Азбука веры Православная библиотека митрополит Антоний (Храповицкий) Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов – греко-католиков

Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов – греко-католиков

Источник

Содержание

Беседа первая Беседа вторая  

 

Издание третье

«Якоже единого корене отрасли богосадны, Сын и Дух возсияша:

ибо Отец единовиновен есть, безлетный безлетным лицам единочестен».

(Из канона св. Патриарха IV века Германа в честь первых

шести Вселенских соборов; см. Минея 16 июля)

Беседа первая

Униат: Скажи мне, прочитал ли ты книжку нашего защитника Юлия Гаджеги о правде католической веры и о главенстве апостола Петра и пастырей римских?

Православный:Дважды прочитал эту книжку и до сих пор никогда не слышал, чтобы кто-нибудь осмелился правду защищать ложью.

Униат: Какую нашел ты там ложь?

Православный: Истины я там не нашел, а лжи очень много. Но так как я знаю, что будешь всякими лживыми хитросплетениями затемнять мои обличения, то укажу тебе прежде всего на те мысли, лживость которых для всех очевидна, и когда автор той книги предлагал эти пустые измышления, то только надеялся на невежество и простоту своих читателей.

Униат: Думаю, что не он, а ты лжец и клеветник на автора той книжки. Укажи, какие измышления в той книжке явно ложные?

Православный: Сначала скажу не о главнейших заблуждениях униатской и латинской веры, но о нелепейших из них. Читай на стр. 13 следующие бесстыдные слова: «Папа Римский Николай I, которого и Греческая и Русская Церковь почитают святым...». С определенной целью прочитал все наши святцы и великий Требник, но ни этого бесстыдного еретика, ни предшествовавших ему Ария и Македония не нашел там, но зато нашел в Требнике «Чин приятия в Церковь от латинской ереси приходящих» и эту ересь Николаеву повелевающий предать проклятию.

Униат: На какую ересь укажешь у Папы Николая I?

Православный: Николаеву ересь можно усмотреть в том, что он исказил символ нашей божественной веры. Ибо II Вселенский Cобор сказал: «от Отца исходящего». Этот же Папа Николай I, а за ним и все латиняне, униаты и лютеране и прочие еретики западных стран прибавили «и от Сына». И если бы эти слова не содержали в себе никакой ложной мысли, то все-таки читающие в таком виде символ веры осуждены на отлучение от Церкви, потому что III Вселенский Собор налагает анафему (проклятие) на всякого, кто только дерзнет прибавить какое-нибудь слово к Символу. Поэтому Папа Лев III и Адриан, бывшие на римском престоле, осудили это новое и нелепое латинское учение и повесили на соборной стене серебряную доску, на которой написали символ без этих безумных слов, чтобы никто никогда не прибавлял этих слов: «и от Сына исходящего». – И так латиняне и униаты уже за это III Собором, то же, что и Святым Духом, прокляты.

Униат: Не лжешь ли ты на святой III Собор?

Православный: Этот вопрос я ожидал от тебя услышать, потому что таков нрав латинян и униатов. Когда их неправда обнаружится, то говорят, что оснований, приводимых противником, нет в догматах и канонах церковных. Однако раскрой книгу, на которую я ссылаюсь, и читай: III. Всел. Собора правило 7: «По прочтении сего символа веры Святой Собор определил: «Да не будет позволено никому произносить или писать или слагать иную веру, кроме определенной от святых отцов в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнут слагать иную веру или представлять или предлагать хотящим обратиться к познанию истины или от язычества, или от иудейства, или от какой бы то ни было ереси: таковые, если будет епископ, или принадлежащие к клиру да будут чужды – епископ епископства, и клирики клира: если же миряне – да будут преданы анафеме». – Правило II Всел. Собора 1: «Святые Отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры трехсот осминадесяти отцев, бывших на Соборе в Никеи, что в Вифинии, но да пребывает оный непреложен и да предается анафеме всякая ересь...»

Униат: Следовательно, мы сильно погрешаем, если одно слово внесли в Cимвол веры?

Православный: Думаю, что злейшую погибель чрез таковую дерзость приносите, если бы даже и правильно было ваше учение о Св. Духе. Смотри, как христиане осмотрительно оберегали Символ веры. Пожелал благочестивый царь Юстиниан к словам: «воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы» не целое слово, но полслова прибавить, говоря «Приснодевы». Но этому, хотя и правильному изменению, Св. Церковь воспротивилась и не допустила вписать его в Символ, но приняла от Юстиниана молитву, которую на литургии каждый день поем: «Единородный Сыне и Слове Божий...», и там читаем «и Приснодевы Марии». И если бы вы внимательно читали книгу, в которой находятся постановления Вселенских Соборов, вы бы не изменяли ложно догматов.

Униат: Какая эта книга? Мы ее не знаем.

Православный: Читай название ее: «Книга Правил св. апостол и святых Соборов Вселенских и Поместных и св. отец».

Униат: Разве все сказанное на поместных Соборах и св. отцами истина есть?

Православный: Этого ли не знают учители паписты, что не все учения отеческие там записаны, но только те, которые были утверждены VI и VII Вселенским Собором, также постановления только девяти поместных соборов, которые также VI и VII Вселенским Собором утверждены.

Униат: Разве может иметь великую силу эта книга, если она никогда не была утверждена нашими Папами?

Православный: Папы не только не утверждали и не имели права утверждать решений Вселенских Соборов, но сами Соборами были судимы. Так, на Соборах Папу Ливерия за арианство и Гонория за монофизитство осудили и анафеме предали, и вся Римская Церковь этому вполне подчинилась без всякого возражения. Однако эту священную книгу латиняне всячески от своих скрывают, и когда свою унию насильственно ввели в Карпатской и Приднепровской Руси, то и от тех прельщенных эту книгу скрыли, чтобы они не знали истинной веры и тех многих проклятий, которым подлежат ваши пастыри и все римско-католики и униаты, потому что за субботний пост, и безбрачие клириков, и за коленопреклонение в дни недельные и в Св. Пасху, и за употребление в пищу во время поста молока и яиц, и за прочие иные вины они преданы проклятию на св. Соборах.

Униат: Говоря так дерзко, скажи, почему вы так почитаете эту книгу?

Православный: Потому, что она есть учительница веры христианской, потому что невозможно узнать Божественную Библию, т. е. Новый и Ветхий Заветы, и отличить от многих отверженных и ложных еретических евангелий и посланий, если бы не VI Собор и предшествовавшие ему Поместные Соборы, как напр. Лаодикийский и др., научили нас, какие из книг истинные, ныне внесенные в Св. Библию, а какие ложные.

Униат: Тот Собор, который вы называете шестым, не есть шестой, но Трулльский пято-шестой и мы, римско-католики и униаты, его не принимаем, также как и девять поместных.

