Азбука верыПравославная библиотека История Церкви Деяния второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 - 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии


Деяния второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии

Второй Всезарубежный Собор РПЦЗ 1938 г

Содержание

Доклад архиерейскому Синоду блаженнейшого митрополита Антония о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян
Предсоборная комиссия
Правила о составе Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, и о порядке избрания и назначения их, принятыя Архиерейским Собором 12/25 октября 1935 года с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским Собором 22 декабря – 4 января 1937/38 года
Наказ Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 г
I
II. Состав Собора
III. Общее Собрание Собора
IV. О Совете Собора и Отделах
V. Порядок обсуждения вопросов
VI. Совещание епископов
VII. Секретариат Собора
Список членов Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 года
Представители клира
Представители мирян
Русский Всезарубежный Собор
Высочайшее приветствие августейшего главы российского императорского дома Русскому Зарубежному Церковному Собору с участием клира и мирян
Ответ зарубежного Церковного собора августейшему главе российского императорского дома
Протокол № 1 торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года Протокол № 2 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 2/15 августа 1938 года Протокол № 3 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года Высокопреосвященный Архиепископ Нестор обратился к собранию со следующими словами: I. Цели и деятельность Братства II. Организация Братства Доклад Протоиерея Иоанна Сокаля: «Просветительная и общественная деятельность духовенства, воспитание молодежи». I. Богослужебно-просветительная деятельность II. Просветительная деятельность вне богослужения III. Общественная деятельность IV. Воспитание молодежи Протокол № 4 торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 7/20 августа 1938 года «Положение Православной Церкви и веры в Сов. России». Доклад К. Н. Николаева Общия замечания Православная Церковь в России Вера в России Заключение Заслушивается доклад Протоиерея О. Михаила Польского. О духовном состоянии Русского народа под властью безбожников. (Доклад протоиерея о. Михаила Польского) Зачитывается доклад Гр. Ю. П. Граббе. Взаимоотношение Русской Православной Церкви заграницей и Матери-Церкви Протокол № 5 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием мирян, от 9/22 августа 1938 года Резолюция по докладу протоиерея о. Иоанна Сокаля по вопросу о просветительной и общественной деятельности духовенства и воспитании молодежи Резолюция по вопросам о положении Православной Церкви и веры в Советской России Доклад Епископа Шанхайского Иоанна О духовном состоянии Русского Народа в разсеянии сущего Доклад Б. Р. Гершельмана «О национальном центре Русской эмиграции» Выписка из протокола заседания 3/16 августа 1938 г. Отдела, под председательством Высокопреосвященного Серафима, Архиепископа Западно-Европейских церквей, по вопросам национального и духовного возрождения России, на котором началось обсуждение вопроса об образовании Церковно-национального центра Резолюция, предлагаемая отделом возрождения России по докладу об образовании Русского церковного народного центра Доклад гр. Ю. П. Граббе «Пополнение иерархии и клира Русской Православной Церкви заграницей» Пополнение иерархиии и клира Русской Православной Церкви заграницей Протокол № 6 заседания Собора Русской православной Церкви заграницей с участием мирян, от 10/23 августа 1938 года Доклад Архиепископа Богучарского Серафима «О нравственной основе софианства» О нравственной основе софианства Доклад Ю. И. Лодыженского «Борьба с религией в области международной» Борьба с религией в области международной Доклад Н. В. Ставровского «Обезпечение старости и инвалидности духовенства» Обезпечение старости и инвалидности духовенства Финансовая организация кассы Административно-счетная организация Доклад протопресвитера П. Беловидова «Преподование Закона Божия в учебных заведениях для Русских детей» Преподавание Закона Божия в учебных заведениях для русских детей. Программы, учебники, методы, преподавательский персонал. Внешкольное преподавание Закона Божия I II. Начальная (основная) школа III. Средняя школа Программа по Закону Божию I-й класс. Священная История Ветхого Завета II-й класс. Священная История Нового Завета III-й класс IV-й класс. Православный христианский Катихизис V-й класс. История Христианской Церкви VI-й класс. История Русской Церкви и Славянских Церквей VII и VIII классы Доклад игумена Филиппа «К вопросу о преподавании Закона Божия Русским детям в неправославных странах» К вопросу о преподавании Закона Божия русским детям в неправославных странах Доклад Б. Р. Гершельмана «Современныя общественныя течения и их нравственное значение» Современныя общественныя течения и их нравственное значение Протокол № 7 заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, от 11/24 августа 1938 года Доклад прот. П. Беловидова «О церковной дисциплине среди клира и мирян» О церковной дисциплине среди клира и мирян Доклад Отдела по вопросам приходской жизни Доклады Епископа Потсдамского Серафима Экуменическое движение Оксфордская конференция для практического христианства и большевизм Католичество и большевизм Доклады Н. Ф. Степанова: Отношение Ватикана к Экуменическому движению Энциклика Е. С. Пия XI. «Mortalium Animos». О единстве Церкви Программа и заблуждение. О Панхристианском союзе Цель энциклики II. Христианское учение единства Церкви Единственная истинная и безконечная религия: явленная нам Спасителем III. Рассуждения, доводы и поведение панхристиан IV. Следствия. Церковь изменила бы своему назначению, приняв участие в панхристианских предприятиях Нет любви в ущерб истине Крайния различия мнений среди панхристиан Догматическая истина одна и незыблема Христианское единство произойдет только возвращением отпавших к истинной Церкви, присоединением к Римскому Престолу Заключение. Призыв к единению Влияние Франк-масонства на Оксфордскую конференцию Доклад Архимандрита Серафима «Монастыри и монашество» Монастыри и монашество Доклад Епископа Шанхайского Иоанна «Положение Православной Церкви после войны» Положение Православной Церкви после войны. (Доклад Епископа Иоанна Шанхайского) Доклад гр. Ю. П. Граббе «Взаимоотношение Зарубежной Русской Церкви с автокефальными Церквами и отделившимися частями Русской Церкви» Доклад К. Н. Николаева «Положение Православной Церкви после войны» Доклад проф. Н. С. Арсеньева «Православная Церковь и западное христианство в наши дни» Православная Церковь и западное христианство в наши дни I II III IV V VI VII Доклад К. К. Изразцова «По вопросу о материальном положении Архиерейского Сѵнода» Доклад Н. Ф. Степанова «Иудейско-католическое сближение и в связи с ним перспективы дальнейшей эволюции экуменического движения» Иудейско-католическое сближение и, в связи с ним, перспективы дальнейшей эволюции Экуменического движения Доклад гр. Ю. П. Граббе «Переход Митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриарха» Переход Митрополита Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриарха и отношение к этому акту Русской Зарубежной Церкви. (Доклад графа Ю. П. Граббе) Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, от 9/22 августа с. г., по поводу перехода Митроп. Евлогия в юрисдикцию Константинопольского Патриарха Доклад К. Н. Николаева «Восточный обряд» Восточный обряд. I II III IV V VI VII VIII IX X XI Доклад К. Н. Николаева «Гонение на Православие в Польше» Гонения на Православие в Польше. I II Приложения I. Послание Русского Заграничного Церковного Собора Русскому народу в Отечестве страждущему II. Послание Второго Всезарубежного Собора с участием клира и мирян русской пастве в разсеянии сущей III. Вера и наука Доклад проф. А. И. Щербакова Выводы и заключения IV. По поводу лжеучения прот. С. Булгакова. Доклад члена Всероссийск. Церковного Собора гр. П. М. Граббе  

