Источник

Глава 10

Мк.10:1. Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ; и по обычаю Своему, Он опять паки учил их.

Оттуда, т. е. из Капернаума, где происходила последняя беседа Господа (Мк.9:33). В пределы Иудейские, за-Иорданскою стороною (об он пол Иордана). Блаж. Феофилакт пишет: „Господь часто оставлял Иудею по ненависти к Нему фарисеев; но теперь опять приходит в нее, потому что приближалось время Его страданий“. Иисусу Христу лежал путь из Галилеи в Иудею чрез Самарию; но Он сделал этот переход другим образом, за-Иорданскою стороною (об он пол Иордана), т. е. перешед из Галилеи реку Иордан, восточным берегом его, Перею, Он пошел вниз, и тут, вероятно, близ Иерихона снова перешел Иордан и вступил в Иудею. (См. карту). Почему Господу угодно было так поступить, неизвестно.

Зач. 43. Учение Христово о нерасторжимости брака

Читается во вторник 31-ой недели по Пятидесятнице.

Учение Христово о святости и нерасторжимости брака, высказанное Господом в разговоре с фарисеями, передается у еванг. Марка почти совершенно одинаково с св. Матфеем (Мф.19:3–12), лишь с самой незначительной разностью.

Мк.10:2. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

О фарисеях чит. в объясн. 16 ст. 2 гл. Аще достоит мужу жену пустити (позволительно ли разводиться мужу с женой), у еванг. Матфея прибавлено тут: по всякой вине (причине). Развод у Евреев существовал, но вопрос о нем у них был спорный: одни говорили, что разводиться можно только в случае неверности жены, другие же утверждали, что по всякой причине, по которой жена не нравится мужу, можно развестись с ней. Самый закон Моисеев дозволял развод на следующем основании: „если жена после брака не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное“ (Втор.24:1). Между тем Иисус Христос в нагорной беседе (Мф.5:31–32), высказал, что не следует разводиться, кроме только случая неверности или прелюбодейства жены. И вот фарисеи, как враги Христовы, вздумали искусить Его, и предлагают Ему спорный вопрос об разводе, – искусить, т. е. поставить в затруднение при разрешении вопроса или даже обвинить за ответ. Например, если Господь ответит, что позволительно разводиться, то они скажут Ему: „почему же Ты прежде говорил не так?“ а если скажет: не позволительно, тогда скажут: „ты учишь вопреки закону Моисееву. Моисеев закон допускает развод“.

Мк.10:3. Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

Мк.10:4. Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо, и разводиться.

Мк.10:.5 Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

Мк.10:6. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27)

На вопрос фарисеев: позволительно ли разводиться мужу с женою? Иисус Христос спросил их: Что заповедал вам Моисей относительно брака? и когда те ответили, что Моисей позволил разводиться, тогда Господь объясняет, почему Моисей сделал это, и как на самом деле должно смотреть на брак. По жестокосердию вашему Моисей написал вам заповедь сию, т. е. дал право разводиться. От начала же создания, мужа и жену сотворил я (их) есть Бог и пр. Т. е. Иисус Христос высказал фарисеям, что действительно Моисеем, а чрез него и Самим Богом позволен развод; но это – закон позднейший и дан только по особенной временной причине, которая не может продолжаться навсегда, – именно по жестокосердию народа (Втор.10:16; Деян.7:51), неспособного к кротости, терпению и напр. муж, желая избавиться от ненавистной жены, не погубил ее. Позволил писать разводное письмо, т. е. не изгонять жены по первому порыву гнева, но написать письмо, следовательно, по миновании гнева и по достаточном размышлении. Изначала же не бысть тако (с начала не было так), прибавляет еванг. Матфей (Мф.19:8). В начали же создания, Бог мужа и жену сотворил их, т. е. Господь указывает на первый брак (Адама и Евы) и на первоначальный закон брака. Бог вначале сотворил одного мужчину и одну женщину, значит, Он имел все намерении, чтобы у мужчины была только одна жена, и он не оставлял ее.

Мк.10:7. Посему оставит человек отца своего и мать;

Мк.10:8. и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

Мк.10:9. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Это – первоначальный, изреченный Самим Богом, закон брака (Быт.2:24). Если супружеская связь теснее, чем самая сильная связь – связь детей с родителями; если вступающие в брак два человека должны быть как один, т. е. должны быть одушевлены одной душой, иметь одни помышления, чувства, намерения и действия: то мыслим ли тут развод? Еже (что) убо Бог сочета (сочетал), человек да не разлучает, прибавил еще Господь, и таким образом показал, что разводиться противно природе и закону. Противно природе, потому что рассекается одна и та же плоть; закону, потому что разделяется то, что Бог соединил и не велел разделять (Злат.). Если и может быть исключение, т. е. допущен развод; то только в одном случае – в случае неверности или прелюбодейства одного из супругов, так как этим обыкновенно разрушается божественный закон брачного союза. Как и высказал Господь в нагорной проповеди (Мф.5:32).

Зач. 44. Учение Христово о нерасторжимости брака (окончание) и благословение детей.

Читается в среду 31-ой недели по Пятидесятнице.

О благословении детей Иисусом Христом повествуется и у евангелиста Матфея (Мф.19:13–15); но св. Марк передаёт о сем подробнее и с некоторыми особенностями.

Мк.10:10. В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

О сем вопросиша (спросили о том же), т. е. о разводе с женой (см. ст. 2). Опять спросили (паки вопросиша) ученики. Вопрос о разводе так занял учеников Христовых, что они и после беседы Иисуса Христа об этом предмете с фарисеями, когда Он вошёл в дом, спросили Его о том же. Иисус Христос в своем ответе Апостолам еще более изъяснил незаконность и греховность развода.