Православный: Я хорошо знаю это ваше безумие и ложь. Но каким образом вы можете отвергать этот Собор, принимая VII Собор, который первым своим правилом утвердил и правила Трулльского Собора, и утвержденные им девять Поместных Соборов, и апостольские и отеческие правила и сверх того, присоединил следующие слова об Отцах и Соборах: Все от Единого и того же Духа быв просвещены, полезные узаконили, и кого они предают анафеме, тех и мы анафемствуем, и кого извержению, тех и мы извергаем, и кого отлучению – тех и мы отлучаем». Поэтому следует всякому христианину иметь книгу св. Соборов и читать с усердием, вам же – еретикам – надлежит знать, что вы не только из-за искажения догмата о Св. Духе, но и по многим другим провинностям, отлучены от Церкви и от спасения VI и VII Собором до тех пор, пока не покаетесь и не придете в соединение с Нею.

Униат: Ты так восхваляешь книгу Вселенских Соборов, что будто бы без нее неразумно веровать и в Св. Евангелие. Мы же, католики и униаты веруем всему, что содержится в Св. Библии, хотя и не принимаем постановления Трулльского Собора.

Православный: В этом-то и заключается ваше безумие, что вера ваша построена на песке, не имея твердого основания. Ибо хотя и говорите, что имеете двадцать латинских соборов, но они составлены были уже после вашего извержения из лона Святой Церкви. Тех же лживых соборов я не знаю, думаю же, что более тысячи пятисот лет от Рождества Христова ни один из ваших соборов не мог дать свидетельства о книгах Ветхого и Нового Заветов и потому являетесь подобными еретикам-лютеранам, которые до настоящего времени не могут ответить в свое оправдание, если бы кто-нибудь спросил у них, почему они веруют Св. четырем Евангелиям и прочим книгам нашей Библии, осужденные же Соборами нашими книги отвергают, хотя Соборов самих не принимают.

Униат: И я ничего не могу тебе ответить, почему мы семь Соборов принимаем, утвержденные же ими девять Поместных Cоборов и 85 правил св. апостолов отвергаем, так же, как и пято-шестой Собор, но я вижу, что учение униатское и латинское об исхождении Духа Святого от Отца и Сына называете ересью не потому, что оно ложно, но только из-за того, что мы придерживаемся его вопреки соборному постановлению, чтобы ни единого слова к Символу веры не прибавлять.

Православный: Да, скажу тебе, если бы и так было это, вы были бы отвержены от Святой Церкви, но и, кроме того, великую неправду содержит это ваше учение об исхождении Св. Духа и от Сына.

Униат: Этого я никогда от православных не слышал и думаю, что никаким образом невозможно это доказать. В указанной же книжке Гаджеги все слова Божественного Писания о Св. Духе указаны.

Православный: Нет, друг, лжешь ты, или лжет твой Гаджега, или оба вы лжете. Ибо Гаджега лукаво умолчал о словах Св. Писания, обличающих его ересь, а также и о бывших в Церкви делах и словах отеческих, противных вашей ереси. И до того доходит в своем лукавстве, как и вообще все латинские учители, что если, по их мнению, известное место из Св. книг благоприятно для них, приводят его целиком подряд и указывают, в какой главе Св. Писания оно находится или в какой книге церковных летописей. Если же лживо, ссылаются на священные книги, то не указывают ни книги, ни правил соборных. Пишет, напр., что русский патриарх Никон сократил молитвы на Св. литургии, что VI Собор запретил клирикам носить длинные волосы, что митрополит Российский Филарет говорил и то и другое, но в какой книге или в каком правиле – об этом молчит, потому что говорит ложь. Да и VI Собор не в 629 г. был, как в книге сказано, а в 680 г., и тогда не установлено было ни одного канона, а каноны установлены на Соборе 692 г., который мы тоже называем шестым, а латиняне, как уже сказано было, совершенно его отвергают.

Униат: Вижу, что не хочешь привести мне слова Св. Писания, в которых вы находите осуждение нашего учения об исхождении Св. Духа от Сына.

Православный: Открой повествование трех Евангелий о крещении Христовом, а из четвертого возьми слова св. Предтечи о том же и читай прежде по Марку: «Прийде Иисус от Назарета Галилейскаго и крестися от Иоанна во Иордане, а абие, восходя от воды, виде разводящаяся небеса и Дух, яко голубь, сходящ нань» (Мк. 1:10), или читай по Иоанну: «И свидетельствова Иоанн глаголя: аз видех Духа сходяща яко голубя с небесе, и пребысть на нем. Аз не видех Его, но пославый мене крестити в воде, Той рече, на Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть Духом Святым» (Ин. 1:32–33). Если бы Дух Святой исходил от Отца и Сына, как бы Он мог сходить на Сына Божия? Но Сыну Отец дает Духа, что подтвердил и cв. Предтеча, говоря о Сыне: «Его же посла Бог, глаголешь Словеса Божия, ибо не в меру дает Бог Духа. Отец бо любишь Сына и вся предаде в руце Его» (Ин. 3:34–35). Не безумствуете ли, когда проповедуете об исхождении Духа от Сына Божия? Если Дух от Сына исходит, каким образом опять на Сына нисходит? Найдете ли, чтобы где-нибудь было сказано, что Дух на Бога Отца сошел, от Которого Дух действительно исходит?

Униат: Станешь ли ты отрицать слова Господни: «Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю Вам от Отца, Дух Истины, иже от Отца исходит?» ? (Ин. 15:26).

Православный: Эти слова внес в свою книжку и Гаджега и при помощи многих лживых измышлений пытается обосновать ту мысль, что Дух Св. и от Сына исходит, между тем здесь высказывается истина, совершенно противоположная этому учению. Если бы и от Сына исходил Св. Дух, зачем было присоединять эти слова: «Его же Аз послю вам от Отца» (Ин. 15:26) и опять «иже от Отца исходит» (Ин. 15:26). Если бы латинское учение было правильно, сказал бы Господь: «иже от Отца и от Мене исходит».

Униат: Но если Дух Святой не исходил от Сына, каким образом Сын Его посылает?

Православный: На это найдешь ответ в тех же словах: посылает от Отца, как и выше в той же беседе говорит Господь: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да пребудет с вами во век, Духа истины» (Ин. 14:16–17), и еще: «Утешитель же Дух Святый, Его же пошлет Отец во имя Мое, Той научит вас» (Ин. 14:26). Если же ты спросишь, почему Христос обещался послать Духа в то время, как Дух не от Него исходит, то это похоже на то, как если бы какой-нибудь царь упросил бы другого царя, чтобы он послал своего брата в какую-нибудь страну. Тогда бы первый мог сказать, что он послал от того царя брата его. Итак, знай, что Св. Дух от одного Отца исходит в том смысле, что посредством этого исхождения от этого одного Свое бытие получает, Отцом же и Сыном посылается людям; и не только Сыном, но и архиереями подается молящимся, как пишется в Деяниях: «видев же Симон яко возложением рук апостольских подается Дух Святый, принесе им сребро» (Деян. 8:18). Итак, скажешь ли, что Дух Святый не только от Отца исходит, но и от Отца и Сына, и от апостолов? Горе твоему неразумию!

Униат: Этих слов я не знал, или – точнее сказать– забыл, так как на них не указывают нам учителя наши.

