блаженный Феодорит Кирский

Глава 3

Мал.3:1. Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим; и внезапу приидет в церковь Свою Господь, егоже вы ищете, и Ангел завета, егоже вы хощете.

Сие пророческое свидетельство находим приведенным в священном евангелии. Да и блаженный Захария, отец божественнаго Иоанна, взяв его на руки, сказал ему: «и ты отроча, Пророк Вышняго наречешися: предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его» (Лк.1:76). И здесь устами Малахии изрек Бог: «Се Аз посылаю Ангела Моего, и призрит на путь пред лицем Моим и внезапу приидет в церковь Свою Господь, Его же вы ищете». Ибо спасительное рождение совершилось так, что все о нем не знали. Но, кроме первого пришествия Христова, Пророк предвозвещает и второе Его явление.

Се грядет, глаголет Господь Вседержитель.

Мал.3:2. И кто стерпит день пришествия Его? Или кто постоит в видении Его?

Так и Захария о втором пришествии сказал: «воззрят нань, егоже прободоша. И восплачется земля по племенам племенам» (Зах.12:10, 12). Потом Пророк извещает, что соделано Им.

Зане Той входит, яко огнь горнила, и яко мыло перущих.

Мал.3:3. И сядет разваряя и очищая яко сребро, и яко злато.

Так и блаженный Павел говорит: «зане огнем открывается: и когождо дело, яково же есть, огнь искусит. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет. А его же дело сгорит, отщетится» (1Кор.3:13–15). Думаю же, что не сие только означает Пророк сказанным, но и очищение Духом Святым. Ибо Им таинственно разваряет Господь приходящих к Нему, и обновляет огнем Духа. Ибо так говорит и великий Иоанн: «Той вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф.3:11). А также и божественною благодатию, как некою травою, очищает греховную скверну. И как Иерусалиму говорит блаженный Иеремия: «аще умыешися нитром, и умножиши себе травы, порочен еси в беззакониих твоих, глаголет Господь» (Иер.2:22); потому что Иерусалим имел у себя травы только закона, а не благодати; так здесь пророческое слово показывает нам, что Владыка, подобно некоему художнику, как травою какою, смывает греховную скверну, и как огнем некиим, избавляет души наши от этого яда. Сие же сотворит и с уверовавшими в Него левитами. А из числа их был и блаженный Варнава, как извещает история Деяний; да и многие другие, уверовав вместе с нем, улучили тоже спасение. Ибо сказано:

Очистит сыны Левиины, и прелиет я яко злато, и яко сребро: и будут Господеви приносяще жертву в правде,

– не жертву подзаконную, о которой сказал Господь: «и жертвы не прииму от рук ваших» (Мал.1:10), но жертву словесную и безкровную.

Мал.3:4. И угодно будет Господеви жертва Иудова и Иерусалимля, якоже дние века, и якоже лета преждняя,

потому что она не временная, но вечная. После сего Бог снова начинает живущим в нечестии угрожать наказанием. Ибо говорит:

Мал.3:5. И прииду к вам с судом, и буду свидетель скор на чародеи.

Скоро наложу наказание за злыя дела, которыя видел; Мне не нужны другие свидетели; Я Сам самовидец лукавства.

И на прелюбодейцы, и на кленущияся именем Моим во лжу, и на лишающия мзды наемника, и на насильствующия вдовиц, и пхающия сирыя, и на уклоняющия суд пришельца, и на небоящияся Мене, глаголет Господь Вседержитель.

Накажу, как за чародейство, так подобно сему и за прелюбодеяния, накажу осмеливающихся ложно клясться, пользующихся трудом наемников и нехотящих отдать им плату, одним словом накажу всякого, кто властительски поступает с оплакивающими сиротство и вдовство, решается неправо судить странников и пришельцев, и кто не страшится Моего суда; не потерплю, чтобы обиженные оставались пренебреженными.

Мал.3:6. Зане Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся.

Естество Мое не допускает изменения; знаете же, как предков ваших и избиению предал Я, и послал рабами в плен.

И вы сыны Иаковли, не удаляетеся от грех отец ваших.

Мал.3:7. Уклонистеся от законов Моих, и не сохранисте.

Отваживаясь на одно с отцами, потерпите то же, что и они. Присовокупляет же Бог обвинение и в другом преступлении.

