Проповеди

Источник

Содержание

Архимандрит Амвросий (Алексей Александрович) Погодин

Предисловие

Проповеди святителя Геннадия на Богородичные праздники Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на Благовещение Пресвятой Богородицы Георгия Куртезия Схолария слово на Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на введение во храм Пресвятой Богородицы Слово огласительное Георгия Схолария на праздник введения, прочитанное в обители Пресвятой Богородицы, именуемой «Славной» в присутствии императора Константина и всего Сената, а затем – обнародованное Слово св. Геннадия (Георгия) Схолария на успение Пресвятой Богородицы Слово на преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, написанное и прочитанное в Патриаршей Обители «Блаженнейшей», когда в третий раз мы были вынуждены отправиться туда. Индикт 12-й Крещение русского народа в огне и слезах покаяния Проповеди святителя Геннадия (Георгия), произнесенные во время Великого поста и в недели, предыдущие Великому посту Беседа на притчу о мытаре и фарисее Беседа на притчу о блудном сыне, и о покаянии Беседа в первую седмицу Великого поста. О посте О милостыне Слово св. Геннадия Схолария в Неделю Православия На Торжество Православия. В первое воскресенье Великого поста О таинственном теле Господа нашего Иисуса Христа Слово в Великую Пятницу Блаженного и прославленного Патриарха Кир Геннадия омилия, произнесенная во Святый и Великий Пяток во дворце, в то время, когда он был еще мирянином Остальные проповеди святителя Геннадия Геннадия монаха Схолария слово на святое Преображение Господа нашего Иисуса Христа, прочитанное в царских палатах в то время, когда он был еще мирянином и исполнял государственные должности при царе Иоанне Похвальное слово святым апостолам Похвальное слово святым апостолам О скорбных переживаниях, охвативших апостола Петра после его отречения от Христа А. Письмо монаха Лаврентия к патриарху Геннадию B. Ответ патриарха Геннадия монаху Лаврентию C. Прозопопея Прибавление Кондак преподобного Романа Сладкопевца об отречении апостола Петра Слово на память усекновения главы честного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна На Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Геннадия монаха Отрывок из пасхального слова святому великомученику Димитрию Относительно похвального слова о преподобном Леонтии Ахайском Заметка издателя сочинений святителя Геннадия Прибавление Об искуплении I. История возникновения сатисфакционного толкования дошмата Искупления на Западе Применимо ли понятие сатисфакции к нравственному закону? II. Краткий просмотр святоотеческого восприятия догмата Искупления в Восточной Церкви III. Учение св. Григория Паламы о значении Крестной Искупительной Жертвы Спасителя в спасении человеческого рода IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12  

 
Архимандрит Амвросий (Алексей Александрович) Погодин

Архимандрит Амвросий Погодин – один из тех замечательных русских людей, которых Россия очередной раз во множестве потеряла в XX веке. До этого массовые исходы из круто меняющейся страны, главным образом староверов, были и в XVII, и в XVIII, и в XIX веках, но XX век по количеству и качеству утраченного страной населения, как будто, рекордный. Из остававшихся внутри страны людей многие легко «денационализировались», с традиционной точки зрения, а если затем оказывались заграницей, столь же легко денационализировались по-настоящему; ведь и сейчас идет по миру процесс массовой денационализации «новых русских», становящихся русскими бывшими, – людей типа Смердякова, отцеубийцы, мечтавшего, как известно, открыть ресторан в Париже. Люди же типа Алексея Александровича Погодина, даже родившиеся вне России и ногой никогда не ступавшие на ее землю, оставались всю жизнь русскими и всю жизнь трудились, преумножая русскую культуру – уже как некое мировое достояние. Теперь же сделанное ими за жизнь становится – слава Богу! – достоянием и самой России.

Алексей Александрович Погодин родился в 1925 г. в семье русских эмигрантов в Сербии в г. Панчево. В 1949 г. закончил богословский факультет Белградского университета; в том же году 14 октября, приняв целибат, он был рукоположен во диаконы, а через два дня и в священники. Рукоположение совершил епископ Сремский Викентий, будущий патриарх Сербской церкви. Спустя два года, в 1951 г., во Франции, в Версале, архиепископ Иоанн (Максимович) постриг Алексея Александровича в монашество, и тот стал иеромонахом Амвросием.

Как приходской священник, о. Амвросий служил и в Сербии, и во Франции, и в Англии, в Лондоне, и в Италии, в Риме, и в Австралии, продолжая при этом заниматься богословской наукой, переводя с греческого и латинского языков и комментируя святоотеческие и патристические тексты. В XX веке именно он, представляется, сделал самое большое количество таких переводов на русский язык, существенно обогатив тем самым материал для богословствования по-русски. В начале 1960-х годов Русской Православной Церковью Заграницей о. Амвросий был уполномочен присутствовать в качестве наблюдателя на II Ватиканском Соборе. В 1963 г. он защитил магистерскую диссертацию в Париже в Свято-Сергиевском Богословском институте, а в 1965 г. в Белграде докторскую. В 1966 г. он переехал в США, где перешел под омофор Православной Церкви в Америке и служил в церкви святителя Тихона Задонского в Сан-Франциско. Ярким свидетельством его сыновнего отношения к России служит то, что он окормлял там также американские приходы Московского Патриархата.

Свои многочисленные труды о. Амвросий публиковал главным образом в ежегоднике «Православный Путь» и других изданиях русского Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле, США. Перечислить их все здесь нет возможности,1 скажем лишь о некоторых крупнейших. В 1963 г. вышла в свет первая прославившая его книга «Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния» (Джорданвиль, Нью-Йорк. 1963); переиздана в Москве в 1994 г. В 1968, 1975 и 1984 гг. в Монреале были напечатаны в трех томах «Беседы (Омилии) Святителя Григория Паламы», над переводом которых о. Амвросий трудился около двадцати лет; переизданы в Москве Издательским отделом Валаамского монастыря в 1994 г. («Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Беседы в трех томах. Перевел с греческого языка архимандрит Амвросий (Погодин)»). В 1998 г. в Санкт-Петербурге была издана его книга «Михаил Пселл. Богословские сочинения. Перевод с греческого, предисловие, примечания архимандрита Амвросия (Погодина), доктора богословия». Он очень радовался появлению этой книги в России и тепло благодарил меня за ее редактуру. Теперь вниманию читателя предлагается еще один большой его труд, где собраны переводы гомилий одного из крупнейших богословов поздней Византии, Георгия Схолария, ставшего с именем Геннадия первым патриархом покоренного турками Константинополя, уже Истанбула. То, что произошло с Византией и ее народом, находит яркое отражение в проповедях этого глубокого богослова и блестящего проповедника.

