Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1‑й глас, в следующую седмицу на 2‑й, затем на 3‑й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1‑го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2‑й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3‑й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4‑й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5‑й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6‑й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7‑й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8‑й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.
Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5‑ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:
- в дни предпразднеств и попразднеств;
- в праздники, начиная с праздников со знаком +;
- в седмичные дни Великого поста (кроме Троичных песен, седальнов и светильнов;
- во время пения Цветной Триоди, т.е. с первого дня Пасхи до отдания Пятидесятницы.
Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.
В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.
Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни
Октоих состоит из 2‑х частей: 1‑я содержит 1–4 гласы, 2‑я содержит 5–8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.
В 1‑й части перед субботней службой 1‑го гласа и 2‑й части 5‑го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.
В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.
Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:
1. Утреня
Начинается с седальнов; по 1‑м стихословии, по 2‑м стихословии, по 3‑м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.
Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.
Дни | Каноны | Припевы к тропарям канона |
Понедельник |
1‑й умилительный 2‑й бесплотным |
«Помилуй мя Боже, помилуй мя» “Святии архангелы и ангели, молите Бога о нас”. |
Вторник |
1‑й покаянный 2‑й св. Иоанну |
«Помилуй мя Боже, помилуй мя» “Святый великий Иоанне Предтече Господень, моли Бога о нас”. |
Среда |
1‑й Кресту 2‑й Богородице |
«Слава Господи, Кресту Твоему честному» “Пресвятая Богородице, спаси нас” |
Четверг |
1‑й святым апостолам 2‑й свт. Николаю |
«Святии апостоли молите Бога о нас» “Святителю отче Николае моли Бога о нас” |
Пятница |
1‑й Кресту 2‑й Богородице |
см. Среда |
Суббота |
1‑й всем святым 2‑й мертвенный |
«Вси святии молите Бога о нас» к 1‑му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Израилев». ко 2‑му тр.: «Упокой Господи души усопших раб Твоих». |
Вторые каноны в Октоихе называются словом «ин» т.е. «другой».
Стихиры на стиховне: на утрени 1‑я стихира без стиха
2-я стихира со стихом: «Исполнихомся заутра…» 3‑я стихира со стихом: «И буди светлость…», «Слава, и ныне», Богородичен.
2. Литургия
Печатаются тропари на «блаженны». Они поются или читаются со стихами из 3‑го антифона «Во Царствии Твоем…»
3. Вечерня
Для этой службы в Октоихе находятся стихиры на «Господи воззвах» 6.
Неделя: первые стихиры покаянны 3 ст; вторые стихиры бесплотным 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.
Понедельник: покаянны (умилительны) 3 ст; св. Иоанну Предтече 3 ст. «Слава, и ныне» Богородичен.
Вторник: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.
Среда: 3 стихиры святым апостолам, 3 стихиры святителю Николаю, «Слава, и ныне» Богородичен.
Четверг: 3 стихиры св. Кресту, 3 стихиры Богородице. «Слава, и ныне» Крестобогородичен.
Пятница: 3 стихиры всем святым (муч, свят. преп). 3 стихиры мученичны. «Слава, и ныне» догматик данного гласа (Стихира на «и ныне», какая была прежде на воскресном всенощном бдении).
Вторые стихиры Октоиха (они еще называются в этой книге «ины» т.е. другие стихиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в богослужебной практике всегда поются стихиры святому из Минеи, поэтому вторые стихиры Октоиха опускаются.
4. Повечерие
Служба повечерия совершается по Часослову. в Октоихе помещается канон Пресвятой Богородице, который положено петь на малом повечерии после «Верую…»
Распределение песнопений Октоиха в воскресные дни.
Каждый глас Октоиха начинается с воскресной службы. В эти дни совершается всенощное бдение. При наличии всенощного бдения по Уставу положено петь малую вечерню, последование которой совершается по главе «чин малой вечерни».
1. Малая вечерня
- стихи на «Господи воззвах» (3), «Слава, и ныне», Богородичен;
- стихиры на стиховне.
2. Великая вечерня
- стихи на «Господи воззвах» три воскресных, четыре «анатолиевы», три Пресвятой Богородице, составленные св. Павлом Аморрейским, «поемые идеже несть Минеи», «Слава, и ныне», догматик начинающегося гласа;
- стихиры на стиховне;
- воскресный тропарь с Богородичном.
3. Повечерие
Канон Пресвятой Богородице.
4. Полунощница
Канон Святой Живоначальной Троице.
5. Утреня
- Седальны после 1‑й и 2‑й кафизмы.
- Ипакои
- Степенны антифоны.
- воскресный прокимен на утрени.
- в 1‑м и 5‑м гласе: «Воскресение Христово…» «Слава» «Молитвами апостолов…» «И ныне» «Молитвами Богородицы…» «Помилуй мя, Боже…» «Воскрес Иисус от гроба…»
- Каноны на воскресной утрени:
Название канонов | Припевы к тропарям канона |
1‑й Воскресный | «Слава Господи, святому воскресению Твоему» |
2‑й Крестовоскресный | «Слава Господи Кресту Твоему честному и воскресению» |
3‑й Богородице | «Пресвятая Богородице, спаси нас». |
После шестой песни канона находятся воскресный кондак и иное. 7 Стихиры на «хвалитех». Они поются со стихами из хвалитных псалмов (148, 149, 150). 8. Тропари после великого славословия: в 1‑м гласе «Днесь спасение миру бысть…», поемый по нечетным (1‑м, 3‑м, 5‑м гласам), во 2‑м гласе «Воскрес из гроба», поемый по четным гласам (2‑м, 4‑м, 6‑м).
6. Литургия
Тропари на «блаженных» и воскресный прокимен на Литургии.
Приложения Октоиха
- Евангельские столпы. В них указываются гласы и воскресные утренние Евангелия. Таких евангельских столпов в году одиннадцать, и все они начинаются в определенное время года.
- Воскресные эксапостиларии, утренние стихиры и Богородичны. На воскресной утрени после «Свят Господь Бог наш» читается эксапостиларий, а на стихирах «хвалитных» на «Славу» поется утренняя стихира. В некоторые периоды года (когда имеется особая стихира на «Славу») воскресная утренняя стихира поется перед 1‑м Часом. Как эксапостиларий, так и евангельская стихира соответствует одному из 11-ти евангельских утренних чтений, а не гласу.
- Воскресные утренние евангелия. Их 11.
- Троичны дневные на 8 гласов; поются на вседневной утрени Великого поста.
- Светильны дневные на всю седмицу. Читаются на все дневные утрени Великого поста.
- Эксапостиларии всея седмицы. Читаются на вседневной утрени.
- Троичны св. Григория Синаита. Поются на воскресной полунощнице.
- Воскресные непорочны, поемые на воскресной утрени.
- Апостол и Евангелие с прокимном и аллилуарием на каждый день седмицы.
- Указ о службе всея седмицы. Дается указание, как петь стихиры, тропари, каноны.
- О светильнах. В этой статье дается Устав чтения светильнов.
- Указание о субботней службе, т.е. последование субботней вечерни и утрени, имеющих существенные уставные особенности.
- Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый на полиелейной утрени перед каноном святому в том случае, если нет канона Богородице в Минее и не положено читать Богородичный канон, содержащийся в Часослове.