствии Твоем…»

3. Вечерня

Для этой службы в Окто­ихе нахо­дятся сти­хиры на «Гос­поди воз­звах» 6.

Неделя: первые сти­хиры пока­янны 3 ст; вторые сти­хиры бес­плот­ным 3 ст. «Слава, и ныне» Бого­ро­ди­чен.

Поне­дель­ник: пока­янны (уми­ли­тельны) 3 ст; св. Иоанну Пред­тече 3 ст. «Слава, и ныне» Бого­ро­ди­чен.

Втор­ник: 3 сти­хиры св. Кресту, 3 сти­хиры Бого­ро­дице. «Слава, и ныне» Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен.

Среда: 3 сти­хиры святым апо­сто­лам, 3 сти­хиры свя­ти­телю Нико­лаю, «Слава, и ныне» Бого­ро­ди­чен.

Чет­верг: 3 сти­хиры св. Кресту, 3 сти­хиры Бого­ро­дице. «Слава, и ныне» Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен.

Пят­ница: 3 сти­хиры всем святым (муч, свят. преп). 3 сти­хиры муче­ничны. «Слава, и ныне» дог­ма­тик дан­ного гласа (Сти­хира на «и ныне», какая была прежде на вос­крес­ном все­нощ­ном бдении).

Вторые сти­хиры Окто­иха (они еще назы­ва­ются в этой книге «ины» т.е. другие сти­хиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в бого­слу­жеб­ной прак­тике всегда поются сти­хиры свя­тому из Минеи, поэтому вторые сти­хиры Окто­иха опус­ка­ются.

4. Пове­че­рие

Служба пове­че­рия совер­ша­ется по Часо­слову. в Окто­ихе поме­ща­ется канон Пре­свя­той Бого­ро­дице, кото­рый поло­жено петь на малом пове­че­рии после «Верую…»

Рас­пре­де­ле­ние пес­но­пе­ний Окто­иха в вос­крес­ные дни.

Каждый глас Окто­иха начи­на­ется с вос­крес­ной службы. В эти дни совер­ша­ется все­нощ­ное бдение. При нали­чии все­нощ­ного бдения по Уставу поло­жено петь малую вечерню, после­до­ва­ние кото­рой совер­ша­ется по главе «чин малой вечерни».

1. Малая вечерня

  1. стихи на «Гос­поди воз­звах» (3), «Слава, и ныне», Бого­ро­ди­чен;
  2. сти­хиры на сти­ховне.

2. Вели­кая вечерня

  1. стихи на «Гос­поди воз­звах» три вос­крес­ных, четыре «ана­то­ли­евы», три Пре­свя­той Бого­ро­дице, состав­лен­ные св. Павлом Амор­рей­ским, «поемые идеже несть Минеи», «Слава, и ныне», дог­ма­тик начи­на­ю­ще­гося гласа;
  2. сти­хиры на сти­ховне;
  3. вос­крес­ный тро­парь с Бого­ро­дич­ном.

3. Пове­че­рие

Канон Пре­свя­той Бого­ро­дице.

4. Полу­нощ­ница

Канон Святой Живо­на­чаль­ной Троице.

5. Утреня

  1. Седальны после 1‑й и 2‑й кафизмы.
  2. Ипакои
  3. Сте­пенны анти­фоны.
  4. вос­крес­ный про­ки­мен на утрени.
  5. в 1‑м и 5‑м гласе: «Вос­кре­се­ние Хри­стово…» «Слава» «Молит­вами апо­сто­лов…» «И ныне» «Молит­вами Бого­ро­дицы…» «Поми­луй мя, Боже…» «Вос­крес Иисус от гроба…»
  6. Каноны на вос­крес­ной утрени:
Назва­ние кано­нов При­певы к тро­па­рям канона
1‑й Вос­крес­ный «Слава Гос­поди, свя­тому вос­кре­се­нию Твоему»
2‑й Кре­сто­вос­крес­ный «Слава Гос­поди Кресту Твоему чест­ному и вос­кре­се­нию»
3‑й Бого­ро­дице «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас».

После шестой песни канона нахо­дятся вос­крес­ный кондак и иное. 7 Сти­хиры на «хва­ли­тех». Они поются со сти­хами из хва­лит­ных псал­мов (148, 149, 150). 8. Тро­пари после вели­кого сла­во­сло­вия: в 1‑м гласе «Днесь спа­се­ние миру бысть…», поемый по нечет­ным (1‑м, 3‑м, 5‑м гласам), во 2‑м гласе «Вос­крес из гроба», поемый по четным гласам (2‑м, 4‑м, 6‑м).

6. Литур­гия

Тро­пари на «бла­жен­ных» и вос­крес­ный про­ки­мен на Литур­гии.

При­ло­же­ния Окто­иха

  1. Еван­гель­ские столпы. В них ука­зы­ва­ются гласы и вос­крес­ные утрен­ние Еван­ге­лия. Таких еван­гель­ских стол­пов в году один­на­дцать, и все они начи­на­ются в опре­де­лен­ное время года.
  2. Вос­крес­ные экса­по­сти­ла­рии, утрен­ние сти­хиры и Бого­ро­дичны. На вос­крес­ной утрени после «Свят Гос­подь Бог наш» чита­ется экса­по­сти­ла­рий, а на сти­хи­рах «хва­лит­ных» на «Славу» поется утрен­няя сти­хира. В неко­то­рые пери­оды года (когда име­ется особая сти­хира на «Славу») вос­крес­ная утрен­няя сти­хира постоя перед 1‑м Часом. Как экса­по­сти­ла­рий, так и еван­гель­ская сти­хира соот­вет­ствует одному из 11-ти еван­гель­ских утрен­них чтений, а не гласу.
  3. Вос­крес­ные утрен­ние еван­ге­лия. Их 11.
  4. Тро­ичны днев­ные на 8 гласов; поются на все­днев­ной утрени Вели­кого поста.
  5. Све­тильны днев­ные на всю сед­мицу. Чита­ются на все днев­ные утрени Вели­кого поста.
  6. Экса­по­сти­ла­рии всея сед­мицы. Чита­ются на все­днев­ной утрени.
  7. Тро­ичны св. Гри­го­рия Сина­ита. Поются на вос­крес­ной полу­нощ­нице.
  8. Вос­крес­ные непо­рочны, поемые на вос­крес­ной утрени.
  9. Апо­стол и Еван­ге­лие с про­ким­ном и алли­лу­а­рием на каждый день сед­мицы.
  10. Указ о службе всея сед­мицы. Дается ука­за­ние, как петь сти­хиры, тро­пари, каноны.
  11. О све­тиль­нах. В этой статье дается Устав чтения све­тиль­нов.
  12. Ука­за­ние о суб­бот­ней службе, т.е. после­до­ва­ние суб­бот­ней вечерни и утрени, име­ю­щих суще­ствен­ные устав­ные осо­бен­но­сти.
  13. Канон молеб­ный ко Пре­свя­той Бого­ро­дице, поемый на поли­е­лей­ной утрени перед кано­ном свя­тому в том случае, если нет канона Бого­ро­дице в Минее и не поло­жено читать Бого­ро­дич­ный канон, содер­жа­щийся в Часо­слове.
Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки