К вопросу о библейском походе Гога и Магога

Источник

Поход Гога и Магога двукратно упоминается в Священном Писании: в книге пророка Иезекииля и в Откровении Иоанна Богослова. По буквальному смыслу, оба места Писания говорят о каком-то военном походе, направляющемся против «возлюбленного града Божия», но для современного экзегета представляет интерес, идет ли здесь речь об историческом факте из давно минувших времен жизни Израиля плотского или духовнаго, или же дело касается более или менее будущего Христовой церкви. Посильному обзору древней и новой экзегетической литературы по этому вопросу и посвящен предлагаемый очерк.

Первый раз с именем Магога мы встречаемся в Быт.10:2 при перечислении сыновей Иафета, внуков Ноя; в ряду имен первых Иафетитов стоит имя Магога и в 1 кн. Паралипоменон 1Пар.1:5. Что касается до имени Гога, то и оно носит характер имени собственного, что видно из той же 1 кн. Паралипоменон 1Пар.5:4, где Гогом назван один из Рувимлян. К этим библейским свидетельствам, о значении имен Магог и Гог, можно присоединить еще обнародованные знаменитым ассириологом Шрадером данные клинообразных надписей, которые упоминают о царьке небольшого племени с именем Гагу или по иной дешифрации Гугу. Резюмируя поименованные показания, как вне библейские, так и библейские, мы можем придти к заключению, что нет препятствий к тому, чтобы усматривать в наименованиях Магог и Гог библейских пророчеств не простые звуковые фикции, но действительные исторические имена народностей, происходящие от имен их предводителей или родоначальников. Обращаясь к древним писателям, мы у них находим попытку этнографического определения народа с именем Магог. Иосиф Флавий, в «Иудейских древностях» 1, 6, говорит, что племя Магогов заимствовало свое имя от родоначальника Магога, греки же называют его скифами (Μαγωγης δε τους απ» αυτου Μαγωγας ονομασθεντας ωκισε Σκυθας δε υπ’ αυτών (т. е. греками) προσαγορευομενους. Tl. Ios. opera. Parisiis 1845, p. 14). Иудейская сивилла, следуя пророчеству библейскому, помещает Гога и Магога наряду с исторически известным враждебным Израилю нациями, Египтянами и Ливийцами, причем решительно переносит место пребывания исторически мало освещенных народностей, Гога и Магога, в Африку, в междуречье эфиопского плоскогорья (ныне Хабеш): Горе тебе, вещает сивилла, страна Гога и Магога, лежащая между рек Эфиопии, какое кровопролитие ты испытаешь, и все назовут тебя страной, над которой совершился суд, ибо твоя много орошенная небесной росой почва будет пить темную кровь (Or. Sib. von Friedlieb. S. 64–65). В другом месте сивилла говорит о Гоге и Магоге наряду с исторически совсем неизвестными врагами иудеев: Горе тебе, Гог, равно вам всем: Магогу, Марсону и Аггону, зло приносит вам рок (Ibidem S. 75). Эти последние слова иудейской сивиллы, конечно, не дают ничего для определения территории Гога и Магога на карте древле обитаемых человечеством земель. Блаженный Иероним при истолковании Иез.38:2 и Иез.39:6, книга Иезекииля отождествляет Магога с свирепыми и многочисленными скифскими племенами, жившими по северную сторону Кавказского хребта, сосредоточиваясь на берегах Меотиды и на северной береговой кайме Понта Эвксинского, но следует заметить, что в свидетельстве пророка упоминаются наряду с Магогом и Гогом, – эфиопляне и ливийцы, представляющие с гипотетическими скифами антиподов древней географии.

Переходя к обзору свидетельств языческих писателей, равно и христианских более позднего времени, мы находим у них мало сходные друг с другом показания относительно интересующих нас народов. Плиний старший упоминает о находившемся в Келесирии городе Манге, – очевидно название города стоит в связи с каким-либо историческим воспоминанием о древнейших насельниках этого места. Показание венецианца Марко Поло, посещавшего восток с коммерческой целью, дает возможность наметить и направление расселения племени Магога, первоначально, как догадываются, занимавшего прибрежье Средиземного моря по соседству с Сирией. Поло сообщает в своих дорожных записках (itinerarium) о многих городах с названием Магог в среднем Китае, Монголии и Маньчжурии. Анналы времен третьего крестового похода упоминают о царьке Магоге в перечне предводителей монгольских орд, сражавшихся с крестоносцами. Сирийские и арабские географы у Ассемана также подразумевают под именем страны Гога и Магога земли, лежащие к северу от Индии, т. н. высокую Татарию, граничащую с востока с пустыней Гоби или Шамо, а с запада примыкающую к центральной низменности старого света Турану. Путешественник сравнительно нового времени и ориенталист Гербелотт выступил с предположением, что Гог и Магог, – два подразделения древней Скифской территории, причем, для составления такого предположения, названный автор полагает руководящим началом дихотомическое дробление древнего Китая на Тшин и Матшин или древней Индии на Пенджаб и Декан. Что касается до имени Гог и Магог, то их отзвуком Гербелотт считает встречающиеся в высокой Татарии название поселений Ягюг и Магюг. Новейший ориенталист Лагард отводил для жительства Гога и Магога местность между древней Каппадокией и Мидией, т. н. Магу-ваеган. Ульманн дает несколько иное определение территории Гога, более приближающееся к древним свидетельствам, ничего не знающим о центральной и восточной Азии; он считает за место жительства Гога северное предгорье Кавказа, причем полагает, что Магог значит «страна Гога», а слово Гог созвучно с Уг, Ур, – ουρ οορος, каковым именем Геродот обозначает Кавказский кряж (Καυκασίον ουρος). Новейший комментатор Дюстердик также склоняется к мнению о тождестве Магога с Кавказскими горцами. В пользу этнографической гипотезы Ульманна и Дюстердина приводятся свидетельства из книги пророка Иезекииля: пророк выводит Гог с севера (Иез.38:6, Иез.39:2), в его же коалиции упоминает о Мешехе, Фувале и доме Фогармы (Иез.38:8, Иез.38:16), между тем по Иез.27:13 и Иез.27:14, книги того же пророка Иаван, Мешех, Фувал и дом Фогармы считаются народами, стоящими в деятельных торговых сношениях с Тиром; трудно допустить, говорят, чтобы стоящая наряду с этими Малоазийскими владениями Иафетитов земля Магог лежала в центральной Азии, а тем более в Африке; мы ничего не знаем о древних насельниках стран на востоке от Аральского моря, впоследствии получившая название Бактрии и Согдианы, еще менее знаем о хамитических и семитических племенах, населявших древне глубины Африканского материка, между тем рабы, медь и лошади, – обычный меновой материал для насельников побережья Эвксинского Понта, охотившихся за людьми в глубинах Скифии и занимавшихся коневодством на превосходных черноморских степях, об этой же торговле соплеменников Магога упоминает пророк, наконец Иаван на языке талмудистов обращается в обозначение греков, – ионян, следовательно европейской народности, только колонизировавшей Азию. Иные выводят заключение об обитании Гогом и Магогом мест на востоке от Иудеи из указания пророка, что полчище Гога погребено в долине Оберим на востоке от Мертвого моря; значит, заключают, Гог бежал с союзным войском на свою родину на восток от Ханаана, но при этом забывают, что по словам пророка бегство происходило в разные стороны, даже прямо противоположные, иначе непонятно, почему кости павших при преследовании собирают по всей стране иудейской. Другие предположения относительно Гога и Магога представляются еще менее обоснованными, так, например, Пасхальная хроника в отделе о разделении земли при трех сыновьях Ноя называет Магога родоначальником кельтов.

Толкования отцов церкви на книгу пророка Иезекииля и на Откровение Иоанна Богослова также представляют ряд попыток этнографического определения загадочных вне исторических народов, Гога и Магога, но решение, интересующего нас вопроса, отцами церкви не может быть точно формулировано; по большей части, они лишь вскользь касались исторической интерпретации пророчествовавших мест ветхозаветных библейских книг и главное свое внимание, сосредоточивали на их таинственном истолковании. Амвросий Медиоланский в послании к Грациану о вере (2 книга) усматривал под Апокалипсическим Гогом Готов, представлявшихся ему обиталищем дьявола по их упорству в арианстве. Блаженный Августин, в 20 книге «о граде Божием», упоминает о попытке некоторых толкователей отвести Гога и Магога к Гетам и Массагетам, Скифским племенам, руководясь сходством начальных букв наименований. Андрей Кессарийский и Арефа отождествляли библейского Магога с полчищем гуннов, этих страшных дикарей, считавшихся, подобно исполинам книги Бытия, произрождениями от союза духов с женщинами, как это видно из описания их у Готского историка Иорнанда. Андрей Кессарийский характеризует царство гуннов, как наиболее воинственную и многолюдную из земных держав, – πασης επίγειου βασιλείας πολεμιχωτερα χαι πολυανθρωποτερα. У Арефы, помимо Οοννκα έθνη, указывается и еще некоторые исторические народности, игравшие ту или иную роль в судьбах восточной Римской империи, – θαιφαλαι γατθογραικος (Ar. Comment in Apoc., p. 815). Позднейший западный писатель Амвросий Ансберт дает несколько более широкую справку о Магоге и Гоге, но на почве предания сомнительной верности, – по его словам некоторые полагали, что Гог и Магог, – Геты и Массегеты, загнанные на север Александром Македонским и составившие там по размножению 24 царства под гегемонией Гога.

Все до сих пор сообщенное нами относительно Гога и Магога по патристическим памятникам и по свидетельству исследователей древнего и нового времени, как видно, лишено твердой основы, это в лучшем смысле ряд догадок, более или менее правдоподобных этнографических гипотез, покоящихся на шаткой почве географических и исторических данных из значительно позднейшего времени; разумеем вышеприведенные аналогии в наименовании местностей и лиц. Мысль толкователей слов Гога, Магог бродит по всей территории «царей и сынов неба» (Россия и Китай), скажем словами одного западного толкователя, отыскивая тени прошлого и безрезультатностью своих попыток превращая их в мифические образы, или условные олицетворения. Поэтому, в современном экзегесисе соответствующих мест книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна, толкователи обычно оспаривают значение имен собственных у рассматриваемых нами этнографических терминов: они считают, что Гог, – имя нарицательное, подобно наименованиям «хан», «фараон» и т. п., причем, в подкрепление своего мнения, ссылаются на наименование предводителя у хазар, – коган, какое в сокращении дает ког или созвучное этому слово, – хог-гог, словом каг, каган персы называли предводителей варварских племен, кочевавших по Каспийскому побережью; в самом еврейском языке слово ког-коген обозначает не только священников, но и вождей, начальников вообще, например, царских сыновей. С другой стороны, подтверждением мнения о том, что Гог и Магог, – не обозначение действительных народов, является указание Тайнозрителя на универсальность занятой ими территории: по Откровению Иоанна, Гог и Магог отождествляются с иным обозначением врагов Христова царства, – народы на четырех углах земли; существуй Гог и Магог, как особые национальные единицы, то требовалось бы чтение текста Откровения в измененном виде: народы на 4 углах земли и Гога и Магога (και τον γωγ), при принятом же чтении (textus receptus) слова «Гог и Магог», – приложение к выражению «народы на четырех углах земли». Так устанавливают неудобство национализировать Гога и Магога библейских пророчеств.

Если возражения против этнографического значения имен «Гог и Магог» у Тайнозрителя и Иезекииля, предъявляемые новейшими толкователями, не имеют для нас сами по себе решающего значения, то они приобретают такое на основании своего совпадения с стремлением самих отцов церкви древнего времени символизировать эти имена. Полный библеизм такого аллегорического толкования похода Гога и Магога станет очевидным, если припомним, что иногда не только отдельные эпизоды истории народа Божия, но и вся эта история в целостном созерцании воплощалась на языке библейских писателей в одном или двух выражениях, как бы носивших внешний характер имен собственных: дети пророка Исаии получили символические имена: Шеар-Яшув и Магер-Шелал-Хаш-Баз (Ис.8:1), причем первое в переводе значит «остаток возвращается», a второе, спешит грабеж, ускоряет добыча; ясно, что первое имя сына пророка говорит о всепрощающей любви Иеговы, а второе, – об отеческом наказании за грехи, а следовательно, вместе взятые имена сыновей пророка определяют Божественное промышление об Израиле в его долголетней исторической жизни. Символическое значение собственных имен в ветхозаветной Библии общепризнанный факт, – поmina sunt omina, также предположение, что библейская апокалиптика пользуется условными символическими описаниями, имеет под собой надежную почву научного экзегесиса. Обращаясь к символическому истолкованию имен Гога и Магога, мы должны сказать, что здесь наблюдаются два типа понимания. Андрей Кессарийский и Арефа, в своих толкованиях на Откровение, считают, что Гог с еврейского значит «собрание», а Магог «превозношение»; западные толкователи древнего времени: Августин, Тихоний, Беда, Кассиодор, Алькуин, Примазий согласно определяют, что Гог с еврейского значит ««крыша», – tectum», a Магог соответственно этому означает «от крыши», «из под крыши» de tecto. Понимание восточных (греческих) отцов ясно по внешности: Гог и Магог, – символическое обозначение собрания мечтающих о себе врагов веры в эсхатологический период жизни Христовой земной церкви, но это толкование встречается с большими затруднениями при стремлении обосновать его филологическими данными. В новое время, толкователь Землер указывает на аналогию еврейского слова «Гой», – народ с «Гог» библейских пророчеств, причем первое слово, он производит от глагола «Ганак», – крыл, так что слово Гой по Землеру обозначает густую массу людей, собрание людей, как бы покрывающее землю, – аналогия в слове «Ган», – сад, место, густо покрытое растительностью, собрание растений, покрывающих известный участок земли. Удвоение основной коренной буквы гимель (г) первоначального глагола «Ган» в слове Гог, – Г-о-t Землер относит к стремлению показать, что имеется в виду особенно многочисленный народ (известна связь у семитов интенсивности понятия с особенностями его графического и фонетического обозначения, – усиливается понятие, – удвояются некоторые буквы в его написании, катал, – убил, киттель, – многих убивал). Что касается до имени Магог, то его Землер рассматривает, как сложное образование из слияния вопросительной частицы «Ма» что? со словом Гог-Ма-гог, что за народ?! В подкрепление своего мнения, Землер приводит место из Иезекииля Иез.6:8, где в тексте пишется Магем, «что они», тогда как грамматически правильным было бы раздельное писание Ма-гем; так и в интересующем нас слове Магог допустимо намеренное слияние частицы с существительным, при этом, Магог позволяет истолковать себя, как символ превозношения: Что за народ! в смысле: какой удивительный, многолюдный народ! (сравни сказанное ранее о слове «Гог»). В отношении толкования Землера, стремящегося научно обосновать восточный тип символического изъяснения слов Гог и Магог, мы отметим филологическую игру, допускаемую этим комментатором при анализе происхождения слов Гог и Магог; все его филологические операции свершаются в области возможного и далее не идут. Другой толкователь Бенгель только констатирует близость слов Гог и Магог на основании созвучия, – параномазии, но он далек от попытки изъяснения второго имени из первого; по мнению Бенгеля, Гог и Магог просто звуковые фикции, не обозначающие никаких понятий, причем их созвучие имеет назначение отметить единение, существующее между предводителем полчища и составляющими полчище людьми (Бенгель имеет в виду несколько отличий от значения Гога у Тайнозрителя смысл этого имени у Иезекииля). Есть мнение, что Гог, – обозначение народа, a Магог, – обозначение населяемой им земли, при этом, Магог изъясняется, как сокращенное (аббревиатура) начертание слова, – Маком-Гог, – место Гога по аналогии позднейшего раввинического бе-Гиллел, – вместо бет Гиллел дом Гиллела и т. п. Одну критическую цену с этим толкованием имеет допущение диттографического происхождения близости обоих слов Гог и Магог, т. е. второе слово могло писаться и иначе, но изменено по аналогии с первым. Толкование имен Гог и Магог западными (латинскими) отцами имеет под собой несравненно более твердую филологическую почву: у евреев действительно есть слово «гаг», – крыша, созвучное слову Гог; слово гаг обозначает помимо плоской крыши восточного дома и вообще всякую покрышку, так словом гаг обозначена верхняя доска жертвенника курения в скинии; при отсутствии в древнем еврейском тексте Библии гласных букв и такой знаток еврейского текста, как Иероним, мог считать и gag и gog тождественными по совпадению согласных букв, два звука г. Слово Магог составлялось бы в этом случае из присоединения к слову gag, – крыша предлога min, в обычной сокращенной форме «me», – megag. Очевидно, что слово Мегаг созвучно с Магог. Неточность вокализации предлога min, – от, когда этот предлог входит в состав собственных имен, встречается и в других местах Библии, таково, например, имя Моав вместо Меав, какое чтение соответствовало бы словам дочери Лотовой: он от отца моего (Быт.19:37). Какой же смысл имеет обозначение врагов церкви в эсхатологический период ее жизни на земле словами крыша и из под крыши? Латинские отцы считают, что язычники представляют собой крышу, под которой гнездится дьявол, который и есть Магог, Мегаг, как исходящий на борьбу с христианством, с духовным Израилем, из-под-крыши, т. е. из язычества. Встречаются у древних латинских писателей и отступающие от этого типа понимания частные мнения, так Тихоний Африканский, впрочем, на основании только чтения Бельгийского манускрипта творений Августина, считал коалицию Гога и Магога, – скопищем бесов под водительством сатаны, – diabolus et angeli ejus; в иных же списках Псевдо-Августинова комментария на Откровение, приписываемого Тихонию, чтение замечания, пояснительного к месту Откровения о походе Гога и Магога, – проще, – diabolus ct populus ejus, – дьявол и его народ, можно думать, язычники и вообще язычествующие в недрах самого христианского общества. Во всяком случае, толкование Тихони по Бельгийской рукописи имеет против себя в тексте Апокалипсиса ненужное для духов топографическое указание на 4 угла земли, как места обитания Гога и Магога. Однако и отнесение слова Магог к обозначению сатаны сопряжено с непобедимым противоречием в контексте места Откровения; дьявол здесь ясно отличается от Гога и Магога, и считается, или общим искусителем, следовательно, по Откровению Магог искушается подобно Гогу, а не искушает сам. В виду сказаннаго, удобнее склониться в пользу толкования тех из латинских отцов, которые рассматривают Гога и Магога, как условное обозначение скрытых (внутренних) и открытых (внешних) врагов церкви. Такое понимание символизма имен Гог и Магог находит себе подтверждение в словах Писания о прикровенности душевной жизни людей и о нравственно-религиозном состоянии человечества в эсхатологические времена. Общее определение состояния людей в последние времена мира, как охлаждение любви (Мф.24:10 и Мф.24:12) и умаление веры (Лк.18:8), данное самим Господом, Апостолы частнее раскрывают, указывая на вольномыслие и отрицание в области религии и господство страстей в области взаимных отношений людей; в последние времена явятся наглые ругатели, поступающие по собственным похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения все остается неизменно (2Пет.3:3–4). Знай же, писал старец Павел юному Тимофею, что в последние дни наступят времена тяжкие, ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2Тим.3:2–6). Это тяжелое нравственное растление будет следствием обольщения человечества сатаной и его духовного вырождения; в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1Тим.4:1), ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху и от истины отвернутся, и обратятся к басням (2Тим.4:3–4). Такова нравственная характеристика людей, входящая в мистическую коалицию Гога и Магога, ополчающуюся на царство Божие в последние времена его бытия на нынешней земле, когда на ниве Божией уже созрела пшеница и близко время жатвы (Мф.13:30). Для выяснения обозначения врагов церкви словом Гог-Гаг крыша, мы можем привести ряд библейских мест, указывающих на скрытность душевной жизни людей, так сказать дать библейско-психологическое толкование этому символическому имени. Злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение, писал Апостол (2Тим.3:13), ибо служители сатаны принимают вид служителей правды (2Кор.11:15). Пребывание кроющегося Гога в недрах церкви до его выступления в открытую борьбу с ней (Магог) не должно изумлять, если по слову самого Спасителя пшеница растет купно с плевелами и день суда находит праведных в внешнем смешении с нечестивыми: два будут на поле, один приемлется, а другой оставляется, две мелющих, одна приемлется, а другая оставляется (Мф.24:40), двое на постели, один приемлется, а другой оставляется (Лк.17:34). Что касается до символизма имени Магог, то оно характеризует при фонетической близости с Мегаг-Мин-гас, от (из) крыши, из-под прикрытия, явных врагов церкви, собственно, в первоначальное время их открытой борьбы; они вышли от нас, писал Апостол об антихристах своего времени, но не были наши, або если бы они были ваши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши (1Ин.2:19).

Однако, данное символическое истолкование похода Гога и Магога, как борьбы скрытого и явного неверия, и безнравственности с царством Христовым, требует подтверждения анализом понятия εθνη: по буквальному смыслу Отк.20:7 Апокалипсиса, Гог и Магог, – народы на 4 углах земли, притом язычники по библейскому употреблению слова έθνος (евр. Гой) в отличие от λαος (евр. Ам). Если универсальность территории Гога и Магога, т. е. ее всемирность говорит против стремления к их этнографическому определению, к усмотрению в них древних наций, то выражение έθνη, – (язычники), повидимому свидетельствует, что объектом наущений дьявола послужит в последние времена снова языческий мир, причем рождается вопрос, откуда явятся грубые язычники в конце времени, если в числе признаков второго пришествия Господа считается проповедание Евангелия всей твари (ср. Отк.19). Эту трудность толкования можно устранить, если допустить, что Евангельская проповедь не всюду будет принята, не истребит язычества, с другой стороны, έθνη, нередко, обозначает неофитов в христианстве и вообще шире, – людей, не утверждаемых в религиозно-нравственной жизни, а таковыми могут быть все поверхностные христиане во все времена, здесь просто перенос выражения, вызванный внутренней близостью новообращенного язычника с косным по духу христианином, вечно младенчествующим в вопросах веры и морали. Из греческих отцов, Арефа видит в εθνη, данного места Откровения, указание на людей, легко уловляемых в дьявольские сети (Comment, in Ар. р. 815). Сам Спаситель в притче о сеятеле указал на искусительное влияние сатаны на поверхностно слушающих слово Божие (Мф.13:19). В подтверждение такого мнения о значении слова εθνη можно привести Рим.11:13, где Апостол чрез εθνη обозначает не язычников, но новообращенных, равно Отк.21:24, Отк.22:2, где то же выражение прилагается к уже перешедшими в христианство народам. Было бы напрасным строить предположение, что εθνη 20 гл. Откровения, – язычники, сохранившие верность древней религии, благодаря отдаленности занимаемой ими территории от христианских просветительных центров; Евангелие ясно свидетельствует, что проповедь о Христе услышат все народы земли; мы склоняемся к мнению, что определение жительства Гога и Магога, – 4 угла земли не придает походу этих народов значения неприязненного движения союзного языческого войска на земной периферии против лежащего посреди земли града Божия; трудно географически определить 4 угла земли, это было легко лишь для древних римлян с их доктриной об orbis romanus, – οικουμένη; для нас это просто символ повсюдности. Допуская на основании сказанного, что поход Гога и Магога носит мистический отпечаток, a совсем не говорит о будущей войне язычников с последователями Христа, мы склоняемся к признанию в этом походе образного представления совместной борьбы с церковью ее скрытых и открытых врагов. Вся многовековая история земного царства Божия есть летопись борьбы света с тьмой, но очевидно, под образом военного похода Гога и Магога библейские пророчества предъизображают особый период в жизни церкви, когда крайне сгустится мрак неверия и крайне расшатаются моральные устои жизни в самом христианском обществе; борьба примет универсальный характер (4 угла земли), весь христианский мир станет ареной духовной войны ожесточенных и лукавых врагов истины; которые то, как Гог, будут подкапываться под церковь тайно, то, как Магог, будут вести свою разрушительную работу явно.

Помимо речи о движении Гога и Магога, в Апокалипсисе, мы имеем сходное пророчество в 38 и 39 главах книги Иезекииля, как уже говорено выше; однако, при чтении 89 главы книги пророка, мы замечаем, как бы некоторую драматизацию похода Гога, разложение на ряд частных образов общей картины, начертанной в Откровении; за исключением этой особенности, в обоих пророчествах нельзя найти непримиримых между собой черт. Пророк Иезекииль выводит Гога с севера (Иез.38:15, Иез.39:2), но при речи о составе его коалиции, он упоминает о народах, обитавших на юге, востоке и западе от Палестины, следовательно, в сущности войско Гога и по пророку, – собрание народов со всех стран света, с 4 углов земли, как говорит Тайнозритель. Многочисленность полчищ Гога и Магога можно косвенно вывести из речи пророка: поверженных людей войска Гога хоронят 7 месяцев (Иез.39:12), но и после этого срока осталось много не погребенных; оружие павших на поле битвы жгут 7 лет, употребляя вместо дров (Иез.39:9–10); очевидно, что здесь пророк описательно дает то же представление о войске Гога, что и Апостол, пользующийся при лаконизме своей речи о Гоге и Магоге только сопоставлением числа врагов возлюбленного града Божия с песком морским (ср. Нав.11:4, Суд.7:12; 1Цар.13:5; Рим.9:27). Но особую близость к описанию движения Гога в Апокалипсисе представляет речь пророка о гибели Гога и его союзников (Иез.38:19–22): вся природа содрогается и на нечестивых, ополчившихся против Израиля Божия, ниспадает огонь, сера и каменный град. Гибель Гога по Откровению, чрез сожжение небесным огнем, ни мало не противоречит сделанному пророком описанию погребения полчища Гога; мы укажем на Лев.10:2–4: по второму стиху Надав и Авиуд были сожжены огнем, вышедшим от Господа, a по четвертому стиху, они были погребены вне стана Израиля; здесь, очевидно, поражение огнем напоминает опаление молнией, оно устанавливает умерщвление, а не сгорание тела.

Нам остается примирить психологически-богословское истолкование движения Гога и Магога у Тайнозрителя, и повидимому, строго-историческим характерам Гоговой коалиции по Иезекиилю. Это примирение может быть достигнуто двояким путем: одни экзегеты считают, что описанная у пророка война носит реальный характер внешней борьбы, представляет действительный поход языческого союзного войска на Иудею; но помимо узкого значения исторического предуказания на ожидавшую Иерусалим войну, они усваивают пророчеству Иезекииля и дальнейший типологический смысл: действительная грядущая война Иафетитов с Сифитами возводится в символический образ грядущей в отдаленные времена борьбы неверия с церковью; этот грядущий поход духовных Гога и Магога не представит, конечно, результата реального собрания врагов церкви в одно тело, но будет выражением их единения в мыслях и действиях при действительной их разбросанности по всему лицу христианского мира. Повсюду враги церкви вступят на широкие пути, ведущие к пагубе, хотя и будут проходить эти пути в разных царствах христианского мира. Другие толкователи признают в данном случае у пророка только образное представление духовной борьбы в эсхатологические времена царства Божия на земле, без всякого отношения к реальным войнам древней Иудеи; есть данные, побуждающие склониться к этому мнению. Иудейские памятники в области эсхатологии наполнены множеством указаний на поход Гога, как совершающийся в дни Мессии, значит синагогальное богословие против отношения войны Гога к какому-либо уже известному историческому факту в жизни древне-еврейского народа. В sanhedrin Вавилонского талмуда сказано: Преблагословенный Бог поставил Езекию в положение Мессии, a Сеннахерима в положение Гога и Магога. В Авода Zara Вавилонского талмуда сказано: Когда увидят поход Гога и Магога, то вопросят их, против кого они идут. Гог и Магог ответят: Против Господа и Помазанника Его (Пс.2:2). В Иерусалимском таргуме на Чис.11:27 замечается: Еадад и Медад вместе пророчествовали и сказали: В конце дней ((sof somasa), – условное обеспечение Мессианских времен) Гог и Магог подступят к Иерусалиму, но от руки Мессии они падут и 7 лет сыны Израилевы будут жечь их оружие. В Pesikta sotarta на Чис.24:17 читаем: Мессия восстановит храм и будет приносить в нем жертвы; услышав об этом, Гог и Магог вооружатся против Мессии, ибо сказано: восстают цари земли и князья совещаются вместе против Господа и Помазанника Его (Пс.2:2). В Nezach Israel сказано: В начале дел Мессии будет война Гога и Магога, с ним соединятся все народы, но от руки Мессии падут, и будет Мессия царем над землей (над веком). В таргуме Псевдоионафана на Лев.26:44 читаем: «Израиль после войны Гога и Магога будет есть птицу циц, левиафана и бегемота», между тем употребление этих животных в пищу характеризует Мессианские времена. Сивиллины книги иудаистической окраски также говорят о войне Гога и Магога против Мессии; известна борьба Мессии с врагами и писателю 3 книги Ездры. Это толкование похода Гога и Магога, в иудейской не канонической письменности, приобретает еще большее значение, благодаря полной неудаче попыток к отнесению древнего пророчества к какому-либо историческому событию в жизни евреев. Андрей Кессарийский сообщает, что пророчество о Гоге осуществилось при поражении Сеннахерима или во время победы над окрестными Иерусалиму язычниками при построении стен этого города после возвращения иудеев из Вавилонского плена, или же наконец, при торжестве иудеев, предводимых Маккавеями в борьбе с Антиохом; однако, во всех этих случаях, по замечанию самого Андрея Кессарийского, борьба велась не с далекими от пределов Иудеи обитателями языческих стран, но с ближними соседями Палестины. По Арефу Кессарийскому некоторые считали нужным отнести пророчество о Гоге к вторжению скифов в Палестину, какое событие, хотя и не описано в священных летописях Иудеи, оставило однако по себе след в обширных развалинах города, построенного скифами на территории Иудеи и названного Скифополисом, – Скифским городом. В письме к пресвитеру Евангелию Иероним говорит о Скифополисе и о находящихся подле него развалинах дворца Мельхиседека. Однако, если относить, следуя авторитету западных библеистов, нашествие скифов к царствованию Иосии, то в пророчестве Иезекииля о Гоге пришлось бы видеть пророчество post factum, так как эпоха жизни Иезекииля значительно отстоит от времени Иосии; это же замечание имеет силу и относительно тех дат исполнения пророчества о Гоге, какие приводятся Андреем Кессарийским, за исключением указания на время Селевкидов. Что касается до попытки разрешить пророчество о Гоге в исторически уже осуществившееся событие у западных толкователей, то она по большей части бесплодна. Наиболее правдоподобным на поверхностный взгляд, является сопоставление пророчества о Гоге с судьбой похода Камбиза в Палестину. Геродот говорит о гибели войска Камбиза при этой экспедиции, как о событии таинственном и приписывает его рассеянию гнева богов; войско Камбиза, по тому же историку, представляло пеструю смесь Азиатских народов, что совпадает с речью Иезекииля о полчище Гога, как о собрании разноязычных людей; во время этого похода Камбиз умер в Сирской Экбатоне на Кармельском мысу, – по пророку Гог, вождь коализации, также гибнет во время своего завоевательного предприятия. Очевидно, что отмеченные пункты соприкосновения пророчества и истории Камбиза, – недостаточны для твердого уверенного вывода. Еще страннее отнесение пророчества о Гоге к движению Варкохевы, что делает Ветштений. Так можно считать несомненным, что ретроспективный образ еврейской истории не благоприятствует историческому истолкованию пророчества о боге, – non fuit, sed erit. Только ради полноты речи об опытах исторической интерпретации пророчества Иезекииля о Гоге, мы упомянем о странной попытке отождествить Гога и Магога с Русским народом; как мы уже говорили, Гог у пророка выступает вождем коалиции из Магога, Мешеха, Фувала и дома Фогармы, сына Гомера, старшего из Иафетитов, но у пророка помимо этих исторических имен стоит загадочное слово Рос, какое можно было бы прочесть с иной вокализацией Рус-Русь; это внешнее звуковое совпадение наименования одного из союзных с Гогом народов с названием Русского народа и побудило истолковать поход Гога, как символический образ грядущего движения схизматического востока на католический запад; уже знаменитый Ньютон, занявшись составлением комментария на Апокалипсис, пытался сопоставить Мешех у пророка Иезекииля с Московией, а Фувал, – Тубал с Тобольском; так получались мнимые предуказания на «территорию Русских царей?» Оставляя бесплодную, недостойную науки, игру в аналогии на фонетической почве, протестантские экзегеты избирают 2 пути для изъяснения загадочного Рос-Рус у Иезекииля: 1) Персидские историки помещают в ряду сыновей Иафета имя Роса, следовательно, у бытописателя можно признать пропуск, который, впрочем, вероятно, зависит от раннего выпадения имени Роса из генеалогии Иафетитов; писатель же 1 книги Паралипоменон (еврейская «Хроника») мог пользоваться первозаписью Иафетитов в Бытии со всеми ее случайными позднейшими особенностями. 2) Если такое толкование страдает натянутостью, то можно дать «Рос» у пророка смысл имени нарицательного, изменив только положение диакритического знака при букве шин-син, – тогда из Роса получится Рош, – голова, что можно логически соединить с предыдущими словами князь, – «князь-голова», т. е. главный князь; так читает греческий переводчик Акила, – αρχοντα κεφαλής Ηοσοχ και θοβελ κτλ, y LXX же просто транскрипция с еврейского Ρως, вовсе не авторитетная при отсутствии в древнем еврейском тексте знаков для чтения.