Мк.10:11. Он сказал им: кто разведется с женою своею, и женится на другой, тот прелюбодействует от неё;

Мк.10:12. и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Иже аще пустит жену свою (кто разведется с женою своею) и пр. Эти слова, по Евангелию Матфея, сказаны были и фарисеям (Мф.19:9). Словом, в ответе фарисеям и Апостолам Иисус Христос повторил свое учение о браке, высказанное Им между другими основными законами Его Церкви в нагорной проповеди (Мф.5:31–32) т. е. восстанавливает первоначальный закон брака, который и должен быть законом в Его новом царстве. – Пусть обратят внимание на слова Христовы о разводе те из наших современных мужей и жен, которые весьма часто из-за самых пустых причин расходятся друг с другом, иногда даже живши по нескольку лет в брачном союзе и наживши немало детей, – расходятся с законными женами, мужьями и незаконно сходятся, и живут с другими!.. „Как же жить с такими женами и мужьями, с которыми весьма трудно, даже невозможно жить?“ спросят. Как жить? Терпеть друг друга, снисходить, уступать друг другу, особенно слабым существам – женам, влиять на исправление худой стороны и – смотреть на неудачный брак, как на крест, ниспосланный от Бога. Так и было в старину у нас на благочестивой Руси. По Евангелию Матфея, услышав строгое учение Христово о браке, Апостолы возразили: в таком случае лучше не жениться, т. е. лучше бороться с самим собой, чем со злой женой, соединившись с ней навсегда (Злат.). И Господь ответил на это: Не все вмещают слово cиe, но кому дано, т. е. не все могут осуществить слово cиe о безбрачии, не все могут вести жизнь безбрачную; но это особый дар некоторым от Бога. Как понимать этот дар? „Когда слышишь: кому дано, пишет св. Григорий Богослов, то присовокупляй: дано призываемым и имеющим к тому расположение, – дано достойным; а то, чтобы стать достойными, не только получили они от Отца, но и сами себе дали“. Это значит, что вести жизнь безбрачную, уподобляющую человека ангелам и Самому Христу, составляет высокую добродетель; а так как это очень трудно, то тут и нужна особенная Божия помощь – дар Божий: но этот дар или помощь Божия дается не помимо воли самого человека, а вследствие его желания вести жизнь безбрачную и борьбы с самим собою. Потому такая жизнь и составляет подвиг. Почитайте святых, особенно подвижников. – Пусть на указанные слова Христовы обратят те из наших глаголемых старообрядцев и последователи новейшего лжеучителя графа Толстого, которые отвергают брак! Их учение не прямо ли противоречит учению Христову?! Господь, присутствовав на браке в Кане Галилейской, сим не освятил ли брака? Он с любовью благословлял детей (Мф.19:13. Также Мк.10:13. Лк.18:15). Апостол Христов в своих посланиях брак называет честным и брачное ложе нескверным (Евр.13:4). Другой апостол отвергающих брак относит к разряду еретиков (1Тим.4: 1–3). И св. Златоуст пишет: „сказал Господь: кому дано, с одной стороны для того, чтобы ты познал, как велик подвиг, а с другой, – чтобы ты не представлял его для себя необходимым“.

Мк.10:13. Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

Мк.10:14. Увидав то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие.

Когда кончил Иисус Христос Свое учение о браке, тогда подвели к Нему детей, да коснется (чтобы Он прикоснулся) их, т. е. для благословения. У Евреев был обычай, когда испрашивали кому-либо особенное благословение Божие, возлагать руки на голову того (Быт.48:14. Мф.9:18). Они придавали великую важность молитвам и благословению святых и благочестивых людей (Числ.22:6; Лк.2:28). Вот почему матери приводили детей своих к Иисусу Христу – для благословения. Ученики не допускали (прещаху) приносящих. Не допускали потому, что думали, что это отвлечет Господа и помешает Ему в занятии другими важными делами и беседой с народом. Господь запретил делать это Апостолам, сказав: оставите (пустите) детей приходити ко Мне и пр, Еванг. Марк говорит, что Иисус Христос даже вознегодовал на Апостолов, запрещавших матерям подводить к нему детей. Так неугодна была для Него их услуга, как дело недоброе, непохвальное, хотя быть может она была вызвана и добрым намерением. Тацех (таковых) бо есть царствие Божие. По сему поводу, – пишет один из духовных писателей, – Господь хотел показать, что неразумные малютки – младенцы должны были войти в Его церковь, чрез таинство крещения, и быть наследниками Его царства, несмотря на свой младенческий возраст. Он Сам имел совершенно чистую детскую душу, и с радостью останавливал Свой Божественный взор на невинных малютках, созерцая в них отражение Своего образа. Он отдыхал при этом Своей человеческой душой после разговора со своими хитрыми и непримиримыми врагами – фарисеями и книжниками. Невинность, доверчивость, простота, искренность, ласковость, беззаветная преданность детей были любезны нашему Господу, и Он всегда ставил детей в образец для Своих последователей, ласкал и обнимал их (Тр. л.).

Мк.10:15. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

Эти слова Христовы подобны тем словам, которые, по Евангелию Матфея, высказал Он по поводу вопроса, сделанного Ему Апостолами: Кто больше в царстве небесном, т. е. Его, Христовом (Мф.18:1–4)? Известно, что дети очень доверчивы, незлобивы, негорделивы, а это все такие качества, которые требуются от желающего вступить в царство Христово, т. е. в Его церковь здесь на земле и затем в райское блаженство на небе, (о царстве Божием чит. в объясн. 15 ст. 1 гл.) и без которых невозможно быть достойным членом сего царства. Принять царство Божие, это и значит принять веру во Христа; войти в царство Божие, значит сделаться истинным христианином и наследником блаженства в раю.