 
Второй Всезарубежный Собор состоялся в Сремских Карловцах в 1938 г., спустя 17 лет после Первого (1921 г.). Этот Собор, возглавляемый новым Первоиерархом, Блаж. Митр. Анастасием (Грибановским), продолжил созидательную работу по укреплению организации РПЦЗ и занялся вопросами духовн. возрождения русской паствы «в разсеянии сущей», просвещения детей и молодежи, борьбы с сектантством и уврачевания церковных ран, возникших в следствии печальных расколов внутри эмиграции. Среди итоговых документов II Всезаруб. Собора основополагающими явились два послания – «К Русскому народу в отечестве страждущему» и «К русской пастве в разсеянии сущей». В 1-м послании Собор выразил единство со страждущим русским народом, призвал его к терпению и упованию на милость Божию и выразил уверенность в грядущее освобождение России от ига безбожников. Во 2-м послании Собор призвал зарубежную паству стойко держаться св. правосл. веры и удаляться от пагубных лжеучений – софианства, теософии, спиритизма и масонства. Соборное послание выразило тревогу по поводу попыток католиков расхищать чад Правосл. Церкви, используя для этих целей т. н. «вост. обряд». Далее русские люди призывались к покаянию в главном грехе, тяготеющим над русским народом – в измене Помазаннику Божию, повлекшей за собой мученическую смерть Царской Семьи, что легло на совесть не только непосредственных участников этого злодеяния, но и на совесть всех русских людей... Особо подчеркивался долг русского зарубежья сохранить духовн. ценности Св. Руси и передать их будущим поколениям для службы возрожденной России. Собор созывался на территории Сербской Правосл. Церкви, под покровительством Свят. Патриарха Сербского, который являлся почетным Председателем Собора.
Доклад архиерейскому Синоду блаженнейшого митрополита Антония о желательности созыва Собора с участием представителей клира и мирян

Условия, в которых существует за рубежом наша Церковь, не имеющая никакой поддержки от государственной власти и растущая в очень значительной мере благодаря работе благочестивых прихожан, деляют необходимым привлечение представителей паствы к ближайшему участию не только в приходских, но и общецерковных делах. Такое участие их на Соборах в Москве, Ставрополе, а затем в Сремских Карловцах в 1921 году, во многих отношениях несомненно было очень полезно. Нам, иерархам, весьма важно от представителей паствы узнавать о ея духовных и прочих нуждах, а с другой стороны, мероприятия, выработанныя с участием представителей клира и мирян, могут быть основаны на более всестороннем и подробном обсуждении.

Само собою разумеется, что, говоря о такой пользе участия клира и мирян в Соборной работе, мы отнюдь не имеем в виду осуществления какой-то церковно-демократической программы. Иерархический надзор и право, или точнее – обязанность, епископов произносить решающее слово, должны в соответствии со св. канонами и практикой последних русских Соборов, оставаться незыблемыми. Впрочем надо с удовлетворением отметить, что до сих пор на наших Соборах – как раз миряне особенно ревностно оберегали сохранение полноты канонических прав за иерархией.
За рубежом имел место только один Собор с участием клира и мирян. Проэкт созыва второго такого Собора остался неосуществленным по различным причинам, одной из которых можно считать возникшую церковную смуту. Смягчение церковного разделения, происшедшее за последнее время, дает основание сказать, что последняя причина, если не исчезла, то во всяком случае не может почитаться достаточной для дальнейшего откладывания Собора, который, если окажется не в силах привести к единству, все-таки важен для Зарубежной Русской Церкви, объединенной вокруг Архиерейского Собора и Синода. Не надо забывать, что первый Всезаграничный церковный Собор, имевший место в Сремских Карловцах в 1921 году, хотя и подвергается различным укоризнам, все-таки много способствовал укреплению организации Зарубежной Церкви.  Равным образом нельзя не отметить благого значения епархиальных собраний в некоторых наших епархиях, как например Харбинской. Все это дает нам основание ожидать, что созыв теперь Всезаграничного Собора способствовал бы сплочению Зарубежной Церкви, укреплению ея организации и упорядочению ея имущественного положения. Но не менее, если не более, важной задачей для Собора будет указание православному русскому Зарубежью путей духовного возрождения и просвещения эмиграции, обсуждение и выработка мер борьбы с сектантством, противоцерковными течениями за рубежом и, наконец, насколько это возможно, лечение ран, нанесенных душам церковной смутой. Для этой последней цели я радостно приветствовал бы участие на Соборе представителей русских церковных организаций, не находящихся ныне с нами в полном единении, при условии, конечно, что они выразят готовность принять к исполнению постановления, которыя будут вынесены Собором с равноправным участием их представителей. Мы неоднократно приглашали к возстановлению единства отошедших от нас иерархов; думается, что новое приглашение их и представителей их паствы к Соборному сотрудничеству могло бы послужить делу церковного объединения.
Все эти вкратце перечисленные мною вопросы, а также самая организация Собора требуют тщательной предварительной подготовки и потому я полагал бы необходимою прежде всего разсылку настоящего моего доклада на отзыв отсутствующим членам Синода с предложением им доложить какия у них со своей стороны имеются пожелания в связи с настоящим предложением. Если же принципиально будет признано желательным принять мое предложение, то я полагал бы необходимым создание при Архиерейском Синоде Предсоборной Комиссии, под председательством Архиепископа Анастасия, на которую возложить подбор материала к Собору, предварительную разработку подлежащих его решению вопросов, а также изыскание совместно с Архиерейским Синодом средств на связанные с подготовкой Собора расходы. Само собою разумеется, что предположения этой Комиссии нуждались бы в утверждении их Архиерейским Синодом. Что касается состава Комиссии, то я сейчас не нахожу нужным высказываться о нем, пока Архиерейский Синод в полном своем составе не принял еще высказанного в настоящем моем докладе предложения. Надеюсь однако, что важность его для Зарубежной Церкви будет оценена Преосвященными Членами Синода и встретит с их стороны всяческое содействие.
Архиерейского Синода смиренный послушник
Митрополит Антоний.       
2–15 января 1935 г.
Предсоборная комиссия

После утверждения доклада Блаженнейшего Мнтрополита Антония о созыве Всезарубежного Собора с участием представителей клира и мирян в 1936 году, Архиерейским Синодом весною 1935 года, была образована Предсоборная Комиссия под председательством Высокопреосвященного Митрополита (в то время Архиепископа) Анастасия в следующем составе: Товарищи Председателя – Архиепископ Гермоген и Архиепископ Феофан, их заместитель протоиерей Иоанн Сокаль и Члены Комиссии: протопресвитер Петр Беловидов, протоиерей Флор Жолткевич (в 1937 г. выбыл из состава Комиссии вследствие перехода на сербскую церковную службу), проф. А. П. Доброклонский († 1937), Б. Р. Гершельман, граф Ю. П. Граббе, П. С. Лопухин, проф. К. М. Смирнов, К. И. Телятников, проф. сенатор С. Н. Трегубов, проф. А. И. Щербаков и А. П. Юденич. Позднее, в 1937 г., состав Предсоборной Комиссии был расширен назначением Членами Комиссии – А. И. Аносова, кн. В. В. Голицына, Б. Н. Сергеевского и Н. П. Рклицкого. Секретарем Комиссии был назначен К. Н. Николаев.