Мы находим еще нужным остановиться на некоторых частностях в описании похода Гога у Тайнозрителя. Речь пророка Иезекииля о походе Гога, как бы имеющая в виду действительную будущую войну, а с другой стороны внутренняя близость ветхозаветного пророчества о Гоге с новозаветным Апокалипсическим, побуждают отыскивать исторические черты в тексте Откровения о Гоге и Магоге. Против исключительно символического изъяснения похода Гога указывают 2 основания: 1) обозначение движения Гога глаголом αναβαινειν, какой считают техническим выражением, как обозначающий на языке библейских писателей движение в направлении к земному Иерусалиму; 2) определение места, на которое нападает Гог, двумя выражениями: град возлюбленный и лагерь святых. Нельзя оспаривать того наблюдения, что глаголом αναβαινειν, – восходить, – обычно характеризуется движение лиц, идущих в Иерусалим; так о родителях Господа сказано άναβαντων αυτών при речи о посещении ими Иерусалимского храма (Лк.2:42). Мы восходим в Иерусалим, сказал Господь ученикам (Лк.18:31, Мф.20:18); песни религиозного содержания, исполнявшиеся еврейскими богомольцами при путешествии в Иерусалим в дни главных праздников, носят название маалот, – песнь восхождения; однако же, несомненно, что слово «восходить» вообще употребляется для обозначения движения войска. Гезениус высказывает то соображение, что позиция осажденных легче всего мыслится более возвышенным местом, чем область, занятая осаждающими, а отсюда движение, – не штурм и вообще каждое неприязненное действие осаждающего войска, – может быть обозначаемо глаголом, – восходить, Гог же именно нападающий, осаждающий элемент в войне, изображаемой Тайнозрителем, так в 1Цар.20:1 восходить, обозначает движение Венадата Сирийского не против Иерусалима, но против Самарии. Раз представляется борьба Гога и Магога под образом завоевательного предприятия, то естественно и заимствование технических выражений из области военного дела. Что касается до предполагаемого указания на земной Иерусалим в выборе выражений «возлюбленный град» и «лагерь святых», то оно слишком шатко. В Откровении все образы, – глубоко символичны: блудная жена изображает город, а последний служит условным обозначением церкви; ссылки на Сир.24:11 кн. сына Сирахова: Он дал Мне покой в возлюбленном городе и в Иерусалиме власть Моя, – еще не убеждает даже и при еврейском параллелизме членов стиха, что и Апокалипсический «град возлюбленный», – земной Иерусалим; равно странна попытка извлечь тот же эпитет земного Иерусалима из слов псалмопевца: Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова (Пс.86:2); Тайнозритель именует земной Иерусалим, запятнавший себя Богоубийством, Сидомом и Египтом (Отк.11:8); ясно, что при такой мрачной точке зрения, Апостол не мог характеризовать земной Иерусалим, как лагерь святых. Последнее выражение, – παρεμβολή των αγίων вызывает много различных объяснений. Сначала скажем, какое отношение имеет лагерь святых к возлюбленному граду. Одни толкователи считают, что лагерь, – центр города на основании Деян.21:34, где παρεμβολή обозначает внутреннюю крепость-цитадель. Другие экзегеты предполагают, что выражение «лагерь» обусловлено мыслью о церкви, как не имеющей пребывающего града, но взыскующей грядущего (Евр.13:14, Быт.47:9); действительно в Евр.13:13 παρεμβολή является обозначением стана, кочевавшего в пустыне Израиля. Иные ставят слово «лагерь» в зависимости от близости описания похода Гога и Магога в Откровении с речью о том же у пророка, который говорит, что Гог поднимается на беззащитное место, какое легче представить под образом стана, чем обычно укрепленного стенами города: И скажешь: поднимусь на землю не огражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, все они живут без стен и нет у них ни запоров, ни дверей (Иез.38:11). Но всего вернее ставить слово «лагерь» в связь с глаголом «восходить», если этот глагол обозначает движение неприятельского (атакующего) войска, то вполне естественно и подвергающихся нападению мыслить, как войско; по Евр.11:34 παρεμβολή действительно обозначение войска в боевом строю (ср. Суд.4:16, Суд.7:14, 1Мак.5:28). Заимствование этого образа могло обусловливаться и общим представлением о воинствующей церкви; особенно по снесению с Еф.6:14–18, где описывается духовное оружие христиан по схеме древнего боевого снаряжения воина; на языке христианских песнопений, мученики и преподобные, – воины Христовы; можно еще прибавить, что на литургическом языке само слово παρεμβολή, – наименование воинства, напр. παρεμβολή των αγγέλων (последование часов). Нам остается сказать о казни, постигающей Гога и Магога. Одни новейшие толкователи рассматривают эту казнь в связи с общими эсхатологическими представлениями народов, другие дают этой черте в учении Откровения чисто библейскую основу. Мы остановимся на обоих пониманиях. По Авесте, кончина мира будет мировым пожаром, произведенным низвергнувшейся на землю звездой Гурушер. По верованию индусов, земля сгорит от огненного ветра; подобное ожидание мирового пожара было распространено и в античном римском мире, как это можно видеть из поэмы Лукреция Кара «о природе вещей», из трактата Цицерона «о природе богов» 2, 46 и из послания Сенеки к Марции (26). Позднейшие иудейские неканонические памятники в своей эсхатологии также склоны изображать гибель земли под образом сгорания: в Ialkut Reubeni читаем: Поколение, строившее Вавилонскую башню, желало создать себе убежище от огненного потопа, имеющего наводнить землю после дней Мессии (Евреи не представляют себе Мессианского царства бесконечным, по 3 книге Ездры, Мессия умирает, процарствовав 400 лет). В Nezach Israel сказано: Когда видишь зарево, помни и о конце мира. В 3 книге Ездры гибель врагов Мессии изображается, как сгорание: все тело орла, говорит писатель этой книги, сгорало и ужаснулась земля, и я от тревоги, исступления ума и великого страха пробудился (12:3); по 18:9–12 той же книги, Мессия сжигает врагов: Он испускал из уст Своих, как бы дуновение огня и из губ Своих, как бы дыхание пламени и с языка Своего пускал искры, – враги сгорели и был слышен запах от дыма. Таковы вне библейские образы борьбы Мессии и кончина мира.