К книге прилагается собственный богословский трактат архим. Амвросия «Об Искуплении». Человек необыкновенной эрудиции, великолепно знающий не только древнее восточное, православно-греческое, учение о догмате Искупления, но также западно-христианское, латинское, он и знакомит читателя с тем и с другим в их развитии, и предлагает свои собственные замечательные рассуждения на эту тему, делая это в высшей степени скромно: «Наше толкование, хотя оно построено на изучении Св. Писания и Свв. Отцев, лишь частично, – говорит он, – отвечает на вопрос». Между тем из его предисловия к этому трактату мы узнаем, что им «написана большая работа, посвященная догмату Искупления, объемом более 600 страниц, где подробно рассмотрены тексты Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, все богослужебные тексты, дан обзор русской богословской литературы и изучены отдельные вопросы, связанные с догматом Искупления». Этой книги мы еще не знаем. Тем более интересен и авторитетен для нас этот его трактат. Архим. Амвросий показывает здесь, что в XVII в. через Малороссию, с выпускниками Киево-Могилянской академии, в русское богословие пришло западное «сатисфакционное» толкование догмата Искупления, юридическое по стилю, из России же в новейшее время оно распространилось и на Грецию. Размышляя на эту тему, архим. Амвросий, по сути дела, вырабатывает современный православный взгляд на этот догмат. Если допустимо кратко резюмировать собственное его понимание Искупления крестной мукой Сына Божия греховного рода человеческого, то оно таково: движимый любовью Бог – только Он как вечно-сущий, – приглашая человека к вечной жизни в Царство Небесное, мог сделать – путем собственной смерти на кресте – главное – открыть перед человеком возможность избавления от вечных же последствий греха. В итоге, пишет о. Амвросий, «с человеческой стороны очень мало нужно, чтобы спастись, но все же спастись тяжело...».

И он деликатно, но убедительно объясняет нам, как надо это делать. Последние свои годы архим. Амвросий прожил в старческом доме при женском Ново-Дивеевском монастыре близ Нью-Йорка и на Толстовской ферме. Он чрезвычайно радовался русским посетителям, известиям о публикации его трудов в России и растущей их популярности там. Свой архив он передал в Джорданвильский монастырь. Скончался 30 октября 2004 г.

Царствие ему Небесное! Нет никаких сомнений, что одними своими трудами он его заслужил.

С любовью и глубоким уважением посвящается сей труд Гелиану Михайловичу, г-ну Прохорову

Январь 1996 г.,

Архим. Амвросий (Погодин)

Настоящий труд представляет собой перевод проповеднических произведений святителя Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского, одного из величайших богословов Святой Православной Церкви, последний светозарный отблеск дивной Византии. Проповеди (омилии, слова) святителя Геннадия являются, в сущности, трактатами на различные богословские темы, будто то догматического, будто то нравственного характера. Они принадлежат тому уникуму, которым одарило человечество Православная Византия. Некоторые из проповедей святителя Геннадия написаны несколько искусственным и изящным стилем, который ожидался от дворцового проповедника-философа; другие, предназначенные для монашествующих, менее витиеваты. Все эти проповеди, которых насчитывают пятнадцать плюс отрывок из одной не сохранившейся полностью проповеди, принадлежат к «избранным» сочинениям святителя Геннадия, причем избрал их и переписал своей рукой сам великий святитель. Что случилось с другими его проповедями? Пропали ли они вместе с другими сочинениями святителя при взятии Константинополя турками (на что жалуется автор)? Или же сам автор придал им второстепенное значение и потому не сохранил их для нас?

Думаю, что, несмотря на встречающуюся трудность языка, на глубину богословских и философских мыслей автора, боголюбивый читатель насладится богатой духовной трапезой, которую представляют нижепомещенные проповеди святителя Геннадия.

И хотя я могу сказать: «Ού μέγα φρονέω έφ» έμαυτῷ»,2 будучи только маленьким тружеником на бесконечной ниве богословия, день труда которого приближается к закату, однако πάντα εκίνῆσα πέτρον,3 чтобы и перевод наш, и комментарии были на высоте греческого подлинника. Если мы этого не достигли, да будет милостив к нам великий святитель и снисходителен боголюбивый читатель. Поистине, если «Ars longa, vita brevis»,4 то можно сказать: «Theologia immensa est, et in infinito mari Dei caritatis nil nisi naviculae sumus».5

Предисловие

Предлагаем боголюбивому читателю в русском переводе проповеди, «слова» и «омилии» крупнейшего православного богослова, св. Геннадия (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. Лишь недавно, к сожалению, его творения были собраны и изданы в восьми больших томах трудами Mnsr. Louis Petit, Χ. Α. Siderides Mnsr. Martin Jugie.6 Этот замечательный вклад в богословскую науку дал возможность лучше изучить и житие святителя Геннадия и оценить его богословское творчество.7 Проповеди святителя Геннадия еще не переведены ни на один язык, кроме двух его проповедей, изданных в «Patrologia Orientalis» (T. 16 и T. 19), в сопровождении латинского перевода.8

