Азбука верыПравославная библиотекапротоиерей Александр ГорскийСтрадание святого мученика Павла Русского


протоиерей Александр Горский

Страдание святого мученика Павла Русского

(в великий пяток 4 д. апреля 1683 г.).

Сей блаженный Павел родом был русский. Еще в детстве из отечества своего отведен он в рабство татарами, у которых впоследствии купил его один христианин, и продержав у себя в услужении много лет, отпустил на волю. Павел вступил в брак с одной соотечественницею своей, которая также уведена была в рабство из России, и потом отпущена на волю: и жил с нею благочестиво.

По естественной ли какой причине, или по действию беса (что также бывает нередко), впал он в помешательство ума; и поелику болезнь продолжалась, припадки безумия повторялись ежедневно, то для исцеления сего умопомешательства жена или соседи придумали вести его в храм Пресвятой Богородицы, именуемой Муглунийской; потому что и многим другим, страдавшим подобной болезнью, в сем храме Богоматери возвращалось здравое состояние ума. Блаженный не знал, для чего вели его туда, поэтому много сопротивлялся и не хотел идти; нужно было нести его почти на руках. На дороге встретилось несколько агарян и они спрашивали: «куда с ним идут?» Павел же, в помешательстве ума, увидев агарян, начал просить у них помощи, и кричать: «я-агарянин, и был агарянином». Но агаряне ничего при сем не сказали и не сделали. Поэтому несшие больного н принесли его в церковь Богоматери.

По прошествии же двух дней проклятые агаряне, припоминая слова, сказанные мучеником, стали рассуждать между собою: «как же это не обратили мы внимания на брата своего магометанина, который, находясь в руках врагов наших, кричал и просил нашей помощи? Такой поступок наш противен вере нашей». Особенно один из них возревновал о своей вере, и до того разгорячил прочих, что магометане сии сказали друг другу: «пойдем к Визирю, доложим ему, как здесь, в том самом городе, где господствует наша вера, неверные греки осмеливаются человека, который был магометанином, насильно вести в свою церковь (ибо слышали они, что с больным шли в церковь), и еще выдумали, будто бы он не в своем уме, и помешан». Итак, пошли они к Визирю, и дело представили на письме. Визирь, приведенный в гнев, немедленно дает приказание, как можно скорее, представить к нему сего человека, а иереев той Церкви и прочих христиан, какие там найдутся, заключить в узы.

По промышлению Божию один из докащиков, в надежде получить деньги, тотчас же пошел и известил иереев и прочих прихожан церкви о данном от Визиря приказе; тогда мученика с поспешностью вывели из церкви. И над ним вдруг совершилось неожиданное чудо: внезапно оказался он здравым и в полном уме. Поэтому стали ему советовать, чтобы вовсе не сказывал Визирю, как приходил в церковь. Но не успели кончить сего слова, как посланный Визирем пришел с своею стражею, без жалости связал мученика и иереев, и представил их к Визирю.

Визирь велел иереев немедленно бросить в самую мрачную и зловонную темницу, а блаженного Павла ласково спрашивал: «действительно ли был он когда магометанином?» Но он громко воскликнул, что не знал за собою такого беззаконного дела. Доносчики свидетельствовали, как в тот день, когда несли его, сам он кричал о себе, что он – магометанин. Мученик сказал: «вы лжецы, и выдумали эту клевету». Визирь говорит ему: «для чего же христиане водили тебя в церковь»? Павел отвечал: «нет, господин Визирь; в церковь меня не водили; но поелику страдаю падучею болезнью, и произвел я беспорядок, то несли меня домой1; я и был христианином, и теперь христианин, и буду христианином». Визирь говорит ему: «вот по свидетельству этих магометан, которые показывают, что из уст твоих слышали, как сам ты называл себя магометанином, или тебе надобно исповедать теперь магометанскую веру и сделаться турком, или немедленно предам тебя смерти. Решайся же скорее, и избирай одно из двух. Если сделаешься турком, сделаю тебя богатым и большим человеком; а если нет, то ждет тебя мучительная смерть».

Позади мученика стояла благословенная жена его, из церкви следовавшая за ним до Визиря; и она подкрепляла мужа, говоря ему по-русски: не бойся, муж мой, не страшись смерти, но твердо стой за веру Христову? Чашу смерти примешь ты в одно мгновение ока, а потом возвеселишься и возрадуешься с Христовыми мучениками; да и я почту себя блаженною, когда буду женою мученика». Визирь спросил: «что это за женщина, и что говорит ему?» Один из стоявших там агарян, знавший по-русски сказал: «это – жена его, господин Визирь; она убеждает его не страшиться смерти и не отрекаться от своей веры». Тогда Визирь с гневом приказывает взять блаженного, привязать к столбу и немилосердно бить палками. Когда же было это сделано, послал он мученика в темницу.

Через три дня опять приказывает привести его к себе, и снова говорит мученику то же, что и прежде. Но мученик мужественно противится прельщениям его и повторяет только: «я – христианин». Тогда Визирь дает приказание отсечь святую главу его; и исполнитель сего повеления, взяв мученика, отводит его на ипподром, по-турецки называемый атмендан, и там отсекает святую и честную главу его. Так достославный Павел, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, приял мученический венец. Иереи же чрез несколько дней за деньги были освобождены.

По молитвам мученика да избавимся все мы вечных мук и сподобимся с ним вечного блаженства! Аминь.

* * *

1

Такой ответ мученика объясняется, отчасти, его прежним болезненным состоянием, отчасти – желанием оградить своих единоверных от истязаний со стороны магометан.



Источник: Никодим Святогорец, преп. Страдание святого мученика Павла Русского / Пер. [прот. А. В. Горского] // Прибавления к Творениям св. Отцов 1852. Ч. 11. Кн. 4. С. 644-648 (1-я пагин.)