Православный: Вот, не только на саддукеях, но и на латинянах сбываются слова Господни: «заблуждаетесь, не ведуще писаний, ни силы Божией» (Мф. 22:29) и опять «взясте ключи разумения, сами не входите ниже входящим даете внити» (Лк. 11:52).

Униат: Я тоже скорблю о том, что наши священники и сами не читают Св. Писания и мирянам читать не позволяют.

Православный: Мирянам читать воспрещаете, чтобы они не обличали ваших ересей, сами же, читая, трудитесь напрасно, ибо искажаете Св. Писание, дабы возможно было оправдать свое лжеучение. Смотри, какими безумными словами твой Гаджега отвечает православному и заставляет латинян и всех протестантов говорить: «От Отца и Сына исходящего».

Униат: Если это учение настолько безумно и несогласно со Св. Писанием, почему просвещеннейшая Европа его придерживается?

Православный: Из-за своей гордости. Когда это учение возникло, Зап. Европа была очень невежественна, а могущественнейший царь Карл Великий, будучи приверженцем этого лжедогмата, захотел распространить его всюду. Поэтому и паписты по человекоугодию приняли это лжеучение, поставив ни во что Святые Соборы, особенно из-за желания унизить их, и за то были прокляты Св. Православной Церковью.

Униат: Помнишь ли ты, как наш вероучитель Гаджега примиряет это учение с соборным?

Православный: И не примиряет и примирить не может. Он придумывает смехотворные объяснения, говоря, что этого нечестивого учения о Св. Духе придерживались и cоборные отцы, но не внесли его в Символ веры из боязни, чтобы еретик Македоний с духоборцами не стал говорить, что и Собор исповедует Духа тварью Сына Божия, как ложно учат еретики (стр. 40). Но если бы Собор только Македония действительно опасался, то не скрывал бы истины, но в порядке ее бы предложил, подобно тому, как и отцы IV Собора изрекли о соединении естеств в Сыне Божием против монофизитов и подробно определили: «неслитно, неизменно, нераздельно, непреложно». И если бы латинское учение об исхождении Св. Духа содержал Собор, то не скрывая ни единого слова, подробно это изложил бы. Думая же, что нелепое рассуждение об этом Соборе латинян и сами латиняне не принимают, но, не будучи в состоянии сказать что-либо в защиту своей ереси, приводят его.

Униат: Однако тот же Гаджега приводит благоприятствующие латинскому учению слова свв. Кирилла Иерусалимского и Иоанна Дамаскина.

Православный: Слова эти я читал, но ничего благоприятного для латинского учения я не нашел в них. Эти отцы говорят, что и Сын имеет все, что имеет Отец. Из этих слов латиняне делают ложный вывод: если Сын все имеет, то и Духу дает бытие через исхождение. Но тогда можно было бы сказать: так как Дух тоже все имеет, как Отец, то и Дух рождает Сына, и Сын рождает Сына, и другие бессмысленные слова.

Униат: Полагаю, что если и неправильно наше учение о Св. Духе, то нельзя назвать его погибельным, так как ни одной христианской добродетели не умаляет и в грех людей не вводит.

Православный: Я уже сказал тебе, что грех в том заключается, что попрали заповедь Господню о послушании Церкви, дерзостно посягнувши на священный Символ Церкви и не принося в том покаяния. Поэтому-то и извержены от Святой Церкви и на вас падают страшные Христовы слова: «аще ли Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). Так и падение прародителей не потому повлекло за собою такое зло, что плод, который они вкусили, был ядовит, но потому что преступили заповедь Божию, как и ап. Павел говорит: «преслушанием единаго грешни быша мнози» (Рим. 5:19). Поэтому наибольшая вина в искажении догмата – это непослушание, отторгнувшее латинян и униатов от Бога, как и Адамов грех. Однако сказал я тебе, что искажение догмата всегда влечет за собою недоразумение относительно добродетели, как, например, Македониева ересь уменьшает ревность ее последователей о духовной жизни. Однако об этом скажем, когда рассмотрим главнейшие латинские ереси и униатские прегрешения из-за которых они были отторжены от Св. Церкви.

Униат: Если осмеливаешься называть нас отторженными от Церкви, прочту тебе след. слова из книжки Гаджеги: «когда сильный ветер отрывает от дерева сучек, тогда нельзя сказать, что дерево оторвалось от сучка» (стр. 11), «Греческая Церковь, а за ней в 12 в. и Русская оторвались от своей матери единой Католической Церкви» (стр. 18).

Православный: Каким образом дочь оказалась матерью, а мать дочерью? Ибо Мать всех Церквей есть Церковь Иерусалимская, как и воспеваем мы на воскресных вечернях: «радуйся Сионе Святый, Мати Церквей, Божие Жилище, ты бо приял еси первые отпущения грехов воскресением». Почему же Церковь Римская называется деревом, а остальные ветками? Ветки вырастают от дерева, а от римской только западно-европейские Церкви получили начало, и то не все, ибо Галлия была посвящена Востоком, Испания апостолами Иаковом и Павлом, а не Римскими Папами.

Униат: Потому так говорю, что паства нашего Папы вдвое, а может быть и втрое больше православных, а дерево больше, чем ветви.

Православный: Но никогда не бывает, чтобы дерево родилось от ветви, как и Римская Церковь от Иерусалимской. Однако многолюдство ее не может служить оправданием, ибо знаем и такие времена, когда ариан было больше, нежели православных, также и монофилитов и иконоборцев. Были и такие лютые времена, когда и Римский Папа Гонорий, и три восточных патриарха оказались единовольниками, или монофилитами, и только преп. Максим Исповедник с немногими учителями оставались православными и не хотели причащаться с единовольниками. Ему говорили в то время, когда он был за истину заключен в темницу: «смотри, уже три патриарха с монофелитами причащаются», что он сказал? «Аще и вся вселенная, -- говорил он, -- причастится с ними, аз един не причащуся». Кто же в те времена оставался в истиной Церкви, Максим или его противники многочисленные?

Униат: Должен сознаться, что Максим, хотя я и не слышал никогда о том, что ты говоришь.

Православный: Вообще ты мало доброго слышал, как и другие латиняне и униаты. Ибо не исследуют ни Св. Писания, ни отеческих творений, ни житий святых и молитв, но только свои латинские басни, которые они позаимствовали от папистов римских и позднейших западных писателей, как напр., Ансельма, Фомы Аквината, Ломбарда и пр., которые черпают основания для себя не в писаниях божественных отцов, но у языческого философа Аристотеля, как говорит о них русский богослов князь Курбский, который за триста лет до нашего времени писал об этом князю Острожскому.

Униат: Все-таки думаю, что греко-российская Церковь и вера никоим образом не могут называться Вселенскими, потому что не имеют общего для всей Церкви начальника, как мы, ибо все католики подчиняются одному Папе.

Православный: Прежде всего, никогда не дерзай называть нашу Церковь греко-российской, потому что входят в состав Православной Церкви шесть патриархий; из них одна Российская и одна Греческая. Прочие четыре следующие: две Арабские, одна Сербская и одна Греко-арабская в Александрии. Сверх того, имеется еще великая по многому числу архиереев и мирян Церковь Румынская. И если бы мы, русские люди, больше прежнего прогневали Господа, а также и греки, то не останется ни одного русского и ни одного грека в Православной Церкви Христовой, Церковь Православная все же пребудет во веки, каковой была она от времен апостольских и пребывает доныне.