Родился св. Георгий, в монашестве – Геннадий, Схоларий между 1398 и 1405 гг.9 Блестящие его способности развивались под руководством двух знаменитых наставников того времени: Матфея Камариота, профессора Патриаршей школы, и св. Марка Ефесского, тогда бывшего молодым профессором в Константинополе. Последний не долгое время был его наставником, но на всю жизнь вложил в душу юного Схолария семена благочестия и подвижнического искания в духе паламитов.10 Если опытный наставник Матфей Камариот оказал влияние на умственное развитие ученика, то влияние св. Марка Ефесского было благодатным. Это впоследствии св. Георгий Схоларий отметил в надгробной речи в честь своего учителя.11 Однако высоты своих блестящих познаний в области философии, богословия и языковедения Схоларий достиг в большей мере своим трудом и прилежанием: впоследствии он говорил, что в упомянутых дисциплинах был самоучкой.12 Прекрасно изучив латинский язык, что было редкостью среди византийцев,13 он познакомился с творениями наиболее видных богословов, и в особенности с Фомой Аквинатом, железная логика которого была ему близка, как напоминающая логику Аристотеля.14 Западные богословы прямо указывают на влияние знаменитого Фомы Аквината на богословское и философское творчество Схолария.15 Сам Схоларий в своей «Апологии» отрицает, что страдал «латиномудрствованием».

Вскоре сам он занял профессорский пост в Константинопольской Академии, а затем и высокие государственные посты: «главного судьи ромеев (греков)» и «генерального секретаря императора» (καθολικὸς κριτής τῶν Ρωμαίων, καθολικὸς σεκρετάριος τοῦ βασιλέως). Слава о его образованности распространилась далеко за пределы Византии. Справедливы слова известного византолога Сафы (Σάθα): «Об образованности Геннадия ученые держатся вполне справедливо самого высокого мнения. Он был славен как законовед, считался человеком красноречивым, как оратор, и превосходил других в качестве богослова и философа».16 Помимо своих государственных обязанностей, – которые, представляется, были небольшими ввиду того, что вся Византия в его время превратилась в миниатюрное государство – он был дворцовым проповедником и каждую пятницу произносил проповедь во дворце в присутствии императора, сената и избранных граждан. Богословы-миряне, часто имевшие большое влияние на жизнь двора, были обычным явлением в Византии. Нет ничего удивительного в том, что св. Георгий Схоларий, будучи мирянином, стал духовным авторитетом и другом императора Иоанна VIII Палеолога,17 культурного, но, как история показала, довольно слабохарактерного государя. Когда пришло время сборов на собор в Италию для переговоров об унии с Римско-Католической церковью, император предложил Схоларию18 сопровождать его как знатоку латинской культуры и как человеку, который специально изучал вопрос Filioque. Вопрос соединения Церквей увлекал его, как и всех тогда, и он верил в возможность такового. Правда, в своей речи на внутреннем собрании греков, еще до отъезда в Италию, он подчеркнул в присутствии императора, что уния, чтобы была истинной, должна быть основанной на разрешении догматических расхождений между обеими Церквами; если же смотреть на нее как на политический акт, то она обречена на гибель.19 История показала, как был прав св. Георгий Схоларий. Предлагал он также, чтобы расхождения между Православной и Латинской церквами предварительно были разрешены на уровне высших представителей и богословов обеих Церквей. Но его не послушали.

В нашей книге о св. Марке Ефесском и Флорентийской унии читатель неоднократно встретится с именем св. Георгия Схолария. Поэтому мы не будем распространяться о его деятельности на Флорентийском соборе. Скажем только, что, быть может, не столько по своему убеждению, сколько по своему положению (что можно заключить из его слов умирающему св. Марку Ефесскому и в надгробном слове ему же), требующему полной лояльности к воле императора, св. Георгий Схоларий склонялся тогда к унии. Ему принадлежат три речи в пользу заключения унии, а также трактат, в котором оправдывается Filioque. Возможно, что эти речи были написаны по распоряжению императора, желавшего убедить всех своих иерархов, что уния с латинянами и возможна, и необходима для спасения Византии от турецкой опасности. Как бы там ни было, его деятельность на Флорентийском соборе не повредила делу Православия, почему святитель Марк Ефесский не ставил ее в вину ему, так как понимал его положение министра и доверенного лица императора.20 Весьма возможно, что тот факт, что св. Георгий покинул Флоренцию до промульгации унии, следует объяснить его протестом против унизительной для Православия и ложной унии. По возвращении в Константинополь у него произошло, как можно судить по скудным источникам, известное расхождение со св. Марком Ефесским: св. Марк Ефесский горел в борьбе за Православие, тогда как Схоларий, не сознавая еще всей опасности положения Православия, проявлял нейтралитет или даже благожелательность к принявшим унию (как можно понять из слов св. Марка Ефесского в письме к св. Георгию Схоларию);21 возможно, что это требовал от него и занимаемый им пост при императоре. Уже к 1443 г. св. Георгий Схоларий имеет снова самые теплые отношения со своим учителем, что было бы невозможно, если бы он не воспринял взгляда св. Марка Ефесского на унию.22 В своем Слове в Неделю Православия, произнесенном во время Великого поста 1444 г., т. е. за несколько месяцев до смерти св. Марка Ефесского, Схоларий в самых резких выражениях говорит о зле унии, о латинянах как о еретиках и призывает крепко держаться Православия, но говорит он намеками и осторожно.23 Полнота воскресения духа у св. Георгия Схолария, его всецелое, до самозабвения, отдание себя Православию произошло лишь у смертного одра св. Марка Ефесского. Столь разительная перемена во взглядах Схолария приводила древних богословов к мысли, что было двое лиц, носивших то же имя: один Георгий Схоларий был другом унии, а другой – ярым противником ее. Такое предположение как не выдерживающее критики давно оставлено наукой; но если аллегорически говорить, то, действительно, было два Георгия Схолария. Один был – дипломат, высокопоставленный придворный, поддерживающий императора в его политике с латинянами, которому св. Марк Ефесский прощал его падения, духовным взором проникая в те тайники сердца, которые неизвестны были самому Схоларию. В дипломате, стороннике «неистинной унии», он распознавал другого Георгия Схолария – святого ревнителя Православия, которому он передаст свою борьбу за Православие. Первый Георгий Схоларий умер у смертного одра св. Марка Ефесского, когда умирающий святитель призвал его отвергнуть ветхого человека и облечься в нового. Тогда-то явился второй Георгий Схоларий, новый, святой, на которого умирающий св. Марк Ефесский возложил сладостное бремя исповедничества и, пред Богом и святыми ангелами, поручил ему продолжение своей борьбы за совершенство Православия. Новый св. Георгий Схоларий, приняв на себя обязательство стоять за Православие и пламенно продолжать борьбу, которую вел св. Марк Ефесский, осудил свой прежний путь, отверг все присущие человеку боязни и обещал Богу и св. Марку Ефесскому стоять за Православие даже до смерти и крови.24