Толкователи, считающие образ сожжения Гога и Магога строго библейским, приводят два рода данных в подтверждение своего мнения: 1) исторические показания Библии, относительно чудесного сожжения небесным огнем людей нечестивых, и 2) символические описания Богоявлений, открывающих величие Бога, как Судии. По отношению к первым из указанных данных, мы ограничимся общей цитацией: – это Быт.19:24, Лев.10:2, Чис.16:35, 2Цар.1:10, 2Цар.1:12 и 2Цар.1:14 (ср. Лк.9:54). Что касается до изображения теофаний, то мы приведем некоторые из наиболее типичных в данном отношении библейских мест: у Ис.66:15 читаем: Приидет Господь в огне и Колесница Его, как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и крещение Свое с пылающим огнем; в псалмах и торжественные Богоявления нередко изображаются, как огненная буря, напр., в псалме Пс.96:3: пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его, или в Пс.49:3: грядет Бог наш и не в безмолвии, пред Ним огонь поедающий, и вокруг Него сильная буря (ср. 2Фес.1:8). Если поставить вопрос, какое из двух приведенных толкований предпочтительнее, то более оснований склонится в пользу второго, ведущего изъяснение на почве строго-библейской. Несомненно, что Тайнозритель говорит о том же, что имел в виду Апостол Петр, по которому нынешние небо и земля предназначены сгореть в день суда и погибели нечестивых людей (2Пет.3:7), так что нет нужды видеть в данном месте Апокалипсиса только библейский троп, по образцу Притч.1:26: Я посмеюсь вашей погибели, порадуюсь, когда придет на вас ужас, когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь принесется на вас; или Пр. Сына Сирахова: Сборище беззаконных, – куча пакли и конец их, – пламень огненный (Сир.21:10). В описании казни Гога в Откровении можно усматривать желание подчеркнуть таинственный характер этого события: Тайнозритель допустил, как бы излишнюю полноту в описании, – огонь, пожирающий Гога, ниспадает не только с неба, но и от Бога, последнее выражение, повидимому, должно было устранить выше упомянутое нами представление древних, что землю постигнет естественный огненный потоп пред временем ее окончательного разрушения, хотя допустим и внутренний логический параллелизм членов в том месте Откровения: огонь нисходит от Бога на воинство сатаны и он нисходит с неба на землю, тогда это т. н. амплификация.

Считаем не лишним сообщить некоторые оригинальные мнения древних толкователей относительно образа, рисующего гибель Гога и Магога. Тихоний высказал предположение, что сожжение Гога символизирует нравственное преобразование врагов царства Божия: огонь поражает Гога и Магога, т. е. огонь св. Духа таинственно преображает их и они приобщаются к церкви, против которой воинствовали spiritualiter comeduntur ab Ecclesia, id est incorporantur Ecclesiae; здесь, очевидно, Тихоний рассматривает присоединение Гога к церкви на подобие того, как инородная сначала для организма пища принимается им и усвояется (разумеем выражение comeduntur). Августин дает особый мистический смысл огню, ниспадающему на Гога: огонь с неба, рассуждает он, есть ignis de firmamento, огонь с тверди, выражение же firmamentum сходно с firmitas, – твердость, поэтому можно думать, что здесь разумеется победа, одержанная твердостью исповедников Христовой веры. Возможность обозначения духовной победы словом пожирать, – comedere, Августин обосновывает на псалме Пс.68:10, где пожирание прилагается к характеристике чисто духовного состояния: ревность по доме Твоем снедает Меня. Другие экзегеты считают, что сожжение Гога и Магога, пришедших в вооружение против града Божия, символизирует окончание войн на земле, наступление нового совершенного порядка нравственной жизни и всеобщего мира. Ансберт сопоставляет это место Откровения с Ис.9:5: всякая обувь воина и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение в пищу огню; но, очевидно, это пророчество Исаии слишком далеко от тех мест, какие стремятся поставить с ним в параллель.

Мы закончили обзор экзегесиса библейских пророчеств о Гоге и Магоге, вывод вытекает сам собой: историческая интерпретация неудачна по отношению к этому походу, преимущество на стороне мистического истолкования. Земная церковь называется воинствующей, с кем она борется, какая участь ожидает ее врагов? Вот вопросы, на которые отвечают библейские пророчества о Гоге. Поход Гога и Магога, – это эсхатологическая эпоха в жизни церкви, а не военная экспедиция язычников против христиан; он исторически осуществится в последние времена и повсюду в христианском мире, он, – преддверие вечности, однако верующий должен с упованием смотреть в грядущее; там ему нарисуется обширное поле духовной борьбы, усеянное павшими борцами с церковью, причем их число отметит только величие одержанной Христом победы; в дни испытания верующие должны будут слышать глас Христа: Ей, гряду скоро (Отк.22:20). Этот взгляд на будущее христианского мира на западе принято называть церковно-этическим пессимизмом, но, очевидно, это название условно, ибо церковь видит, в мраке дней испытания, зарю Христова царства, которое будет совершенным и бесконечным. Церковный взгляд не оптимизм, позлащающий перспективы исторической жизни христианских народов, но и не беспросветный все уничтожающий пессимизм; его можно передать словами: чрез мрак к свету вечному, незаходимому, всесовершенному; этот взгляд точнее назвать салютаризмом.


Источник: Воронцов Е. К вопросу о библейском Походе Гога и магога // Вера и разум. 1905. № 1. С. 26–48.

Комментарии для сайта Cackle