Униат: Пребывает, не имея общей главы.

Православный: Имеем общую главу, Господа Иисуса Христа, о Котором говорит апостол в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам: «вся покори под нозе Его» (Еф. 1:22) и еще: «Христос глава Церкви и Той есть Спаситель тела. Но якоже Церковь повинуется Христу такожде...» (Еф. 5:23–24).

Униат: Христос вознесся на небо, а Церковь поручил пасти Петру, а Петр – Римским Папам.

Православный: Об этих римских баснях устроим с тобою другую беседу, теперь же тебе скажу, что св. Апостолы предписали (Прав. 34-е) и Вселенские Соборы повелевают, чтобы епископы всякого народа одного из них считали главой, для всей же Вселенской Церкви не сказано ни о какой главе, кроме Господа Иисуса Христа.

Беседа вторая православного священника с униатским

Православный: Об извращении вами Символа веры и об отпадении Римской Церкви от Христова Тела мы довольно беседовали; ныне время беседовать о главенстве в Церкви, которое вы ложно усвоили своим папам.

Униат: Об изменении Символа веры ты победил меня, а здесь будешь побежден, ибо не мы выдумали слова Евангелия: «ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей; и дам ти ключи Царства Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех» (Мф.16:18–19).

Православный: Слова эти мы разберем, но прежде скажу тебе, что они изречены Петру, а не Римским Папам.

Униат: Но Петр был епископом в Риме и всю власть свою передал своим преемникам.

Православный: Он же был и в Антиохии, и патриархи антиохийские тоже считают себя его преемниками, и имеют печать с изображением Петра и Павла. Если ты даже желаешь считать Петра епископом Рима, что все-таки сомнительно, то ниоткуда не докажешь, что не только епископскую власть, но и все свои дарования он передал своим преемникам. Так, Иоанна Господь наименовал сыном Пресвятой Богородицы, но его преемники в Церкви Ефесской того звания не имели; апостол Иаков наименован столпом Церкви, и он, а не Петр, председательствовал на Cоборе апостолов в Иерусалиме, ибо был тамошний епископ; он изрек постановление Cобора, как председатель, о тем смотри в Деяниях (Деян. 15:13–22). Однако никто не требует, чтобы Иерусалимский епископ был председателем всех Cоборов и предлагал соборное постановление.

Униат: Ты меня удивляешь. Всегда собеседники соглашались с нами о главенстве Пап во всей Церкви, когда соглашались с нашим учением о главенстве Петра и о его епископстве в Риме.

Православный: И о первенстве Петра я не согласен, но о том скажем после, а теперь скажу, что многие Церкви имели епископами апостолов, но их преемники, кроме епископской власти, не получили их дарований. Господь сказал и Филиппу с Нафанаилом: «Узрите небо отверсто и ангелы Божия восходящыя и нисходящыя над Сына Человеческаго» (Ин. 1:51). Однако их преемники в Церквах Азийских сего не удостоились.

Униат: Тогда читай по книжке Гаджеги, что власть римских епископов, яко преемников Петра, признавалась всею Церковью.

Православный: А я знаю, что не признавалась. Читал я у твоего Гаджеги, что «Петр учил в Риме, яко епископ. Тоже каждый наследник его на римском престоле имеет, як и он имел, первенство в Церкви». Откуда он взял это – тоже я не знаю.

Униат: А дальше что пишет Гаджега: «и сие признает вся Церковь».

Православный: Это он пишет, а приводит затем слова св. отец, вовсе не подтверждающих того, или приводит слова ложные, которые св. отцы не говорили и не писали, например, св. Игнатий Богоносец не называл римского епископа головою всех Церквей, а что Церковь Коринфская запрашивала у св. Климента Римского совета в делах церковных, то сие не есть главенство, ибо и Василия Великого множайшие Церкви спрашивали о догматах и канонах и полагались на его решение, о чем можешь читать в Книге Правил, также и к Афанасию Александрийскому.

Униат: А дальше написано, что отцы на IV Вселенском Соборе называют Папу головою всех Церквей.

Православный: IV Собор того не говорил; если же сие восклицали некоторые отцы, то были обычные комплименты, восхвалявшие мудрость св. Льва, Римского Папы, а не папскую власть. Знаешь ли, какой титул от древнейших времен имеют патриархи Александрийский и Антиохийский?

Униат: Не знаю.

Православный: А если бы знал, то ни ты, ни твой Гаджега не говорили бы глупостей о папской власти. Слушай же: в титуле Патриарха Константинопольского говорится: «Архиепископ Константинополя, Нового Рима и патриарх Вселенной», а в титуле Антиохийском -- «пастырь пастырей архиерей архиереев», в титуле же Александрийского патриарха те же слова да еще и больше: «тринадцатый Апостол и Судия Вселенский».

Униат: Но таких слов нет даже и в папском титуле.

Православный: Зато мне и смешно читать Гаджегу, когда он думает доказать власть Пап, указывая на то, что обиженные епископы обращаются иногда к его защите. А знаешь, кто обратился к суду Судии Вселенского, т. е. Патриарху Александрийскому? Сам император, когда поссорился с Патриархом Константинопольским Сергием. И если многие отцы на IV Соборе, заслушав послание cв. Льва, восклицали, что сам Петр говорит его устами, то здесь похвалялась мудрость св. Льва, как обличителя монофизитов, а вовсе не власть папская. О Златоусте отцы говорили и писали, что его уста – уста Христовы, но никто не думал именовать его и его преемников в Царьграде единственными наместниками Христа.

Униат: А если так, то зачем бы стал Гаджега видеть в этих восклицаниях первенство Папы?

Православный: Ясно, почему. Никаких соборных изречений о главенстве Папы он не мог подыскать, то пришлось собирать восклицания и комплименты да надеяться, что читатели не знают, как такие же восклицания и комплименты обращаемы были и не к Папам, а к другим патриархам и епископам.

Униат: Но если ты отрицаешь власть Пап над всею Церковью и сохранение ими власти Петровой, то на чем же основывалось их первенство среди пяти патриархов?

Православный: Это пояснено уже не восклицаниями отдельных святителей, а прямым и ясным постановлением Вселенских Соборов II, III и IV, который опирается на те два, в 28 правиле: «во всем последуя определениям святых отец, мы определяем и постановляем о преимуществах Святейшей Церкви того же Константинополя Нового Рима: ибо престолу Ветхого Рима отцы прилично дали преимущества, поскольку то был царствующий град. Следуя тому же побуждению и сто пятьдесят боголюбезнейшие епископы (т. е. II Вселенский Собор), предписавши равные преимущества святейшему престолу Нового Рима, праведно рассудив, да град, получивший честь быть градом царя и синклита и имеющий равные преимущества с ветхим царственным Римом, и в церковных делах будет вторым по нем».

Униат: Папа этого правила не утвердил.