Свои обещания, как известно, он доблестно сдержал. Современники приписывают возвращение св. Георгия Схолария на путь Православия влиянию св. Марка.25 Пусть с враждебным чувством, но это признают и католические историки. Так, один из них (Mnsr. M. Жюжи) говорит: «Поддавшись укорам Марка Ефесского, он стал одним из наиболее ярых противников латинян, и именно ему Марк Ефесский, умирая, доверил руководство антикатолической партией. Он до такой степени хорошо исполнил эту печальную миссию, что с полным правом его можно считать третьим основателем греческого раскола, после Фотия и Михаила Керуллария».26

После смерти св. Марка Ефесского (1444 г.) и вплоть до падения Константинополя (1453 г.) вся деятельность св. Георгия Схолария направлена на борьбу с унией, которую он вел, по выражению Даррузэ, «с жаром и выдержкой».27 Став и официально называя себя «главой собрания православных» (τῆς τῶν ὀρθοδόξων συνάξεως ἑξάρχων), он и словом и писаниями боролся за Православие. Весь 2-й том и добрая часть 3-го тома в полном собрании его сочинений посвящены полемике с латинянами. В обширных трактатах св. Георгий Схоларий раскрывает неприемлемость учения Римско-Католической церкви об Исхождении Святого Духа от Отца и Сына (внесение в 8-й член Символа веры слова «Filioque»). В частных же письмах высокопоставленным лицам увещевает он не строить иллюзий на помощь Запада, якобы готового спасать Византию от турок, а держаться «отеческой веры» – Православия.28 Весьма возможно, судя по некоторым данным, что св. Георгий Схоларий советовал правящим кругам Византии коренным образом изменить политику и перенести свою ориентацию на Восток, заключив дружбу с турками.29 Быть может, это было еще не поздно. Полезно вспомнить здесь, что, узнав о желании императора Иоанна VIII Палеолога отправиться в Италию для заключения церковной унии и прекрасно понимая, что за этим скрываются поиски союза с Западом против турок, султан Мурад II написал императору Иоанну, что не у Запада, а у него, султана, следует искать помощи, от латинян же держаться подальше. Он был настолько разгневан, что готов был отдать приказ о немедленной осаде Константинополя. Грекам удалось отвратить гнев султана через одного влиятельного турецкого вельможу, дав ему большую взятку. Однако если св. Георгий Схоларий и считал, что союз с Западом, на деле несуществующий, служит только во вред Византии, тогда как на союз с турками еще не потеряна надежда, то, по-видимому, он уже не имел влияния на двор, хотя по-прежнему занимал пост секретаря императора.

Со смертью Иоанна VIII и воцарением Константина IX Палеолога, т. е. с 1448 г., жизнь св. Георгия Схолария резко меняется. Если Иоанн был тесно связан с ним теплыми, дружескими отношениями, многолетней общей жизнью и переживанием общих событий, то этого нельзя было сказать про нового императора. Неудовольствие его он скоро вызвал. Чувствуя немилость, устав от придворных интриг и от суеты светской жизни, он решается уйти под покров уединенной келии и монашеского клобука. Это было его всегдашним желанием, о чем он писал в 1440 г. св. Марку Ефесскому.30 Он постригся в монашество в Харсиантском монастыре в 1449 или 1450 г. и получил имя Геннадия. Но, уйдя от двора и мира, он не счел себя вправе оставить борьбу за Православие. Напротив, пламенно продолжает он ее. Надо полагать, что император Константин IX, почувствовав всю тяжесть утраты такого человека, вновь приблизил его к себе. Так, когда прибыло из Праги посольство гуситов, возглавляемое английским священником Константином Платрисом, для ознакомления с Православием и для заключения унии с Православной церковью, то именно монаху Геннадию поручается преподать гуситам наставление о Православии. Затем из надписания на его омилии на Введение во Храм Пресвятой Богородицы видно, что она была произнесена в присутствии императора Константина и всего сената.31

Однако и при новом императоре политика Византии остается неизменной. Уже шли операции турок для подготовления осады Константинополя, когда из Рима прибыл ренегат Православия, изгнанный из России бывший митрополит Киевский, ныне кардинал, Исидор с требованием папы Николая V немедленной промульгации в Константинополе декрета об унии. Несомненно, что это было передано в ультимативной форме. Монах Геннадий не щадил сил, чтобы противодействовать этому «наигоршему несчастию», как он оценивал унию. Его усилия оказались тщетными. Декрет об унии был торжественно обнародован 12 декабря 1452 г. В храме присутствовали император с небольшим числом чиновников и кучка униатов и представителей Рима. Народ бойкотировал эту службу. Как пишет профессор Н. Д. Тальберг, «верующие устремились в монастырь Пантократора за советом к монаху Геннадию. Последний, не показываясь народу, вывесил у окна своей келии листок со словами: «Несчастные ромеи (т. е. византийцы)! Для чего вы заблуждаетесь, теряете надежду на Бога и возлагаете упование на франков? Для чего вместе с имеющим скоро пасть городом хотите погубить и свое Православие? Боже, умилостивись надо мною! Свидетельствую пред лицем Твоим, что я не повинен в сем преступлении. А вы, несчастные, что хотите делать при грозящем вам пленении? Вы дерзаете извратить веру отцов своих и покориться неправде. Никогда не оставлю Тебя, любезное Православие, и не отступлю от тебя, священное предание, доколе душа моя обитает в сем теле».32 Если на двор и на царя св. Геннадий Схоларий и сподвижник его и сотрудник, диакон и номофилакс Иоанн Евгеник, брат св. Марка Ефесского, не могли оказать влияния, то в народе они имели множество сторонников и множество душ спасли в лоне Православия, тем доблестно продолжая и завершая работу св. Марка Ефесского. По словам греческого современного историка Дуки, народ в общей массе настолько осознал зло унии, что «если бы даже явился ангел с небес и обещал грекам спасение под условием унии с латинянами, то они все-таки отвергли бы ее». Через шесть месяцев после промульгации унии Константинополь пал, и Византия исчезла навсегда.

