священномученик Иоанн Восторгов

1894 г.

Значение семьи29

Приветствую вас, возлюбленная чета, с наступившими торжественными и светлейшими минутами вашей жизни. Сказавши друг другу прекрасное слово любви, вы приблизились к алтарю Господню, чтобы радостно повторить это слово пред Церковью, в лице ее служителя, чтобы произнести пред Богом всевидящим священные супружеские обеты взаимной преданности и единения до смерти, чтобы благоговейно испросить в храме Божием благодатного освящения своему союзу. Да будут благословенны ваши добрые намерения, да утвердится у вас глаголанное слово, как сказано в только что произнесенной церковной молитве.

Вы переживаете теперь минуты чрезвычайной важности. В виду этого, а также исполняя желание своего сердца и заповедь Церкви, я считаю долгом, как совершитель над вами таинства Господня, сказать вам несколько слов в назидание. Я знаю, конечно, что вы, как люди хорошо учившиеся и благовоспитанные, и без меня довольно понимаете, что нужно православным чадам Церкви знать о сущности и нравственном значении совершаемого над вами таинства. Но наш долг не только знать свои обязанности, но и чаще их себе напоминать. Св. ап. Павел часто указывал христианам своего времени на их высокое достоинство, отсюда делал выводы: ходите достойно звания (Еф. 4:1).

В момент, когда вы при благословениях Церкви готовитесь начать новую семью, ставлю и я на ваше размышление вопрос: что такое семья в Церкви Божией и в обществах человеческих? Прислушайтесь к возвышенным и умилительным о вас молитвам Церкви и к чтению слова Божия при вашем венчании, и вы ясно увидите, что есть брак в Церкви Божией. Он есть союз двух разумных существ во образ таинственного союза Христа с Церковью, т.е. должен быть так же крепок и неразрывен, так же чист, духовен и свят; оттого брак есть средство к взаимному нравственному возвышению супругов, и вы действительно услышите в молитвах таинства, что залог и основание вашего семейного счастья есть христианское благочестие, а образцами и примерами вашей супружеской жизни должны быть библейские патриархи и новозаветные угодники Божии (см. молитвы 1 и 3 венчания). Св, Церковь, далее, в молитвах испрашивает вам благословенного рождения чад, к которым естественно переносится теперь в целомудренном смятении ваша мечта. И вот вам еще значение брака в порядке церковном: рождение и воспитание новых членов Церкви Божией на земле, приготовление их для блаженной вечности на небе, – вот какой ожидает вас великий подвиг пред людьми и великая заслуга пред Богом. Но на детей – воля Божия. Будут ли они или нет, брак всегда есть, – всегда он есть торжество целомудрия, сдерживающее страсти, осуществление, начало и воспитание любви, училище заботливости, терпения, целомудрия, самопожертвования.

Здесь именно, в семейной жизни, полагается самое прочное начало служения благу другого, здесь подавляется эгоизм, – и от любви семейной человек всегда восходил к любви к роду и к целому человечеству. Вне семьи развить эти прекрасные свойства удается только личностям исключительным, для которых семья – все человечество; но это, по слову Спасителя, дано далеко не всем: «могий вместити да вместит» (Мф. 19:12).

Сказанным определяется значение семьи и в обществах человеческих. Ибо верно слово, что благочестие на все полезно, для жизни будущей и настоящей. Семья есть основа общества; из нее произошел род, затем государство. Итак, если корень крепок и здоров, здорово будет и дерево, и наоборот. И опыт действительно говорить, что там, где падала семья, падала вместе с тем и жизнь общественная и государственная. И если теперь замечается шатание жизни, распущенность нравов, преобладание грубых животных инстинктов человеческого эгоизма, то все это зависит от того, что расшатано семейное начало, что высокомерно и презрительно стали относиться к святыне домашнего очага, что стали умалять значение супружеских обязанностей для общества, что на брак приучились смотреть, как на обыкновенную житейскую и финансовую сделку, что из трусливого преувеличения брачных тяжестей, а еще более ради простора и беззаконного приволья чувственной страсти очень многие, совсем не могущие сего вместить, стали вовсе удаляться брака. Вот почему радостно приветствует Церковь всякую новую чету, видя в каждом нарождающемся семействе противодействие распространяющемуся злу распущенности и жалкого себялюбия.

Искренно и от души желаю я и вам с настоящих же священнейших и серьезнейших минут вашей жизни на все последующее время вдохновиться святым идеалом христианского супружества, усвоить себе взгляд на него, как на высокое и святейшее таинство. Только на таком супружестве может корениться истинная семья, от которой ждут обновления лучшие люди, и на которой зиждется благо общественное; всякое другое супружество будет простое, унижающее разумное существо – человека, сожитие (самца и самки), образа для которого должно искать не в союзе Христа с Церковью, а бесконечно ниже – в царстве животном. Семья ваша, начатая благословением Церкви, пусть укрепляет углубляет нравственный союз свой с нею; вся жизнь ваша должна определиться и сложиться под благотворным влиянием св. Церкви, ее учения и сверхценных заповедей. Пусть при первом взгляде на вашу семью ясно станет для всех, что семья эта – христианская и благочестивая. Да поможет вам Бог, да радуются вам добрые люди и да сменятся венцы ваши брачные на нетленные и неувядающие в невечернем царстве вечной славы и вечного блаженства! Аминь.

Мир душевный30

Ныне отпускаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лк. 2:29).

Чья душа не пожелала бы иметь у себя то сокровище, которое приобрел блаженный старец Симеон? Кто не пожелал бы себе этого мира, с которым провел Симеон свою долгую жизнь и теперь бестрепетно встречает и самую смерть? Мир душевный, мир совести, мир с Богом и людьми, мир с целым миром: вот к чему стремятся все люди, вот чего жаждет утомленное сердце; находим ли этот мир, правильные ли средства употребляем для приобретения его, – это другой вопрос, но что все считают его благом, – это несомненно. Самая война имеет последнею целью мир. Так смотрит на мир как на высочайшее благо, и христианство. Божественный Основатель его для того и сошел на землю, чтобы принести на нее мир; прощаясь с учениками, Он говорил им: «мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27).

Так смотрит на мир и св. Церковь, продолжательница дела Христова на земле. Прислушайтесь к ее богослужению: начинается оно всегда призывом к миру: миром Господу помолимся; о вышнем мире; мир всем; станем святое возношение в мире приносити; наконец, с миром и изыдем из храма Божия.

Такое-то сокровище имел у себя Богоприимец Симеон. Поучимся у него, как приобрести и нам себе мир: путь к этому вожделенному счастью никому из нас не загражден, особенно с пришествием Примирителя. Так, что в Ветхом Завете давалось только избраннейшему из избранных, то в Новом Завете дается каждому сыну Церкви Христовой.

Но возвратимся к Симеону: чем приобрел он себе мир душевный? Мало о нем сказано в Евангелии, но что сказано, то дает нам вполне вразумительный ответ на поставленный вопрос: "И бе, – говорит св. евангелист – человек во Иерусалиме; ему же имя Симеон; и человек сей праведен и благочестив, чая утехи Израилевы, и Дух бе Свят в нем» (Лк. 2:25). Вот разгадка счастья Симеона. Приобрети его праведность, его благочестие, – ты привлечешь к себе и Духа Святаго, а вместе с Ним и мир души. Такой мир, которого нарушить ничто не может.

Что такое праведность? Это такая черта в жизни человека, по которой он свято хранит права других и верно исполняет возложенные на него законом обязанности по отношению к ближним. Праведным называется тот, кто отдает каждому свое, кто исполняет свой долг. Но были и есть многие, которые обладали такими свойствами и на них полагали всю свою надежду, чтобы сохранить мир с собою и ближними, и, однако, мир этот далек был от них. Это потому, что они смотрели на праведность с точки зрения пользы: полезно быть праведным, ибо и другие исполнят свой долг по отношению к тебе, и вот путем взаимной праведности должен получаться мир и общее счастье. Увы, никогда не получали мира и счастья те, кто любит добро потому только, что оно полезно; на праведность редко отвечали праведностью, и любитель пользы вместо мира чувствовал одно озлобление. Не на том должно основывать добродетель: не на пользе, а на благочестии. Веруй в Бога; благоговей пред Ним; люби Его всем сердцем и душой и любовно исполняй Его волю, а любовное исполнение есть наслаждение и дает душе мир и отраду. Воля же Божия требует праведности, но при любовном исполнении ее ты ищешь уже не пользы; оттого, если на твое добро тебе и отвечают злом, то мира души тебя не лишат, потому что добро творишь ты с другими целями: ты творил его из-за добра, из-за благочестия, из любви к Богу, и добро твое всегда останется добром, и цель его достигнута даже и в том случай, когда на него отвечают злом. Только та праведность, которая истекает из благочестия и коренится на нем, имеет нравственную цену и может быть названа прочною... Она тогда привлечет к тебе Духа Святаго. А Дух Святый оскудевающее восполнит, немощное уврачует и даст душе такой мир, которого не нарушат никакие земные беды и напасти. Таковы были мученики христианские, которые шли на костры в радости и веселии духа; таков был, например, знаменитый Иоанн Златоустый, который после жизни скорбной, умирая в изгнании, окруженный врагами, предавая дух свой, воскликнул: «Слава Богу за все!» В Ветхом Завете редки были Симеоны, в Новом же Завете, после обильного ниспослания на верующих благодати Святаго Духа, таких счастливцев было много; это счастье не отнято и от нас.