Обратитеся ко Мне, и обращуся к вам, глаголет Господ Вседержитель, и ресте: в чесом обратимся?

Мал.3:8. Еда обольстит человек Бога? зане вы обольщаете Мя. И ресте: в чесом обольстихом Тя?

Акила и Симмах слова: «обольстихом Тя», перевели так: ужели человек обманет ожидание Божие, потому что обманываете вы, и сказали: в чем обманули Тебя?

Яко десятины и начатцы с вами суть.

Мал.3:9. И взирающе вы взираете на них, и Мене вы обольщаете.

Мал.3:10. Лето скончася, и внесосте вся плоды в сокровища, и будет расхищение нищаго в домех ваших.

Закон повелевает начатки и первыя десятины приносить Богу, а потом уже остающееся брать себе; а вы все вместе отнесли в свои хранилища, не рассудив, что это похищение у нищих, если лишаешь их начатков и десятин. Ибо для того не дал Я участка земли иереям, чтобы, постоянно совершая богослужение, и принося за вас жертвы, питались они Мне приносимыми начатками и десятинами, и из них же снабжали бедных, не отходящих от божественного храма. Посему, положите конец этой любостяжательности, отдайте узаконенное иереям, и испытайте, не увеличится ли у вас обилие благ. Ибо слова: «обратитеся о сем», Акила перевел: «изведайте опытом». Дам вам обилие дождей, плодородие земли, и в следствие сего и довольство. Поэтому и соседи станут называть вас достойными зависти и блаженными, как пользующихся от Меня таким о вас промышлением. Еще врачует другой недуг, которым страдали они, и говорит:

Мал.3:13. Отяготисте на Мя словеса ваша, глаголет Господь Вседержитель. И ресте: о чем клеветахом на Тя?

Мал.3:14. Ресте: суетен работаяй Богу, что более, яко сохранихом хранения Его, и яко идохом молитвенницы пред лицем Господа Вседержителя.

Мал.3:15. И ныне мы блажим чуждых, и созидаются вси творящии беззаконная, сопротивишася Богови и спасошася.

Водясь превратным разумением, назвали вы владычество Мое безполезным и невыгодным, и сказали, что живущие беззаконно живут в благоденствии и благодушии, и вы, находящиеся под Моим попечением, остаетесь лишенными всякаго успеха в делах, и ублажаете благосостояние других.

Мал.3:16. Сия рекоша боящиися Господа, кийждо ко искреннему своему: и внят Господь и услыша, и написа книгу памяти пред Собою боящимся Господа, и благоговеющим имя Его.

Услышав, говорит Бог, что посвященные Мне ропщут на это между собою, даю боящимся Меня письменное обетование благ. Ибо сие означают слова: «и написа книгу памяти пред Собою боящимся Господа, и благоговеющим имя Его». Посему те, говорит Бог, которые благоугождение Мне чтут за великое, и боятся сделать что-либо Мне неугодное.

Мал.3:17. Будут Ми в день, его же Аз творю в снабдение.

Присными Своими соделаю их в день суда:

И изберу я, имже образом избирает человек сына своего добре работающа ему.

Как отец благорасположен к благопризнательному сыну, и предпочитает его; так Я предпочту их неблагодарным и замыслившим противное. Слово же: "изберу", Акила перевел: «пощажу, как человек щадит сына своего».

Мал.3:18. И обратитеся, и увидите между праведным, и между беззаконным, и между служащим Богови, и не служащим Ему.


Вам может быть интересно:

1. Толкование на пророка Малахию – Глава 4 блаженный Феодорит Кирский

2. Толкование на пророка Малахию – Глава 2 блаженный Феодорит Кирский

3. Толкование на пророка Малахию – Глава III блаженный Иероним Стридонский

4. Толкование на книгу пророка Малахии – Глава 3 святитель Кирилл Александрийский

5. Книга пророка Малахии – Глава 3 преподобный Ефрем Сирин

6. Книга пророка Малахии – Глава 3 профессор Павел Александрович Юнгеров

7. Толкование на пророка Осию – Глава 5 блаженный Феодорит Кирский

8. Толкование на пророка Осию – Глава 7 блаженный Феодорит Кирский

9. Толкование на книгу святого пророка Малахии – Глава 3 епископ Палладий (Пьянков)

10. Книга пророка Малахии – Глава 4 преподобный Ефрем Сирин

Комментарии для сайта Cackle