Дальнейшие данные о жизни св. Геннадия Схолария не совсем ясны. Ученые строят разные догадки на основании имеющихся источников. Мы не будем утомлять читателя приведением этого обширного материала. С ним читатель может ознакомиться хотя бы по книге профессора А. П. Лебедева «История Греко-Восточной церкви под властью турок» (С. 199–221). В своем изложении мы будем держаться тех данных, которые представляет М. Жюжи (и которому вторит К. Бонис) на основании новейших изысканий. Дело представляется так. На следующий же день после падения Константинополя монах Геннадий, вместе со своим племянником и многими другими, был отведен в рабство в город Адрианополь. Он попал в собственность богатого и добродушного мусульманина, который относился к нему человечно. Нежданно судьба его резко изменилась. Султан Магомет II решил дать грекам известную автономию под духовным главой, который имел бы самые широкие полномочия от султана. Узнав, что греки не имеют патриарха, он распорядился, чтобы они выбрали согласно своим канонам духовного главу. Собравшиеся клирики единогласно выбрали патриархом монаха Геннадия. Где он находился, никто не знал. Не без труда, при участии султанских эмиссаров, его нашли и против его воли привезли в Константинополь. Между прибытием его в Константинополь и каноническим торжественным его поставлением в патриархи прошло довольно много времени. Будучи еще формально простым монахом, он много потрудился: реставрировал один монастырь, куда стал помещать монахов, которых выкупал из турецкого рабства, строил храмы для своей константинопольской паствы и ободрял ее духовно. Затем был собран обширный Собор из епископов Европы и Азии, на котором, невзирая на его настойчивые протесты, его единогласно выбрали патриархом Константинопольским, а затем последовательно возвели во все священные чины. Султан Магомет II выразил почтение новоизбранному патриарху, следуя традиции византийского двора. Он был немедленно приглашен во дворец, где султан принял новоизбранного патриарха со всеми почестями, а на последовавшей затем трапезе долго беседовал с ним. В заключение беседы султан сказал патриарху: «Да будет патриаршество твое благополучно, охотно буду исполнять твои желания, даю тебе храм Св. Апостолов, где ты и станешь жить». Затем султан, по примеру византийских царей, подарил новоизбранному патриарху драгоценный жезл и проводил до дверей, где патриарха ждала богато украшенная лошадь. Воссев на нее, в сопровождении блестящей свиты султана, патриарх отправился в помещение при великолепном храме Св. Апостолов. Патриарх Геннадий затем перенес свою резиденцию в более населенные места, как более для него подходящие. Здесь ему султан сделал три долгих визита. Попросил он его дать ему изложение православной веры, которое затем распорядился перевести на турецкий и арабский языки. Историки говорят, что султан любил и уважал патриарха за его ум. Действительно, в писаниях св. Геннадия Схолария нигде не находим жалоб на Магомета II.

Недолго св. Геннадий был на патриаршем престоле: всего лишь два года. Но и за эти два года он много сделал. Он нашел modus vivendi Православной церкви с турками и успешно потрудился на поприще народного просвещения.

Что побудило св. Геннадия Схолария отречься от престола – остается невыясненным. Некоторые историки рассматривают это как следствие скандала, который якобы запятнал непорочное имя патриарха. В доме, находившемся недалеко от Патриархии, жила вдова одного священника, которая вела порочный образ жизни. Узнав об этом и заботясь о ее душе, патриарх увещевал ее и келейно, и в присутствии Синода. Он этим вызвал ее ненависть, и она стала распространять о патриархе порочащие его слухи о нарушении им целомудрия. В народе произошел ропот. Народ разделился на две партии: одни защищали доброе имя патриарха, другие порочили. В один из праздничных дней патриарх всенародно объявил в церкви, что если эта женщина говорит о нем правду, то она получит благоволение в очах Божиих, а если она распространяет о нем ложь, то после ее смерти тело ее не обратится в персть. Скоро умерла злочастная. Тело ее не обращалось в персть: в гробе она лежала точно живая – только что не говорила.33

Но дело в том, что это сказание взято из жития одного из более поздних константинопольских патриархов. Старинное жизнеописание св. Геннадия на латинском языке (помещаемое у Миня в т. 160 Греч. Патрологии) указывает, что причиной ухода патриарха было его недовольство распущенностью монашества, которое не повиновалось ему. Проф. А. Лебедев отрицает решающий характер этого мотива. Сам он выражает другую догадку: причиной его ухода было то, что он и физически тяжело заболел. Доказательством сего приводит факт, что вскоре после этого, именно около 1457 г., св. Геннадий Схоларий умер. С этим мнением согласен и проф. И. Соколов,34 в то время как один другой русской ученый говорит, что Схоларий умер в 1464 г.35 Однако относительно года смерти св. Геннадия упомянутые ученые ошибаются, потому что известно, что он жил еще в 1472 г., т. е. почти двадцать лет после отречения (в 1456 г.). Ряд других авторитетов указывают на усталость патриарха и желание его уединенной монашеской жизни. М. Жюжи видит следующие причины его ухода: «С первых же месяцев своего правления он нашел повсюду сопротивление планам реформы как среди духовенства и монашества, так и мирян. Против него создавались заговоры. Он пришел к убеждению, что, будучи далек от того, чтобы быть полезным Церкви, он скорее становится препятствием для ее блага».36