Мк.10:16. И обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Иисус Христос, благословляя, обнимал детей. „Это, пишет епископ Михаил, глубокой и чистой любви к чистой и невинной человеческой природе в ее восстановлении искуплением Христа. Родители принесли детей к Господу с тем, чтобы Он только коснулся их; Господь же делает больше: Он обнимает их, возлагает на них руки и благословляет, – в научение не допускавших их учеников и Своих последователей“.

Зач. 45. Разговор Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве.

Читается в четверг 31-ой недели по Пятидесятнице.

Разговор с богатым юношей и затем с учениками об опасности богатства в отношении спасения души у еванг. Марка изложен совершенно так же, как и у еванг. Матфея (Мф.19:16–30), с некоторыми, впрочем, особенными чертами.

Мк.10:17. Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Притек некий (подбежал некто), по Матфею, юноша (20 ст.) и пал пред Иисусом Христом на колени; в этом выражается и горячность желания юноши достигнуть своей цели – узнать, как получить вечное спасение, и также искренность уважения к Господу, как премудрому Учителю. Наследовать жизнь вечную, т. е. войти в царство небесное для вечной блаженной жизни. Блаженство на небе в единении с Богом, Источником жизни, есть истинная жизнь для человека; тогда как, наоборот, пребывание в аду, в отчуждении от Бога, есть действительно духовная смерть. (Откр.20:14). „Приятный и самый приличный вопрос предложен нашему Спасителю, замечает св. Климент Александрийский, предложен вопрос самой Жизни о жизни, Спасителю о спасении, Учителю о главном, преподаваемом им, учении“.

Мк.10:18. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

Это значит: для чего ты величаешь Меня таким титлом, которое приличествует одному Богу, когда не признаешь Меня Богочеловеком, а – просто человеком, учителем? Господь по Своему всеведению знал это неверие юноши, потому так и сказал ему. Никто не благ, как только один Бог, т. е. благ в высшей степени; так как есть благие, добрые и из людей. „Никто не благ из людей сам по себе, замечает Блаж. Феофилакт, потому что они переменчивы, обращаются часто от добра ко злу, да и самая их доброта в сравнении с благостью Божией есть худость“. По Евангелию Матфея, Господь сказал юноше: если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Это значит, что для спасения необходимо собственное и искреннее желание человека, так как насильно и Бог никого не спасает. „Не сказал Господь: исполни заповеди, замечает митр. Филарет, поскольку ведал, что для сего не достало бы сил человеческой природы, которая от прародителей повреждена грехом; но сказал: соблюди заповеди, т. е. не теряй их из вида, имей всегда их пред очами и сообразуй с ними свои действия, сколько разумеешь и сколько можешь“.

Мк.10:19. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; не обижай; почитай отца твоего и мать (Исх.20:12–17).

Мк.10:20. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.

Заповеди (т. е. десять заповедей Закона Божия) веси (знаешь). Заповеди закона для того и даны грешному человеку, чтобы по ним он устраивал свою жизнь и возводил себя к большому и большему нравственному совершенству, ибо кто исполняет закон, тот жив будет им (Гал.3:12). Не прелюбы сотвориши (не прелюбодействуй) – 7-ая из 10-ти заповедей; не убий, не укради – 6-ая и 8-ая; не лжесвидетельствуй – 9-ая; не обижай, т. е. не причиняй неприятности и притеснения ближнему каким бы то ни было образом; – заповедь эта заключается в 6-ой, отдельно же она выражена в книге закона Моисеева Левит (Лев.19:13), и имеет большое приложение к богатым и знатным людям: так как у таких людей более и способов, и поводов так или иначе причинять обиды другим; чти отца своего и матерь – 5-ая заповедь.

Мк.10:21. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест.

Возлюби (полюбил) его (юношу). В юноше видно было искреннее и сильное искание пути к наследию царства небесного, которое ясно свидетельствовало о добрых его качествах и по которому он, хотя внешне, но строго исполнял закон Божий; а для сего последнего, конечно, требовалось с его стороны немало усилий и борьбы. За все это юноша и заслужил любовь Христову. Единого еси не докончал (одного тебе не достает), у еванг. Матфея сказано: если хочешь совершен быть. Т. е. ты исполнил 10 заповедей по-иудейски – только наружно, без полной любви к Богу и ближнему, как бы так говорил Господь; а нужно исполнять их по-христиански, – из всецелой любви к Богу и ближнему, нужно иметь такое самоотвержение и быть так свободным от всякой земной привязанности, чтобы, например, из-за небесной награды (и будешь иметь сокровище на небеси) быть готовым отказаться от имения, раздать его бедным и идти за Христом, – сделаться Его учеником (и ходи в след Мене – последуй за Мною – взяв крест.) Чит. объясн. 34 ст. 8 гл.). Этого одного тебе не достает. С другой стороны, Своими словами юноше: Если хочешь совершен быть, пойди, все, что имеешь, продай и пр. Иисус Христос призывал его к необязательной для всякого христианина, совершенной нестяжательности, – для получения высшего блаженства на небе – будешь иметь (имети имаши) сокровище на небеси. Так поступили, например, Апостолы, оставив все (28 ст.); так поступали некоторые из святых, наприм. Антоний великий и другие. Обет нестяжательности есть один из монашеских обетов. Таким образом, расточать все имение необязательно для христианина, но не иметь пристрастия и привязанности к богатству, – такого пристрастия и привязанности, которые мешают помогать, сколько возможно, нуждающимся, – есть непременная обязанность каждого христианина. „Христос Спаситель, учит святит. Филарет, указал нестяжание, как пособие совершенству, полезное для некоторых, а не как необходимое для всех. Буди совершен, сказал Бог Аврааму, и он был совершен, тогда как он бе богат зело, но к богатству непристрастен, и следовательно, хранил нестяжание в душе, обладая стяжаниями в доме. Не требовал Он добровольной нищеты и от Иосифа Аримафейского, иже и сам учися у Иисуса. Но, наоборот, Иуда думал, что не слишком непозволительно желать умножения денег, чтобы от избытка удобнее было подавать нищим, и не приметил, как совсем забыл правило апостольского нестяжания и под покровом нищелюбия воспитал свое корыстолюбие и злокорыстие: тать бе. Кто же не обязан правилом совершенного нестяжания, тот, пользуясь богатством, законно приобретенным, не забывай правила, еще псалмопевцем провозглашённого всем богатым: богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс.61:11). Напоминай себе часто, что скоро ли, долго ли, или богатство тебя оставит, или ты оставишь богатство, и потому обходись с ним, как с гостем, которого надо честно принять и честно проводить. Если же ты не умеешь, с сохранением имения сохранить твою душу; то подлинно, не лучше ли уже погубить богатство, нежели, чтобы оно тебя погубило“.