Будем праведны, будем благочестивы: тогда возгласы Церкви: «Причастие Святаго Духа со всеми вами, мир всем» не будут для нас пустыми звуками, тогда и мы будем иметь счастье со временем бестрепетно идти в путь отцов наших от этой земной жизни и дерзновенно сказать: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Аминь.

Подражание святым31

«Как звезды с неба освещают землю и светом своим указывают дорогу путникам, так святые своею жизнью освещают нашу жизнь и показывают нам дорогу к небу. Взирая на звезды эти, позаимствуемся от света их». Так рассуждает один из св. отцов Церкви о том означении, какое имеют для нас святые. Празднуя сегодня память св. великомученика и целителя Пантелеимона, постараемся и мы из его жизни извлечь для себя полезные уроки и наставления.

Св. Пантелеимон жил за 1500 лет до нашего времени. В то время и цари, и большая часть народа были по вере язычники, христиан было очень немного. Страшное то было время для христиан. Язычество как бы чуяло свою близкую гибель и все усилия употребляло, чтобы сохранить свою жизнь и задушить веру Христову. Христиан жгли, топили, распинали, казнили, зашивали в звериные шкуры и отдавали на съедение собакам, бросали на растерзание зверям, обматывали паклей, напитанной смолой, и живыми зажигали. В такое-то время жил Пантелеимон. Отец его был язычник, мать – христианка. С детства благочестивая мать учила сына вере во Христа, с ним молилась, с ним посещала богослужение. Но когда Пантелеимон был еще отроком, мать его умерла и стал его воспитывать отец, водил его по языческим храмам, приносил жертвы идолам. И стал Пантелеимон отвыкать от веры своей матери и сделался язычником. Видел он гонение христиан. При нем случилось такое страшное событие: христиане в день св. Пасхи молились в храме; в это время, по приказанию царя, на них напали воины, разрушили храм и избили 20 000 человек. «Если бы у меня было тысяча языков и железные уста, – пишет один очевидец этого гонения, – то и тогда я бы не мог пересказать всех ужасов и мучений, которые претерпевали верующие. Железо притуплялось, кровь лужами стояла на земле, заливала и тушила костры. Руки палачей от усталости опускались и не могли продолжать своей убийственной работы». Конечно, не легко было тогда быть христианином. Но Пантелеимон все-таки уверовал во Христа. При виде гонений на христиан, он вспомнил мать. Наставления матери не умерли, слова ее и молитвы не были забыты. Это вам урок, христианские матери. Учите детей своих от младых лет, учите их вере и благочестию, молитесь и посещайте с ними церковь Божию. Придет время, вырастет твой Сын, может случиться, что закрадется в сердце юноши грех, и станет жить он так, как будто ни Бога, ни смерти, ни суда, ни ада не будет. Но если с детства его учила мать добру, он не погибнет окончательно. Видели вы, как кроется и тлеет огонь под пеплом; как будто его и нет, но дохнет ветер, и пламя ярко взовьется к небу. Видели вы, как сокрыто зерно под землей; его не видно и как будто оно погибло. Но упадет на него дождь, польет его водою, и зерно даст росток и взойдет оно к солнцу светлому, к Богу – Господу. Так и наставления матери в сердце грешника. Как будто и незаметно их у грешника; но дохнет на него дуновением благодати Божией, придет горе житейское, польет его сердце слезами, как дождем: и вспомнит грешник свое далекое детство, припомнить мать родимую, ее наставления, ее молитвы, и обратится к Богу, и раскается в грехах и сделается добрым сыном Церкви Божией. Так случилось и с Пантелеимоном. Не мог он не видеть, что христиан мучат невинно, и вот, когда он раз поговорил с одним священником – Ермолаем, то, вспомнив наставления матери, скоро же уразумел ложь язычества и истину христианства. В это время он был уже совершенно взрослым. Ранее он много учился и был известен, как самый лучший врач. Когда он сделался христианином, то обратил ко Христу и своего отца, раздал свое имущество и стал всех больных лечить без всякой платы, всем служил, чем мог. Он ходил по домам бедняков, посещал заключенных в тюрьмах. Лечил он и лекарствами и молитвою с именем Иисуса Христа. И дал ему Бог дар чудес. То было время такое, когда нужны были чудеса. Теперь их нет, так как и без чудес возможно и легко быть верующим, а в то время, при страшных гонениях и муках христиан, вера Христова без особой помощи Божией могла погибнуть. Многим больным и немощным помог Пантелеимон силою своей науки, еще больше помог чудесами. Был он очень учен, но учение не отвратило, а, напротив, приблизило его к Богу, и каждое дело, каждое врачевание больного совершал он с именем Божиим на устах, с молитвою в сердце. Пришло, наконец, время и пострадать Пантелеимону, потому что его жизнь и труды не могли укрыться от наблюдений языческого царя-гонителя. И предстал молодой ученый пред грозным властителем бесстрашный и бестрепетный. «Ты кто, какой веры и какими колдовством исцеляешь больных?» – спросили его царь. «Я – христианин, – ответил Пантелеимон, – и не колдовством, а молитвою, силою Божией и именем Христа исцеляю болезни». «Христос – не Бог! – сказал царь, – поклонись нашими богами и получишь от меня все блага, ты будешь моими придворными врачом; а не поклонишься – погибнешь лютою смертию». «Я молод и силен, – ответили святой, – и стыдно мне убояться мучений, когда их переносят бестрепетно старцы». Тогда святого повесили на дереве и стали строгать его тело железными когтями, а ребра палить зажженными свечами. Пантелеимон переносил все молча и терпеливо. Тогда растопили в котле олово и бросили туда его, но олово чудесно застыло, и святой остался жив. Тогда навязали ему на шею камень и бросили в море, но святой благополучно вышел на берег. После этого его бросили к дикими зверям, но звери подходили к нему и ласкались, как домашние. Приказано было приготовить колесо с железными остриями и терзать тело Пантелеимона, но он остался тверд в своей вере. Наконец, когда Господь достаточно показал мучителям силу Свою и этим как бы и их самих призывал ко Христу, тогда пришло время умереть Пантелеимону. Ему отрубили голову, а тело его взяли его ученики и похоронили с честию. И теперь его мощи хранятся в русском Пантелеимоновом монастыре на горе Афонской, часть мощей есть и у нас в России – в Ново-Афонском монастыре св. Симона Канонитского, у нас, на Кавказе, около г. Сухуми.

Таки жил и страдал св. великомученик Пантелеимон. Судите теперь сами, правы ли те, которые говорят, будто бы святым легче жилось и легче можно было спастись, чем нам? Кого из нас так гонят, кого мучают? При св. Пантелеимоне имя христианина было позорным, назвать кого-либо христианином было все равно, что назвать преступником.

Теперь же совсем не то. Если кого мы хотим похвалить в высшей степени, то называем его истинным христианином. Пример св. Пантелеимона учит нас, что нужно любить веру Христову до того, что не жалеть за нее жизни, а любовь наша к вере Христовой должна выразиться не иначе, как исполнением Христовых заповедей. «Не любим словом, и не языком, – говорит св. апостол, – но делом и истиной» (1Ин. 3:18). «Если кто любит Меня, – говорит и Сам Спаситель, – тот заповеди Мои сохранит» (ср. Ин. 14:21).

Чему еще учит нас св. Пантелеимон? Он был ученым: значит, можно быть ученым и в то же время веровать в Бога и быть Ему угодным; значит, ученье не удаляет человека от Бога, не делает его худшим; неверами бывают только недоучки. Значит, нечего бояться науки, как некоторые делают, особенно из простых людей; напротив, нужно всячески стараться и о себе самом и о своих детях, чтобы как можно лучше познать волю Божию и учение Иисуса Христа. Св. Пантелеимон был врач. Как же говорят некоторые, что обращаться к врачам – грех? Особенно это часто слышалось во время последней холеры. И само слово Божие говорит: «Не презирай врача, но принимай его с честию, потому что Бог создал его» (ср. Сир. 38:1–4). Только и врачам, и нам не следует возлагать все надежды на одну науку, а по примеру св. Пантелеимона нужно надеяться на милость Божию. Молитва, воздержание, богомыслие, посещение церкви, служение молебнов и особенно совершение великой Жертвы – Христова Тела и Крови, а также елеосвящение, т.е. соборование, – вот что должно сопровождать наше лечение у врачей. Обращаться должно и к молитвенной помощи св. угодников, особенно таких, которые во время своей земной жизни были врачами и целителями людских болезней. Вот и теперь, братие, в некоторых местах России опять появилась страшная болезнь холера. Будем же молиться Богу о спасении, помолимся сейчас св. Пантелеимону: он при жизни недуги исцелял, прокаженных очищал, больных избавлял от смерти. Пусть и теперь, предстоя престолу Божию, просит он нам милостей Господа, пусть поможет и нашим врачам избавить нас от болезней, пусть испросит нам избавление от смерти.

Сейчас, во время молебного пения, будем молиться св. Пантелеимону, но постараемся подражать и его делам в своей жизни: будем такими же добрыми христианами, милостивыми, сострадательными, кроткими, смиренными, будем любить нашу св. веру и исполнять Христовы заповеди.