Какие бы ни были мотивы ухода, они были настолько существенны для благородной души св. Геннадия, что, несмотря на просьбы клира, он оставляет престол (на который возводится новый кандидат – патриарх Иоасаф II Коккас) и отправляется на Афон. Как выяснено на основании кодекса 328 Ватопедского монастыря, он прибыл туда весной 1456 г. По неизвестным для нас причинам, в скором времени св. Геннадий оказался в монастыре св. Иоанна Предтечи на Менесийской горе. В 1463 г., по низложении патриарха Иоасафа, св. Геннадий вынужден был снова занять патриаршую кафедру. Не вынеся, однако, интриг и давления на него, он вторично оставляет патриарший престол. Еще и в третий раз, от 1464 до 1465 г., ему приходится занимать этот престол. В 1465 г. ему удается окончательно оставить мир. До самой своей смерти безысходно пребывал он в уединенной келии своего монастыря, где и скончался и был похоронен. Год смерти св. Геннадия II (Георгия) Схолария остается неизвестным, но, как мы выше сказали, он был жив еще в 1472 г. Святая Церковь причислила св. Геннадия II, Схолария, патриарха Константинопольского, к лику святых. Память его празднуется в Греческой церкви 31 августа. Константин Бонис сообщает, что в Парижском кодексе греческих рукописей № 1294 сохранилось весьма характерное поминовение св. Геннадия, внесенное в Синодик Константинопольской церкви и возглашаемое в Неделю Православия. Внесена эта запись в самое короткое время после его смерти:

«ГЕННАДИЮ, МУДРЕЙШЕМУ И ВСЕЛЕНСКОМУ ПАТРИАРХУ, В НАШЕМ РОДЕ СВЕТЛОМУ СВЕТИЛЬНИКУ, КАК ЭТО ИЗВЕСТНО, ПРИОБРЕТШЕМУ ВЕЛИЧАЙШУЮ СИЛУ ВО ВСЕВОЗМОЖНОМ ЛЮБОМУДРИИ И НЕПРЕВЗОЙДЕННОМУ СИЛОЮ КРАСНОРЕЧИЯ, И СВЕТЛО БОРОВШЕМУСЯ ЗА ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ И СЛОВАМИ, И ПИСАНИЯМИ, И БЕСЕДАМИ, И УЧЕНИЯМИ, ДЕРЗАВШЕМУ ЧАСТО С НЕПОБЕДИМОЙ ДОБЛЕСТЬЮ ДУШИ ПРЕД ЦАРЯМИ И ВЛАСТИТЕЛЯМИ И НАРОДОМ И ПРОСТЫМИ, ИСПОВЕДАНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ И ИСТИНУ ЯВИВШЕМУ И ДОКАЗАВШЕМУ И ВОЗВЕЩАВШЕМУ БОЛЕЕ ГРОМОГЛАСНО И УБЕДИТЕЛЬНО, ЧЕМ ЭТО СДЕЛАЛ ЛЮБОЙ ПРОПОВЕДНИК; ЗАТЕМ МОЛЧАЛИВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ВМЕСТО ВСЕГО ОБЛОБЫЗАВШЕМУ И ИЗБРАВШЕМУ И ЖИТИЕ В НЕМ СКОНЧАВШЕМУ ПРЕПОДОБНО И БЛАЖЕННО, И ТАКИМ ОБРАЗОМ ЗАПЕЧАТЛЕВШЕМУ ЗА СОБОЮ СЛАВНО МНОГОВИДНУЮ ДОБРОДЕТЕЛЬ, ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ».37

* * *

Многочисленные произведения св. Геннадия (Георгия) Схолария составляют богословские и философские трактаты, полемические сочинения против латинян, евреев, варлаамитов и магометан, богослужебные тексты, молитвы, надгробные речи, стихотворения и послания. Все эти сочинения перечислены и наименованы М. Жюжи,38 а также К. Бонисом.39 В нашу же скромную задачу входит дать русский перевод его проповедей, снабдив их комментариями и там, где нужно, предисловием. Выделив Богородичные проповеди, мы в отношении остальных следуем хронологическому порядку их издателей.

* * *

1

См. в «Православной богословской энциклопедии» (Т. 1), неполный перечень его публикаций в приложении к статье свящ. Виктора Соколова «Амвросий (Погодин Алексей Александрович: род. 10.07.1925. Панчево. Сербия)». С. 149.

2

He мню о себе много (греч).Прим. Ред.

3

Перевернул я каждый камень (греч.). – Прим. Ред.

4

Искусство долго, жизнь кратка (лат). – Прим. Ред.

5

Богословие безбрежно, и в море любви Божией мы только суденышки (лат). – Прим. Ред.

6

Oeuvres complétes de Georges Scholarios. Paris, 1928–1936.

7

Ограничимся указанием на литературу последнего времени: Jugie M., Mnsr. большая ценная статья (прежде напечатанная в Studi Byzant.) в Dictionnare de Théologie Catholique. Т. 14/2.1941. P. 1521–1570; Darrouzès Jean, статья в Dictionnare de Spiritualité. T. 4. 1967. P. 209–211; Tinnefeld Franz, статья в Theologische Real-Εnzykopädie. Bd. 12. 1984. S. 375–376; Pulpea-Ratnureanu I. / /Orthodozia. T. 8; Bonis Κ. (Μπονης), большая статья в Νέα "Εστία. 1953. T. 53. Kyrios, n. s. 1. 1906 и в Θρησκευτικὴ καὶ Ἡθικὴ Ἐγκυκλοπαίδεία. Τ. 4. Σ. 274–289 (1964); Zeses Theodoros Ν. Γεννάδιος Β» Σχολάριος. Βίος-Συγγράμματα. Διδασκάλια. 1980. Афины. Из русской дореволюционной литературы: Лебедев А П. История Греко-Восточной церкви пол властью турок. 2-е изд. 1903. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 199–221; Соколов И., статья в «Православной Богословской Энциклопедии», изд. А. П. Лопухина. Т. 4. С. 190–194; статья, подписанная «П. В.», в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. 1892. Т. 8. С. 339.