Православный: Не Папа утверждал Соборы, а Соборы Пап и возвеличивали и низлагали и проклятию предавали еретиков между папами. Да не в том и дело, а в том, что здесь приведено свидетельство не только IV Собора, но и II, да еще основанного «на учении древнейших отцов». Рим возвеличен среди других архиерейских престолов не потому, что Пап считали носителями власти Петра (также измышленной позднейшими латинянами), а потому, что он был столицею царя, а в столицу люди съезжаются по делам и оттуда удобнее вести управление своим округом, но вовсе не всею Церковью, которой Единый Глава есть Христос.

Униат: Неужели духовная власть должна следовать гражданскому порядку: где царь, там и высшие иерархи?

Православный: Собственно духовная высшая власть есть власть епископа: он посвящает священников, освящает храмы, отлучает от Церкви нераскаянных и пр., а Митрополиты и Патриархи поставляются для сохранения порядков. Они собирают Cоборы и председательствуют на соборном избрании и определении новых епископов, на соборных обсуждениях предметов веры, но совершают все это Соборы епископов, а не патриархи и не Папа.

Униат: Докажи мне постановлениями Соборов, что преимущества иерархов заключаются в решении таких внешних дел и что поэтому они поставляются в столицах и в окружных городах.

Православный: Изволь – вот тебе 9 правило Антиохийского Собора, коего постановления утверждены VI и VII Вселенскими Соборами: «В каждой области епископам должно ведати епископа, в митрополии начальствующего, и имеющего попечение о всей области, так как в Митрополию отовсюду стекаются все имеющие дела». Итак преимущества этих иерархов перед другими зависят не от других причин, а от удобства сообщения с главными городами.

Униат: Итак, Рим только по сей причине возвеличен наравне с Константинополем?

Православный: Да, конечно. Впрочем, мы знаем одно возвеличение града по духовными причинами. Но это касается не Рима, а Иерусалима, хотя он не был ни главным городом в государстве, ни в большом округе, но был Матерью Церквей, а потому вот что постановили о нем Соборы – I Вселенского Собора правило 7: «Понеже утвердися обыкновение и древнее предание, чтобы чтити епископа, пребывающего в Елии, то да имеет он последование чести с сохранением достоинства, присвоенного митрополии». То же говорится в 36 Правиле VI Собора. Елия есть Иерусалим, так названный после Иудейского восстания. Видишь, здесь не за знаменитость города, а за святость его возвеличен епископ «по древнему преданию».

Униат: А есть ли хоть одно правило, которое указывает, что Папы не имеют власти над прочими Церквами?

Православный: А ты думаешь нет? Вот твой Гаджега ссылается на св. Тарасия Константинопольского Патриарха (VIII века), что он писал к Адриану Папе, как к содержащему престол Апостола Петра, но ведь Св. Тарасий не только не признает за Папой преимуществ Петра, но в этом самом послании, притом утвержденном VII Вселенским Собором, требует, чтобы Папа прекратил симонию. Еще сильнее показал свою власть над Папами Собор Карфагенский, которого постановления утверждены VI и VII Вселенскими Соборами; он составил и послал Папе нарочитое каноническое послание, требуя, чтобы он не вмешивался в дела Церкви Карфагенской и, в частности, не принимал бы жалоб на местных епископов, ибо, если найдутся такие наглые люди, которые будут обращаться с жалобами к Папе, то будут лишаемы своего сана. Вот твой Гаджега приводит пример, когда кто приносил Папам жалобы, но умалчивается о том, что за это жалобщиков Соборы строго наказывали. Итак, эти случаи жалоб были или частными письмами, или злоупотреблениями.

Из Канонического послания Карфагенского Собора к Келестину, Папе Римскому: «умоляем Вас, господине брате, дабы вы впредь не допускали легко до вашего слуха, приходящих отселе и не соизволяли впредь приимати в общение отлученных нами: ибо твоя достотчимость удобно обрящет, яко cиe самое определено и Никейским Собором (т. е. I Вселенским).

Разумно и праведно признал он (т. е. I Всел. Собор), что, какие бы ни возникли дела, они должны оканчиваемы быти в своих местах. Ибо отцы судили, что ни для единой области не оскудевает Благодать Святого Духа, чрез которую правда иереями Христовыми и зрится и содержится твердо, и наипаче, когда каждому, аще настоит сомнение о справедливости решения ближайших судей, позволено приступати к Cоборам своей области, и даже ко Вселенскому Собору. «Разве есть кто-либо, который поверил бы, что Бог наш может единому некоему вдохнути правоту суда, а бесчисленным иереям, сошедшимся на Cобор, откажет в оном?».

«Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылать сюда ваших клириков исследователями и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия».

Униат: Как бы то ни было, но Церковь должна иметь на земле видимую главу, ибо Христос, как пишет Гаджега, хотя и считается Главою Церкви, но «Глава невидимая, бо, хотя Он и был с Апостолами, но вознесся на небо, и от тогда апостолы управляли Церковью под водительством Петра». И далее он пишет: «Церковь подобна товариству, а на земле товариство не может быть без одного главного урядника. Так и Церковь мает мати одного наивысшего распорядителя, одну главу» (стр. 23 и 30).

Православный: Ты в один раз сказал две неправды. Товариство часто бывает без урядника. Школяры из своей среды не имеют начальника, а правят ими учителя, которые в сие товариство не входят, а живут особо. Вторая ваша ложь состоит в том, что, гоняясь за мирскими делами, вы ослабели в вере и не можете принять, что Сам Спаситель наш правит Церковью. «Се Аз с Вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» (Мф. 28:20), говорит Он пред вознесением на небо. Если бы вы читали священные книги, а не ваши схизматические басни, то знали бы по Книге деяний, что Сам Господь продолжает управлять всей Церковью, а не апостолы: Он являлся Петру перед обращением Корнилия, посылает Ангела, чтобы вывел апостолов из темницы, поручает чрез Ангела Филиппу идти на проповедь к каженику мурину. Он все время руководит Павлом, являясь ему и в Коринфе, и в храме Иерусалимском. Много таких событий указано в Деяниях, а не меньше того в Посланиях Петра и Павла, откуда мы узнаем, как должно учить и как поступать. Потому мы говорим, что веруем во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, что должно веровать в постоянное, хотя и невидимое, присутствие в ней и управление ею Господа Иисуса Христа, как Господь и говорил апостолам, отходя на страдания: «не оставлю вас сиры, приду к вам» (Ин. 14:18).

Униат: Но был же в Ветхом Завете первосвященник, а Новый Завет лучше Ветхого, за что же мы лишены видимого главы Церкви?