Св. великомучениче и целебниче Пантелеимоне, моли Бога о нас! Аминь.

Великое призвание Русского народа32

В нынешний день святая Церковь прославляет и ублажает Пресвятую Матерь Божию, воспоминая явление чудотворной иконы Ее в городе Казани. Всякий праздник в честь Богоматери несет сердцу отрадную уверенность в том, что на небе есть сильная Ходатаица за род христианский; всякое воспоминание явления иконы Богородицы указывает нам, что из века в век, из рода в род, среди различных православных народов, в различных местах проявляется чудотворная помощь нашей Небесной Заступницы. В числе других стран наша Русь православная имела счастье получить особенно много знаков небесного благоволения Пресвятой Богородицы: в Киеве, Владимире, Москве, Чернигове, у нас здесь, в Моздоке, и самое последнее время в Козельщине имеются чудотворные иконы Богоматери, как явное доказательство того, что благословение Божие видимо почивает на русском народе.

Но особенно много говорит сердцу русского человека настоящий праздник в честь Казанской иконы Божией Матери. Оттого-то праздник этот стал праздником не местным в одном городе Казани, как можно бы ожидать, а праздником всей православной России.

Наша родина, Русь православная, вы знаете, была на первых порах мала, слаба и незначительна. Славянское племя было весьма малочисленно и русские, поселившись на небольшом пространстве земли, окружены были со всех сторон дикою природой, непроходимыми лесами и болотами, многочисленными и сильными враждебными народами. Кто бы мог подумать, что чрез несколько столетий из маленького славянского русского племени возрастет огромное царство? Но Господь судил русскому народу великую и славную будущность. В Божественном Писании, братие, сказано: Бог сотворил от одной крови – от Адама и Евы – весь род человеческий жить по всему лицу земному, но для каждого народа Господь благоволил указать место поселения, время действования и ту или другую задачу, направленную ко благу мира. И вот в деснице Вседержавного Промысла Божия наше русское царство испытало дивную судьбу: оно именно уподобилось тому евангельскому зерну горчичному, которое на вид меньше всех семян, но посеянное – вырастает в огромное дерево, и люди пользуются его тенью, и птицы небесные находят приют в его благодатной листве. Русь – теперь это огромное дерево; много народов нашли приют под высокой рукой русского Белого Царя, многие племена под мудрым отеческим управлением нашего Благочестивого Государя живут в мире и благодеянии. Как это случилось? Слава и могущество русского народа начались с тех пор, когда наши предки во дни св. князя Владимира приняли православную христианскую веру.

С этих пор русскому народу указана была особенная задача, дано особенное назначение: просвещать светом Христовой веры все окружающие народы, а народов этих было великое множество. Кто знает прошедшие судьбы нашей родины, тому известно, что те места, которые мы теперь считаем русскими, – эти места заселены были народами языческими, не русскими. И Дон, и Волга, и Урал, и далекая Сибирь, и Белое море, и наш Кавказ, – все эти страны раньше не принадлежали нашему царству. Но пришел туда русский православный воин, за веру, царя и отечество не щадил он живота своего, полил кровью и потом неприятельскую землю, завоевал ее; потом пришли сюда русский крестьянин и русский священник; один принес топор и заступ, другой – крест и Евангелие. Они основали села, выстроили церкви и монастыри, разделали пустынные места – и чудо совершилось: финны, пермяки, карелы, лопари, вогулы, – такие народы, имен которых вы, братие, и не слышали, – все эти народы сделались крещеными и православными, породнились с русскими, а теперь спроси его, кто он, то и сам он скажет, что он русский, и ты не отличишь его от русского. Вот что сделали русские: они людям, сидящим во тьме, возвестили свет Христова учения; они людей диких, невежественных, не отличавшихся от зверей, сделали подобными себе, научили их знать Бога истинного, научили их уму-разуму. И мы говорим громко, и мы верим твердо, что все это сделали русские люди по особой воле Божией, по особому благословению небесному. Доказательство этого – в явлении чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Вы знаете, что басурмане-татары много зла сделали русской земле. Более 200 лет они владели русскими; затем они имели особые царства, здесь, на Кавказе, и на реке Волге – в Астрахани и Казани. Они стесняли отовсюду русский народ, грабя и нападая на нас, забирали много пленных; мало этого: татары сели как раз на пути к Кавказу, к Сибири, за Волгу, – словом, не пускали русских никуда, не давали нам распространить веру истинную и могущество русского народа. 350 лет тому назад русский царь Иван Васильевич, с благословения духовных пастырей, пошел на грозное царство Казанское и разрушил его: велика была тогда радость русского народа; освобождены были тысячи пленников; укрощен был грозный и исконный враг. Но было ли это дело богоугодное? Кто мог знать это? Тогда Сам Господь открыл волю Свою: скоро по взятии города Казани в куче мусора обретена была икона Божией Матери, которая являлась трижды маленькой девочке во сне и приказывала ей указать духовным пастырям место иконы. После обретения этого образа начались от него чудеса и знамения великие. Эти чудеса так подействовали на татар, что они во множестве крестились, и сам царь Казанский со всею семьей сделался христианином православным. Так, видим, почивало на наших благочестивых предках Божие благословение и милость Богоматери. И стала Казань русскими городом, и стала Волга русской рекой, а затем и другие страны отдались русскому народу, – и везде воссиял крест Христов, и везде воздается хвала Богу истинному. И до нынешнего дня не кончилось дело русского народа, назначенное ему Богом. И теперь еще есть много племен, не ведущих Бога, и много стран, где нужно утвердить православную веру. И до нынешнего дня с нами Бог и Пречистая Богородица. Что было 40 лет назад на этом самом месте, где стоить теперь ваша станица, красуется этот святой храм и благочестивый народ стоит пред алтарем христианского Бога мира и любви? Что здесь было? Здесь быль аул, жили враждебные татары и вместо креста Христова и православного храма стояла мечеть лжепророка. Прошло немного лет – и весь край этот стал чисто-русским. Не явное ли здесь дело милости Божией, не явное ли свидетельство, что с нами Бог?

Вот на какие мысли навел нас нынешний праздник. Но не уйдем отсюда без урока и назидания. То правда, что нам, русским, Богом назначено просвещать другие народы светом Христовой веры, но все ли действительно просвещены? Просвещение совершается не одним словом, но и делом. Докажи магометанину, что твоя вера лучше, докажи не словами, а делами, чтобы ясно было, что христиане и добрее, и честнее, и трудолюбивее магометан, – тогда ясно будет, на чьей стороне правда. Наши благочестивые предки так именно и поступали. Любили они Христа, исполняли Его святое учение, Его Божественные заповеди, любили Церковь Христову, повиновались ее пастырям – и Бог был с ними, и Пресвятая Богородица была их Заступницей. Пресвятая Богородица не может помогать врагам Ее Сына, а всякий, кто не исполняет учения Спасителя, тот – Его враг. Будем же и мы благочестивы, будем любить Церковь, будем чтить Спасителя, – и Пресвятая Матерь Божия будет с нами. Святая Русь сильна своею верою: и пока мы, русские, будем православны, до тех пор ничто для нас не будет страшно: наше господство в покоренных странах есть благодеяние для покоренных, потому что им живется лучше, чем жилось до прихода русских. Везде мы насадили православную веру, и пусть нас ненавидят враги и завистники: если Бог с нами, то кто против нас? (Рим. 8:31). Верой Христовой сильна и незыблема наша держава. Много у нее врагов, но они исчезнут, как воск от огня, как туман и иней от света и тепла солнца. Будем благочестивы, – и святая Русь будет стоять до тех пор, пока не грянет страшная труба небесных вестников скоро грядущего вечного мира, пока не блеснет молния пришествия Сына Человеческого. Будет новое небо и новая земля, куда не войдет ничто нечистое и скверное, но праведники и верующие будут приняты Христом и покрыты будут молитвенным покровом Богородицы. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.

Чудеса веры православной33

Празднуем сегодня память св. равноапостольного русского князя Владимира; вспоминаем вместе с тем и то дело, которое совершил он и за которое прославлен у Бога и у людей, т.е. крещение России в православно-христианскую веру.