Предсоборная Комиссия приступила к своей деятелности 22 июня – 5 июля 1935 года, имея в виду созыв Всезарубежного Собора осенью 1936 года. Однако, в связи с выработкой Временного Положения об управлении Русской Православной Церкви заграницей и ожидаемым вступлением в ея юрисдикцию русских епархий в С. Америке и Западно-Европейской епархии, состоявшей под управлением Митрополита Евлогия, Архиерейский Собор, определением от 24 октября – 6 ноября 1936 года, отсрочил созыв Всезарубежного Собора, с тем, что срок созыва его должен быть определен Архиерейским Собором 1936 года, каковым Собором и было постановлено, что Всезарубежный Собор должен быть созван в 1938 году.
Вследствие изложенного, работы Предсоборной Комиссии 12/25 ноября 1935 года были прерваны и возобновлены 26 февраля (11 марта) 1937 года, причем с 22 мая (7 июня), в виду отказа К. Н. Николаева от должности секретаря, исполнение обязанностей последнего было возложено на П. С. Лопухина.
В связи с создавшейся, после вхождения в Русскую Православную Церковь заграницей всей Русской Церкви в С. Америке, новой обстановки церковной жизни, Предсоборная Комиссия наново пересмотрела вопрос о целях Всезарубежного Собора и признала желательным расширить его программу включением ряда новых докладов. О своих решениях по этому вопросу она сделала подробный доклад на соединенном заседании членов Архиерейского Собора и Предсоборной Комиссии 22 декабря – 4 января 1937/8 г.г., причем высказала убеждение о необходимости, в целях объединения русских людей зарубежом России, образовать на предстоящем Соборе церковно-национальный центр.
Ознакомившись с работами и проэктами Предсоборной Комиссии, Архиерейский Собор, определением от 22/XII – 4/I – 1937/8 г.г., назначил срок созыва Всезарубежного Собора с участием представителей клира и мирян на 1/14 августа 1938 года.
Правила о составе Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, и о порядке избрания и назначения их, принятыя Архиерейским Собором 12/25 октября 1935 года с изменениями и дополнениями, внесенными Архиерейским Собором 22 декабря – 4 января 1937/38 года
1. В состав Собора Русской Православной Церкви заграницей входят в качестве Членов лица, находящияся в каноническом подчинении Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви заграницей.
Примечание: Лица иных церковных юрисдикций, не удовлетворяющия вышеприведенным требованиям, допускаются в Собор с совещательным голосом по особому разрешению Архиерейского Синода.
2. Равноправными Членами Собора Русской Православной Церкви заграницей могут быть также лица иных церковных юрисдикций, при условии признания ими Собора высшим органом церковной власти заграницей и безусловного подчинения решениям Собора.
3. Членами Собора являются лица а) по положению, б) по выборам и в) по назначению.
4. По положению Членами Собора являются: а) все Епископы Русской Православной Церкви заграницей, б) Члены Всероссийского Поместного Церковного Собора 1917–18 г.г. – с соблюдением условий, изложенных в ст. ст. 1 и 2 настоящих правил и в) Члены Предсоборной Комиссии по подготовке Собора Русской Православной Церкви заграницей в 1938 г. с участием представителей клира и мирян.
5. Членами Собора по назначению являются лица, назначаемыя Архиерейским Синодом непосредственно или по представлению Епархиальных Архиереев.
6. Члены Императорской фамилии приглашаются к участию в Соборе Архиерейским Синодом.
7. Русским мужским монастырям предоставляется послать на Собор по одному представителю. 
8. Членами Собора являются представители: а) Института Св. Владимира в Харбине и б) Русского Научного Института в Белграде по одному от каждого по выбору последних. Усмотрению Архиерейского Синода предоставляется приглашение представителей от иных научных учреждений.
9. Следующим организациям предоставляется послать в качестве Членов Собора по одному представителю: Корпусу Императорской Армии и Флота и Русскому Обще-Воинскому союзу и трех представителей всем казачьим войскам.
Также по одному представителю – следующим учреждениям и организациям: а) Типографскому Братству Преподобного Иова во Владимировой; б) Владимирскому Братству в Берлине; в) Палестинскому Обществу; г) Обществу Взаимопомощи в Вилькес Баре и д) Обществу русских братств в Питтсбурге.
10. Выборы Членов Собора от духовенства и мирян производятся по епархиям, а в Западно-Европейской епархии по избирательным округам. Приходы непосредственно подчиненные Архиерейскому Синоду также объединяются в особые избирательные округа.
11. В Северо-Американском Митрополичьем округе каждой епархии предоставляется право иметь по два представителя – одного от клира и одного от мирян, а епархиям Чикагской и Нью-Иоркской по 4 представителя – по два от клира и по два от мирян, причем епархии имеют право объединяться для производства выборов представителей.
12. Количество избираемых в Собор Членов, в равном числе от духовенства и от мирян определяется в нижеприведенной таблице по епархиям и избирательным округам.

13. Число Членов по назначению не превышает 25 лиц.
14. Выборы Членов Собора производятся сперва по приходам, засим по благочиниям и епархиям или избирательным округам. Приходы избирают выборщиков, последние на благочинническом собрании избирают делегатов в епархиальныя или окружныя избирательныя собрания. Епархиальныя и окружныя избирательныя собрания избирают Членов Собора. Отступление от установленного порядка допускаются Архиерейским Синодом по представлению епархиальной власти, согласно местным условиям.
15. При выборах правом избирать и быть избранным пользуются лица удовлетворяющия условиям участия в приходских собраниях согласно Приходскому уставу, принятому определением Св. Собора Российской Православной Церкви 7/20 апреля 1918 года (ст. ст. 44, 45 и 46 Устава). Избранными на Собор могут быть и лица проживающия вне пределов избирающей их епархии или избирательного округа.
16. Утверждение выборов Членов Собора принадлежит Епархиальным Архиереям. По жалобам заинтересованных лиц или в порядке надзора, Епархиальный Архиерей может изменить выборы, в целом или в части, если удостоверится в нарушении установленных для производства их правил или в несоответствии того или иного из избранных лиц условиям необходимым для участия в Церковном Соборе. В этих случаях Епархиальный Архиерей предписывает подлежащей инстанции произвести новые выборы по сделанным им указаниям.
17. Лица указанныя в ст. 2 допускаются к участию в Соборе – Архиерейским Синодом.
18. Проверка полномочий Членов Собора производится Проверочной Комиссией, назначаемой Собором.
Наказ Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 г
I

1. Настоящий Наказ дается Второму Собору Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян.

2. Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян должен действовать на основании Слова Божия, Священных Канонов и законоположений Русской Православной Церкви, поскольку эти законоположения применимы к условиям современной церковной жизни Зарубежной Церкви.
3. Второй всезаграничный Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян созывается на территории Сербской Православной Церкви, под покровительством Святейшего Патриарха Сербского, который является Почетным Председателем Собора.
4. Собор открывает и председательствует на нем Первоиерарх Русской Православной церкви заграницей – Председатель Архиерейского Синода.
II. Состав Собора
5. Второй Всезаграничный Собор с участием представителей клира и мирян составляют: а) все русские православные епископы, принадлежащие к юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей; б) клирики и миряне, согласно Правилам о составе Собора, по положению, по избранию и по назначению Архиерейским Синодом.
6. Каждый член Собора может иметь не более двух голосов: один свой собственный и один по письменной доверенности.
7. Программу Собора утверждает Епископское Совещание. Заявление о желательности постановки вопросов на обсуждение Собора, за подписью не менее 10 лиц, подаются в Совет Собора и вносятся на разсмотрение Собора с заключением Совета Собора.
8. Вопрос о признании Собора законно состоявшимся решается Епископским Совещанием Собора.
Примечание: При решении этого вопроса не принимаются в разсчет представители Северной и Южной Америки и Дальнего Востока, в виду дальности разстояния и невозможности прибыть на Собор из этих мест всем, коим право на то предоставлено.
III. Общее Собрание Собора
9. Заседания Собора могут быть открытыми и закрытыми по решению самого Собора. 
10. Кворум заседания составляет половина прибывших на Собор членов его.
11. Доклады Предсоборной Комиссии и Отделов Собора вносятся на разсмотрение Собора в порядке установляемом Советом Собора.
IV. О Совете Собора и Отделах
12. Совет Собора состоит из Председателя Собора (ст. 4), четырех Товарищей Председателя (1 епископ, 1 пресвитер и 2 мирянина) и Старшего Секретаря Собора, избираемых закрытым голосованием.
13. Собором устававливаются следующие Отделы: 1) поверочный, для проверки полномочий членов Собора; 2) по центральному и епархиальному управлению; 3) просветительно-миссионерский; 4) по вопросам приходской жизни; 5) судебно-правовой; 6) финансово-хозяйственный; 7) по вопросам русского духовного и национального возрождения и 8) по общецерковным вопросам. Число отделов может быть увеличено Собором.
14. Отделы образуются путем записи желающих принять участие в их работах членов Собора и имеют право привлекать к участию в своей работе сведущих лиц, по представлению Председателя Отдела, с правом совещательного голоса.
15. В отделах председательствуют епископы, избираемые Совещанием Епископов. Товарищи председателя и секретари отделов избираются Отделами.
16. Доклады Отделов и проэкты постановлений по ним вносятся в общее собрание через Совет Собора.
17. Совет Собора устанавливает порядок заседаний общих Собраний, исполняет поручения Собора, в случае необходимости принимает решения распорядительного характера и имеет право почина по всем вопросам.
V. Порядок обсуждения вопросов
18. Докладчиками на Соборе от Отделов являются председатели Отделов или члены Отдела, по избранию последнего.
19. При обсуждении вопроса в общем собрании Собора, каждому члену Собора, кроме докладчика, предоставляется для речи не более 20 минут, каковое время Собором может быть уменьшено или увеличено.
20. По одному и тому же вопросу каждый имеет право говорить не более 2 раз.
21. По предложению председателя или по собственному почину, Собор может ограничить число говорящих или сократить продолжительность речей. 
22. К порядку дня или голосования разрешается говорить не более 5 минут и не более чем по одному за и одному против предложения.
23. По личному вопросу можно говорить не более 5-ти минут.
24. Председатель руководит заседанием, направляет прения, в случае нужды делает предупреждения говорящим и по двукратном предупреждении может лишить их слова.
25. Члены Собора обязаны соблюдать христианское уважение к личности и не допускать во время прений резких или обидных слов и выражений.
26. Формулы и поправки при голосовании подаются в письменном виде, причем сначала голосуются поправки.
27. Все вопросы на Соборе решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Собора.
28. Все вопросы разрешаются открытым голосованием. По желанию – участников заседания или по решению председателя производится закрытое голосование записками.
VI. Совещание епископов
29. Епископы, члены Собора, образуют Совещание епископов, которому принадлежит решающий голос по всем постановлениям Собора.
30. Председателем Совещания епископов является Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей – Председатель Архиерейского Синода.
31. По силе слова Божия и св. канонов, все решения общего собрания Собора подлежат утверждению Совещания епископов и приимлют силу лишь по подписании их последними.
32. Постановление Собора, не получившее утверждения Совещания епископов, может быть вновь внесено на разсмотрение Собора лишь с согласия Совещания епископов.
33. Совещание епископов имеет право, в случае надобности, закрыть Собор и до исчерпания программы его занятий.
VII. Секретариат Собора
34. Секретарем первого заседания Собора является Секретарь Предсоборной Комиссии до избрания старшего секретаря.
36. Секретариат ведет протоколы и журналы Собора, отмечает и собирает количество голосов при голосовании.
37. Секретариат действует до окончания Собора, после чего приводит в порядок все делопроизводство Собора  и сдает его по описи правителю дел Синодальной Канцелярии для хранения в архиве Синода.
38. При секретариате состоит канцелярия, которая организуется с утверждения Совета Собора по представлению старшего секретаря Собора, который и ликвидирует канцелярию по окончании Собора.
Список членов Второго Всезаграничного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян 1938 года

1) Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей, Председатель Архиерейского Синода.

