Детство. Образование
О жизни Алексея Ильича Осипова известно немного. На вопросы о личном он шутливо говорит, что еще в I веке принародную исповедь отменили.
Родился 31 марта 1938 года в Белёве Тульской области. До 1952 года жил в городе Козельске Калужской области, затем — в поселке Оптино Козельского района. Его мама, Ольга Михайловна, искала себе духовника еще в Козельске. Старенькая монахиня посоветовала ей отца Никона (Воробьева). С шести лет Алеша Осипов стал ходить в храм, где служил батюшка.
С 1952 года семья жила в Гжатске (ныне город Гагарин, Смоленская область), куда в 1948 году перевели отца Никона. Алексей не был комсомольцем, по окончании школы не поступил ни в какое учебное заведение. Игумен Никон посоветовал воспитаннику другой путь. Алексей, окончив школу в 1955 году, три года дома изучал начала богословия под руководством отца Никона. В 1958 году, получив от него письменную рекомендацию (по благословению архиепископа Смоленского и Дорогобужского Михаила (Чуба)), был принят в 4-й (выпускной) класс Московской духовной семинарии, сдав экзамены за три предыдущих класса
Через год, в 1959 году окончил семинарию, а в 1963-м — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему: «Перевод чинопоследований Утрени и Вечерни по служебнику Греческой Церкви 1951-го года издания в сравнении с русским служебником Синодального издания».
Преподавание. Общественная деятельность
В 1964 году, после аспирантуры МДА, был оставлен в академии преподавателем. В разные годы читал лекции по экуменизму, истории русской религиозно-философской мысли, актуальным богословским проблемам, протестантизму. Параллельно читал лекции в Московской академии и семинарии по основному богословию и западным исповеданиям. В академии вел спецкурс «Основы духовной жизни в Православии». В 1969 году получил звание доцента, в 1975 году — профессора, впоследствии — заслуженного профессора. В 1985 году за совокупность богословских трудов ему была присвоена ученая степень доктора богословия. Без малого четверть века был заведующим аспирантурой МДА.
С 1991 года сопредседатель Международной ежегодной конференции «Наука. Философия. Религия» (Дубна, Московская область). Много лет был членом редколлегии сборника «Богословские труды». Состоял в Синодальной рабочей группе по разработке основ социальной концепции Русской Православной Церкви; в рабочей группе «для составления концептуального документа, излагающего позицию Русской Церкви в сфере межрелигиозных отношений».
В России нет ни одного верующего человека, кто хоть раз бы не слушал этого яркого проповедника. Обширные познания, юмор и самоирония, доступное изложение привлекают к его лекциям и беседам уже не одно поколение. Множество людей с его помощью узнали, что такое Православие, что такое христианская жизнь. Он выступал с докладами и лекциями по радио и телевидению, в университетах, институтах, в приходских храмах, школах, аудиториях общественных и коммерческих организаций, в домах культуры, на всемирных, международных, региональных православных, межхристианских и светских конференциях — в Израиле и Австрии, Индии и Иране, Германии и Голландии, Турции и Исландии и других странах.
Наследие игумена Никона (Воробьева)
Профессор Осипов очень много сделал для сохранения памяти об отце Никоне, сбережения и обнародования для общей пользы духовного наследия этого подвижника и исповедника. Собраны и изданы сборники его писем, опубликованы записи проповедей, систематизированы по темам отдельные наставления. Часто рассказывает Осипов о нем и в своих беседах.
Некоторые высказывания
В одного ли Бога верят во всех религиях? На этот вопрос А.И. Осипов отвечает: «В каждой религии есть свое представление о Боге, и именно это представление, этот образ Бога невидимого и является богом данной религии... Всё наше понимание Бога исходит из учения Христа, из понимания Христа, из того, что Христос нам говорит о Боге. Он — наш Бог. И сравните с Ним какую-нибудь многорукую богиню Кали, богиню разрушения мира, увешенную черепами человеческими…»
Говоря о выборе духовного руководителя, Осипов цитирует преподобного Иоанна Лествичника: «Когда мы… желаем… вверить наше спасение кому-нибудь, то еще прежде вступления на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, мы должны рассматривать, испытывать... сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача — на больного, вместо бесстрастного — на человека, обладаемого страстями, вместо пристани — в пучину и таким образом не найти готовой погибели».
Он с большим сожалением говорит, что среди людей, считающих себя православными, распространено безразличие «к догматическому и нравственному учению», что Церковь превращается в объединение людей, разномыслящих и равнодушных к истине Христовой. Он связывает это с тем, что «православный народ плохо знает свою веру, легко подвержен суевериям и маловерию, заражен язычеством».
Осипов объясняет, что «если человек не имеет внутри себя молитвы, не молится душой, умом, то вся его религиозность оказывается пустой». Часто говорит о необходимости внимания на молитве, без которого молитва превращается в пустословие.
Полемика
Несмотря на то, что профессор Осипов очень начитан в святых отцах и всегда в подтверждение своих высказываний приводит святоотеческие цитаты, против него была начата настоящая война с оскорблениями, поливанием грязью, обвинениями в ереси, да не в одной — и в интернете, и в печатных изданиях.