Св. Владимир был сначала язычником, как и все наши предки. Его жизнь в язычестве не отличалась ничем хорошим: жил он в свое удовольствие, любил только себя, имел много жен, воевал, пировал, мало заботился о своем царстве. Он был таким, какими были все язычники; иным он быть не мог, так как не знал Бога истинного, не ведал закона евангельского, мало понимал, что хорошо, что худо, и некому было научить его. Такая жизнь мало отличается от звериной, потому что есть, пить, спать и иметь заботу о сохранении своей жизни и о собственных удовольствиях свойственно и скотам неразумным. Человек со светлым умом и с доброю душою не мог оставаться спокойно в язычестве. Душа человека так создана, что ищет веры в Бога Истинного; сердце человека стремится к добру, желает святости, а языческая вера не могла дать такого успокоения. Так прожил Владимир пору юности и мужества, пережил все, чем хочет наполнить человек жизнь, чтобы быть счастливым: ел, пил, веселился, а счастья не нашел, потому что не в этом разумное счастье, а в Боге. И стало приходить Владимиру на ум, что смерть скоро придет, близок час разлуки с землею, а что ждет его дальше? Не может душа человека успокоиться на том, что все кончится с земною жизнью, и верится помимо воли, что будет после смерти тела жизнь вечная духа. Что обещала эта жизнь язычнику-Владимиру? Заслужил ли он счастье в будущей жизни, когда он не знал даже, чем заслужить его? В таком-то расположении мысли Милосердый Бог призвал его к чудному свету Христовой веры. К Владимиру явился из православной Греции священник-монах и ответил на тайные его думы: показал, что ждет его в будущей жизни. Он развернул пред ним картину страшного суда, где изображены были направо ликующие праведники, а налево плачущие грешники. «Хорошо тем, кто по правую сторону», – сказал простодушно Владимир. «Веруй во Христа, – ответил священник, – и ты будешь с ними». И стал говорить ему священник о Боге Едином и Истинном, о Христе Спасителе, о законе Евангельском, стал говорить ему, что все люди равны по духу пред Богом, всех Бог любит, всем хочет спасения, всех зовет в Свое принебесное Царствие, но войдут в него не все, а только те, кто здесь, на земле, исполнял закон Божий, был полезен своим ближним, кто свой долг выполнял, и если он князь или простолюдин, богатый или бедный и даже последний раб во дворе князя, – все равно, князь, крестьянин, отец, мать, сын, дочь и проч., лишь бы каждый исполнил свою должность по совести, и они не остаются у Бога без награды.

Смутилась и затрепетала душа язычника – князя Владимира. Что сделал он, чтобы получить награду от Бога? Он быль князем, много добра мог бы сделать народу, много пользы принести, много слез людских отереть. А он только ел, пил со своими женами, пировал с дружиною, жил в свое удовольствие. С тех пор не знал покоя князь Владимир и задумал сам переменить веру и народ свой вывести из тьмы язычества на путь вечного душевного спасения. Долго рассказывать о том, как Владимир посылал послов узнавать разные веры, как он сам принимал послов от различных народов, которые хотели иметь могущественного князя своим единоверцем. Довольно сказать, что князю Владимиру более всего понравилась вера христианская, православная, – та, которую исповедовала в то время Греция, и которую теперь содержим мы с вами. Крестился князь Владимир, крестилась его семья, крестилось его войско – дружина, крестился русский народ.

Это случилось более 900 лет тому назад. Как не бывало прежнего князя – язычника Владимира! Не слышны пиры, не видно разгула, нет дикого распутства, не забыты нужды народа. С утра до вечера ласковый князь Владимир судит свой народ, защищает правых, помогает вдовам, избавляет от притеснения сирот. Ходит он по тюрьмам, милует преступников кающихся; каждый день целыми возами рассылает с княжеского двора милостыню. Всегда он в совете с духовными пастырями, строит церкви, заводит училища, путешествует по всему лицу земли русской. Так и остался он в народной памяти под именем Владимира, ласкового князя – Красное Солнышко. Вот какую перемену произвела в князе Владимире св. вера Христова. Он сам сказал о себе: «Был я, как зверь, жил я совершенно по-скотски, а теперь познал я Бога истинного».

Что случилось с одним человеком, то случилось и с народом. Русский народ, когда были в язычестве, отличался дикостью, злобою, распутством, обжорством и пьянством. А теперь это – народ, который удивляет всех своими благочестием.

Иностранцы, посещающие Россию, изумляются тому, сколько у нас храмов Божиих, как благочестив и набожен наш народ, как он покорно переносит несчастья, как он предан св. Церкви и благочестивым царям своим. Русский народ называется народом-богоносцем. И правду сказать, если бы не православная вера, если бы не набожность русского народа, давно бы погиб он от множества врагов. В пору нестроений и неурядиц, в пору нашествия татар, поляков, ливонцев, шведов, французов, – всегда русский народ, сознавая себя единым, никогда не раздроблялся и этим единением служила православная вера. Она же воспитала в нем все добрые качества души. Она же воспитала много великих мужей, которые в годину народного горя не щадили живота своего и во имя Христа, во имя православия жертвовали собою для спасения родины.

Братие! Христиане православные! Хранить нам должно свою веру, как неоцененное сокровище, беречь нам нужно свое православие, как верный и единый залог спасения! Сознавая величие русского народа, данное нам св. верою, не будем закрывать глаза и на свои недостатки. 900 лет прошло с тех пор, как Русь наша сделалась святою Русью, а народ русский стал крещеным, христианским, но у нас еще осталось кое-что от язычества. Что это? – спросите вы. От язычества осталось пьянство, обжорство, распутство и это отвратительное сквернословие, или, как говорят у нас, скверноматерное слово, которым так часто оскверняет свой язык русский человек. Нужно употреблять нам все меры, чтобы избавиться от этих последних остатков язычества.

А затем, так как верой Христовой мы спасаемся, и так как царство наше до сих пор стоит только православием, то нужно содержать святую веру в том виде, в каком мы приняли ее от времени св. кн. Владимира. Небесный Домовладыка засеял плодовитую ниву нашей родимой земли пшеницею чистого православия, но дьявол, всегдашний враг всего доброго, посеял плевелы на ниве и взошли от этого посева: раскольники, хлысты, баптисты, штундисты и другие сектанты, о которых со скорбью теперь часто приходится слышать. Не было их при св. кн. Владимире, и не должно быть теперь. Св. православная вера идет от Христа Спасителя и Его апостолов, а сектанты появились на наших глазах. Поэтому не могут быть они истинными христианами, так как учение их сообщил не Бог, а человек. Господь Иисус Христос, отправляясь на крестную смерть, молил Небесного Отца, чтобы все Его последователи-христиане были едино: способствуют ли сектанты этому единению верующих, – сами судите; не только не способствуют, а, напротив, разъединяют христиан, отвлекая их от православной Церкви. Значит, они – враги Божии. Мы же, ученики Христовы, от лица св. князя Владимира принявшие православие, будем крепко любить и хранить свою св. веру, будем послушны св. Церкви. Не смущайтесь тем, что находятся враги Церкви – сектанты. Сам Господь Иисус Христос имел ведь врагов и Сам Он предсказал, что будут ереси и лжепророки. Но Господь Иисус Христос – един, едина истина, едина Церковь: кто в Церкви, тот спасен будет, а кто вне Церкви – осужден будет.

Но придет время, здесь ли, на земле, или там, на небе, – не все ли равно, – когда верующие в Господа Иисуса Христа все будут в союзе и единении. Ибо Сам Он сказал: «И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя Ми подобает привести и глас Мой услышат: и будет едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10:16).

Молитвами св. князя Владимира да пребудем и мы в этом св. избранном стаде, под пастырством Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Причина болезней34

В евангельском чтении нынешнего воскресного дня св. Церковь предложила нашему вниманию повествование об исцелении Спасителем нашим одного расслабленного. Господь, по обычаю Своему, проповедовал. Народу собралось так много, что подойти близко, особенно принести больного, не владеющего ногами, не было никакой возможности. Но горячая вера, пламенное усердие, сердечное желание всегда превозмогут препятствия. Несшие больного раскрыли крышу того дома, в котором был Спаситель, и сквозь разобранный потолок спустили расслабленного к ногам Спасителя. Господь не отверг веры и усердия. "Чадо, – сказал Он расслабленному, – отпущаются тебе грехи твои» (Мф. 9:2). А когда присутствовавшие здесь враги Иисуса Христа стали упрекать Его за то, что Он простил грехи и тем взял на себя дело, которое прилично только Богу, то Спаситель доказал им, что Он-то и есть истинный Бог и что прощение грехов равносильно исцелению от болезни. Потом Он сказал расслабленному: «Возьми твою постель и иди в дом твой». И больной, не владевший прежде ногами, пошёл, прославляя Бога, и весь народ славил Иисуса, как Господа-Чудотворца.

В этом священном повествовании обратите, братие, ваше внимание на то, какими словами Спаситель исцелил больного. Не сказал Он ему сразу: возьми твою постель, не сказал ему прямо об исцелении от болезни, а объявил ему о прощении грехов: «Чадо, отпущаются тебе грехи твои». Нет сомнения, Господь хотел этими словами вразумить расслабленного, а св. евангелие, повествующее об этом, и св. Церковь, предлагающая нам сегодня рассказ об этом событии, хотят вразумить нас с вами. Чему же поучают эти слова? Об этом сегодня и будем беседовать.