Православный: То не есть лишение, а преимущество, и все это так ясно раскрыл апостол Павел в Послании к Евреям, как будто предвидел ваши латинские измышления и хитросплетения. Вот слушай, что я прочитаю тебе из одного архиерейского послания:

«Аще ли паки возглаголют вам латины, яко подобает в Христовой Церкви единому быти Первосвященнику и Христа, вознесшагося от нас на небо, заместителю, яко же и в Ветхом Завете един бысть Первосвященник, то и сей глагол противен есть Божественному Писанию, и такое лжесловесие латинское провидев Павел апостол в Послании своем ко Евреям научает нас, яко преемник Первосвященников Ветхого Завета никто же ин есть, но точию Господь наш Иисус Христос (Евр. 4:14–16, 7:23–28), глаголет бо, яко иудейстие «множайшии священницы быша, зане смертию возбранени суть пребывати: Сей же, занеже пребывет во веки, непреступное (непреходящее) имать священство». Но и сие провиде Божественный Апостол, яко латины сице рещи имут (якоже и глаголют выну) потребно нам на земли имети Наместника Христова, зане Сам Христос на небо отъиде, нам же подобает живого имети первосвященника, о нас ходатайствующа. На сию убо неправду отвещевает апостол, сице продолжая глаголати о Христе: «тем же и спасти до конца может приходящих через Него к Богу, всегда жив сый во еже ходатайствовати о них (о людех)».

Чесого убо ради сих не разумеют латины? Чесого ради еще и другого главу и ходатая о своей Вселенской Церкви требуют? Отвещаем: маловерия ради своего; не могут бо, маловерни суще, житие свое и всея Церкви управление Христу предати, ниже ежедневные наши ектении знают: «сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Того ради измыслиша словеса лукавствия сицевая: Церковь земная требует Первосвященника, сиесть Папу Римского, плотию обложена и спострадати немощным могуща. Но сими словесы паки противницы Божественному Писанию являются глаголющу Павлу о Христе Боге: «Не имамы бо архиерея не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим, подобию разве грехе; да приступаем убо с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость и благодать обрящем во благовременную помощь» (Евр. 4:15–16).

Униат: И на этом ты меня одолел. Но вот в чем мы, католики, непобедимы. Папской власти вы не признаете, но будешь ли отрицать главенствующую власть над всею Церковью, и даже над апостолами, св. первоверховного Петра? Будешь ли отрицать сказанные Христовы слова: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей. И дам ти ключи царствия небеснаго, и елика аще свяжеши на земли, связана будут на небеси, и елика разрешиши на земли, разрешена будут на небеси» (Мф.16:18–19).

Православный: Словес Христовых отрицать я не дерзну, но и перетолковывать их по-еретически тебе не позволю. Говори, одному ли Петру сказаны эти слова?

Униат: Целиком они сказаны Петру, но последние слова Господь сказал по воскресении всем апостолам, а о ключах и об основании Церкви только Петру.

Православный: Какие же это ключи?

Униат: Власть отверзать или закрывать Царствие Небесное.

Православный: Если в этом власть Петра, то у него нет никакого преимущества перед прочими апостолами, ибо им сказано вместе с Петром еще нечто большее: «примите Дух Свят, Им же отпустите грехи, отпустятся им, а имже держите, держатся» (Ин. 20:22–23).

Униат: Но Петру эта власть дана раньше, как главному апостолу, за то, что он первый исповедал Христа Сыном Божиим.

Православный: Две неправды сказал ты в этих немногих словах, но извиняю тебе, потому что ты с детства научен говорить ложь, которая находится в римско-католических учебниках и в книге Гаджеги. Апостол Петр вовсе не первым исповедал, а апостол Нафанаил: «Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев» (Ин. 1:49), а за сие получил от Христа великое обетование: «отселе узрите небо отверзто и Ангелы Божия восходяща и нисходяща над Сына Человеческаго» (Ин. 1:51). Если бы Господь сказал Петру, то вы бы и из них доказали его главенство. Впрочем, может быть, в будущем найдутся и такие еретики, которые будут Нафанаила и Филиппа считать главою апостолов и всей Церкви. Итак, первым по Евангелию исповедующим Христа Сыном Божиим был ап. Нафанаил, а вторым тоже не ап. Петр, а все апостолы, которые после хождения Господа по водам и утишения бури, когда Он вошел к ним в лодку, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Это описано в 14 главе Евангелия от Матфея, а о Петровом исповедании в 16 главе. И ты, и твой Гаджега совсем не знаете даже Евангелий.

Униат: Но все же власть решать и вязать дана Петру раньше, чем прочим.

Православный: Неправда. Дана она ему вместе с прочими по воскресении Христовом, как написано в 20 главе от Иоанна, а Петру по Евангелию от Матфея она была только обещана в будущем, как еще раньше Нафанаилу обещаны небесные видения.

Униат: А все-таки я не отпущу тебя от этих слов Христовых: «на сем камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18–19). Кто камень и основание? Петр.

Православный: Если бы и был Петр, вашим Папам никакой корысти от того бы не было. О ключах и о связывании и разрешении я тебе объяснил, что это дано всем, а о камени вот что мы поем при освящении новой церкви: «иже на камени веры создавый церковь твою Блаже, в той приими моления наша». Твой Гаджега сам приводит слова Писания, из коих видно, что краеугольный камень Церкви есть Христос и прочие камни – апостолы и пророки (Еф. 2:20); о том же пишет апостол Петр – что все сыны Церкви живые камни, приложенные к краеугольному камню – Христу (1Пет. 2:4–8).

Униат: Если Петр такой же камень, как и все, то почему же Господь назвал его камнем?

Православный: Господь так назвал его не за власть, которую якобы получит, а за ревность его к вере, как Он и пояснил в Нагорной беседе, что тот, кто слышит слово Его и исполняет, подобен строящему свой дом на камне, а двоедушный подобен строящему на песке: его дом разрушится, если наступит буря и наводнение (Мф. 7:26–27). Петра же Господь назвал так по его решимости сейчас же исполнить то, во что уверял: так, он дважды бросался в море, чтобы скорее дойти до явившегося Христа (Мф. 14:29; Ин. 21:7); ударил раба врагов Христовых (Ин. 18:10) и вообще был человек решительный и пылкий.

Христос Спаситель давал наименования своим ученикам не по той власти, которую они получат в будущем, а по свойствам души их, как сердцеведец. Так о Нафанаиле Он изрек: «Се, воистину ираильтянин в нем же льсти несть» (Ин. 1:47). Иоанна же и Иакова Заведеевых Он за их ревность о вере назвал: Сыны громовы – «Воанергес» (Мк. 3:17).

Униат: А все-таки на Петре, как на камне, Господь обещал основать Церковь, и ваша Церковь называет его основанием.

Православный: Не на нем, а на камне веры, как я уже объяснял тебе: «ты еси Петр («Петрос»), и на сем камени («Петра»)», а не на Петре, т. е. на камне веры, «созижду Церковь Мою» (Мф.16:18–19).

Униат: Это по-гречески «Петра» и «Петрос», а по еврейски – одно слово – «Кифа». Спаситель же говорил по-еврейски.

Православный: Неправда, Спаситель тогда, как и все евреи, говорил по-арамейски и когда по-еврейски воскликнул на Кресте слова: «Или, или, лима савахфани» (Мф. 27:46), то Его не поняли воины и сказали: «Он Илию призывает» (Мф. 27:47). Это одно; а второе – почему же твой Гаджега отгадывает, какие слова говорил Господь на восточном языке и какое еврейское слово соответствует греческому «Петрос» и греческому «Петра»? Если вся ваша вера основана на догадках, то какая ей цена?