Например, А.И. Осипова часто обвиняют в оригенизме. Но осужденный Церковью апокатастис Оригена — это совсем не то всеобщее возрождение, о котором говорит Осипов, цитирую святых. Вот его слова: «Ориген-то о чем учил? Такую чушь проповедовал: что человек сотворен умом чистым, без тела, а в тело он послан только за грехи ума, хотя Библия прямо говорит, что сначала было сотворено тело, а потом душа. И потому апокатастасис пантум Оригена — это что такое? Опять превращение и возвращение в состояние чистых духов. Ну еще бы не осудить это! И правильно сделали, еретическое мнение... Святые отцы пишут об апокатастасисе, но только учение святых отцов совсем другое, чем Оригена... Вы теперь знаете — я никогда не говорю, что Церковь учит о конечности ада. Я говорю только об одном — мы находим в учении Церкви параллельно существующими две линии: одни говорят о вечности ада, другие говорят о полной его конечности. Тайна — вот о чем я говорю» («Ответ профессора А.И. Осипова на заключение Синодальной библейско-богословской комиссии»).
Профессор МДА А. Светозарский так сказал о личности и трудах А.И. Осипова: «Алексей Ильич свободно маневрирует там, где моя нога даже не ступала, я имею в виду богословские вопросы, по которым у него есть свои частные мнения, за которые он сам вполне и отвечает. Когда кто-то говорит: „А вы слышали, что сказал профессор Осипов?“ — то я всегда думаю, что у профессора, наверное, есть веские основания так говорить. Я учился и продолжаю учиться его мастерству лектора, его умению доводить чрезвычайно сложные понятия и реалии, объяснять их самым простым языком».
Разумеется, каждый человек может ошибиться, может что-то неудачно сказать. И святые ошибались, это описано в их житиях. Вероятно, какие-то мнения А.И. Осипова о практических вопросах христианской жизни не всеми разделяются (например, о таинстве соборования, которое, по его мнению, следует совершать только уже над лежачим больным, о том, что лучше не причащаться на Пасху и некоторые другие). Возможно, эти взгляды обусловлены временем. В годы его молодости, в советское время опытные протоиереи считали именно так. Но оскорблять пожилого заслуженного человека, труженика Церкви, обвинять в ереси настоящего православного — это не по-христиански.
Архимандрит Рафаил (Карелин) написал работу под безобразным названием «Какое согласие между Христом и... профессором А.И. Осиповым». Известно, кто назван в цитате из апостола Павла там, где автор поставил имя Осипова (2 Кор. 6:15), — велиар. Допустимо ли православному человеку, священнослужителю вести дискуссию в таком тоне? И содержание соответствует заголовку. Например, автор обвиняет профессора Осипова в приверженности теософии, что уж совсем нелепо. Надо заметить, что архимандрит Рафаил, в отличие от А.И. Осипова, не получил не только академического, но и семинарского образования, и в его книгах есть немало сомнительных высказываний. И при этом он полагает, что знает о вере и учении Церкви больше, чем тот, кого он осуждает?
В 2013 году на имя патриарха поступило письмо с 48-ю подписями, в котором ставился вопрос о спорных богословских воззрениях профессора Осипова. Обращение было направлено для рассмотрения в Синодальную библейско-богословскую комиссию. Результаты работы были рассмотрены на пленуме комиссии в декабре 2015 года.
Комиссия разобрала обвинения против Осипова, каждое по отдельности. Полный текст заключения можно посмотреть на нашем портале. А вот какой вывод сделан в конце: «Синодальная библейско-богословская комиссия с уважением отмечает значимые положительные заслуги профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова в деле проповеди Православия за многие годы его трудов на благо Русской Православной Церкви.
В то же время комиссия обращает внимание уважаемого профессора на необходимость более сбалансированного освещения указанных выше тем. Православный богослов должен стремиться к тому, чтобы излагать, прежде всего, то, “во что верили всегда, повсюду и все” (св. Викентий Леринский), а при наличии разных подходов в святоотеческом предании — освещать их, по возможности, равномерно, не давая явного предпочтения одной частной точке зрения».
То есть Синодальная комиссия еретиком профессора Осипова не признала, только попросила его излагать разные точки зрения.
Очень интересен ответ Осипова на заключение комиссии. Его тоже можно прочесть на нашем портале.
В 2023 году Святейший патриарх Кирилл, награждая А.И. Осипова орденом преподобного Сергия Радонежского I степени во внимание к усердным трудам на ниве духовного образования и в связи с 85-летием, сказал: «Алексей Ильич — известный апологет, то есть один из тех, кто защищает веру православную... Могу свидетельствовать, что Алексей Ильич никогда не сходил с того пути, по которому он призывал идти своих студентов и воспитанников. А ведь это самое главное — когда учитель сам показывает путь. Он был мужественным борцом за то... святое дело, которое наша Церковь осуществляла в очень непростых условиях».