Известно, братие, что на свете ничего не бывает без причины. И болезни, которым подвергаются люди, не появляются так, ни с того, ни с сего, а имеют также свою причину. Чтобы устранить, например, пожар, надобно устранить причину пожара и затушить огонь. Чтобы прервать болезнь, надобно устранить причину болезни. Врачи и знатоки лечения так и делают: они главное усилие направляют на то, чтобы уничтожить причину, корень болезни. Это вполне понятно. Но вот странное явление! Сколько ни стараются наши врачи, сколько ни употребляют они лекарств, а болезни все-таки свирепствуют в роде человеческом. В наше время искусство лечить особенно стоит высоко, и много есть врачей действительно знающих, таких, что действительно могут принести пользу больному. Чего только ни придумал, чего ни изобрел ум человеческий! Больницы теперь и в городах, и в селах, аптеки наполнены лекарствами. Что же, меньше болеют люди, чем прежде? Едва ли. Напротив, как бы в насмешку над всеми усилиями людей, с каждым годом стали появляться такие болезни, о которых прежде люди и не слыхали. Отчего все это? Очевидно, оттого, что не уничтожается главная, коренная причина всех болезней. Обыкновенно причину болезней полагают во влиянии дурной погоды, нехорошей пищи, плохой одежды, неудобного жилища и стараются действовать на эти причины. А между тем, люди продолжают болеть, и никто, при соблюдении всех предписаний врачебной науки, не остается жить на земле вечно; все умирают. Положим, у бедного человека пища недостаточная, грубая, от которой легко заболеть; у него и жилище, и одежда так плохи, что едва защищают от действия дурной погоды; он и трудится слишком много, и бедняку, действительно, не трудно заболеть. Но почему же богатые-то люди, у которых и жилье удобное, и пища вкусная и питательная, и труд не изнурительный, а часто совсем никакого труда нет, – почему они, при всех жизненных Удобствах, подвергаются болезням и, ведь, правду сказать, болеют чаще и сильнее, чем бедные люди? Отчего многие святые люди, которые жили в пустынях и пещерах, скудно питались, плохо, а то и совсем не одевались, имели самое неудобное жилье, проводили весь век в трудах и в гонениях, отчего они часто жили по 100 и более лет и мало болели? Ясно опять, что дурная погода, пища, одежда, хотя действительно и служат причиной болезней, но причиной не главной, не коренной, второстепенной. Какая же причина главная? Эту главную причину указал Сам Спаситель при исцелении расслабленного: «отпускаются тебе грехи», сказал Он больному, и этим ясно показал, что главною причиною болезней служат грехи, что избавиться от грехов, значит, уничтожить болезнь, вырвать ее с корнем; это и показал Господь на примере расслабленного.

И если бы спросили, что нужно больше всего помнить христианину, чего опасаться, то ответ один: помни, что грех погубит твою душу и твое тело, и поэтому бегай греха, борись со злом; в этом задача жизни, в этом единственное средство спасения. Было время, люди в раю не заботились о пище, одежде и жилище, были они безгрешны, – не знали тогда и болезней. Но только что сделан был первый грех, понадобилась пища, одежда, явились и болезни, и все несчастия людей идут с тех пор, как они сделали первый грех. Все же первые потомки Адама и Евы жили очень долго, по 900 и более лет, и мало болели. Но чем дальше шло время, чем больше грешили они, тем больше и сильнее проявлялись среди них болезни, тем больше и больше сокращалась человеческая жизнь. Могут спросить: отчего же дети безгрешные и люди Божии, святые также болеют и умирают? Оттого, что нет на земле совершенной святости, оттого, что со времени греха Адама все мы в беззаконии зачинаемся и в грехах рождаемся. И ребенок невинный, как он ни мал, уже в детстве, еще ничего не понимая, обнаруживает уже злобу, упрямство, мстительность, неповиновение; и святые Божии люди имели грехи юности. Спросят и еще: отчего же часто явные грешники – пьяницы, обидчики, блудодеи пользуются здоровьем? Друг мой! Не смущайся и не обманывайся этим. Бог, по милости Своей, долго щадит грешника, долго даёт ему средство и возможность покаяться: но когда мера долготерпения переполнится, не видел ли ты, как пьяница умирал без покаяния на улице, как вор был убит на месте преступления, а часто оставлен без погребения, как блудодей нежданно свалился, как зависть и ненависть сгоняют краску с лица, лишают сна и покоя? Смерть грешников люта, – говорить слово Божие (Пс. 33:22). Вот что делает грех. Он все отравляет, к чему бы ни прикоснулся. Думалось Еве, что через грех будет она подобной Богу, согрешила – и лишилась навеки счастья. Думалось блудному сыну в притче евангельской, что, отделившись от доброго отца и начав жить блудно, получит он счастье, – а кончил тем, что питался пищей свиней и то не вволю. А теперь с нами что делает тот же грех? Естественно человеку и необходимо есть; придет грех – и еду обращает в обжорство; естественно человеку питье, иногда для подкрепления сил и питье вина; придет грех – и естественное дело обращает в пьянство; естественно, видя доброе у соседа, и себе стремится к тому же; придет грех – и это невинное соревнование обращает в грубую зависть, в низкую ненависть. Так все, к чему прикоснется грех, все он оскверняет, все загрязняет, загрязняет даже, по-видимому, доброе дело. Иной богач строит церкви, делает пожертвования в пользу бедных, открывает училища: кажется, совсем хорошее дело, а на деле – пришёл грех и заставил этого благотворителя искать чести и славы за свои благодеяния, требовать награды и орденов. И стало доброе дело худым, и вместо пользы душевной принесло вред. Что же, приносит ли грех в этих случаях удовольствие? Но кто же не знает, как тяжело делается обжоре после еды, как скверно на душе у пьяницы после отрезвления, как тяжко на сердце у завистника, у скупца и честолюбца? А муки совести у грешников? Не хотел ли тысячу раз богач, разбогатевший нечестно, воровством и обманом, кровью и потом других, не хотел ли он лишиться всего, что он имеет, лишь бы возвратить себе покой духа? А смерть, а суд, ад и вечные мучения, – это не отравляет ли жизнь грешнику? Так, братие, грех только издали заманчив, только обещает удовольствия, а на самом деле лишает нас навеки счастья. Это красивая змея, к которой если подойдешь близко, то будешь смертельно укушен. Только добрая, благочестивая жизнь дает человеку счастье.

Будем же, братие, стараться избегать греха, как главной и коренной причины наших болезней, всех наших зол, бед и несчастий. Мы спим, и вокруг нас темная ночь греховная. Внимайте же слову апостола: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь» (1Кор. 16:13), или как ныне читали: «Будьте тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе» (Рим. 12:11). Час уже нам от сна восстать: ночь уже прошла, а день приблизился. Отложим дела тёмные и облечемся во оружие света. Аминь.

Храм – жилище Господа35

Древнее церковное предание повествует, что после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа на небо пред смертью Богородицы св. апостол евангелист Лука, обладавший искусством живописи, изобразил икону Богоматери с Предвечным Младенцем. Св. Богородица, увидевши эту икону, дала обещание пребывать с нею Своею милостью до конца века. Эта-то икона, написанная св. Лукой, или, по крайней мере, точный и очень древний список с нее, и есть та икона, которой сегодня празднуем мы, т.е. Смоленская икона Божией Матери. Драгоценный этот образ хранился в Греции и передан нам в Россию в благословение св. кн. Владимиру, когда он крестился и крестил русскую землю. Вместе с тем эта икона послужила благословением от православной Греции ко всей православной России. И действительно, скоро сказалась над Россией помощь Богородицы. После князя Владимира за грехи наши наше отечество было завоевано татарами. Св. икона Богоматери в это время находилась в городе Смоленске у тамошнего князя. Народ выстроил этой иконе богатый храм и усердно чтил ее. Татары осадили город Смоленск внезапно; в городе не было ни одного воина. Народ был в ужасе, с часу на час ожидал вторжения свирепых врагов, остановить которых не было решительно никакой возможности. Но Пресв. Богородица защитила Свой храм. Она явилась одному благочестивому гражданину г. Смоленска – Меркурию и открыла ему, что Она упросила Своего Сына оставить Ей Ее дом, т.е. храм. После этого Она повелела Меркурию одеться в светлые одежды и идти в стан неприятеля. Он пошёл. Враги ночью увидели бесстрашного воина и с ним какую-то светлую женщину. Страх напал на них, и они бежали. Город был спасён, сохранен был храм Богородицы, оставлена и сохраняется до нашего времени Ее честная икона.

Вот, братие, как любит Пресвятая Богородица храмы христианские. Как же нужно любить их нам с вами! Храм Божий – это селение Господа на земле. Храм Божий – это самое святое, самое высокое место на земле. Как отрадно чувствует себя здесь душа христианина, когда приходит сюда с искренней молитвой! Здесь живёт постоянная радость, здесь утешается всякая печаль. Св. царь и пророк Давид ничего так не хотел, как быть в храме Божием как можно чаще. «Коль возлюбленна селения Твои Господи Сил, – восклицает он, – желала бы скончаться душа моя во дворе Господнем. Один день в доме Божием для меня лучше, чем тысячи дней среди грешников. Я радуюсь, когда мне скажут: пойдём в дом Господень» (Пс. 83:2–3, 11, 121:1). Так любил св. пророк храм Божий. Наши благочестивые предки также любили св. храм. Пойдите по всей русской земле, посмотрите: ни один народ не настроил столько храмов, как русский народ. Ни один народ не изукрасил так своих храмов, ни один народ не жертвует столько на нужды храмов, как русский народ. Братие-христиане православные! Любите и вы ваш св. храм. Здесь ведь все, что нужно для христианина. Здесь вы после рождения крестились, здесь же и по смерти вашей будут напутствовать вас последней молитвой. Здесь слышите учение Христово, писание апостолов; здесь раздается проповедь Богом поставленных пастырей и учителей. Здесь же совершается и богослужение, наше высокое, трогательное и прекрасное богослужение православное, которое не знают как восхвалить даже иноверцы и иностранцы. Только нужно быть внимательным в храме. Входите в него благоговейно, стойте со вниманием, слушайте, что поют, что читают, что проповедуют. И каких благ только не испрашивается здесь! Молимся о живых, молимся об умерших, просим прощения грехов, покаяния при смерти, христианской кончины, царства небесного. Кто привык к церкви, тому бывать в ней составляет величайшую сладость, тому быть в храме – то же, что быть на небе. Так и поется в песне церковной: «В храме стояще славы, на небеси стояти мним». Вот и сегодня, хотя уже подряд несколько дней совершается богослужение, вы собрались сюда помолиться. Хорошо вы сделали! Да будет за это над вами Божие благословение и покров Божией Матери! Любите храм Божий. Но смотрите: храм для вас тогда будет полезен, если вы будете стоять в нем так, как следует. Слепой не видит, хотя светит солнце, мертвый не двинется, хотя его принесут в теплую комнату: так и холодный, невнимательный, рассеянный посетитель храма не почувствует в сердце своем сладостной благодати Божией, не получит от храма пользы душевной. Напротив, он только согрешит тяжко пред Богом, если и в храме не оставит того, чем занят был на улице.