2) Архиепископ Серафим, Управляющий русскими православными церквами в Западной Европе.
3) Архиепископ Гермоген,Член Архиерейского Синода.
4) Архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мелетий.
5) Архиепископ Феофан, Член – Секретарь Архиерейского Синода.
6) Архиепископ Восточно-Американский и Джерсиситский Виталий.
7) Архиепископ Богучарский Серафим, Управляющий русскими православными общинами в Болгарии.
8) Архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор.
9) Архиепископ Тихон, Председатель Ученого Комитета при Архиерейском Синоде.
10) Епископ Потсдамский Серафим.
11) Епископ Урмийский Иоанн.
12) Епископ Вест-Вирджинский и Питтсбургский Вениамин.
13) Епископ Шанхайский Иоанн.
Представители клира1
14) Протопресвитер Сергий Орлов, Женева.
15) Протопресвитер Александр Шабашев, Брюссель.
16) Протопресвитер Петр Беловидов, Югославия, член Предсоборной Комиссии.
17) Архимандрит Василий, представитель института Святого Владимира в Харбине. 
18) Архимандрит Серафим, представитель Типографского Братства преп. Иова Почаевского.
19) Архимандрит Феодосий, Югославия.
20) Архимандрит Нафанаил, представ. Дома Милосердия в Харбине.
21) Игумен Филипп, по назначению. (Вена).
22) Протоиереи: Алексий Крыжко, Югославия.
23)          «          Димитрий Кутенко, Югославия.
24)          »          Виталий Лепоринский, Югославия.
25)          «          Андрей Ливен, по назначению, (Болгария).
26)          »          Борис Молчанов, Бейрут.
27)          «          Симеон Новосильцев, Харбин.
28)          »          Михаил Польский, Лондон.
29)          «          Аристарх Пономарев, член Московского Собора 1917–18 г.г.
30) Протоиерей Николай Пономарев, Харбин.
31)          »          Иоанн Сокаль, Югославия, член Предсоборной Комиссии.
32) Протоиерей Василий Тимофеев, Париж.
33)          «          Димитрий Трухманов, Германия.
34)          »          Николай Ухтомский, Болгария.
35) Иеромонахи: Алексий, представ. русских монастырей на Афоне.
36)          «          Кирилл, Болгария.
37) Иереи: Мануил Есенский, Германия.
38)          »          Виктор Ильенко, Франция.
39)          «          Виталий Тарасьев, Югославия, член. Предсобор. Комиссии.
Представители мирян
40) Его Высочество Князь Сергей Георгиевич Романовский, герцог Лейхтенбергский, по назначению.
41) Аносов Иван Александрович, член Предсоборной Комиссии.
42) Гр. Апраксин Петр Николаевич, член Московского Собора 1917–18 г.г.
43) Апухтин Константин Валерианович, представитель Корпуса Имп. А. и Ф.
44) Барбович Иван Гаврилович, представитель РОВС.
45) Бискупский Василий Викторович, по назначению (Германия).
46) Богаевский Леонид Васильевич, по назначению (Белград).
47) Гершельман Александр Сергеевич, по назначению (Вена).
48) Гершельман Борис Романович, член Предсоборной Комиссии.
49) Глобачев Николай Иванович, представитель Владимирского Братства в Берлине. 
50) Кн. Голицын Владимир Владимирович, член Предсоборной Комиссии.
51) Кн. Горчаков Михаил Александрович, Швейцария.
52) Гр. Граббе Юрий Павлович, член Предсоб. Комиссии.
53) Дегтерев Александр Иванович, Югославия.
54) Дрейлинг Роман Константинович, по назначению (Белград).
55) Ивановский Александр Иосифович, член Московского Собора 1917–18 г.г.
56) Изразцов Константин Константинович, Аргентина.
57) Ковалевский Евграф Евграфович, по назначению (Белград).
58) Колосовский Сергей Михайлович, член Московского Собора 1917–18 г.г.
59) Кондратьев Сергей Владимирович, член Московского Собора 1917–18 г.г.
60) Котляревский Николай Михайлович, по назначению (Брюссель).
61) Краснов Николай Николаевич, представитель Донского Казач. Войска.
62) Кутырин Владимир Владимирович, по назначению (Югославия).
63) Лодыженский Александр Ильич, по назначению (Женева).
64) Лодыженский Юрий Ильич, по назначению (Женева).
65) Лопухин Петр Сергеевич, секретарь Предсоборной Комиссии.
66) Милорадович Михаил Николаевич, член Предсоборной Комиссии.
67) Миткевич Григорий Григориевич, по назначению (Югославия).
68) Мошин Владимир Алексеевич, Югославия.
69) Нагаев Николай Васильевич, представитель Рус. Дух. Миссии в Китае.
70) Неежмаков Семен Трофимович, Югославия.
71) Николаев Константин Николаевич, член Предсоборной Комиссии.
72) Погодин Александр Львович, член Московского Собора 1917–18 г.г.
73) Прасолов Святослав Владимирович, Бейрут.
74) Рклицкий Николай Павлович, член Предсоборной Комиссии.
75) Розов проф. Владимир Александрович, по назначению (Югославия).
76) Рыбаков Николай Павлович, по назначению (Америка).
77) Сарандинаки Сергей Николаевич, Болгария.
78) Сергеевский Борис Николаевич, член Предсоборной Комиссии. 
79) Смирнов проф. Константин Михайлович, член Предсоборной Комиссии.
80) Соколов Андрей Иванович, по назначению (Югославия).
81) Ставровский Николай Владимирович, Болгария.
82) Степанов Николай Филиппович, по назначению (Бельгия).
83) Тальберг Николай Димитриевич, по назначению (Белград).
84) Телятников Константин Иванович, член Предсоборной Комиссии.
85) Трегубов сенатор Сергей Николаевич, представитель Объединения Сенаторов.
86) Троицкий проф. Сергей Викторович, представитель Русского Научного Института в Белграде.
87) Фабрициус Николай Феодорович, по назначению (Германия).
88) Фрадынский Викентий Флорианович, по назначению (Белград).
89) Хеке Павел Александрович, по назначению (Германия).
90) Кн. Черкасский Михаил Александрович (Бельгия).
91) Шишков Тихон Андреевич, по назначению (Белград).
92) Щербаков проф. Алексей Иванович, член Предсоборной Комиссии.
93) Юденич Александр Павлович, член Предсоборной Комиссии.
94) Юрьев Сергей Владимирович, Представ. Рус. Дух. Миссии в Китае.
95) Яковлев Борис Александрович, Шанхай.
96) Слупский Александр Ефимович, Представ. Военно-Морского Союза.
97) Шестаков Александр Михайлович, Франция.
Всего: 13 Архипастырей, 26 пастырей и 58 мирян.
Нижепоименованные 9 членов Собора имели по второму голосу, на основании доверенностей: архиепископ Серафим, Управляющий русскими православными церквами в Западной Европе – от Палестинского общества; протопресвитер А. Шабашев и гр. Ю. П. Граббе – от Австралии; архимандрит Феодосий и Н. Д. Тальберг – от Западно-Американской епархии; В. Ф. Фрадынский – от Рус. Духов. Миссии в Китае; кн. М. А. Горчаков – от 2-го избирательного округа Зап.-Европ. епархии; прот. Б. Молчанов и С. В. Прасолов – от Каира и прот. А. Крыжко – от Аргентины.
Русский Всезарубежный Собор

Открытие занятий Собора произошло в воскресенье 1–14 августа, но ему предшествовали знаменательныя события – совершенныя в субботу панихиды по Блаженнейшем Митрополите Антонии и Святейшем Патриархе Варнаве.