8

Patrologia Orientalis. T. 16, 19. Обе эти проповеди в нашем переводе были помещены в «Православном Пути» за 1962 г. С. 76–116.

9

См. об этом у вышеупомянутых авторов. Большинство исследователей склоняется к тому, что св. Георгий Схоларий родился в 1405 г.

10

Св. Георгий Схоларий был большим почитателем св. Григория Паламы и его взглядов. См., напр., его проповедь в Неделю Православия, отд. 13, особый канон св. Григорию Паламе в т. 4 полного собрания сочинений Георгия Схолария, сочинения против варлаамитов (противников св. Григория Паламы) в т. 3 того же издания, отражение общих взглядов св. Григория Паламы в Слове св. Георгия Схолария на Благовещение Божией Матери (начертание умного подвижничества) и на Преображение Господне, относительно света, которым воссиял Спаситель во время Преображения. Оба сочинения в т. 1 собрания сочинений.

11

У С. Лампроса в Παλαιολόγεια καὶ πελαποννησιακά и в русском переводе у А. Норова «Марка Ефесского и Георгия Схолария неизданные сочинения». Париж, 1859. С. 68–69.

12

См. у Бониса в Θρησκευτικὴ καὶ "Ηθικὴ Ἐγκυκλοπαιδεία. Σ. 276.

13

Византийцы относились со снобизмом ко всех народам и их языкам, которые были вне греческой культуры; даже самые образованные из них не считали нужным изучать латинский язык, который один из императоров Византии (Михаил VIII) назвал «варварским жаргоном».

14

Схоларий был большим почитателем Фомы Аквината и переводил его на греческий язык. Возможно, что те цитаты, которые мы встречаем из Фомы Аквината в сочинениях св. Марка Ефесского, как и некоторые иные латинские тексты (напр., из блаж. Августина и св. Григория Двоеслова), были подсказаны св. Марку Ефесскому со стороны Схолария.

15

Так, напр., считает Mnsr. Жюжи в своей статье в Diсt. Theol. С. t. et loc. cit. и в примечании к омилии св. Георгия Схолария о посте (Т. I. Р. 86). См. особую об этом статью: Podskalske С. Die Rezeption der thomistischen Theologie bei Gennadios II Scholarios//Theologie und Philosophie. № 49 (1974).

16

Σάθα. Νεοελληνικὴ φιλολογία. Афины, 1868.

17

И св. Марк Ефесский, еще будучи мирянином и в молодых годах, занимал высокие государственные посты и был духовным авторитетом и наставником для мудрого императора Мануила II Палеолога. См. об этом в нашей книге «Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния» и в статье о Мануиле II в «Православном Пути» за 1964 г.

18

Само наименование «Схоларий» происходит от его звания при дворе

19

Сиропул. Vera historia unionis non vers inter Grecos e Latines. S. 3, 6.

20

Св. Георгий Схоларий так говорит у смертного одра св. Марка Ефесского «Относительно же того, что некогда я не вступил открыто в борьбу, которую вела твоя великая святыня, но обошел молчанием, причины сего никто не знает лучше, чем великая твоя святыня, ибо часто поверяя тебе мои доводы и чистосердечно открываясь в сем и прося прощения, я не лишался его». В надгробном же слове св. Марку он говорит об этом более обширно: «Я не оберегал своей личности, а принужден был соображаться с обстоятельствами того времени... Затем я сообщал блаженному отцу (т. е. св. Марку Ефесскому) мои соображения, он извинял меня, соглашался... Он даже полагал, что я ему значительно содействовал в этом подвиге, но, конечно, одно только великодушие блаженного отца могло приписывать мне такое важное содействие». Обе цитаты взяты из нашей книги «Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния». Гл. 10 и Эпилог.

21

В русском переводе в нашей книге. См.: Указ. соч. Гл. 8, письмо 2.

22

К этому году Mnsr. Jugie приурочивает письмо св. Георгия Схолария к св. Марку Ефесскому по одному философскому вопросу.

23

Oeuvres complétes...T.l.Р. 102–122.