Будем ходить в храм и будем стоять здесь с духом горящим и горé имея сердца. Аминь.

Храм36

Дева днесь предстоит в церкви и с ликами святых за ны невидимо молится Богу.

В чудную область благочестивой древности переносит нас воспоминаемое ныне событие. Видится благолепный Влахернский храм Богородицы во всей красе ночного богослужения, видится торжественный собор священнослужителей во главе со св. патриархом Тарасием, видится многочисленный народ, горячо молящийся об избавлении от врагов, и с ним благочестивый царь Лев Мудрый. Видится и слышится наше возвышенное православное богослужение; идет продолжительное, буквально всенощное моленье, но бодры духом богомольцы, усердна молитва, и эта молитва окрылила дух, открыла очи веры, отверзла и самое небо... К концу уже всенощного бдения, в 4 часу утра, преп. Андрей с учеником своим Епифанием видят на воздухе Пресвятую Богородицу с ликами св. ангелов, пророков и апостолов, молящуюся за род христианский пред Сыном Ее и Богом.

Перенеситесь отсюда мыслью к вашему настоящему положению. И вы теперь в храме; то же видится и слышится богослужение, но простерт ли и ныне над молитвенниками покров Богоматери, в общении ли пребывают с нами лики святых? Веруем твердо и исповедуем открыто, что это так. Христос Иисус вчера и днесь Той же и во веки, говорит апостол, и Церковь Его пребудет вечно, и слово Его мимо не идет: «идеже два или три собраны во имя Мое, там и Я посреде их» (Евр. 13:8; Мф. 18:30). Истина эта особенно близка к сердцу ныне, ныне же особенно ясно проповедуется и св. Церковью: Дева Днесь, поется в богослужении нынешнего дня, т.е. Дева и сегодня предстоит в церкви и с ликами святых за нас невидимо молится Богу. Мы не видим этого телесными очами, но несомнительно веруем. Были и во Влахернском храме многие богомольцы, но не удостоились чудного видения: был здесь царь, за свои познания прозванный мудрым, был патриарх, причтенный Церковью к лику святых, но увидел Богородицу только убогий слуга вельможи, наш единоплеменник славянин Андрей Юродивый. Такого видения достигают только избранные.

Но если Дева и ныне, и сейчас, и всегда предстоит с нами в храме, то какую же святыню, какое же сокровище неоценимое, какое место высокое представляет храм! Знали это в Ветхом Завете, когда Любовь Божественная еще не так открыта была людям. С каким восторгом, с какой пламенною любовью желал водвориться во храме св. царе-пророк Давид! Окруженный бедствиями, ожидающий каждую минуту, что вот восстанет на него брань, ополчится непримиримый враг, оклеветанный врагами, преследуемый злобными гонителями (Пс. 26:2, 3, 10, 12), огорченный потерею всего милого сердцу и изменой близких и друзей-о чем молит он Господа, чего желает прежде всего душа его? «Едино просил от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати ми храм снятый Его!» (Пс. 26:4).

В Новом Завете Бог открыл Себя людям, насколько они могут вместить Его; поэтому и храм новозаветный есть новое и действенное открытие Божества. Тем более он должен привлекать к себе верующих. Здесь Бог, Утешитель скорбящих, здесь общение святых, отшедших и не забывающих братию, странствующую по земле; здесь веяние неба, здесь дыхание страны вечной. Нужно ли тебе вразумление, тяготит ли сомнение, мир ли наводит на тебя мрак свой: молись здесь пред Светом, просвещающим всякого человека, молитва озарит твою мысль, рассеет образы лукавого мира. Здесь же, в храме Милосердия, для совести твоей дается елей милости и врачевание веры в таинстве покаяния, здесь же ты, вечно жаждущий общения с Высочайшим, самым делом соединишься с Ним во св. причащении.

А ты стоишь здесь с развеянными мыслями и с блуждающими взорами; а ты входишь сюда, как в обыкновенный дом, вызывая грозное обличие апостола: «Или домов не имате? Или о церкви Божией нерадите?» (1Кор. 11:16). Неблагодарный! Церковь ведь о тебе молится, о твоих близких живых и умерших, о твоем спасении, о твоем счастье, – а ты, раб ленивый и злой, сам не хочешь внять ее голосу! Церковь окружила тебя здесь образами, возбуждающими в душе все возвышенное и святое, она одела свое богослужение в благолепную ризу песней и молитв, в красоту обрядов и священнодействий, – а ты стоишь холодный и невнимательный, священных песней не слушаешь, обрядов не выполняешь?! «Друже, како вшед еси семо, не имый одеяния брачна?» Вот какой голос можешь ты услышать, и затем: «изгнание вон, ввержение во тьму кромешную» (Мф. 22:12–13). А ведь стоит только вдуматься в то, что ты видишь и слышишь здесь, – и само собой так и потянет тебя долу, в поклоне до праха земного, и невольно осенишь себя образом креста! Позвольте теперь сделать вам, юные наши богомольцы, пастырское вразумление и... укор: вы, дети, сказать правду, мало креститесь, мало кланяетесь, следовательно, и мало молитесь. Даже в храм входя, не все из вас перекрестятся и поклонятся. Если храму вы не оказываете уважения, – что другое на свете вы станете уважать?

Братие и дети! В храме стояще славы, на небеси стояти мним. Вот как Церковь определяет наши отношения к храму. Будем же, подобно Давиду, стремиться сюда духом, будем входить сюда и стоять здесь как бы пред лицом Всевидящего Бога, в общении Богоматери, св. ангелов и св. человеков. Горé имеем сердца! Аминь.

Почитание Богоматери37

Нынешний праздник установлен св. Церковью Российской в благодарность Пресв. Богородице за избавление Ею царственного града Москвы и всего нашего отечества от нашествия врагов и окончательной гибели в тяжкую годину горя народного, известную в истории под именем «смутного времени». Это было в начале ХVII века. Наступившее после пресечения царственного рода Рюриковичей междуцарствие, неизбежное в таких случаях расстройство гражданского порядка, происки врагов внешних и внутренних, – все это довело Россию до такого плачевного положения, что не было почти никакой надежды на спасение. К довершению государственного бедствия, самое сердце России – Москва находилась в руках врагов. В это тяжелое время нашлись среди русских людей достойные граждане, которые употребили все усилия, чтобы спасти отечество от гибели. С берегов Волги потянулись к Москве ратники ополчения, готовые положить душу свою за благо родины. Но не на свою – человеческую силу, не на ратное искусство уповали воины: всю свою надежду возлагали они на помощь небесную, на силу молитв, на заступничество пред Богом Пресвятой Богородицы, икона Которой – и именно чудотворная икона Казанская – сопутствовала ополчению. И надежда не посрамила: когда войско стояло под стенами Московского кремля, ставшего теперь из твердыни города защитою для врагов его, преподобный Сергий, молитвенник за землю русскую, явился во сне томившемуся в плену у врагов святителю Арсению и объявил, что Господь, по молитвам Богородицы, в следующий же день низложит врагов. Предсказание сбылось: действительно, на другой день, 22 октября 1613 года, к неописанной радости русских людей, кремль был взят, враг изгнан, Россия была спасена. Благодарные предки наши установили ежегодно праздновать этот незабвенный день, посвятив его в честь Пресвятой Богородицы.