Панихида по незабвенном Владыке Антонии была совершена в 4 часа дня, в его усыпальнице в Иверской церкви. И вот здесь, в молитвенных воспоминаниях о нем, произошла первая встреча членов Собора друг с другом. Сколько новых, незнакомых людей! Невольно возникала мысль – как пройдет Собор, как смогут эти почти сто человек, собравшихся со всего света, впервые видящих друг друга, как смогут они завтра начать свою общую, церковную, соборную работу?..
Архиереи во главе с Владыкой Митрополитом Анастасием и часть священнослужителей сходят в усыпальницу и начинается панихида. Остальные члены Собора теснятся у входа, и в центре этого собрания – могила Митрополита Антония, или нет, не так: в центре – он сам, великий незабвенный Святитель Русской Церкви, собиратель Русской Церкви заграницей, благодаря которому только и могли собраться на Собор все эти молящиеся, прибывшие со всего света во имя Церкви, Великой Русской Церкви.
Вечная память ему, место светлое, место покойное у престола Господа Славы!..
Оканчивается панихида. Святители, священнослужители и все члены Собора направляются к памятнику русских воинов, стоящему напротив Иверской церкви. Здесь служится заупокойная лития и первая молитва возносится об упокоении души Царя-Мученика Николая II, Царицы Александры, Наследника Цесаревича Алексия Николаевича, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии и всех на поле брани живот свой положивших и в смуте убиенных за Веру, Царя и Отечество.
Эти великия жертвы, эти подвиги и смерть за правду Божию, за высокие идеалы русского народа, эти искренния молитвы за них и о них, – это есть вторая сила, собравшая это собрание русских людей со всех сторон их разсеяния. У подножия этого памятника доблести и подвига русских людей, в этих воспоминаниях и молитвах происходит церковно-национальное объединение русских людей.
Но у Русской Зарубежной Церкви уже есть своя история. Она строилась в труде и напряженном подвиге исповедания истины. Ей пришлось преодолевать много препятствий и она с искренней и горячей благодарностью поминает тех, кто помог ей в ея борьбе и в ея подвиге. Вот почему Собор поспешил на гробницу Св. Патриарха Варнавы в Св.-Савскую церковь. Там была отслужена панихида всеми иерархами во  главе с Владыкой Митрополитом Анастасием, а пели члены Собора. В конце панихиды Владыка Анастасий, видимо побуждаеный искренним живым чувством и отрадными воспоминаниями о недавнем прошедшем, сказал редкое по вдохновению слово, посвященное памяти двух великих святителей нашего времени, которые своей преданностью Православию и святительским служением так украсили и обрадовали Православную Церковь наших дней. Владыка вспоминал их взаимоотношения, трогательныя и поучительныя, и воздал долг горячей благодарности Святейшему Патриарху Варнаве и в его лице Сербской Церкви за их поистине братскую помощь, сочувствие и понимание положения и задач Русской Зарубежной Церкви.
Из Св.-Саввской церкви члены Собора проехали в русскую Св.-Троицкую церковь на всенощное бдение, которое длилось часа 4, благолепно, торжественно, с канонархом, истово, как служится всенощное бдение в Белграде перед большими праздниками.
Утром 1/14 августа литургия началась в 8 ч. 30 м. Служил Митрополит Анастасий в сослужении Архиепископа Мелетия, Архиепископа Нестора, Епископа Урмийского Иоанна и сонма духовенства во главе с маститым протопресвитером о. Сергием Орловым.
После литургии, перед храмом отслужен был торжественный молебен пред началом занятий Собора.
В 4 часа дня, в доме имени Государя Императора Николая II состоялось торжественное открытие Собора.
Уже за полчаса до открытия зал был переполнен представителями приходов, организаций и местного русского общества.
Членам Собора – мирянам были отведены первые ряды кресел. Священнослужители заняли места на эстраде.
Когда все разместились, Протопресвитер П. Беловидов направился в парадную гостиную, где уже собрались иерархи, и доложил, что наступило время открытия Собора.
Тогда иерархи Русской Православной Церкви заграницей во главе с Высокопреосвященнейшим Первоиерархом Председателем Собора, Митрополитом Анастасием, направились в залу, а впереди них несли чудотворную икону Знамения Божией Матери.
Все встали. В глубокой тишине Святители проследовали в залу и разместились за столом. Центральное место занял Председатель, справа от него Преосвященный Архиепископ Серафим, Управляющий Западно-Европейской епархией, а слева – Преосвященный Епископ Серафим – представитель Святейшего Патриарха Гавриила, по нездоровию не имевшего возможности прибыть на открытие Собора. Далее по старшинству разместилось 12 Иерархов: Архиепископ Гермоген, Архиепископ Мелетий, Архиепископ Феофан, Архиепископ Нестор, Архиепископ Богучарский Серафим, Архиепископ Виталий, Архиепископ Тихон, Епископ Урмийский Иоанн, Епископ Шанхайский Иоанн, Епископ Вениамин (Преосвященный Епископ Потсдамский Серафим прибыл на другой день).
В торжественной напряженной тишине раздались святыя слова молитвы «Днесь благодать Святого Духа нас собра»... Пели члены Собора и едва ли в этом зале была хоть одна душа, которая не была бы взволнована этой дерзновенной и вместе полной глубочайшего смирения молитвой...
После молитвы Высокопреосвященный Председатель предлагает всем сесть и начинает свое слово, которое слушали затаив дыхание, в глубокой тишине. Никто не кашлянет, никто не двинется. Одно это, охватившее всех, благоговейное внимание говорило о том поистине торжественном и историческом событии, которое совершалось в этот вечер в доме Царя-Мученика в Белграде, на братской славянской земле...
В тот же вечер, члены Собора отбыли в Сремские Карловцы, где со следующего дня началась напряженная работа Собора.
Утром 2/15 августа Архиерейский Собор разсмотрел и утвердил Наказ Общему Собору и выбрал Председателей Отделов Собора.
После сего члены Собора начали записываться в Отделы. Больше всего записалось в 1-й Отдел, под председательством Архиепископа Серафима, затем во 2-й и 3-й, а в остальные значительно меньше, что сразу выявило преобладающий интерес членов Собора.
Работы в Отделах проходили чрезвычайно оживленно. На заседаниях 1-го Отдела – по вопросам духовного и национального возрождения России – иногда присутствовало не менее ⅗ всего Собора и на них, под исключительно спокойным и умелым председательством Архиепископа Серафима, происходила, можно сказать, главная работа Собора – по обретению того соборного духа, который оставил такое глубокое влечатление на всех членов Собора.
В этом Отделе обсуждался вопрос об образовании Церковно-Народного Центра. На подготовку доклада по этому вопросу Предсоборная Комиссия затратила особенно много труда. Ею была сперва создана особая подкомиссия, которая много потрудилась над выработкой положения о Центре. О работах этой подкомиссии доложил Собору Секретарь ея кн. В. В. Голицын, причем доклад его закончился сообщением, что подкомиссия не могла придти к единодушию и представила Предсоборной комиссии два варианта Положения. Затем Секретарь Предсоборной Комиссии П. С. Лопухин доложил о работах последней. В ней обсуждалось несколько проэктов и голоса также поделились. Лишь в  двух моментах члены Комиссии оказались единодушными, а именно когда решительно отвергли проект одного из членов о том, чтобы Центру, составленному из мирян, предоставить часть церковной власти, выделив из ведения Архиерейского Синода вопросы материальные и отчасти просветительные. Этот проект с демократическими тенденциями успеха не имел никакого. Единодушны были также в том, что по мысли всех проектов главной силой центра и ея духовным руководителем должен быть Первоиерарх, Высокопреосвященнейший Митрополит Анастасий. Во всех остальных – компетенции, структуре и т. д. проекты сильно расходились между собою. Не имея возможности придти к единодушному решению, Комиссия постановила разрешение вопроса предоставить самому Собору.