24

Св. Марк Ефесский, находясь на смертном одре, так говорит: «Я говорю о сановнике Схоларии, которого знал еще от возраста его ранней юности, к которому имею расположение и большую любовь, как бы к сыну моему и другу, или кто бы привел иное какое наименование, говорящее о расположении и любви. С ним общаясь и разговаривая даже до сего времени, я возымел ясное представление о его исключительном благоразумии и мудрости и силе в словах, и посему я верю, что он – единственный из обретаемых в настоящее время, могущий протянуть руку помощи Православной вере, волнуемой насилиями разрушителей совершенства догматов, а также, с помощью Божией, исправить Церковь и утвердить Православие, если только он не захочет и сам отступить от дела и скрыть светильник под спудом. Но я совершенно уверен, что он так не поступит и не ослушается до такой степени своей совести, чтобы, видя Церковь, бедствуемую от волн, и Веру, которая зависит от немощного человека, – говорю по-человечески, – и зная, что в его возможности помочь ей, не поспешил бы со всей поспешностью и готовностью вступить в борьбу, ибо, будучи мудрым, он не ведает совершенно, что разрушение Кафолической веры есть общая гибель. Правда, в прошедшие времена, считая, что та борьба, которая ведется иными лицами и, в частности, мною, является достаточной, он не явил себя явным поборником Истины, принуждаемый, возможно, советами или людьми. Но ведь и я раньше ничего или же совсем мало привнес в борьбу, не имея достаточно ни силы, ни рвения; и теперь я уже стал ничем; а есть ли что меньшее, чем ничто? Итак, если (тогда) он также полагал, что мы (сами) можем нечто исправить, и считал излишним для себя делать то, что могут совершить иные, как и то, что при совершенно незначительной помощи будет вред иному, как часто он мне пояснял и просил прощения; то теперь, когда я уже отхожу отсюда, я не вижу иного кого, равного ему, кто бы мог занять мое место в Церкви и в Вере и в догматах Православия; поэтому я считаю его достойным, чтобы, будучи призываем, лучше же сказать принуждаем, временем, он раскрыл искру благочестия, скрытую в нем, и поборствовал за Церковь и здравые догматы, чтобы то, что я не мог совершить, исправил он, с помощью Божией, при естественном своей уме и силе в словах, если только пожелает воспользоваться этим в благоприятное время. И в равной мере он должен и в отношении Бога и Веры и Церкви верно и чисто бороться за веру. И я сам возлагаю на него эту борьбу, чтобы вместо меня он был защитником Церкви и водителем здравого учения и поборником правых догматов и Истины, имея поддержку в Боге и в самой Истине, о чем и ведется борьба; чтобы, бывая общником в этом святым Учителям и богоносным Отцам, великим богословам, он воспринял награду от Праведного Судии, когда Он объявит победителями всех тех, которые боролись о благочестии. Но и он сам должен всеми силами иметь рвение о благосостоянии правых догматов Церкви, как долженствующий дать отчет о сем в час суда Богу и мне, поручившему (ему) сие, а также понадеявшемуся принести в Благую Землю эти слова, приносящие более чем стократный плод. Пусть он ответит мне о сем, дабы, отходя из настоящей жизни, я возымел совершенную уверенность, и чтобы, отчаявшись в исправлении Церкви, я не умер в печали». Ответ господина Схолария: «Я, Владыко мой Святый, прежде всего благодарю великую твою святыню за похвалы, которые ты сказал обо мне; потому что, пожелав оказать мне милость, ты свидетельствовал обо мне столь великое, чего я не имею и уверен, что это и не близко от меня; но это проистекает от высоты благости и добродетели и мудрости великой твоей святыни, которой я и сам, ведая ее от начала, не переставал восхищаться даже до сего времени, что и подобает твоей великой святыне, как отцу и учителю и наставнику, и, руководствуясь как правилом твоим совершенным пониманием догматов и правостью суждений, которые ты восприял и с которыми я согласуюсь, а также без сомнения отвергая то, что было не согласно с твоим суждением, я никогда не отказывался исполнить долг сына и ученика в отношении твоей великой святыни. Свидетеля этому привожу твою великую святыню. Ты знаешь, что я всегда таким образом относился к тебе, и, открывая более глубокие чувства моего убеждения, я давал тебе эти обеты. Относительно же того, что некогда я не вступил открыто в борьбу, которую вела твоя великая святыня, но обошел молчанием, причины сего никто не знает лучше, чем великая твоя святыня, ибо часто поверяя тебе мои доводы и чистосердечно открываясь в сем и прося прощения, я не лишался его. Но ныне, с Божией помощью, я все это презрел, и сделал себя искреннейшим и открытым споборником Истины, с тем, чтобы бесстрашно возвещать догматы Отцев моих и совершенство Православия, согласно мировоззрению величайшей твоей святыни. Говорю же это не потому, что как бы видел твою величайшую святыню возносимой отсюда, ибо мы не оставили последних надежд, но надеемся на Бога, что ты выздоровеешь от недуга и будешь с нами и вместе на этом (с нами) потрудишься. Если же судами, ведомыми Богу, ты отсюда отойдешь к тому месту успокоения, которые ты уготовал себе, и, по причине нашего недостоинства, уйдешь туда, где ты достоин быть, то – полностью подтверждая, я говорю тебе перед Богом и святыми ангелами, невидимо ныне предстоящими нам, и пред находящимися здесь многими и достойными мужами, что я буду во всем вместо тебя и вместо твоих уст, и чем ты горел, и что любя передал, и сам я, и защищая и всем предлагая, совершенно ничего из этого не предам, но до конца, с риском крови и смерти, буду бороться за это. И хотя совершенно малы мои опыт и сила, я, однако, уверен, что твоя великая святыня восполнит мой недостаток и присутствуя ныне с нами, свойственным тебе в этом совершенством, и отошедши, благоприятными к Богу твоими молитвами» (См. нашу книгу «Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния». Джорданвиль, 1963. С. 370–372).

25

Так, напр., говорит великий ритор Мануил в конце своего синаксаря в службе св. Марку Ефесскому, изданной А. Пападопулос-Керамевсом в «Φιλολογικὸς Σύλλογος Παρνασσὸς Έπετηρίς». Τ. 6. Σ. 90–102.

26

Jugie M.Patr. Orient. XVI. P. 567.

27

Darrouzèe J. Diet, spirit. P. 209

28

См., напр., его послание к великому князю Луке Нотаре, а также и его послания к высокопоставленным лицам, помещенные в т. 3 его сочинений

29

См. конечный отдел Слова св. Георгия Схолария на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

30

См.: Patrologia Orientalis. T. XVII. P. 464 sq.; Παλαιολόγεια καὶ πελοποννησιακά. Τ. 1. Σ. 316.

31

Возможно, что это слово было произнесено Схоларием еще до его ухода в монастырь, который К. Бонис относит к 1450 г., в то время как помянутое слово было произнесено 21 ноября 1449 г. См.: Θρησκευτικὴ... Σ. 279

32

Тальберг Н. Д., статья в «Православной жизни». 1959. № 11. С. 11. Отсюда же взята и цитата из «Истории» Дуки.

33

Лебедев А. П. Указ. соч.

34

Соколов И. И. Указ. соч.

35

«В. П.». Указ. соч.

36

Diet. Th. Cath. Р. 1525.

37

Бонис. Op. cit. P. 283.

38

Diet. Th. Cath. P. 1525 sq.

39

Бонис. Р. 284–288.


Источник: Проповеди св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского / Пер. с греч., предисл. и комм. архимандрита Амвросия (Погодина); вст. ст. и ред. перевода Г.М. Прохорова. - СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2007. – 528 с. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники»).

Комментарии для сайта Cackle