Вот история нынешнего праздника. Не трудно вывести отсюда для себя урок и назидание. Будем прежде всего помнить, что Пресвятая Богородица есть наша «Заступница Усердная”, как величает Ее св. Церковь. Иначе и быть не может: какою Она была в земной своей жизни – милосердой, любвеобильной, такою осталась, конечно, и по смерти. И слово Божие говорит, что любовь не имеет конца, николиже отпадает; прекратятся откровения и пророчества, уничтожится дар языков, и самый мир кончится, а любовь переживет века и самое время (см. 1Кор. 13:8 и д.). Та, Которая послужила величайшей тайне спасения людей через любовь Божию, Та, Которая подвинулась на ходатайство за бедных хозяев брачного пира в Кане Галилейской, когда у них было такое сравнительно малое горе – недостача вина, – неужели Она, Сама испытавшая в земной своей жизни величайшей скорби, оставит людей в скорбях и нуждах без помощи и покровительства? И Божественный Сын Ее, так любивший Ее на земле и на кресте в предсмертных муках заботившийся об устроении Ее земного благополучия, неужели не будет внимать молению Матери там, на небе? Нет, по учению непогрешимой учительницы нашей – Церкви, много может моление матернее по благосердию Владыки! Недавно еще праздновали мы день блаженного Успения Богородицы и тогда вспоминали, как Она, явившись сонму апостолов Христовых, Сама изрекла утешительное для всех людей и всех времен обетование, что не оставит мира и по успении своем. Недавно мы торжествовали и другой праздник – Покрова Божией Матери, и тогда видели и самое исполнение Ее обетования. А нынешнее празднество не убеждает ли нас в том, что не только отдельные лица, но и целые царства пользуются милостями и заступлением Богоматери? В этом отношении особенно счастливо наше отечество, Русь православная. Нынешний праздник – ведь всероссийский праздник, потому что вся Россия в тяжелую годину своей жизни признала Ее, Богородицу, своею спасительницею. А посмотрите по лицу всей земли русской: сколько есть чудотворных икон Ее, – знамения ее милости, всероссийскою Церковью чтимых, сколько есть икон местно чтимых в каждой отдельной области, почти в каждом отдельном городе! И то обстоятельство, что в редком, редком доме на Руси не найдется иконы Богоматери, не свидетельствует ли о том, что русский православный человек опытом познал, из бесчисленных благодеяний Богоматери познал, какую великую Заступницу рода христианского имеет он в Пречистой Деве? Оттого-то, когда русское воинство ополчалось на врага и шло на смертный бой за веру православную, за Царя и отечество, оно всегда имело при себе в залог побед Пречистый лик Царицы Небесной, Оттого-то, когда в какой-либо области наступало общественное бедствие, вроде повальной болезни, как было недавно и у нас, в нашем городе, везде, по собственному начинанию православного населения, поднимались иконы Богородицы, обносились вокруг городов и сел; народ успокаивался, и самая болезнь прекращала или ослабляла свое губительное действие.

Из всего сказанного не следует ли с очевидностью, что мы должны чтить Пресвятую Деву, обращаться к Ней со своими мольбами и нуждами? Наш город посвящением главного храма своего в честь Богоматери как бы поручен Ее особенному небесному покровительству. Когда 100 лет тому назад на месте, где теперь мирно живет наш город, бывшим в то время передовым боевым пунктом против врагов России и христианства, населены были русские православные люди, с целью преграждать путь хищникам и не давать им возможности нападать на русские пограничные селения, то новые поселенцы принесли с собою неоцененную святыню, много раз спасавшую русское воинство от врагов, – образ Казанской Божией Матери. Ей вверяли они свою жизнь, на Нее одну надеялись, Ее защите и покровительству доверяли они безопасность своих жилищ, сохранность семейств, целость своего достояния, когда, вызываемые обязанностями службы и долгом воинского звания, уходили на борьбу со врагом. Ее же пресвятому имени посвящен и сей св. храм, построенный уже в то время, когда незначительное воинское поселение разрослось уже до величины города, и, несомненно, создателями храма руководила та же благочестивая мысль, – мысль о покрове Богоматери над нашим городом. Таким образом, для нас, ставропольцев, нынешний праздник имеет особое значение. Предками нашими, целым рядом поколений, ранее нас здесь живших, мы отданы под особое покровительство Божией Матери. Мы – дети Ее, удел Ее. Будем помнить это, будем обращаться к Ней с нашими молитвами. Но не забудем и того, что не одно внешнее поклонение честной Ея иконе, – возжжение свечей, пение пред ней молебнов в домах и храмах, обнесение ее вокруг города по улицам по площадям, – не одна словесная молитва к ней, Заступнице рода христианского, не одно посвящение имени Ее главного храма в города служит условием для получения Ее милости и благоволения. «Сыне, даждь Ми твое сердце», – требует Господь (Притч. 23:26). Матерь Господа Иисуса Христа не может покровительствовать врагам Сына Ее; следовательно, для получения Ее благоволения прежде всего нужна вера в Спасителя нашего, любовь к Нему. Матери Господа нашего Иисуса Христа не могут быть близки те, кто не исполняет Божественных заповедей Сына Ее; следовательно, нужна жизнь по вере, любовь к Богу деятельная, которая, как известно, выражается главным образом в любви к ближнему – к человеку, созданию Божию. Посему и произнесен грозный приговор апостолом: «Если кто скажет, что Бога любит, а ближнего своего ненавидит, тот лжет” (1Ин. 4:20). Пресвятая Дева Мария не может считать близким Себе по духу и того, кто не выражает своей любви и почитания к Ней подражанием Ее боголюбезным добродетелям: Ее вере в Бога, надежде и любви к Нему, Ее необыкновенному терпению, смирению, кротости, милосердию, трудолюбию, любви к молитве, к чтению и слушанию слова Божия. Вот в чем выражается истинное Ея почитание, вот над кем милостиво простерт Ее покров, или, по выражению песни церковной, «источает нам нескудные милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от всяких бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы своя» (конд. праздн.). Итак, чти икону Богородицы, покланяйся, лобызай ее, торжествуй светло дни праздников ее: это Ей угодно, это душеспасительно, заповедано св. Церковью, завещано нашими благочестивыми и боголюбивыми предками, но в то же время угождай Ей и жизнью своею, которую располагай по заповедям Ее Сына, почитай Ее исправлением души и сердца, а в случае падения, возможного для человека, искренним покаянием пред Богом и чистосердечным намерением исправиться. А без этого, без богобоязненности, без преуспеяния в добродетелях, не может быть и речи о духовной к Ней близости; тщетны будут наши мольбы, напрасны надежды и самое празднество сегодняшнее наше, самое посвящение этого святого храма в честь Богородицы будет только укором для нас, будет свидетельствовать только о том, как далеки наши дела, наша жизнь, наше нравственное состояние от звания христианского. Не услышим ли мы тогда грозных слов Господа, обращенных некогда к народу еврейскому через пророка: «Праздников ваших и жертв ваших ненавидит душа моя»? (Ис. 1:14). И не сбудется ли тогда над нами слово нашего Спасителя: «Не всяк, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царство небесное»? (Мф. 7:21).

Памятованием указанных уроков и почтим нынешнее празднество в честь Богоматери.

Привет прощальный38

Последней раз я молился сегодня с вами, братья и дети, в этом св. храме, в той семейной обстановке, в которой мы сходились сюда каждый праздник более четырёх лет сряду. Четыре года – время само по себе небольшое. Но эти годы и в вашей и в моей жизни падают на то время, которое остается навсегда памятным: для вас это было время беззаботного детства, светлого отрочества, расцветающей юности; для меня это были первые годы мужества, почти первые шаги общественной деятельности, – время, вероятно, самой напряженной деятельности. В эти памятные для меня и для вас годы вступили мы с вами в общение веры и молитвы, к которому присоединилось общение науки, – и все это должно было возрасти в прекрасное общение любви. Не знаю, как вы, – хотя и могу судить по тем слезам, с которыми вы слушаете меня, – но я сроднился с вами, милые дети, сроднился с этим храмом и братьями его. Вот почему в настоящие минуты сердце мое полно скорби, слезы застилают мне очи, вся душа моя трепещет во мне. Вот почему, прощаясь с вами, я не знаю, что сказать вам, какой вам оставить прощальный завет: так переполнено все существо мое, так подавлен я множеством мыслей и чувств. Но голос любви и долга заставляет меня остановиться на чем-либо одном, и я уверен, что сказанное при таких исключительных обстоятельствах западет вам глубоко в душу. Я помню, каким вниманием подарили вы мое первое здесь учительное слово. К нему невольно переношусь я мыслью. Четыре года назад, в воскресный день, когда Церковью положено читать евангельское повествование об исцелении Гагаринского бесноватого, я в первый раз говорил вам с этого святого места. Теперь последним наставлением пусть будет то, которое было первым. Тогда я обратил внимание ваше на то, как гадаряне, испуганные потерею своих свиней, просили Учителя и Божественного Чудотворца уйти из пределов их; так свиньи были поставлены ими выше великого и спасительного учителя. Вот вам вековечный образ того, к чему приводит увлечение миром и тем, что в мире. Не говоря ни слова, Иисус немедленно удалился от неблагодарных и злых и погрязших в свои расчеты и страсти. Так, выбора нет: или оставайся со свиньями, в состоянии скотоподобия, или будь со Христом, слушай Его учение, им живи, ему следуй. Нет общения у света и тьмы. Развивайте же в себе от юных лет стремление ко всему доброму и прекрасному, верою и добродетелью восходите ко Христу, чтобы не очутиться в состоянии гадарян. Пользуйтесь драгоценным временем детства и юности, когда любви ко Христу не заглушают еще заботы о пропитании, которое дается вам по дару трудами других. Памятуйте слова апостола, который вы не раз здесь слышали: духа не угашайте, вышних ищите; горняя мудрствуйте, а не земная; елика суть истина, елика честна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, только то, что добродетель и достойно похвалы, – сие помышляйте (1Сол. 5:12; Кол. 1:3, 3:1–2, Флп. 4:8). Будьте тщатем не лениви, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12:11). Помните, что вера Христова есть единственная отрада жизни: не заменит ее ничто на свете; помните, что Церковь Христова есть единственный путеводный светоч жизни: для кого он погаснет, тот останется во тьме и неудержимо повлечется к погибели. Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец; кто не имеет веры, кто не стремится духом к Богу, кто жизнь свою не располагает по завету Христову, кто все интересы, и заботы, и помыслы свои держит вдали от Бога и Его закона, – тот не человек, тот называется человеком только по недоразумению, его место – в числе скотов гадаринских. И не только тот, кто творить зло, но и тот, кто, не вредя существенно никому, однако, не делает и добра, хотя имеет к тому все средства, и тот погибнет. Таков богач, о котором вы слышали сегодня в евангелии. Кто не творит добра, тот уже сторонник зла, кто остановился на пути нравственного восхождения, тот неизбежно пошел назад. Верно слово Господа: Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12:30). Итак, горé имея сердца, непрестанно стремитесь к почести вышнего звания во Христе Иисусе, имея пред собою один идеал, одну задачу: да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован. Вот вам последнее наставление.