Униат: Да ведь ваша же Церковь называет Петра основанием веры и Церкви.

Православный: А апостола Иоанна называет «чистейшим основанием нашей веры» (служба 26 сент.), Андрея – лучшим из апостолов (служба 30 ноября). Но этого мало. Знаешь ли кондак св. Василию Великому?

Униат: Не знаю.

Православный: Потому что не читаешь благодарственных молитв по причащении Св. Таин, как все ваши униаты. После литургии Василия Великого и причастных молитв читаем св. Василию: «явился еси основание непоколебимое Церкви». О том же пишет апостол Павел Ефесянам: «наздани бывше на основании Апостол и Пророк» (Еф. 2:20).

Униат: Пусть так, но Петр есть главное основание после Иисуса Христа.

Православный: Вот этого никто из вас никогда не докажет, хотя бы два дня подряд говорил.

Униат: Но ты докажи, что апостолы в одинаковом смысле именуются основанием Церкви.

Православный: А если докажу, то ты раскаешься в своем папизме?

Униат: Раскаюсь.

Православный: Неправда, не раскаешься, потому что в Писание мало верите, а, как древние римляне язычники, верите только в то, чтобы весь мир покорить Папе и Риму, а Рим теперешний сам не признает Папу, а взбунтовался против него и избрал себе светских королей.

Униат: Ты мне доказательства-то приведи.

Православный: Доказываю тебе, что все двенадцать апостолов в равном смысле именуются основанием Церкви из слов Апокалипсиса. Вот как нам описывается Христова Церковь: «Ангел вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий град Святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца» (Откр. 21:10, 14). Согласно с сим и в Евангелии Господь предсказывал Своим апостолам, когда Петр сказал Ему: «се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом, что убо будет нам» (Мф. 19:27), то никакого преимущества не обещал Петру, но сказал: «аминь глаголю вам, яко вы, шедшие со Мною, в пакибытии, егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолех, судити обеманадесятема коленома Израилевыма» (Мф. 19:28). Все апостолы – Судии, все основания, все камни здания Церковного, но краеугольный камень един – Христос: «основания, бо иного никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11)».

Униат: Ты колеблешь главный догмат нашей Церкви, без него разрушается Католическая истинная Церковь.

Православный: Если ваша церковь была бы истинной Церковью, то Спаситель так и сказал бы апостолам: «вот вам отец и начальник Петр. Слушайтесь его во всем и потом его преемников»; а Он что сказал им: «вы же не нарицайтесь учители, един бо всем учитель Христос, вы же братие есте» (Мф. 23:8). Видите ли безумие вашего учения?

Униат: Теперь и я тебя посрамлю. Слова Спасителя о Петре, сказанные по воскресении Своем: «егда же обедоваша, глагола Иисус Симону Петру: «Симоне Ионин, любиши ли мя паче сих»? Глагола ему Петр: «ей, Господи, Ты веси яко люблю тя». Глагола ему Иисус: «паси агнцы Моя». Глагола ему паки второе: «Симоне Ионин, любиши ли мя»? Глагола Ему: «ей, Господи, Ты веси яко люблю Тя». Глагола ему Иисус: «паси овцы Моя». Глагола ему третие: «Симоне Ионин, любиши ли Мя»?.. И рече Ему: «ей, Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя». Глагола ему Иисус: «паси овцы Моя»» (Ин. 21:15–17).

Православный: Ты и на Евангелие лжешь, зачем пропускаешь слова: «оскорбе же Петр, яко рече ему третье, любиши ли Мя» (Ин. 21:17)? Или, может быть, в ваших униатских евангелиях эти слова опускают? Вот и Гаджега твой эти слова не приводит, когда говорит о троекратном вопрошении.

Униат: Мы печатаем Евангелие без пропусков, я же пропустил эти слова, потому что они не касаются нашей беседы.

Православный: Нет, очень касаются. Гаджега по словах Христовых пишет то, что и все вы латиняне навязываете им: «I. Христос дает Петру власть пасти не только ягнята, но и овцы». Другими словами, Иисус Христос поставил св. Петра верховным пастырем не лишь простых верников, но и самых апостолов (стр. 23).

Униат: А разве не так было?

Православный: Если бы было так, то зачем бы скорбеть было Петру? Разве ваши Папы скорбят, когда их избирают на сию должность? Петр же со слезами уверяет Христа, что любит его, ибо понимает, что эти три вопрошения ставят его не во главу апостолов, как выдумал совершенно бездоказательно Гаджега, а только укоряет его за троекратное отступничество. «Не вем Человека Того» (Мк. 14:71). Христос, подавая ему прощение за его слезы и за любовь, уравнивает его с прочими апостолами, а не возвышает его над ними. Так и воспевает наша Церковь: «трикратным вопрошением еже Петре любиши Мя трикратное отречение Христос исправил есть» (стихира на 29 июня).

Униат: Ты меня совсем с толку сбиваешь, но чем ты доказываешь, что Господь не удовлетворился слезами Петрова покаяния, когда запел петух, а потребовал еще его восстановления в апостольском достоинстве?

Православный: Изволь. Повтори слова Христовы при море Тивериадском.

Униат: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин. 21:15)

Православный: Видишь, Господь уже не называет его Петром и даже не просто Симоном, а Симоном Иониным, как бы предавая на время забвению близкое Свое с ним общение и как бы снова знакомясь с ним. И еще раньше в самый день Воскресения Христова, ангел говорит мироносицам «идите и рцыте учеником Его, Петрови, яко варяет вы в Галилее» (Мк. 16:7). Итак, Петр уже не считался одним из учеников Христовых до тех пор, пока Сам воскресший Господь не возвратил его в их общество, трикратным вопрошением «еже Петре любишь ли Мя?».

Униат: А после вопрошения не поставил ли его выше всех? Зачем Он говорил прежде: «паси агнцы Моя» (Ин. 21:15), а потом «паси овцы Моя» (Ин. 21:16).

Православный: Если хочешь, разумей под агнцами мирян, а под овцами диаконов и иереев, но не апостолов, как ложно пишет Гаджега, и не управление всею Церковью. Последнее видно из чего? Вслед за этими словами Господь отозвал Петра, чтобы открыть предстоящий ему мученический подвиг: «видев же Петр ученика стояща во след идуща его же любляше Иисус ... рече, Господи, сей на что?» (Ин. 21:20–21). Но Господь не дозволил ему вступать в жизнь другого апостола: «Иисус же рече ему: аще хощу тому пребывати дóндеже прииду, что к тебе? ты по Мне гряди. (Ин. 21:22.

Униат: Итак, по твоему Петр не был главою Церкви, а только ее учителем, одним из ее высших двенадцати пастырей?

Православный: Конечно так. Он и сам о себе так выражается: «пастырей ваших умоляю я сопастырь и свидетель страданий Христовых»(1Пет. 5:1), и проч., «и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядаемый венец славы» (1Пет. 5:4). (По гречески же так: «пресвитеров ваших как сопресвитер». А Послание свое заканчивает словами: «целует вы, яже в Вавилоне (Церковь) соизбранная (избранная подобно вам) и Марк, сын мой». (1Пет. 5:13).