Когда это было доложено, в Отделе тотчас возгорелись прения и довольно горячия, опять предлагались различные проэкты, и в речах чувствовались пред или до соборныя разногласия и настроения. Одно время казалось, что Собор не выберется из них и не найдет единодушного решения и не будет того соборного духа и единения, которого все невольно и может быть безсознательно ждали. Однако он вскоре уже стал обозначаться. Этому весьма способствовал Высокопреосвященный Председатель, а также не малое значение имели выступления гр. П. Н. Апраксина, который по опыту Московского Собора знает, что такое соборное настроение, и у которого есть живое ощущение, каким должно быть это настроение. Его речи горячия, искренния, откровенныя и простыя, как бы задали тон и другим выступлениям. Вопрос о Центре обсуждался на нескольких заседаниях Отдела и после напряженной работы была принята резолюция о том, что Центр нужен, но что создание его и вообще всю работу по окормлению русского национального движения на путях Святой Руси надо просить принять на себя Высокопреосвященного Председателя Собора, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Анастасия. Этот проэкт резолюции был затем принят и Общим Собранием Собора. Это решение Собора и весьма отрадно и чрезвычайно интересно: то чего никак, при самом добром желании, казалось невозможным достигнут, а именно единства на каком-либо Положении, какой-то конституции, вдруг сразу и горячо было достигнуто, когда вместо Положения и программы были поставлены принцип и личность, живая идея и живое сердце, ею проникнутое. Так Собор сдвинул с мертвой точки дело объединения.
Разрешив таким образом вопрос о Центре и в отношении своем к Первоиерарху достигнув полного единодушия, Собор нашел себя, свое единство, ощущение которого уже не оставляло членов Собора до конца работ Собора. Можно без преувеличения сказать, что это был поистине Собор – единство церковное, и это может быть одно из самых отрадных и незабываемых впечатлений, которыя вынесли его участники. Во время Собора было общее говение на Преображение. Сперва казалось – как можно говеть при такой напряженной работе в Отделах, заседаниягь, в этой соборной суете? Но по призыву Владыки Анастасия все исповедывались и приобщались и с глубокой радостью члены Собора ощутили, что эти святыя великия минуты или часы сродны тому настроению, в котором они работали на Соборе... Незабвенныя воспоминания. Воистину, это было благодатное единство. И теперь мы можем сказать: участникам Собора, людям разных политических направлений и убеждений, собранным со всех краев света, живущим в разных условиях, только вчера узнавшим друг друга, – дано было пережить на Соборе то самое внутреннее церковно-народное, Свято-Русское единство, которое и есть та самая искомая сила, долженствующая быть в основе дела спасения России. И в этом отношении Собор положил начало действительному великому делу: русское церковно-народное единство, без которого немыслимо возсоздать Православную Великую Россию, единство столь долгожданное – зародилось на Соборе, оно есть, оно живет и животворит.
Общия собрания Собора под председательством Владыки Митрополита Анастасия проходили очень оживленно, с большим подъемом и интересом.
Собору было представлено много докладов, исключительно интересных и содержательных. Они захватывали огромный круг вопросов, интересующих Русскую Церковь, и можно без преувеличения сказать, что Собор был богат докладами. Здесь невозможно их перечислить, как и отметить их достоинства.
Можно сказать, что не было ни одного доклада незначительного и Собор почти по всем выносил пожелания напечатать их. Это необходимо сделать потому, что только тогда возможно будет всем оценить труды Собора и понять, какая им сделана большая работа. Деяния Собора надо знать, их надо изучать и нельзя ограничиться только поверхностным ознакомлением с кратким отчетом о Соборе, да и разсказать в двух словах о деяниях его нет возможности.
Поэтому в кратком описании по необходимости приходится ограничиться только внешней стороной Собора и попыткой передать или только посвидетельствовать, что на Соборе было подлинное духовное единство и что члены его могли с трепетом и радостею сказать – «Днесь благодать Св. Духа нас собра». Подумать только – ведь на Соборе были люди не только разных политических и литературных лагерей, среди них были и такие, которые ранее в  мирской жизни боролись друг с другом и подчас в самой острой форме, а вот здесь на Соборе – искренно и глубоко звучало их обращение «Отцы и братие». Вот что такое Собор!
Это долгожданное единство Собора есть то поистине новое, чего у нас не было. Это исходная точка дальнейшей работы. Об этом единстве с глубоким удовлетворением говорил и Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, и в его слове звучала такая искренняя, такая горячая благодарность Богу... А когда члены Собора хотели выразить и Владыке Анастасию свое чувство благодарности за его поистине огромный труд по проведению этого Собора, Владыка ответил твердо и убежденно, что благодарить надо только Бога и радоваться только милости Божией, «потому что все положительное делается благодатию Божией, а мы от себя приносим только наши немощи».
Собор закончился поздно ночью 11/24 августа, а рано утром 12/25 все члены Собора отправились в Белград, чтобы оттуда ехать в Опленац – усыпальницу Короля Александра и всего Югославянского Королевского Дома.
В Белграде члены Собора собрались в помещении Делегата В. Н. Штрандтмана, любезно предложившего им чай. Прибывший Митрополит Анастасий тепло приветствовал хозяина и передал ему грамоту Собора, в которой выражается благодарность Василию Николаевичу за его постоянную и убежденную помощь Зарубежной Церкви.
Затем все члены Собора перешли через улицу к Королевскому Дворцу, где им были поданы 2 дворцовых автомобиля и 3 автобуса, на которых они и отправились за 80 километров в Опленац.
Храм св. Георгия в Опленце, выстроенный Королем Александром I, произвел огромное впечатление на членов Собора, которые съумели понять и оценить внутренний облик убиенного Короля, строителя этого удивительного храма. Его стены снизу до верху покрыты мозаичными иконами, сделанными по оригиналам замечательной православной иконописи старых сербских монастырей. Здесь изображена, можно сказать, история молитвы и духовной жизни Сербского народа, все то, что создало его поразительную силу и своеобразие. Чтобы понять душу Сербского народа и полюбить ее навсегда, русский человек должен быть на Опленце. И именно в этом храме ему вдруг с новой силой станет понятно отношение Царя-Мученика Николая II к Сербскому народу и за что и почему Русский народ с такой неожиданной силой и решительностью стал на его защиту в 1914 году. На Опленце по-новому и глубоко раскрывается исторический провиденциальный смысл жертвенной смерти убиенных Царя-Мученика Николая II и Короля Александра I-го,  вся высота и сила подвига их и выношенный ими и завещанный потомству идеал православных монархов Божиею Милостию, защитников Церкви и правды Божией на земле.
Именно это почувствовал Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, и его вдохновенное слово о православных монархах, так возлюбивших Церковь и весь мир народной молитвы, духовно близких друг другу венценосцах Царе-Мученике и Короле-Витязе, его горячее слово о заветах их, произнесенное над могилой Короля Александра, в храме, в котором так жив его привлекательный облик, – проникало до глубины души и освещало его глубинныя заветныя основы, то что жило, живет и будет жить вечно в сынах Святой Руси.
После панихиды Дворцовое управление, с большим гостеприимством и радушием, предложило всем членам Собора обед, с которого была послана телеграмма Его Величеству Королю Петру и Его Высочеству Принцу Павлу.
По окончании обеда все члены Собора отправились обратно в Белград, где были приняты Св. Патриархом Гавриилом, который в своей речи горячо говорил о крепкой связи между Русской и Сербской Церквами и выразил глубокую веру последней в возрождение Великой Православной России.
В своей речи Святейший Патриарх между прочим сказал, что «Сербская Православная Церковь, никогда не считала вас, русских, чужими себе, но всегда относится к вам, как к своим братьям, сожалея лишь, что современныя обстоятельства не позволяют оказывать вам более широкого гостеприимства».
Вслед за этим Высокопреосвященный Владыка Митрополит Анастасий представлял Святейшему Патриарху всех членов Собора, объясняя откуда они прибыли. И снова в этот момент благодарное сознание останавливалось на чудесном единстве Собора, единстве русских людей со всего света. Вот они подходят под благословение Патриарха – из Бейрута, Лондона, Харбина, Ирака, Нью-Иорка, Парижа, Софии, Берлина, Женевы, Шанхая и т. д. и т. д.
Но вот Святейший Патриарх заканчивает прием, все спускаются вниз и прощаются друг с другом.
Собор кончился. Члены Собора разъехались с сознанием, что их служение не кончилось: – перед ними долг разсказать на местах русским людям о Соборе и приобщить их к соборному единству.
Высочайшее приветствие августейшего главы российского императорского дома Русскому Зарубежному Церковному Собору с участием клира и мирян