Мк.10:22. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Что именно так, по-иудейски, по-фарисейски, исполнил заповеди юноша, что он напр., не желал ближнему своему довольства и обилия столько же, сколько самому себе, это и обнаружилось из того, что он не послушался Господа, пожалел богатства и соединенных с ним почета и власти и, хотя со смущением, по Матфею, с печалью, но отошел от Спасителя: смутившись от сего слова (дряхл быв о словеси), отошел с печалью (отъиде скорбя): ибо у него было большое имение (имея стяжания многа).

Зач. 46. Разговор Иисуса Христа с учениками о богатстве и о награде последователям Его.

Читается в пяток 31-ой недели по Пятидесятнице.

Мк.10:23. И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие.

Мк.10:24. Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

Како неудобь имущии богатство в царствие Божие внидут (как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие!). Эти слова произнес Иисус Христос, когда вопрошавший Его о пути ко спасению, богатый юноша, услышав, что для большего совершенства нужно продать имение и раздать нищим, отошел с печалью (ст. 21 и 22); потому что был очень привязан к богатству. Ученики же Христовы ужаснулись (ужасахуся) от этих слов Его, – ужаснулись строгости этого учения относительно богатства и даже, как говорится ниже (ст. 26), чрезвычайно изумлялись (излиха удивляхуся), говоря: кто же может спастись? – ужаснулись и изумлялись: так как богатства все желают, к нему стремятся, и оно, по общему мнению считается знаком благословения Божия к человеку; а между тем Учитель их поставляет богатство таким сильным препятствием на пути к царствию Божию. – Что же тогда Господь? Он еще более подтвердил Свои слова и при этом разъяснил их и указал, как и при богатстве можно спастись.

Мк.10:25. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Это – народное присловие, употребляемое для того, чтобы показать, что известное дело невозможно или чрезвычайно трудно. Под верблюдом, по-славянски, вельбудом одни из толкователей разумеют животное, для которого невозможно пройти в узкую дверь наподобие игольных ушей, в которую едва проходит человек, другие – толстый канат, употребляемый на кораблях, который невозможно пропустить сквозь игольные уши. Трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие (24 ст.) Словами: надеющимся на богатство разъясняются слова: имеющими богатство (ст. 23). Это значит, что не само по себе богатство опасно в отношении наследия царства небесного; нет, оно опасно лишь в том случае, когда человек надеется на него, т. е. очень привязан нему, – всей своей душой привязан, любит его больше всего, все счастье свое поставляет в нем. Опасно потому, что для человека, привязанного всей душой к богатству, трудно принять христианскую веру, которая требует не иметь такой привязанности, трудно для такого человека и исполнять правила христианской веры, и таким образом направлять себя в царство небесное. Богатство обыкновенно отвлекает от добродетелей христианских, которые ведут в царство небесное, каковы: истинная любовь к Богу и ближнему, смирение, воздержание и др.; а, напротив, располагает к порокам, которые влекут к вечной погибели, каковы: гордость, скупость, жизнь роскошная, рассеянная и т. п.

Мк.10:26. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

Мк.10:27. Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу.

Кто может спасен быти (спастись?) Кто, т. е. из богатых людей. Апостолы, судя по-человечески, думали, что отрешиться от богатства, есть дело невозможное, и потому из богатых никто не может спастись; но Иисус Христос сказал им, что действительно человеку, самому по себе, это невозможно, но при помощи Божией для человека нет ничего невозможного, все возможно: у человека не возможно, но не у Бога, вся возможна суть у Бога. При помощи Божией человек может и совершенно отрешиться от богатства, может и при богатстве, не имея привязанности к нему, быть истинным христианином и получить вечное спасение. Это мы видим на многих из святых людей как ветхозаветного времени, так особенно новозаветного, христианского, видим многих, совершенно отрекшихся от богатства, каковы Антоний великий, Алексий, митрополит Московский, и др., видим спасшихся и при богатстве, каковы ветхозаветные праотцы Авраам, Иов, царь Давид и др. и новозаветные Иосиф и Никодим, погребавшие Господа, цари Константин и Елена, русские князья Владимир и Ольга, Филарет милостивый и др. „Не богатство губит человека, а рабское служение ему. Будь господином его, употребляй его во славу Божию–и спасешься“. У еванг. Матфея тут прибавлено: имеющие уши слышати, да слышат, т. е. люди богатые да обратят свое внимание на слова Христовы о богатстве и на их смысл и значение.