А теперь простите. В эту минуту я помню только то доброе, светлое и чистое, что я видел здесь за 4 года службы. Незабвен буди этот святой храм и в нем таинственный престол благодати, которому я предстоял недостойный. Незабвенны будут те святые минуты, когда ваших душ касался ангел молитвы, и я видел вас здесь поверженными пред алтарем в сердечном умилении. Буду вспоминать, как вы говели, как многие со слезами исповедовались, какими умиленными подходили вы ко святой чаше. Памятны будут мне минуты внимания, которым вы отвечали на мое проповеданное слово, когда я сам чувствовал, что оно дошло до сердца. Отрадою наполнялось все существо мое, когда, посещая пансион, иногда в поздний после полуночный час, я видел пред иконою, в сумраке лампады, склоненных в молитве детей. От всей души призывал я тогда на вас благословение Неба...

Да, я видел детские молитвенные слезы – и вижу теперь ваши слезы разлуки; я слышал детские молитвенные вздохи – и слышу теперь вздохи при мысли о расставании.

Довольно! Живы христианские души, сильна вера, есть любовь, возрастет на этой ниве благочестие! Выше счастья для меня нет, как сознавать это...

Теперь я отхожу на новую ниву. Но неужели мы теперь будем друг другу чужими? Нет, не могут быть чужими те, которые соединились в общении молитвы к Богу мира и любви. В этом мире и любви нуждается уходящий. Мира и любви я прошу у вас. То правда, что на служении здесь я положил и приложил всю энергию молодости, всю горячность верующего и ревнующего сердца... Но в этом самом кроется источник и моих недостатков, источник страстности, которая должна быть чужда великому и вечному делу, к которому я был приставлен как рядовой работник. Простите же отходящему от вас пастырю, если я кого обидел чем-либо, если кому чего не воздал по лености и косности, особенно же, если кого соблазнил небрежностью, дурным делом или легкомысленным словом. Простите и помолитесь обо мне грешном.

Бог же мира, возведый от мертвых Пастыря овцам Великого кровию завета вечного Господа нашего Иисуса Христа да совершит вы во всяком деле блазе! Мир вам и Божие благословение! Аминь.

Благодарный привет39

Уходящему на новую ниву пастырю вы даете мне образ Пастыреначальника. Поклонившись Ему, яко Господу, земно кланяюсь и вам, добрые люди, благодарю за привет, за любовь и ласку. Вижу в этом пожелание мне успела на новой ниве, которая и вам не чужая, как служащая тому же делу, ведомая к той же цели, не чужая потому, что некогда сойдется полосою с этою оставляемой нивой, когда, по слову Господа, весь мир будет одним возделанным полем: а село, сказано, есть мир; когда раздастся глас трубы вестника скоро грядущего вечного мира и блеснет молния пришествия Сына Человеческого. Буду хранить этот св. образ с благоговением, как залог неумирающего общения со всеми вами, как память о людях, которых я любил и которые по своей доброте дарили меня любовью.

Спасибо, спасибо вам сердечное. Господь Щедродавец, обещавший не оставить без награды и чаши холодной воды, поданной ученику Его, да воздаст вам милостью и благословением!

К новой юной пастве40

«Слушаяй вас, Меня слушает, и отметаяйся вас, Меня отметается».

Эти слова, которыми начинается нынешнее евангельское чтение, сказаны были Господом Иисусом Христом к Его апостолам при отправлении их на проповедь. Дело Христово, дело спасения людей не должно было прекратиться с отшествием Спасителя на небо; продолжение его, как видите, было вручено св. апостолам. Это же дело не должно было окончиться со смертью и апостолов, ибо то, чему они служили и что созидали, т.е. Церковь Христова, по мысли и обетованию Основателя, должна была пребывать вечно: «созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18). Дело спасения человечества по смерти апостолов передано было их преемникам, пастырям и учителям Церкви, совершается оно теперь и будет совершаться до скончания века. И к ним, к преемникам апостолов, во всей полноте относится Божественное слово: «Слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается» (Лк. 10:16).

Меньший в братии моей, предстою пред вами и я, – страшно выговорить, – и я в числе преемников апостолов. Страшно выговорить: потому что это, с одной стороны, указывает на высоту служения, к которому я призван, с другой стороны, невольно наводит на мысль об ответственности, напоминает изречение Господа: «Кому много дано, с того много и взыщется» (Лк. 12:48). А в данном случае, по отношению к себе, могу сказать одно, что бремя великое вверено ладье малой: кто я, чтобы мне принять на себя жребий и служение апостолов? Не имею я ни их сил, ни духовных дарований, ни их пламенной ревности, ни их чистоты и непорочности. Более того: я во всем уступаю прежнему вашему пастырю, ранее меня занимавшему это священное место проповеди. Таким образом, при первом знакомстве с вами, как бы рекомендуя себя вам, могу сказать о себе только словами апостола: «Нечем мне похвалиться, только немощами моими» (2Кор. 12:5, 9). Не могу я вам дать никаких особых обещаний, не могу внушить никаких особых надежд. Вот почему моя первая просьба к вам, братие и дети, – это просьба о любви и снисхождении к моим недостаткам, к моему неумению. Как бы они ни были велики, все же я буду возвещать истину ту самую, которую принес на землю Спаситель, проповедали миру св. апостолы. Истина же не умаляется, не изменяется, не теряет своей цены и не перестаёт быть истиной, хотя будет возвещаться и неискусным проповедником. Кто истину любить только из-за формы, в которую она облечена, тот плохой ее последователь и плохой ценитель. Она выше формы. Так дорогой камень отличается и ценится любителем независимо от того, в какой он оправе.

Прошу же вас, братие, принимайте и мое неискусное слово, проповедуемое во имя Христа и согласно с Его учением, принимайте, как сказано: «Слушаяй вас, Мене слушает» (Лк. 10:16); умоляю вас, не переносите моих недостатков на то дело, которому я служу, на истину, которую я буду возвещать вам; мои же немощи покройте любовью, которой еще и еще прошу у вас. Мы с вами уже теперь не чужие, потому что вступили сегодня в общение веры и молитвы; присоединим сюда общение науки, и пусть все это возрастет в прекрасное общение любви. Так было на прежнем месте моего служения.

Сейчас мы будем молиться о здравии Государя Императора, ныне вступающего в брак со Своею Высоконареченною Невестою, о здравии Матери Его, Государыни Императрицы Марии Федоровны, ныне празднующей день Своего рождения. Таким образом, воспоминания нынешнего дня указывают нам еще одно связующее нас воедино начало: в принадлежности и служении общему единому отечеству, в любви и преданности единому Царю и Его царствующему Дому. Как собратья в Церкви, как сограждане в государстве, как соработники в служении одному делу просвещения, возлюбим друг друга, и тогда в этой взаимной любви и единомыслии мы успешнее всего благоустроим свое спасение вечное и самую жизнь земную. Как ваш пастырь и молитвеннике, в это первое мое священнослужение от всей души молю вам милостей Щедродателя Бога, у Которого Одного всякое даяние благо, и всяк дар совершен (Иак. 1:17). Благословение Господне на вас, Того благодатию, человеколюбием и щедротами всегда, ныне и присно, и вовеки веков. Аминь.

* * *

29

Речь при венчании преподавателя Н. Е. К. и Н. Г. К. в гимназической церкви 23 января 1894 г.

30

Слово в день Сретенья Господня 2 февраля 1894 г.

31

Слово в день великомученика Пантелеимона в ст. Крымской 27 июля 1894 года.

32

В праздник Казанской иконы Богоматери в ст. Крымской 8 июля 1864 г.

33

В день св. Владимира в ст. Крымской 15 июля 1894 года.

34

Слово в неделю 6-ю по Пятидесятнице 17 июля 1894 года; сказано в церкви станицы Крымской, Куб. обл.

35

В день Смоленской иконы Божией Матери 28 июля 1894г.; сказано в церкви станицы Крымской, Куб. обл.

36

Поучение в праздник к Покрова Богоматери.

37

Поучение в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1893 года, в Ставроп. Кафедральном Соборе.

38

Слово при прощания с учениками Ставропольской мужской гимназии 6 ноября 1894 года.

39

Ответная речь на приветствие ктитора храма и сослуживцев Ставропольской гимназии после поднесения образа Спасителя.

40

Речь при первом служении в церкви Елисаветпольской классической гимназии, 14 ноября 1894г.


Источник: Полное собрание сочинений : В 5-ти т. / Протоиер. И. Восторгов. - Репр. изд. - СПб. : Цар. Дѣло, 1995-1998. / Т. 1. : Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1889-1900 гг.). - 1995. – 890 с. - (Серия "Духовное возрождение Отечества"). ISBN 5-7624-0001-8

Комментарии для сайта Cackle