Приветствуя Собор и пребывая мысленно со всеми собравшимися на святое дело устроения нашей Православной Церкви за рубежом, Я считаю необходимым поделиться с Собором своими мыслями.

События в России и во всем мире указывают нам, что наступают грозныя, а для нас, русских людей в разсеянии сущих, и ответственныя времена, когда будут решаться судьбы России.
300 лет Цари и Императоры из Дома Романовых руководили судьбами нашей Родины, и под Их Державой крепла и умножилась русская земля.
В сознании ответственности Своей перед Богом и народом русским, Мне, как главе Императорского Дома, надлежит первому принимать меры для помощи страдающей Родине. Вот почему Я и обращаюсь к Собору.
Мы все знаем, что не изсякла на Руси вера Православная, а очистилась и укрепилась. В этом залог спасения России и видимая близость милующей Десницы Господней.
Для того, чтобы стать достойными участниками грядущих событий и нам необходим порыв духовный.
С грустью оглядываясь на протекшие 20 лет разсеяния, Я должен признать, что русские люди в Зарубежьи до сих пор не смогли сплотиться и обрести общий язык.
Вся русская история говорит нам, что мы не сможем найти общий язык без обращения к исконной Водительнице и Устроительнице судеб России – Церкви Православной. К ней надо нам снова прибегнуть и в лоне Ея вновь обрести себя.
Вот почему и, может быть, уже в двенадцатый час, перед тем, что спросится у нас о наших деяниях, Я считаю своим долгом поднять голос и просить Собор положить предел разделению и вражде в нашей Святой Церкви за рубежом.
В этом начало-начал и без сего никакое объединение русских людей за рубежом невозможно.
Перед лицом замученной Родины, памятью Мученика Государя, положившего жизнь свою за Россию и всех, приявших лютую смерть от руки безбожных палачей Страны нашей, пусть каждый из нас проникновенно повторит великия слова молитвы:

«из них же первый есм аз»

Только заповедь любви Христовой сможет разсеять мрак человеконенавистничества, царящего теперь на Родине, и нам самим первым надо выполнить ее до конца.
Верю, что Господь умудрит духовных водителей наших в сем святом деле.
КИРИЛЛ.       
28 Июля / 10 августа 1933 г.
Ответ зарубежного Церковного собора августейшему главе российского императорского дома

БЛАГОВЕРНЫЙ ГОСУДАРЬ!

Всезарубежный Церковный Собор с участием представителей клира и мирян с чувством искреннего утешения и глубокой благодарности выслушал приветственное послание, с которым Вы благоволили обратиться к Собору в день его открытия в качестве Главы Российского Императорского Дома.

Русская Православная Церковь вместе со всем Русским народом, искони навыкла чтить Династию Романовых, триста лет самоотверженно служившую России, укрепившую и возвеличившую нашу державу, поднятую ею на высоту исключительного могущества и славы. С благоговейным молитвенным чувством она вспоминает мученический подвиг Государя Императора Николая Александровича, положившего душу свою за благо своего народа, верность родной земле и священным заветам ея истории.
Преданность почившего Государя Православной Церкви была столь же непоколебима, как и его благочестивых предков, коих она искони венчала на царство и подкрепляла своим молитвенным и духовным руководством.
В нынешние знаменательные для нас дни, Собор с особым духовным удовлетворением слышит из уст Старшего Представителя Династии признание исторических заслуг в деле государственного и национального строительства за Русскою Церковью, именуемую им «Водительницею и Устроительницею России». В Православной вере Вы усматриваете залог спасения вашего отечества и в нынешнее скорбное испытующее время призываете всех объединиться вокруг Матери-Церкви, дабы «в лоне Ея вновь обрести себя». В сознании своего высокого призвания, указанного ей Божественным Провидением в устроении родной земли, Русская Зарубежная Церковь призывает ныне всех своих чад, где бы они ни находились, к тесному единению с нею, и самый нынешний Собор, к участию в коем привлечены не только Архиереи, но и клирики и миряне, есть не  что иное, как собирание народного духа под знаменем святого креста – этого непобедимого оружия, которым одним мы можем поразить силу вражию, овладевшую нашей Родиной.
Благовествуя всем мир и любовь, она стремится свято блюсти их особенно в собственных недрах, где единство духа, обезпечивающее мир и порядок, утверждается не только на начале любви, но и тщательном хранении богопреданного апостольского учения и соблюдении канонической правды. Русская Зарубежная Церковь с сожалением взирает на тех, кто вопреки ея желанию отделились от канонического единства с нею и готова всегда простереть свои объятия тем из них, кто обратится к ней с искренним братским чувством, которого она никогда не угашала в отношении к ним в своем сердце.
В дни, когда быть может по воле Божией приближаются решительные для нас сроки, Собор возносит усердную молитву ко Всевышнему о возстановлении нашего полного духовного и национального единства на основах древней Святой Руси: оно одно только может привести к возстановлению Русской Державы, возглавленной Царем-Помазанником, на коем попрежнему будут почивать молитвы и благословение Церкви.
Вашего Императорского Высочества всепреданнейший слуга и смиренный богомолец
Митрополит Анастасий.       
4/17 августа 1938 г. Сремские Карловцы.

* * *

1В приводимом перечне членов Собора представителей клира и мирян указано является ли данный член Собора выборным представителем от епархии или организации и какой именно, или он участвует в Соборе на основании назначения его Архиерейским Синодом. В последнем случае в скобках указана страна или епархия, к которой он принадлежит.

Источник: Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 года в Сремских Карловцах в Югославии. — Белград: Типография «Меркур», 1938. — С. 3-745.