Мк.10:28. И начал Петр говорить Ему: вот мы оставили все и последовали за Тобою.

Се мы оставихом вся (вот мы оставили все) и в след Тебе идохом (и последовали за Тобою). Эти слова высказаны были апост. Петром от лица всех Апостолов, после того, как Иисус Христос сказал юноше, что требуется для большего совершенства и большей награды на небе, и после того, как юноша, услышав от Иисуса Христа требование отречения от богатства и имущества для сего, удалился от Него (ст. 21 и дал.). Оставили все, – все, что имели: и сети, и уды, и лодки, и бедные свои жилища, и родителей, и родных, т. е. показали такое же самоотвержение, какое показал бы богач, если бы отказался от своего богатства. У еванг. Матфея прибавляется при этом: Что убо будет нам (что же будет нам), т. е. какая награда, какое воздаяние будет нам за наше самоотвержение? Св. Златоуст замечает при этом, что не честолюбие заставило ап. Петра вопросить так Господа, а то, дабы и бедный, который мог подумать: если у меня нет имения, значит, я не могу быть совершенным, знал, что бедность его нимало не вредит ему. Апостол предложил вопрос от лица всех.

Мк.10:29. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,

Мк.10:30. и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцев, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущей жизни вечной.

Здесь перечисляются виды самоотвержения ради Христа и тем указывается, что должно предпочитать Христа и спасение своей души всему, и самому близкому, самому дорогому, а не то, чтобы действительно оставлять все, и удаляться всего, чтобы быть христианином. Удаление от всего, это – высший род совершенства, о котором можно сказать то же, что у св. Матфея (Мф.19:12) сказано о безбрачии: не все вмещают слово cиe, могущий вместить, да вместит, или о расточении богатства: если хочешь быть совершенным, и пр. Св. Златоуст, по поводу сих слов Христовых, прибавляет: „здесь говорит Господь еще и о гонениях. В то время отцы детей своих и жены мужей своих привлекали к нечестию“.

Господь разделяет мздовоздаяние на награды в здешней и будущей жизни. Во сто крат более (сторицею), т. е. несравненно больше, чем сколько стоит то, что оставлено. Обещание иметь множество домов и братьев и сестер и пр., конечно, нужно понимать иносказательно, т. е. в духовном смысле, так как невозможно иметь множество напр. отцов и матерей. Это значит, 1) что духовные блага, даруемые от Иисуса Христа Своим последователям, столь обильны, что несравненно более вознаграждают отказавшегося ради них от всех благ вещественных, житейских, если только последние отклоняют от последования Ему; 2) что духовные связи религии несравненно более должны быть дороги человеку и более крепки, чем кровные и чувственные, если только сии последние препятствуют высокой религиозной жизни, и что потому 3) с излишком вознаграждают отрёкшегося от этих последних благ за отречение от них: таковой может приобрести гораздо более дорогих сердцу духовных братьев и сестер духовных отцов и матерей и детей (Мих.). Св. Григорий Богослов замечает: Господь сделает, что оставивший все ради Христа будет обрадован бедностью или оставлением всех вещей гораздо более, чем богатый своим богатством и всеми своими угодьями. Это мы и видим на св. Апостолах, мучениках и подвижниках. Ныне во время cиe, среди гонений (во изгнании). Т. е. иметь эти, обещаемые Господом, блага не помешают и грозящие Апостолам и вообще истинным последователям Христовым, гонения на них со стороны неверующих и нечестивых людей.

Мк.10:31. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Т. е. раздаяние будущих небесных наград будет зависеть от веры и добрых дел, а не от раннего или позднего обращения ко Христу, ни от знатности или незнатности и т. п. Разумеется здесь и то, что Иудеи, быв некогда первыми по избранию Божию или мечтавшие получить великие земные блага в царстве Мессии, не уверовав во Христа, станут последними, а язычники, прежде последние, уверовав, будут первыми. Иуда был сыном царствия и вместе с другими апостолами слышал: сядете на двенадцати престолах (Мф.19:28), однако же сделался сыном геенны; а Ефиоплянин (Деян.8:27), будучи варваром, язычником, удостоился венцов вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом.

Зач. 47. Новое предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении, просьба сынов Зеведеевых и наставление ученикам о смирении.

Читается в пятую неделю великого поста.

Новое, по счету третье (первое – в 8 гл. 31 ст., второе в 9 гл. 31 ст.) предсказание Господа Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении изложено у еванг. Марка теми же словами, как и у еванг. Матфея (Мф.20:17–19), но только с некоторыми дополнительными особенностями. Равным образом и просьба сынов Зеведеевых, апостолов Иакова и Иоанна, ответ Господа на эту просьбу и наставление ученикам по сему случаю изложены у еванг. Марка совершенно сходно со сказанием св. Матфея об этом (Мф.20:20–28), с тем только различием, что у св. Матфея просит за Апостолов мать их Соломия, а у евангелиста Марка они сами.