Униат: Вот сей Вавилон Рим есть, где был епископом cв. Петр. Но он не желал называть его Римом, чтобы враги, узнав его местожительство, не убили его.

Православный: Я нарочно упомянул Вавилон, ожидая, скажешь ли ты ту глупость, которую написал Гаджега в своей книге. Апостолы не скрывали своего пребывания, да и Петра все-таки убили в Риме, а оттого немногие бы и узнали, где он пребывает, если бы он и написал, что в Риме, ибо тогда не было типографий и писания апостолов из рук в руки медленно передавались.

Униат: Зачем же cв. Петр назвал Рим Вавилоном?

Православный: Он вовсе не в Риме и писал, а в Александрии, где и пребывал с Марком в предместье города, которое называлось Вавилоном, как мы узнали из житий египетских отшельников. Марк там и был впоследствии взят язычниками и предан мучительной смерти, Петр же скончал дни свои в Риме, что мы, православные, не отрицаем, как то делают лютеране, говоря, что Петр в Риме никогда не был.

Униат: Значит не все лгут католики, когда говорят о Петре.

Православный: Но лгут очень много и без стыда. Вот твой Гаджега говорит: «на I Вселенском Соборе в Никее и на III в Ефесе св. отцы св. Петра называют великим начальником апостолов». Ничего того не было, а деяний (протоколов) I Собора и не дошло до нас. Не начальником, а предначальником апостолов называется Петр в службе на 29 июня.

Униат: Ну видишь, ты сам уступаешь католикам.

Православный: Не будет Вам хорошо от такой уступки. Начальник в церковной речи вовсе не то, что в нашей мирской. Начальник значит начинающий. «Возопим вернии, Гавриила имуще чиноначальника». Гавриил первый прославил Богородицу, и мы возопием «Благодатная, радуйся, с Тобой Господь».

Униат: Это по-славянски, а как по-гречески?

Православный: А по-гречески – «корифеа», «корифеонша». Так именуется лучший певец в хоре равных ему сотоварищей, лучший ученик в школе, но не начальник в том смысле, что по-гречески «архон». Вот архиерей – начальник иереев, архидиакон был начальником диаконов.

Униат: Да неужели же наши католические богословы могут так нарочно и так бесстыдно лгать?

Православный: Да, Гаджега может, когда он надеется, что читатели его книги не знают о том, что он выдумывает. Он надеется, что, чем смелее будет лгать, тем легче привлечет доверие простаков. Известно, например, что униаты упразднили проскомидию; у них кухарь нарежет просфоры, а священник сложит кусочки на дискос, и больше ничего; православные же священники читают все, что напечатано в служебнике на проскомидии. Между тем Гаджега пишет: «наш обряд чистейший, чем греческий, напр., в Греческой Церкви мало где отправляется проскомидия в службе, а у нас вшитко поддержано». Ведь это все равно, как если бы Иуда сказал Иоанну Богослову: «Я всегда был верен Христу, а ты Его предал».

Униат: Много горького сказал ты в такой беседе. Неужели вся наша Католическая Церковь изолгалась вконец?

Православный: Ложь есть то, будто Св. Дух исходил от Отца и Сына, ложь и попрание заповеди церковной – не искажать Символа Веры; ложь есть то, будто ап. Петр был главой апостолов, главою всей Церкви. Ложь есть то, будто он передал не только епископскую власть, но и всю полноту своих дарований, действительных и выдуманных вами, всем римским епископам. Ложь есть то, будто Древняя Церковь их признала своею главою.

Униат: А догмат непогрешимости Папы? Непорочного зачатия Пресвятой Девы Ее родителями Иоакимом и Анною, индульгенции и чистилища тоже ложь?

Православный: Ложь скверная и нелепая непогрешимость Папы: познание истины Божией дается праведности (Мф. 5:8, Прем. 1:4–5), а не должности.

Униат: Но зачатие Пресвятой Девы прославляется и вашей Церковью 9 декабря.

Православный: Еще более прославляется зачатие Предтечи 23 сентября, но ни то, ни другое не освободило их от первородного греха, а только воплощение и искупление Сына Божия. Если желаешь, буду говорить о всех прочих ересях ваших, но на сей раз довольно. Если желаешь знать истину, если душа тебе дороже, чем ложь, в которой вы растете и стареете, если ты боишься Бога, если любишь Иисуса Христа, то крепко обдумай все, что слышал от меня, и покайся в твоих ересях, и проси о принятии тебя в Святую Православную Церковь.

Униат: Ты прекращаешь беседу, но уступи мне, по крайней мере в том, что наша Римско-Католическая Церковь имеет более прав именоваться Вселенской, чем ваша греко-российская.

Православный: Я уже запретил тебе называть православную Церковь греко-российской, потому что она останется на земле, если даже, сохрани Бог, исчезнут и все греки, и все русские. А вот свою Церковь ты напрасно называешь Римско-Католической. Если уничтожить итальянский город Рим, то уничтожится и ваша церковь, потому что невозможно будет повторять ваших басней о Риме, как местопребывании наместника Христова и главы всей Церкви.

Униат: Это правда, но мы надеемся, что Рим пребудет вечно.

Православный: Надежда тщетная: ведь несколько десятков лет ваши Папы бывали изгоняемы из Рима, когда было «Авиньонское пленение Пап». Да, ваша вера не католическая, т. е. не Вселенская, а провинциальная, римская, итальянская, как у магометан: если разорить их священный город Мекку, то конец магометанству, а если разорить Рим, то конец римскому католичеству.

Униат: Остается еще, чтобы ты нашу веру уподобил и поганскому многобожию.

Православный: Не я уподобляю, а я желаю вам добра, а уподобил ваш Папа Пий IХ, выдумав вместе с Ватиканским Собором такую нелепость, что когда сядет новоизбранный на свой папский престол, то получает от Бога силу непогрешимо рассуждать о вере и Церкви. Вот так и было у язычников, когда жрица, именовавшаяся пифией, садилась на треножник у пещеры, то ей открывались будущие судьбы народа и всего мира.

Униат: А чем противоречит сие учение наше словам Христовым? Это мой первый вопрос, а второй и последний: зачем ты называешь нашу церковь не только римской, но и итальянской?

Православный: Противоречит слову Спасителя: «не рекут о Царствии Божием се зде оно или онде, се бо Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), а итальянскою называю вашу веру и церковь потому, что Папа ваш обязательно должен быть итальянец, а Господь сказал через апостола Павла, что в Христе, в Церкви «несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос» (Кол. 3:11). Надеюсь, не будешь больше меня задерживать новыми придирками; прощай и будь более правдив.


Источник: Беседы православного священника с униатским о заблуждениях латинян и униатов - греко-католиков / [Митрополит Антоний (Храповицкий)]. - Изд. 3-е. - Джорданвилль, Н.I. : Тип. преп. Iова Почаевскаго, Свято-Троицкий монастырь, 1990. - 29 с.

Комментарии для сайта Cackle