Мк.10:32. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

На пути в Иерусалим, – где скоро имел пострадать Господь, Он снова предсказывает своим ближайшим ученикам о предстоящих Ему страданиях. Бе варяя их (впереди их), т.е. Апостолов, шел Иисус. Шел впереди, как бесстрашный вождь, предшествующий своим воинам на битве духовной, каковую готовилось дать всему Иудейству малое воинство Христово, под водительством своего великого Вождя (Мих.). Еще таким шествием показывал Господь то, что Он ради нашего спасения поспешает к страданию и не убегает от смерти (Феоф.). И ужасахуся, и во след идуще бояхуся (они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе). Апостолы боялись за своего Учителя, против Которого, как они знали, возбуждены были фарисеи, книжники и начальники, так что искали умертвить Его. Боялись тем более, что Он Сам не раз высказывал им, что Его ожидают ужасные страдания и позорная смерть; а теперь уже прямо сказал (ст. 33), что именно во время сего последнего пребывания в Иерусалиме, куда они идут, последуют эти страдания и смерть. О первосвященниках и книжниках, чит. в объясн. 31 ст. 8 гл. Подозвал (поем) двенадцать, т. е. отозвал от народа, который во множестве сопровождал Иисуса Христа, отозвал, так как не хотел открыть народу о Своих страданиях, а не хотел потому, что видел, что ему еще рано и бесполезно было вполне открывать, хотя прикровенно, напр., под образом Ионы (Мф.12:39) и храма (Ин.2:19), не раз открывал; восхотел снова открыть только двенадцати Своим ученикам, открыть то, что также не раз открывал им, особенно когда уже приближалось время Его страданий (чит. 8 гл. 31 ст. 9 гл. 31 ст.). „Господь не раз открывал ученикам о предстоящих Ему страданиях, дабы, как замечает св. Златоуст, таким напоминанием приучить их уже помышлять об этом и смягчить их скорбь и дабы нечаянное приближение страданий не могло сильно смутить их“. В настоящее время Господь не говорил народу о Своих страданиях, а в другое время говорил, хотя народ и не понимал Его, – это „для того, толкует св. Златоуст, чтобы народ узнал впоследствии, что Иисус Христос предвидел Свои страдания и добровольно шел на оные“.

Мк.10:33. вот, мы восходим в Иepycaлим, и Сын человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам;

Мк.10:34. и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Сын человеческий (чит. в объясн. 10 ст. 2 гл.). Предан будет. Господь предвидел и предзнал, что один из 12-ти учеников предаст Его. Архиереем и книжником. Книжники и первосвященники, вместе с народными старейшинами, составляли у Евреев важнейшее судилище, так называемый синедрион. Осудят Его на смерть. Когда Римляне поработили Иудеев, то предоставили Иудеям право только осуждать преступников на смерть, но право предавать смерти оставили за самими собой, как все это и исполнилось над Иисусом Христом (чит. 14 гл. 10 ст. и дал. 15 гл. 1 ст. и д.). Предадят Его языком (язычникам), т.е. римским властям для утверждения и исполнения смертного приговора над Ним, именно римскому правителю в Иудее в это время, Пилату и его войску. Поругаются Ему, уязвят Его, оплюют Его (Мк.14:65; 15:19 и далее); оплевание, это – выражение крайнего презрения и унижения – и убиют Его, у еванг. Матфея, предадут на распятие (здесь Господь в первый раз упоминает о Своем распятии на кресте), и в третий день воскреснет. Так и совершилось все это (чит. 14 гл. с 46 ст.). Евангелист Лука, повествуя о предсказании Господа Своим ученикам о страданиях и смерти при другом случае, прибавляет: Но они ничего из этого (предсказания) не поняли; слова сии для них были сокровенны (Лк.18:34). Так было и в это время, как видно из дальнейшего повествования. Апостолы никак не могли понять: как это Господь Бог, сотворивший все, мог подвергнуться мучениям и смерти?

Мк.10:35. Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

Мк.10:36. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

Пред него приидоста (подошли к Нему) Иаков и Иоанн, сына Зеведеева, – по Евангелию св. Матфея, вместе с матерью своей Соломией. Вероятно, ото всех их троих была просьба, но Апостолы научили мать прежде подойти к Господу, или потому что стыдились других учеников сами подойти, или потому, что надеялись вернее получить просимое (Злат.), и – потом уже подошли сами.

Мк.10:37. Они сказали Ему: дай нам сесть у тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей.

Даждь нам, да един одесную Тебе и един ошуюю Тебе сядева (дай нам сесть у Тебя одному по правую руку, а другому по левую) во славе Твоей, т. е. занять самые первые места в земном царстве Мессии (См. 1Цар.20:25; Пс.109:1). По Евангелию Матфея, Иисус Христос незадолго пред этим, когда Апостолы спрашивали Его: что будет им за то, что они все оставили ради Него (Мф.19:27), высказал им обещание посадить их в Своем царстве на 12-ти престолах для суда над 12-ю коленами Израилевыми (ст. 28). Апостолы, по всей вероятности, поняли это обещание Христово буквально, и теперь, когда подходили к Иерусалиму, думали, что Господь в скором времени откроет Свое царство; потому и обратились к Нему с просьбой. Известно, что и Апостолы, до сошествия на них Св. Духа, имели, подобно Иудеям, неправильное понятие о царстве, устрояемом Иисусом Христом. Св. Златоуст так пишет относительно бывших недостатков Апостолов: „Никто не должен смущаться, видя Апостолов столь несовершенными; ибо крест еще не совершился, благодать Духа еще не была им дана. Если же хочешь познать добродетель их, то смотри на их последующую жизнь, и увидишь, что они были выше всех страстей“. К просьбе о высших местах могло расположить Апостолов Иакова и Иоанна и то обстоятельство, что они видели себя в большой чести пред другими у Господа (Злат.).

Мк.10:38. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Мк.10:39. Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещуся, будете креститься;

Не веста, чесо просита (не знаете, чего просите). Апостолы не знали, потому что не имели надлежащего понятия о Христовом царстве, которое должно быть не таково, как обыкновенные земные царства. Можете ли пить чашу и пр. Здесь Господь указывает, что еще прежде прославления предстоят Ему Самому и Апостолам Его великие подвиги – придется страдать и умереть. Пить чашу и креститься крещением значит страдать и умереть. Эти выражения, особенно первое, иногда употребляются в Свящ. Писании именно в таком смысле (Ис.51:17–22; Пс.74:9. Ин.18:11). Выражение пить чашу, заимствовано от обычая восточных царей посылать чашу с ядом осужденным на смерть. Принятие страданий и смерти за веру представляется как бы погружением в них человека, очищающим его подобно очищению в водах крещения. Апостолы отвечали Иисусу Христу: можем. Так они отвечали, толкует св. Златоуст, в жару усердия, не зная того, что сказали, и надеясь услышать согласие на свое прошение. Чашу, которую Я пью, будете пить и пр. Т.е. Господь предсказал апостолам Иакову и Иоанну, что действительно, по любви своей к Нему, они примут страдания и даже (ап. Иаков) смерть за имя Его. Известно, что ап. Иаков был усечен мечом, по приказанию царя Ирода (Деян.12:2), а Иоанн, по приказанию царя Домициана, был брошен в кипящее масло, где Господь сохранил его невредимым, и затем сослан в заточение.

Мк.10:40. а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую, не от Меня зависит, но кому уготовано.

Это значит, что получить особенные почести в царстве небесном, зависит не от произвольного распоряжения Христова, но от того, кому определит Бог, Отец небесный, вместе с Отцом, конечно, и Он, Спаситель и Судия, по заслугам: кому (имже) уготовано. „От самих приемлющих зависит сделать себя достойными сидения одесную или ошуюю Господа, а не от Того, кто может дать cиe, хотя бы и несправедливо“, пишет св. Василий Великий.

Мк.10:41. И услышавши десять, начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Слышавше десять (прочие десять Апостолов), – т.е. те, что просили себе высших почестей в царстве Мессии Иаков и Иоанн. Начали негодовать, т.е. по поводу желания двоих из них возвыситься пред прочими, позавидовали им. Тут опять должно представить, как Апостолы были несовершенны до сошествия Св.Духа на них (Припом. объясн. 37 ст.).

Мк.10:42. Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

Мк.10:43. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою;

Мк.10:44. И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

Призвав (подозвав) их поближе к Себе, так как двое из них отделились от десяти для того, чтобы только им одним просить Господа. Весте (вы знаете), яко мнящиеся владети языки соодолевают им и пр. В этих словах Господь открывает всем 12-ти Апостолам, какое основное нравственное правило членов Его царства, это – не то, что в языческих царствах или вообще в царствах, властвование и возвышение над другими, а смирение и самоотвержение. „У народов, собственно у язычников, или вообще в мире бывает так, что князья господствуют над подчиненными им, и вельможи властвуют над своими рабами, как бы так говорил Господь; но в Моем царстве не так, – больший и первый должен быть слугой и рабом всем, т. е. сознавать себя ниже всех и быть готовым на всякое самоотвержение и на всякое доброе дело для ближнего, не только высшего, но и низшего себя“ (Чит. 9 гл. 35 ст). Таким образом, Своими словами Апостолам Господь в одних уничтожает зависть, в других гордость, замечает св. Златоуст. „Неестественно, пишет один из духов. писателей, чтобы слабое и немощное служило сильному и могущественному, высшее поддерживалось низшим. Естественно наоборот – чтобы сильное подавало помощь слабому, низшее поддерживалось высшим. Не тварь служит Творцу, но щедродательная десница Творца подает всем и жизнь, и дыхание, и вся; твари остается только принимать с благодарением, и употреблять во благо дар, нисходящий свыше от Отца светов. Не земля служит солнцу, но солнце согревает и освещает землю, не ожидая воздаяния от нее. Не рождения земли питают ее, но земля питает миллионы тварей, кои возвращают ей только прах (Воскр. Чт. г. 6). Указанные слова Господа не значат, что в Церкви Христовой не должно быть ни высших, ни низших, ни начальствующих, ни подчиненных: ибо Сам же Господь дал Апостолам власть преимущественную пред другими верующими, власть начальственную (Еф.4:11–12); но они указывают только на нравственный характер отношений между начальствующими и подчиненными в церкви (Мих.). Так понимали и поступали бывшие начальствующими, святые, как показывают жития их, напр. преподобные Феодосий печерский и Сергий Радонежский, св. равноапост. князь Владимир и др. Так понимают и поступают истинные последователи Христовы из властей и начальствующих среди нас. Да и вообще всем начальствующим и властвующим между нами следовало бы твердо помнить правило своего Христа-Законоположителя насчет отношения к подвластным! Толкуя вышесказанные слова, св. Златоуст прибавляет: „не опасайся потерять честь свою оттого, что смиряешься; смирением более возвысится и распространится слава твоя: оно есть дверь к царствию“.

Мк.10:45. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

В этих словах Господь в Самом Себе указывает пример отношений высших и начальствующих членов Своего царства к низшим и подвластным. Я, Сын Человеческий (Мк.2:10) пришел послужить (прииде, да послужит). Он и служил всем – служил и благотворением , и помощью в нуждах и немощах, особенно же служил в деле спасения рода человеческого и учением, и примером жизни, и, главным образом, своими искупительными страданиями и смертью. Отдать душу свою, т. е. жизнь свою (чит. объясн. 35 и 37 ст. 8 гл.). Для искупления многих. Искупление или выкуп – сумма, платимая в древности за взятых в плен на войне, в противном случае они оставались в плену и таким образом гибли для отечества. Под образом выкупа пленных представляется и дело спасения людей, совершенное Искупителем мира Иисусом Христом. Люди грехом подпали плену дьявола, и потому должны были все погибнуть, т. е. подвергнуться вечному мучению в аду, вместе с виновником греха и соблазнителем своим, дьяволом (Рим.2:6–9; Мф.25:46). Но Господь умер нас ради человек, и эти страдания и смерть Его были приняты правосудием Божиим, как выкуп за человечество, и люди таким образом освободились от погибели за грехи. „Его вольные страдания и крестная смерть за людей, будучи бесконечной цены и достоинства, как смерть безгрешного и Богочеловека, совершенно удовлетворили правосудию Божию, осудившему людей на смерть, и сделались безмерной заслугой на право, без оскорбления правосудия, подавать людям прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью“ (Прав. Катих. Чит. 8, 31). Многих сказано, а не всех, потому что хотя Иисус Христос пострадал и умер за всех (Рим.5:18; 1Тим.2:6 и др.), но не все веруют в Искупителя, и из верующих не все спасутся или по слабости веры, или по недостатку добрых дел (Мф.26:28; Евр.9:28 и др.).

Зач.48. Исцеление слепого Вартимея Иисусом Христом.

Читается в понедельник 17-й и 32-й недель по Пятидесятнице.

И у еванг. Матфея (Мф.20:30–34) излагается это сказание об исцелении слепца Иерихонского, но с некоторым различием против сказания св. Марка: у еванг. Матфея указаны два слепца, а не один, как у св. Марка, у еванг. Марка исцеленный слепец назван даже по имени – Вартимей, т.е. сын (вар) Тимеев. Эта разница в повествовании не составляет противоречия, так как еванг. Марк упоминает только об одном слепце, вероятно, потому что этот слепец был более известен народу, и исцеление его более повлияло на народ, чем одновременное с ним исцеление другого. Точно так же еванг. Марк поступил, повествуя о исцелении бесноватого отрока (Мк.5:2 и далее). Некоторые думают и так, – что Господь и исцелил двух различных слепцов, – одного при входе в Иерусалим, а другого при выходе оттуда (Воскр. чт. 30 г.).

Мк.10:46. Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

Во Иерихон. Иерихон, это – во времена Христовы был большой Иудейский город. Он находится в 20-ти верстах к северо-востоку от Иерусалима и 7-ми к западу от р. Иордана. Это был тот город, недалеко от которого Евреи чудесно перешли Иордан, вступая в землю Обетованную (Нав.3:16–17); Иерихон первым, тоже чудесно, был взят Евреями при завоевании сей земли (Нав.6:20); в Иерихоне были училища пророческие во времена царей (4Цар.2:5). Так как этот город стоял на равнине, окруженной возвышающимися одна над другой горами, то окрестности его были очень прекрасны, растительность роскошная, климат превосходный. От Иерихона до Иерусалима лежала пустыня, скалистая и мрачная, наполненная зверями и разбойниками, делавшими путь во св. город небезопасным, почему путешественники отправлялись туда караванами. В настоящее время Иерихон представляет собой небольшую и бедную арабскую деревню – Риху.

Со множеством народа (народу многу). Иисуса Христа постоянно окружало множество народа, особенно же теперь, когда приближался праздник Пасхи, и в Иерусалим на праздник Пасхи собиралось бесчисленное множество богомольцев.

Сын Давидов, то же, что Мессия, так как Иисус Христос Meccия, по человечеству, происходил из рода Давида, царя Еврейского (Мф.1:1).

Мк.10:47. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Помилуй мя, т.е. смилуйся, сжалься надо мной. Из этого восклицания видно, что слепец, слыша об Иисусе из рассказов других, уверовал в Него, как в обетованного великого потомка Давидова, Мессию; веровал и в то, что Он может исцелить его Своей божественной силой.

Мк.10:48. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

И прещаху ему мнози, да умолчит (многие заставляли его молчать), потому что желали, чтобы не беспокоили Иисуса Христа: так как, вероятно, в это время Он учил народ, и народу не хотелось, чтобы была прервана беседа из-за слепца. Он же множае паче зваше (но он еще более стал кричать). Слепец выражал этим свою большую веру и надежду на помощь Христову.

Мк.10:49. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

Мк.10:50. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

Отверг ризы своя (сбросил с себя верхнюю одежду) – обыкновенно широкую, которая накидывалась на плечи и застегивалась около шеи (Мф.5:40). Слепой сбрасывает верхнюю одежду для того, чтобы она не мешала ему поскорей идти к Господу. Узнав, что Иисус Христос зовет его, он спешит к Нему, с полной верой в свое исцеление.

Мк.10:51. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

Мк.10:52. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Что ты хочешь от Меня (что хощеши, да сотворю тебе)? Господь знал, что нужно слепцу, но спросил, чтобы показать пред всеми величие его веры во всемогущую силу Его. Вера твоя спасе тя (спасла тебя). Это – обычное изречение Господа, которое Он говорил, когда сильная вера больного привлекала к нему Его Божественное милосердие, сопровождавшееся исцелением. Господь произносил вслух народа это изречение для того, чтобы все слышали и видели, как велика сила веры, когда она так скоро привлекает к верующему Божье милосердие. Евангелист Матфей повествует, что, исцеляя слепца, Иисус Христос прикоснулся к очам его: так нередко поступал Он при исцелении.


Источник: Толкование на Евангелие от Марка / Сост. свящ. И. Бухарев, законоучитель Моск. мещ. уч-щ. - Москва : Изд. кн. маг. В.В. Думнова, 1900. – 222 с.

Комментарии для сайта Cackle